Наличие чего отличает сложившуюся науку
Наличие чего отличает сложившуюся науку
Как автор характеризует метафизический и диалектический способы мышления? Дайте характеристику каждому из способов. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «научное познание».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика — взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология — взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.
Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (. ) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (. )
Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (. )
Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука — это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.
Наличие чего отличает сложившуюся науку
Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом
§11. Наука в современном обществе
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
искусство — художественное освоение мира;
наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).
Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.
Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.
Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.
Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний и умений.
Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.
Честь – общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости.
В современном обществе наука представляет сложное, со многими звеньями, глубоко внутренне расчлененное духовное образование. Своей вопрошающей, постигающей, испытывающей, исследующей стороной она обращена ко всему сущему. Когда-то было сказано об искусстве, что оно «не брезгливо», ему до всего есть дело. К науке это можно отнести в еще большей степени. Нет той стороны, грани, аспекта мироздания, которые не могли бы стать объектом научного исследования. Его возможности и границы определены возможностями и границами научной социальной практики (понимаемой в самом широком смысле слова). В конечном счете наука, будучи всеобщим продуктом деятельности, характеризует реальный уровень и возможности самой практики.
Наука — это особая система знаний. В отличие от личного опыта и здравого смысла, наука имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Так, ещё в далёкой древности Аристотель попытался выделить основные начала (условия) существования всего в мире: форму, материю, причину, цель. Он же использовал логику как метод суждений, применимый к любой науке.
Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике, технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки). Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания.
В систему научного знания входят не только научные факты, доказанные и подтверждённые наблюдениями, экспериментами, а также законы и теории, но и сами методы получения научных знаний — методы наблюдений, экспериментов, расчётов, доказательств. Современная наука накопила массу информации об окружающем нас мире и о мире внутри нас. Эта информация обрабатывается и накапливается с помощью современных информационных технологий и сложной техники.
Особенность науки проявляется и в том, что она стремится объяснять мир, используя особый язык — формулы, символы, знаки, понятия и т. п. Математика оперирует цифрами, химия — условными знаками, обозначающими химические элементы. Есть свои языки у информатики и т. п. Пользование искусственным языком позволяет отвлечься от несущественных признаков изучаемых объектов и сосредоточиться на наиболее важном и общем. Вы произносите слово «прилагательное», и все, кто знаком с грамматикой, понимают, что имеется в виду одна из частей речи, обозначающая признаки предмета. Так же как в истории, слово «источник» означает не водный объект, а основу получения исторических сведений.
Наука, в отличие от мифологии или обыденного знания, предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами — от логичного объяснения до сложных экспериментов с использованием сложных приборов и дорогостоящего оборудования.
Если рассмотренное нами значение слова «наука» отражает результаты деятельности учёных, то другое значение слова «наука» подразумевает особую сферу деятельности, в которой принимают участие миллионы людей. Учёными принято называть людей, профессионально занятых научной деятельностью, «производством» научного знания. Конечно, в сфере науки заняты не только собственно учёные. Им помогают, их обслуживают лаборанты, администраторы, инженеры и т. п. Люди многих профессий непосредственно связаны с этим особым видом производства.
Современную науку невозможно представить себе без научных журналов, альманахов, справочников и т. п., которые редактируются, издаются, оформляются рисунками, схемами, чертежами. Важную роль в развитии современной науки играют СМИ, которые популяризируют её достижения, освещают научные проблемы и т. д. Тем не менее сфера науки без учёных не может существовать и развиваться.
Современная наука выходит за рамки отдельных государств, и объединения учёных нередко включают специалистов определённой области знания из разных стран. Они общаются с помощью современных средств связи, встречаются на международных конференциях, съездах, симпозиумах. Учёные, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них — Нобелевская премия.
Настоящими учёными являются не просто образованные и талантливые люди, добившиеся успехов в научных исследованиях. Большинство из них — люди с высокими моральными принципами.
Во все времена сообщество учёных отвергало плагиат — присвоение чужих идей. Скрупулёзное следование истине, честность перед самими собой и другими отличают настоящих учёных. В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. История и современность дают немало примеров преданности учёных своей науке, готовности жертвовать ради истины комфортом, свободным временем, а нередко здоровьем и самой жизнью. Честное имя в науке ценится ничуть не меньше результата исследования.
Одна из самых важных этических проблем, с которой сталкиваются люди науки, — проблема последствий их работы. Неоднократно известные учёные делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использованием достижений науки в антигуманных целях.
С конца XX в. наука выступает в качестве общественной силы. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Эта картина не раз менялась на протяжении веков.
Кроме того, наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называют рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Данные науки сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.
Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки — учёные — являются существенной частью социально активного населения. Достаточно вспомнить академика А. Д. Сахарова, чьё имя отождествляется не только со смелыми научными открытиями, но и со столь же смелыми выступлениями против произвола и несправедливости. Гражданская позиция авторитетных для научного сообщества людей существенно влияет на общественное мнение.
Я согласен с писателем. Очень многое для нас делают ученые. Они облегчают нам жизнь. Без науки мы бы не могли жить, так же как и сейчас. Наука продвигает нас вперед.
Иван Петрович Павлов (14 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.
1990-е гг. — победа над СПИДом; создание роботов-сиделок, способных обслужить пожилых и лежачих больных;
2001—2010-е гг. — преобладание электронных газет среди информационных изданий; применение пишущих машинок, воспринимающих человеческий голос; умение остановить рост раковых клеток и превратить их в нормальные; начало туристических экспедиций в космос;
2010—2020-е гг. — создание автомобиля на водородном топливе, понимание механизмов памяти и старения, создание искусственного глаза.
Какие прогнозы сбылись? Какие науки развивались наиболее быстро?
2001 — 2010 — е гг. — начало туристических экспедиций в космос;
2010 — 2020 — е гг. Создание автомобиля на водородном топливе; понимание механизмов памяти и старения — уже близки; создание искусственного глаза — только сетчатки.
Остальное — не сбылось.
Инновационный центр «Сколково» (в 2010—2011 гг. часто описывался как «Российская Кремниевая долина»)) — строящийся в Москве современный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, первый в постсоветское время в России строящийся «с нуля» наукоград, а также территория (отдельная площадка), представляющая собой протуберанец за МКАДом, и городской микрорайон Москвы, часть так называемой Новой Москвы.
В комплексе будут обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, биомедицинские технологии, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.
Проект создания Инновационного Центра реализуется Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фондом «Сколково»).
Результатом деятельности Фонда «Сколково» должна стать самоуправляющаяся и саморазвивающаяся Экосистема, благоприятная для развития предпринимательства и исследований, способствующая созданию компаний, успешных на глобальном рынке.
Проектом предусмотрено, что к 2020 году на площади 2,5 млн м² будут жить и работать более 25 тысяч человек. Первое здание «Гиперкуб» уже готово. Вводятся в эксплуатацию объекты первой очереди «иннограда».
ТЕСТ по обществознанию 11 класс
Просмотр содержимого документа
«ТЕСТ по обществознанию 11 класс»
Раздел «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА».
Часть А.
При выполнении заданий А1 – А20 выберите только один правильный ответ.
А1. Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные?
мораль 2) наука 3) культура 4) религия
А2. В каком из предложений понятие «культура» употреблено в наиболее широком смысле этого слова?
Он не поздоровался со знакомыми, это проявление крайне низкого уровня культуры.
Культура включает в себя совокупность всех результатов преобразовательной деятельности человека.
В среднем течении Днепра были обнаружены погребения и остатки поселений, относящиеся к Трипольской археологической культуре.
Для средневековой культуры Европы был характерен консерватизм, схоластические представления, духовное доминирование христианской церкви.
А3. П. исследует старинные летописи, рукописи древних авторов. При работе в одном из архивов П. удалось обнаружить ранее неизвестные источники, рассказывающие о жизни и деятельности князя Андрея Боголюбского. Деятельность П. относится к такой сфере культуры, как
наука 2) образование 3) религия 4) искусство
А4. Искусство отличает от иных форм культуры свойство –
формирование теоцентрической картины мира
отражение материального мира посредством художественных образов
выдвижение гипотез, проведение экспериментов
построение стройной логической системы доказательств
А5. Известный в прошлом поэт-шестидесятник вернулся из эмиграции на родину. Стиль, в котором написано большинство его стихотворений, всегда признавался новаторским. В небольшом зале местного краеведческого музея состоялся творческий вечер, собравший незначительный круг знатоков и почитателей его творчества. Продуктом какого типа культуры является этот вечер?
массовой 2) популярной 3) традиционной 4) элитарной
А6. Какой признак отличает науку современной эпохи от науки прошлых времен?
стремление к постижению сущности природных и социальных явлений
выдвижение гипотез о происхождении Вселенной, возникновении Земли
применение при проведении многих исследований методов компьютерного моделирования
построение рационалистической, логически стройной картины мироздания
А7. Какой признак отличает религии мировые от религий национальных и локальных?
поиск ответов на вопросы о смысле человеческого бытия, о загробном мире и вечности духа
выдвижение определенных моральных принципов, запретов и предписаний
открытость, отсутствие привязки к определенной этнической принадлежности
объединение верующих в общину, осуществление общения и взаимодействия между ними
А8. Российский поэт и философ М. А. Волошин писал: «Художник – это фокус сознания вещей и явлений, отраженных в нем». Какую специфическую черту искусства подчеркивает автор?
отображение в искусстве, прежде всего, чувственной, иррациональной стороны познания мира
представление предметов и явлений объективного мира в субъективной образной форме
природосообразность произведений искусства, использование природных объектов
особый символизм и знаковость, проявляющаяся при создании произведений искусства
А9. Ученые-социологи в стране В. провели исследование, в ходе которого был произведен опрос граждан разных возрастов. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) был задан вопрос: «Какая область культуры, на ваш взгляд, в наибольшей степени влияет на формирование духовного мира личности?». Результаты, полученные в ходе опроса (в %), представлены в диаграмме.
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
Значение морали в современном обществе, судя по данным опроса, существенно занижено по сравнению с другими областями культуры.
Роль искусства респонденты считают более значимой, чем роль науки.
Наука и религия, по признанию респондентов, практически равны по степени влияния на личность.
В век научно-технического прогресса наука, по мнению большинства респондентов, стала ведущим фактором в становлении духовного мира людей.
А10. Верны ли следующие суждения об этике современной науки и ответственности ученых?
А. Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики, что им необходимо помнить о моральных границах своей исследовательской деятельности.
Б. Особенно ответственно ученым необходимо подходить к исследованиям человеческой психики, интеллектуальных ресурсов, так как любое воздействие на эти процессы может быть непредсказуемо.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А11. Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные факты, а одно – субъективное мнение. Какое из утверждений является мнением?
Руководством страны одобрена комплексная программа модернизации образования «Наша новая школа».
Она предусматривает введение новой системы финансирования образовательных учреждений и новых подходов к аттестации педагогических кадров.
Многие положения программы обновления, однако, весьма спорны и неоднозначны по своим последствиям.
Учителя опасаются, что в результате перехода на новую систему оплаты труда они утратят самостоятельность и будут полностью зависеть от решения директора школы.
А12. Учителя истории с начала учебного года стали посещать новые годичные курсы в областном Институте повышения квалификации учителей. К какой ступени образования относится учреждение, в котором обучаются учителя?
высшее профессиональное образование
дополнительное профессиональное образование
послевузовское образование (аспирантура)
второе высшее образование
А13. Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?
А. Феноменами, явлениями духовной жизни выступают наука, религия, искусство и мораль.
Б. Духовная сфера жизни общества развивается изолированно, обособленно от других сфер, не испытывая на себе влияние экономики и политики.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А14. В 2008 – 2010 гг. социологическая служба страны В. проводила опрос среди населения. Респондентам – родителям было предложено ответить на вопрос: «Как вы относитесь к возможности введения в базисный учебный план школы в качестве обязательного религиозного предмета и разделению учащихся по конфессиональному признаку на группы?». В результате опроса получены следующие данные (в %), представленные в таблице.
Допускаю возможность преподавания подобного предмета только в рамках факультативного курса по желанию выпускника и при согласии родителей.
Предпочтительным считаю светское образование, осуществление нравственного воспитания и образования посредством увеличения доли социальных и гуманитарных предметов.
Поддерживаю идею введения религиозного курса, так как он поможет укрепить в обществе нравственные начала.
Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
На протяжении двух опросов большинство опрошенных высказалось в пользу того, что свобода совести неактуальна, и важнее излагать основы вероучения в рамках обязательных курсов.
Существенно увеличилось количество тех, кто полагает, что религиозные предметы должны изучаться факультативно.
Возросло количество родителей, полагающих, что религиозное образование в большей степени, чем светское, способно повлиять на нравственный облик молодежи.
Определенно возросло число сторонников светского образования, отделения школы от церкви.
А15. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование, школа, в широком смысле этого слова, сегодня является непременным условием построения успешной карьеры.
Б. Современное общество диктует для образования новые требования, важнейшим из которых выступает идея непрерывности образования, возможность выбора человеком разнообразных образовательных траекторий на протяжении всей сознательной жизни.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А16. Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся Т.?
начальное профессиональное образование
основное общее образование
полное (среднее) общее образование
среднее профессиональное образование
А17. Верны ли следующие суждения о религиях мира?
Для мировых религий (буддизма, христианства, ислама) характерно:
А. признание универсальных нравственных ценностей, ненасилия
Б. обращение к предельно широкому числу последователей
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А18. Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее частное, наиболее узкое по смыслу.
христианство 2) мировая религия 3) форма культуры 4) католичество
А19. Современная наука, активно опирающаяся на биотехнологии, научилась создавать новые вещества с заранее заданными свойствами. Следствием развития генной инженерии стало производство генномодифицированных продуктов, которые, казалось, способны избавить человечество от проблемы голода. Но само употребление подобных продуктов в пищу вызвало противоречивые последствия в жизни людей. Какую функцию науки можно проиллюстрировать подобным примером?
мировоззренческую 2) социальную 3) прогностическую 4) объяснительную
А20. В современном мире образование является открытой системой. Российская Федерация является участником Болонского процесса, направленного на сближение образовательных систем европейских стран и признание эквивалентности документов об образовании. Данным примером можно проиллюстрировать тенденцию в развитии образования:
интернационализацию 2) гуманитаризацию 3) профилизацию 4) комьютеризацию
Задания с кратким ответом.
При выполнении заданий с кратким ответом внимательно следуйте инструкции, записывайте ответ в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр.
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Поведенческие стандарты, правила, нормы
Ценности, идеалы, нравст-венные принципы
Понятия и взаимосвязи между ними
Структурные элементы _________
В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «современное образование». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Компетентностный подход, компьютеризация, вариативность, интернационализация, догматичность, индивидуальная траектория, гуманизм, государственно-общественное управление, проектные технологии, непрерывность.
В3. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1) океанологи составили карту миграций косяков промысловых рыб А) социальная
2) ученые провели исследование средневековых церковных чудес, Б) прогностическая
объяснив многие из них с материалистической точки зрения
3) ученые предложили новый метод добычи нефти и газа на арктическом В) мировоззренческая
4) учеными-генетиками созданы новые сорта кукурузы, устойчивой к Г) производственная
5) ученые предложили технологии строительства мусороперерабатывающих
заводов вместо мусоросжигающих для улучшения окружающей среды и
6) ученые-фармацевты создали новый препарат для лечения больных диабетом
Запишите получившуюся последовательность букв.
В4. Укажите среди предложенных фрагментов публицистического текста те, в которых речь идет об учреждениях дополнительного образования.
«Совет предпринимателей области выделил специальные стипендии для студентов технического лицея, готовящего токарей, фрезеровщиков и слесарей, наиболее востребованных в регионе рабочих профессий».
«Городские власти приняли решение об объединении двух школ в крупный центр образования, укрепив его штат опытными преподавателями».
«Областной институт повышения квалификации и профессиональной подготовки учителей объявил набор на курсы обучения педагогов работе с интерактивными досками и средствами мультимедиа».
«Городская детско-юношеская спортивная школа начала набор детей в группы тхеквондо».
«Ежегодный грант в области образования получила многопрофильная гимназия городского подчинения, реализующая целый ряд инновационных образовательных программ».
«Старейшая художественная школа в области находится в аварийном состоянии; многочисленные обращения попечительского совета в администрацию областного главы пока остаются безрезультатными».
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Научное сообщество никак не может оставаться равнодушным к целому ряду исследований, связанных с клонированием живых организмов. (2) Сегодня, как никогда, велика ответственность людей науки за продукты и результаты их деятельности. (3) Многие научные институты и группы уже заявили об опытах по клонированию животных. (4) Одним из наиболее известных является клонирование в Великобритании овечки по имени Долли.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
По данным исследований, в ряде регионов страны до 50% выпускников вузов и до 64% выпускников среднеспециальных учебных заведений меняют свою ________(1) сразу же после окончания учебного заведения. Огромное количество молодых людей вынуждены заново решать проблему организации своей профессиональной карьеры. В силу этих причин необходимо продвигать _______(2) на протяжении всей жизни человека со всеми ее преимуществами – гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве. Подобное образование, помимо ________(3) к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывного развития человеческой _________(4), знаний и навыков, способности выносить суждения и предпринимать различные действия, должно позволить человеку понять самого себя и окружающую среду, содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.
______(5) – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В него вовлечено множество ________(6) – основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) непрерывное образование Е) концепция образования
Б) профессия Ж) адаптация
В) гуманность З) образовательные структуры
Г) личность И) этические нормы
В7. Выберите среди предложенного специфические черты и признаки современной науки, отличающей ее от науки прошлых эпох.
Наука стремится к постижении истинной сущности предметов и явлений материального мира.
Наука вплотную приблизилась к той грани, за которой возможность существенно влиять на климат на планете, на геофизические процессы.
Особенно актуализировались этические проблемы научных исследований: открытие специальных импульсов, способных воздействовать на человеческий мозг, влечет за собой непредсказуемые последствия.
Специфика науки в том, что она стремится рационально истолковать природные и социальные явления.
Объективность научных данных существенно выше, чем обыденных и эстетических, хотя и в научном мире присутствует субъективная позиция ученого.
При выполнении заданий С1 – С9 напишите развернутый ответ
Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1 – С4
Многообразие и диалог культур.
…Многообразие культур – отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называется поликультурностью. Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (т.е. модели уподобления), при котором меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).
…Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог – более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры, а распространение культуры – простейшая разновидность культурного диалога, относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют частные формы, например культурную трансмиссию.
Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур – залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории человечества.
Культурная диффузия – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности.
Культурная трансмиссия – процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поколений к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.
Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства – телевидение, радио, кино.
С1. С опорой на текст сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте, с опорой на текст, противоположную поликультурной модель общества. Опираясь на знание курсов истории и обществознания, проиллюстрируйте ее любым конкретным примером.
С2. С опорой на авторский текст сформулируйте понятие «диалог культур». Какой признак автор выделяет в этом понятии как ведущий? Опираясь на знание курса, приведите любое иное корректное определение этого понятия.
С3. Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте, с опорой на текст, три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознания, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.
С4. Автор утверждает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации …». Как вы понимаете смысл авторского суждения? Разделяете ли вы его? Приведите три пояснения (аргумента) в обосновании приведенного суждения.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «субкультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о субкультурах.
С6. Мыслители утверждают, что каждая национальная культура пишет в душе человека свои письмена. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами проявление влияния национальной культуры на личность человека, привычки людей.
С7. Социологические службы страны Д. проводили на протяжении ряда лет исследование предпочтений граждан разных возрастных групп на пользование учреждениями культуры и приобщение к культурному наследию. Респондентам (участвующим в опросе гражданам) задавался вопрос: «Как часто вы посещаете учреждения культуры в течение года?». На основании проведенных опросов была составлена диаграмма.
Сформулируйте три основных вывода о культурных предпочтениях граждан, которые могут сделать ученые на основании полученных данных. Выскажите (соответственно выводам) пояснения о происходящей динамике показателей, выявившейся в культурном развитии общества в ходе проведенных исследований.
С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мораль как универсальная форма культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из представленных ниже высказываний.
С9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
« Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь чтобы он сбил меня с ног». (Р. Тагор)
«Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства. Люди культуры – истинные апостолы равенства». (М. Арнольд)
«Наука – это любая дисциплина, в которой дураки одного поколения могут пойти дальше той точки, которой достигли гении предыдущего поколения». (М. Глюкман)
«Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. уменье пользоваться знанием как следует».
«Мы как карлики на плечах гигантов, и потому можем видеть больше и дальше, чем они». (И. Ньютон)
«Художник должен все поднимать на поверхность, он подобен насосу, в нем есть большущая трубка, спускающаяся в самые недра предметов, в глубинные слои. Он втягивает в себя и выпускает на солнечный свет гигантскими снопами то, что было придавлено землею и никому не видно». (Г. Флобер)
«Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга». (Дж. Свифт)
«Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах». (Ф. Ницше)
«Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией». (Р. Тагор)
«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». (А. Барбюс)
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В. О. Ключевский)
«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». (А. Камю)