Наименование субъекта учета что это
Энциклопедия решений. Субъекты бюджетной отчетности
Субъекты бюджетной отчетности
В соответствии с положениями п. 1 Инструкции N 191н и п. 4 Приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н субъектами бюджетной отчетности являются:
— главного распорядители (распорядителя) бюджетных средств;
— получателя бюджетных средств;
— главного администратора (администратора) доходов бюджета;
— главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджетов.
— главного распорядители (распорядителя) бюджетных средств;
— получателя бюджетных средств;
— администратора доходов бюджета.
5. Госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ государственных контрактов;
7. Финансовые органы (финансовые органы Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов);
8. Казначейские органы (органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) автономных учреждений и иных организаций).
О ведении бухгалтерского учета в учреждениях и хранении первичных учетных документов
Комментарий к Письму Минфина РФ от 28.04.2020 № 02-07-05-34707.
Факты хозяйственной жизни отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности с группировкой по соответствующим счетам бухгалтерского учета (п. 29 СГС «Концептуальные основы»[1]).
Основанием для отражения таких фактов являются первичные учетные документы.
Учитывая, что бухгалтерский учет государственный сектор ведется с использованием метода двойной записи, на основании одного первичного документа операции могут быть отражены в разных регистрах бухгалтерского учета.
В комментируемом Письме Минфина РФ от 28.04.2020 № 02-07-05/34707 сообщается об особенностях подшивки и хранении «первички». Чиновники обращают внимание, что порядок сшива первичных учетных документов, относящихся к журналу операций, в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета в учреждениях и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не закреплен.
В связи с этим первичный учетный документ, по мнению финансового ведомства, может подшиваться либо отдельным томом, либо к одному из журналов операций. Соответствующий способ подшивки необходимо закрепить в учетной политике. При этом независимо от того, какой способ учреждение выберет, должны соблюдаться требования, установленные п. 11 Инструкции № 157н[2]. Так, первичные документы учреждение подбираются в хронологическом порядке и на обложке сформированной папки указываются:
наименование субъекта учета;
наименование главного распорядителя средств бюджета, полномочия которого исполняет субъект учета (для получателей бюджетных средств);
название и порядковый номер папки (дела);
период (дата), за который сформирован журнал операций, с указанием года и месяца (числа);
наименование журнала операций с указанием (при наличии) его номера;
количество листов в папке.
Вывод о том, что первичные документы учреждение необязательно подшивать непосредственно к журналам операций, так как они могут содержаться и в отдельных подшивках, содержится также в Определении ВС РФ от 23.08.2019 № 301-ЭС19-13795 по делу № А82-4586/2018.
Кроме того, Минфин напомнил, что субъект учета в силу п. 33 СГС «Концептуальные основы» обязан обеспечить хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела в РФ, но не менее пяти лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены. При наличии технической возможности субъект учета вправе хранить первичные электронные документы (электронные регистры) на электронных носителях с учетом требований законодательства РФ, регулирующего использование электронной подписи в электронных документах.
[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.
[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Нарушения, выявленные Федеральным казначейством в бюджетном учете
Автор: Заболонкова О., редактор журнала
С целью анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждений и предупреждения ошибок рассмотрим некоторые из нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета[1] в 2019 и 2020 годах.
Первичные учетные документы.
Достоверное оформление факта хозяйственной жизни.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете[2]).
К бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление (п. 3 Инструкции № 157н[3]).
Принятие к бухгалтерскому учету первичных учетных документов, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, является нарушением требований, установленных указанными нормативно-правовыми актами.
Обязательные реквизиты.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 СГС «Концептуальные основы»[4] первичные (сводные) учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
дата составления документа;
наименование субъекта учета, составившего документ;
содержание факта хозяйственной жизни;
величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
информация, необходимая для представления субъектом учета (администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ) в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах;
наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события. При этом должны быть проставлены подписи данных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.
Федеральное казначейство считает нарушением принятие к учету первичных учетных документов, к которым относятся товарные накладные, акты о приемке-передаче объектов нефинансовых активов, при отсутствии наименования должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименования должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, а также при отсутствии подписей лиц с указанием их фамилий, инициалов.
Неутвержденный первичный документ.
Пунктом 11 Инструкции № 157н установлено, что регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы, утверждаются субъектом учета (централизованной бухгалтерией) в рамках формирования своей учетной политики.
Если учреждение примет к учету неунифицированный первичный учетный документ, форма которого не утверждена в учетной политике, то Федеральное казначейство признает это нарушением требований п. 11 Инструкции № 157н.
Инвентарная карточка.
Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031) применяется для индивидуального учета объектов основных средств, непроизведенных и нематериальных активов (разд. 3 Указаний № 52н[5]). В ней отражается информация об изменении стоимости объекта, а также об основных изменениях его характеристик, ограничениях по владению, пользованию, распоряжению данным имуществом.
В частности, на ее оборотной стороне должны быть указаны:
сведения о поступлении, перемещении, выбытии объектов учета, проведении ремонтов (в том числе гарантийных);
краткая индивидуальная характеристика объекта, перечень составляющих его предметов и его основные качественные и количественные показатели, а также информация о важнейших пристройках, приспособлениях и принадлежностях на основании данных актов и прилагаемой технической документации (в отношении животных и многолетних насаждений указываются следующие признаки: порода (породность), кличка, масть, приметы, количество деревьев (кустов), номер участка (полосы), площадь в квадратных метрах).
Федеральное казначейство считает, что если в разд. 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) не отражены сведения об объектах основных средств, это является нарушением.
Путевой лист.
Согласно п. 3 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование и номер;
сведения о сроке действия;
сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
сведения о транспортном средстве;
сведения о водителе.
Федеральное казначейство при проверке принятых к учету путевых листов легкового автомобиля (которые являются первичными учетными документами, служащими основанием для списания ГСМ) выявило следующие
нарушения в оформлении фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами:
1) отсутствуют отметки о проведении предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя;
2) не указаны пункты назначения по маршрутам следования в графах «Место отправления, назначения»;
3) не заполнено поле «Удостоверение №»;
4) на оборотной стороне путевых листов не указано время выезда и возвращения при каждой поездке;
5) указано недостоверное время работы водителя (24 часа в сутки 5 дней в неделю);
6) отсутствуют подписи лиц, которые пользовались автомобилями.
Регистры бухгалтерского учета
В силу п. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете и п. 11 Инструкции № 157н данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухгалтерского учета.
Федеральное казначейство считает нарушением указанных норм несвоевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета:
первичных учетных документов (товарных накладных, универсальных передаточных документов, актов оказанных услуг, выполненных работ);
ГРБС доведенных сумм ЛБО (например, в журнале по прочим операциям, главной книге).
Оформление авансового отчета
Согласно Указаниям № 52н авансовый отчет (ф. 0504505) применяется для учета расчетов с подотчетными лицами при условии оформления на бумажном носителе.
Подотчетное лицо приводит сведения о себе на лицевой стороне отчета и заполняет графы 1 – 6 на его оборотной стороне, указывая фактически израсходованные им суммы с перечнем документов, подтверждающих произведенные расходы.
Графы 7 – 10 оборотной стороны авансового отчета (ф. 0504505), содержащие сведения о расходах, принимаемых учреждением к бухгалтерскому учету, и бухгалтерские корреспонденции заполняются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Если графы 7 – 10 авансового отчета не заполнены, то Федеральное казначейство расценивает это как нарушение положений Указаний № 52н.
В соответствии с абз. 5 п. 3 Инструкции № 157н к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление.
Считается нарушением, если учреждение оформило, утвердило и приняло к учету авансовые отчеты в день выдачи денежных средств в подотчет, то есть до фактического расходования средств, без представления документов, подтверждающих их фактическое расходование.
Инвентаризация.
Годовая инвентаризация
Согласно п. 1 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, п. 79, 80, 82 СГС «Концептуальные основы», п. 7 Инструкции № 191н[6] в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики.
Непроведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности, по мнению Федерального казначейства, является нарушением указанных выше норм.
Оформление результатов инвентаризации
В соответствии с требованиями п. 11 Инструкции № 157н, разд. 3 Указаний № 52н результаты проведения инвентаризации необходимо оформить в регистрах бухгалтерского учета.
№ формы
Наименование формы
Акт о результатах инвентаризации
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов
Инвентаризационная опись наличных денежных средств
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации
В ходе проверки ведения бюджетного учета в учреждении Федеральное казначейство признало нарушением неоформление регистрами бухгалтерского учета результатов проведенной инвентаризации:
нефинансовых активов (основных средств, материально-товарных ценностей) – инвентаризационными описями (сличительными ведомостями) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
денежных средств – инвентаризационными описями наличных денежных средств (ф. 0504088), инвентаризационными описями остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082).
Инвентарные номера основных средств.
Пунктом 46 Инструкции № 157н установлено, что каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 10 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится ли этот объект в эксплуатации, запасе или на консервации.
Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом (инвентарная группа), присваивается внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы, формируемый как совокупность инвентарного номера инвентарной группы и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.
Если в учреждении на объектах основных средствах не будут проставлены инвентарные номера, то Федеральное казначейство при проведении проверки признает это нарушением ведения бюджетного учета.
Забалансовый учет.
Учет вещевого имущества.
Согласно п. 385 Инструкции № 157н забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды, материальных ценностей, относящихся к объектам основных средств, и иного имущества, выданного учреждением в постоянное личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, предусматривающих использование полученного имущества, в том числе за пределами территории учреждения, вне продолжительности действующего режима рабочего времени, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.
В соответствии с п. 386 Инструкции № 157н аналитический учет по счету ведется:
в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе пользователей имущества, мест его нахождения, по видам имущества, его количеству и стоимости;
в разрезе сотрудников (пользователей имущества), местонахождений объектов (адресов), объектов имущества (наименований форменной одежды), кодов КОСГУ.
Неуказание пользователей имущества в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей при учете вещевого имущества на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» Федеральное казначейство признает нарушением требований, установленных п. 386 Инструкции № 157н.
Списание специальной одежды, запасных частей.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, которая предусмотрена федеральными и отраслевыми стандартами (п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).
Таким образом, неверное отражение данных в бюджетном учете может повлечь искажение бюджетной отчетности.
В частности, согласно п. 20 Инструкции № 191н справка о наличии имущества и обязательств на забалансовый счетах в составе баланса (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам.
Федеральное казначейство признало нарушением:
неотражение на забалансовом счете 27 списания материальных запасов (спецодежда), переданных работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей на основании актов о списании материальных запасов;
неотражение на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» материальных ценностей, выданных на основании актов на транспортные средства взамен изношенных, что привело к искажению данных справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе баланса (ф. 0503130) на отчетную дату.
Банковские гарантии
Согласно п. 351 Инструкции № 157н для учета имущества (за исключением денежных средств), полученного учреждением в качестве обеспечения обязательств (в качестве залога), а также иных видов обеспечения исполнения обязательств (поручительство, банковская гарантия и т. д.) предназначен забалансовый счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств».
По мнению Федерального казначейства, является нарушением неотражение учреждением на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» банковских гарантий, полученных в целях обеспечения исполнения государственных контрактов.
Основные средства стоимостью до 10 000 руб.
В соответствии с п. 373 Инструкции № 157н находящиеся в эксплуатации учреждения объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением должны учитываться на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».
Если в ходе проверки Федеральное казначейство выявит наличие основных средств стоимостью до 10 000 руб., находящихся в эксплуатации и отраженных на счете 101 00 «Основные средства», то это будет расценено как нарушение.
Лимит остатка наличных денег в кассе.
Пунктом 167 Инструкции № 162н[7] определено, что при оформлении и учете кассовых операций учреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций, установленным ЦБ РФ.
В частности, согласно п. 2 Порядка ведения кассовых операций[8] для ведения кассовых операции юридическое лицо устанавливает в распорядительном документе максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Признается нарушением отсутствие установленного лимита остатка наличных денег в кассе и срока, в течение которого учреждение имеет право хранить в своей кассе наличные деньги сверх предусмотренных им лимитов.
[1] Письмо Федерального казначейства от 29.05.2020 № 07-04-05/21-10615 «О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий»; Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в 1 полугодии 2020 года, размещенный по адресу https://roskazna.gov.ru/kontrol/.
[2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.
[5] Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.
[6] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.
[7] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[8] Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утв. Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У.
Приложение N 5. Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями
Информация об изменениях:
Приложение N 5
к приказу Минфина России
от 30 марта 2015 г. N 52н
Методические указания
по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями
С изменениями и дополнениями от:
16 ноября 2016 г., 17 ноября 2017 г., 15 июня 2020 г.
Информация об изменениях:
Унифицированные формы документов разработаны с применением наименований реквизитов и соответствующих им кодов в соответствии с общероссийскими классификаторами (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации.
Унифицированные формы документов состоят из трех частей: заголовочной, содержательной и оформляющей.
Заголовочная часть формы документа содержит следующие общие для всех форм документов реквизиты:
наименование формы документа;
код формы документа по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);
дату, на которую представлены содержащиеся в документе сведения (дата формирования сведений);
наименование структурного подразделения субъекта учета, в котором сформирован документ (обособленного подразделения (филиала) субъекта учета);
наименование единицы измерения в валюте Российской Федерации и код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) и в иностранной валюте и соответствующий код по Общероссийскому классификатору валют (ОКВ).
Оформляющая часть формы документа содержит подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за совершение факта хозяйственной жизни (сделки, операции), за его оформление первичным учетным документом, и ответственных за содержащиеся в документе данные (за соответствие содержащихся в документе данных фактам хозяйственной жизни), а также должностных лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, в случаях, когда подпись предусмотрена формой документа (подпись главного бухгалтера (бухгалтера), уполномоченного им лица), либо в случаях, когда в первичном учетном документе предусмотрено отражение данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета. Указанные должностные лица подписывают первичные учетные документы с указанием даты подписания документа.
Кроме того, оформляющая часть формы документа предусматривает отражение должности исполнителя, подписи (с расшифровкой) и контактных данных (номер контактного телефона (при наличии), электронный адрес).
В целях отражения в бухгалтерском учете информации об объектах бухгалтерского учета, возникающих при осуществлении фактов хозяйственной жизни, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (сводным первичным учетным документом).
В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление сформированных в электронной форме первичного учетного документа, регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии электронного первичного учетного документа, электронного регистра.
Первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа, и при наличии на первичном учетном документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.
К бухгалтерскому учету принимаются первичные (сводные) учетные документы, сформированные лицами, ответственными за совершение факта хозяйственной жизни (ответственными за формирование сводного первичного учетного документа), с применением унифицированных форм документов, предусмотренных разделами 2 и 4 настоящих Методических рекомендаций.
Унифицированные формы электронных документов, установленные разделами 4 и 5 настоящих Методических рекомендаций, применяются субъектом учета в целях ведения им бухгалтерского учета при условии установления таких требований в его учетной политике.
Субъект учета вправе правилами документооборота, утвержденными в рамках учетной политики субъекта учета, предусмотреть формирование на бумажном носителе первичных учетных документов по унифицированным формам электронных документов при отсутствии технической возможности их формирования и хранения в виде электронных документов при условии представления в бухгалтерскую службу электронного образа такого документа, представляемого в целях обеспечения интеграции информационных систем и реализации принципа однократного ввода данных.
В целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни, их изменяющих, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, методических указаний по бухгалтерскому учету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации, субъект учета вправе включить в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа (унифицированных форм электронных документов), дополнительные реквизиты (данные) при условии обеспечения информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем и информационных ресурсов, средствами которых осуществляется формирование и обмен информацией и документов в электронном виде (в форме электронных документов).
Информация об изменениях:
При ведении регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе листы регистров должны быть прошнурованы и пронумерованы, количество листов должно быть заверено руководителем и главным бухгалтером субъекта учета и скреплено печатью субъекта учета.
При условии автоматизированного ведения бухгалтерских регистров нумерация листов регистра осуществляется автоматически в порядке возрастания с момента его открытия. Выведенные на бумажные носители листы книги брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера субъекта учета или лицами ими уполномоченными, книга скрепляется печатью субъекта учета.
Для отражения аналитических показателей, формируемых согласно учетной политике, субъект учета вправе ввести в регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты и показатели.
Удаление субъектами учета отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных настоящим приказом, не допускается.
Форматы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета носят рекомендательный характер и, при необходимости, могут быть изменены.
При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета изменение (сужение, расширение) размеров граф и строк с учетом значности показателей, а также включение дополнительных строк и создание вкладных листов для удобства размещения и обработки информации является допустимым.
В случае, если при межведомственном обмене информацией в форме электронных документов, в том числе при осуществлении централизуемых полномочий, предусмотрена передача скан-копий первичных учетных документов, содержащих собственноручные подписи (сформированных на бумажном носителе), ответственность за соответствие скан-копии подлиннику документа возлагается на лицо, ответственное за оформление указанным документом факта хозяйственной жизни и (или) за формирование и (или) передачи такой скан-копии. Передача скан-копии первичного учетного документа осуществляется при условии ее подписания ЭЦП должностным лицом, ответственным за соответствие такой скан-копии подлиннику документа.
1 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный номер 55140).
Информация об изменениях:
2. Применение и заполнение форм первичных учетных документов
Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов
(код формы 0504101)
Акт о приеме-передаче (ф. 0504101) составляется при оформлении операций по приемке (передаче) имущества, относящегося к объектам нефинансовых активов, в том числе вложений в объекты недвижимого имущества.
Акт о приеме-передаче (ф. 0504101) применяется при оформлении приема-передачи как одного, так и нескольких объектов нефинансовых активов.
Учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения Акта о приеме-передаче (ф. 0504101) при приобретении, безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов.
Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов
(код формы 0504102)
Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в Инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств
(код формы 0504103)
Учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения Акта (ф. 0504103) при модернизации нематериальных активов.
В Акте (ф. 0504103) содержатся сведения о сроках проведения работ по договору и фактически, сведения об объекте основных средств и расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции и (или) модернизации.
Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.
Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в Инвентарную карточку учета объекта нефинансовых активов (ф. 0504031).
Акт о списании объектов нефинансовых активов
(кроме транспортных средств)
(код формы 0504104)
К оформленному Акту о списании (ф. 0504104) прикладываются копии Инвентарных карточек учета нефинансовых активов (ф. 0504031), сформированные на дату составления Акта о списании (при наличии).
Акт о списании (ф. 0504104) подписывается членами комиссии по поступлению и выбытию активов.
После принятия оформленного Акта о списании (ф. 0504104), утвержденного руководителем, бухгалтер (иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) отражает бухгалтерские записи, которыми отражены операции по списанию объектов в разделе «Отметка бухгалтерии о списании».
На основании Акта о списании (ф. 0504104) в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), в разделе 3 «Движение объекта основных средств» производится отметка о выбытии объекта.
Акт о списании (ф. 0504104) служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения операций по выбытию нефинансовых активов.
Акт о списании транспортного средства
(код формы 0504105)
К Акту о списании (ф. 0504105) в обязательном порядке прилагается копия Инвентарной карточки списываемого объекта (если формирование Инвентарной карточки предусмотрено законодательством Российской Федерации), сформированная на дату оформления Акта.
Акт о списании (ф. 0504105) служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения операций по выбытию транспортного средства.
После принятия оформленного Акта о списании (ф. 0504105), утвержденного руководителем, бухгалтер (иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) отражает бухгалтерские записи, которыми отражены операции по списанию объектов в разделе «Отметка бухгалтерии о списании».
На основании Акта о списании (ф. 0504105) в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в разделе 3 «Движение объекта основных средств» производится отметка о выбытии объекта.
Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря
(код формы 0504143)
В случае, если законодательством Российской Федерации решение о списании имущества требует согласования с собственником имущества (с уполномоченным им органом власти), Акт о списании (ф. 0504143) принимается к учету только при наличии указанного согласования.
В сформированном комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов Акте о списании (ф. 0504143) указываются причины, послужившие основанием для принятия решения о списании объектов имущества и перечень мероприятий по исполнению решения о списании (ликвидация, утилизация, передача, передача в переработку (аффинаж) иные мероприятия), отметка о результатах проведенных мероприятий, в том числе перечень имущества, подлежащего постановке на учет по результатам проведенных мероприятий, указанных в Акте о списании (ф. 0504143), с целью дальнейшего их использования.
Акт о списании (ф. 0504143) оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр оформленного надлежащим образом Акта о списании (ф. 0504143), согласованного в установленном порядке и утвержденного руководителем учреждения, передается в бухгалтерию учреждения (централизованную бухгалтерию), второй остается у ответственного лица.
Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда
(код формы 0504144)
В случае, если законодательством Российской Федерации решение о списании имущества требует согласования с собственником имущества (с уполномоченным им органом власти), Акт о списании (ф. 0504144) принимается к учету только при наличии указанного согласования.
В сформированном комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов Акте о списании (ф. 0504144) указываются причины, послужившие основанием для принятия решения о списании объектов библиотечных фондов и перечень мероприятий по исполнению решения о списании, отметка о результатах проведенных мероприятий (оформляется на основании утвержденного Акта о списании (ф. 0504144) и документов, подтверждающих их утилизацию в качестве вторичного сырья, передачу, уничтожение), в том числе перечень имущества, подлежащего постановке на учет по результатам проведенных мероприятий, указанных в Акте о списании (ф. 0504144) с целью дальнейшего их использования.
Списки устаревших по содержанию и пришедших в негодность по различным причинам объектов библиотечных фондов (книг, файлов, дисков и других объектов) составляются раздельно с указанием причин, послуживших основанием для принятия решения о списании объектов библиотечного фонда, с подведением промежуточных итогов по каждому виду исключаемых объектов библиотечного фонда.
Акт о списании (ф. 0504144) оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр оформленного надлежащим образом Акта о списании (ф. 0504144), согласованного в установленном порядке и утвержденного руководителем учреждения, передается в бухгалтерию учреждения (централизованную бухгалтерию), второй остается у ответственного лица.
Меню-требование на выдачу продуктов питания
(код формы 0504202)
Меню-требование (ф. 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные учреждением в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.
Сведения из Меню-требования (ф. 0504202) после проверки заносятся в ежемесячную Накопительную ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0504038).
Ведомость на выдачу кормов и фуража
(код формы 0504203)
Осуществляемая в течение месяца выдача кормов и фуража подтверждается подписью лица, которому они отпущены.
Ведомость (ф. 0504203) утверждается руководителем учреждения и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия выданных животным кормов и фуража.
Требование-накладная (ф. 0504204) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или ответственными лицами.
Информация об изменениях:
Требование-накладную (ф. 0504204) подписывают ответственные лица и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов (материальных ценностей).
Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону
(код формы 0504205)
Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование
(код формы 0504206)
В карточке регистрируется выданное в пользование имущество по наименованиям, отраженным в графе 1, с указанием нормы выдачи, нормативного срока использования (при наличии), количества выданных материальных ценностей.
При возврате имущества регистрируется количество сданного имущества по наименованиям, отраженным в графе 1, с указанием количества возвращенного (сданного) имущества, даты возврата и подписи лица, которое приняло сданное работником (служащим) имущество.
При формировании Карточки (книги) (ф. 0504206) в целях учета имущества учреждения (организации), выданного работникам (служащим), реквизиты, отражающие индивидуальные характеристики лица, получившего имущество (размеры головного убора, одежды, обуви и другого личного имущества) могут не заполняться.
Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов)
(код формы 0504207)
Приходный ордер (ф. 0504207) служит также для оформления операций по сдаче на склад остатков материалов, образовавшихся в результате разборки, выбытия основных средств.
В Приходном ордере (ф. 0504207) отражаются сведения о наименовании товара, его количестве, стоимости.
Бухгалтерия учреждения отражает корреспонденцию счетов и оформляет отметку о принятии к учету и оприходовании материальных запасов (материальных ценностей).
При наличии количественного и (или) качественного расхождения, а также несоответствия ассортимента принимаемых материальных ценностей сопроводительным документам отправителя (поставщика), комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов составляет Акт приемки материалов (ф. 0504220), который является правовым основанием для предъявления претензии отправителю (поставщику).
Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения
(код формы 0504210)
Записи в Ведомость (ф. 0504210) производятся по каждому ответственному лицу (графа 1) с указанием выдаваемых материальных ценностей (графы 3-12).
Ведомость (ф. 0504210) утверждается руководителем учреждения и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия материальных запасов, объектов основных средств стоимостью за единицу до 10 000 рублей, включительно.
Акт приемки материалов (материальных ценностей)
(код формы 0504220)
В случае если материалы (материальные ценности) поступают без документов, Акт приемки материалов (ф. 0504220) является юридическим основанием для предъявления претензии отправителю (поставщику).
Акт приемки материалов (ф. 0504220) составляется в двух экземплярах членами комиссии по поступлению и выбытию активов с обязательным участием ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.
После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и других сопроводительных документов) по одному экземпляру передают соответственно в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей и в соответствующее структурное подразделение для направления претензионного письма поставщику.
В разделе 8 «Результат приемки груза» графа 3 «Номер паспорта» заполняется в случаях расхождений при поступлении материальных ценностей, содержащих драгоценные материалы (металлы, камни).
ГАРАНТ:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду «в разделе 9»
Акт приемки материалов (ф. 0504220) служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету материалов (материальных ценностей).
Акт о списании материальных запасов
(код формы 0504230)
В случае если расходование материальных запасов производится на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, указанные документы прилагаются к Акту о списании (ф. 0504230).
Акт о списании (ф. 0504230) составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем учреждения.
Расчетно-платежная ведомость
(код формы 0504401)
Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401) применяется для отражения начислений заработной платы работникам учреждения, стипендий, пособий, иных выплат, осуществляемых на основе договоров (контрактов) с физическими лицами, выплат, произведенных работникам учреждения в течение месяца и сумм, причитающихся к выплате в окончательный расчет, а также отражения налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, и иных сумм удержаний.
Основанием для начисления заработной платы, стипендий, пособий, иных выплат, осуществляемых физическим лицам служат: приказ (распоряжение) руководителя учреждения о приеме на работу, увольнении и перемещении сотрудников (студентов, учащихся), приказ о назначении пособий, договоры гражданско-правового характера, Табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421), Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ф. 0504425), другие учетные документы по учету труда и его оплаты.
Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401) составляется по учреждению (структурным (обособленным) подразделениям, филиалам учреждения), подписывается исполнителем, ответственным за формирование (расчет) ведомости и лицом, проверившим ее.
Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401) подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
В случае если разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск, при увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производятся по Платежной ведомости (ф. 0504403), расходному кассовому ордеру. Начисленные и выплаченные суммы в межрасчетный период включаются в Расчетно-платежную ведомость (ф. 0504401) текущего месяца при формировании общего расчета. При этом по графе «Сумма к выдаче» против фамилии работника делается прочерк, а выплаченная сумма записывается в графе «Выплаты в межрасчетный период».
В централизованных бухгалтериях Расчетно-платежные ведомости (ф. 0504401) составляются раздельно на каждое обслуживаемое учреждение, подписываются руководителем соответствующего обслуживаемого учреждения, руководителем централизованной бухгалтерии и исполнителем. Разрешение на выплату по Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401) подписывается руководителем учреждения (уполномоченным им лицом), и руководителем (уполномоченным им лицом) централизованной бухгалтерии.
Расчетная ведомость
(код формы 0504402)
Расчетная ведомость (ф. 0504402) применяется для отражения начислений по заработной плате работников в течение месяца и сумм, причитающихся к выплате при окончательном расчете, стипендий, пособий, в том числе при безналичном перечислении причитающихся выплат, иных выплат, осуществляемых на основе договоров (контрактов) с физическими лицами, а также отражения удержаний из сумм начислений (налогов, страховых взносов, удержаний по исполнительным листам и иных удержаний).
Выдача наличных денег в этом случае производится по Платежной ведомости (ф. 0504403) или иным документам, предусмотренным соглашениями с банками (при безналичных перечислениях).
Платежная ведомость
(код формы 0504403)
Платежная ведомость (ф. 0504403) применяется в случаях начисления заработной платы (оплаты труда), иных выплат с оформлением Расчетной ведомости (ф. 0504402).
Порядок оформления выдачи денежных средств в Платежной ведомости (ф. 0504403) аналогичен порядку, предусмотренному для Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401).
Карточка-справка (ф. 0504417) применяется для регистрации справочных сведений о заработной плате работника учреждения, в которой, помимо общих сведений о работнике, ежемесячно отражаются по всем источникам финансового обеспечения (деятельности) суммы начисленной заработной платы по видам выплат, суммы удержаний (по видам удержаний), сумма к выдаче.
Карточка-справка (ф. 0504417) заполняется на основании Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), Расчетной ведомости (ф. 0504402).
Табель учета использования рабочего времени
(код формы 0504421)
Табель (ф. 0504421) ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений (отделов, отделений, факультетов, лабораторий и других структурных подразделений) обособленных подразделений (филиалов).
Табель (ф. 0504421) открывается ежемесячно за 2-3 дня до начала расчетного периода на основании Табеля (ф. 0504421) за прошлый месяц.
Изменения списочного состава работников в Табеле (ф. 0504421) производятся на основании документов по учету труда и его оплаты (учету кадров, использования рабочего времени).
В сроки, установленные порядком документооборота учреждения работником, ответственным за ведение Табеля (ф. 0504421), отражается количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и другие виды) с записью их в соответствующие графы. Заполненный Табель (ф. 0504421) подписывается лицом, на которое возложено ведение Табеля (ф. 0504421).
Заполненный Табель (ф. 0504421) и другие документы, подписанные ответственными должностными лицами, в установленные сроки сдаются в бухгалтерию для проведения расчетов. Табель (ф. 0504421) используется для составления Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401) (Расчетной ведомости (ф. 0504402).
При обнаружении лицом, ответственным за составление и представление Табеля (ф. 0504421), факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе в связи с поздним представлением документов), лицо, ответственное за составление Табеля (ф. 0504421), обязано учесть необходимые изменения и представить корректирующий Табель (ф. 0504421), составленный с учетом изменений в порядке и сроки, предусмотренные документооборотом учреждения.
В строке «Вид табеля» указывается значение «первичный», при представлении Табеля (ф. 0504421) с внесенными в него изменениями, указывается значение «корректирующий», при этом при заполнении показателя «Номер корректировки» указывается:
— цифра «0» проставляется в случае представления лицом, ответственным за составление Табеля (ф. 0504421), первичного Табеля (ф. 0504421);
— цифры, начиная с «1», проставляются согласно порядковому номеру корректирующего Табеля (ф. 0504421) (корректировки) за соответствующий расчетный период.
Данные корректирующего Табеля (ф. 0504421) служат основанием для перерасчета заработной платы за календарные месяцы, предшествующие текущему месяцу начисления заработной платы.
Табель заполняется за период, за который предусмотрена выплата заработной платы.
Периоды заполнения и сроки представления в бухгалтерию Табеля (ф. 0504421) определяются актом учреждения в рамках формирования учетной политики учреждения в части графика документооборота.
При заполнении Табеля (ф. 0504421) применяются следующие условные обозначения: