Наличие синкинезий что это
Что такое синкинезии?
Патологические синкинезии — это одно из наиболее распространенных и эмоционально разрушительных осложнений неполного восстановления после периферической невропатии лицевого нерва. Синкинезии могут оказать значительное отрицательное влияние на жизнь человека и его восстановление. Основываясь на результатах наших научных исследований, мы подвергли сомнению традиционно принятое мнение о причинах возникновения лицевых синкинезий. Результаты, достигнутые нашими пациентами наглядно иллюстрируют возможность снижения интенсивности, а в некоторых случаях — даже полного избавления от синкинезий.
Лицевые синкинезии — это патологический мимический двигательный стереотип
Патологические синкинезии — это видоизмененный мимический двигательный стереотип, который формируется в процессе длительной регенерации лицевого нерва после паралича Белла и других форм периферической невропатии лицевого нерва. Синкинезии проявляются в непроизвольных сокращениях отдельных мимических мышц при разговоре, проявлении эмоций (улыбке и пр.), а также при моргании и пережевывании пищи. Наиболее распространенными являются веко-губная и губо-пальпебральная синкинезии.
Веко-губная синкинезия
Проявляется в непроизвольном движении уголка рта, сопровождающем моргание. Если у вас независимо от вашей воли подергивается угол рта при попытке закрыть глаза или при моргании, то это указывает на формирование веко-губной синкинезии.
Губо-пальпебральная синкинезия
Проявляется в непроизвольном сужении глазной щели во время разговора, при улыбке, вытягивании губ в трубочку, надувании щек и т.д. Если у вас закрывается глаз при попытке осуществить движения в области рта (улыбка, разговор, пережевывание пищи), то это указывает на формирование губо-пальпебральной синкинезии.
Хотя эти два вида синкинезий и встречаются наиболее часто, в синкинезиях могут участвовать и другие мимические мышцы или группы мышц. Например, лобная мышца (поднимает брови), платизма (поверхностная мышца шеи) или круговая мышца рта.
Чтобы лучше понять как формируются синкинезии и почему мы в клинике Crystal Touch считаем, что синкинезии обратимы, нам следует подробно разобрать причины их возникновения.
Что приводит к формированию синкинезий?
Аберрантная регенерация — может ли она на самом деле вызвать синкинезии?
В медицинском мире существует несколько мнений о причинах возникновения синкинезий. Наиболее популярная (однако все же противоречивая) — это теория аберрантной регенерации, или попросту говоря, беспорядочного, случайного присоединения регенерирующих ветвей нерва к “чужим” мимическим мышцам. Идея аберрантной регенерации предполагает, что в процессе регенерации волокна лицевого нерва (аксоны) прорастают не к тем мышцам, которые они иннервировали до паралича Белла, а к другим, случайно попавшимся мышцам. Тогда получается, что некоторые из аксонов, которые ранее иннервировали, например, круговую мышцу глаза, после регенерации будут присоединены к волокнам большой скуловой мышцы (участвует в формировании улыбки).
Логическим выводом из этой теории будет то, что синкинезии являются необратимым осложнением неполного восстановления после паралича Белла.
Результаты подробного изучения вопроса и исследований лицевых синкинезий специалистами клиники Crystal Touch позволяют нам сделать вывод, что синкинезии являются обратимым явлением, и что теория аберрантной регенерации не свободна от определенных противоречий.
Наши аргументы следующие.
Выводы: если целостность ствола нерва не была механически нарушена (разрыв, перерезка, размозжение), то для регенерирующих аксонов не представляется физически возможным присоединиться к мышцам, расположенным в другой части лица. В противном случае, отрастающим аксонам пришлось бы преодолевать две эндоневральные и две периневральные трубки, чтобы достичь “не своих” мышц. Аберрантная регенерация (прорастание к “неправильной” мышце) может возникать лишь в тех случаях, когда имело место механической повреждение ствола нерва, например, при хирургическом вмешательстве или в результате травмы, повлекшей за собой перелом височной кости.
В наших описаниях научной работы мы приводим более подробные аргументы и визуальные иллюстрации, подтверждающие нашу точку зрения о невозможности аберрантной регенерации при “обычном” неврите лицевого нерва.
Синкинезии как условный рефлекс или почему мы считаем, что синкинезии обратимы
Основываясь на научных исследованиях и на результатах, достигнутых нашими пациентами, мы считаем, что синкинезии — обратимы.
Давайте рассмотрим резюме нашей научной презентации о синкинезиях, которая обьясняет, что по нашему мнению, является реальной причиной возникновения синкинезий.
Как формируются синкинезии
1. По мере восстановления после невропатии лицевого нерва, пациент прилагает значительные усилия, чтобы произвести хоть какие-то мимические движения.
В общем случае, мимические движения представляют собой результат суммации сигналов, приходящих к мимическим мышцам как со стороны лимбической системы, так и со стороны центров произвольного управления мимикой (моторной коры). В своих попытках произвести мимические движения на пораженной стороне, мы напрягаемся все больше и больше, стараясь форсировать лицевые мышцы. Поскольку нерв не восстановился полностью и физическая связь с мышцами лица не возобновлена, мы не видим никаких движений и просто продолжаем форсированные усилия. Этот процесс приводит к тому, что головной мозг начинает привычно усиливать любые мимические сигналы, направляющиеся в сторону мышц лица через лицевой нерв.
2. Мышцы-антагонисты вовлекаются во все производимые выражения лица.
Постоянное усиление мимических сигналов приводит к избыточному возбуждению моторной коры на участках, соседних с теми, которые отвечают за управление конкретной мышцей. При возбуждении этих, “пограничных” участков, в них формируются сократительные сигналы, заставляющие сокращаться “лишние” мышцы. В качестве иллюстрации представим тяжелоатлета, выполняющего толчок штанги 150 кг. При этом у него напрягаются не только мышцы конечностей и туловища, то также и мышцы лица, которые не имеют отношения к выполняемой задаче.
Нечто похожее происходит и с лицом. Мы проанализировали фотографии 13 стандартных выражений лица более 800 наших пациентов и обратили внимание на тот факт, что при синкинезиях, мышцы-антагонисты сокращаются вместе с мышцами-агонистами, которые нам нужны для данного мимического движения. Антагонисты — это мышцы, сокращение которых происходит в направлении, обратном сокращению мышцы-агониста.
Приведем два примера. На первой фотографии (Пример 1) мы видим, как пациенты стараются зажмурить глаза. При этом непроизвольно сокращается лобная мышца (антагонист для этого движения). В результате лобная мышца развивает большее усилие, чем круговая мышца глаза, и в результате бровь поднимается вверх, что препятствует зажмуриванию глаза.
На второй фотографии (Пример 2) мы наблюдаем, что когда пациенты улыбаются, то вместе со скуловыми мышцами непроизвольно сокращаются их антагонисты — мышца, опускающая угол рта и подбородочная мышца. В результате угол рта оттягивается книзу, что приводит к асимметрии улыбки.
Получается, что всякий раз, когда пациент хочет улыбнуться, он не просто улыбается, а он УЛЫБАЕТСЯ. прилагая все возможные для этого усилия. Эти усилия приводят к сокращению других мимических мышц, которые обычно в данном мимическом движении не участвуют. Это, в свою очередь, вызывает появление асимметричных, неестественных выражений лица.
На нижеприведенной фотографии пациентка с синкинезиями старается улыбнуться. Красные стрелки указывают на содружественное сокращение мышц-антагонистов. Если зеркально отразить изображения здоровой и пораженной сторон для этого выражения лица, то мы увидим предполагавшееся выражение лица (правая, здоровая сторона) и выражение, которое производит пораженная сторона (левая). Как мы видим на этой иллюстрации, пораженная сторона прилагает очень значительные усилия.
3. Когда начинают появляться первые движения, то наш мозг постепенно превращает “чрезмерное усиление мимических сигналов” в привычку.
Мы продолжаем включать “мимический усилитель” в попытках вызвать хоть какой-то ответ на лице. По мере того, как регенерирующие нейроны лицевого нерва начинают восстанавливать соединение с волокнами мимических мышц, мы видим некоторый ответ на наши усилия. Наличие “хоть каких-то результатов” служит в качестве положительной обратной связи и мы продолжаем форсировать наши усилия, пока это не станет автоматическим стереотипом. Так мы формируем новый условный рефлекс.
Он формируется очень постепенно и незаметно, когда мы прикладываем все больше и больше стараний по мере возвращения мимических движений. Поэтому так трудно избежать формирования лицевых синкинезий при длительном восстановлении — нам кажется, что чем больше мы стараемся, тем лучше у нас будут получаться выражения лица. А тем временем, наш головной мозг вырабатывает привычку к автоматическому “усилению” любого выражения лица на пораженной стороне.
Хорошая новость — как любой другой условный рефлекс, патологические синкинезии можно значительно уменьшить при помощи продолжительной отрицательной обратной связи.
Так же как положительная обратная связь ведет к формированию и упрочнению условного рефлекса, так же и правильно подобранная отрицательная обратная связь помогает ослабить условный рефлекс или даже в некоторых случаях избавиться от него. Это — достаточно сложный процесс, который требует сбалансированного сочетания различных терапевтических факторов и осознанного участия самого пациента. Над этим мы и работаем вместе с пациентами во время рабочих сессий в клинике.
Метод Нейро-Проприоцептивной Реабилитации был разработан для снижения синкинезий при помощи отрицательной обратной связи. Вместе с нашими пациентами, нам удается достигать значительных улучшений не только в отношении синкинезий, но и других осложнений и остаточных явлений невропатии лицевого нерва.
Если вы бы хотели больше узнать, что можно сделать в вашей конкретной ситуации, вы сможете обсудить все интересующие вас вопросы напрямую с нашим специалистом во время диагностической онлайн видео сессии.
Синкинезии у детей
Полтева Елена
Синкинезии у детей
— поднимаются и напрягаются плечи,
— когда должна работать одна рука, вторая никак не слушается и идет в работу тоже, появляются мимические и оральные оживления, что в комплексе усложняет всю деятельность…
Природа синкинезий берет свое начало из примитивных рефлексов! Рефлекс по сути это паттерн,двигательная цепь: когда движения нескольких частей тела связаны между собой единой нейронной сетью. И эти связки даны нам от рождения. Подтверждение тому сосательный рефлекс, который связывает движения губ, языка и рук. При сосании груди, ребенок автоматически кладет руки на грудь матери. Таким образом, и работает связь «рука-рот». Мозг использует «проторенные» дорожки до тех пор, пока не выстроит новые нейронные связи для осуществления каких-либо действий. Если этого не происходит, мы имеем синкинезии, которые и являются признаком незрелости нервной системы. Есть и безвредные синкинезии, когда ребенок осваивает какой-либо новый для него двигательный навык, и если нет сопутствующих, возможных проблем, то по мере освоения навыка это пройдет само. Синкинезии считаются нормой в возрасте 6-7 лет, когда ребенок осваивает письмо. То же самое касается других видов ручной деятельности (лепка, рисование) – на этапе освоения.
На первый взгляд, может показаться, что эти движения помогают организму, но вовсе нет, такие добавочные движения в целом для организма очень энергозатратны. Энергия, которую можно было бы расходовать на работоспособность и внимание, ребенок тратит на компенсацию совершенно лишних, дополнительных движений, он быстрее устает, начинает терять концентрацию внимания, и возможность распределить и переключить внимание. К примеру, ребенок рисует и одновременно с этим активно двигает языком. Либо при какой-то деятельности вдруг он начинает активно шевелить губами. Когда наряду с рукой у малыша работает язык — это сигнал, что у него в головном мозге один центр несет ответственность и за три его пальчика, и за его язык. И центр этот берет на себя в три раза больше драгоценной энергии. Также один центр головного мозга может отвечать за контроль пальцев и зрения. В указанном случае, напрягаются глаза одновременно с работой пальцев. И невнимательность тут ни при чем!
Выход из ситуации – работать над преодолением синкинезий! Методики, разработанные специалистами для работы с подобными проблемами, базируются на двигательных упражнениях. Для устранения непроизвольных движений нам необходимо, чтобы мозг понял, что например руки и язык это разные органы, и когда двигаются руки, язык не должен работать!И научить мозг мы можем двумя способами:
Первый связан с тем, что синкинезии переводятся из непроизвольного движения в произвольное, т. е. становятся волевыми. Например, когда ребенок пишет и двигает языком, тогда мы специально загружаем и руки и язык! И ребенок уже целенаправленно двигает и руками и языком по заданной программе. Например, рисует ромашку и на каждый лепесток делает переключение языка вправо-влево, рисует лепесток – язык вправо, рисует следующий-влево и т. д. Тогда же мозг начинает понимать, что нужно контролировать и язык и руки.
Второй способ связан с блокировкой синкинезий, также за счет произвольного внимания. Ребенку необходимо целенаправленно обратить внимание на свой язык и стараться остановить его своей волей! Например, делать движениями руками, а на языке держать карандаш, чтобы он не упал, то есть силой останавливать язык. И здесь мозг тоже начинает понимать, что это абсолютно разные органы, и они могут работать вполне самостоятельно друг от друга!
Упражнений на преодоление синкинезий огромное количество, развивая межполушарное взаимодействие, выполняя разнонаправленные движения руками, добавляя целенаправленно язык и ноги в работу, мозг научится все держать под контролем.
Так как синкинезии в первую очередь указывают на недостаточность подкорковых образований мозга,то их преодоление следует начинать с воздействия на :
1) Функциональный раздел мозга,а именно: повышать нейродинамику, работоспособность.Варианты упражнений:
— игра «Дутибол». 2 игрока, сидя или лежа друг напротив друга, дуют на шарик от пинг-понга (кусочек ваты, бумажки) и пытаются загнать его в ворота соперника, сделанные из карандашей или любых других материалов.
— игра «Муха». В центр расчерченного поля 3х3 помещается «муха». Взрослый дает ей команды – вправо, влево, вниз, вверх – при этом муха перемещается на одну клетку. Ребенок следует глазами за ее передвижениями и должен хлопнуть в ладоши, когда она будет покидать пределы поля.
-игра «Нос-пол-потолок». Ведущий показывает пальцем на свой нос, затем на пол, затем на поток, одновременно называя их. Затем, увеличивая скорость,начинает путать играющих: показывает одно, а называет другое. Играющие должны показывать правильно, следуя голосовой инструкции. Обязательно предложите ребенку побыть ведущим!
— подвижные игры, игры с мячом.
— игра в «Ладушки» в разных вариациях несет огромную пользу для развития межполушарного развития, чувства ритма, стабилизации и активации энергетического потенциала.
2) Для разрыва связей «рука-рот» не следует забывать о пальчиковой гимнастике, которая совершенствует тонкие моторные движения. Эффективны упражнения артикуляционной гимнастики (движения челюсти) с вовлечением рук.
3) Для устранения синкинезии «глаза-язык» эффективны глазодвительные упражнения по четырем основным, четырем диагональным направлениям, от себя и к себе с одновременными движениями языком в ту же или в противоположную сторону.
Очевидно, что все перечисленные упражнения необходимо выполнять без чрезмерного давления на ребенка, постепенно, а так же по мере усвоения, автономизации и автоматизации усложняться.
Сценарий праздника к 8 Марта «Игрушки в гостях у детей» для детей ясельной группы Уважаемые коллеги предлагаю к 8 марта праздник для самых маленьких. На конкурс Лучший детский сад РЖД мы представляли наш детский сад необычно,.
Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка «Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы» РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.
Подарки детей самым близким и дорогим. Фотоотчёт о творческих работах детей Февраль и начало марта воспитатели всех садов и школ озадачены важным вопросом: «Что подарить папам и мамам на праздник?» Очень хочется.
Стихотворения для воспитания у детей 5–12 лет хороших манер «Сюжеты из жизни детей и взрослых» К сожалению дети, как и некоторые взрослые, сначала совершают поступки, затем расплачиваются за них и только после этого происходит процесс.
Сценарий совместного праздника родителей и детей «1 июня — День защиты детей» «1 июня — День защиты детей»Цель: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты.
Стихотворения «Пословицы — народная мудрость, глазами детей» для детей 5–11 лет. Часть 1 Уважаемые товарищи, педагоги, находясь на МААМ, я увидел, что при знакомстве детей с народным творчеством Вы обращаете внимание на такой.
Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Формирование мужского и женского начала у детей» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.
Тематическая осенняя прогулка «Наблюдение за ветром» для детей 4 группы детей с ОВЗ Тема: Наблюдение за ветром. Цель: продолжить знакомство с таким природным явлением, как ветер; вырабатывать наблюдательность посредством.
Творческие работы детей подготовительной группы «Осень глазами детей» сень- самое красивое время года! Такого буйства красок вы не встретите ни зимой, ни весной, пожалуй, летом тоже очень красочно, когда цветут.
Детские синкинезии
Они появляются, когда один из центров мозга берет на себя функции „соседей». Например, участок, ответственный за двигательную активность одного пальца, берет на себя еще и чужие функции: скажем, другого пальца, руки или ноги, языка, для которых в мозге не образовалось своей зоны. И проблемы, которые возникли у малыша сейчас, — еще цветочки по сравнению с тем, с чем предстоит ему столкнуться в школе.Головной мозг и руки тесно связаны между собой, и проблемы с ручками рождаются именно в голове.
Сегодня, по статистике, у 67 процентов детей, поступающих в школу, есть какие-то неврологические проблемы, и синкинезия — одна из них. Таким детям не дается грамота, им трудно освоить написание букв и цифр (может появиться их зеркальное отображение), у них низкая работоспособность и концентрация внимания.
От синкинезии вполне можно избавиться, заставив мозг разбить объединенные функции так, чтобы каждый двигательный компонент получил свой „центр управления» в головном мозге.
Вот некоторые советы, как распознать это заболевание и какие упражнения можно делать дома, чтобы к школе малыш догнал сверстников.Если ребенок на протяжении длительного времени неправильно держит ложку — это уже повод насторожиться. К 3 годам дети вполне в состоянии хорошо управляться со столовыми приборами. После 3 лет малыша, который упорно берет ложку в кулачок, необходимо показать специалистам.
Неловкость ребенка — тоже повод насторожиться. Если в игре 6-7-летние дети не вписываются в дверной проем, задевают углы мебели или ребенок берет книжку и одновременно опрокидывает стакан — это явные признаки нарушения координации, пространственных представлений и, возможно, синкинезии. Но родители и это зачастую списывают на природную неуклюжесть и неповоротливость малыша. Или, скажем, ребенок отказывается рисовать. Неправильно держит карандаш, кисточку, и даже специальные „пальчиковые» краски его не могут заинтересовать. Скорее всего, кроха чувствует, что рисование ему дается хуже, чем сверстникам. По мнению специалистов, малыш отказывается от рисования чаще всего по двум причинам. Либо в его памяти остался негативный след, если в раннем возрасте его не похвалили за рисунок, либо это синкинезия — и тогда малышу просто физически тяжело держать в руке карандаш.
Удостовериться в том, что с крохой не все в порядке, помогают довольно простые тесты. Их вполне можно сделать дома.
Ребенок с синкинезией либо вообще не может, либо неправильно выполняет элементарные на первый взгляд упражнения. Итак, проверим?
Собственно говоря, синкинезия — это непроизвольные содружественные движения. Они присутствуют почти у каждого человека.
Например, при ходьбе мы машем руками или, когда подкрашиваем ресницы, от усердия высовываем язык. Но это синкинезия, которая не мешает нам в жизни.
Проблема детской синкинезии в том, что ребенку требуется значительно больше сил на обучение, чем его сверстникам. Та энергия, которая могла бы расходоваться на внимание и работоспособность, вместо этого идет на компенсацию дополнительных и совершенно лишних движений.Например, малыш рисует и одновременно активно двигает языком. Или при какой-то деятельности у него вдруг начинают шевелиться губы.
Когда вместе с рукой у ребенка работает язык — значит, у него один центр в головном мозге отвечает и за три пальца, и за язык. И этот центр берет энергии в три раза больше, чем должен был бы брать. Один центр в мозге может объединять пальцы и зрение. И тогда одновременно с работой пальцев напрягаются глаза, и ребенок неправильно списывает задания с доски. Это происходит не потому, что он невнимательный. Стоит ему приподнять голову, чтобы рассмотреть, что же написано на доске, как глаз перестает работать „правильно». Он хаотически выхватывает лишь куски из написанного учителем на доске.Был случай, когда к хирургу на консультацию привели ребенка, у которого во время занятий в первом классе стали болеть ноги. Самое удивительное, что причиной оказалась опять же синкинезия. Как только ребенок брал ручку и начинал писать, мышцы у него на ногах напрягались и у малыша сводило ноги.
Почему же так важно правильно держать карандаш и ручку? Ответ прост как дважды два: именно так меньше всего сил мы затрачиваем на письмо, при этом не напрягая руку. А значит, сохраняется масса энергии на другую деятельность: например, можно одновременно слушать объяснения или списывать с доски. А если карандаш взять неправильно и локоть повиснет в воздухе, то огромные усилия ребенок потратит только на то, чтобы удерживать руку в нужном положении.
Ребенок с синкинезией гораздо быстрее устает, у него снижается работоспособность. Да это и понятно: ведь его энергетический запас съедается сопутствующими письму движениями, которые ему вовсе не нужны! Раз малыш утомлен — значит, он мало что воспринимает и ему надо погрузиться в себя, чтобы поднакопить энергии. А если в это время идет урок? Методики специалистов для работы с такими детишками, как правило, базируются на двигательных упражнениях и медикаментозном лечении.