Наличием чего отличается одесский биндюжник
Биндюжник значение слова и история возникновения этого понятия
Главная » Биндюжник значение слова и история возникновения этого понятия
В настоящее время значение слова биндюжник трактуется в нескольких вариантах. Первый — это грубый и необразованный человек. Второе — название профессии грузчика, который работал в порту или на большегрузной извозной телеге. Третий — человек, входивший в одесский воровской клан (профсоюз биндюжников), который существовал в Одессе в конце 19-го, начале 20-го века.
История возникновения данного понятия
Чтобы разобраться в вопросе, что означает слово биндюжник, кто это такой, и откуда возникло само понятие, нужно заглянуть в историю и вернуться почти на 200 лет назад, когда появилась эта профессия. Сейчас ее можно отнести к разряду самых редких и необычных, но в Одессе и некоторых других портовых черноморских городах, она считалась очень даже популярной и престижной, в конце прошлого и начале этого века.
Само слово произошло от названия телеги – «биндюх» (согласно словаря Даля), или от названия ломовой лошади – «битюг». Существует еще одна версия, откуда произошло это слово — от названия места, на котором восседал извозчик – «бинда». Так или иначе, биндюжниками в Одессе и других портовых городах стали называть грузчиков, перевозивших большое количество грузов на своих пароконных телегах.
Во времена Порто-Франко в Одессе большую популярность получили бенд-вагены. Так назывались пароконные подводы особой конструкции. Они отличались более узкой и удлиненной формой и большой вместительностью и грузоподъемностью (до 1,5 тонн), а также наличием железных осей. Обычно в них запрягали 2-х очень сильных коней-тяжеловозов — породы першерон или битюг. Такая конструкция была позаимствована у немцев-колонистов. Еще их называли площадками и они могли без проблем разъехаться на узких городских улочках, а также размещаться на пирсах и причалах.
Маршрут биндюжников обычно пролегал от порта и к рынку. Даже сегодня, на Ольгиевском спуске в Одессе, можно увидеть строение, в котором располагалось конюшня портовых возниц.
Чем портовый биндюжник отличался от обычного грузчика
Как понятно из самого названия, биндюжник осуществлял свою деятельность, используя специальную телегу на конной тяге, а обычные портовые грузчики, работали только за счет своей физической силы и выносливости. Одесский биндюжник, как правило, был достаточно уважаемыми людьми, которые за сезон могли очень хорошо заработать. В основном это происходило, в период, когда в порт начинали свозить повозки с зерном. При этом их собиралось такое количество, что пустить всех в город было просто невозможно физически. Во-первых, это привело бы к огромным заторам на дорогах, а во-вторых, к огромному количеству навоза (лошадиного). Тогда было принято постановление, пускать в Одессу только повозки биндюжников, на которые и перегружался весь товар, перед городской чертой.
Для этого выставлялись специальные посты, на которых торговые агенты заключали договора и оформляли необходимые документы. После этого товар перегружался и развозился по торговым точкам, складам, в порт и так далее.
Кто такие биндюжники одесские
Разбирая вопрос, кто такой биндюжник в Одессе, нельзя не затронут и криминальную сторону этого понятия. очень многие представители этой профессии занимались контрабандой. Ну, а известный из художественных произведений И. Бабеля и других писателей и статей из периодической литературы, Профсоюз Одесских Биндюжников – (некое подобие современной ОПГ), который контролировался Мейером Гершем (Мендель). Также биндюжники упоминаются в знаменитой песне Л. Утесова “Шаланды полные кефали в Одессу Костя привозил”.
Все это лишний раз является подтверждением, что в этом солнечном городе биндюжник — это не просто название профессии, а принадлежность к определенной социальной прослойке населения, которая объединила в себе колорит еврейской культуры, трудолюбие и сильный характер, грубость и неотесанность портовых грузчиков, разгульный образ жизни и любовь к свободе и независимости.
Биндюжником в Одессе стать было достаточно сложно.
По свидетельству местных жителей, еще в конце 60-х – начале 70-х годов 20-го века, в Одессе можно было встретить последних представителей этой профессии.
История Одессы: кто такие биндюжники
Профессия биндюжника появилась почти 200 лет назад, с введением в Одессе порто-франко. Сегодня о ней знают только жители немногих приморских городов. Впрочем, забыли о ней не так уж и давно — редких ее представителей можно было встретить еще полвека назад.
В профессию брали только «специалистов»
По одной из версий, слово «биндюжник» произошло от названия ломовой лошади — «битюг», по другой — от названия телеги «биндюх» и места, где восседал возница, которое называлось «бинда». Однако одесские краеведы считают, что это не совсем так. Скорее всего, это слово появилось от названия бенд-вагенов — пароконных подвод на железных осях с вместительным кузовом, на которых биндюжники перевозили большое количество грузов — до полутора тонн. Эти телеги были огромными — в рост человека, но длинными и узкими. Такая конструкция позволяла им легко разминуться на городских улицах, а несколько таких подвод без труда помещались на портовых причалах.
Такое транспортное средство требовало и особой тягловой силы. В телеги биндюжники запрягали двух першеронов или битюгов, которые считались самыми сильными конями-тяжеловозами. Маршрут биндюжников был неизменным — он пролегал по городу, от порта к рынку и обратно.
Хлебный сезон
С началом осени начинался и хлебный бум: со всей страны в одесский порт направлялись телеги, груженные зерном. Их было так много, что городская жизнь на несколько месяцев могла бы просто остановиться: во-первых, в городе наступил бы транспортный коллапс, а во-вторых, Одесса просто утонула бы в навозе. Поэтому из всех грузовых повозок въезд в город был разрешен только платформам биндюжников.
В Одессу, где в то время процветало порто-франко, ввозили огромное количество самых разных товаров, но основным все же был хлеб. Чтобы представить себе объем работы биндюжников, достаточно сказать, что через город проходили миллионы пудов зерна. Портовые грузчики не всегда справлялись с огромным количеством работы, поэтому, чтобы быстрее погрузить товар, им иногда помогали биндюжники.
Телеги биндюжников тянулись в Купеческую гавань гуськом, длинной вереницей. В тесноте на поворотах или узких пирсах случались и аварии — огромные повозки сцеплялись осями, создавая пробку. Если дело происходило близко к краю причала, то бывало, что телеги даже падали в воду вместе с грузом и возницами.
Самокрутка из ассигнаций и экипаж для кепки
Хлебный сезон заканчивался в ноябре, и биндюжники превращались в «дальнобойщиков» — возили грузы в другие города. А в родном городе они зарабатывали не только честным трудом, а использовали свое транспортное средство и в криминальных целях — занимались контрабандой. На Большом Фонтане, где иностранные корабли обычно пополняли запасы питьевой воды, собирались биндюжники с «левым» грузом. Ночью они перегружали товары на корабль или же с корабля на телегу, и везли в город.
Но все же самый большой доход биндюжники получали в пору хлебного бума. Огромные заработки порождали у них и соответствующее отношение к деньгам: иногда можно было увидеть, как, куражась, подвыпивший возница прикуривал от рублевой или пятирублевой ассигнации или делал из нее самокрутку.
Нередко биндюжники спускали в ресторанах все, что заработали. После ресторана подвыпивший биндюжник возвращался домой в трех экипажах: в одном везли самого «хозяина жизни», во втором — его парусиновый плащ, а в третьем — картуз.
Но несмотря на такую любовь к кутежам, к работе биндюжники относились вполне серьезно. На протяжении всей истории их существования у биндюжников был самый настоящий профсоюз, который защищал каждого из них и помогал отстаивать «трудовые права».
Почему грубиянов называют биндюжниками?
Речь биндюжников была «чисто одесской» и при этом щедро пересыпана словечками, которые при дамах произносить до сих пор не принято. Возможно, именно поэтому уже в середине XIX века слово «биндюжник» приобрело еще одно значение — грубиян, которое сохранилось и до нашего времени.
Наличием чего отличается одесский биндюжник
Профсоюз одесских биндюжников в начале ХХ века представлял собой криминальную структуру, живущую по своим, воровским, «понятиям».
Кто такой биндюжник
По словарю Владимира Даля, это двузначное понятие. Биндюжниками в Одессе называли портовых грузчиков и грузоперевозчиков на большой телеге (биндюхе).
Позднее биндюжником стали звать любого грубого, необразованного человека. В криминальной Одессе начала ХХ века биндюжник – член воровского клана (тогдашнего варианта ОПГ).
Что это был за профсоюз
Профсоюзом в привычном представлении одесская преступная организация, контролируемая Мейером (Менделем) Гершем, не была. Издание «Совершенно секретно», упоминая о профсоюзе налетчиков, пишет, что данная структура целиком и полностью подчинялась этому авторитету. О самом Герше сведений мало, и они разнятся. «Совершенно секретно» приводит портрет «начальника профсоюза», из которого следует, что лидер одесского криминального мира был стар, с рыжей бородой и одноглаз.
Один из авторов интернет-портала «Одессит.ua», рассказывая о Герше, называет его «мифическим персонажем» и «самой загадочной личностью в одесском криминальном мире». Судя по немногим сохранившимся сведениям, влияние Мейера Герша на преступный мир досоветской Одессы было серьезным. Якобы профсоюз биндюжников мог решать вопросы о наказании «беспредельщиков», которые поступали не по «понятиям».
Тем не менее, с установлением советской власти в этом городе организация Мейера Герша прекратила свое существование.
Какое отношение к профсоюзу имел Беня Крик
В воспоминаниях Леонида Утесова Мейер Герш – адъютант не менее знаменитого одессита-налетчика Мишки Япончика (описание внешности Менделя Утесовым аналогично приводимому в статье «Совершенно секретно»). Леонид Осипович упоминает кличку Герша – Гундосый. Мойша Винницкий, он же Япончик (Японец), который в творчестве Исаака Бабеля проходит под псевдонимом Беня Крик, помимо преступной деятельности, участвовал еще и в гражданской войне на стороне красных, организовав отряд из уголовников. По одной из версий, он был убит одним из кавалеристов Котовского.
Газета «Совершенно секретно» пишет, что Япончик в одесский преступный профсоюз не входил и поэтому его царская полиция арестовывала за совершение налетов чаще, чем тех преступников, которые контролировались Гершем. О том, какова была судьба самого «профсоюзного» лидера Мейера Герша, сведений не сохранилось. По одной из версий, он погиб в 1919 году в бою с котовцами.
Наличием чего отличается одесский биндюжник от других портовых грузчиков?
Наличием чего отличается одесский биндюжник от других портовых грузчиков?
Вот когда я слышу популярную песню про Костю — моряка из Одессы из популярного фильма «Два бойца» в исполнении Марка Бернеса про шаланды, я никогда не задумывался, кто такие биндюжники, встающие перед Костей, когда он входит в пивную. Но это было в далеком детстве, теперь я знаю ответ на вопрос про биндюжников одесских: «ТЕЛЕГА» — главное и основное отличие их от других грузчиков портовых.
Очевидно, что биндюжника отличало наличие биндюга. Не думаю, что все знают значение это слова, а биндюг — это большая телега.
Теперь все стало очевидным, верный ответ — телега (в слове, как и необходимо, шесть букв).
Так и хочется сказать — акцентом 🙂 Все-таки, одесский говор ярко отличает коренных одесситов от всех остальных, а биндюжники — типичные представители жителей Одессы, можно сказать, хранители традиций. Но все-таки ответ будет более материальным и прозаичным — грузчики в Одессе тяжелые грузы перевозили на телегах, хотя и сами силы были немалой, конечно.
Ответ: телега.
Биндюжники имели весьма существенное преимущество перед грузчиками — в их арсенале находилось достаточно эффективное транспортное средство, т.е., основная нагрузка по транспортировке грузов ложилась на коня, который был запряжн в телегу — ответ: «Телега».
Возможно, эти родственные профессии отличались по способам, которые использовались для транспортировки грузов с кораблей.
Слово биндюжник имело несколько значений:
ТЕЛЕГА — вот что отличало биндюжника от просто портового грузчика.
Правильный ответ на данный вопрос — ТЕЛЕГА.
Биндюжники имели перед обычными портовыми грузчиками некоторые преимущества. Они не таскали всю поклажу на своих спинах в отличии от них, а перевозили ее на телегах.
Ответ ТЕЛЕГА, потому что именно телега дала название всем бендюжникам. Смотрите сами: биндюжник произошел от биндюги/бендюги (простая повозка ломового извозчика), здесь словари расходятся во мнениях, некоторые считают что бендюга от нем. binden — связывать(Потебня,толк сл.иностр.слов), иные определяют бендюги как
Этого же придерживается и укр. словарь, в котором прямо указывается:
В любом случае становится понятно, почему бендюжник/ или биндюжник — не грузчик.
Дело в том, что биндюжники, в отличие от других портовых грузчиков, занимались грузоперевозками на телеге, запряженной конем. Таким образом, вот вам и отличие одесских биндюжников от простых одесских портовых грузчиков — Телега ( ровно шесть букв ).
Этот вопрос тоже к разряду легких не отнесешь, казалось бы чем мог отличаться один грузчик от другого, но различие все- таки существовало. Обычный портовый грузчик переносил поклажу обычно на своей спине, а биндюжник пользовался конной тягой, вот это и есть отличие конь вез- Телегу.
И грузчики, и биндюжники занимались транспортировкой груза. Вот только биндюжникам, на мой взгляд, повезло больше — у них была ТЕЛЕГА, поэтому на плечах не приходилось перетаскивать грузы, для этого имелась ТЕЛЕГА.
Наличием чего отличается одесский биндюжник от других портовых грузчиков?
Ответов: 10
Дело в том, что биндюжники, в отличие от других портовых грузчиков, занимались грузоперевозками на телеге, запряженной конем. Таким образом, вот вам и отличие одесских биндюжников от простых одесских портовых грузчиков — Телега (ровно шесть букв).
Возможно, эти родственные профессии отличались по способам, которые использовались для транспортировки грузов с кораблей.
Слово биндюжник имело несколько значений:
ТЕЛЕГА — вот что отличало биндюжника от просто портового грузчика.
Этот вопрос тоже к разряду легких не отнесешь, казалось бы чем мог отличаться один грузчик от другого, но различие все-таки существовало. Обычный портовый грузчик переносил поклажу обычно на своей спине, а биндюжник пользовался конной тягой, вот это и есть отличие конь вез- Телегу.
Так и хочется сказать — акцентом 🙂 Все-таки, одесский говор ярко отличает коренных одесситов от всех остальных, а биндюжники — типичные представители жителей Одессы, можно сказать, хранители традиций. Но все-таки ответ будет более материальным и прозаичным — грузчики в Одессе тяжелые грузы перевозили на телегах, хотя и сами силы были немалой, конечно.
Ответ: телега.
Правильный ответ на данный вопрос — ТЕЛЕГА.
Биндюжники имели перед обычными портовыми грузчиками некоторые преимущества. Они не таскали всю поклажу на своих спинах в отличии от них, а перевозили ее на телегах.
Ответ ТЕЛЕГА, потому что именно телега дала название всем бендюжникам. Смотрите сами: биндюжник произошел от биндюги/бендюги (простая повозка ломового извозчика), здесь словари расходятся во мнениях, некоторые считают что бендюга от нем. binden — связывать (Потебня, толк сл.иностр.слов), иные определяют бендюги как
Этого же придерживается и укр. словарь, в котором прямо указывается:
В любом случае становится понятно, почему бендюжник/ или биндюжник — не грузчик.