Налоговая инспекция при проверке акционерного общества обнаружила что в обществе отсутствует учет
Закрытие недействующего ООО
Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?
Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.
Содержание
В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ
Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:
Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.
С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).
Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.
Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?
До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.
В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.
В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.
Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?
Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.
Как происходит исключение юрлица из реестра?
Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.
В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.
Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.
Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.
Как остановить исключение из реестра?
Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.
С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).
Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.
Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.
В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.
Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.
Альтернативный вариант – начать банкротство.
Последствия исключения из реестра
Прекращение лица и обязательств
В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.
Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.
Субсидиарная ответственность
Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.
Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.
На акционерные общества новое правило не распространяется.
Распределение имущества
Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.
Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.
Как акционерам по их требованию предоставить информацию об акционерном обществе
Адвокат Антонов А.П.
Акционерные общества обязаны обеспечить акционерам доступ по их требованию к информации и документам. К ним относятся, в частности (п. 1 ст. 91 Закона об АО):
К некоторой информации и документам общество обязано обеспечить доступ только акционерам, обладающим определенным пакетом акций (п. п. 2 — 3, 5 — 6 ст. 91 Закона об АО):
Если названные документы и информацию запрашивает акционер (акционеры), который обладает менее чем 25% голосующих акций, то в требовании должна быть указана деловая цель (п. 4 ст. 91 Закона об АО);
Существуют определенные особенности предоставления информации обществами, созданными в результате реорганизации. В частности, акционер имеет право на предоставление ему информации о юрлицах, правопреемником которых стало общество в результате реорганизации. Например, акционер АО, созданного путем преобразования ООО, вправе требовать предоставления ему протоколов общих собраний участников этого общества (п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).
1.1. Кто имеет право доступа к документам, помимо самих акционеров
Помимо самих акционеров право доступа к документам АО имеют (п. 10 ст. 91 Закона об АО, п. п. 2, 9 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У):
Обратите внимание: если в устав непубличного акционерного общества по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами, включены положения, предусматривающие условия и (или) порядок предоставления акционерам доступа к документам общества, в том числе сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения всех или определенной категории документов общества, отличные от установленных ст. 91 Закона об АО, Указанием Банка России от 28.06.2019 N 5182-У, то применяются положения устава (п. 13 ст. 91 Закона об АО, п. 1 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).
Требование должно содержать следующую информацию (п. п. 4, 5, 5.1, 5.2, 5.3, 6, 8 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У):
1) сведения о лице, направляющем требование (например, Ф.И.О., ОГРН), в том числе его почтовый адрес и (или) адрес электронной почты;
2) конкретизированный по видам и периоду создания перечень запрашиваемых документов;
3) деловую цель, с которой запрашиваются документы (в случае, описанном в разд. 1 настоящего материала);
4) форму предоставления доступа к документам.
Если в качестве формы предоставления выбрано получение копий документов, следует указать:
— конкретный способ (способы) их получения (например, лично в руки в помещении исполнительного органа);
— информация о количестве экземпляров копий (на бумажном носителе);
— указание на необходимость заверить копии запрашиваемых документов на бумажном носителе.
Если в качестве формы предоставления документов выбрано ознакомление с ними, нужно указать на возможность самостоятельно копировать документы (при условии, что правомочное лицо намерено осуществлять такое копирование). Также нужно указать о намерении правомочного лица подписать договор о нераспространении информации (соглашение о конфиденциальности) в день ознакомления с документами общества;
5) дату подписания требования и подпись правомочного лица.
Если информацию запрашивает не сам акционер, то к требованию должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия подписавшего его лица, например удостоверенная должным образом копия доверенности. Доверенность должна соответствовать требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 57 Закона об АО.
Если требование подписано правомочным лицом, права на акции которого учитываются номинальным держателем, осуществляющим учет прав правомочного лица на акции общества, то к требованию должна быть приложена выписка по счету депо, которая подтверждает количество принадлежащих данному лицу акций на дату не ранее семи рабочих дней до даты направления требования (п. 9 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).
Требование могут предъявить несколько правомочных лиц, действующих совместно. Для этого можно направить (вручить) один документ, подписанный всеми правомочными лицами, действующими совместно, либо несколько документов, каждый из которых подписан одним (несколькими) из правомочных лиц, действующими совместно. Кроме того, номинальные держатели, которые осуществляют учет прав правомочных лиц на акции общества, могут направить сообщения о волеизъявлении правомочных лиц в соответствии с полученными от них указаниями (инструкциями), указав в каждом сообщении всех правомочных лиц, действующих совместно (п. 13 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).
Требование, предъявленное несколькими правомочными лицами, действующими совместно, путем направления нескольких документов (сообщений о волеизъявлении правомочного лица), признается поступившим, если документы (п. 18 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У):
Требование может быть предъявлено следующими способами (п. 11 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У):
Если в требовании выявлены недочеты (отсутствуют какие-либо обязательные сведения или документы), нужно направить письмо лицу, которое его предъявило. Это надо сделать в течение семи рабочих дней с даты предъявления требования. В письме следует указать, какие информацию и (или) документы необходимо дополнительно представить. Если в требовании не указан ни один способ связи с правомочным лицом и нет информации о конкретном способе (способах) получения копий документов или требование предъявлено ненадлежащим способом, то оно не рассматривается (п. 20 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).
Акционеру можно отказать в доступе к документам и информации в следующих случаях (п. 8 ст. 91 Закона об АО):
Об отказе в предоставлении доступа к документам и информации нужно письменно уведомить обратившемуся лицу способом связи, который был указан в требовании. Это нужно сделать в течение семи рабочих дней со дня его предъявления (п. 31 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У). При этом необходимо исчерпывающим образом указать основания для отказа (п. 9 ст. 91 Закона об АО).
За неправомерный отказ в предоставлении информации могут привлечь к административной ответственности, в частности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ (для должностных лиц — штраф от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификация на срок до одного года, для юридических лиц — штраф от 500 тыс. до 700 тыс. руб.). При этом штраф можно уплатить в размере половины его суммы, если уплата будет произведена не позднее 20 дней со дня вынесения постановления и его исполнение не отсрочено и не рассрочено (ч. 1.3-1 ст. 32.2 КоАП РФ).
Если АО получило надлежаще оформленное требование (направленное в установленном порядке и содержащее все необходимые сведения, с подтверждением полномочий обращающегося лица) и оснований для отказа нет, оно обязано предоставить доступ к запрашиваемой информации. Сделать это нужно в течение семи рабочих дней с даты предъявления требования (п. 11 ст. 91 Закона об АО, п. 3 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).
Если правомочное лицо хочет ознакомиться с документами, то такая возможность должна быть предоставлена не позднее седьмого рабочего дня с даты предъявления требования. Исключение составляют случаи, когда более поздняя дата указана в требовании или иная дата письменно согласована с правомочным лицом (п. 22 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).
4.1. Как ознакомить с документами
Ознакомление с документами осуществляется в рабочее время, установленное в обществе. Это может происходить в помещении исполнительного органа либо в ином месте, которое определено в уставе либо внутреннем документе, размещенном на сайте общества (п. 22 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).
При ознакомлении с документами акционер может их копировать. Он вправе это делать, только если заявил о таком намерении в требовании (п. 23 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).
АО вправе отказать в предоставлении документов, если акционер прибыл в ненадлежащий срок (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).
4.2. Как предоставить копии документов
Порядок предоставления копий документов урегулирован п. п. 24 — 28 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У.
При получении такого требования по умолчанию копии предоставляются без удостоверения. Если в требовании указано на необходимость их заверить, на копиях ставятся подпись уполномоченного лица и печать общества (при наличии). Если уполномоченным на заверение копий является лицо, не занимающее должность (не осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа общества, то к копиям документов прилагается документ (его копия), подтверждающий полномочия уполномоченного лица на заверение копий документов общества.
Если предоставляются копии записанных на компьютерные носители данных, документ удостоверяется с использованием электронной цифровой подписи. Когда такая подпись у АО отсутствует, информация предоставляется в электронном виде без удостоверения, а если акционер настаивает на удостоверении, то в виде заверенного бумажного документа (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).
Если акционер планировал лично получить копии, но не явился в течение установленного срока, общество должно направить их способом связи, указанным в требовании.
Если запрошено значительное количество копий, срок исполнения требования может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. О продлении срока и причинах необходимо уведомить в пределах первоначального срока. Копии нужно представлять по мере изготовления. Порядок продления рекомендуем установить в уставе или внутренних документах.
В уставе или внутреннем документе общества можно предусмотреть, что копии и (или) их пересылка должны быть предварительно оплачены. В данном случае срок предоставления копий документов будет исчисляться с момента оплаты этих расходов. Также в уставе или внутреннем документе общества можно предусмотреть, что если акционер не оплатил расходы за ранее выполненный запрос документов, то при следующем обращении срок исполнения требования начнет течь со дня поступления оплаты исполненного ранее запроса.
Плата за копии не должна превышать цену, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за их изготовление. Необходимо также учитывать, что плата, взимаемая обществом за электронные и (или) бумажные копии, не может превышать затрат на их изготовление, включающих цену приобретенного электронного хранителя информации, если он не предоставлен участником (п. 11 ст. 91 Закона об АО, п. п. 10 и 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).
Если акционер требовал направить копии по его адресу, а впоследствии отказался их получать, это не освобождает его от обязанности возместить расходы на их изготовление, а также на пересылку (п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).
4.3. Что делать, если запрашиваемые документы отсутствуют в обществе
Данная ситуация урегулирована п. 21 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У.
Если документы, указанные в требовании, в обществе отсутствуют, то в течение семи рабочих дней со дня предъявления требования нужно письменно уведомить правомочное лицо (способом связи, указанным в требовании) о причинах их отсутствия, месте нахождения и предполагаемой дате возвращения (восстановления). Обратившееся лицо может потребовать уведомить его о таком возвращении (восстановлении).
Документы также могут отсутствовать в обществе, поскольку их хранение не предусмотрено законодательством, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) и иных органов управления общества или срок их хранения истек. Об этом нужно сообщить направившему запрос лицу в тот же срок таким же способом.
4.4. Как предоставлять документы, содержащие охраняемую законом тайну
Чтобы предоставить доступ к документам, содержащим информацию, которая составляет коммерческую тайну, нужно подписать с правомочным лицом (если доступ к документам предоставляется представителю правомочного лица, то с правомочным лицом и его представителем) договор о нераспространении информации (соглашение о конфиденциальности). Условия договора (соглашения) могут определяться в стандартной форме. Они должны быть едиными для всех акционеров. Публичное общество обязано разместить эти условия на своем сайте в Интернете. В случае группового обращения акционеров договор (соглашение) должен быть подписан каждым из них, а при предоставлении доступа к документам представителю акционера по доверенности — как самим акционером, так и его представителем.
Срок предоставления доступа к документам, содержащим информацию, которая составляет коммерческую тайну, исчисляется с момента подписания (заключения) этого договора (соглашения) АО и правомочным лицом (правомочным лицом и его представителем), либо с момента, когда АО получило подписанный правомочным лицом (правомочным лицом и его представителем) экземпляр договора (соглашения), условия которого размещены на сайте АО, либо со дня предъявления требования, если договор (соглашение) подписывается правомочным лицом в день ознакомления с документами общества (п. 12 ст. 91 Закона об АО, п. 29 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).
Если запрошенные документы (их копии) содержат сведения, составляющие государственную, банковскую или иную охраняемую законом тайну (кроме документов с коммерческой тайной), нужно предоставить их, исключив соответствующую информацию, с объяснениями, содержащими перечень такой информации и основания ее отнесения к охраняемой тайне (п. 30 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).
Если бухгалтер допустил ошибку в налоговой отчетности
Н.Н. Шишкоедова,
преподаватель кафедры бухгалтерского учета Института права, экономики и управления Югорского государственного университета.
Кроме того, налоговое законодательство в Российской Федерации меняется так часто, что бухгалтеру, особенно на крупном предприятии, бывает очень сложно отследить все последние изменения и не сделать ошибок. Различные неясности в применении тех или иных положений НК России также усугубляют проблему.
В случае если бухгалтер допустил ошибку в исчислении налогов, ему нужно ее исправить. При этом необходимо помнить о том, что правила исправления ошибок в налоговой отчетности отличаются от правил исправления ошибок в бухгалтерской отчетности. Поэтому о них нужно поговорить отдельно.
Чем нужно руководствоваться при исправлении ошибок в налоговых декларациях?
Вопросам исправления ошибок в налоговых расчетах и декларациях посвящены две статьи первой части НК России:
1. Пункт 1 ст. 54 НК России устанавливает общий порядок исчисления налоговой базы, и в частности исправления ошибок и искажений в исчислении налоговой базы.
2. Статья 81 НК России регламентирует порядок внесения дополнений и изменений в налоговые декларации.
Какую ответственность понесет организация в случае допущения ошибок в налоговых декларациях?
Ответственность за налоговые правонарушения. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены в гл. 16 НК России. В частности, если организация допускает ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, приводящие к возникновению ошибок в налоговых декларациях, а также к занижению сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, она может быть привлечена к ответственности за совершение следующих видов правонарушений.
1. При непредставлении налоговой декларации в установленный срок с организации в соответствии с п. 1 ст. 119 НК России может быть взыскан штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% суммы налога и не менее 100 руб. Если же организация просрочила подачу декларации более чем на 180 дней, согласно п. 2 ст. 119 НК России с нее будет взыскан штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и еще 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Пример 1. Бухгалтер ООО «УрА» подал декларацию по НДС за январь 2004 г.в соответствии с которой необходимо уплатить в бюджет 100 000 руб., 8 апреля 2004 г. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК России он должен был подать декларацию по НДС за январь 2004 г. не позднее 20 февраля 2004 г.
Следовательно, просрочка подачи декларации составила один полный месяц (с 21 февраля по 20 марта) и один неполный месяц (19 календарных дней с 21 марта по 8 апреля), итого для расчета штрафных санкций принимаются 2 месяца.
Таким образом, на основании п. 1 ст. 119 НК России с ООО «УрА» будут взысканы штрафные санкции за непредставление налоговой декларации в установленный срок в сумме 100 000 х 0,05 х 2 = 10 000 руб.
2. В случае выявления факта грубого нарушения правил учета доходов и/или расходов и/ или объектов налогообложения согласно ст. 120 НК России на организацию могут быть наложены штрафы в суммах 5 000 руб., если нарушение совершено в течение одного налогового периода, и 15 000 руб. в случае, если эти нарушения совершены в течение более одного налогового периода. Если же данное нарушение повлекло занижение налоговой базы, то производится взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Пример 2. В декабре 2003 г. бухгалтер ОАО «Кристалл» допустил следующую ошибку: выписав покупателю счет-фактуру в сумме 300 000 руб., в том числе НДС 50 000 руб., он не зарегистрировал его в журнале выставленных счетов-фактур и в книге продаж, а также не принял этот счет-фактуру к учету.
В результате в бухгалтерском учете была занижена сумма выручки, а также сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, следовательно, были неправильно заполнены бухгалтерская отчетность за 2003 г., налоговая декларация по НДС за декабрь 2003 г. и налоговая декларация по налогу на прибыль за 2003 г.
Предположим, что ошибка была выявлена налоговыми органами в феврале 2004 г. Поскольку допущенное нарушение (отсутствие счета-фактуры, неправильное отражение операции на счетах и в отчетности) привело к занижению налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль, в соответствии со ст. 120 НК России налоговые органы имеют право взыскать штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
Следовательно, сумма штрафа определится следующим образом:
— организация недоплатила НДС в сумме 50 000 руб., что влечет за собой штраф в размере 50 000 х 0,1 = 5 000 руб.;
— общая сумма штрафов, исчисленная исходя из сумм неуплаченных налогов, составляет 5 000+6 000 = II 000 руб.;
— поскольку сумма штрафа, предусмотренного для подобных нарушений в ст. 120 НК России, не может быть меньше 15 000 руб., с ОАО «Кристалл» будет взыскан штраф в размере 15 000 руб.
3. При неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога (или других неправомерных действий либо бездействия) на основании п. 1 ст. 122 НК России взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Если такое нарушение совершено умышленно, то размер штрафа удваивается (т. е. составляет 40% от неуплаченных сумм налога).
Пример 3. Вернемся к условиям примера 2. Выявив нарушение, допущенное ОАО «Кристалл» (занижение налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль на 250 000 руб., которое привело к недоплате НДС в сумме 50 000 руб. и налога на прибыль в сумме 60 000 руб.), налоговые органы имеют право применить ст. 122 НК России.
Если умышленность совершения нарушения не доказана, то размер штрафных санкций в этом случае составит 20% от неуплаченных сумм налога:
— итого общая сумма штрафных санкций составит 22 000 руб.
4. Если организация неправомерно не перечисляет или перечисляет не в полном объеме суммы налога, который она должна удержать и перечислить как налоговый агент (например, в отношении налога на доходы физических лиц), ст. 123 НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Пример 4. В декабре 2003 г. ООО «Коралл» начислило своим штатным сотрудникам заработную плату за ноябрь 2003 г. в общей сумме 150 000 руб. Предположим, что к данному моменту все сотрудники утратили право на получение стандартных вычетов (400 руб. на работника и по 300 руб. на каждого ребенка).
Поскольку в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (ст. 226 НК России) при начислении доходов в пользу своих работников ООО «Коралл» выполняет функции налогового агента, бухгалтер ООО «Коралл» должен удержать из доходов работников налог на доходы физических лиц. В частности, из заработной платы за ноябрь 2003 г. должен быть удержан налог на доходы физических лиц в сумме 150 000 х 0,13 = 19 500 руб.
При этом ООО «Коралл» получило из банка денежные средства на выплату заработной платы за ноябрь 15.12.2003, а перечислило удержанный из этой заработной платы налог на доходы физический лиц только 13.01.2004.
Это означает, что сумма удержанного из заработной платы работников за ноябрь 2003 г. налога на доходы физических лиц в размере 19 500 руб. должна была быть перечислена в бюджет не позднее 15.12.2003, а фактическое ее перечисление состоялось 13.01.2004.
В этом случае налоговые органы имеют право оштрафовать ООО «Коралл» на основании ст. 123 НК России на сумму 19 500 х 0,2 = 3 900 руб.
В завершение рассмотрения вопроса о штрафах за налоговые правонарушения отметим, что положения ст. 120 и 122 НК России во многом перекликаются. Ведь в п. 3 ст. 120 НК России предусмотрено взыскание штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и/или расходов и/или объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб., а ст. 122 закреплено наказание за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога в размере 20% от неуплаченных сумм налога. А поскольку занижение налоговой базы обычно возникает вследствие грубого нарушения правил учета доходов, расходов и иных объектов налогообложения, получается, что в случае допущения ошибок в налоговых декларациях организация в соответствии с НК России может быть наказана по двум статьям.
Однако это противоречит здравому смыслу и Конституции РФ. Поэтому в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-0 положения пп. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК России, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что, впрочем, не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом конституционно-правового смысла составов налоговых правонарушений, выявленного Конституционным Судом РФ.
Пример 5. Вернемся к примерам 2 и 3. Из них видно, что по одному и тому же основанию НК России допускает два вида наказаний:
— по ст. 120 (пример 2) сумма штрафов составит 15 000 руб.;
— по ст. 122 (пример 3) сумма штрафов составит 22 000 руб.
Таким образом, общая сумма штрафов теоретически может составить 37 000 руб.
Однако согласно Определению Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-0 налоговые органы не имеют права применять обе эти статьи одновременно. Поэтому они выберут одно из оснований наказания.
В нашем примере налоговым органам выгоднее применить ст. 122 НК России (неуплату сумм налога из-за занижения налоговой базы), поскольку в этом случае сумма штрафных санкций будет выше. Вместе с тем ОАО «Кристалл» может оспаривать данную позицию в суде, отстаивая, что они должны быть наказаны на основании ст. 120 за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета.
Пени за просрочку уплаты налогов. Помимо вышеуказанных штрафов в соответствии с п. 2 ст. 57 НК России в случае, если налог был уплачен с нарушением установленного срока его уплаты (что нередко имеет место, если организация допустила ошибки при составлении налоговых деклараций и в результате занизила налоговую базу или сумму налога), организация должна также уплатить пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК России.
Конкретный порядок исчисления и уплаты пени прописан в ст. 75 НК России. В частности:
— согласно п. 1 ст. 75 НК России пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки;
— в соответствии с п. 2 ст. 75 НК России сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
— согласно п. 3 ст. 75 НК России пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора;
— конкретная сумма пеней, подлежащих уплате, исчисляется в соответствии с требованиями п. 4 ст. 75 НК России, которым установлено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога Или сбора. При этом процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Пример 6. Вернемся к ситуации, изложенной в условии примера 2. Как мы уже увидели при ее рассмотрении в примерах 2, 3 и 5, налоговые органы, обнаружив ошибку, которая привела к недоплате НДС в сумме 50 000 руб. и налога на прибыль в сумме 60 000 руб., имеют право взыскать штрафные санкции либо на основании ст. 120 НК России (сумма штрафа в этом случае составит 15 000 руб.), либо на основании ст. 122 НК России (тогда сумма штрафа составит 22 000 руб.).
Однако помимо данных штрафов за совершение налогового правонарушения, приведшего к занижению налоговой базы и недоплате сумм налогов, придется заплатить пени за просрочку уплаты данных налогов.
Определим суммы пеней отдельно для НДС и для налога на прибыль в соответствии с методикой, изложенной в ст. 75 НК России. При этом предположим, что, получив от налоговых органов акт проверки, ОАО «Кристалл» перечислило суммы налогов и пени 26.02.2004.
Расчет пеней по НДС:
1. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК России пеню нужно начислять за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Согласно п. 1 ст. 174 НК России уплата НДС по итогам каждого налогового периода должна производиться не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Это означает, что сумма НДС за декабрь 2003 г. должна была быть уплачена не позднее 20.01.2004. Следовательно, количество календарных дней, за которые нужно начислять пени, определяется начиная с 21.01.2004. При этом, поскольку фактическая уплата налога состоялась 26.02.2004, на эту дату нужно прекратить расчет пеней.
Таким образом, нужно начислить пени за 37 дней просрочки уплаты НДС.
2. Согласно п. 4 ст. 75 НК России пеня определяется как 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
Предположим, что ставка рефинансирования составляет 16%. Значит, размер пеней составляет 16 / 300 = 0,053(3)% за каждый день просрочки.
Неуплаченная сумма налога ввиду занижения налоговой базы составляет 50 000 руб.
3. Итак, общая сумма пеней, подлежащая взысканию с ОАО «Кристалл» за недоплату НДС, составляет 50000 x 16/300 x 37 = 986,67 руб.
Расчет пеней по налогу на прибыль:
1. Согласно п. 1 ст. 174 НК России уплата НДС по итогам каждого налогового периода должна производиться не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Это означает, что сумма НДС за декабрь 2003 г. должна была быть уплачена не позднее 20.01.2004. Следовательно, количество календарных дней, за которые нужно начислять пени, определяется начиная с 21.01.2004.При этом, поскольку фактическая уплата налога состоялась 26.02.2004, на эту дату нужно прекратить расчет пеней.
Таким образом, нужно начислить пени за 37 дней просрочки уплаты НДС.
2. Согласно п. 4 ст. 75 НК России пеня определяется как 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
Предположим, что ставка рефинансирования составляет 16%. Значит, размер пеней составляет 16 / 300 = 0,053(3)% за каждый день просрочки.
Неуплаченная сумма налога ввиду занижения налоговой базы составляет 60 000 руб.
3. Итак, общая сумма пеней, подлежащая взысканию с ОАО «Кристалл» за недоплату налога на прибыль, составляет
50000 x 16/300 x 37 = 986,67 руб.
Таким образом, общая сумма пеней, которые придется уплатить бухгалтеру ОАО «Кристалл» за допущенные нарушения, которые привели к занижению налоговой базы и несвоевременной уплате налогов, составляет:
986,67 + 986,67 = 1 973,34 руб.
Еще раз напомним, что сумма пеней уплачивается независимо от того, какие штрафы были наложены на организацию. Следовательно, если предположить, что налоговые органы наложили штраф на основании ст. 122 НК России в сумме 22 000 руб., общая сумма пеней и штрафов, которые должно уплатить ОАО «Кристалл» вследствие допущенной в декабре 2003 г. ошибки, составит:
1 973,34 +22 000 = 23 973,34 руб.
Аналогичным образом нужно исчислять пени и в случае, если организация несвоевременно уплатила в бюджет суммы, удержанные ею при исполнении обязанностей налогового агента.
Вместе с тем необходимо отметить.что не нужно начислять пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. А вот подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Отметим также, что согласно п. 5 ст. 75 НК России пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Должна ли бояться штрафов организация, выявившая и исправившая ошибки самостоятельно.
Отметим, что ст. 81 НК России освобождает налогоплательщика от ответственности в случаях, если он самостоятельно, т. е. до обнаружения ошибки налоговыми органами или назначения выездной налоговой проверки, внес исправления в налоговые декларации.
Это распространяется даже на те случаи, когда ошибка была обнаружена и исправлена после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога. Однако в такой ситуации необходимо соблюсти одно условие: до подачи заявления об изменении или дополнении налоговой декларации нужно уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Таким образом, добровольное признание ошибок и их исправление позволяет избежать штрафных санкций, предусмотренных за совершение налоговых правонарушений. А вот пени придется уплатить в любом случае, поскольку их уплата связана не с характером допущенной ошибки, а с фактом просрочки уплаты налогов.
В каком периоде нужно исправлять ошибку?
В соответствии с п. 1 ст. 54 НК России в случае обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. При этом в соответствии с письмом МНС России от 03.03.2000 N 02-01-16/28 «Об исправлении ошибок (искажений)» периодом совершения ошибки считается период, в котором допущено искажение в исчислении налогооблагаемой базы, причем перерасчет налоговых обязательств может быть произведен как в сторону их увеличения, так и уменьшения.
Пример 7. В феврале 2004 г. бухгалтер ЗАО «Экос» обнаружил ошибку при исчислении налоговой базы по НДС, допущенную в июне 2003 г. Ошибка заключалась в том, что не был принят к учету счет-фактура в сумме 120 000 руб., в том числе НДС 20 000 руб., выставленный покупателю продукции в июне 2003 г., в результате чего в бухгалтерском учете была занижена сумма выручки, а также сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет. Налоговые декларации по НДС ЗАО «Экос» подает ежемесячно (п. 1 ст. 163 НК России).
В этом случае вносить исправления нужно не в налоговую декларацию по НДС за март 2004 г. и не в налоговую декларацию декабря 2003 г. (хотя в бухгалтерском учете исправление ошибки, выявленной до подписания бухгалтерской отчетности, нужно произвести, датируя его 31 декабря 2003 г.), а в налоговую декларацию по НДС за июнь 2003 г.
Таким образом, бухгалтеру ЗАО «Экос» нужно подать уточненную декларацию по НДС за июнь 2003 г.
На практике исправление ошибки не в том периоде, когда она была выявлена, а в том периоде, в котором она была допущена, приводит к тому, что нередко бухгалтеру приходится корректировать налоговые декларации не только за тот период, в котором была непосредственно допущена ошибка, но и за последующие периоды, предшествующие обнаружению ошибки. Ведь в результате допущенной ошибки могли измениться налоговые обязательства последующих периодов. Это особенно характерно для тех случаев, когда налоговый период разбит на несколько отчетных периодов, и декларации в отчетных периодах составляются нарастающим итогом.
На практике это приведет к тому, что ошибка при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, допущенная «внутри» налогового периода, приведет к искажениям не только в том периоде, в котором она была допущена, но и во всех последующих отчетных периодах.
Так, в случае с ЗАО «Экос» занижение налоговой базы в июне 2003 г. приведет к искажению налоговой базы всех последующих периодов:
— если ЗАО «Экос» подает декларации по налогу на прибыль ежеквартально, занижение налоговой базы на 100 000 руб. отразится не только в налоговой декларации за полугодие 2003 г., но и в декларациях за 9 месяцев 2003 г. и за 2003 г.;
— если ЗАО «Экос» выбрало исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, т. е. ежемесячную подачу налоговых деклараций, ошибка отразится в налоговой декларации за 6 месяцев (с января по июнь 2003 г.), а также приведет к искажению деклараций за 7, 8, 9, 10, 11 месяцев и за 2003 г.
Поэтому при внесении исправлений придется подавать уточненные декларации с пересчитанными суммами налоговой базы и налога на прибыль за все вышеперечисленные отчетные периоды.
Необходимо отметить, что п. 1 ст. 54 НК России предусматривает, что в случае, если конкретный период совершения ошибки определить невозможно, корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
Однако в реальной жизни такие случаи достаточно редки. Ведь возникновение ошибок всегда связано с наличием (или отсутствием) первичных документов, в которых в обязательном порядке указывается дата их составления (т. е. дата совершения операции, которая в случае если по данной операции были допущены ошибки, и является датой совершения ошибки). А при отсутствии первичных документов отражать операции ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете нельзя.
Как исправить ошибку?
Если же ошибка обнаружена уже после сдачи декларации, нужно воспользоваться порядком ее исправления, прописанным в ст. 81 НК России.
В соответствии с п. 1 ст. 81 НК России при обнаружении неотражения или неполноты отражения сведений в поданных налоговых декларациях, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Для этого ему нужно подать заявление о дополнении и изменении налоговой декларации, к которому прилагается исправленный вариант. Некоторые налоговые инспекции требуют, чтобы была представлена новая (правильно заполненная) декларация, другие инспекции принимают уточняющие декларации, в которых в соответствующих строках показываются только отклонения от данных, представленных в ранее поданной декларации, т. е., собственно, исправления ошибок, допущенных в первоначально сданных декларациях. Поэтому перед тем как сдавать уточненную декларацию, нужно узнать в своей налоговой инспекции, как она должна быть оформлена, ведь конкретных указаний на этот счет в НК России не содержится.
Вместе с тем принципиально важным является то, когда было подано заявление о дополнении и изменении налоговой декларации:
1. Если заявление произведено до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной вдень подачи заявления (п. 2 ст. 81 НК России). При этом никаких последствий для организации, допустившей ошибку, не возникает, ведь правильная декларация подана в течение установленного для этого срока.
3. Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при соблюдении двух условий (п. 4 ст. 81 НК России):
— если налогоплательщик сделал заявление до момента, когда он узнал об обнаружении ошибки налоговым органом либо о назначении выездной налоговой проверки;
— если до подачи заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.