Налог на google что это
«Налог на гугл»: кто платит?
Выражение «налог на гугл» у многих на слуху. Этот бюджетный платеж относительно новый и во многих случаях оставляет вопросы. Кто и за что в данном случае платит, а главное – кто несет ответственность за перечисление «налога на гугл» в бюджет?
Новый налог или новый порядок?
Налогу посвящена ст. 174.2 НК РФ. Из статьи можно узнать, что платеж не является новым налогом. Это новый порядок уплаты всем известного НДС. Он касается оказания иностранными организациями услуг в электронной форме. Услуги обязательно должны быть оказаны на территории РФ. Несмотря на тот факт, что основными плательщиками здесь являются иностранцы, налог может затронуть интересы также и российских фирм.
Напомним, что ранее именно наши фирмы и ИП, покупающие электронные услуги у нерезидентов, обязаны были самостоятельно удержать НДС с услуг, перечислить его в бюджет, а зарубежным поставщикам услуг перечисляли сумму без НДС, являясь налоговыми агентами по НДС.
С начала 2019 года порядок изменен. Теперь, если иностранная фирма-поставщик электронных услуг не имеет на территории РФ постоянных представительств, она все равно должна встать на налоговый учет в РФ, уплачивать НДС с электронных услуг в российский бюджет. Раньше такой порядок применялся при оказании услуг гражданам, физическим лицам. Теперь статус покупателя в России может быть любым.
Чья это ответственность?
Услуги оказывают иностранные организации, значит, в отсутствие налогового агента они начисляют и уплачивают налог, несут за него полную ответственность.
В то же время, если услуги предоставляются через посредников (что бывает очень часто), могут быть два варианта:
Налог всегда уплачивает последний посредник, если их несколько.
Важно отметить, что:
В интересах российских партнеров при покупке электронных услуг контролировать иностранного партнера. Он может не знать, что является плательщиком налога или намеренно избегать этой обязанности. В такой ситуации страдает репутация российской фирмы. У нее могут быть проблемы как минимум с налоговым вычетом по НДС. Могут возникнуть и более серьезные последствия, например, обвинение в пособничестве иностранной фирме, нарушителю налогового законодательства. Факты, указывающие на то, что партнер не зарегистрирован в налоговой РФ, хорошо отслеживаются по документам на услуги.
Когда можно не платить?
Из ст. 174.2 НК РФ п. 1 следует, что электронными являются услуги, оказанные через информационно-телекоммуникационную сеть, в частности через интернет, автоматизировано, с использованием инфо-технологий. Напрашивается вывод, что любые услуги, предоставленные дистанционно через интернет, подлежат налогообложению. Это не совсем верно. Законодатель разделил услуги на облагаемые и необлагаемые.
Не облагаются налогом услуги:
Здесь применяется старый порядок, по которому российские покупатели являются налоговыми агентами (ст. 161 НК РФ).
Облагаемые электронные услуги перечислены там же (п. 1 ст. 174.2). Облагается налогом удаленный доступ к ПО и БД, рекламные услуги в интернете, услуги хостинга, предоставление услуг электронной торговой площадки и др. Перечень довольно широк и разнообразен.
Обратите внимание, что использование программ и баз данных на материальных носителях не подпадает под такое налогообложение, а удаленный доступ к программам и базам данных облагается по новой схеме.
Как рассчитывать и платить?
Плательщики-иностранцы берут для расчета ставку 16,67% к стоимости услуг с учетом НДС. Если платят российские посредники в цепочке, берется ставка 20% к стоимости электронных услуг без НДС (ст. 161 НК РФ, п. 5).
Российским покупателям услуги полезно знать, что требует закон от их зарубежных партнеров:
Важный момент! Если иностранная фирма оказывает широкий перечень услуг, в том числе электронные услуги, при расчете НДС может возникать сложность: выделить электронные услуги не всегда возможно. Если иная реализация дополняет электронные услуги, допустимо начислять на нее НДС как указано в ст. 174.2 НК РФ (Письмо ФНС № СД-4-3/10374@ от 29/05/19).
У иностранных компаний нередко возникают технические проблемы по уплате налога. Российский партнер может совместно с иностранным поставщиком услуг обратиться к посредническим банкам (консалтинговым компаниям). Они рассчитают и перечислят налог с предоставлением подтверждающих документов (например, компания Deloitte).
Льготы и вычеты
Обратим внимание на ряд спорных моментов применения «налога на гугл». ФНС некоторое время назад фактически разрешила использовать прежний порядок, когда российский партнер может выступать как посредник зарубежного на добровольных началах. В таком случае претензий к иностранцам у налоговой службы не будет, за исключением требования сдачи нулевого расчета по НДС. Налог можно будет принять к вычету (письмо ФНС № СД-4-3/7937 от 24/04/19 г.).
Более позднее разъяснение Минфина (письмо № 03-07-14/28744 от 10/04/20 г.) данную возможность полностью исключает, указывая, что она не предусмотрена действующим законодательством. Можно сделать вывод о рискованности такого шага для российской фирмы.
В ст. 149 НК РФ п. 2-26 содержится льгота, касающаяся ПО и баз данных. Предоставление прав на использование их освобождается от уплаты НДС. С начала 2021 года такой льготой пользуются лишь российские фирмы, а к иностранным компаниям она не применяется. Освобождение может получить только российская компания, продающая права на использование ПО зарубежной фирме (а не наоборот). При этом программа должна быть включена в соответствующий реестр российского ПО.
Налог на Google: особенности налогообложения иностранных IT‑компаний
Иностранные IT-компании, продающие на территории РФ электронный контент, обязаны платить НДС с 1 января 2017 года. Вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 244-ФЗ, по которому продажа электронного контента иностранными фирмами облагается НДС. Под действие закона подпадают крупнейшие IT-компании: Google, Apple, Microsoft, интернет-площадки eBay, Aliexpress, магазин компьютерных игр Steam. В статье расскажем, как действуют новые правила.
Какие услуги облагаются НДС
Облагаются НДС услуги, оказанные иностранными компаниями через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, если местом реализации этих услуг признается территория РФ.
Перечень таких услуг — закрытый (п 1 ст. 174.2 НК РФ). Уплачивать НДС должны компании, если они предоставляют следующие услуги:
Каким образом определяется место реализации услуг
Местом реализации услуг в электронной форме признается территория РФ, если выполняется хотя бы одно из условий:
Что не облагается налогом на Google
Существует перечень услуг, которые освобождены от обложения НДС:
Льготы по НДС сохраняются при передаче неисключительных прав на компьютерные программы (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. 1 ст. 1235 ГК РФ). То, что льгота сохранилась, означает, что не только российские, но и иностранные организации вправе ее применять. Если иностранная компания зарегистрируется в России для уплаты налогов, она будет пользоваться льготой и сможет не платить НДС. Это не действует на рекламные услуги, услуги интернет-платформ, услуги хостинга. Они облагаются НДС по правилам статьи 174.2 Налогового кодекса.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Кто должен платить налог на Google
Порядок администрирования исчисления и уплаты налога иностранными организациями, оказывающими электронные услуги на территории РФ, зависит от категории покупателя таких услуг и участия или неучастия в расчетах с покупателем посредников.
1 вариант. Продажа электронных услуг организациям или ИП
Если иностранная компания оказывает электронные услуги юридическим лицам и ИП, состоящим на учете в российских налоговых органах, порядок налогообложения таких услуг не отличается от порядка налогообложения иных услуг, оказываемых иностранными компаниями на территории РФ. Обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на потребителей. Они обязаны удержать НДС из денег, которые выплачивают иностранному продавцу, и перечислить налог в бюджет.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации услуг на территории РФ, как сумма дохода от реализации электронных услуг с учетом налога.
Исчисленный по расчетной ставке налог подлежит перечислению в бюджет при каждой оплате иностранному лицу. Одновременно с платежным поручением в пользу иностранного контрагента налоговым агентом должно представляться платежное поручение на перечисление в бюджет удержанного из перечисляемой суммы налога.
В противном случае банкам запрещено производить перевод средств в пользу иностранца. Налоговая декларация представляется один раз в квартал.
Российская организация (ИП) становятся налоговыми агентами, если:
Порядок расчета НДС при покупке онлайн-услуг
Налоговая база — стоимость услуг с учетом НДС.
На дату перечисления иностранному контрагенту платы (предоплаты) за услуги, налоговый агент из этой суммы должен удержать НДС по ставке 18/118 и уплатить его в бюджет.
Если в договоре с иностранной компанией не предусмотрен НДС, подлежащий уплате в российский бюджет, налоговый агент сам увеличивает стоимость услуг на сумму НДС и уплачивает налог за счет собственных средств.
Налоговый агент составляет счет-фактуру в 1 экземпляре и вправе принять перечисленный НДС к вычету.
Все налоговые агенты — российские организации должны сдавать декларацию по НДС (по традиционной форме) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом
В декларации агент заполняет раздел 2, указав в нем, в частности:
2 вариант. Продажа услуг через посредника
Если деятельность по оказанию электронных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляется с участием в расчетах посредника, то налоговым агентом признается такой посредник. Налоговым агентом признается та организация (индивидуальный предприниматель), которая осуществляет расчет непосредственно с покупателем, т.е. «последний посредник».
Исчисление и уплата налога налоговым агентом-посредником производятся с учетом особенностей. Налоговая база определяется на последний день того налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) электронных услуг, а налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
3 вариант. Продажа электронных услуг физическим лицам
При оказании электронных услуг физическим лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, порядок налогового администрирования зависит от того, осуществляется расчет с физическими лицами-покупателями непосредственно иностранной организацией или с участием посредника.
При оказании услуг с участием в расчетах посредника обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на такого посредника, признаваемого налоговым агентом, и налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения налоговой базы при оказании электронных услуг организациям и ИП с участием в расчетах посредников.
Если потребителем электронных услуг иностранной компании являются физические лица, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве ИП, и при этом расчет с ними осуществляется непосредственно иностранной компанией-поставщиком таких услуг — обязанности по исчислению и уплате налога полностью ложатся на иностранного поставщика.
Иностранные организации признаются налоговыми агентами при оказании физическим лицам услуг в электронной форме, если являются:
Если иностранная организация оказывает IT-услуги физическим лицам, то она обязана уплачивать НДС в срок до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма НДС определяется по расчетной ставке 15,25%.
Налоговая база при оказании электронных услуг определяется расчетным путем, как стоимость услуг (с учетом НДС) исходя из фактических цен их реализации.
Моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг.
Стоимость услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг.
Право на вычеты по НДС иностранные исполнители не имеют. Поэтому им не требуется составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур
Иностранная IT-компания должна встать на налоговый учет и представлять в налоговый орган декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, через личный кабинет налогоплательщика (за I квартал 2017 года — до 25 апреля 2017 года), документы (информацию), сведения, предусмотренные нормами, через личный кабинет налогоплательщика или, в случае невозможности представить через личный кабинет, в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота.
Декларирование
Форма декларации по НДС, уплачиваемому иностранной организацией, оказывающей IT-услуги, утв. Приказом ФНС России от 30.11.2016 № ММВ-7-3/646@ и состоит из трех частей:
Декларация представляется иностранными организациями через личный кабинет.
Иностранные организации, поставщики интернет-контента счета-фактуры не составляют, книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур налоговый учет не ведут.
В правительстве обсуждают новый «Налог на Google»
Введение нового налога для глобальных компаний обсуждалось на прошлой неделе на совещании представителей IT-индустрии с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, рассказали «Ведомостям» его участники. На нем присутствовали, в частности, представители компаний «Центр компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ», «1С», венчурного фонд Almaz Capital Partners, Альфа-банка, РЖД, Mail.ru Group, «Яндекса», отраслевых ассоциаций. Встреча состоялась в рамках обсуждения новых мер поддержки и развития российской IT-отрасли, говорят ее участники.
«Новый налог – это мероприятие, которое входит во второй пакет мер поддержки отрасли, его кодовое название – «Цифровой налог», рассказал «Ведомостям» один из участников совещания. – Предполагается взимать дополнительную плату с компании, которая пользуется данными россиян и формирует рекламную политику на территории РФ. Например, при анализе поведения пользователя в сети для запуска контекстной рекламы».
Собранные средства будут направляться на поддержку российской IT-отрасли, говорит собеседник «Ведомостей». Примерный срок принятия решения по данному вопросу – до середины текущего года.
Информацию о возможном введении «Цифрового налога» подтвердил «Ведомостям» еще один участник совещания у Чернышенко. Он добавил, что также участники совещания обсуждали возможность перераспределения средств уже взимаемого НДС на оказание иностранными организациями услуг в электронной форме, известного как «налог на Google». Он был введен в 2017 г. и касается тех digital-компаний, которые продают в РФ игры, базы данных и иной софт дистанционным способом. После его введения цены на ПО и услуги иностранных разработчиков повысились – об этом клиентов, а частности, уведомили Google, Microsoft и Facebook.
Разговор о перераспределении налоговых поступлений и введении нового налога зашел потому, что льготы и меры поддержки для российских IT-компаний больше невозможно расширять за счет бюджетных средств – по словам участников совещания, такую вводную часть произнес Чернышенко. Отрасль высоких технологий и так пользуется значительными налоговыми льготами, чреватыми выпадающими доходами бюджета.
Представители Федеральной налоговой службы не ответили на запрос «Ведомостей». В пресс-службе Минцифры сообщили, что такой формат мер поддержки IT-отрасли, как, в частности, перенаправление НДС, сейчас не обсуждается.
НДС на электронные услуги приносит в бюджет порядка 50 млрд руб. в год, что меньше, чем потенциальные потери компаний, не имеющих в настоящий момент права на льготную налоговую ставку, говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его мнению, более эффективным было бы не перекрестное субсидирование одних игроков рынка за счет других, а возврат к облегченной форме получения нулевого НДС для разработчиков и исключение двойного налогообложения для российских IT-компаний, предлагающих свои услуги через иностранные платформы.
«Прямая увязка налоговых платежей с определенными направлениями расходов противоречит принципу общего покрытия расходов бюджетов, – объясняет старший преподаватель кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Павел Козлов. – Следовательно, потребуется внести изменения в соответствующие статьи Бюджетного кодекса. В том же Бюджетном кодексе определено, что порядок и случаи предоставления соответствующих субсидий должны быть установлены законом о федеральном бюджете, а механизм предоставления субсидии определен нормативным правовым актом правительства». Такой механизм может пойти вразрез с режимом наибольшего благоприятствования, являющегося одним из базовых принципов Всемирной торговой организации, предупреждает эксперт.
«Идея «Цифрового налога» отдаленно напоминает перекрестное субсидирование в электроэнергетике, но очевидно, что задействованные там механизмы неприменимы в IT-сфере. Если будет принято решение о выборе именно такого механизма, то он может быть реализован через создание целевого фонда в рамках одного из институтов развития, который бы в последующем предоставлял межбюджетные трансферты отечественным IT-организациям на выполнение работ и оказание услуг», – добавляет Козлов.
«Целевая поддержка может быть благом в некоторых случаях. Но основное, что ожидается от государства, – сохранение прозрачного регулирования, обеспечение устойчивого спроса, в том числе со стороны госструктур как крупнейшего заказчика, и оптимальное налогообложение», – считает генеральный директор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов.
В первую очередь важно сохранение последовательной политики в этой части. Финансовые подпорки для работающих по рыночным правилам компаний вторичны, считает он.
«Многое зависит от наличия или отсутствия политической воли и наличия консенсуса между ветвями власти относительно необходимости внесения изменений в законодательство, – прокомментировал возможные нововведения партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.
Как показывает практика, в целом введение нового налога путем внесения изменений в Налоговый кодекс, федеральные законы и подзаконные акты возможно даже за месяц – при определенных обстоятельствах, требующих оперативных действий, это может случиться и быстрее». Пройти все чтения и получить положительные отзывы на законопроект не так сложно, но другой вопрос – насколько грамотно будут эти изменения интегрированы, насколько тщательно будут продуманы и проработаны нюансы, связанные с последующим применением норм, отмечает юрист. По его оценке, проработка нюансов, необходимых для того, чтобы новые нормы заработали, займет как минимум год.
В пресс-службе Дмитрия Чернышенко «Ведомостям» заявили, что предложения по мерам поддержки готовит Минцифры совместно с IT-отраслью: «В процессе участвует около 200 представителей компаний. Пока Минцифры не внесло предложения в правительство, комментировать их по сути преждевременно».
Изменения налога на Гугл в 2019
1. Что изменилось в НДС на услуги в электронной форме в 2019 году
С 01 января 2019 г. вступили в силу поправки в ст.174.2 НК РФ о НДС на услуги в электронной форме, который принято называть «налогом на Гугл». Теперь иностранные организации, реализующие услуги в электронной форме российским организациям и предпринимателям, должны встать на налоговый учет и уплачивать НДС самостоятельно.
До 2019 г. российские юридические лица и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, должны были платить НДС как налоговые агенты. С 2019 года данная обязанность с российских покупателей услуг в электронной форме снимается в полном объеме, в связи с тем, что они более не признаются налоговыми агентами по НДС.
Изменения НДС на услуги в электронной форме связаны со следующими поправками:
2. С каких организаций снимаются обязанности налогового агента по НДС на услуги в электронной форме с 2019 года
Согласно Письму Минфина 03-07-08/76139 от 24.10.2018, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учет в России, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация. В случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены.
Как мы указали выше, с 01.01.2019 г. на нерезидентов возлагается обязанность по исчислению и уплате НДС независимо от статуса покупателя услуг в электронной форме.
До 2019 года российские организации и индивидуальные предприниматели при покупке услуг в электронной форме у иностранной организации несли обязанности налогового агента на основании п.9 ст.174 НК РФ. Применение покупателем УСН или ЕНВД, которые исключают уплату НДС с собственной реализации, не снимали с российских организаций и ИП обязанности платить НДС за иностранную компанию. Такая иностранная компания не должна была становиться на налоговый учет в России и НДС за нее платили налоговые агенты.
С 2019 года упомянутый выше п.9 ст.174.2 НК РФ утрачивает силу. Поэтому российские организации и предприниматели прекращают уплачивать НДС в качестве налоговых агентов в случае покупки услуг в электронной форме у нерезидентов.
При этом не имеет значения, встала данная иностранная организация на налоговый учет в России или нет, а также уплачивает она фактически НДС или нет.
В то же время сохранили силу положения п.10 ст.174.2 НК РФ, согласно которым налоговыми агентами по-прежнему признаются российские организации, индивидуальные предприниматели или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, — посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги.
В итоге, если российский предприниматель или организация приобретают услуги в электронной форме для собственного использования, они не признаются налоговыми агентами и не платят НДС за нерезидента. И наоборот, если предприниматель или российская организация только участвуют в расчетах с покупателем услуги в качестве посредника по договору с иностранной организацией, у российского посредника возникает обязанность по оплате НДС с суммы реализации услуг такому покупателю. Прямое исключение из данного правила сделано только для участников национальной платежной системы и операторов связи.
Открытый перечень «посреднических» договоров порождает правовую неопределенность. По нашему мнению, лицензионная схема передачи прав не является посреднической по своей правовой природе. Права приобретаются и реализуются с уплатой собственных налогов в России с полной суммы продажи.
Однако возможны проблемы с квалификацией отношений по дистрибьюторским договорам, где отсутствует четкое описание лицензионной схемы, а говорится только о «праве на перепродажу». Для снижения указанных налоговых рисков требуется локализация дистрибьюторских соглашений путем их приведения в соответствие с описанными в российском законодательстве видами договоров.
3. Кто платит НДС с комиссии Google и Apple в 2019 году
К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за данные услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.
Как мы выяснили выше, с 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (не важно: физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.
4. Должен ли дистрибьютор зарубежного ПО платить НДС за нерезидента
Обычно дистрибьюторский договор с зарубежным правообладателем предусматривает предоставление конечным пользователям права использования программного обеспечения двумя способами в зависимости от особенностей такого ПО. В одном случае речь идет о предоставлении возможности установки программ для ЭВМ на оборудование пользователя, во втором – о предоставлении дистанционного доступа к онлайн-сервису, функционирующему на базе такого ПО.
Соответственно, в случае реализации нерезидентом лицензии на использование программного обеспечения российскому покупателю имеется два самостоятельных основания для возникновения обязанностей по НДС:
Да, в перечне услуг в электронной форме упомянуто среди прочего «предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности».
Однако это частный случай, который ставится в зависимость от наличия главных признаков услуги в электронной форме. К услугам в электронной форме относятся исключительно услуги, оказываемые автоматизированно с использованием информационных технологий.
В классических лицензионных договорах на программное обеспечение, предоставление лицензии и передача экземпляров ПО выполняется в «ручном» режиме. Особенно это касается сложных программных комплексов, требующих кастомизации и внедрения. Иными словами, передача экземпляра ПО через Интернет не формирует услугу в электронной форме.
Поэтому российские покупатели или дистрибьюторы зарубежного ПО сохраняют обязанности налогового агента на общих основаниях по ст.161 НК РФ, т.к. к ним не применялись и не будут применяться положения ст.174.2 НК РФ об услугах в электронной форме.
В 2019 году, как и ранее, порядок применения НДС при импорте «загружаемого» ПО регулируется совокупностью следующих норм НК РФ:
В случае «лицензирования» доступа к облачным сервисам, с 2019 года дистрибьютор освобождается от обязанностей налогового агента. Если это SaaS в чистом виде, отношения сторон следует квалифицировать именно по ст.174.2 НК РФ. В связи с этим обязанности по уплате российского НДС возлагаются на иностранную организацию, предоставляющую доступ к такому сервису российским пользователям.
5. Какие иностранные организации должны вставать на учет по НДС на услуги в электронной форме в 2019 году
Порядок постановки иностранных организаций на налоговый учет в связи с реализацией услуг в электронной форме установлен в п.4.6. ст.83 НК РФ.
До 2019 года иностранные организации обязаны были вставать на налоговый учет:
6. Должны ли вставать на учет по НДС иностранные дистрибьюторы в 2019 году
Иностранная организация распространяет ПО в России через дистрибьютора. Должна ли она вставать на учет по НДС в 2019 году?
Если речь идет о распространении программного обеспечения, которое требует установки на оборудование пользователя («загружаемое ПО»), то регистрация иностранной организации в российской налоговой не требуется.
В данном случае правила о НДС при импорте «загружаемого ПО» в Россию не изменились. Здесь нужно руководствоваться положениями пп.4 п.1 ст.148 НК РФ, которые устанавливают место реализации по месту нахождения покупателя (в России) при передаче лицензий, авторских прав и иных аналогичных прав, консультационных услуг, а также услуг по обработке информации.
При покупке данных лицензий и услуг российской организацией или ИП последние исполняют обязанности налогового агента в общем порядке, предусмотренном ст.161 НК РФ.
Поэтому у иностранных правообладателей «загружаемого» ПО, поставляемого в Россию по лицензионным договорам, не возникают обязанности постановки на налоговый учет с 2019 года.