Налог перечислен не в ту налоговую что делать
Со 2 августа 2021 года новые правила уточнения налоговых платежей
Со 2 августа 2021 года при обнаружении ошибки в оформлении платежного поручения можно подать заявление об уточнении платежа в любую ИФНС вне зависимости от места постановки на учет.
Когда можно уточнить налоговый платеж
По платежам, которые не поступили в бюджет из-за ошибки в наименовании банка получателя или в счете Федерального казначейства, налог не считается уплаченным. В таких случаях уточнить платеж нельзя до момента уплаты налога на основании правильно заполненного платежного поручения.
Порядок уточнения налогового платежа
Уточнить налоговый платеж могут:
В последнем случае заявление об уточнении платежа могут подать в любую налоговую инспекцию по своему выбору. Такая возможность у организации или предпринимателя появилась со 2-го августа 2021 года. На это обратила внимание ФНС. Ранее заявление принимала только инспекция по месту налогового учета фирмы или ИП.
Подать заявление об уточнении платежа также могут пользователи Личных кабинетов налогоплательщика. А поиск и уточнение платежа осуществляется в режиме налогового автомата. О результатах обработки заявления организацию или предпринимателя проинформируют письменно в течение 5-ти дней со дня принятия решения об уточнении платежа.
О том, как инспекция обеспечивает уплату налога читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Выбор читателей
Новые ФСБУ в Учетной политике на 2022 год
НДФЛ с зарплаты за декабрь 2021 года
Как оплачивать работу 31 декабря и в ночь на 1 января 2022
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
За ошибочное перечисление НДФЛ по месту головного офиса штраф не полагается
В практике деятельности организаций встречаются ситуации, при которых обособленное подразделение ошибочно перечисляет НДФЛ по реквизитам головной компании. Инспекторы в таких обстоятельствах иногда наказывают налоговых агентов за недисциплинированность. В результате возникают споры, чаще всего рассматриваемые арбитражами в пользу компаний.
Что следует из закона?
При внимательном рассмотрении положений НК РФ видно, что в таких обстоятельствах не происходит образование недоимки, неправильным будет начисление пеней и штрафов.
Что касается недоимки, то эту сферу регулирует пункт 2 статьи 11 НК РФ. Согласно данной норме недоимка по налогу может образоваться только при несоблюдении сроков платежей, установленных законом. Нарушение в порядке перечисления не упомянуто в качестве причины образования недоимки.
Что касается пеней и штрафов, то здесь уже сама ФНС в письмах от 02.08.2013 N БС-4-11/14009, от 24.11.2017 №ГД-4-11/23852 пояснила безосновательность их начисления. Аргументы контролеров таковы:
Раньше ФНС считала по-другому
До некоторого времени специалисты налоговой службы считали, что при ошибочном перечислении налога возникает недоимка. Следовательно, надо взыскать ее, рассчитать пени и наложить на налогоплательщика штраф. Письмо ФНС от 17.01.2006 N 04-1-03/21 дает представление об аргументах, применяемых в то время налоговыми чиновниками.
Эти доводы интересны тем, кто еще участвует в налоговых спорах.
На чьей стороне арбитражные суды
Арбитражные судьи в большинстве случаев становятся на сторону налогового агента. Главные доводы, содержащиеся, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 23.03.2012 N А35-1973/2011 таковы:
1. При ошибочном платеже такого рода перед бюджетом не возникает задолженности.
2. Пени согласно ст. 75 НК РФ должны начисляться на сумму неуплаченного НДФЛ, а такового в данном случае не имеется.
3. Взимание и уплата налога за счет налогового агента вступает в противоречие с п. 9 ст. 226 НК РФ: удержнный НДФЛ перечислен в бюджет, а уплата налога за счет средств налогового агента не допускается.
Можно привести и оригинальные аргументы. Так, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 N А56-48850/2011 в своем постановлении указал налоговикам, что поскольку инспекторы обнаружили задолженность по НДФЛ у обособленного подразделения и переплату у головной организации, то они должны просто произвести зачет сумм налога. А не рассчитывать и начислять пени. На это есть п. 1 ст. 78 НК РФ, предусматривающий такие ситуации.
Впрочем, есть случаи (весьма редкие), когда арбитры принимали сторону ФНС. Например, при рассмотрении дела N А57-4502/2011 ФАС Поволжского округа принял постановление от 28.04.2012, в котором указал: поскольку НДФЛ с сотрудников обособленного подразделения ушел в другой регион, то образовалась задолженность перед бюджетом местного муниципалитета. Следовательно, необходимо воспользоваться нормами ст. 123 НК РФ, то есть надо исчислить пени и назначить штраф.
Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?
Автор: Данченко С.П., эксперт журнала
В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.
Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.
Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.
На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.
Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).
Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.
При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.
В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.
При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.
Последняя инстанция – Конституционный суд.
Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.
Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.
Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:
налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).
Штрафа можно избежать: условия установлены.
В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.
28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.
Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:
налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;
налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:
отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;
сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;
пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.
Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.
В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Ошибки в платежном поручении на уплату налогов
Последствия ошибок в платежном документе
К оформлению платежных поручений на уплату налоговых платежей следует относиться с максимальной внимательностью.
Ошибки, допущенные в платежном поручении, могут привести к следующим нежелательным финансовым последствиям для налогоплательщика:
Это влечет за собой как минимум уплату пени, но может приводить также к уплате штрафа и повторной оплате налога (п. 2 ст. 57, ст. 75, п. 1. ст. 122, ст. 123 НК РФ). Кроме этого, вероятны продолжительные разбирательства с налоговой инспекцией.
Когда налог считается неуплаченным?
В соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ при неверном указании в платежном поручении счета получателя и (или) наименования банка Управления Федерального Казначейства (УФК) платеж не поступает в бюджет Российской Федерации либо не зачисляется на соответствующий счет Федерального казначейства. В таком случае обязанность налогоплательщика по уплате налога считается не исполненной, и его необходимо перечислить еще раз. Также необходимо оплатить пени за несвоевременную уплату налога. Такова позиция налогового ведомства, изложенная в письмах ФНС России от 04.09.2015 № ЗН-4-1/3362@, от 31.03.2015 № ЗН-4-1/5201@, от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228 и от 12.09.2011 № ЗН-4-1/14772@.
Обязанность по перечислению налога не будет признана исполненной также и в том случае, когда ошибки в указании наименования банка либо счета УФК в платежном поручении допущены по вине банка. Пени будут предъявлены налогоплательщику (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@). Но в такой ситуации налогоплательщик может потребовать у банка компенсации понесенных убытков (абз. 9 ст. 12, ст. 15 ГК РФ).
В то же время некоторые суды признают налог уплаченным при неверном указании в платежном поручении счета УФК. Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191 признал, что налог в бюджет поступил, несмотря на наличие в платежном поручении ошибки в указании счета УФК.
Обратите внимание! С 01.05.2021 обязательно заполняйте поле 15 «Номер расчетного счета», также изменился счет Казначейства и наменование банка. Все подробности см. в нашем материале. А с 01.10.2021 в платежках по-новому заполняйте поля 101, 106, 108 и 109.
ПРИМЕР, когда платеж нельзя уточнить, от КонсультантПлюс
За организацией числится недоимка по налогу на имущество 100 000 руб. Она уплачивает НДС в сумме 150 000 руб., но по ошибке в платежке указывает. Читайте продолжение примера в справочно-правовой системе К+. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Другие ошибки в платежном поручении
Другие ошибки в платежном поручении, такие как неверно указанные КБК, ОКАТО, ИНН, КПП и наименование налогового органа, не препятствуют поступлению налога в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Если такие ошибки допущены, то налог считается уплаченным, но, в соответствии с нормой абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ, требуется подать заявление об уточнении платежа (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 16.07.2012 № 03-02-07/1-176, от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).
Если в результате ошибки налог поступил на другой КБК (например, не действующий), налогоплательщик может подать заявление о зачете налогов. Пени при этом начисляться не должны (письма Минфина России от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977, от 01.08.2012 № 02-04-12/3002).
Позиция суда в отношении ошибок
Судебная практика подтверждает, что налог, а также, пени и штраф считаются уплаченными, если в платежном поручении допущены следующие ошибки:
О том, какими могут быть последствия неверного указания КБК в документе на оплату «несчастных» страховых взносов, перечисляемых в ФСС, читайте в этой статье.
О том, критична ли ошибка в поле «Налоговый период», читайте в этой статье.
Итоги
Формирование платежного поручения на уплату налога в бюджет требует повышенной внимательности. Ошибки, допущенные в указании банка получателя и номера счета Федерального казначейства, приводят к тому, что налог считается неуплаченным и его придется оплачивать повторно. А если повторная уплата налога произведена после истечения срока его уплаты, то на плательщика могут быть наложены еще и финансовые санкции. Другие ошибки в заполнении платежного поручения на уплату налога не влекут за собой финансовых потерь и могут быть исправлены путем подачи заявления об уточнении платежа.
Ошибки в налоговом учете, которые загонят предпринимателя в долги
Посчитать правильно, заплатить вовремя, не ошибиться в платёжке — расскажем о всех нюансах, которые могут привести к штрафам.
Ошибка № 1. Отправили платежи по неверным реквизитам
Как часто поступают предприниматели при уплате налогов и взносов? Открывают банк-клиент, находят платежку за прошлый период, меняют сумму и отправляют платеж в бюджет. Актуальность реквизитов при этом не проверяют. Да некогда же!
В результате платеж, отправленный по недействительным реквизитам, зависает в дебрях бюджета, как невыясненный
Например: многие ИП до сих пор не знают, что с 01.01.2021 года изменились реквизиты по уплате налогов, а платежные поручения нужно заполнять по новым правилам (приказ Казначейства от 01.04.2020 № 15н).
До 30 апреля установлен переходный период. И пока все платежи, перечисленные по старым реквизитам, попадут куда нужно. Но после наступления этой даты, ошибочные платежи не поступят в бюджет, и деньги придется перечислять заново.
Другая ситуация: ИП делает платежное поручение на уплату налога или взносов впервые. Раз, и опечатка в коде бюджетной классификации (КБК). Куда будет зачислен платеж? Точно не туда, куда надо. В итоге предприниматель искренне считает, что он свои обязательства выполнил, а на самом деле у него образуется долг перед бюджетом.
Как узнать актуальные реквизиты
Совет: при заполнении платежного поручения вручную, рекомендуем копировать КБК целиком и вставлять его в соответствующее поле документа, чтобы избежать технических ошибок.
Ошибка № 2. Зачли ненастоящую переплату
Зачастую предпринимателей вводят в заблуждение данные в Личном кабинете (ЛК) на портале налоговой службы.
Суть в том, что при уплате авансовых платежей, эти суммы отражаются в ЛК, как «Переплата». Например: именно так видны авансовые платежи по упрощенному налогу, уплаченные в текущем году.
На самом деле, конечно, никакая это не переплата. Как только налоговый период закончится и ИП подаст декларацию, инспекция сверит авансы с данными декларации и закроет год. В результате переплата исчезнет.
Но самый коварный момент заключается в том, что в разделе «Переплата» есть кнопка «Зачесть». Если ее нажать, то ИП предложат варианты — на зачет в счет какого налога или пени направить переплату.
Допустим ИП ранее применял УСН доходы минус расходы, а с 2021 года — УСН «доходы», при этом за 2020 год у него по КБК Д-Р остался долг. Он гасит его «переплатой», которая на самом деле — авансовый платеж по УСН текущего года. Получается, что долг за 2020-й год ИП закрыл, а вот в 2021 не заплатил аванс по единому налогу.
Такие недоразумения происходят, когда есть несогласованность между ИП и его бухгалтером. Если платежи делает и даже отправляет бухгалтер, а ИП у него не спрашивает откуда в ЛК переплата и распоряжается ей по своему усмотрению,то ошибок не избежать.
Конечно, случаи реальной переплаты тоже бывают. Например, при заполнении суммы платежа приписали лишний ноль и вместо 1 000 перечислили 10 000 рублей.
Например, обратиться за возвратом переплаты по УСН за 2020 год можно после 30 апреля 2021 года.
Ошибка № 3. Не сверились по расчетам с инспекцией
Ошибки и накладки при проведении расчетов неизбежны. Причем ошибка может быть не только со стороны налогоплательщика, но и со стороны инспекции. Например: из-за технического сбоя в программе были неверно разнесены поступившие платежи.
Поэтому важно регулярно проводить сверку расчетов. Закончился отчетный период — проведите сверку платежей.
Какие документы запросить у инспекции:
Запросить эти документы можно через ЛК на портале налоговой службы в разделе «Справки и другие документы». Или, если ИП пользуется сервисом сдачи электронной отчетности, выполнить запрос через него.
Ошибка № 4. Навели беспорядок в учете и расчетах
Есть целый ряд факторов, который приводит к подобной проблеме:
1.Попытки справиться с расчетами без посторонней помощи.
Когда ИП, не обладая нужными знаниями, пытается вести полный учет самостоятельно, результат может быть плачевным. В учете возникают ошибки, налоги начисляются неверно. Переплатили — проспонсировали бюджет, недоплатили — возникли недоимки и пени в придачу накапали.
Например: ИП на УСН-доходы уменьшил сумму налога на страховые взносы, которые были уплачены в другом году. Сначала ФНС попросит дать пояснения или подать корректировку, если ИП не отреагирует, то налоговики могут сами провести перерасчет, доначислят налог и насчитают пени. Еще и штраф впаяют. В худшем случае ИП ждет выездная проверка.
2.От сутствие системного учета.
Часто ИП экономят на постоянном бухгалтерском сопровождении. Им кажется, что покупка разовой услуги «Заполнение декларации», «Формирование платежных поручений на взносы» — это решение всех проблем.
При этом учет своими силами ведется хаотично. Бумаги теряются. Сведения о продажах или расходах не отражаются в книгах учета (об обязанности их вести некоторые предприниматели даже не подозревают). Платежи по налогам вносятся нерегулярно или не уплачиваются совсем.
Результат закономерен: рано или поздно ИП попадет под проверку и расстанется с круглой суммой.
3. Недобросовестность бухгалтера.
Похожая ситуация происходит, когда ИП пытаются сэкономить и найти дешевого бухгалтера. Но нужно понимать, что любая качественная услуга стоит определенных денег. Купили учет за «5 копеек» в месяц? Будьте готовы, что цифры в декларациях будут взяты с потолка, отчетность просрочена или не сдана совсем, а учет — отсутствовать в принципе.
Еще одна возможная топ-проблема: ИП и «домашний» бухгалтер не сошлись в вопросах оплаты, в результате бухгалтер не отдал базу данных и документы, и ИП остался ни с чем. Итог: серьезные затраты на восстановление учета, уплату недоимок по налогам и пеней.
Как не допустить подобных проблем
Экономия должна быть разумной, а учет системным. Заключайте официальный договор на обслуживание. Не работайте с компаниями или частными специалистами, которые не готовы нести ответственность за результат своей работы.
Ошибка № 5. Забыли заплатить налоги
Многие ИП поступают разумно, не доверяя сторонним лицам доступ к расчетному счету. Но при этом хронически забывают вовремя платить налоги в бюджет.
В обоих случаях на сумму недоимки успели накапать пени и долг перед бюджетом вырос. А еще за невовремя уплаченный налог или взносы назначат штраф — 20% от его суммы. 40% — если ИП умышленно не заплатил в бюджет.
Ошибка № 6. Незнание законов
Возможно это следствие всех предыдущих ошибок вместе взятых, особенно — отсутствие грамотного специалиста или вообще отказ от бухгалтерских услуг как таковых.
Явно полное невладение законодательной базой проявилось в 2020-м, когда многие ИП получили право на субсидии и «прощение» налогов.
Региональные администрации устанавливали свои субсидии, по которым нужно было собирать немалый пакет документов. Многие ИП просто отказались браться за его подготовку, потому что надо было, например, предоставить расчетные ведомости, а в учете ИП, сами знаете, что обычно творится.
Что получилось — далеко не все предприниматели, которым была положена поддержка, ее получили.