Наименование публично правового образования что это такое пример
Виды публично-правовых образований.
Обобщающий термин «публичные образования», вполне приемлемый для гражданско-правового регулирования, не отменяет множественности видов публичных образований. Так, самостоятельными видами публичных образований признаются:
1) Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1 Конституции РФ);
2) субъекты Федерации, хотя и входящие в состав последней, но признаваемые самостоятельными субъектами гражданского права: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п. 1 ст. 65 Конституции РФ);
3) муниципальные образования – городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения (п. 1 ст. 131 Конституции РФ; п. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ).
Из этого следует, что Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования самостоятельно и наравне выступают в гражданском обороте (разумеется, в рамках своей компетенции).
К публично-правовым образованиям относят РФ, её субъекты и мун. образования. Все эти субъекты являются самостоятельными и независимыми друг от друга, однако, принципы их организации деятельности схожи, поэтому в гражданско-правовых отношениях к ним применяются одинаковые правила и они рассматриваются совместно.
Признаки участия в ГО:
1. Не используют в ГО свои властные полномочия и выступают на равных с физ. и юрлицами;
2. К отношениям с их участием применяются нормы, относящиеся к юрлицам, если иное не указано в законе или их особенностей;
3. От имени публичных образований гражданские права и обязанности осуществляют специально уполномоченные на это органы исполнительной власти в рамках своей компетенции (напр., дают разрешение на приватизацию, заключают договоры и др.). В некоторых случаях, данные полномочия могут быть делегированы по поручению этих субъектов юридическим лицам или гражданам.
4. Эти субъекты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением:
— имуществом, закреплённым за УП;
— имуществом, которое по закону может находиться только в публичной собственности;
— имуществом, изъятым из оборота;
5) Данные субъекты занимают особое положение, т к они сами устанавливают правила поведения и их соблюдают;
6) Эти субъекты также несут ответственность за незаконные действия своих органов и должностных лиц;
7) Их правоспособность является целевой, т. к. они действуют в интересах всего общества.
Правосубъектность публичных образований. Определяется Конституцией РФ, К. республик, уставами других субъектов, муниципальных образований, ГК, другими законами, которые определяют их участие в ГК. Их правоспособность нельзя считать ни общей, ни специальной – в чём-то она шире (по отношению к другим субъектам), а в чём-то уже. В некоторых случаях определённые права принадлежат только публичным образованиям. Они вправе принимать административные акты, из которых возникают гражданские правоотношения, субъекты наделяются правами и обязанностями (напр., акт о регистрации брака). Некоторые виды отношений являются гос. монополией, напр., по закону «о внешнеторговой деятельности» гос. монополия устанавливается на импорт и экспорт определённых товаров. Государство не может быть участником некоторых сделок, например, покупателем в розничной торговле, быть доверительным управляющим чьего-то имущества и т. д. Государство не может передавать имущество по наследству, некоторые виды приобретения права собственности присущи только государству (конфискация, налоги, национализация. Некоторые способы прекращения права собственности присущи только государству (приватизация).
Таким образом, правоспособность государства вытекает из его назначения в рамках тех целей, для которых оно создано, она является целевой.
Залог: понятие, основания и виды.
Залог – это вещно-правовой способ обеспечения обязательств, т.к. выполнение обязательства обеспечивает вещь.
Источники правового регулирования: Гражданский кодекс, закон «Об ипотеке», Декрет Президента «О некоторых вопросах залога имущества
Виды залога :
1) залог с оставлением имущества у залогодателя (может быть с замком печатью залогодержателя – твердый залог, который не распространен). По общему правилу ст.319 Заложенное имущество всегда остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором;
2) заклад – залог с передачей имущества залогодержателю;
3) залог товаров в обороте (ст.338 ГК) – это разновидность залога товаров с оставлением их у залогодателя и с предоставлением ему права изменять состав и натуральную форму заложенного имущества при условии, что их стоимость не становиться меньше указанной в договоре. Особенности: 1) предметом является не индивидуально-определенная вещь, а товары определенной стоимости (сырье, товарные запасы, полуфабрикаты и др.); 2)залогодатель вправе изменять состав и натуральную форму заложенного имущества, с условием, чтобы стоимость товаров не стала меньшей, чем указано в договоре и др.
4) ипотека – залог недвижимости. Разновидность залога с оставлением имущества у залогодателя. Принят Закон РБ «Об ипотеке»;
5) залог вещей в ломбарде (сст.339) – это принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, в обеспечение краткосрочных кредитов выдаваемых специализированными организациями – ломбардами.
6) Залог имущественного права (требования) (ст.339 1 ГК), также ценных бумаг
Основание возникновения:в силу акта законодательства и договора. Например, согласно п.5 ст.458 ГК, с момента передачи товар покупателю и до его полной оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца, если иное не предусмотрено договором.
Предмет залога:
Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования),
Законодательством установлены следующие исключения в отношении предмета залога:
1)имущества, изъятого из оборота;
2)требований неразрывно связанных с личностью кредитора (алименты, возмещение вреда);
3)прав, уступка, которых запрещена (напр, согласно п.4 ст.253 ГК не допускается уступка права преимущественной покупки доли в праве общей собственности);
4)Имущество, приобретенное за счет внешнего государственного займа (кредита) до полного погашения обязательств по такому займу (кредиту).
5)имущество граждан, на которое не допускается взыскание (Приложение №1 ГПК)
Субъекты: залогодатель и залогодержатель – это гр-не и ю.л., но это обязательно собственник вещи, или имеющий право хозяйственного ведения, согласно ст.316 ГК. Организации, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, вправе передавать в залог имущество, находящееся в государственной собственности, в порядке, установленном законодательными актами о распоряжении государственным имуществом, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, а имущество, находящееся в частной собственности, – с согласия собственника этого имущества либо уполномоченного им лица.
Субъектный состав может изменяться в залоговом правоотношении в связи с переходом прав к другому лицу, с уступкой прав по договору залога. Существенные условия договора залога (ст.320 ГК):
1) предмет залога и его стоимость;
2) существо, размер, срок исполнения обязательства, обеспеченного залогом;
3) указание на сторону, у которой будет находится заложенное имущество
Форма договора:
1)обязательно простая письменная форма;
2)нотариальному удостоверению подлежат договор договор о залоге в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен (п.2 ст.320 ГК).
3)договор об ипотеке подлежит государственной регистрации
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 6258 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Публично-правовые образования
К публично-правовым образованиям относятся:
Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях.
Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями и выступает на равных началах со своими контрагентами (с участниками правоотношений с противоположной стороны).
Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы:
Государство выступает как в вещных, так и в обязательственных правоотношениях. Государство обладает правом собственности на некоторые объекты (вещные правоотношения), и имеет право совершать сделки по своим объектам (обязательственные правоотношения).
Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях:
1.Отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);
2.В отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд;
Бесплатная юридическая консультация
Телефон: 8 (800) 555-67-55 доб. 782
3.В отношениях подряда для государственных нужд;
4.В отношениях дарения (когда имущество дарится государства)
5.Наследственные правоотношения (наследуются так называемые выморочные имущества, т.е имущества у которого нет наследников или же все наследники отказались принять наследство)
6. Государство является субъектом ответственности за вред причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда:
7.РФ может выступать во внешнем обороте заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами.
В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты РФ (области, края, республики, автономные области, автономные округа и города федерального значения)
Муниципальное образование – это городские сельские поселения, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется местный бюджет, муниципальная собственность и выборные органы управления (городской округ Орехово-Зуево может быть субъектом гражданско-правовых отношениях в случаях распоряжения своей муниципальной собственностью в виде сдачи в аренду этого имущества).
Муниципальные органы вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, совершать иные сделки, выпускать местные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты.
Публично-правовые образования
Государство не только регулирует гражданско-правовые отношения, но и является их активным участником. Оно подчиняется как общеустановленным правилам, так и нормам, учитывающим специфику государственного управления. Взаимодействие государства, субъектов хозяйствования и обычных граждан в рамках гражданско-правового оборота происходит через публично-правовые образования.
Публично-правовые образования: что это
Любые структуры, созданные для управления государством или отдельными его частями, выполняют функцию публичной власти. Они организовывают определенный порядок на подконтрольной территории, исполняют социальную функцию и решают другие проблемы, находящиеся в ведении государства.
С другой стороны, для решения вопросов, находящихся в ведении этих органов, необходима и хозяйственная деятельность. Поэтому органы власти не только создают нормы и правила (законодательство), но и подчиняются им.
Специфика выполняемых функций и вовлеченности властных структур в гражданско-правовой оборот порождает необходимость выделения их в отдельный вид субъектов правовых взаимоотношений — публично-правовые образования.
Хотя российское законодательство и не содержит четкого определения таких образований, на основании правовых теорий, международных документов и правоприменительной практики, к ним относят:
Примерами публично-правовых образований являются органы исполнительной власти. Вместе с тем, не все исполнительные органы принимают непосредственное участие в гражданско-правовых взаимоотношениях.
Например, глава муниципального образования может выступать как самостоятельный субъект, а вместо Президента РФ действует его управление делами, администрация и т. д.
Кроме того, органы власти могут создавать отдельные организации, учреждения, которые действуют от их имени и по поручению госоргана.
Правосубъектность публично-правовых образований
И государство в целом, и отдельные его части, относятся к субъектам гражданско-правовых отношений (ГК РФ, ст. 124). Соответственно, на их действия распространяются законодательные нормы, действующие и на других участников таких отношений — юридических лиц и граждан.
Несмотря на то, что правила гражданско-правовых отношений устанавливает государство, у властных структур нет и не должно быть особых преференций по отношению к другим субъектам таких взаимоотношений.
Вместе с тем, для публично-правовых образований характерны некоторые особенности законодательного регулирования. Связано это, прежде всего со спецификой таких субъектов гражданских правоотношений.
Основной задачей госорганов (муниципалитетов) является управление государством в целом либо отдельными его частями. То есть выполнение функции администрирования на той или иной территории. Поэтому и возникновение гражданско-правовых отношений, и вступление в них публично-правовых образований носит второстепенный характер и связано с обеспечением выполнения основной функции.
Кроме того, специфика госуправления создает специфические правовые отношения, не характерные для других участников гражданско-правовых отношений. Это финансирование государства через налоги и государственные ценные бумаги, порядок отчуждения госимущества, администрирование государственной собственности и т. д. Такие специфические отношения регулируются отдельными законодательными нормами.
Совокупность всех этих условий и определяет специфичность правосубъектности публично-правовых образований, как субъектов гражданского права.
Специфика участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях
Государство обладает правом собственности на имущество. Управляют госимуществом органы госуправления. В рамках своих полномочий они могут передавать имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление организациям, учреждениям и предприятиям.
Кроме того, госимущество может отчуждаться. Происходит это в специфическом порядке — путем приватизации.
Приобретение имущества в собственность государства может происходить обычным порядком — путем его купли-продажи, наследования, создания в рамках договоров оказания услуг, подряда и т. д.
Отдельно стоит остановиться на таком способе получения имущества в собственность, как дарение. Публично-правовое образование не может подарить свое имущество, однако, оно может выступать в качестве одаряемой стороны.
В силу различных обстоятельств государство может:
Распоряжаются имуществом государства или муниципального образования, специально уполномоченные органы. При передаче госимущества в хозяйственное управление различным учреждениям и организациям, за этими органами закрепляется функция контроля использования государственной собственности.
Для обеспечения основной деятельности, публично-правовые образования могут участвовать в договорных отношениях купли-продажи, оказания услуг, подряда, выступать в качестве займодавца и эмитента ценных бумаг. Кроме того, федеральные органы власти обладают исключительным правом эмиссии денежных средств.
Публично-правовые образования могут выступать в качестве заказчиков научно-технических разработок, получать исключительные права на продукцию интеллектуального труда и т. д.
Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований
По общему правилу, публично-правовые образования могут отвечать своим имуществом в рамках взятых на себя обязательств. Так же как и другие субъекты гражданско-правовых отношений, госорганы не несут ответственности за действия учрежденных ими организаций и предприятий, а также иных публично-правовых образований. Исключением из этого правила является прямое поручительство или гарантии этих субъектов гражданского права.
Кроме того, при выполнении обязательств не всякое имущество может быть отчуждено у государства. Существуют виды имущества, которое может находиться только в исключительной собственности государства. Например, недра и природные ископаемые.
Эти субъекты гражданских правоотношений несут ответственность за вред, причиненный их действиями при выполнении основной функции — управления государством. Например, при принятии нормативных актов, ухудшающих положение того или иного субъекта правоотношений, местных законов, не соответствующих конституции или федеральному законодательству и т. д.
Заключение
Публично-правовые образования представляют собой государство и территориальные образования внутри него. В России существует два уровня таких образований — федеральный и муниципальный. В качестве субъектов гражданско-правовых отношений могут выступать различные госорганы и учрежденные ими организации, предприятия, учреждения.
Публично-правовые образования подчиняются тем же законодательным нормам, что и другие субъекты гражданско-правовых взаимоотношений. Однако существуют специфичные отношения, присущие только этому виду субъектов.
Публично-правовые образования как субъекты гражданского права
Гражданская правосубъектность публично-правовых образований
Участие последних в гражданско-правовых отношениях всегда актуально и насчитывает многовековую историю. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК
к публично-правовым образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
2. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях характеризуется рядом особенностей:
1) в целом такое участие обусловлено необходимостью осуществления возложенных на них функций – экономических, социально-культурных, обеспечения безопасности и защиты населения и др. Публично-правовые образования, вступая в отношения гражданского оборота, не могут исходить из каких-либо частных интересов; здесь должны преследоваться только цели и задачи, обусловливающие возможность наиболее эффективного отправления публичной власти. Это должно учитываться в процессе волеобразования и волеизъявления публично-правовых образований;
2) государство как носитель власти (суверенитета) является важнейшим субъектом публичного права. Однако в гражданских правоотношениях не должны проявляться властные полномочия государства, равно как и иных публично-правовых образований, их особое положение как субъектов публичного права;
3) правоспособность государства, иных публично-правовых образований как участников гражданских правоотношений носит специфический характер. Ее природа, содержание обусловлены тем, что названные субъекты призваны выполнять прежде всего свои основные, публичные функции; участие же в гражданских правоотношениях для них носит вспомогательный (подчиненный) характер в отличие правоспособности юридических лиц.
По поводу юридической природы правоспособности государства, иных публично-правовых образований в литературе высказаны различные позиции. Одни авторы правоспособность государства считают общей (универсальной)1, другие – трактуют ее как специальную. Высказана и такая точка зрения, согласно которой правоспособность государства является целевой: она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство.
Учитывая, что государство и другие публично-правовые образования могут иметь лишь такие гражданские права и обязанности, которые соответствуют их закрепленным в законодательстве целям и задачам, следует согласиться с тем, что правоспособность названных публичных образований носит специальный, а не общий (универсальный) характер;
4) к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Следовательно, феномен государства (иного публично-правового образования) нельзя отождествлять с конструкцией юридического лица. По своей организационной структуре, порядку создания, формам имущественного обособления, порядку осуществления деятельности и т.д. публичноправовое образование, безусловно, отличается от юридического лица.
Порядок участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским правом
1. По общему правилу (ст. 125 ГК) от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках своей компетенции, регламентированной в установленном законом порядке. Соответственно, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Вместе с тем в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать не только государственные органы, органы местного самоуправления, но также юридические лица и граждане.
Действующее законодательство не предусматривает случаев непосредственного участия в гражданских правоотношениях от имени Российской Федерации и ее субъектов высших органов государственной власти – Президента РФ, Федерального Собрания РФ, глав администраций или законодательных органов субъектов Федерации.
Для материально-технического обеспечения деятельности этих органов создаются юридические лица – управления делами, финансово-хозяйственные отделы и т.п., выступающие в организационно-правовой форме учреждений или унитарных предприятий.
2. Действия органов государственной власти, местного самоуправления и иных специально уполномоченных лиц, совершенные в пределах их компетенции, считаются действиями самих публично-правовых образований. Поэтому важно определить, входят ли соответствующие действия, совершаемые названными органами и лицами, в круг их полномочий, определенный в установленном порядке.
3. От имени Российской Федерации в большинстве случаев функции в рамках гражданских правоотношений осуществляются органами исполнительной власти. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, федеральные министерства, службы и агентства.
4. На уровне субъектов Российской Федерации исполнительные функции возложены на правительства, администрации, мэрии и иные органы исполнительной власти.
5. Согласно п. 2 ст. 125 ГК от имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К органам местного самоуправления относятся представительные органы муниципальных образований, главы муниципальных образований, местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) и другие органы.
От имени муниципального образования приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде без доверенности вправе главы местной администрации и другие должностные лица в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения. Те из названных органов, которые наделены правами юридического лица, выступают в организационно-правовой форме муниципального учреждения и подлежат государственной регистрации в этом качестве в установленном законом порядке.
Особенности участия публично-правовых образований в отдельных видах гражданских правоотношений
1. Участие в вещных правоотношениях. Материальной основой для участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях выступает имущество, принадлежащее им на праве собственности.
Имущество публично-правовых образований можно подразделить на две группы: 1) закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (в том числе казенными предприятиями) и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и 2) не закрепленное за указанными субъектами.
Средства государственного или местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях характеризуется рядом особенностей.
1.1. Законодательством предусмотрены, кроме общих, специальные основания возникновения права собственности у публично-правовых образований. Среди них такие специфические основания, как налогообложение, конфискация, реквизиция имущества, национализация, выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и иные случаи.
1.2. Имеются особенности, связанные с осуществлением правомочий по владению, пользованию и распоряжению собственностью публично-правовых образований. Уполномоченные государственные органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями. Аналогично, муниципальные образования реализуют свои правомочия собственника имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Частью своего имущества публично-правовые образования распоряжаются путем передачи его государственным, муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Уполномоченные органы осуществляют предусмотренные законодательством контрольные функции за использованием имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями. Так, в соответствии с действующим законодательством государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом только с согласия собственника данного имущества в лице уполномоченного им органа.
1.3. Особенности прекращения права собственности на имущество, находящееся в собственности публично-правовых образований, устанавливаются только законами Российской Федерации. Так, согласно ст. 217 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
2. Участие в договорных отношениях. Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательственных правоотношений, возникающих из договоров. Наиболее часто такие правоотношения возникают из договоров поставки, подряда, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, займа и кредита, государственной или муниципальной гарантии и др.
Российская Федерация может быть участником соглашения о разделе продукции – договора, в силу которого она предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Публично-правовые образования могут быть участниками правоотношений, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Они могут быть участниками правоотношений, связанных с бюджетным кредитованием. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, государственным, муниципальным публично-правовым образованиям, а в соответствующих случаях юридическому лицу на основании договора, заключенного с учетом особенностей бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований. К отношениям сторон, возникшим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом. Публично-правовые образования могут выступать в качестве гарантов по обязательствам, связанным с эмиссией облигаций.
Публично-правовые образования могут быть субъектами и ряда других гражданско-правовых отношений, возникающих из договора. Так, публично-правовые образования могут быть участниками договоров дарения, однако только в качестве одаряемых. Особой разновидностью дарения выступает пожертвование (ст. 582 ГК). Пожертвования могут осуществляться в том числе публично-правовым образованиям.
3. Российская Федерация, государственные и муниципальные публичные образования могут быть обладателями интеллектуальных прав как на результаты интеллектуальной деятельности, так и в отношении средств индивидуализации.
Публично-правовые образования могут участвовать в корпоративных правоотношениях. Они могут быть также участниками и других гражданских правоотношений, в том числе возникающих из неосновательного обогащения. К таким отношениям подлежат применению нормы гл. 60 ГК.
Публично-правовые образования в ряде случаев выступают субъектами наследственных правоотношений, возникающих как по завещанию, так и по закону.
Ответственность публично-правовых образований
1. Публично-правовые образования, как и все иные субъекты гражданского права, отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом. По общему правилу они не несут ответственности по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями, не отвечают по их обязательствам (ст. 126 ГК).
Из этого общего правила законом установлен ряд исключений и особенностей.
2. Источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к публично-правовым образованиям, выступает соответственно казна Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.
Публично-правовые образования выступают как непосредственные субъекты внедоговорной ответственности. Общее положение об этом закреплено в ст. 16 ГК, в соответствии с которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издания не соответствующих законодательству актов этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Федерации или муниципальным образованием.
Государство несет ответственность перед реабилитированными жертвами политических репрессий.
Публично-правовые образования несут ответственность за вред, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде и другими противоправными действиями, предусмотренными в п. 1 ст. 1070 ГК.
Особенности ответственности Российской Федерации, субъектов Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных субъектов должны определяться законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК), который пока не принят. Отдельные указания на этот счет содержатся в разных нормативных актах (см., например, Закон о разделе продукции (ст. 23), ГПК (ст. 401), АПК (ст. 251)).