Наличие овз что это такое
Консультация «Кто такие дети с ОВЗ (ограниченными возможностями)»
Ольга Мяснянкина
Консультация «Кто такие дети с ОВЗ (ограниченными возможностями)»
В связи с последними событиями, которые задели мое сердечко, хотелось бы рассказать, кто такие дети с ОВЗ, рассказать про причины возникновения нарушений, а так же, про возможность обучения детей с ОВЗ.
Это статья направлена на родителей детей с нормой развития, на будущих родителей, на специалистов общеобразовательных садов и школ, на детей с нормой развития.
По «Закону об образовании в РФ» существует две категории детей с Особыми Образовательными Потребностями (ООП) :
-дети – инвалиды
Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
— Дети с ОВЗ
Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»
Различают следующие категории детей с ОВЗ :
1. Дети с нарушением слуха (Глухие, слабослышащие, ранооглохшие и позднооглохшие)
2. Дети с нарушением зрения (Слепые, слабовидящие)
3. Дети с нарушением речи
4. Дети с нарушением интеллекта (дети с умственной отсталость разной степени)
5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
8. Дети с множественные нарушениями (сочетание 2х и более нарушений: дети с умственной отсталостью и ДЦП).
Категория «Обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничения по здоровью, а с точки зрения создания специальных условий для получения образования, исходя из решения ПМПК
Причины возникновения нарушений:
* Внутриутробные (пренатальные) факторы (нарушение функций плаценты, применение некоторых лекарственных препаратов на ранних сроках беременности, несовпадение резус факторов матери и ребенка, инфекционные болезни матери во время беременности, физические и психические травмы, вредные и противозаконные привычки, интоксикации токсичными веществами, инфекционные заболевания,
* Родовые (натальные) факторы (асфиксия, гипоксия, травмы во время родов, стремительные или затяжные роды,
Обучение детей с ОВЗ
Формы обучения детей с ОВЗ:
— в инклюзивном классе или инклюзивной группе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
— в коррекционной группе или коррекционном классе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
— в коррекционном саду или коррекционной школе,
— надомное образование (организация учебного процесса на дому или в медицинском учреждении,
В школах виды ФГОС разделены на следующие категории образования:
начальное — с 1 по 4 классы;
основное — с 5 по 9 классы;
среднее общее — с 10 по 11 классы;
образования детей с ОВЗ.
Для ДОО существует ФГОС дошкольного образования.
Если ребенок с ОВЗ обучается в общеобразовательной группе или в общеобразовательном классе,для него создают:
АОП (Адаптированную образовательную программу для конкретного ребенка,
ИУП (Индивидуальный учебный план, разрабатывающийся с учетом потребностей конкретного ребенка,
СИПР (Специальную индивидуальную программу развития, разрабатывается для ребенка, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой).
ПМПК в зависимости от тяжести нарушения предлагает обучение по одному из четырех вариантов:
1. Если ребенок близок к возрастной норме и может усваивать общеобразовательную программу,
2. Если ребенок может усваивать общеобразовательную программу, но ему необходимо больше времени на усвоение,
3 Ребенок может учится, но не сможет усвоить весь материал доже за больший срок,
4. У ребенка индивидуальный уровень конечных результатов (дети с УО или с множественными нарушениями).
После окончания начальной школы ребенок снова проходит ПМПК. Возможныеварианты развития событий:
— диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
Если в конце обучения ребенок с ОВЗ не освоил программу, то он получает свидетельство об обучении и может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям.
Если ребенок с ОВЗ получает атестат, то он может пойти в среднее или высшее учебное заведение.
Мне бы хотелось донести, что дети с ОВЗ – такие же дети, как и все, и к ним точно так же необходимо искать индивидуальный подход. Мне бы очень хотелось, чтобы родители научили своих детей, да и сами научились бы, правильно реагировать на ребенка со слуховым аппаратом или на ребенка с болезнью Дауна. Чтобы к людям пришло осознание, что мы все равные, все дети заслуживают хорошей жизни, заслуживают уважения.
«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.
Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Дети с ОВЗ, что за диагноз
Ограничения и нарушения в процессе ведения нормальной жизнедеятельности особенно ощутимы у детей, так как они хотят играть, бегать, быть активными и тд. Поэтому при наличии проблем со здоровьем у малышей возникает масса трудностей, в том числе, психологического характера. В таких случаях моральные страдания испытывают не только дети, но и их родители.
Как бы там ни было, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) считают особой категорией, когда требуются специальные условия для их воспитания, образования, социальной адаптации. Чем больше ребёнок с ограничениями по здоровью будет приспособлен, лучше обучен и самостоятелен в жизни, тем успешнее можно считать реализацию задач государства в отношении таких граждан.
Что такое ОВЗ?
Под рассматриваемым определением (в полной и краткой форме) понимается достаточно много нарушений. Например, это могут быть сенсорные, психические, физические аномалии. Дефекты являются либо постоянными, либо временными. В первом случае проблемы со здоровьем препятствуют ведению обычного образа жизни, а также вынуждают адаптироваться к разным сферам и к своим состояниям с учётом особенностей. Во втором случае, к примеру, могут быть выявлены переломы костей, так что ограничения носят не хронический характер и есть возможность восстановления прежних возможностей.
Как отмечают специалисты, при не проходящих аномалиях лица с ОВЗ имеют психологические проблемы, в частности:
— неумение испытывать уверенность в себе.
Психологическая работа с такими детьми запускается с рождения, а в дошкольный период начинается соцадаптация и инклюзивное обучение. К слову, в зависимости от степени проявления нарушений допустимо надомное образование.
В целом работа с особыми детьми строится в зависимости от пострадавшей области, то есть:
1) если нарушены память, речь, мышление и другие психические процессы, применяется коррекционная программа с определённым темпом обучения, чтобы дети с ОВЗ в дальнейшем жили обычной жизнью, хотя для выполнения повседневных задач им потребуется больше времени и тд;
2) при заболеваниях дыхательной системы, сердца и других недугах, отражающихся на работе всего организма, необходима медицинская помощь по плану, что не мешает ребёнку с особенностями находиться в обычной группе ДОУ или в классе без риска для себя и других;
3) слуховые, зрительные и прочие сенсорные аномалии подразумевают, что обучение будут вести педагоги со спецобразованием, а также использующие специальные учебные пособия, инструменты, например, слепым и слабовидящим нужно освоить шрифт Брайля, а глухим и слабослышащим — язык жестов;
4) проблемы двигательного (статодинамического) характера означают в первую очередь, что ребёнок в инвалидной коляске нуждается в инклюзивном обучении, комфортной психологической атмосфере.
Комбинированные группы ОВЗ
В данном материале часто упоминается образование здоровых людей с нездоровыми (инклюзия). На практике это значит, что в детских садах и школах создают комбинированные группы с целью преобразования обучающей среды, в рамках которой:
— при необходимости дополнительно консультируют родителей;
— психолог, дефектолог, логопед и другие специалисты осуществляют совместное обучение;
— с каждым ребёнком работают по индивидуальному плану развития, проверяя результаты;
— адаптируют общую образовательную деятельность для вовлечения в образовательный процесс всех детей независимо от наличия или отсутствия ОВЗ.
Подходящие для детей с ОВЗ условия создаются в обычных садах и школах, при этом учителя и воспитатели должны пройти переподготовку, чтобы иметь возможность взаимодействовать с разными детьми. Если работа была продуктивной, обладатели ограничений по здоровью становятся более адаптированными, уверенными, чувствуют себя лучше. А их здоровые сверстники могут научиться сочувствию, толерантности, принятию.
Категории детей с ОВЗ
Педагоги традиционно разделяют детей с особенностями развития на категории с учётом имеющегося нарушения. Речь идёт о детях, имеющих:
— задержку психического развития;
— нарушения опорно-двигательного аппарата;
— проблемы со зрением — слабовидящие и незрячие (данная группа меньше первой);
— аномалии в эмоционально-волевой сфере, включая состояния аутистического спектра;
— речевые и интеллектуальные аномалии — здесь есть деление по степеням, при некоторых из которых нормальное обучение невозможно;
— слуховые нарушения — глухие с рождения, столкнувшиеся с проблемой позже, а также способные слышать слабо;
— комплекс проблем, когда присутствуют проблемы из разных сфер, к примеру, с речью, движением, интеллектом.
Ориентируясь на конкретный случай, практикуют определённый принцип работы. Скажем, свои особенности есть у детей, отнесённых к категории ОВЗ с рождения или чуть позже. Если нарушения очень ранние, ребёнок привыкает к ним и может обучаться по спецпрограмме с первых дней жизни.
Если проблемы со зрением, слухом и тд, произошли к моменту получения ребёнком некоторого багажа знаний, коррекционная программа может даваться с трудом. Приходится учиться жить с сохранившимися способностями собственного тела.
Возможности детей с ОВЗ
Для реализации эффективной работы необходимо точно представлять, что будет доступно и понятно для каждой категории детей. Каждый тип имеет спектр возможностей, а именно:
1. При нарушениях слуха любой степени дети плохо понимают и усваивают устную речь, поэтому уровень их эмоционального и интеллектуального развития снижается, а вот обучение в специальной школе под контролем дефектолога, сурдолога, психолога даёт хорошие результаты.
2. Слабовидящие и слепые дети познают мир через осязание и слух, им нужно представить внешний вид предмета для развития речи, поэтому в образовательный процесс обязательно вовлекается логопед (научит соотносить слова с предметами). Также полезны занятия физкультурой для улучшения координации движений.
3. Речевые аномалии, не сопровождающиеся интеллектуальными, могут посещать обычное образовательное учреждение. Вне группы ребёнок индивидуально занимается с психологом, дефектологом, логопедом. Так как мнения специалистов относительно обучения в спецшколе или вместе со здоровыми детьми в данном случае разные, решение следует принимать только персонально.
4. При ЗПР или особенностях умственного развития играет роль степень нарушения. В лёгких случаях на фоне медленного развития речи можно учиться. В будущем такой ребёнок сможет нормально ухаживать за собой, выполнять простую работу. Если имеет место средняя степень умственной отсталости, обучение показано специальное в узком кругу. При выходе из группы необходим постоянный присмотр. Что касается тяжёлых нарушений, обучение при их выявлении считается невозможным.
5. Расстройства аутистического спектра различаются по синдромам. Но в целом рекомендуется начать оказание психолого-педагогической помощи малышу как можно раньше, потому что это позволит лучше адаптироваться в дальнейшем. Например, при синдроме Аспергера симптоматика во взрослом возрасте полностью исчезает у 20 % людей, хотя сложности с некоторыми навыками останутся (неспособность к эмпатии, трудности с общением).
Сопровождение детей с ОВЗ
Данный процесс включает в себя такие направления психолого-педагогической работы, как:
— диагностика через наблюдение, анкетирование, тестирование – специалисты в ходе индивидуальной работы определяют степень ограничений ребёнка в личностном плане и в вопросах получения образования;
— подготовка индивидуального плана для последующей коррекции нарушений и создания особых условий обучения;
— собственно процесс получения знаний, навыков, периодической диагностики, консультирования родителей.
Кстати, родители могут выбрать учебное заведение для ребёнка — с инклюзивным или специальным образованием. Но многое зависит от фактического состояния малыша, его умений и тд. А некоторым больше подходит домашнее образование, хотя оно и считается не способствующим развитию бытовых, социальных навыков и пр.
Школы для детей с ОВЗ
Многие современные школы стремятся работать на принципах инклюзивного образования, то есть для удобства и самостоятельности детей с ограничениями по здоровью обустраиваются и оборудуются классы. Обучение происходит по адаптированным программам, причём ребёнку с ОВЗ со стороны учителей должно предоставляться особое внимание без ощущения своей ущербности, слабости.
Специальную работу проводят и со здоровыми школьниками — их учат адекватно общаться с особыми детьми, принимать их ограничения и тд. Таким образом стремятся создать комфортную обстановку в классе, повысить образовательный уровень и мотивацию к усвоению материала.
Дети ОВЗ в детском саду
Так как особые группы в детсадах стали создаваться недавно, не все понимают, о чём идёт речь. Дело в том, что теперь право на обучение детей с ОВЗ вместе со всеми подлежит строгой защите, поэтому родители выбирают, где их ребёнок получит основные знания:
— в специальном коррекционном садике (или группе);
— в группе у специалиста, знающего принципы инклюзивного образования.
Последний вариант предпочтительнее, так как интеграция нездорового ребёнка к обычным сверстникам происходит грамотно. В частности, для дошколят с особенностями создаётся безбарьерная образовательная среда, гарантирующая равенство со всеми, но не отменяющая сопровождение специалистов (психологов, медиков), оценку уровня адаптации и взаимовлияния одних детей на других.
Работая с детьми с ОВЗ, особенное внимание уделяют:
— физическому воспитанию по индивидуальному плану, в котором есть различные упражнения, в том числе, направленные на коррекцию дефектов;
— познавательному интересу, позволяющему стимулировать интерес ребёнка к познанию мира с ориентировкой на его особенности (заторможенность, излишняя активность и пр);
— социальной коммуникации – так как сложности с общением и самооценкой есть даже у малышей с ограниченными возможностями, педагоги дополнительно развивают их социальные навыки, уверенность, способность взаимодействовать со сверстниками.
НОДА — что это в ОВЗ?
Расшифровывается понятие, указанное в подзаголовке, как нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА). Большинство детей с такой проблемой в состоянии учиться в обычных школах, если двигательные нарушения позволяют это делать.
Важно создать условия для обучения и жизни, чтобы ребёнок имел возможность делать всё сам (и перемещаться тоже). Но если школа не доступна, обучают на дому или дистанционно.
Отметим, что часть детей имеет диагноз ДЦП, поэтому аномалиям со стороны опорно-двигательного аппарата нередко сопутствуют проблемы в интеллектуальной сфере. По итогу им необходимо обучение с учётом присутствующих ограничений.
Если НОДА спровоцированы органическими повреждениями мозга, специалисты могут выявить у ребёнка сложности с речью, мышлением, восприятием. При этом нарушения интеллекта будут тем сильнее, чем раньше возникло поражение органа.
В целом дети с НОДА могут иметь особенности поведения, к примеру:
— высокую эмоциональную возбудимость;
— чрезмерная эгоистичность, инфантильность;
— руководство исключительно эмоциями удовольствия;
— нежелание подчиняться требованиям и правилам коллектива.
Усилия специалистов при работе с такими детьми направлены на адаптацию их поведения согласно установленным нормам, рамкам. Например, ребёнок учится соблюдать правила, уважать окружающих и держать свои эмоции под контролем.
Оформление статуса и льготы при ОВЗ
Чтобы войти в число льготников, необходимо сначала получить статус ОВЗ. Данный процесс подразумевает:
— обращение к лечащему врачу за подтверждением особенностей у ребёнка и получением направления на медкомиссию;
— прохождение осмотра у каждого рекомендованного специалиста, где фиксируются ограничения, мешающих нормальному усвоению программы обучения (врачи выдают соответствующие справки);
— присвоение особого статуса.
Итоговую справку выдают только на государственной психолого-медико-педагогической комиссии. Справка актуальна в течение одного календарного года и не даёт никаких пособий, материальных благ малышу и его родителям (официальным представителям).
При этом детям с ОВЗ положены различные льготы, а именно:
— возможность обучаться по инклюзивной программе;
— безвозмездное питание в столовой учебного заведения;
— бесплатная дефектологическая, психологическая, логопедическая помощь;
— дополнительное время при сдаче выпускных экзаменов в школе.
Чем отличается рёбенок с ОВЗ от ребёнка-инвалида?
Хотя в широком смысле все инвалиды относятся к категории лиц с ограниченными возможностями, не любое ОВЗ даёт право на установление инвалидности и получение преференций. То есть обозначенные понятия — это не одно и то же.
К примеру, дети-инвалиды не в состоянии обслуживать себя сами, испытывают большие проблемы с обучением, передвижением и тд. Их жизнедеятельность сильно ограничена. А дети с ОВЗ, несмотря на недостатки в здоровье, могут обучаться в спецусловиях.
Кроме того, статус ОВЗ подтверждается справкой из ПМПК, а инвалидность — федеральной медико-социальной экспертизой. Есть разница и в льготах: дети-инвалиды получают денежные выплаты (пенсию и не только), а обладатели ОВЗ могут рассчитывать только на особое обучение.
ФГОС в отношении детей с ОВЗ
Указанная аббревиатура расшифровывается как Федеральный государственный образовательный стандарт. Имеются в виду особые требования, предъявляемые к российским учебным заведениям с целью создания преемственности и единства различных обучающих программ.
Как отмечалось выше, образовательную программу для детей с ОВЗ строят по принципу доступности в плане получения знаний, причём по соответствию ФГОСам. Речь идёт о федеральных стандартах ОВЗ, где представлены рекомендации, касающиеся обучения детей с ограничениями по здоровью.
ФГОСы требуют от ДОУ и школ:
— создания безбарьерной среды;
— написания и применения обучающих спецпрограмм;
— реализации комплексного подхода к ученикам в индивидуальном порядке;
— реализации психолого-педагогических условий для выявления и удовлетворения образовательных потребностей детей с нарушениями.
Работать по ФГОС ОВЗ могут в учебных заведениях, осуществляющих инклюзивные программы. Здесь, как и в привычных заведениях, следуют принципам гуманизма, индивидуальности. Для обычных садов и школ действуют стандартные ФГОСы.
Также благодаря ФГОСам, перевод ребёнка (здорового или с ОВЗ) из одного садика в другой (или из школы в школу) должен пройти без особых сложностей. Но в случае с особыми детьми важно, чтобы в новом учреждении работали воспитатели и учителя, прошедшие подготовку.
В заключение ещё раз отметим, что ранняя педагогическая, психологическая, медицинская поддержка детей с ОВЗ (а их достаточно много), обеспечивает им успешную социальную адаптацию. У большинства таких граждан даже при инвалидности есть возможность учиться и взаимодействовать со сверстниками. Кстати, от отношения здоровых взрослых и детей к особенным членам общества качество социализации тоже зависит. Поэтому не последнее значение имеет психолого-педагогическая работа с обычными детьми, их родителями. Только совместными усилиями можно достичь толерантности и высоких результатов в разных сферах, включая, процесс обучения.
Наличие овз что это такое
Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус.
Бесплатные занятия с логопедом
Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?
Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».
Понятие «инвалид»
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона 181).
1. Основные виды стойких расстройств функций организма
2. Основные категории жизнедеятельности человека
К ним относятся способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, способность к трудовой деятельности. Ограничения в каждой из этих категорий могут быть выражены в разной степени.
I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;
II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%;
III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%;
IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.
Присвоение группы инвалидности
На основе этих критериев МСЭ присваивает группу инвалидности.
Первая группа — нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Вторая группа — нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Третья группа — нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Рекомендации ПМПК
ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:
— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);
— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».