Наклонная задняя часть что такое в машине
Все виды и описания кузовов легковых автомобилей
Легковые автомобили представлены широким модельным рядом, отличающимся по цене, назначению, классу комфорта и другим параметрам. Характеристики машины и требования к ней накладывают серьезный отпечаток на виды кузовов легкового автомобиля. Кузов машины определяет ее внешний вид и выступает основной несущей конструкцией, поэтому в зависимости от требований изменяется и вид детали.
В некоторых модельных рядах основной несущей конструкцией выступают шасси и рама.
Функции
Кузов – основная деталь, определяющая:
Деталь во многом определяет дальнейшую компоновку, а вследствие и поведение машины на дороге. Поэтому наиболее распространена классификация легковых автомобилей по типу кузова.
Существуют 3 основных типа кузовов легковых автомобилей:
Количество объемов детали – обособленные блоки.
Трехобъемные
Они характеризуются обособленным моторным отсеком и багажным отделением. Преимуществом выступает легкий доступ к деталям, что сделало конструкцию классической. Однако она предполагает небольшие возможности для видоизменения. Популярные типы трехобъемных моделей следующие:
Седан
Отличительные черты конструкции кузова легкового автомобиля седан – явно выступающее багажное и моторное отделение, 4 двери и 2 ряда сидений. Высота крыши всего салона одинакова. Сзади авто отсутствует подъемная дверь. Такая компоновка удобна для перевозок пассажиров, что сделало ее популярной. Многие производители разделяют седан на подклассы. Одним из таких является класс удлиненной машины (маркировка L). Обычно удлиненные части встречаются у седанов бизнес-класса. К ним относятся таун-кары – седаны с увеличенной высотой крыши.
Существуют также двухдверные седаны. Отличительная черта машины – наличие двух рядов сидений, например – «Запорожец».
Особенность – две удлиненные двери. Обычно кузов легковушки комплектуется двумя сиденьями, но в некоторых случаях задняя часть оснащается двумя дополнительными пассажирскими местами. В отличие от двухдверного седана, эти места неудобны и не рассчитаны на длительные поездки. Форма крыши купе всегда покатая, с уклоном назад, что улучшает аэродинамические характеристики машины.
Авто такого типа относятся к спортивному классу, поэтому представлены в основном высокой ценовой категорией. Они комплектуются двигателем большой мощности, усиленной подвеской и низким клиренсом для улучшения ходовых характеристик. Эти машины очень изящны, что также добавляет им престижа.
Авто с открытым верхом
Такие автомобили особенно популярны в странах с жарким климатом. Машина без крыши – оригинальное и престижное решение. К этим классам также относятся модели с откидной крышей. К таким типам устройств относятся:
Кузов кабриолет – классический вид машин без крыши или с откидным устройством. Проектируется на основе «Купе», реже – «Седана», обладает рамной конструкцией подобного вида. Чаще всего данный класс машин комплектуется мягкой откидной крышей.
Класс кузовов фаэтон – авто с откидной мягкой крышей. Отличие от кабриолета – полное отсутствие рамной конструкции над салоном. Благодаря этому окна боковых дверей в таких машинах являются съемными. Фаэтоны – наиболее открытые автомобили. Классические фаэтоны – правительственные авто без крыши с тремя рядами сидений, предназначенные в первую очередь для парадов. В настоящее время виды на удлиненной колесной базе без крыши не выпускаются.
Слово «фаэтон» в автостроении также акцентирует внимание на роскошь авто и увеличенное пространство внутри машины. Так, Volkswagen Phaeton, запущенный в производство в 2002 году, по типу корпуса является классическим седаном.
Кузов родстер – открытый, на укороченной базе с двумя дверями. Такие автомобили также отличаются разборными боковыми стеклами или полным их отсутствием, мягкой крышей. Родстер без крыши называется спайдером. Исторически родстеры, кроме основных комфортабельных сидений, комплектовались дополнительным откидным, получившим в народе название «тещино место». Современные родстеры часто представлены спорткарами, в числе которых находится Lada Revolution.
Разновидность родстера, укомплектованная жесткой дугой сзади сидений, называется таргой. Автомобили также обладают съемными боковыми окнами и не имеют боковых рамных конструкций, но чаще комплектуются жесткой съемной или разборной крышей.
Пикап
Автомобили пикап – трехобъемные. Основная черта моделей – открытый багажник. Они предназначены не только для езды, но и для перевозки большого объема грузов.
Первоначально пикапы были распространены в северной Америке среди фермеров и простых людей, позже получили распространение по Европе и всему миру. Современный пикап – комфортабельная машина, созданная на базе внедорожника. Существуют как двухдверные, так и четырехдверные авто с комфортабельной кабиной.
Особенностями пикапов являются:
Лимузин
Данный вид машин предназначен для представительского класса и отличается повышенным уровнем комфорта, тип кузова создан на основе концепции седана. Конструкция лимузина – легковой автомобиль на удлиненной базе с обязательной перегородкой между водителем и пассажирами. Комплектуется 2 или даже 3 рядами сидений, 4 дверьми. Именно жесткая перегородка отличает данный класс от удлиненного седана.
Классические лимузины создавались на базе седана, однако, в настоящее время имеются и авто на базе внедорожников. Встречаются лимузины довольно редко, отчего являются еще более эффектными.
Двухобъемные
Кузова этого вида отличаются отдельным обособленным моторным и пассажирским отсеком. Грузовая часть машины слита в одно пространство с пассажирской. Это позволяет увеличить грузовую часть или салон без повышения длины колесной базы. Нахождение пассажирской и грузовой части машины в одном пространстве дает конструкторам авто больше пространства для маневра. К популярным видам двухобъемных моделей относятся:
Универсал
Кузов универсал – автомобиль грузопассажирского типа. Такой вид авто получил свое название благодаря многоцелевому использованию. Автомобили «комби» обладают 3 или 5 дверьми, 2 рядами сидений с большим объемом. В большинстве моделей задние сидения складываются, увеличивая багажник до огромных размеров. В начале нового века универсалы являются лидерами рынка, обогнав по продажам седаны.
Одним из подтипов универсала являются кузова шутинг брейк. Это двухдверные авто премиум-класса с прямой крышей, разработанные на основе спорткаров.
Хэтчбек
Тип кузова хэтчбек напоминает универсал, но отличается наклонной крышей. Эти авто часто называют фастбэками. Хэтчбеки часто выполняются в качестве легкрвых автомобилей с большим багажником. Они отлично подходят для городских условий, прекрасно справляются с транспортировкой пассажиров и грузов. Выполняются в виде трех- или пятидверных машин. Примерами отечественных хэтчбеков являются ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
Лифтбек
Кузов лифтбек – средний вариант между хэтчбеком и седаном. По внешнему виду корпус напоминает седан или купе, но структурно более схож с хэтчбеком. Багажник такого автомобиля открываются при помощи люка, откидывается с задним стеклом. Между багажником и задними сиденьями устанавливаются мягкие перегородки. При необходимости они снимаются, после чего машина готова к транспортировке габаритных грузов.
Внедорожник
Авто данного класса похожи на универсалы, но обладают большим размером и высоким дорожным просветом. Отличительной особенностью выступает мощная рама, делающая корпус более прочным. Эти автомобили предназначены для езды по бездорожью, поэтому обладают высокой проходимостью. Почти все они обладают мощным двигателем и полным приводом, иногда с блокировкой дифференциала. В народе внедорожники, а иногда и другие авто, похожие по внешним характеристикам, называются джипами.
Создатели автомобилей повышенной проходимости пришли к тому, что снижение веса машины способно повысить ее ходовые характеристики. Так появился внедорожник без кузова – багги.
Кроссовер
Этот вид кузова довольно сильно похож на внедорожник, но значительно легче. Автомобили этого класса – гибрид между универсалом и внедорожником: вариант городского авто, приспособленного под езду по бездорожью. Также отличается высоким клиренсом, но не обладает рамами и блокировками. Отличается от внедорожника более высоким классом комфорта, при этом проходимость на порядок ниже.
Разновидность кроссоверов – класс SUV. Это увеличенный автомобиль универсал с высокой посадкой, отличающийся высоким клиренсом и дорожным просветом. Такие виды обладают упрощенным полным приводом. SUV (как и большинство кроссоверов) – гибрид универсала и внедорожника.
Фургон
Данный кузов полностью приспособлен под перевозку грузов. Фургоны – переходной вариант между легковыми и грузовыми автомобилями. Оснащаются обширным высоким грузовым отделом с большой задней дверью, без окон. В некоторых случаях они выполняются как глубокая модернизация устройства кузова легкового автомобиля («Москвич»-412 «пирожок»), но чаще как отдельная конструкция. Часть современных фургонов – однообъемные автомобили. Некоторых из них имеют определенное назначение, например, вмещают специальные приспособления, медицинское оборудование или рефрижератор.
Однообъемные
Кузова данного типа не имеют выступающих частей и представляют цельнометаллическую конструкцию. Моторный и багажный отсеки слиты с салоном машины в один блок. К этому классу относится большинство автобусов. Среди легковых авто они представлены самыми молодыми классами:
Минивэн
Кузов минивэна представляет собой однообъмную конструкцию длиной не менее 4,5 метра. Эта машина совмещает в себе комфорт универсала и вместимость фургона. Большой объем позволяет разместить третий ряд сидений и делает их идеальными семейными автомобилями. По виду кузова минивэн напоминает микроавтобус с отличием в том, что вмещает не более 8 посадочных мест.
Компактвэн
Компактвэн – уменьшенный вариант минивэна. Часто вмещает 3 ряда сидений. При этом отличается меньшим объемом салона и багажника, но выигрывает в маневренности.
Микровэн
Эту разновидность часто причисляют к хэтчбеку. По большей части характеристик автомобили похожи на однообъемные машины этого класса. Отличительная черта – большая высота пассажирской части, обеспечивающая комфорт находящимся в салоне, что особенно приятно в дальних поездках.
Грузовики
Тип кузова грузового автомобиля бывыет двухобъемным (КАМАЗ) или трехобъемным (КРАЗ). Однако это не является определяющей особенностью. Основной градацией кузовов выступает тип грузового отдела. Они делятся на:
Грани между классами автомобилей постепенно стираются. На рынке появляется все больше моделей машин, совмещающих характеристики тех или иных классов. Это дает возможность создавать универсальные авто, отвечающие потребностям водителей и пассажиров.
Фастбэк
: неверное или отсутствующее изображение
Термин фастбэк (англ. fastback, нем. schrägheck = наклонная задняя часть) относится к различным типам автомобильных кузовов, имеющих особую покатую форму крыши, плавно, без ступеньки, переходящей в крышку багажника. Кроме того, в прошлом в некоторых странах термином «фастбэк» обозначали отдельный тип кузова — сегодня подобное обозначение нередко используется коллекционерами, причем зачастую более широко, чем в годы существования таких автомобилей.
В целом можно сказать, что существуют различные версии того, какие автомобили следует относить к классу фастбэков, а какие — нет.
Содержание
Определение
В общем случае, этим термином может быть назван любой автомобиль с покатой линией крыши, например, большинство хетчбэков; тем не менее, как указано в определении по версии американского журнала Road & Track, не каждый хэтчбек является фастбэком, неверно и обратное утверждение.
Однако, встречается и мнение, гласящее, что фастбэк предполагает жёстко зафиксированное заднее стекло и обычную крышку багажника, таким образом, хетчбэк по этой версии не может являться фастбэком. В принципе, такая постановка вопроса верна для автомобилей 1970-х, среди которых встречались внешне очень похожие хетчбэки с дверью в задке и фастбэки с неподвижным задним стеклом и небольшой крышкой багажника, продолжающей линию крыши — возникала необходимость как-то их разделить.
В настоящее время термин «фастбэк» обычно используется именно для того, чтобы отделить от хетчбэков автомобиль с покатой крышей и неподвижным задним стеклом, зачастую — подчеркнуть его спортивную направленность. Именно по такому принципу фастбэком называют автомобиль Mercedes-Benz CLS, который носит коммерческое обозначение «четырёхдверное купе». С другой стороны, история знает и противоположные примеры, когда хэтчбеки носили коммерческое обозначение «фастбэк» — также, с целью подчеркнуть спортивную направленность модели, таким образом, данный вопрос является дискутивным и во многом зависит от политики компании-производителя.
В целом и общем, можно разрешить это противоречие таким образом:
Аэродинамика фастбэка
В двадцатые и тридцатые годы создатели автомобилей с каплевидной задней частью кузова как правило преследовали сугубо утилитарную цель — улучшить обтекаемость за счёт снижения аэродинамического сопротивления. Именно это заявлялось в качестве главного преимущества фастбэка в научно-популярных публикациях тридцатых — сороковых годов.
Между тем, со временем стало очевидным, что с точки зрения аэродинамики кузова каплевидной формы по сути бесперспективны для серийных автомобилей: хотя по сравнению с угловатыми формами массовых моделей тех лет они действительно давали ощутимый выигрыш в обтекаемости, резервов для дальнейшего её улучшения применительно к автомобилю общего назначения они не имели.
Дело в том, что каплевидная форма является практически идеальной с точки зрения обтекаемости лишь при «правильных» пропорциях тела, примерно как у самолётного фюзеляжа или мотогондолы. С учётом минимально пригодной для расположения пассажиров высоты автомобиля достижение таких пропорций потребовало бы довести его длину до 8…9 метров — требование на практике весьма затруднительное. Так, «Мерседес» ещё в конце тридцатых годов построил по этой схеме гоночный Mercedes-Benz T80, который при длине 8 240 мм и высоте 1 740 мм имел «правильные» пропорции капли и уникальный даже по сегодняшним меркам коэффициент аэродинамического сопротивления 0,18 — но достигался он ценой полного отсутствия практичности с точки зрения повседневной эксплуатации. При сохранении разумной длины автомобиля с каплевидным кузовом его высоту пришлось бы снизить до столь же неприемлемой, как и восьмиметровая длина, величины — менее 1 метра, как у гоночных «Звёзд» Пельтцера.
Если же «каплю» укорачивать, сохраняя характер её обводов, но не сам по себе контур идеально обтекаемого тела, подгоняя пропорции под необходимость размещения в кузове пассажиров — как это сделали создатели «Татры» и «Жука» — аэродинамическое сопротивление быстро растёт из-за появления отрывов потока воздуха с образованием вихрей вдоль всего контура крыши. И если рядом со всё ещё весьма угловатыми кузовами середины тридцатых снижение аэродинамического сопротивления было весьма заметно, то по сравнению с достаточно обтекаемыми трёхобъёмными седанами конца тридцатых — начала сороковых годов, с характерными для них «зализанными» обводами, эффект был уже не слишком значителен — особенно если каплевидную заднюю часть соединяли с выполненной согласно требованиям моды, а не аэродинамики передней частью, к тому же в случае автомобиля «классической» компоновки отягощённой многочисленными прорезями для прохода охлаждающего воздуха, отнюдь не идущими обтекаемости на пользу. В итоге, эффект от применения каплевидного кузова оказывался в целом скорее декоративным — при этом условия размещения пассажиров в нём были ощутимо хуже, чем в кузове, имеющем более традиционную форму, что сыграло свою роль в упадке популярности каплевидных кузовов уже в первой половине пятидесятых годов, когда «торпедообразные» псевдообтекаемые обводы вышли из моды, уступив место новым тенденциям дизайна (см. ниже).
Второй существенный недостаток фастбэка с точки зрения аэродинамики — возникновение при обтекании его воздухом значительной подъёмной силы, которая ухудшает устойчивость автомобиля при движении с высокой скоростью из-за снижения сцепления его шин с асфальтом. Также фастбэки имеют повышенную чувствительность к боковому ветру.
Ещё в тридцатые годы швейцарский специалист в области аэродинамики Вунибальд Камм нашёл более удачное решение — так называемый «каммбэк», ту же восьмиметровую идеально обтекаемую «каплю», но доведённую до приемлемой длины за счёт «обрубленного» хвоста, заменённого вертикальной задней стенкой кузова. Такая форма кузова не только имела неплохую обтекаемость, но и создавала прижимающую силу, улучшающую сцепление шин автомобиля с дорогой, способствуя безопасности движения. Однако по соображениям дизайна массового распространения таких кузовов долго не происходило, так как они не вписывались в сложившиеся представления о внешнем виде автомобиля. Серьёзный интерес к работам Камма проснулся лишь во время бензинового кризиса семидесятых годов. Некоторые ранние «каммбэки» тех лет, например Citroën SM и Citroën CX, всё ещё воспроизводили в общих чертах обводы фастбэка, сохраняя характерную для него покатую линию крыши и длинный, как у седана, задний свес и отличаясь от типичных фастбэков лишь более выгодным с точки зрения аэродинамики меньшим углом наклона задней стенки кузова (такую форму из современных автомобилей имеют лишь некоторые кроссоверы, вроде Honda Crosstour и BMW X6, а также специфические люксово-спортивные пятидверные автомобили вроде BMW 5 Series Gran Turismo) — однако со временем они стали эволюционировать в другом направлении — в сторону хетчбэка с «обрубленным» задним свесом и вертикальной задней стенкой кузова.
В определенные эпохи производились автомобили, кузова которых официально назывались фастбэками, либо к которым стало принято применять этот термин в наш дни.
Ранние разработки
Первый кузов такого типа (но ещё не называвшийся этим термином) были создан еще в 1911 году французским конструктором Л.Фором. [1] Его автомобиль на серийном шасси фирмы «Грегуар» (Grégoire) имел «яйцевидную» (согласно оригинальной терминологии) заднюю часть кузова, что придавало ему хорошую для тех лет обтекаемость, кроме того, отмечалось, что автомобиль практически не образовывал при движении шлейфа пыли, что было типично для тогдашних кузовов с плоской задней стенкой. Тем не менее, в те годы этот тип кузова не прижился ввиду своей необычности и плохого сочетания такой формы задней части с дизайном автомобилей тех лет.
1930-е — 1950-е годы
В середине 1930-х годов в стремлении улучшить аэродинамику автомобиля появляются серийные модели с каплевидной задней частью кузова, такие, как чехословацкие Tatra T77 и Tatra T87 (конструктор — Ганс Ледвинка, Hans Ledwinka). В длинном хвосте каплевидного кузова, неудобном для размещения пассажиров, у этих моделей был установлен двигатель. Появляются и автомобили «классической» компоновки с такой формой кузова.
Под влиянием пионерских фастбэков тридцатых годов начала меняться форма кузовов массовых моделей — задняя стенка из вертикальной становится наклоненной вперёд, обводы закругляются. Тем не менее, большинство дизайнеров не пошло дальше этого.
Пик популярности фастбэков пришёлся на конец сороковых — начало пятидесятых годов, когда они имелись в производственной программе многих американских производителей (Ford, Chevrolet, Pontiac и другие) и имели довольно широкое распространение в Европе — «Победа» М-20 (дизайнер — Вениамин Самойлов), Borgward Hansa 2400, Ford Vedette и другие.
Советский фастбэк «Победа» ГАЗ М-20, 1946—1958 годы.
Pontiac Streamliner модели 1948 года.
Американский фастбэк («аэроседан») Chevrolet модели 1950 года.
Европейский фастбэк Borgward Hansa 1952—1955 годов.
Европейский фастбэк Ford Vedette 1952 года.
Фастбэк-купе на шасси Delahaye 235M 1953 года.
Hudson Hornet 1954 года — один из последних американских фастбэков 1950-х годов.
Fiat 600 1955—1975 годов — один из последних европейских фастбэков.
Само по себе название «фастбэк» появилось в США в конце тридцатых и изначально являлось фирменным. Большинство автомобилей с таким кузовом так в то время не называли — только в наше время этот термин часто распространяют на все аналогичные автомобили данной эпохи. Так, «Победа» во всех справочниках обозначена как седан, хотя сам термин «фастбэк» в СССР был известен и впоследствии употреблялся по отношению к ней в ряде популярных публикаций; применительно к автомобилям Chevrolet термином для обозначения кузова с каплевидной задней частью служило слово «аэроседан» — Aerosedan, использовавшееся в названии ряда моделей; Pontiac использовал обозначения Streamliner и Torpedo; Ford никак не выделял кузова данного типа, использовавшиеся на моделях 1937—1948 годов. В целом же, стиль автомобилей тех лет сегодня нередко собирательно обозначается словом Streamline (англ. «линия обтекания»).
Между тем, к середине 1950-х выпуск массовых моделей с кузовом такого типа был в основном свёрнут: изменились тенденции моды, а также была выявлена его низкая функциональность.
Так, глухая задняя стенка кузова с небольшим, сильно наклоненным стеклом давала плохую обзорность, каплевидная форма кузова уменьшала пространство над задним рядом сидений, доступ к багажнику был неудобен (у многих фастбэков первого поколения он вообще осуществлялся изнутри машины, через спинку заднего дивана — например SAAB 92). В результате кузов фастбэк на автомобилях общего назначения был довольно быстро вытеснен классическим типом трехобъемного седана практически полностью. Таким образом, кузова, условно называемые в наше время общим термином фастбэк, оказались своего рода переходным звеном от двухобъемного седана 1930-х годов с вертикальной задней стенкой кузова (ГАЗ М-1) к трехобъемному седану 1950-х годов (ГАЗ-21).
После середины пятидесятых каплевидную заднюю часть кузова сохраняли некоторые заднемоторные автомобили, для которых такая форма была в какой-то мере оправдана, особенно при необходимости расположения в задней части кузова сравнительно высокого рядного двигателя, удачно вписать который в обводы довольно низкого трёхобъёмного седана или купе было непросто, а также отдельные спортивные и подражающие им модели, вроде Porsche 356 — уже скорее по традиции, чем по каким либо практическим соображениям.
1960-е — 1970-е годы
За счет применения очень больших сильногнутых задних стекол на фастбэках этого поколения удалось вполне удовлетворительно решить проблемы с обзорностью. Так, фастбэк Plymouth Barracuda модели 1964 года имел самое большое на тот момент в мире заднее стекло. Главной же проблемой оставалась невысокая практичность багажника при такой конфигурации крыши — хотя объём его был потенциально велик, доступ к багажу был неудобен. Введение откидной спинки заднего сиденья, как на той же «Барракуде», помогало решить эту проблему лишь отчасти. Впоследствии эта линия кузовов получила дополнительную дверь в задке и стала аналогом европейских хэтчбеков — которые в Европе произошли от универсалов, поэтому были в основном пятидверными и имели трехоконную боковину, в то время как американские — преимущественно трехдверными (или, по-американски, двухдверными) и с четырехоконной боковиной. В США по отношению к таким кузовам впервые стали употреблять термин Sport Utility, что означает «практичная спортивность» — в наше время он ассоциируется в первую очередь с комфортабельными внедорожниками (SUV). Именно в эти годы термин «фастбэк» стал использоваться как противоположный термину «хэтчбек» и обозначающий автомобиль с такой же формой кузова, но без двери в задней стенке — во время первого пика популярности фастбэков такое противопоставление не имело смысла, так как хетчбэки в те годы ещё не получили широкого распространения. По сути, фастбэки шестидесятых годов оказались своего рода переходным звеном к полноценным хетчбэкам семидесятых.
В Европе также появилось определенное количество автомобилей с кузовом «фастбэк», например, Citroen CX и Volkswagen Passat B1, но они всё же оставались сравнительно редкой экзотикой — европейским мейнстримом уже тогда начинали становиться хетчбэки с подъёмной дверцей в задней части.
Между тем, требование дальнейшего улучшения аэродинамики автомобилей в семидесятые годы вызвало новую волну исследований, в ходе которых была выявлена оптимальная с этой точки зрения и с учётом оптимального размещения пассажиров и груза форма кузова — «аэродинамический клин» с высокой и резко обрывающейся задней стенкой. Эта форма автомобиля автомобиля была реализована в восьмидесятые годы и получила широкое распространение впоследствии.
Современный этап
В последние годы, начиная с модели Mercedes-Benz CLS (2010), в Европе возрождается мода на кузова с плавно снижающейся покатой задней стенкой кузова, как правило применяемые на дорогостоящих автомобилях спортивного типа — в качестве примеров можно назвать Audi A7 Sportback, BMW 5 Series Gran Turismo. В отличие от положившего начало этому направлению «Мерседеса», бывшего настоящим четырёхдверным фастбэком с обычной крышкой багажника, эти автомобили имеют остеклённую пятую дверь в задке и фактически являются лифтбэками, хотя производители предпочитают использовать для них оригинальные термины, такие, как тот же Sportback.