Наличие несформированного источника возмещения ндс что это
«Особые условия»: способ защитить бизнес от претензий ФНС из-за контрагентов
Много копий сломано в спорах между налогоплательщиками и налоговыми органами в вопросах применения ст. 54.1 Налогового кодекса РФ о необоснованной налоговой выгоде. В существующей на сегодняшний день общепризнанной трактовке это выгода, полученная налогоплательщиком за счет уменьшения налоговых обязательств вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Высший арбитражный суд прямо допускает получение налоговой выгоды при документальном обосновании права на ее получение, если налоговым органом не доказано, что сведения в представленных документах неполны, недостоверны или противоречивы.
В то же время налоговые органы активно использовали в своей контрольной работе оценочные категории, такие как «экономическая обоснованность», «должная осмотрительность», «злоупотребление правом», что могло привести к отрицательным последствиям даже для тех налогоплательщиков, которые надлежащим образом исполняют свои налоговые обязанности. На практике применение налоговыми органами оценочных категорий привело к тому, что подобные споры разрешались исключительно в суде, и со временем назрела необходимость закрепления соответствующих правил в Налоговом кодексе. Подобная инициатива предсказуемо вызвала крайне настороженное отношение со стороны бизнес-сообщества. Наученные горьким опытом налогоплательщики опасались, что нормы, закрепленные законодательно, станут очередным репрессивным инструментом.
Статья 54.1 в том виде, в котором мы ее сейчас знаем, стала компромиссным итогом дискуссий. Я искренне считаю, что как представители государственных органов, так и экспертное сообщество в своей работе ставили целью разработать прозрачный механизм, который защитит добросовестных налогоплательщиков и накажет тех, кто применяет «агрессивные» методы налоговой оптимизации. На практике, однако, получилось несколько иначе.
В философии есть такой методологический принцип – Бритва Оккама. Современное понимание этого принципа следующее: если существует несколько логически непротиворечивых объяснений какого-либо явления, объясняющих его одинаково хорошо, то следует при прочих равных условиях предпочитать самое простое из них. Мне иногда кажется, что применительно к статье 54.1 наши фискальные органы руководствуются именно этим принципом.
Цифровой надзор
ФНС России и в нашей стране, да и во всем мире считается одним из лидеров цифровой трансформации. Налоговики уже давно в своей работе применяют IT-системы, использующие сложные алгоритмы и технологии искусственного интеллекта, позволяющие в том числе обрабатывать большие данные. Одной из таких информационно-управляющих систем является АСК НДС 2, которая позволяет выявлять неплательщиков НДС. С ее помощью становится возможным на каждом этапе поставки товаров (выполнении работ, оказании услуг) отслеживать так называемые разрывы по НДС, возникающие в тот момент, когда покупатель заявляет НДС к вычету, в то время как продавец не декларирует налог к уплате.
Принципиальным здесь является тот факт, что проверяющие видят разрывы на любом этапе поставки. То есть даже если товар многократно перепродается с использованием сложных схем и большого количества посредников, система все равно этот разрыв выявит и просигнализирует. В этой ситуации важно понимать, что если конечным покупателем товара является крупная компания, она в реальности может и не подозревать, какое количество звеньев участвует в поставке товара: она взаимодействует с продавцом, который также добросовестно выполняет все свои налоговые обязательства.
Однако по тем или иным причинам в цепочке поставок этого товара могут участвовать посредники, которые могут выполнять определенные функции и при этом не иметь никакого отношения к конечному покупателю. И в числе этих посредников могут быть недобросовестные компании, использующие незаконные схемы налоговой оптимизации и допускающие налоговые разрывы.
После того как фискальные органы выявляют налоговый разрыв, начинается самое интересное. Принцип Бритвы Оккама в действии. Контролеры прекрасно понимают, что компания, допустившая разрыв, скорее всего, является фирмой-однодневкой, денег на счетах у нее нет и взыскать с нее недоимку скорее всего не получится. Поэтому налоговики идут по наиболее простому пути – взыскивают с наиболее платежеспособной организации, то есть конечного покупателя, несмотря на то что бенефициарами таких схем могут быть и продавцы.
Справедливости ради заметим, что в некоторых случаях действительно может иметь место сговор между участниками сделок, имеющий целью получить конкурентное преимущество перед теми компаниями, которые работают честно и не могут себе позволить демпинг за счет применения «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации. Как уже упоминалось выше, налоговые органы обладают достаточно богатым инструментарием для выявления сомнительных сделок и недобросовестных контрагентов. Соответственно, выявление инспекцией разрывов по НДС или контрагентов, имеющих признаки фирм-однодневок, гарантированно приведет к доначисленным налогам. Возникает вопрос: у кого? И вот тут начинается самое интересное.
Казнить нельзя помиловать
Как сказал Глеб Жеглов в великом фильме Станислава Говорухина, «наказания без вины не бывает». Именно этим принципом руководствуются контролирующие органы при принятии решения в ситуации, когда выявляют разрывы по НДС по цепочкам поставок. Несмотря на то что крупные компании объективно не в силах отследить каждое звено, налоговики полагают, что наличие разрыва может свидетельствовать о нарушении принципа должной осмотрительности и что компания должна нести за это ответственность. Следует признать, что, безусловно, определенная логика в этом есть, тем более что она подтверждается судебными решениями.
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Как выяснилось, да, с помощью так называемых «особых условий», включенных в договоры с контрагентами. Работает это следующим образом. При заключении контракта стороны включают в него ряд оговорок, которые смогут обеспечить защиту прав и имущественных интересов обеих сторон. Оговорки эти возможно условно разделить на две группы.
Первая группа – заверения и гарантии сторон. Здесь компании заверяют, что являются добросовестными налогоплательщиками, не применяют незаконные методы налоговой оптимизации и обязуются исполнять договор собственными силами. В отношении сведений о наличии несформированного источника НДС стороны предоставляют согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными.
Вторая группа – возмещение имущественных потерь и убытков, которые возникнут в случае невозможности уменьшения налоговой базы.
Рассмотрим чуть подробнее механизм работы оговорок. Выявив разрыв, налоговый орган направляет покупателю (лицу, заявившему вычет) информационное письмо, в котором содержится информация о наличии несформированного источника для принятия НДС к вычету. Тем самым покупателю предлагается добровольно урегулировать разрыв со своим поставщиком и/или его контрагентами и возместить ущерб бюджету. И тут возможно два пути развития события. Первый – поставщик соглашается с требованием, разрыв урегулируется, инцидент исчерпан. Второй – поставщик или его контрагент отказывается урегулировать разрыв. В этом случае покупатель имеет право удержать в счет предстоящих платежей данному поставщику сумму разрыва и самостоятельно возместить ущерб бюджету.
Важно отметить, что порядок действий изложен схематично, на практике вариантов может быть больше, но для понимания концептуальных основ работы данного механизма этого вполне достаточно.
Механизм особых условий представляется вполне разумным и позволит не только защитить свои права и имущественные интересы, но и деловую репутацию, а также сэкономить ресурсы, отказавшись от судебных разбирательств. В этой связи необходимо учесть, что уже появились судебные решения, подтверждающие законность использования данного механизма.
Как возместить НДС из бюджета
Возместить из бюджета уже уплаченный НДС — задачка «со звездочкой». Уж очень инспекция не любит возвращать налоги. Одно из обязательных условий возмещения НДС — чтобы в бюджете был сформирован экономический источник возмещения. Ниже читайте, что это значит.
Что такое экономический источник возмещения НДС в бюджете?
Когда поставщик продаёт товар покупателю, а покупатель этот товар оплачивает, поставщик вместе с оплатой выставляет счет-фактуру. С реализации поставщик должен заплатить НДС в бюджет. Поступивший в бюджет налог — это и есть экономический источник возмещения НДС из бюджета. И возместить его, по мнению инспекции, можно только в пределах этого уже уплаченного НДС.
А что, если поставщик ничего в бюджет не заплатил? Тогда и возместить ничего не выйдет. Как сказал Конституционный суд в Определении № 324-О от 4 ноября 2004 года:
праву на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость корреспондирует обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме. Отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме.
Поэтому инспекция отказывает в возмещении, если решит, что компания купила товар у технички, которая налог в бюджет не заплатила.
Верховный Суд сказал, когда можно возместить НДС
Бывает такая ситуация: компания покупает товар (допустим, трактор) за рубежом, он ввозится в Россию через таможню. На таможне НДС сразу перечисляется в бюджет. Допустим, трактор стоит 1 млн руб, НДС — 166 666 руб.
Далее трактор уже в России перепродается по цепочке и в конце концов оказывается у фермера за 2,5 млн руб.
Допустим, цепочка перепродавцов состоит из техничек, которые с реализации на территории РФ НДС в бюджет не заплатили, и на этом основании инспекция отказывает фермеру в вычете НДС с 2,5 млн руб.
Но в этом случае инспекция поступает несправедливо. У неё есть основания отказать в вычете НДС с добавленной стоимости, то есть с 1,5 млн руб из 2,5 млн руб, т.к. уплата НДС с 1 млн руб на таможне подтверждена. Верховный Суд считает так же. Он рассматривал подобную ситуацию и изложил своё мнение в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.10.2017 № 305-КГ17-4111 по делу № А40-189344/2014.
В данном деле суд высказал следующий принцип:
юридически значимым обстоятельством, определяющим возможность применения налоговых вычетов при приобретении товаров (работ, услуг) налогоплательщиком — покупателем, является заявление к вычету НДС не более суммы налога, предъявленной налогоплательщику его контрагентом, имея в виду, что поставщик создает в бюджете экономический источник для последующего вычета (возмещения) налога у покупателя.
Таким образом, если вы сможете доказать, что ваш поставщик уплатил все налоги со сделки, в том числе НДС, то нужно обосновать инспекции что в бюджете был сформирован экономический источник для возмещения НДС и отказ в возмещении (в праве на вычет) необоснован и приводит к двойному налогообложению. Такие действия инспекции не согласуется с принципом экономического основания налога, изложенного в пункте 3 статьи 3 НК РФ, в результате чего нарушается принцип однократности налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ).
Выводы
Возмещение НДС из бюджета остаётся одной из самых сложных для налогоплательщика операций. Инспекция однозначно откажет в возмещении, если в бюджете не сформирован экономический источник для возмещения.
Экономический источник возмещения НДС — это НДС, уплаченный поставщиками компании по сделке. Если контрагенты компании не уплатили НДС, то и источника возмещения нет.
Однако возместить НДС из бюджета можно частично, если доказана уплата НДС хотя бы с одной сделки в цепочке. Так происходит например, когда товар ввозится из-за границу через таможню: на таможне НДС уплачивается в бюджет, и конечный покупатель может рассчитывать на вычет по НДС с этой суммы, даже если последующие перепродавцы оказались техничками и НДС в бюджет не заплатили.
Нет экономического источника для возмещения НДС — не будет и вычета
К такому выводу пришел ВС РФ в деле о правомерности принятия НДС к вычету, разбирая схему движения денег, в которой участвовали проблемные контрагенты 2-го звена (Определение ВС РФ от 25.01.2021 N 309-ЭС20-17277).
Организация покупала товары и услуги у реальных поставщиков. При этом поставщиками 1-го звена часть из полученных средств переводилась на расчетные счета юрлиц, так называемых «технических» компаний (попадающих под признаки организаций, не уплачивающих налоги). Через эти «технические» компании (2-е звено) деньги выводились иным лицам, подконтрольным организации. И далее от них возвращались ей в виде беспроцентных займов.
Применяя положения Пленума ВАС от 12.10.2006 N 53 и поддерживая решение налоговиков об отказе в вычете, ВС РФ указал, что в бюджете не сформировался экономический источник вычета НДС в той части средств, которая поступила недобросовестным контрагентам. Причастность организации к нарушениям была доказана. Поэтому даже то, что операции с контрагентами 1-го звена были вполне реальны, не дает ей право на вычет.
Выводы из этого дела для всех налогоплательщиков:
И если не будет какого-либо из доказательств, можно легко лишиться вычета.
См. также:
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
Карточка публикации
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>
Спасибо за полезный семинар! Очень много информации, будем пересматривать запись.
Что делать, если появился разрыв по НДС
Как налоговая проверяет корректность НДС
Прежде чем пояснить, что значит разрыв по НДС, расскажем, как налоговики проверяют корректность исчисления НДС.
Российские налоговики снабжены современным программным обеспечением, которое из года в год совершенствуется.
В 2021 году они работают с помощью автоматизированной информационной системы «Налог-3» (АИС «Налог-3»). В ближайших планах — разработка концепции следующего поколения этой системы «Налог-4».
Нашумевшая АСК НДС (ныне «Контроль НДС») — это программный комплекс, входящий в состав АИС «Налог-3».
А теперь расскажем, как проверяют разрывы по НДС. Разрыв по НДС выявляют с помощью АСК НДС.
В декларацию по НДС помимо общих цифр входят разделы 8–12, которые, по сути, являются книгами продаж, покупок и журналами учета счетов-фактур. То есть у налоговиков есть данные счетов-фактур, которые были выставлены и по которым налог был принят к вычету.
О порядке расчета НДС в 2021 году мы сделали подборку статей «Порядок расчета НДС в 2020–2021 годах».
Какие бывают разрывы по НДС
Разрывы по НДС можно условно разделить на прямой разрыв по НДС и сложный разрыв по НДС.
Снова обратимся к декларации по НДС. Итак, налоговики с помощью программного обеспечения сопоставляют данные книг покупок и книг продаж. Любой счет-фактура, отраженный в книге покупок одного хозсубъекта, должен быть отражен в книге продаж другого хозсубъекта. Если этого не происходит, то можно говорить о прямом разрыве по НДС.
Однако не всё так просто, и на прямом сравнении дело не заканчивается. АСК НДС сопоставляет данные не только в паре продавец/покупатель, программа отслеживает всю цепочку по поставщикам, анализируя заявленные вычеты и фактическую уплату НДС в бюджет. Такой глубокий анализ и выявление несоответствий на втором, третьем и так далее уровнях принято называть сложным разрывом по НДС.
Какие именно несоответствия относятся к разрывам:
Также разрывы можно охарактеризовать как технические и разрывы по схеме.
Технический разрыв может быть вызван технической ошибкой. Например, неверно указаны значимые реквизиты счетов-фактур, случайно не отражены счета-фактуры в книге продаж.
Схемные разрывы по НДС — это неправомерное применение налогоплательщиком вычетов, использование незаконных схем оптимизации налогообложения. Однако и добросовестный налогоплательщик может быть уличен в разрыве по НДС.
Обнаружен разрыв: действия налоговиков
Если разрыв технический и прямой, то вопрос, как убрать разрыв по НДС в этом случае, не стоит остро. В ответ на требование налоговой компания просто исправляет свою ошибку, подав уточненную декларацию.
А что предпринимается для устранения разрывов по НДС более сложного характера?
При выявлении разрыва налоговики начинают досконально проверять всю цепочку поставщиков/покупателей. Налог должен быть уплачен в бюджет в любом случае. Раз обнаружен разрыв, значит, налог не уплачен. Налоговики усматривают в этом схему уклонения от уплаты налогов и ищут выгодоприобретателя. А при разрыве по НДС как узнать выгодоприобретателя?
Налоговики делают это начислением баллов, проверяя данные за два года, предшествующие проверке:
Анализу подвергаются следующие параметры:
Из приведенной схемы видно, что почти любую активно функционирующую компанию можно назначить выгодоприобретателем по разрыву в налоговой декларации по НДС.
Затем с выгодоприобретателем начинают работать.
Обнаружен разрыв: действия налогоплательщика
Что делать при разрыве по НДС, зависит от того, как действуют налоговики.
Они могут прислать требование о даче пояснений по налоговому разрыву по НДС или внесении исправлений в декларацию.
Как ответить на требование о разрыве НДС, зависит от того, в чём выявлена ошибка. Повторимся, если ошибка носит технический характер, то надо подать уточненную декларацию или представить пояснения налоговой.
Как проверить корректность декларации по НДС по контрольным соотношениям, мы писали в статье.
Если проблема со стороны контрагента (не указан искомый счет-фактура, не уплачен налог в бюджет и пр.), то дальнейшие действия налогоплательщика зависят от того, насколько он уверен в своей правоте и способности защищать свои права.
Как видим, претензии со стороны налоговиков в части разрывов по НДС могут прилетать не только после камералки собственной декларации по НДС, но и после проверок деклараций контрагентов даже не первого уровня.
Как отбиться от налоговой по разрыву по НДС? Проще всего выполнить требование налоговиков, убрать спорный вычет и доплатить налог. Это можно сделать даже в том случае, если сделка реальная и налогоплательщик ни в чём не виноват. Многие поступают именно так, опасаясь более глубоких проверок.
Но если цена вопроса высока и никаких нарушений налогоплательщик не совершал, то надо, конечно, бороться за свои права в виде вычета.
В ответе на требование можно указать следующее:
Грамотно составленный ответ на требование о даче пояснения по разрывам поможет не развиться ситуации дальше. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» — там вы найдете пример ответа, составленный экспертами.
Далее может последовать вызов в налоговую по разрыву НДС, если требования налоговиков по доплате налога не были удовлетворены.
Основные советы тому, кого вызывают по разрыву НДС в налоговую на комиссию. Обращаем внимание, что комиссия и допрос — это разные понятия, и проводятся они на разных основаниях. Комиссия представляет собой скорее беседу, чем четкий допросный алгоритм «вопрос-ответ». Итог комиссии — предложение вам добровольно доплатить НДС.
Подводим итоги
Требования по разрывам в цепочке НДС могут прийти налогоплательщику не только после камеральной проверки его собственной декларации, но и после проверок деклараций контрагентов второго, третьего и так далее уровней. При выявлении разрыва — несоответствия в декларациях по НДС — налоговики ищут выгодоприобретателя. Как правило, таковым становится компания, способная доплатить налог в бюджет. Налогоплательщик может доплатить налог, даже если не согласен с претензиями. Но может и добиваться права на вычет, если имеет железные доказательства своей правоты и ресурсы на спор с налоговой.
Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)
Возврат НДС: что это такое и в чем его особенности
Вопрос о возврате НДС возникает в том случае, если по итогам налогового периода сумма вычетов по НДС оказывается больше, чем сумма налога, исчисленного к уплате в бюджет с осуществленной за этот период реализации и иных операций, требующих начисления налога. Отражается эта картина в декларации. Причем возврат НДС для юридических лиц и возврат НДС для ИП базируются на одних и тех же правилах.
В самой сути ситуации возникновения возврата заложены 2 основных момента, требующих одновременного наличия у лица, формирующего декларацию:
Подробнее о плательщиках и неплательщиках НДС, а также о том, кто может воспользоваться правом на вычет, читайте в статье «Кто является плательщиком НДС?».
Статус плательщика НДС — это удел тех, кто работает на ОСНО. Они обязаны начислять НДС с реализации и иных операций, подлежащих обложению этим налогом, оформлять счета-фактуры, вести книги покупок-продаж, сдавать НДС-декларации. И они вправе применять вычеты в объеме налога, предъявляемого поставщиками и возникающего при некоторых иных операциях (например, по капвложениям, осуществленным собственными силами).
У неплательщиков НДС в определенных случаях возникает обязанность по начислению НДС к уплате и сдаче декларации в отношении начисленного налога, однако право на вычет у них не появляется никогда.
О том, когда у неплательщика НДС возникает обязанность начислить этот налог, читайте в этом материале.
Возврат НДС подразумевает последовательное осуществление ряда определенных действий, по завершении цепочки которых налогоплательщик получает на свой расчетный счет сумму налога из бюджета.
Что может дать гарантию возврата НДС
Чаще всего с ситуацией возврата НДС сталкиваются экспортеры, применяющие по отгрузкам на экспорт ставку 0% (п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ) и имеющие право на вычет налога, уплаченного поставщикам, при приобретении у них товаров, работ, услуг, относящихся к продажам за рубеж. Для них вопрос о возврате НДС при экспорте из России в зависимости от доли продаж на экспорт в общем объеме реализации может возникать ежеквартально.
Как применить нулевую ставку НДС при экспорте, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно. Кроме того налогоплательщик вправе отказаться от применения 0% ставки. Переходите в это готовое решение и узнайте все нюансы процедуры.
Сразу отметим, что само по себе превышение суммы вычетов над суммой начисленного НДС за налоговый период — это еще не гарантия возврата НДС. Для возвращения НДС необходимо пройти установленную на законодательном уровне процедуру.
Ключевое место в ней занимает камеральная проверка, проводимая ИФНС после подачи декларации с суммой налога к возмещению. Для этой проверки у налогоплательщика запрашивается достаточно объемный пакет документов, которые для экспортера делятся на 2 группы:
ВНИМАНИЕ! С октября 2020 года ФНС запустила пилотный проет, в рамках которого срок проверки НДС декларации (не в заявительном порядке) сократился до 1 месяца с даты представления декларации или уточненки. Подробнее о пилотном проекте читайте в публикации «ФНС ускоряет проверки и возмещение НДС».
В чем выгода и риски для бизнеса, который решит возместить НДС в рамках пилотного проекта, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в обзорный материал, чтобы узнать все подробности нововведений.
Схема возврата НДС
Представим схему возврата НДС в виде пошаговой инструкции. Данная схема возврата НДС позволит налогоплательщику проконтролировать соблюдение процедуры по возврату налога и при выявлении нарушений поможет отстоять свои права.
Шаг 1. Подача декларации с суммой НДС к возврату.
Ее камеральная проверка проводится налоговой инспекцией в течение одного месяца (в рамках пилотного проекта), но в отдельных случаях может продляться до трех (п. 1 ст. 176, ст. 88 НК РФ).
В ходе такой проверки налоговики вправе истребовать документы, подтверждающие применение налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).
Если налоговые органы в ходе проверки выявили нарушения, то переходите к шагу 2.
Если нарушения не выявлены, то переходите к шагу 6.
Шаг 2. Составление налоговыми органами акта налоговой проверки, если нарушения выявлены.
В этом акте налоговые органы отражают выявленные нарушения (п. 3 ст. 176 НК РФ, ст. 100 НК РФ).
Шаг 3. Представление налогоплательщиком письменных возражений по выявленным нарушениям.
В течение одного месяца с момента получения акта налоговой проверки налогоплательщику, не согласному с результатом проверки, необходимо представить письменные возражения по выявленным нарушениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Шаг 4. Принятие налоговым органом решения о привлечении либо отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности.
В течение 10 рабочих дней после получения возражений налоговая инспекция рассматривает материалы проверки и возражения (ст. 101 НК РФ) и принимает решение (п. 3 ст. 176 НК РФ) о возмещении НДС (полностью или частично) и решение о привлечении либо отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности. О принятом решении налоговики должны уведомить налогоплательщика в течение 5 рабочих дней с момента его принятия (п. 9 ст. 176 НК РФ).
Перед тем как принять решение о возврате НДС или зачете (п. 3 и 7 ст. 176 НК РФ), налоговые органы выясняют вопрос о наличии недоимки по НДС, федеральным налогам, долгов по пеням и штрафам, относящимся к федеральным налогам.
Если недоимка есть, то переходите к шагу 5.
Если недоимки нет, то переходите к шагу 7.
Шаг 5. Зачет НДС в счет погашения задолженности, если у налогоплательщика есть недоимка по НДС, налогам и задолженности по пеням и штрафам.
В этом случае налоговики самостоятельно производят зачет НДС в счет погашения имеющейся задолженности (п. 4 ст. 176 НК РФ). Если недоимка образовалась за период с даты подачи декларации до даты возврата НДС, то пени на нее не начисляются в случае, если сумма недоимки не превышает сумму НДС, подлежащую возмещению.
Если сумма НДС меньше суммы недоимки (штрафа, пеней), то оставшаяся задолженность должна быть погашена налогоплательщиком.
Если сумма НДС больше или равна сумме недоимки, то недоимка считается погашенной.
Для возвращения оставшейся суммы НДС, подлежащей возврату, переходите к шагу 7.
Шаг 6. Принятие налоговым органом решения о возмещении НДС, если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены.
Такое решение налоговые органы должны принять в течение 7 рабочих дней.
ВАЖНО! Если после вынесения решения о возмещении ФНС выявит нарушения, указывающие на завышение вычетов, налогоплательщика внесут в план выездных проверок.
Шаг 7. НДС возвращается налогоплательщику при отсутствии у него недоимки по НДС, налогам различных уровней бюджета и задолженности по пеням и штрафам.
В этом случае налоговые органы отправляют в ОФК поручение на возврат НДС. Сделать это обязывают положения абз. 1 п. 8 ст. 176 НК РФ. Не забывайте, что для возврата налога нужно подать соответствующее заявление (вместе с декларацией или позднее).
Шаг 8. НДС перечисляется на банковский счет налогоплательщика в течение 5 рабочих дней с момента получения поручения ОФК.
О таком перечислении ОФК должно уведомить налоговые органы (абз. 2 п. 8 ст. 176 НК РФ).
Если срок возврата НДС не нарушен, то процедура возврата считается завершенной.
Если же НДС был возвращен с нарушением сроков, то начиная с 12-го дня после даты окончания камеральной проверки, начисляются проценты согласно п. 10 ст. 176 НК РФ. В этом случае переходите к шагу 9.
Шаг 9. Получение налогоплательщиком процентов за нарушение срока возврата НДС.
При уплате процентов в полном объеме процедура возврата считается завершенной.
Если же проценты не были полностью уплачены налогоплательщику, то в этом случае в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления ОФК налоговики принимают решение о перечислении оставшейся суммы процентов (п. 11 ст. 176 НК РФ).
На следующий день налоговые органы направляют в ОФК поручение на оплату оставшихся процентов (п. 11 и 8 ст. 176 НК РФ).
Пример расчета процентов за несвоевременный возврат НДС смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ к системе К+. Сверьтесь со своими расчетами, чтобы не допустить ошибок.
ВНИМАНИЕ! С 01.01.2021 при несвоевременном возмещении НДС налоговики должны считать проценты за несвоевременный возврат денег по правилам п. 10 ст. 78 НК РФ. Таким образом, проценты за задержку с возврата излишне уплаченного налога ИФНС вычислит самостоятельно и выплатит без заявления. Если проценты начислены, например, за период после принятия решения о возврате или по решению суда, потребуется заявление (закон «О внесении изменений. » от 23.11.2020 №374-ФЗ).
Итоги
Вопрос о возмещении НДС из бюджета за налоговый период возникает, когда сумма вычетов превышает величину налога, начисленного к уплате, и появляется только у плательщиков НДС, поскольку у неплательщиков отсутствует возможность применить вычеты. Процедура возмещения состоит из нескольких этапов – от сдачи декларации до получения из бюджета налога.