Накладная форма м 15 для чего нужна
Форма М-15. Накладная на отпуск материалов на сторону
За коротким обозначением М-15 скрывается накладная на отпуск материалов на сторону. Этот документ не является обязательным к применению на всех предприятиях, тем не менее, он широко используется во многих сферах деятельности. Если организация пользуется в своей работе накладными, этот факт необходимо отразить во внутренних, регламентирующих ее деятельность, документах.
Где используется накладная на отпуск материала на сторону
Чаще всего, как свидетельствует практика, этот документ востребован внутри предприятий, например, при передаче материалов из головной компании в филиалы и структурные подразделения, находящиеся в территориальном отдалении. Также накладная используется при отпуске материалов другим организациям, но только при наличии между ними специального соглашения.
Основные правила оформления формы М-15
Унифицированной, единой формы данного документа нет, поэтому юридические лица и ИП вправе самостоятельно разрабатывать его шаблон или же выписывать накладную в произвольном виде. Несмотря на полную свободу в деле разработки накладной, рекомендуется придерживаться ранее общепринятых стандартов, а также учитывать некоторые нормы и требования делопроизводства.
В частности, всегда нужно указывать наименование компании, которая выписывает накладную, сведения о получателе, дату ее составления, а также конкретные материалы, которые по ней передаются и их стоимость.
Заполняется документ бухгалтером предприятия и частично кладовщиком. Кроме того, накладная должна быть подписана ответственными работниками организации и получателем. Оттиск печати с реквизитами компании на документе ставить не нужно – с 2016 года юридические лица обрели право не пользоваться в своей работе штампами и печатями.
Накладную нужно выписывать в двух экземплярах, один из которых следует передавать на склад предприятия, отпускающего материалы, а вторую отдавать получателю.
Инструкция по заполнению накладной на отпуск материалов на сторону
Строка «Кому» включает сведения о получателе материалов, фамилию, имя, отчество уполномоченного лица, которое непосредственно их получает (здесь же вписываются реквизиты доверенности, если получатель действует на ее основании).
Заполнение основной таблицы формы М-15
Далее в документе идет следующая таблица:
После заполнения таблицы, ниже, нужно словами обозначить данные о количестве материалов, отпущенных со склада, а также их полную стоимость и НДС.
В завершении накладная должна быть подписана бухгалтером, ответственными за отпуск материалов со склада сотрудниками и получателем. Проштамповывать документ необязательно, но если получатель требует это сделать, то печать лучше поставить (при ее наличии).
Накладная форма м 15 для чего нужна
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Накладная формы М-15 может быть оформлена без указания стоимости? Является ли отсутствие стоимости нарушением и какие это может повлечь последствия?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В первичном учетном документе, в том числе накладной М-15, при наличии величины натурального измерения факта хозяйственной жизни допускается неотражение величины его денежного измерения (стоимости ТМЦ).
При этом неотражение стоимости материалов в накладной на отпуск материалов на сторону М-15 и отсутствие информации о стоимости в других документах может привести к ошибкам:
— в учете материалов подрядчиком, получившим ТМЦ для переработки на давальческой основе, а также ошибкам в расчетах с ним;
— в складском учете;
— к признанию неподтвержденной документально передачи материалов в другие организации при продаже материалов и готовой продукции.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Разработка и утверждение первичных документов для бухгалтерского учета;
— Пример заполнения Накладной на отпуск материалов на сторону (Форма N М-15) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2019 г.);
— Вопрос: Организации передают сырье и материалы на переработку на давальческой основе. ООО «Л» по форме М-15 отгружает ООО «Р» джамбы скотча. ООО «Р» возвращает скотч по форме М-15. Какие должны быть документы на услуги по переработке? Обязателен ли акт выполненных работ или достаточно УПД на услуги? Обязательно ли указывать цену в форме М-15 или можно указать просто количество? При возврате в форме М-15 должна быть указана цена именно скотча, а не услуги по переработке? Если должна быть указана цена, то откуда ее взять? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Савина Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Для чего нужна накладная ф. М-15
Накладная формы М-15 чаще всего применяется для документального оформления операций по передаче материалов между подразделениями компании, если территориально они удалены друг от друга. Используют ее также при осуществлении хозяйственных операций по передаче в переработку давальческого сырья или при передаче имущества по агентским договорам. Не существует запрета на применение М-15 для оформления отгрузки в адрес покупателя. Однако для последней операции традиционно используется товарная накладная формы ТОРГ-12.
Обратите внимание! С 01.01.2021 года начинают действовать новые ФСБУ, в т.ч. ФСБУ 5/2019 «Запасы», утв. приказом Минфина от 15.11.2019 №180н. Применять стандарт можно и раньше. Методические указания по учету МПЗ и спецодежды утрачивают силу.
Накладная М-15 относится к числу унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом России (постановление от 30.10.97 № 71а), обязательность применения которых с 2013 года отменена. Вместо нее возможно применение иного документа аналогичного содержания, оформленного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к первичному документу.
Оформляем передачу материалов на сторону
В накладной М-15 требуется заполнить 2 таблицы. В первой нужно указать дату передачи материалов, название подразделений компании, которые участвуют в ней, основание передачи (например, приказ), кому и через кого передаются материалы. Описание самих передаваемых материалов (наименование, количество, цена), корреспонденция счетов бухучета и дополнительные сведения (например, инвентарный номер) указываются во второй таблице.
В заключительной части документа ставятся подписи ответственных лиц и расшифровываются их должности и фамилии.
Скачать бланк формы М-15 можно на нашем сайте.
И на нашем же сайте можно увидеть образец заполнения унифицированной формы М-15.
Скачать образец заполнения унифицированной формы М-15
Если у вас есть доступ к К+, смотрите, как правильно организовать складской учет товаров. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите к Готовому решению.
Итоги
Передачу материалов между подразделениями компании обычно оформляют с помощью накладной формы М-15. В ней указывается информация об участвующих в передаче сторонах, основании для ее осуществления и передаваемых материалах.
Требование-накладная (форма М-11). Пример заполнения и бланк
Для перемещения внутри организации товарно-материальных ценностей, в основном при сдаче отходов, брака и остатков, оформляется требование-накладная (форма М-11). Пример заполнения и бланк скачайте на этой странице.
Требование-накладная (форма М-11): скачать бланк
Получите бланк бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
Используйте нашу форму требования-накладной М-11 — в ней есть все необходимые графы и поля. Возьмите ее за основу и дополните нужными вам графами.
Требование-накладную (форму М-11) оформляют только для внутреннего перемещения ТМЦ. Например, чтобы:
Также можно использовать бланк М-11 как карточку выдачи инструмента. Она нужна, чтобы следить за оборотом хозяйственных средств и их использованием, а также контролировать состояние инвентаря.
Требование-накладная (форма М-11) выписывается тем сотрудником, который сдает ТМЦ. Составляют минимум два экземпляра, на каждом должны быть подписи. Кто подписывает требование-накладную М-11, мы подробно разобрали здесь >>
Требование-накладная М-11: образец заполнения
Заполнить документ можно от руки или на компьютере. Чтобы не ошибиться в оформлении, скачайте готовый образец заполнения требования-накладной М-11 и подставьте свои данные.
Получите образец бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
Будьте внимательны: в документе недопустимы помарки и исправления. Если ошибетесь — форму придется составлять заново.
В сервисе МойСклад М-11 и другие документы можно заполнить онлайн. Это очень удобно: вы не допустите ошибки и сэкономите время, ведь данные не потребуется вводить и проверять вручную.
Заполнить М-11 онлайн
Заполните накладную М-11 онлайн!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе МойСклад — вы совершенно бесплатно сможете:
Подключите шаблон М-11, затем выберите Товары — Перемещения и укажите нужный товар. Система сформирует документ автоматически: проставит номер и дату, посчитает остатки ТМЦ на складе. Распечатать заполненную форму можно в один клик.
Информация о компании, товарах, складах сохраняется в системе — ее не нужно каждый раз заново вписывать в документ. Это удобно, если вы регулярно отгружаете ТМЦ со склада, например, передаете канцтовары в офис.
Вы также можете скачать пустой бланк требования-накладной (формы М11) в excel и заполнить его самостоятельно.
Требование-накладная (форма М-11): скачать бесплатно в Excel
Скачать форму М-11
Оформление и использование типовой межотраслевой формы М-11 часто вызывает вопросы. Разберем главные из них.
Кто подписывает требование-накладную М-11?
Документ подписывают выдавший материалы сотрудник и тот, кто их принял.
Подписи обязательно нужно расшифровать и указать должность. Стоять они должны только в отведенной для них графе, иначе требование-накладная (форма М-11) недействительна. Пример заполнения документа смотрите здесь >>
Можно ли использовать бланк М-11 как карточку выдачи инструмента?
Да. В требовании-накладной есть вся информация, которую должна содержать карточка выдачи инструмента. Бланк М-11 можно cкачать здесь >>
Каким документом оформить передачу ТМЦ: М-11 или М-15, если филиалы компании находятся в разных городах?
Типовая межотраслевая форма М-11 в этом случае не подойдет. Она во многом похожа на другие бланки для движения ТМЦ, но есть принципиальная разница. Если подразделения компании находятся по разным адресам, выписывается М-15. Требование-накладная (форма М-11) используется только внутри организации.
Чем отличается типовая межотраслевая форма М-11 от М-8?
Хотя формы похожи, требование-накладная (форма М-11) используется для неограниченной передачи материалов, а по лимитно-заборной карте М-8 есть предел выдачи ТМЦ. Это главное отличие. Кроме того, по М-11 можно оформить передвижение нескольких продуктов в одном документе, а по М-8 — нет. Здесь можно бесплатно скачать требование-накладную. Форму М-11 в excel-формате легко менять под конкретные задачи: такой бланк универсален, в него удобно вписывать нужные графы и поля.
Сколько хранить форму М-11?
5 лет — максимальный срок хранения формы М-11. Пример заполнения требования-накладной с указанной датой выдачи — здесь >>
Какие документы надо оформить с М-11?
При поступлении ТМЦ на склад кладовщик оформляет документ, отражающий поступление материалов, например, приходный ордер М-4. Кроме того, данные отражаются в карточке учета материалов, форме М-17. Вам могут понадобиться и другие документы:
Все бланки и образцы на сайте МоегоСклада можно скачивать бесплатно.
Накладная по форме М‑15
Если организация собирается передать материалы, спецоснастку, спецодежду и другие материальные ценности своим подразделениям или сторонним организациям, она составляет накладную на отпуск материалов. Форма такой накладной М-15 рекомендована, но не обязательна. Компания может разработать свою форму и утвердить ее в учетной политике.
Что такое накладная М-15
Форма М-15 утверждена Постановлением Госкомстата от 30.10.1997 № 71а. Она не обязательна — организация может заменить М-15 собственной формой, в которой есть все необходимые данные и реквизиты первичного документа.
Накладная М-15 предназначена для передачи материальных ценностей (материалов, спецодежды, спецоснастки и пр.) в следующих случаях:
Задача этой накладной — подтвердить, что организация отгрузила материальные ценности, а получатель их принял.
Пример. ООО «АвтоМир» ремонтирует автомобиль. Компания передает запчасти для ремонта в собственное подразделение, которое находится вне территории организации. Такая передача запчастей должна быть оформлена накладной на отпуск материалов на сторону — форма № М-15 или иная, утвержденная учетной политикой. Аналогично следует поступать, если запчасти для ремонта передаются подрядчику.
Если часть запчастей не была использована при ремонте, их можно вернуть на склад, оформив ту же накладную № М-15.
Можно ли оформить отгрузку покупателю накладной № М-15
На практике отгрузку материальных ценностей покупателю чаще всего оформляют накладной ТОРГ-12. Однако применение формы М-15 в этом случае тоже не запрещено. Это положение подтверждает сложившаяся судебная практика и методические указания Минфина от 28.12.2001 № 119н.
Однако накладную ТОРГ-12 составить все же проще. Поэтому для отгрузки по реализации лучше использовать именно этот бланк. Так и у налоговой будет меньше вопросов.
Чем можно заменить М-15
Форма № М-15 не является обязательной. Организация может разработать и предусмотреть в учетной политике другую форму накладной, которой будет оформлять передачу материальных ценностей сторонним организациям и удаленным подразделениям.
Собственная форма должна содержать:
Иногда отпуск материалов оформляется другими накладными. Например, для реализации материальных ценностей чаще формируют ТОРГ-12, а если материалы нужно передать в структурное подразделение, находящееся внутри организации, — оформляют М-11.
Как составить накладную М-15
Основание для подготовки М-15 — распоряжение руководителя, договор, контракт, наряд или иной документ. Чтобы получить товарно-материальные ценности, получатель обязан предъявить доверенность на получение, оформленную по всем правилам.
Накладную составляет бухгалтер или работник структурного подразделения, которое отпускает материальные ценности. Она может быть заполнена как на компьютере, так и от руки. Подготовить М-15 надо непосредственно в тот момент, когда ценности передаются со склада, или сразу после.
М-15 должна быть минимум в двух экземплярах: один остается у передающей стороны и выступает основанием для отпуска материалов со склада, а другой забирает себе получатель.
К заполнению формы есть несколько требований:
В первой следует указать:
Далее указывается, на основании какого документа передаются ценности, кто выступает получателем и кто является ответственным лицом.
Во второй таблице приводятся данные о переданных ценностях, корреспонденции счетов и другие сведения:
В нижней части таблицы подводится итог: сколько всего наименований ТМЦ отпустили по накладной, какова их общая стоимость и сумма НДС в ней.
Затем все ответственные лица (разрешивший отпуск, главбух, кладовщик, получатель) ставят свои подписи.
Если при заполнении накладной допущена ошибка, ее нужно исправить. Для этого зачеркиваются неверные сведения, а над ними указывается правильная информация. При этом важно, чтобы и старая и новая запись были хорошо читаемы.
Нужна ли на М-15 печать
Накладная будет действительна даже без печати — она не является обязательным реквизитом и для нее не предусмотрено место на бланке. Если все остальные данные и реквизиты приведены верно, первичный документ будет признан оформленным надлежащим образом.
Кроме того, на документах по внутреннему перемещению и учету МПЗ печать не обязательна (раздел 3 Указаний, утв. постановлением Госкомстата от 30.10.1997 № 71а).
Оформляйте первичные документы по работе с материальным ценностями в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Оформляйте отпуск и приемку, составляйте проводки, формируйте карточки складского учета и многое другое. А еще в Бухгалтерии можно сдавать отчетность через интернет, проводить расчеты с сотрудниками и получать консультации экспертов. Все новые пользователи получают 14 дней работы в сервисе в подарок.