Налог на гугл что это
«Налог на гугл»: кто платит?
Выражение «налог на гугл» у многих на слуху. Этот бюджетный платеж относительно новый и во многих случаях оставляет вопросы. Кто и за что в данном случае платит, а главное – кто несет ответственность за перечисление «налога на гугл» в бюджет?
Новый налог или новый порядок?
Налогу посвящена ст. 174.2 НК РФ. Из статьи можно узнать, что платеж не является новым налогом. Это новый порядок уплаты всем известного НДС. Он касается оказания иностранными организациями услуг в электронной форме. Услуги обязательно должны быть оказаны на территории РФ. Несмотря на тот факт, что основными плательщиками здесь являются иностранцы, налог может затронуть интересы также и российских фирм.
Напомним, что ранее именно наши фирмы и ИП, покупающие электронные услуги у нерезидентов, обязаны были самостоятельно удержать НДС с услуг, перечислить его в бюджет, а зарубежным поставщикам услуг перечисляли сумму без НДС, являясь налоговыми агентами по НДС.
С начала 2019 года порядок изменен. Теперь, если иностранная фирма-поставщик электронных услуг не имеет на территории РФ постоянных представительств, она все равно должна встать на налоговый учет в РФ, уплачивать НДС с электронных услуг в российский бюджет. Раньше такой порядок применялся при оказании услуг гражданам, физическим лицам. Теперь статус покупателя в России может быть любым.
Чья это ответственность?
Услуги оказывают иностранные организации, значит, в отсутствие налогового агента они начисляют и уплачивают налог, несут за него полную ответственность.
В то же время, если услуги предоставляются через посредников (что бывает очень часто), могут быть два варианта:
Налог всегда уплачивает последний посредник, если их несколько.
Важно отметить, что:
В интересах российских партнеров при покупке электронных услуг контролировать иностранного партнера. Он может не знать, что является плательщиком налога или намеренно избегать этой обязанности. В такой ситуации страдает репутация российской фирмы. У нее могут быть проблемы как минимум с налоговым вычетом по НДС. Могут возникнуть и более серьезные последствия, например, обвинение в пособничестве иностранной фирме, нарушителю налогового законодательства. Факты, указывающие на то, что партнер не зарегистрирован в налоговой РФ, хорошо отслеживаются по документам на услуги.
Когда можно не платить?
Из ст. 174.2 НК РФ п. 1 следует, что электронными являются услуги, оказанные через информационно-телекоммуникационную сеть, в частности через интернет, автоматизировано, с использованием инфо-технологий. Напрашивается вывод, что любые услуги, предоставленные дистанционно через интернет, подлежат налогообложению. Это не совсем верно. Законодатель разделил услуги на облагаемые и необлагаемые.
Не облагаются налогом услуги:
Здесь применяется старый порядок, по которому российские покупатели являются налоговыми агентами (ст. 161 НК РФ).
Облагаемые электронные услуги перечислены там же (п. 1 ст. 174.2). Облагается налогом удаленный доступ к ПО и БД, рекламные услуги в интернете, услуги хостинга, предоставление услуг электронной торговой площадки и др. Перечень довольно широк и разнообразен.
Обратите внимание, что использование программ и баз данных на материальных носителях не подпадает под такое налогообложение, а удаленный доступ к программам и базам данных облагается по новой схеме.
Как рассчитывать и платить?
Плательщики-иностранцы берут для расчета ставку 16,67% к стоимости услуг с учетом НДС. Если платят российские посредники в цепочке, берется ставка 20% к стоимости электронных услуг без НДС (ст. 161 НК РФ, п. 5).
Российским покупателям услуги полезно знать, что требует закон от их зарубежных партнеров:
Важный момент! Если иностранная фирма оказывает широкий перечень услуг, в том числе электронные услуги, при расчете НДС может возникать сложность: выделить электронные услуги не всегда возможно. Если иная реализация дополняет электронные услуги, допустимо начислять на нее НДС как указано в ст. 174.2 НК РФ (Письмо ФНС № СД-4-3/10374@ от 29/05/19).
У иностранных компаний нередко возникают технические проблемы по уплате налога. Российский партнер может совместно с иностранным поставщиком услуг обратиться к посредническим банкам (консалтинговым компаниям). Они рассчитают и перечислят налог с предоставлением подтверждающих документов (например, компания Deloitte).
Льготы и вычеты
Обратим внимание на ряд спорных моментов применения «налога на гугл». ФНС некоторое время назад фактически разрешила использовать прежний порядок, когда российский партнер может выступать как посредник зарубежного на добровольных началах. В таком случае претензий к иностранцам у налоговой службы не будет, за исключением требования сдачи нулевого расчета по НДС. Налог можно будет принять к вычету (письмо ФНС № СД-4-3/7937 от 24/04/19 г.).
Более позднее разъяснение Минфина (письмо № 03-07-14/28744 от 10/04/20 г.) данную возможность полностью исключает, указывая, что она не предусмотрена действующим законодательством. Можно сделать вывод о рискованности такого шага для российской фирмы.
В ст. 149 НК РФ п. 2-26 содержится льгота, касающаяся ПО и баз данных. Предоставление прав на использование их освобождается от уплаты НДС. С начала 2021 года такой льготой пользуются лишь российские фирмы, а к иностранным компаниям она не применяется. Освобождение может получить только российская компания, продающая права на использование ПО зарубежной фирме (а не наоборот). При этом программа должна быть включена в соответствующий реестр российского ПО.
Изменения налога на Гугл в 2019
1. Что изменилось в НДС на услуги в электронной форме в 2019 году
С 01 января 2019 г. вступили в силу поправки в ст.174.2 НК РФ о НДС на услуги в электронной форме, который принято называть «налогом на Гугл». Теперь иностранные организации, реализующие услуги в электронной форме российским организациям и предпринимателям, должны встать на налоговый учет и уплачивать НДС самостоятельно.
До 2019 г. российские юридические лица и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, должны были платить НДС как налоговые агенты. С 2019 года данная обязанность с российских покупателей услуг в электронной форме снимается в полном объеме, в связи с тем, что они более не признаются налоговыми агентами по НДС.
Изменения НДС на услуги в электронной форме связаны со следующими поправками:
2. С каких организаций снимаются обязанности налогового агента по НДС на услуги в электронной форме с 2019 года
Согласно Письму Минфина 03-07-08/76139 от 24.10.2018, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учет в России, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация. В случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены.
Как мы указали выше, с 01.01.2019 г. на нерезидентов возлагается обязанность по исчислению и уплате НДС независимо от статуса покупателя услуг в электронной форме.
До 2019 года российские организации и индивидуальные предприниматели при покупке услуг в электронной форме у иностранной организации несли обязанности налогового агента на основании п.9 ст.174 НК РФ. Применение покупателем УСН или ЕНВД, которые исключают уплату НДС с собственной реализации, не снимали с российских организаций и ИП обязанности платить НДС за иностранную компанию. Такая иностранная компания не должна была становиться на налоговый учет в России и НДС за нее платили налоговые агенты.
С 2019 года упомянутый выше п.9 ст.174.2 НК РФ утрачивает силу. Поэтому российские организации и предприниматели прекращают уплачивать НДС в качестве налоговых агентов в случае покупки услуг в электронной форме у нерезидентов.
При этом не имеет значения, встала данная иностранная организация на налоговый учет в России или нет, а также уплачивает она фактически НДС или нет.
В то же время сохранили силу положения п.10 ст.174.2 НК РФ, согласно которым налоговыми агентами по-прежнему признаются российские организации, индивидуальные предприниматели или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, — посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги.
В итоге, если российский предприниматель или организация приобретают услуги в электронной форме для собственного использования, они не признаются налоговыми агентами и не платят НДС за нерезидента. И наоборот, если предприниматель или российская организация только участвуют в расчетах с покупателем услуги в качестве посредника по договору с иностранной организацией, у российского посредника возникает обязанность по оплате НДС с суммы реализации услуг такому покупателю. Прямое исключение из данного правила сделано только для участников национальной платежной системы и операторов связи.
Открытый перечень «посреднических» договоров порождает правовую неопределенность. По нашему мнению, лицензионная схема передачи прав не является посреднической по своей правовой природе. Права приобретаются и реализуются с уплатой собственных налогов в России с полной суммы продажи.
Однако возможны проблемы с квалификацией отношений по дистрибьюторским договорам, где отсутствует четкое описание лицензионной схемы, а говорится только о «праве на перепродажу». Для снижения указанных налоговых рисков требуется локализация дистрибьюторских соглашений путем их приведения в соответствие с описанными в российском законодательстве видами договоров.
3. Кто платит НДС с комиссии Google и Apple в 2019 году
К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за данные услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.
Как мы выяснили выше, с 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (не важно: физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.
4. Должен ли дистрибьютор зарубежного ПО платить НДС за нерезидента
Обычно дистрибьюторский договор с зарубежным правообладателем предусматривает предоставление конечным пользователям права использования программного обеспечения двумя способами в зависимости от особенностей такого ПО. В одном случае речь идет о предоставлении возможности установки программ для ЭВМ на оборудование пользователя, во втором – о предоставлении дистанционного доступа к онлайн-сервису, функционирующему на базе такого ПО.
Соответственно, в случае реализации нерезидентом лицензии на использование программного обеспечения российскому покупателю имеется два самостоятельных основания для возникновения обязанностей по НДС:
Да, в перечне услуг в электронной форме упомянуто среди прочего «предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности».
Однако это частный случай, который ставится в зависимость от наличия главных признаков услуги в электронной форме. К услугам в электронной форме относятся исключительно услуги, оказываемые автоматизированно с использованием информационных технологий.
В классических лицензионных договорах на программное обеспечение, предоставление лицензии и передача экземпляров ПО выполняется в «ручном» режиме. Особенно это касается сложных программных комплексов, требующих кастомизации и внедрения. Иными словами, передача экземпляра ПО через Интернет не формирует услугу в электронной форме.
Поэтому российские покупатели или дистрибьюторы зарубежного ПО сохраняют обязанности налогового агента на общих основаниях по ст.161 НК РФ, т.к. к ним не применялись и не будут применяться положения ст.174.2 НК РФ об услугах в электронной форме.
В 2019 году, как и ранее, порядок применения НДС при импорте «загружаемого» ПО регулируется совокупностью следующих норм НК РФ:
В случае «лицензирования» доступа к облачным сервисам, с 2019 года дистрибьютор освобождается от обязанностей налогового агента. Если это SaaS в чистом виде, отношения сторон следует квалифицировать именно по ст.174.2 НК РФ. В связи с этим обязанности по уплате российского НДС возлагаются на иностранную организацию, предоставляющую доступ к такому сервису российским пользователям.
5. Какие иностранные организации должны вставать на учет по НДС на услуги в электронной форме в 2019 году
Порядок постановки иностранных организаций на налоговый учет в связи с реализацией услуг в электронной форме установлен в п.4.6. ст.83 НК РФ.
До 2019 года иностранные организации обязаны были вставать на налоговый учет:
6. Должны ли вставать на учет по НДС иностранные дистрибьюторы в 2019 году
Иностранная организация распространяет ПО в России через дистрибьютора. Должна ли она вставать на учет по НДС в 2019 году?
Если речь идет о распространении программного обеспечения, которое требует установки на оборудование пользователя («загружаемое ПО»), то регистрация иностранной организации в российской налоговой не требуется.
В данном случае правила о НДС при импорте «загружаемого ПО» в Россию не изменились. Здесь нужно руководствоваться положениями пп.4 п.1 ст.148 НК РФ, которые устанавливают место реализации по месту нахождения покупателя (в России) при передаче лицензий, авторских прав и иных аналогичных прав, консультационных услуг, а также услуг по обработке информации.
При покупке данных лицензий и услуг российской организацией или ИП последние исполняют обязанности налогового агента в общем порядке, предусмотренном ст.161 НК РФ.
Поэтому у иностранных правообладателей «загружаемого» ПО, поставляемого в Россию по лицензионным договорам, не возникают обязанности постановки на налоговый учет с 2019 года.
ФНС пошла навстречу иностранным компаниям. Бизнес сможет платить «налог на Google» по-старому
Федеральная налоговая служба разрешит иностранному бизнесу платить так называемый налог на Google по старым правилам, действовавшим до 1 января этого года. Об этом говорится в проекте письма ФНС, с которым ознакомились «Ведомости».
С 1 января механизм изменился: ответственность за уплату налога переложили на исполнителей. Иностранцы были недовольны: в Ассоциации европейского бизнеса заявляли «Ведомостям», что это создает «ощутимые неудобства», которые могут стать барьером для ведения бизнеса в России. Подобной практики нигде в мире нет, и иностранцы нервничают: они не понимают, зачем вставать на учет и как это делать, отмечал руководитель налоговой практики Eversheds Sutherland Андрей Грачев. Риски были и для российских компаний: они могли лишиться прав на налоговый вычет по уплаченному в бюджет НДС, если иностранные компании не встанут на учет.
В итоге ФНС пошла иностранным компаниям навстречу. Теперь, если продавец не предъявил покупателю НДС (в том числе потому, что не встал на учет в ФНС), а покупатель сам уплатил налог в бюджет и принял его к вычету, то у налоговиков нет оснований требовать у иностранцев повторно уплатить налог или оспорить налоговый вычет российских компаний, следует из письма, на которое ссылается газета.
Поправки, которые усложнили схему уплаты, приняли в конце 2017 года, без обсуждения с бизнесом, отмечает руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Это привело к тому, что почти треть компаний, в том числе крупные холдинги, приостановили платежи за услуги зарубежных поставщиков, говорят два собеседника «Ведомостей» в международных компаниях. В результате налоговые поступления в бюджет по итогам первого квартала 2019 года могут быть меньше аналогичных показателей 2018 года, цитируют «Ведомости» партнера Taxology Алексея Артюха. Письмо ФНС поможет остановить этот хаос, сходятся во мнении опрошенные «Ведомостями» юристы и представители бизнеса.
На учете ФНС стоят 1089 компаний, оказывающих электронные услуги. Такие данные приводит сама служба. В первый год действия налога бюджет дополнительно собрал 9,4 млрд рублей, в 2018 году – уже 12 млрд рублей. Из крупных зарубежных компаний в списках ФНС присутствуют в том числе подразделения Apple, Bloomberg, Google, Microsoft и Netflix.
Что такое «налог на Google» и как он работает
Менеджер по развитию бизнеса «Банка 131»
В начале ноября Минцифры подготовило ряд мер поддержки IT-отрасли, в числе которых – вычет НДС у российских компаний при лицензировании ПО иностранными пользователями. Эти меры ошибочно позиционировались как «обнуление налога на Google».
Есть несколько моментов, зная о которых, можно легко разобраться в теме налогообложения цифровых услуг и понять, когда и как нужно платить налог на Google. Об этом рассказывает Александр Леушко, менеджер по развитию бизнеса «Банка 131».
Цифровой налог и вычет НДС: отличия
В первую очередь важно понимать, что «налог на Google» касается именно иностранных компаний – НДС в размере 16,67% обязаны платить компании-нерезиденты, оказывающие цифровые услуги гражданам России на ее территории.
Меры по поддержке IT-бизнеса, то есть возможность получить вычет по НДС в размере 20%, касаются российских компаний, которые передают права на использование программного обеспечения нерезиденту (если ПО включено в реестр отечественного).
Таким образом:
Услуги, которые попадают под налог на Google
«Самая большая категория цифровых услуг, оказываемых россиянам иностранными компаниями – онлайн-реклама»
В половине случаев рекламные кабинеты зарегистрированы на компанию за пределами России, и туда может зайти любой пользователь, зарегистрироваться и начать покупать рекламные кампании, клики и.т.д. Это одна из самых больших категорий услуг, оказываемых россиянам. И вот с такого рода услуг компании должны платить «налог на Google».
Биржи фрилансеров и другие похожие онлайн-платформы тоже являются плательщиками. Налогом облагается, например, прослушивание музыки, просмотр кино, использование игровых сервисов, предоставление доменных имен, хостинг, поддержка сайтов и веб-страниц и прочее.
«Товары и услуги, заказанные через Интернет, но по факту полученные офлайн, не облагаются налогом на Google»
Если товары или услуги были получены заказчиком без использования интернета (хотя сам заказ оформлялся онлайн), то цифровым налогом они не облагаются. Например, продажи онлайн-ритейлеров.
Помимо этого, под закон о налоге на Google не попадают консультационные услуги по электронной почте, реализация и лицензирование ПО, компьютерных игр и баз данных на материальных носителях, а также предоставление доступа к Интернету. В случае оказания подобных услуг иностранцами, расчет и оплата НДС проходит в общем порядке и лежит на российской стороне. А после вступления в силу новых мер Минцифры, местные компании смогут получить вычет по НДС при лицензировании отечественного ПО иностранцами.
Реакция иностранных компаний
«Главная мотивация иностранных продавцов цифровых услуг оплачивать налог на Google – это возможность вести легальный и прозрачный бизнес на территории РФ»
Иностранные компании заинтересованы в постановке на налоговый учет, так как это дает возможность спокойно работать на территории РФ. Кроме того, у компаний b2c-сегмента и рекламных кабинетов нет возможности сделать налоговыми агентами самих пользователей.
В случае b2b-сегмента, в уплате цифрового налога заинтересованы и российские компании, так как это дает им право получить налоговый вычет.
В качестве примеров компаний, которые платят цифровой налог в России, можно назвать Apple, Google, Airbnb, Amazon.
Последние, кстати, после введения налога повысили цены на свои услуги. Другие компании, например Apple, цены оставили прежними, но включили в стоимость услуг НДС в размере 18%. Подобная механика характерна для многих стран, где введен цифровой налог.
Оплата налога – челлендж для зарубежных компаний
«Иностранным компаниям непросто оплатить налог на Google из-за технических нюансов»
Уплата российского НДС довольно нелегко дается зарубежным компаниям. Например, часто у компании-нерезидента нет юридически оформленного лица в России и банковского счета, тогда приходится делать SWIFT-перевод на реквизиты налоговой службы. Это вызывает трудности, так как российские банки отклоняют платежи с зарубежных счетов из-за их несовместимости с форматом SWIFT – в иностранных платежных поручениях отсутствуют полные реквизиты.
Поэтому продавцы услуг заинтересованы в понятных инструментах и платежных решениях, которые позволили бы им легко оплачивать этот налог. Налоговой также интересны подобные инструменты, так как это упростило бы взаимодействие с налогоплательщиками.
На начальных этапах введение цифрового налога осложняло работу, в том числе российским компаниям – ранее они сами могли платить НДС за услуги нерезидентов, и все было урегулировано, а затем правила поменялись, и иностранным компаниям самим нужно было становиться на учет в ФНС и платить налог. Это означало, что если после заключения договора российской компании и иностранного подрядчика последний не платил налог, то компания-резидент могла не получить налоговый вычет. С этим были сложности при запуске, и позже были предложены меры, позволяющие российским компаниями становиться налоговыми агентами для зарубежных продавцов электронных услуг.
Как помочь иностранному партнеру
«Оплатить налог Google за иностранную организацию могут российские консалтинговые компании или же банки-посредники»
Чтобы избежать рисков, связанных с неуплатой налога иностранным поставщиком, российская компания может обратиться к помощи банков-посредников или консалтинговых компаний, которые оформляют платежи нерезидентов. Банк-партнер возьмет на себя исчисление налога и его перечисление в ФНС, после чего предоставит компании фискальный чек.
Сейчас больше половины зарубежных корпораций, продающих ПО в России, получают консалтинговые услуги по налогообложению у компаний «большой четверки» (KPMG, Deloitte, Ernst & Young и PwC). Для российских банков и консалтинговых агентств, налоговое консультирование нерезидентов и оформление их платежей – это одна из возможных точек роста. ФНС все равно, кто вносит налог в бюджет – агент, бухгалтер юрлица или консультант.
Практические рекомендации по оплате налога на Google
В интересах российской компании убедиться, что иностранный партнер в курсе всех законодательных норм, и проверить перед заключением договора об оплате услуг его ИНН и КПП. Далее оплатой налога занимается либо иностранная компания, либо российская компания-посредник (банк, консалтинговое агентство):
На примере сделки с Airbnb цифровой налог работает так: если гражданин России сдал квартиру через Airbnb иностранцу, около 16% от суммы сделки уходит площадке. За съем квартиры цифровой налог платить не надо, а вот с 16 процентов Airbnb заплатит 16,67% налога.
Выводы: Тренд на протекционизм
Несмотря на то, что организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) работает над единым международным подходом к цифровому налогу, проблема налогообложения международных IT-корпораций пока не урегулирована – крупные компании, такие как Facebook и Google, оказывают цифровые услуги по всему миру и платят налог на прибыль только по месту регистрации головного офиса.
Таким образом, многие страны теряют налоговые доходы, а некоторые – включая Россию, Францию, Турцию и Италию, – уже ввели собственные цифровые налоги, и этот тренд на протекционизм набирает всё большие обороты.
Локальным регуляторам необходимо адаптироваться к новым реалиям цифровой экономики, и пока ОЭСР не придёт к мировому консенсусу, государствам выгодно разработать свои односторонние меры по введению цифрового налога. Это позволит не только пополнить бюджет страны, но и поддержать отечественные цифровые компании, которые априори платили больше налогов, чем зарубежные IT-гиганты.
В любом случае, знание нюансов уплаты цифрового налога пригодится предпринимателям уже сейчас, так как в скором будущем он станет таким же привычным, как стандартный НДС.