Налоговая переплата в личном кабинете что это
Как распорядиться переплатой в личном кабинете ФНС
При оплате налогов у гражданина может возникнуть переплата. Лишняя сумма отражается в личном аккаунте плательщика сборов на сайте ФНС. В статье рассказано о том, что такое переплата в личном кабинете налогоплательщика и как с ней поступить.
Личный кабинет плательщика сборов — это интерактивный офис российского гражданина. Здесь физлицо вправе контролировать налоговые доходы и расходы, найти ответы на юридические и вопросы, касающиеся налогов. Сервис предоставляет услугу отправки деклараций и оплаты сборов прямо на портале. Оплатить начисленную сумму онлайн возможно только при наличии у резидента электронной подписи.
Как узнать о переплате
Лишняя сумма по налогу означает, что гражданин или налоговый агент внес в налоговый бюджет деньги сверх начисленной суммы сбора. Узнать о переплате резидент может:
Посмотреть сумму переплаченных средств удобнее в ЛК плательщика. На главной странице сайта физическое лицо сначала увидит неуплаченные налоги и задолженности. Чтобы уточнить, нет ли излишне уплаченной суммы по сбору, гражданину необходимо посмотреть информацию в личном кабинете налогоплательщика. Переплата отражается во вкладке Мои налоги над строкой Сведения о доходах. Вернуть лишние деньги сразу невозможно, так как нужно дождаться утверждения от налоговой.
Рекомендуем к просмотру видеоинструкцию о том, как распорядиться переплатой в личном кабинете налогоплательщика.
Способы оплаты налога в личном кабинете
При необходимости оплатить налог или задолженность гражданин вправе воспользоваться сервисом. Услуга по уплате средств и отправки отчета предоставляется службой бесплатно. Сотрудники службы предлагают два метода оплаты сбора:
Выбирая способ оплаты через сайт специализированной компании, программа переведет на страницу фирмы, где также нужно заполнить реквизиты и нажать кнопку с соответствующим текстом.
Причины появления переплаты по налогам
Когда возникает переплата, гражданин волнуется, откуда она взялась. Три главных причины появления лишних средств:
Но лишняя сумма не останется в бюджете налоговиков, деньги по-прежнему принадлежат гражданину.
Что можно сделать с переплатой и оплатой
Согласно п.п. 1, 6 ст. 78 НК РФ, плательщик вправе вернуть лишние средства либо зачесть деньги в уплату другого сбора или перенести на будущий налоговый промежуток. Если переносить деньги на будущий год для уплаты следующей начисленной суммы, то не нужно заполнять 3-НДФЛ. Необходимо просто направить заявку об этом в налоговый орган по месту регистрации.
Также гражданин вправе оформить вычет за лечение, обучение, покупку либо продажу движимой и недвижимой собственности. В этом случае гражданину возвращается часть затраченных средств, в размере 13%. Но перед этим декларация будет на камеральной проверке.
Камеральная проверка
Камеральная проверка — это ревизия пакета документов и декларации 3-НДФЛ, которую плательщик отправил в инспекцию. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ, мониторинг длится до 90 суток сотрудниками ИФНС. На практике проверка заканчивается раньше. Но если в течение этого времени налоговики обнаружат ошибку, то уведомят об этом раньше и пришлют бланк на исправление.
Физлицо вправе проверять ход проверки в личном аккаунте на сайте ФНС. Пошаговая инструкция отслеживания камерального мониторинга:
Когда мониторинг окончен, можно приступать к оформлению возврата излишне уплаченных денег.
Когда вернуть излишне уплаченный налог
Если плательщик решил вернуть средства на личный счет либо карту, нужно заполнить соответствующую заявку. Заявление оформляется на портале в личном аккаунте двумя способами:
Стоит ли писать заявление?
После того как гражданин направил бланк 3-НДФЛ в ФНС, откроется окно с предложением заполнения заявки. Но в этот момент оформлять бланк нежелательно, так как сумма еще не утверждена налоговой. Дело в том, что при перерасчете или в процессе камеральной проверки может обнаружиться ошибка и в возмещении средств придет отказ. А вот когда камеральная проверка окончена, можно заполнить заявление и направить в налоговый орган. Также стоит помнить, что после направления заявки средства поступят не сразу. Для рассмотрения налоговиками установлены сроки.
Способ возврата переплаты
Для обнаружения денег, которые уплачены сверх суммы, нужно войти во вкладку Мои налоги. Здесь плательщик увидит, что в личном кабинете налоговой появилась сумма во вкладке переплата. Вкладка находится над информацией о прибыли владельца интерактивного кабинета. Чтобы уточнить, готова ли сумма к компенсации, нужно нажать непосредственно на эту переплату. Если открылось окно, где внизу строки активна кнопка «Распорядиться», то можно оформлять возврат средств.
Вкладка «Распорядиться переплатой» позволяет быстро оформить средства к возврату. Для возмещения лишних средств нужно:
Теперь на экране появится уведомление о том, что заявка отправлена.
Сроки возврата
После того как из личного кабинета в налоговую инспекцию подана заявка на возмещение средств, уплаченных сверх начисленного сбора, нужно дождаться регистрации документа. Затем начнется рассмотрение документации. Несмотря на то, что сумма к возврату одобрена после камерального мониторинга, ФНС установила срок рассмотрения заявления — 30 суток со дня регистрации заявки. Также гражданину придется подождать еще около 10 суток пока средства перечислит банк.
Что делать, если налоговая не возвращает средства
Согласно ст. 78 НК РФ, ИФНС обязана вернуть средства, которые одобрены после завершения камеральной ревизии. Но если налоговики не возвращают суммы, то на это есть причины. Например:
Но если ошибок нет, сроки мониторинга прошли, а уведомлений об ошибках нет, то гражданин вправе пойти в судебную инстанцию с жалобой на ИФНС.
Проблема налоговой переплаты: ищем правильное решение
Частнопрактикующий эксперт в области права и управления
специально для ГАРАНТ.РУ
В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно предприниматели заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.
Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина «переплата» является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации таких налоговых процедур «зачет излишне уплаченной суммы налога» и «взаимная сверка расчетов».
В Налоговом кодексе термин «переплата» не используется. В то же время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин «переплата» в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы «сумма излишне уплаченного налога» (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ) (рис. 1).
Рис. 1. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru В действительности суммы, формирующие вкладку «Переплата» в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во «внутреннем» учете налоговиков «положительное» (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов (для справки: налоговые органы ведут «внутренний» учет налоговых обязательств налогоплательщиков в интерактивном информационном ресурсе «Карточка Расчеты с Бюджетом», далее – КРСБ, карточка РСБ). Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно «обнулит» сальдо) только по окончании «декларационной кампании» – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится «положительное» сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как «переплата». Это подтверждает и Минфин России в письме от 2 августа 2019 г. № 03-02-08/58397 (извлечение): «Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата». Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками. Квалифицировать эти суммы как «переплата» – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно. Правовое и функциональное содержание термина «переплата» в налоговом правеОбщеизвестно, что «переплата» – это разговорный аналог словосочетаний типа «переплаченная сумма», «заплатить больше, чем нужно», «сумма платежей, подлежащая возврату плательщику». Таким образом, в нашем случае «переплата» – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ. Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления. Как возникает переплата?Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это «нештатная» ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления. Начнем со случая «квази-переплаты» (будем исходить из доминирования интересов «кредитора», коим является налогоплательщик). «Квази-переплата» – это когда «переплата» как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет. В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая «переплата». Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной. Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ. В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа). Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога. Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки» (подсистема АИС «Налог-3») такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких «проколов» регламентирован в п. 3 ст. 88 НК РФ). Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием). После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата. Как фиксируется факт «переплаты»?Императивно установленная обязанность налогового органа. В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта». Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ. Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его «согласии» с фактом переплаты). Если же налоговый орган «сомневается» (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: «В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам». Установление факта переплаты в акте сверки расчетовСогласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты. Установление факта переплаты по итогам «декларационной кампании»В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной). Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем. 1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий. Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. «Прекращенная» камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки. 2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки. Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено). Так как переплата не может быть квалифицирована как «нарушение законодательства о налогах и сборах» (хотя и является «нештатной» ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки. Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 «Сумма налога к уменьшению за налоговый период». Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс «Камеральная налоговая проверка», а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически после ввода данных из декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@. К слову, в августе в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция «Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)». |