Налог самообложения что это такое
Налог самообложения что это такое
Статья 56. Средства самообложения граждан
1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (населенного пункта (либо части его территории), входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района), за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования (населенного пункта (либо части его территории), входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района) и для которых размер платежей может быть уменьшен.
(в ред. Федеральных законов от 05.12.2017 N 389-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ, от 09.11.2020 N 370-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Вопросы введения и использования указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме, а в случаях, предусмотренных пунктами 4, 4.1 и 4.3 части 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона, на сходе граждан.
(в ред. Федеральных законов от 05.12.2017 N 389-ФЗ, от 09.11.2020 N 370-ФЗ)
самообложение в сельских поселениях
Могут ли меня привлечь к ответственности, если я откажусь платить самообложение?
Дата: 15.01.2016 19:43
В консультации принимал участие
Ответ эксперта
Согласно статьи 56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.
Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.
Все налоги перечислены в НК РФ.
Это разовые платежи конкретно за что- то.
Анатолий Ставский
Могу я не платить Самообложение? Обязан ли я вообще? Добровольно ли это?
Вы можете не платить самообложение, но это чревато.
Принцип самообложения, сам по себе предусматривает обязанность Вас, как налогоплательщика, самостоятельно исчислить налог и самостоятельно представить в налоговую отчетный документ, который содержащит сведения о сумме рассчитанного налога. То есть, Вы сами вправе насчитать себе налог.
Анатолий Ставский
Чем конкретно чревато?
возможно моральное давление, на которое нет необходимости обращать внимание, так как в НК РФ средства самообложения граждан (в том числе и Вас) не включены в число местных налогов и сборов, соответственно, в отношении их не установлены элементы налогообложения.
Более того, санкции за неуплату данных платежей не предусмотрены нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Анатолий Ставский
А как же взыскивание суммы по неуплате взносов по самообложению через судебных приставов? У нас такое практикуется. Законно ли это? Спасибо!
Если на то есть судебное решение, вступившее в законную силу, то это законно.
К сожалению, без изучения содержания документов, связанных с вашим вопросом, затруднительно дать более полную консультацию.
Анатолий Ставский
Здравствуйте. Я являюсь собственником земли в деревне, но там не прописан и не живу(дачник). Могут ли мне выписывать этот налог самооблажения если я не являюсь жителем деревни?
В Налоговом кодексе РФ средства самообложения граждан (в том числе и Вас) не включены в число местных налогов и сборов, соответственно, в отношении их не установлены элементы налогообложения.
Более того, санкции за неуплату данных платежей не предусмотрены нормами действующего законодательства РФ.
Средства самообложения граждан – это целевые платежи, расходуемые на решение конкретных вопросов территориального значения. Этим они отличаются от налогов, использование которых не связывается с теми либо другими целями.
Вопросы о самообложении граждан в сельских поселениях регламентируются нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ (см. последнюю редакцию) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В действующем законодательстве установлены следующие требования:
— средства самообложения должны быть разовыми платежами и носить целевой характер;
— сумма сбора должна быть одинаковой для всех лиц, которые проживают в пределах муниципалитета;
— решение о самообложении граждане должны принять самостоятельно на референдуме.
Вы не являетесь жителем деревни, следовательно, выписывать этот налог самооблажения Вам не должны.
Анатолий Ставский
Я это знаю. У нас взымается сомооблажение на постоянной основе, как ежегодный налог и грозят судом за все года, что не платил.
В изложенной ситуации Вам не стоит так сильно бояться суда, так как, если они подадут в суд, то это не значит, что суд автоматически вынесет решение в их пользу (полностью удовлетворит их исковые требования). Суд обязан будет известить Вас о времени и месте судебного разбирательства, а также прислать Вам копию искового заявления (вместе с повесткой и приложениями), на которое Вы можете и имеете право подать встречный иск или написать возражение на исковое заявление, где изложите о своём несогласии с исковыми требованиями и доводами истца. При этом, приложите документы и другие доказательства (в том числе фото-, аудио- и видео материалы), подтверждающие правоту ваших утверждений, а также сообщите данные свидетелей, готовых дать показания в вашу пользу.
Суд примет решение после изучения доказательств, предоставленных сторонами дела.
Исход дела будет зависеть от того, какая из сторон предоставит более убедительные аргументы и доказательства правоты своих утверждений.
Анатолий Ставский
У меня дядьку оштрафовали через суд за не уплату, в суд не вызывали, а когда пришло постановление от приставов о взыскании он пошел в суд- ему сказали срок обжалования 10 дней прошел, он написал письмо в Казань в Верховный суд- там так- же сказали 10 дней прошло, хотя ранее этот же суд признал что штрафовать не законно, только добровольно. как ему теперь поступить
В изложенной Вами ситуации срок на обжалование необходимо считать с момента получения документа, согласно которому его суд оштрафовал.
А к жалобе в «в Казань в Верховный суд» следовало приложить ходатайство о восстановлении срока на обжалование, пропущенного по уважительной причине.
Анатолий Ставский
Граждане обязаны платить?
Анатолий Ставский
Объясните, что такое самообложение и законно ли это?
Анатолий Ставский
Расскажите подробнее, что такое самообложение граждан в сельском поселении в РФ?
Согласно статьи 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (см. последнюю редакцию) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», самообложение граждан относится к доходам местных бюджетов.
Вопросы, которые касаются введения и использования данных платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).
Решение данных вопросов осуществляется населением и/или органами местного самоуправления самостоятельно (см. ст. 2 №131-ФЗ).
Все вопросы, касающиеся введения, а также использования разовых платежей граждан (см. ч. 1 ст. 56 №131-ФЗ) правомерны, если они решаются на местном референдуме/сходе.
Если чиновники муниципального образования превышают свои полномочия (например: не выдают справки, пока заявитель не сдаст деньги либо создают иные ограничения в получении информации), тогда необходимо обращаться с соответствующей жалобой в прокуратуру.
.
Здравствуйте я не оплатила самооблажение мне не дают справку о составе семьи. Законно ли это?
По изложенной ситуации Вы можете и имеете право обратиться в суд с соответствующим иском, так как, согласно статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 3 ГПК РФ), заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод либо законных интересов.
Здравствуйте, я прописан в сельском поселении, а проживаю в городе, и нам говорят что самообложение мы обязаны платить так как мы прописаны тут! Обязан я или нет?
Статья 56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131- ФЗ (см. последнюю редакцию) определяет понятие средств самообложения граждан так: «разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен».
В процессе принятия решения соответствующие органы должны учитывать наличие документов, подтверждающих временное непроживание вас, как зарегистрированных (прописанных) лиц в данном сельском поселении. Поэтому, предоставьте им документ, подтверждющий факт вашего проживания временно в другом населённом пункте.
Кроме этого, как я уже указывал в одной из предыдущих консультаций,
В Налоговом кодексе РФ средства самообложения граждан (в том числе и вас) не включены в число местных налогов и сборов, соответственно, в отношении их не установлены элементы налогообложения.
Более того, санкции за неуплату данных платежей не предусмотрены нормами действующего законодательства РФ.
Средства самообложения граждан – это целевые платежи, расходуемые на решение конкретных вопросов территориального значения. Этим они отличаются от налогов, использование которых не связывается с теми либо другими целями.
Вопросы о самообложении граждан в сельских поселениях регламентируются нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ (см. последнюю редакцию) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В действующем законодательстве установлены следующие требования:
— средства самообложения должны быть разовыми платежами и носить целевой характер;
— сумма сбора должна быть одинаковой для всех лиц, которые проживают в пределах муниципалитета;
— решение о самообложении граждане должны принять самостоятельно на референдуме.
Вы не являетесь жителями сельского поселения, следовательно, платить самообложение вы не должны.
Статья 56. Средства самообложения граждан
Статья 56. Средства самообложения граждан
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 56 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (населенного пункта (либо части его территории), входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района), за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования (населенного пункта (либо части его территории), входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района) и для которых размер платежей может быть уменьшен.
Информация об изменениях:
2. Вопросы введения и использования указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме, а в случаях, предусмотренных пунктами 4, 4.1 и 4.3 части 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона, на сходе граждан.
Сам себе бюджет: кому помогут новые правила самообложения
Референдум в подъезде
Закон, подписанный 11 ноября, внес на рассмотрение Госсовет Татарстана — чтобы самообложение могло применяться не только в отдельно взятом муниципалитете, но и в микрорайоне. Иначе получалось нечестно: дорога нужна на одном конце населенного пункта, а скидываются на нее всем селом. Кроме того, если раньше для принятия решения о самообложении необходимо было проводить референдум, то теперь достаточно схода.
Самообложение — это добровольный разовый взнос на целевые нужды, который делает население. Обычно подразумевается, что к собранным деньгам добавляют какую-то долю из бюджета, что должно стимулировать граждан. Первопроходцами в практике самообложения в России стали Пермский край и Кировская область.
По данным Минфина, в прошлом году самообложением занимались в 35 регионах на территориях 2787 муниципальных образований, то есть примерно в каждом восьмом муниципальном образовании России (по данным, предоставленным в распоряжение «Известий» Минюстом, в 37 регионах на территории 1,9 тыс. муниципальных образований). Объем средств, поступивший таким образом в местные бюджеты, вырос на 7,9% и составил 287,5 млн рублей. Из этой суммы 246,6 млн собрано в Республике Татарстан, на втором месте Кировская область, на третьем — Пермский край. Суммы там в разы меньше — 9,2 млн и 4,9 млн.
Как говорится в докладе Минфина об исполнении местных бюджетов и межбюджетных отношений в регионах России за 2019 год, «применение самообложения позволяет достаточно эффективно решать отдельные вопросы местного значения, наиболее актуальные для конкретных муниципальных образований, в основном связанные с развитием и обустройством территории». Подчеркивается, что 99,4% объема поступлений средств самообложения приходится на поселения — в основном сельские. Это связано со сложностью применения практики самообложения в крупных муниципалитетах. И по идее, эту сложность устраняет как раз подписанный на этой неделе закон, что «расширяет законодательные возможности использования института самообложения граждан», сообщили в Минюсте «Известиям».
— Мне кажется, эта норма действительно расширит географию, — заявил «Известиям» депутат Госдумы, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований Виктор Кидяев. — Потому что стали возможны проекты, важные для отдельного района. Можно провести аналогию с большим домом, где трудно убедить жильцов сдавать деньги на ремонт всего в одном подъезде, а вот соседи могут теперь провести собственный референдум.
По его словам, половина проектов, реализованных с привлечением средств самообложения, касалась содержания дорог и мостов местного значения, 18% — благоустройства поселения. Есть проекты по водоснабжению, обустройству кладбищ и другие.
Политолог, основатель Школы местного самоуправления Наталия Шавшукова также считает, что такие законодательные правки разумны.
— Это разумное решение, особенно на разорванных территориях, где в одном муниципалитете одновременно есть и городские, и сельские территории, — заявила она «Известиям». — Там совершенно разные проблемы в разных микрорайонах.
Традиции и стимул
В ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Татарстан» сообщили «Известиям», что практика самообложения «существует буквально в каждом муниципальном образовании».
— Предусмотрено выделение из бюджета республики дополнительных средств бюджетам муниципальных образований, в которых введено самообложение граждан: к каждому собранному жителями поселений рублю республика добавляет еще четыре, — отметили в ассоциации.
Подчеркивается, что именно сами жители на сходах определяют, какие вопросы будут решены. Самообложение проводится один раз в год — либо посредством сходов, либо посредством референдумов. Причем в Татарстане сходы и разделение населенных пунктов по микрорайонам применяли еще до того, как это появилось в федеральном законодательстве.
— В прошлом году три улицы в селе решили сложиться по 1000 рублей на дороги, в этом году их проложили, — рассказала «Известиям» председатель «Народного контроля» в Набережных Челнах и Тукаевском районе Резеда Шмелева. — И, например, всей деревней Суровкой сложились на тротуар, чтобы дети могли безопасно ходить в школу.
Популярность самообложения в Татарстане объясняют как раз действиями властей, которые очень активно стимулируют граждан выделять деньги из своего кармана, добавляя на каждый рубль по четыре бюджетных.
— Местные власти очень заинтересованы в самообложении, они вовлекаются в процесс, и это работает, — отмечает доцент кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления Вера Левина. — Это не столько активная инициатива снизу, сколько усилия властей. Сами люди много денег собрать не могут, а бюджетные трансферты эту заинтересованность формируют.
По словам председателя комитета Госсовета Татарстана по местному самоуправлению Альберта Хабибуллина, в проекте бюджета республики на будущий год на самообложение уже заложен 1 млрд рублей.
Виктор Кидяев замечает, что Татарстан выделяется потому, что там опыт самообложения сразу дал положительный эффект, который увидело население.
— Мне кажется, когда в республике сильны традиции взаимопомощи, есть желание не затягивать проблемы, а решать их всем миром, то иного результата и быть не могло, — заявил он. — Плюс, конечно, требуется высокий уровень доверия людей к местным администрациям и к региональной власти, иначе просто не состоится ни один референдум, не сдвинется ни один проект.
Кандидат экономических наук, доцент Сибирского федерального университета Юлия Черкасова также отмечает, что в Татарстане сильные национальные традиции.
— Там есть определенные силы — необязательно представители власти, — которые могут народ попросить, организовать, — заявила она «Известиям». — К сожалению, в остальных регионах, и в нашем Красноярском крае в частности, тяжеловато с этим. Большой процент населения отказывается принимать такие коллегиальные решения, в силу, может, отсутствия доходов и отсутствия традиций помогать друг другу.
По ее словам, в Красноярском крае даже создавали специальную рабочую группу, разговаривали с главами администраций, ездили по муниципалитетам, но примеров сбора денег очень мало. Причем были и механизмы софинансирования, похожие на те, что применяются в Татарстане, однако и это не подействовало.
Есть контроль — нет явки
У многих общественников, впрочем, возникают вопросы, насколько честно проводятся референдумы и сходы граждан. Альметьевский активист, муниципальный депутат Андрей Лукин заметил в разговоре с «Известиями», что самообложение — реально действующий инструмент, но за счет чего он работает — это вопрос.
— Из тысячи сельских поселений в семи программа самообложения не работает, потому что там активисты производят контроль выборного процесса, — заметил он.
В ассоциации «Совет муниципальных образований РТ» сообщили, что в 2019 году сходы признаны несостоявшимися в 23 населенных пунктах из 2431, референдумы признаны несостоявшимися в семи муниципальных образованиях из 54.
Ранее также сообщалось, что жителей, которые не выплачивают взносы по самообложению после принятого на референдуме решения, штрафовали. Об этом рассказал «Известиям», в частности, председатель отделения «Народного контроля» в Татарстане Рафаэль Шакиров. По его словам, недовольных много — люди считают, что и так платят много налогов, не понимают, как формируется сумма, которую собирают в рамках самообложения, многие просто не ходят на референдумы и удивляются, почему явка оказывалась достаточной.
Представитель «Народного контроля» в Елабужском районе Регина Саяхова отмечает, что в этой программе всё на самом деле зависит от того, насколько активны граждане и насколько честно местное самоуправление. В ее районе опыт скорее негативный.
— Не все знают, что государство дополнительно оплачивает свыше той суммы, которую готовы платить жители, — рассказала она «Известиям». — Никто не ведет отчетность, на что были потрачены деньги, никто не проводит собрания, не говорит, сколько собрали, сколько доплатили и что решили сделать. Сейчас мы ждем схода, но до сих пор не было даже встречи с депутатами, власти не знают, что нужно жителям. И получается, что инициативная группа долго за что-то бьется, но в итоге фонарь ставит за свой счет.
Пример Резеды Шмелевой и ее района Саяхова называет положительным, отмечая, что там как раз все довольны программой. А Шмелева, в свою очередь, замечает: у них недовольны платежами чаще всего те, кто и налоги не платит.
Альберт Хабибуллин в комментарии «Известиям» признал, что в ряде районов были некие попытки штрафовать людей за невыплату взносов по самообложению, хотя у решения по референдуму нет законодательной силы. Однако, заявил он, республиканские власти не допустили повторения подобных штрафов.
— Любое хорошее дело можно испортить бездумным подходом, однако предусмотрены меры контроля, государственного и общественного, — заметил Виктор Кидяев. — Учитывая полную открытость и подотчетность процедуры, чтобы устроить здесь злоупотребления, потребовалось бы постоянное давление на жителей, что в современном обществе невозможно и не останется безнаказанным.
Выживательный минимум
— Проблема в том, что референдумы проходят в самых бедных местах, там, где не хватает собственных средств, — говорит Наталия Шавшукова. — Не секрет, что у нас большая часть муниципалитетов, особенно в сельской местности, не способны обеспечить выполнение своих собственных муниципальных функций, поэтому вынуждены прибегать к этой мере. Для сельских территорий это абсолютно порочная практика.
По ее словам, нужно по-другому рассчитывать налоговую базу, распределять налоги, остающиеся внутри региона, чтобы они обеспечивали сельские территории.
Вера Левина также замечает, что есть минимум бюджетных услуг, в который включен перечень вопросов местного значения, — и его должны финансировать из бюджета.
— В идеальном обществе должно было быть так: граждане проект предлагают, разрабатывают, а финансируется он из бюджета, — замечает она. — Финансовое участие граждан может быть, если речь идет о каких-то дополнительных работах, сверх того минимума — более комфортных условиях, например, более качественных детских площадках, обустройстве парков. А в сельских поселениях это касается как раз выживательного минимума: засорился колодец, течет крыша.
Такую же «идеальную» картину рисует Шавшукова: люди хотят построить себе дополнительную инфраструктуру и делают это официально, через ТОС, через референдум о самообложении. Она замечает, что пока же в России развито неформальное самообложение — например, в коттеджных поселках, в новостройках, где территория общего пользования, по сути, еще никому не принадлежит, люди могут построить себе дополнительную инфраструктуру сами, но потом ее снесут, потому что она никому не принадлежит.
Андрей Лукин также отмечает, что к самообложению как таковому относится негативно, так как налоговая система страны самостоятельно должна решать вопросы, связанные с инфраструктурой.
— Но все бюджеты у нас дефицитные, нет денег на элементарные задачи, — говорит он. — В итоге муниципалитетам приходится изыскивать средства, а единственный способ — это население. В этой ситуации самообложение может решать проблемы, потому что других возможностей для поддержания инфраструктуры у муниципалитетов нет.
Еще один способ
Говоря о распространении самообложения на всю Россию, Левина замечает, что более действенным является инициативное бюджетирование, а не самообложение.
— Инициативное бюджетирование не требует референдума, это более гибкий механизм, который развит в большем количестве регионов, — говорит она. — По нему инициативная группа — жители многоквартирного дома, дачного поселка, родители учеников в школе — может выйти с инициативой по реализации какого-либо проекта. Под это собирается часть денег, и дальше проект софинансируется из местного или регионального бюджета.
По ее словам, эта практика уже давно позволяет реализовывать интересы конкретной школы, двора. Здесь инициативная группа сама разрабатывает документы, собирает подписи, подает заявку на конкурс. Комиссия в муниципальном образовании отбирает проекты и реализует лучшие из них.
— Если сравнивать практики самообложения и инициативного бюджетирования, то будущее за последним, — уверена Левина. — В мировом контексте это тоже чаще встречается, практика эффективнее работает, лучше учитывает интересы людей, меньше функциональных барьеров.
Впрочем, Хабибуллин рассматривает инициативное бюджетирование в первую очередь как способ выявления наиболее горячих проблем, в решении которых заинтересовано население, а более широкие возможности видит как раз в самообложении.