Налог кнп что это
Для чего нужен акт камеральной проверки
По завершении любой камеральной проверки налоговым органом должны быть сделаны выводы о том, нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство или нет. Если факты нарушения были выявлены, то в обязательном порядке инспектором оформляются результаты проверки в виде акта камеральной проверки, на это нацеливает п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.
Функции, возложенные на акт камеральной налоговой проверки, следующие:
Каковы последствия несоставления акта проверки налоговым инспектором
Позиция судов такова, что если инспектор не составит акт камеральной проверки, то это может послужить основанием для отмены решения, вынесенного налоговиками по результатам рассмотрения материалов проверки (такие выводы были сделаны ФАС Московского округа и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлениях от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2 и от 12.11.2009 № А53-5911/2009 соответственно).
Таким образом, в случае обнаружения инспектором фактов нарушения налогового законодательства налогоплательщиком акт должен быть составлен обязательно. В противном случае решение налогового органа, основанное на результатах камеральной проверки, будет признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Какие требования должны выполняться при составлении акта проверки
При составлении акта налоговики должны руководствоваться Налоговым кодексом (п. 4 ст. 100), положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), требованиями к составлению акта налоговой проверки, изложенными в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее – Требования).
Приведем основные эти требования:
Как уполномочить работника компании подписывать акты камеральной проверки, узнайте здесь.
Должен ли инспектор составлять акт камеральной проверки, если выявленные нарушения не повлекли занижение суммы налога к уплате? Ответ на данный вопрос узнайте в Путеводителе по налогам КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.
Каковы требования к содержанию акта проверки
Действующим налоговым кодексом в п. 3 ст. 100, а также Требованиями установлены нормы, которым должно соответствовать содержание акта проверки.
Структура акта в соответствии с п. 3 Требований должна выглядеть так:
Кроме того, приложения, оформляемые к акту проверки, являются неотъемлемой частью составляемого документа.
Акт оформляется на специальном бланке, скачать который вы можете на нашем сайте.
После вручения акта налогоплательщику, ФНС оформляет решение по выявленным нарушениям. Также налоговики могут провести дополнительнительные мероприятия уже после окончания налоговой проверки. Когда такие доп. мероприятия законны и что нужно делать налогоплательщику, узнайте в Обзоре, подготовленном экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и изучите эксклюзивный материал.
Итоги
Акт по итогам камеральной проверки оформляется в том случае, если в поданной налогоплательщиком декларации обнаружены ошибки и/или противоречия. В акте раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.
При несогласии налогоплательщика с изложенной в акте информацией он вправе подать свои возражения.
Сроки проведения камеральной налоговой проверки
Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации
Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):
Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца (или 2 месяца для НДС-декларации) с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:
При этом налоговики не обязаны приступать к контрольным мероприятиям строго в день получения декларации. Поэтому дата в акте камералки может отличаться от даты сдачи декларации. Но вот закончить проверку налоговики обязаны точно в срок. Подробности см. здесь.
Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).
Каковы сроки камеральной проверки по НДС
При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки изменился — 2 месяца.
ВАЖНО! С 01.10.2020 ФНС запустила пилотный проект, согласно которому срок проведения камеральной проверки декларации по НДС к возмещению составит 1 месяц. Подробности см. здесь.
КонсультантПлюс предупреждает:
Налоговый орган может отказать в возмещении НДС по различным причинам. На практике чаще всего ими являются …
Почему могут отказать в возмещении и как в этом случае действовать, рассказали эксперты К+. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Специальный срок — шесть месяцев предусмотрен по декларациям иностранной компании, которая платит «налог на Google» (п. 2 ст. 88, п. 8 ст. 174.2 НК РФ).
В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:
Когда камеральная проверка должна быть завершена
Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца (2 месяца для НДС) после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.20ХХ, то камеральная проверка заканчивается 20.04.20ХХ.
Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца.
Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день.
Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой — снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).
Может ли быть отменено решение по камеральной проверке, если были нарушены сроки ее проведения? Ответ на этот вопрос подготовили эксперты КонсультанПлюс. Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.
Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь.
Возможно ли увеличение срока камеральной проверки
Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).
Исключением является декларация по НДС. Проверяющие могут продлить срок камеральной проверки по этой декларации на 1 месяц (с 2-х до 3-х месяцев). Это возможно в том случае, если они найдут признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).
Вопреки этому некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.
Составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.
Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ
Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.
Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.
В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.
Заявить вычет можно в любой год, следующий за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы. Но вот вернуть можно лишь налог, уплаченный течение последних 3 лет (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).
В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».
С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.
Итоги
Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца (2 месяца для НДС-декларации) с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС). В рамках пилотного проекта деклараця по НДС к возмещению проверяется 1 месяц.
Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.
Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.
Вопросы и ответы
Работа в системе
1. Какие версии операционной системы и браузеров поддерживает Интернет-банкинг?
Один из ниже перечисленных веб-браузеров:
2. Как настроить работу электронной цифровой подписи (ЭЦП)?
3. Какие требования к паролю Интернет банкинга?
Длина пароля в системе Интернет – банкинг и Мобильный бизнес клиент составляет не менее 8 символов, необходимо стараться применять в сочетании заглавные буквы, цифры и специальные символы;
Срок действия пароля составляет 30 календарных дней, хранение истории паролей 180 календарных дней с контролем на совпадение. После 3 попыток неверного ввода пароля, Банк автоматически осуществляет блокирование аккаунта Клиента сроком на 30 минут.
4. Логин маленькими буквами вбивать или большими?
Первая буква заглавная все остальные буквы вводим маленькими буквами.
5. Где размещена Инструкция по перевыпуску сертификатов в новом ИБЮЛ?
Инструкция по перевыпуску сертификатов размещена на сайте, по следующей ссылке: https://www.vtb-bank.kz/corporative/internet-banking/instructions/
6. Сколько составляет таймаут сессии?
Таймаут сессии состявляет 10 мин.
Платежные поручения
Да, некритичные замечания, при которых допускается дальнейшая обработка и отправка документа (предупреждения) выделяется пиктограммами.
Блокирующие ошибки, не позволяющие сохранить документ, будут выделены пиктограммами.
8. Время проведения валютных операций?
При поступлении Электронного документа в течение операционного времени, установленного Банком – в этот операционный день, при поступлении Электронного документа по истечении операционного времени, установленного Банком – на следующий операционный день.
9. Могу ли я распечатать платеж с печатью банка?
Распечатать платежный документ с печатью банка можно только при статусе «Исполнен».
10. Можно ли отправить налоговые платежи срочным переводом?
Налоговые платежи не отправляются срочным переводом.
11. Что писать в назначении платежа?
В поле «Назначение платежа» указывается целевое назначение отправляемого вами документа. Обязательно к заполнению при создании платежа.
12. Что такое КБК?
КБК – это код бюджетной классификации, заполняется только при оплате налогов.
13. Что такое КНП?
КНП – это код назначения платежа, используется в платежных документах, кассовых документах, торговых чеках и прочих при осуществлении налоговых и других обязательных платежей в бюджет. Обязателен к заполнению при создании платежа.
14. Можно ли выложить инструкцию по выбору кодов и КНП в зависимости от типа платежа?
При заполнении платежных документов по определённому типу, в системе установлены проверки, в том числе и по КНП, платеж с неверным КНП не пройдет.
15. Можно ли выложить ссылки на справочники КНП и коды VO?
Справочники КНП и Коды VO отображаются выпадающим списком при заполнении «Поручении на перевод валюты».
Платежные поручения (в Валюте)
16. При заполнении поручения на перевод валюты в рублях (RUB) на каком языке заполняется документ?
При совершении рублевого перевода документ заполняется кириллицей.
17. Необходимо ли заполнять код VO?
Код VO (валютной операции) прописывается, если валюта перевода – российские рубли (RUB). Соответствующий код валютной операции (Код VO) вы можете выбрать из справочника кодов VO.
18. Что такое КПП?
Код причины поставки на учет; присваивается налогоплательщику – юридическому лицу в дополнение к ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) в связи с регистрацией в налоговых органах Российской Федерации. КПП представляет собой цифровую последовательность в 9 знаков.
19. Что такое УНК?
УНК (учетный номер контракта) – это номер валютного договора между двумя участниками экспортных или импортных сделок. Необходим для прохождения валютного контроля.
УНК можно получить у вашего обслуживающего менеджера.
20. Что такое VIN-код?
VIN-код – это идентификационный номер транспортного средства, заполняется при отправке налога на транспорт. Реквизит указывается в графе «Наименование платежа» платежного извещения под надписью «Налог на транспортные средства с физических лиц» в следующей последовательности: слово «VIN», идентификационный номер транспортного средства, символы «/V».
21. Где можно посмотреть инвойс?
При наличии в поле «инвойс» укажите номер инвойса и дату инвойса (можно указать сразу в назначении платежа). Данные должны быть в реквизитах, полученных от бенефициара.
Мобильный банкинг
22. Какие платежи я могу создать в Мобильном банкинге?
В Мобильном банкинге возможно создать платежи только в валюте тенге (KZT):
23. Могу ли подключить Мобильный банкинг, не имея Интернет Банкинга (web версию)?
24. Как узнать реквизиты моего счета в МБ?
В МБ необходимо нажать на кнопку Домой, далее нажать на раздел Баланс по всем счетам, выбрать счет нужный счет и нажать на него. Отобразится всплывающее окно, выбираем раздел Реквизиты (где можно увидеть: № расчетного счета, БИН/ИИН, Название Банка, БИК), также есть возможность поделиться указанными реквизитами.
Что проверяют инспекторы в ходе камеральной налоговой проверки (КНП)?
В ходе КНП налоговики проверяют исполнение компанией законодательства и выявляют нарушения. Для взаимодействия с контролирующими органами от организации выбирается уполномоченное лицо. На него оформляется доверенность. Инспекторы запрашивают у юрлица документацию. Представитель проверяет правомочность запроса документов.
Порядок проведения камеральной проверки
Проведение КНП регламентируется ст.88 НК РФ. Проверка включает в себя ряд мероприятий, связанных с изучением документации юридического лица. Проводится на территории ИФНС, без посещения офиса налогоплательщика.
Инспекторы вправе запрашивать налоговые декларации, финансовую, бухгалтерскую и другую документацию о деятельности организации.
Если в ходе проверки налоговики выявят несоответствие показателей в декларации по налогу на прибыль другой документации за отчетный период, то расценят это как правонарушение. Налогоплательщика привлекут к ответственности (определение ВС РФ по делу №А36-14354/2018 от 3 марта 2020 г.).
В каких случаях назначают КНП?
Проверку проводят после подачи юрлицом налоговой декларации. Для проведения КНП инспекторам не требуется получение специального указания от руководителей ИФНС и уведомление налогоплательщика. По законодательству КНП является обязательной процедурой после получения отчетности компании. Получив декларацию, налоговики анализируют указанные в ней данные, проверяют документы организации и составляют акт.
Особенности проведения КНП в 2021 году
С 2021 года действует новая редакция ст.88 НК РФ о КНП. Изменения внесены Законом №325-ФЗ от 29 сентября 2019 г. Согласно ч.1.2 ст.88 НК РФ, в случае не сданной налогоплательщиком декларации, инспекторы проверяют имеющиеся данные и документацию компании.
Что проверяют инспекторы?
В ходе КНП контролеры определяют, правильно ли начисляются налоги. Также инспекторы анализируют показатели, представленные в разных отчетах. Делается это с целью выявления возможных ошибок. Если сведений недостаточно, налоговики запрашивают у налогоплательщика дополнительные пояснения.
Выявление нарушений
Согласно п.3 ст.88 НК РФ, в ходе проверки инспекторы могут обнаружить наличие ошибок в расчетах или декларациях, несоответствие показателей в разных документах организации, расхождение сведений организации со сведениями ИФНС, полученными в результате мероприятий по налоговому контролю.
При выявлении нарушений налоговая уведомляет об этом компанию. Налогоплательщик вносит соответствующие исправления. Также налоговики могут запросить организацию пояснить несоответствия, и юридическое лицо должно будет направить пояснения в течение 5 дней с момента запроса (ч.3 ст.88 НК РФ). Чтобы подтвердить достоверность сведений, организация имеет право передать выписки из бухгалтерского или налогового регистра, или представить другую подтверждающую документацию.
Если налогоплательщик проигнорирует запрос контролеров, то его могут привлечь к ответственности на основании ст.15.6 КоАП РФ.
Инспекторы вправе потребовать у налогоплательщика объяснения в отношении указанных убытков. При подозрении на уменьшение налогооблагаемой базы или суммы налога, контролеры должны представить соответствующие доказательства (п.5 ст.82 НК РФ).
Выездная и камеральная проверка
Как правило, оба вида проверок проводят в плановом режиме. Однако при наличии сведений о нарушениях со стороны налогоплательщика, контролеры вправе провести внеплановую КНП. У юрлица запросят документацию, которую налогоплательщик должен представить в срок. Если КНП не дает результатов, то ИФНС проводит выездную проверку. Нередко обе проверки проводят комплексно.
Выездная проверка не является повторной по отношению к КНП (письмо ФНС РФ №АС-4-2/14018 от 29 августа 2011 г.).
Камеральная проверка длится до 90 дней с момента получения контролирующими органами налоговой декларации.
Камеральная налоговая проверка
Совершенствование налогового администрирования всегда занимало приоритетное место у законодателей, о чем свидетельствуют многочисленные нормативные акты в данной сфере налогового законодательства. Так, с вступлением в силу с 1 января 2007 года Федерального закона № 137-ФЗ 1 чиновникам удалось урегулировать многие спорные моменты в НК РФ в отношении налогового администрирования, в частности камеральных налоговых проверок (КНП), однако некоторые из них, как показывает арбитражная практика, так и остались нерешенными.
В данной статье разберем наиболее актуальные из них, а для удобства материал изложим в виде вопросов и ответов.
Вопрос:
Какой срок отводится налоговому органу на проведение КНП и с какого момента он исчисляется?
Ответ:
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ КНП должна проводиться налоговыми органами в трехмесячный срок. Причем начало проверки связано с наличием одновременно двух условий, а именно с представлением налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, прилагаемых к ней необходимых документов.
Допуская возможность представления налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи, Минфин в Письме от 13.04.2007 № 03-02-07/2-69 отметил, что НК РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика представлять в электронном виде в налоговый орган документы, прилагаемые к декларации (расчету). Такие документы могут быть направлены налогоплательщиком в инспекцию как по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе. При этом срок проведения КНП представленной в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и приложенных к ней соответствующих документов исчисляется со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация (расчет) и последний из указанных документов.
Вопрос:
Вправе ли контролирующие органы провести КНП и, соответственно, принять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение в случае, если налоговая декларация в инспекцию не представлялась, на основании иных данных, имеющихся в распоряжении налогового органа?
Ответ:
Вместе с тем налоговики помимо КНП могут использовать иные формы налогового контроля, причем независимо от факта представления налоговой декларации. При этом если контролеры получат информацию, свидетельствующую о налоговых правонарушениях (в том числе с использованием полученных от третьих лиц документов, подтверждающих данный факт), то это может послужить основанием для включения данного налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.
Вопрос:
В каких случаях налоговый орган вправе провести повторную КНП и по ее результатам вынести новое решение?
Ответ:
Если повторная КНП налоговой декларации проводится на основе документов, полученных в рамках выездной проверки, то имеются основания для признания недействительным принятого по результатам такой проверки решения инспекции о доначислении налогоплательщику соответствующих сумм налога, штрафов и пеней (Постановление ФАС СЗО от 25.06.2007 № А56-43007/2006 ).
В Постановлении от 07.06.2007 № А05-12661/2006-26 ФАС СЗО также признал недействительным вынесенное по итогам КНП решение налоговиков, указав, что они превысили предоставленные им законодательством полномочия, нарушив права и законные интересы налогоплательщика, поскольку проведение КНП на основе документов, полученных в рамках выездной проверки, свидетельствует о фактическом проведении повторной выездной налоговой проверки (см. также Постановление ФАС МО от 26.04.2007 № КА-А40/222-07 ). Правда, ФАС ПО в Постановлении от 31.07.2007 № А65-24832/06-СА1-42 принял противоположное решение, но оно, на наш взгляд, не основано на законе. Суд указал, что проведение КНП за пределами срока, предусмотренного ст. 88 НК РФ, не может повлечь признание решения налоговой инспекции незаконным. Установленный данной нормой срок не является пресекательным, и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
Вопрос:
В каком порядке должны действовать налоговики при обнаружении ошибок в рамках КНП?
Ответ:
Напомним, в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. В случае нарушения данной процедуры решение налогового органа о взыскании налоговой санкции можно признать незаконным в судебном порядке (Постановление ФАС МО от 04.09.2007 № КА-А40/8876-07 ). Причем срок, в течение которого можно обжаловать решение налогового органа, вступившего в законную силу, составляет один год с момента его вынесения (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Обратите внимание : в 2007 – 2008 годах решение налогового органа можно обжаловать сразу в суд. Однако в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ с 01.01.2009 решение налогового органа о привлечении к ответственности может быть обжаловано в суд только в том случае, если сначала оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
Схожей позиции по данному вопросу придерживается КС РФ. Так, в Определенииот 12.07.2006 № 267-О указано, что налоговый орган, проводящий КНП, при обнаружении налоговых правонарушений не только вправе, но и обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов руководителем. Данное положение основано на праве налогоплательщика представлять свои интересы в налоговых правоотношениях и давать пояснения должностным лицам налоговых органов (пп. 6, 7 ст. 21 НК РФ) и обязанности чиновников соблюдать налоговое законодательство, осуществлять контроль за его соблюдением, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (пп. 1, 2 ст. 32 НК РФ).
Вопрос:
В каких случаях в соответствии с действующим законодательством налоговики вправе истребовать документы в рамках КНП?
Ответ:
При проведении КНП в порядке, предусмотренном ст. 88 НК РФ, налоговики вправе истребовать:
–у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, – документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на указанные налоговые льготы;
–при проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, – помимо документов, представленных налогоплательщиком, и документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
Ни настоящая форма требования, ни действовавшая ранее не предусматривали оттиска печати налогового органа (Письмо Минфина РФ от 01.06.2007 № 03-02-07/1-273 ).
Интересующие контролеров документы должны быть представлены проверяемым в виде заверенных им копий в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п. 2, 3 ст. 93 НК РФ).
Вопрос:
Вправе ли налоговые органы в рамках КНП производить выемку документов?
Ответ:
В случае отказа от представления документов в рамках КНП налоговики не вправе применить норму, предусмотренную ст. 94 НК РФ, то есть произвести выемку документов. Данный вывод вытекает из п. 1 указанной статьи, в соответствии с которым выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Вопрос:
Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное исполнение требования налогового органа о представлении документов в рамках проверки?
Ответ:
Напомним, п. 1 ст. 126 НК РФ предусматривает взыскание штрафных санкций в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Налогоплательщикам следует учесть, что неоднократное привлечение к ответственности за налоговое правонарушение в течение календарного года, в соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ, может повлечь увеличение налоговой санкции на 100% (Постановление ФАС ДВО от 14.06.2007 № Ф03-А37/07-2/1028 ).
Следует отметить, что непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, может стать основанием для привлечения к административной ответственности по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Данная норма предусматривает наложение штрафных санкций на должностных лиц организации, а также с учетом ст. 2.4 КоАП РФ и на индивидуальных предпринимателей в размере от 300 до 500 руб.
Вопрос:
В каком порядке оформляются результаты КНП?
Ответ:
Порядок оформления результатов КНП прописан в ст. 100 НК РФ. В пункте 1 данной статьи указано, что в случае выявления налоговых правонарушений в ходе проведения проверки акт составляется контролерами в течение 10 дней после окончания КНП.
Если налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не согласен с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте, то в течение 15 дней со дня его получения он может представить в инспекцию письменные возражения в целом по акту или по отдельным его положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ). Так как данная норма НК РФ не содержит оговорки, на данном этапе может возникнуть вопрос: разногласия по акту налогоплательщик должен представить в течение 15 рабочих или календарных дней? Для ответа обратимся к ст. 6.1 НК РФ, согласно которой срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Следовательно, ответ такой: возражения по акту представляются налогоплательщиком в течение 15 рабочих дней.
При необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения налогового правонарушения или отсутствия таковых налоговики могут вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы согласно п. 6 ст. 101 НК РФ).
В зависимости от результатов проверки, включая данные, полученные в рамках дополнительных мероприятий, руководитель налогового органа или его заместитель выносит одно из решений – либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности (приложения № 12 и 13 к Приказу ФНС РФ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ ).
Обратите внимание : п. 2 ст. 101 НК РФ предоставляет налогоплательщикам, в отношении которых проводилась проверка, право участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя.
В свою очередь, по мнению Минфина, налоговыми органами должно быть обеспечено в установленном порядке участие налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (лично и (или) через его представителя), в процессе рассмотрения материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (Письмо от 25.07.2007 № 03-02-07/1-346 ).
Вопрос:
Что следует учитывать налогоплательщику при проведении налоговиками проверки правомерности применения налоговых вычетов по НДС, а также обоснованности суммы налога, заявленной к возмещению?
Ответ:
Согласно п. 8 ст. 88 НК РФ в ходе проверки налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность налоговых вычетов. Напомним, в соответствии с п. 1 данной статьи вычеты по НДС предоставляются на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 – 8 статьи 171 НК РФ.
Истребуются именно те документы, которые подтверждают налоговые вычеты. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 28.05.2007 № Ф04-3283/2007(34585-А27-42) указано, что истребование у налогоплательщика в ходе КНП декларации по НДС договоров с поставщиками и подрядчиками, акта приемки объекта законченного строительства, актов выполненных работ и затрат, сметы на выполнение работ хозяйственным способом выходит за пределы полномочий налогового органа (см. также Постановление ФАС ЗСО от 08.10.2007 № Ф04-6998/2007(38982-А45-41) ).
Если контролеры в рамках КНП не выявили каких-либо нарушений налогового законодательства, то по завершении проверки в течение семи рабочих дней налоговики обязаны принять решение о возмещении соответствующих сумм по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ № ММ-3-03/239@ 3 (Приложение № 1 ).
При выявлении в рамках проверки налоговых правонарушений налоговиками составляется акт налоговой проверки и выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности или отказе в привлечении к ответственности в установленном порядке (см. выше). Одновременно с решением по итогам проверки налоговый орган принимает решение о возмещении в полном объеме или частично суммы НДС, заявленной в декларации к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога (Приложение № 2 к Приказу ФНС РФ № ММ-3-03/239@ ).
В случае положительного решения налогового органа и при наличии недоимки у налогоплательщика, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей суммы, подлежащей возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются (п. 5 ст. 176 НК РФ). При отсутствии недоимки сумма налога, возмещаемая по решению налоговиков, на основании письменного заявления налогоплательщика подлежит возврату на расчетный счет в банке или зачету в счет предстоящих налоговых платежей. При этом решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично) (п. 7 ст. 176 НК РФ).
Если налоговый орган нарушит срок возврата суммы НДС, то начиная с 12-го дня после завершения КНП начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБР. Причем процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования, действовавшей в дни нарушения срока возмещения (п. 10 ст. 176 НК РФ). Напомним, что в соответствии с УказаниемЦБР от 18.06.2007 № 1839-У с 19.06.2007 размер ставки рефинансирования составляет 10% годовых.
Принимая во внимание взаимосвязанные положения ст. 88, п. 1 и 2ст. 171, п. 1 ст.172 и ст. 176 НК РФ, можно сделать вывод, что при нарушении установленных сроков проведения КНП налоговики не вправе отказать налогоплательщику в налоговом вычете по НДС. Аналогичной позиции по данному вопросу придерживается Президиум ВАС РФ (Постановление от 06.03.2007 № 13661/06 ), а также ФАС различных округов (см., например, Постановление ФАС МО от 15.06.2007 № КА-А40/5183-07 ).
К сведению : если на момент представления уточненной декларации по НДС у налогоплательщика имелась переплата по этому же налогу, превышающая налог, заявленный к уплате, то привлечь его к ответственности по ст. 122 НК РФ («Неуплата или неполная уплата сумм налога…») налоговики не вправе (Постановление ФАС ВВО от 04.10.2007 № А29-2227/2007 ).
Вопрос:
Вправе ли налоговый орган, проводя КНП по НДС, требовать от налогоплательщика представления документов, подтверждающих вычеты, если декларация представлена с суммой налога к уплате, а не к возмещению?
Ответ:
Действительно, до недавнего времени п. 8ст. 88 НК РФ (в предыдущей редакции) неоднократно становился камнем преткновения во взаимоотношениях между контролирующими органами и налогоплательщиками в части проверки правильности исчисления НДС. Последние толковали данную норму следующим образом: налоговики в рамках КНП вправе истребовать документы только в том случае, когда в представленной декларации по НДС заявлено право налогоплательщика на возмещение налога. Соответственно, если на основании представленной декларации НДС подлежит уплате в бюджет, то истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, проверяющие не вправе.
Вместе с тем п. 8 ст. 88 НК РФ не содержал оговорки о том, что в рамках КНП налоговые органы не вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС в случае, если по декларации сумма налога заявлена к уплате в бюджет. И этим часто пользовались налоговики на местах. По их мнению, если есть основания полагать, что неправильно исчислен налог или совершены налоговые правонарушения, то при КНП истребование у налогоплательщика необходимой информации, в том числе документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов, правомерно, причем независимо от того, подлежит ли налог к уплате в бюджет на основании поданной декларации или суммы налога заявлены к вычету.
В конце прошлого года ВАС РФ в п. 10 Постановлении № 53 4 закрепил в судебной практике понятие добросовестности налогоплательщиков и иных участников рынка. При этом суд указал, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством недобросовестности налогоплательщика. Однако налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговый орган докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
При этом ВАС РФ в Постановлении от 03.04.2007 № 15225/06 отметил, что п редставление налогоплательщиком в инспекцию всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных налоговым законодательством, в целях получения налоговой выгоды (возмещения НДС) является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
По мнению автора, исходя из того, что действия налогоплательщика, имеющие результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, – достоверны, в случае представления налогоплательщиком декларации по НДС, на основании которой сумма налога подлежит к уплате в бюджет, контролирующие органы не вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
1 Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».
2 Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
3 Приказ ФНС РФ от 18.04.2007 № ММ-3-03/239@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
4 Постановление ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина