Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница

Какова разница между бухгалтерской и налоговой прибылью

Прибыль – один из важнейших финансовых показателей любой фирмы, цель ее работы. Расчету прибыли уделяется самое серьезное внимание, и простейший алгоритм ее исчисления знает каждый бухгалтер: доходы сравниваются с расходами. Различаются ли между собой в таком случае бухгалтерская и налоговая прибыль и в чем состоят эти различия? Давайте разберемся.

Прибыль – всегда прибыль

Итак, доходные и расходные операции в совокупности дают базу для исчисления прибыли либо, если в бизнесе возникли проблемы, — убытка. Объект учета в НУ и в БУ, как видим, один и тот же, результат расчетов есть финансовый результат работы фирмы за период.

В конечном итоге налоговый учет использует бухгалтерские документы и учетные регистры для правильного определения налоговой базы, аналитики компании используют те же данные для финансового анализа успешности бизнеса за отчетный период, построения на основе прибыли иных расчетов, определения более сложных показателей.

Базовая формула расчета при этом остается неизменной: Прибыль = выручка – расходы.

Из сказанного можно заключить, что:

Обратите внимание! Оба вида прибыли рассчитываются без учета так называемых альтернативных издержек, иначе говоря, упущенной выгоды (прибыли) от альтернативного использования финансовых вложений. Данный показатель не отражается в первичных документах БУ, следовательно, и в расчет реальной прибыли не может быть включен.

Откуда разница?

Различия при расчетах возникают из законодательных и нормативных документов, регулирующих налоговый и бухгалтерский учет:

Вопрос: Налоговая первоначальная стоимость актива не совпадает с бухгалтерской. Разницы — постоянные или временные?
Посмотреть ответ

Учетные разницы исчисляются и отражаются в регистрах согласно ПБУ 18/02, о котором дальше мы и поговорим.

ПБУ 18/02

Этот документ регламентирует порядок учета возникающих разниц по налогу на прибыль, исчисленному с точки зрения бухгалтерского учета и по налогу на прибыль согласно НК РФ, следовательно, касается и самой прибыли.

Расхождения между БУ и НУ (разницы) могут быть постоянными и временными:

Приведем несколько примеров разниц, с которыми сталкивается большинство бухгалтеров: ПНР — командировочные расходы, в сумме, превышающей лимит по НК РФ; ОНА – из-за разницы методов амортизация БУ в текущем периоде выше, чем НУ; ОНО – если напротив амортизация БУ в настоящем меньше, и т.д.

Применение ПБУ 18/02 требует от бухгалтера внимательного подхода к учету бухгалтерской и налоговой прибыли, образующихся разниц показателей и сумм налога, связанных с ними.

Источник

Как рассчитывается прибыль до налогообложения (формула)?

Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница. Смотреть фото Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница. Смотреть картинку Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница. Картинка про Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница. Фото Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница

Как определить прибыль или убыток до налогообложения?

Прибыль до налогообложения — это финансовый итог, который отражает положительный результат деятельности предприятия. Она означает, что коммерческая деятельность предприятия была эффективной и компания выполнила свою главную задачу.

В экономике есть одно простое правило, которое помогает определить, — прибыль или убыток получило предприятие. Для этого необходимо на определенную дату (за отчетный период) сопоставить доходы, полученные от продажи продукции, услуг или работ (выручку), и расходы, которые компания понесла. В расходы включаются:

Если доходы превысили расходы, то организация получила прибыль, если наоборот — убыток.

Конечно, это правило носит весьма общий характер. Существует множество нюансов отражения доходов, расходов в бухгалтерском и налоговом учетах. Они установлены на законодательном уровне в нормативно-правовой документации и являются обязательными к применению. Например, в ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», гл. 25 НК РФ и других.

Прибыль до налогообложения — это один из показателей финансовой отчетности предприятия. Он отражается по строке 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения» Отчета о финансовых результатах. Значение этого показателя определяется как разница между доходами и расходами, определенными по правилам бухгалтерского учета. Оно должно быть равно разнице суммарного дебетового и кредитового оборота по счету 99 «Прибыль и убытки» в корреспонденции с субсчетом «Прибыль/убыток от продаж» счета 90 «Продажи» и субсчетом «Сальдо прочих доходов и расходов» счета 91 «Прочие доходы и расходы». В случае если указанная разница положительна, это означает, что предприятие получило прибыль от своей деятельности, если отрицательна — получен убыток.

Подробную инструкцию заполнения строки 2300 формы 2, в том числе практический пример, можно найти в КонсультантПлюс:

Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в Путеводитель по бухотчетности.

Несмотря на название показателя «прибыль до налогообложения», его произведение на ставку налога на прибыль, как правило, не совпадет с суммой налога на прибыль, указанной в налоговой декларации. Это связано с тем, что порядок признания доходов и расходов, формирующих прибыль до налогообложения в бухгалтерском учете, отличается от порядка признания доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль. Организации, обязанные применять ПБУ 18/02, отражают эти отличия в бухгалтерском учете путем признания временных и постоянных разниц по счетам 77 «Отложенные налоговые обязательства», 09 «Отложенные налоговые активы» и отдельному субсчету к счету 99 «Постоянные налоговые обязательства (активы»).

В налоговом учете вместо понятий прибыли и убытка до налогообложения используется понятие «налоговая база». Налоговая база для целей исчисления налога на прибыль определяется как разница между доходами и расходами, определенными по правилам гл. 25 НК РФ. Произведение положительной величины налоговой базы на ставку налога на прибыль будет равно исчисленному налогу за отчетный (налоговый) период. Если получен убыток, то налоговая база признается равной нулю и налог на прибыль за этот период не исчисляется.

Об учете убытка в целях налогообложения читайте в материале «Налоговый убыток — это…».

Формула расчета и анализ состава прибыли до налогообложения

Прибыль до налогообложения можно определить по формуле:

ПДН = ПП + ПкП – ПкУ + ПД – ПР,

ПДН — прибыль до налогообложения;

ПП — прибыль от продаж;

ДУ — доходы от участия в других организациях;

ПкП — проценты к получению;

ПкУ — проценты к уплате;

ПД и ПР — прочие доходы и расходы.

В свою очередь, показатель прибыли от продаж (ПП) определяется как:

В — выручка от продаж;

СП — себестоимость продаж;

КР — коммерческие расходы;

УР — управленческие расходы.

Доходы и расходы, указанные в данных формулах, определяются в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

О применении ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.

Узнайте, как правильно группировать доходы и расходы для целей налогообложения, из наших рубрик:

Итоги

Значение прибыли (убытка) до налогообложения формируется исходя из итоговых значений счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» и отражается в Отчете о финансовых результатах по строке 2300.

Источник

Расчет разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью

Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница. Смотреть фото Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница. Смотреть картинку Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница. Картинка про Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница. Фото Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница

Налоговая прибыль и бухгалтерская прибыль

Процедура учета доходных и расходных операций позволяет сформировать параметры прибыли, которые имеют разное значение в указанных системах учета. Несмотря на один и тот же объект учета, величины различных видов прибыли могут существенно отличаться в зависимости от следующих факторов:

Прибыль в сфере налогообложения представляет параметр, который учитывается при расчете налоговых платежей. Формирование такого параметра осуществляется по нормам, указанным в гл. 25 НК РФ, которая предусматривает нюансы признания отдельных видов операций для определения налоговой базы.

Подробнее о содержании налоговой прибыли читайте в материалах нашей рубрики «Налог на прибыль организаций по НК РФ».

В бухучете прибыль определяется путем вычета всех документально произведенных расходов из суммарного дохода предприятия за год.

В ходе осуществления текущего учета неизбежно выявляется разница между двумя показателями прибыли по итогам конкретного отчетного периода.

Разница между бухгалтерской и налоговой прибылью

Порядок расчета разницы при сопоставлении различных параметров прибыли регламентирован ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль организаций», утвержденным приказом Минфина РФ от 11.11.2002 № 11н.

Как применять ПБУ 18/02 при возникновении постоянных и временных разниц, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.

Итоговая разность между величинами прибыли включает в себя постоянные и временные разницы. Выявление этих параметров происходит в процессе ведения текущего финансового учета на предприятии. Основанием для распределения и обособленного отражения разностной величины являются первичные документы учета.

Узнайте подробнее о формах документов бухучета в статье на нашем сайте «Первичные документы бухгалтерского учета».

Перечень доходных и расходных обязательств, составляющих параметры постоянной разницы, определен в п. 4 ПБУ 18/02. К их числу относятся:

Примерный перечень условий для возникновения разницы постоянного характера, а также базовые принципы включения в них постоянных обязательств налогового характера также регламентированы п. 4 ПБУ 18/02.

Разницы временного характера выявляются в результате отнесения доходных и расходных операций к различным периодам отчетности для обоих видов учета и приводят к возникновению отложенного налога на прибыль (п. 9 ПБУ 18/02). Это значение непосредственно влияет на размер налоговых платежей, подлежащих перечислению в текущем и последующих периодах.

В зависимости от влияния на параметры прибыли при исчислении налога разницы временного характера могут быть вычитаемыми или налогооблагаемыми. Исходя из определения такой классификации, вычитаемые показатели ведут к снижению платежей в последующих периодах, тогда как налогооблагаемые ведут к их увеличению.

Учет отложенных налоговых активов и обязательств позволяет соблюсти принципы единства начисления по текущим операциям и сформировать достоверную бухгалтерскую отчетность.

Пример расчета разницы

Рассмотрим возникновение разницы постоянного характера (ПНР) на примере.

В процессе расчета налоговых платежей представительские расходы сформированы в сумме 50 000 руб.

Затраты на оплату труда за аналогичный временной промежуток — 1 000 000 руб.

Для налогового учета может быть признано только 40 000 руб. (1 000 000 руб. × 4%).

Постоянная разница составит 10 000 руб. (50 000 – 40 000), а ПНР — 2 000 руб. (10 000 руб. × 20%).

Расходы сверх установленного лимита не признаются для налогового учета, поэтому ведут к увеличению налогового платежа. В бухучете происходит отражение расходов и ПНР следующим образом:

Итоги

Разница между двумя видами прибыли является нормальным показателем в текущей деятельности предприятия и отражает реальный учет доходных и расходных обязательств. От соблюдения правил ее определения зависит как текущее состояние отчетности, так и параметры платежей текущего и последующих периодов.

Источник

Как правильно считать прибыль и в чем постоянно ошибаются предприниматели

Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница. Смотреть фото Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница. Смотреть картинку Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница. Картинка про Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница. Фото Налогооблагаемая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница

Руководитель сервиса управления финансами компании Genplace о классических ошибках предпринимателей при определении прибылей и убытков. С примерами.

Продолжаю транслировать на vc.ru серию постов о том, как путем нехитрых расчетов можно использовать бухгалтерскую отчетность для принятия решений в бизнесе, из моего телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Финансовый учет и анализ — штука сложная, но даже без фундаментальных бухгалтерских знаний можно научиться пользоваться отдельными приемчиками. Сегодня речь пойдет о распространенных ошибках предпринимателей при определении финансового результата. Я буду говорить о классическом бухучете, но в управленческом учете это работает ровно так же.

Что такое финансовые результаты

Существует несколько видов прибыли, которые рассчитываются в бухгалтерском учете для понимания эффективности различных бизнес-процессов компании.

Прибыль от продаж (Operating Income) — это валовая прибыль минус расходы на хранение и продажу продукции (коммерческие расходы) минус расходы на управление компанией (управленческие расходы). Она показывает эффект от основной деятельности компании — продажи того, что она произвела. Убыток от продаж — неприятная штука, но от него часто получается уйти при наращивании объемов выпуска. Это называется эффект масштаба.

Прибыль до налогообложения (Income Before Tax) — это прибыль от продаж плюс прочие доходы минус прочие расходы. Прочие доходы и расходы не связаны с основной деятельностью компании. Если компания продает рога и копыта, то проценты за размещение свободных денег на депозите — это прочий доход, а стоимость новогоднего корпоратива — прочий расход. Прибыль до налогообложения характеризует эффект от всей деятельности компании, в который вносит свою лепту не только основная, но и прочая деятельность.

Чистая прибыль (Net Income) — прибыль до налогообложения минус налог на прибыль. Это то, что остается компании после Мишустина и его команды. Для спецрежимников вместо налога на прибыль вычитается налог по УСН или ЕНВД.

Нераспределенная прибыль (Retained Earnings) — чистая прибыль минус дивиденды учредителям. Часть чистой прибыли надо отдать учредителям за то, что они внесли свои активы в уставный капитал. Эта процедура называется распределением прибыли. С точки зрения учредителей в этом весь смысл существования компании. Но в первые годы учредители могут и не выводить дивиденды себе в карман, оставляя прибыль на развитие компании. Тогда чистая прибыль текущего года увеличивает нераспределенную прибыль, оставшуюся с прошлых лет.

Собственник может увидеть первые четыре вида прибыли с начала года в отчете о финансовых результатах. Нераспределенную прибыль за все время существования компании — в бухгалтерском балансе.

Вне бухучета можно считать и другие варианты финансовых результатов. Например, EBIT и EBITDA, о которых я подробно рассказывал на vc.ru. Но любой финрез считать бесполезно, если неправильно определять его составляющие — доходы и расходы.

Как считать доходы

1. Доходы появляются, когда компания получает любые активы, а не только деньги. Или, когда уменьшаются ее обязательства перед контрагентами.

2. Поступление активов или погашение обязательств будет доходом компании только если ее капитал станет больше. Это и есть увеличение экономических выгод. Чтобы увеличение активов стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение обязательств. Чтобы уменьшение обязательств стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение активов.

Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчетный счет компании поступила предоплата 50 руб. Сегодня покупатель забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда компания получила доход и сколько он составил?

Вчера на расчетном счете появилось 50 руб. Это предоплата за товар. Если компания не отгрузит товар, то предоплату придется вернуть. Значит, вчера вместе с активом у компании появились обязательство. Для его погашения нужно отгрузить товара на 50 руб. или вернуть деньги покупателю. Экономические выгоды не увеличились. Поэтому вчера дохода у компании еще не было. Сегодня компания отгрузила товары покупателю. 50 руб. она получила вчера — сегодня эти деньги стали доходом, потому что обязательство погашено поставкой товаров. Сегодня компания получила еще один актив — дебиторскую задолженность покупателя. Еще 50 руб. Если покупатель ее не погасит, компания сможет взыскать долг в суде. Таким образом, сегодня компания получила доход 100 руб.

Вот еще пара ситуаций, когда поступление денег не является доходом. В отличие от предоплаты, эти деньги доходом не станут никогда.

Взят кредит. Деньги появились, но одновременно с обязательством по их возврату.

Получена оплата от покупателя с НДС. НДС — доход государства, а не компании. Подробнее — тут. Поэтому на сумму налога увеличились обязательства перед бюджетом.

Важно запомнить: Доход никак не связан по времени с поступлением денег. Деньги могут поступать раньше, позже или одновременно с получением дохода. Поступления могут вообще не быть связаны с доходами. В бухучете это называется допущением временной определенности фактов хозяйственной жизни. Поэтому планировать и учитывать доходы нужно отдельно от планирования и учета платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы не заработали.

Как считать расходы

1. Расходы возникают, когда компания отдает любые активы, а не только деньги. Или, когда увеличиваются ее обязательства перед контрагентами.

2. Выбытие активов или возникновение обязательств будет расходом компании только если ее капитал станет меньше. Это и есть уменьшение экономических выгод. Чтобы уменьшение активов стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение обязательств. Чтобы увеличение обязательств стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение активов.

Вчера продавец и покупатель договорились о купле-продаже партии товаров за 100 руб. Вчера же покупатель перечислил предоплату 50 руб. Сегодня он забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель заплатит завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда покупатель понес расход и сколько он составил?

Вчера с расчетного счета ушло 50 руб. Это предоплата за товар. Если продавец не отгрузит товар, то предоплату придется вернуть. Значит, вчера вместе с выбытием одного актива (денежных средств) у компании появился другой актив (дебиторская задолженность). То есть меньше активов не стало и экономические выгоды не уменьшились. Поэтому вчера расхода у покупателя еще не было. Сегодня у покупателя появился новый актив — товары, которые он забрал со склада продавца. Их стоимость — не расход, потому что активов стало больше, а не меньше. То есть сегодня расхода тоже нет.

Так может расход появится завтра, когда покупатель выплатит вторые 50 руб.? Ведь активы-то уменьшатся. Нет. Сегодня мы получили товаров на 100 руб. Это не доход, потому что на эти же 100 руб. возникло обязательство перед продавцом. Частично оно погашено вчера, когда покупатель перечислил предоплату. Завтра оно будет погашено полностью. Покупатель останется при своих активах, просто они изменят форму: 100 руб. денежных средств поменяется на 100 руб. товаров.

Еще пример для закрепления понимания. Являются ли расходом выплаты по кредиту? При получении кредита возникает обязательство. При его погашении — обязательство списывается. Нет ни дохода, ни расхода. Но это относится только к телу кредита — сумме, которая была взята в долг. Проценты по кредиту — это увеличение обязательств перед банком, в обмен на которые вы не получаете никаких активов. Другие обязательства при этом не уменьшаются. Следовательно, начисленные проценты уменьшают экономические выгоды компании. Проценты — это расход. Причем расход этот возникает не когда проценты выплачиваются, а когда банк получает право их истребования по договору.

Важно запомнить: Расход никак не связан по времени с поступлением денег. Деньги могут выплачиваться раньше, позже или одновременно с признанием расхода. Выплаты могут вообще не быть связаны с расходами. Поэтому планировать и учитывать расходы нужно отдельно от планирования и учета платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы еще не заработали.

Когда получена прибыль

Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчетный счет компании поступила предоплата 50 руб. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Руководитель тут же купил на оптовке всю партию товара, обещанную покупателю, за 40 руб. Сегодня покупатель забрал ее со склада. Когда компания получила прибыль и сколько она составила?

Вчера не было ни дохода, ни расхода. Поступившая предоплата уравновешена обязательством выплатить 50 руб., которое будет гаситься поставкой товара. А истраченные на закуп товара 40 руб. — не расход, потому что в обмен на денежные средства компания получила запасы на ту же сумму. Поэтому вчера прибыли еще не было.

Сегодня право собственности на товар перешло покупателю. Это значит, что актив выбыл безвозвратно. Экономические выгоды компании уменьшились на 40 руб., в которые обошлось его приобретение. Это — расход. В то же время обязательство перед покупателем исполнено полностью, а значит он должен продавцу 100 руб. в соответствии с договором. Эта сумма увеличивает активы продавца. 50 руб. уже перечислено вчера, еще 50 руб. пока существует в виде дебиторской задолженности. Поэтому сегодня продавец фиксирует доход 100 руб. Поступившие завтра деньги уменьшат дебиторку, но не приведут к увеличению экономических выгод. Это как переложить монетку из одного кармана в другой. Таким образом, уже сегодня известны доходы (100 руб.) и расходы (40 руб.). Разница между ними (60 руб.) — это прибыль. И она получена сегодня.

Отделение в бухучете денежных потоков от доходов и расходов важно для понимания реальной экономической ситуации в компании. Если считать все поступившие деньги своим доходом, а все выплаченные деньги — своим расходом, можно твердой рукой вести компанию к закрытию.

Предположим, что в примере 4 предоплата составила 100 руб., а на оптовке удалось купить товар за 120 руб., но с отсрочкой платежа до завтра. Если ориентироваться только на денежный поток, то вчера продавец получил доход 100 руб. Сегодня с деньгами ничего не происходило. Зато завтра расход составит 120 руб. И результатом операции станет убыток 20 руб. Но вчера доход был 100 руб., а расхода не было вовсе. Поэтому продавец предполагал, что все 100 руб. — это его прибыль. И потратил ее. А завтра он будет думать чем заплатить поставщику.

Одновременная фиксация дохода и расхода не дает принять желаемое за действительное. Из бухучета сразу по завершению операции виден ее финансовый результат. При этом понятно кто из сторон сделки сколько должен контрагенту. Предприниматель, который учитывает и планирует доходы и расходы отдельно от денежных потоков, понимает экономику своей компании и не тратит незаработанные деньги. Тот же, кто валит все в одну кучу, приближает себя к банкротству и достает главбуха главным бухгалтерским мемом: «Почему прибыль есть, а денег нет?»

Прибыль есть, а денег нет

Чтобы не стать персонажем этой сказки достаточно понимать, что финансовый результат и денежный поток нужно рассматривать в комплексе. Если смотреть на них по отдельности, легко принять желаемое за действительное.

Компания оказывает услуги. За месяц от покупателей поступило 100 руб. Из них 70 руб. ушло на зарплату и аренду. На расчетном счете осталось 30 руб. Это прибыль? Вовсе не обязательно!

Вариант 1. В этом месяце было оказано услуг на 300 руб. Из них 100 руб. поступили на расчетный счет, еще 200 руб. остались в виде дебиторской задолженности. Она станет деньгами только в следующем месяце, а доходом является уже сейчас. Значит, прибыль составила 230 руб. А вот денег в конце месяца осталось только 30 руб. Прибыль есть, а денег нет!

Вариант 2. Все поступившие 100 руб. — это предоплата. Услуги в счет нее еще предстоит оказать. Пока это не доход: если услуга не будет оказана, деньги придется вернуть. 70 руб. зарплаты выплачивалось за работу, выполненную в прошлом месяце. Это уже не расход. Но за этот месяц предстоит выплатить сотрудникам и арендодателю еще 70 руб., а это уже расход — они свои обязательства за месяц выполнили. Значит, убыток составил 70 руб. Деньги есть, а прибыли нет!

Для того, чтобы не принять чужие деньги за прибыль, а кассовый разрыв за убыток в бухучете придуманы два отчета.

Не путайте расходы с затратами

Затраты — это категория, которая в правовом поле не определена. Но через нее определяются другие категории. Например, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предписывает принимать запасы к учету по фактической себестоимости, а это «сумма фактических затрат организации на приобретение». Похожие отсылки встречаются и в других нормативных документах. В международных стандартах затраты (Cost) также не расшифровываются. Но на Западе все понимают cost примерно одинаково — уровень экономической подготовки среднего бухгалтера там значительно выше, да и терминология выстраивалась веками. А у нас подмена понятий идет даже на уровне минфиновской нормативки.

Затраты — это стоимость потребленных ресурсов. Купили материалы — затратами будет цена приобретения. Начислили зарплату — образовались затраты в сумме обязательства перед работником. Но при этом далеко не очевидно, что экономические выгоды компании уменьшились, и надо признавать расход.

Компания производит тортики. Позавчера были куплены продукты на 300 руб. Вчера из этих продуктов начали делать 3 тортика. Сегодня испекли 2, еще 1 только предстоит отправить в духовку. Зарплата кондитера за 2 готовых тортика составила 200 руб., за 1 незаконченный — 70 руб. Для простоты будем считать, что больше никаких затрат не было. 1 из 2 испеченных тортиков сегодня продали, второй пока стоит в холодильнике.

Тортик № 1: изготовлен и продан. Затраты составили 200 руб. (100 руб. — продукты и 100 руб. — зарплата). Расходы — 200 руб., т.к. актив (тортик) выбыл. Теперь это актив покупателя.

Тортик № 2: изготовлен и не продан. Затраты составили 200 руб. (100 руб. — продукты и 100 руб. — зарплата). Расходы — 0 руб. Актив остался у нас. Фактически мы обменяли один актив (деньги) на другой (готовая продукция). Экономические выгоды не изменились.

Тортик № 3: изготовлен не полностью. Затраты составили 170 руб. (100 руб. — продукты и 70 руб. — зарплата). Расходы — 0 руб. Актив остался у нас. Фактически мы обменяли один актив (деньги) на другой (незавершенное производство). Экономические выгоды не изменились.

Всего затраты за месяц составили 570 руб., а расходы только 200 руб. Оставшиеся 370 руб. капитализировались в активах. Они станут расходами, когда мы продадим оставшиеся тортики.

Если цена тортика 250 руб., то доходы за период составили 250 руб. Вычитая из них расходы, получим прибыль 50 руб. И это настоящая прибыль: мы поменяли актив, стоимостью 200 руб., на 250 руб. денег.

Вычитая затраты, получим убыток 320 руб.? Нет! Это не убыток. Завтра мы продадим оставшиеся 2 тортика за 300 руб. и заработаем на каждом по 50 руб. Если мы будем считать 320 руб. капитализированных в стоимости тортиков затрат расходами, то можем решить, что делать тортики — плохой бизнес. И отказаться от выгодного направления.

Не вычитайте затраты из доходов — это бессмысленное и вредное занятие.

Итого:

Чтобы правильно считать финансовые результаты, необходимо отделить денежные потоки от доходов и расходов и фиксировать прибыль в момент изменения экономических выгод. Неважно где это происходит: в классическом бухучете или в управленке. Без такого разделения вы не владеете информацией о реальном финансовом состоянии бизнеса.

Впервые материал опубликован на vc.ru.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *