Налоговая политика это что
Налоги: их виды и функции
Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.
Определимся с понятиями
Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.
Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.
Налоги: сущность, функции, виды
Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.
Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.
Классификация налоговых платежей
Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:
Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.
Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.
Итоги и выводы
Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.
Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).
Что такое бюджетно-налоговая политика государства
Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.
Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?
Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:
Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.
Дискреционная (объявляется государством).
Характерны следующие маневры:
Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).
«Работают» следующие инструменты:
Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране
Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.
НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.
Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.
А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.
Основные инструменты налогово-бюджетной политики
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:
Об изменениях в налогообложении с 2021-2022 годов читайте в этой рубрике нашего сайта.
Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.
О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».
Плюсы и минусы фискальной политики
У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:
При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:
О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».
Итоги
Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.
Налоговая политика государства на 2022-2024 годы
Налоговая политика России
Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:
Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.
ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.
Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе
До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.
Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.
Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.
Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.
Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:
Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.
Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».
Налоговая политика государства на 2022-2024 годы
Основные направления налоговой политики государства на 2022 и плановые 2023-2024 годы можно посмотреть в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 01.10.2021.
Ознакомиться с основными направлениями бюджетно-налоговой политики на 2022-2024 годы вы можете в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
В проекте этого документа декларируется:
Основные направления налоговой политики на 2022 год
Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:
В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.
Итоги
Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.
Виды налоговой политики
Налоговая политика — это часть финансовой политики государства. Это комплекс действий институтов власти, который включает:
Налоговая система и налоговая политика государства связаны как часть и целое. Последняя должна, в частности, включать меры по совершенствованию первой. Как итог, она оптимизирует централизацию средств в бюджете, а вместе с тем способствует росту национального богатства.
Основные направления бюджетно-налоговой политики
Это задачи, которые она будет решать в определенный период, и соответствующие им планируемые результаты. В текущем периоде это:
Основные направления налоговой политики РФ на 2020-2021 годы Минфин вынес на обсуждение в Госдуму в начале июля. Документ размещен на сайте Министерства финансов.
Виды бюджетно-налоговой политики: основная классификация
В экономической теории выделяют три вида таких мер.
На практике они могут сочетаться даже в пределах одной страны. В России в 2016-2018 годах предпочтение отдается второму виду.
Другие классификации
Еще один критерий — это охватываемый период. Стратегическая БНП ставит цели на 3 года и более, тактическая — на 1-3 года.
Налоговая система как инструмент государственной политики имеет несколько функций. Поэтому в определенный период времени одна из них имеет большее значение, чем остальные. Соответственно, разновидности БНП выделяются на основе этих приоритетов:
Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика — это важнейшие элементы финансовых отношений любого государства. Поэтому достижение их обоснованности и справедливости — ключевая задача профильных органов власти.
Требования к НБП
Если при формировании налоговой политики на очередной период соблюдены все эти критерии, высока вероятность ее реальной эффективности. Тогда она поможет достичь актуальных для страны целей без ущерба для ее граждан, предприятий и экономики в целом.
Понятие «налоговая политика» законодательно не закреплено, однако оно широко используется в научной и учебной литературе, получает распространение в нормотворчестве, применяется в различных сферах общественной жизни.
Так, ежегодно Министерство финансов России разрабатывает, а Правительство РФ одобряет Основные направления налоговой политики на следующий год и плановый период последующих двух лет. Основные направления налоговой политики не являются нормативно-правовым актом, их можно отнести к политическим документам, через которые объективируется правовая политика государства [3, с. 111].
Профессор И.А. Майбуров указывает, что из всего многообразия встречающихся определений понятий «налоговая политика» условно можно выделить три основных подхода.
1. Узконаправленный подход, отличающийся стремлением ограничить сферу применения налоговой политики исключительно областью налогов.
2. Функционально-целевой подход, отличающийся выделением функциональных возможностей и (или) экономической сущности налогов, указанием текущих целей реализации налоговой политики.
3. Стратегически-ориентированный подход, отличающийся выделением целевых стратегических ориентиров, перспективных требований и (или) рамочных ограничений налоговой политики [10, с. 9-10].
В рамках первого подхода налоговую политику определяют как:
систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий [1, с. 69];
комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей [8, с. 392].
В рамках второго подхода налоговая политика определяется как:
совокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему полное финансирование [5, с. 26];
совокупность экономических, финансовый и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов [11, с. 81; 12, с. 175].
В рамках третьего подхода можно привести следующее определения налоговой политики:
— составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества [9, с. 73].
Существуют иные дефиниции налоговой политики, которые не вписываются в рамки трех вышеизложенных подходов. Так, М.Н. Карасев определяет, что содержанием налоговой политики является деятельность органов власти по обеспечению условий для создания эффективных и стабильных механизмов правового регулирования налогообложения, которые в первую очередь основывались бы на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также федерализма и обеспечивали бы неукоснительное сочетание частных и публичных интересов при осуществлении правового регулирования налоговых отношений [2, с. 26].
На практике реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением [7, с. 79]. Авторы учебника «Налоги и налогообложение» указывают, что трактовка налогового механизма неоднозначна и, в том числе и со ссылкой на работы Т.Ф. Юткиной, последний можно рассматривать с широких (общетеоретических) и узких (практических) позиций.
М.Е. Косов и Л.А. Крамаренко считают, что налоговая политика включает в себя три звена:
1) выработку научно обоснованных концепций развития налогов, которые формируются с учетом требований объективных экономических законов, глубокого анализа состояния развития страны, исходя из потребностей населения;
2) определение основных направлений использования налогов на перспективу и текущий период с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов;
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей [4, с. 52].
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Будучи составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит от форм и методов экономической и финансовой политики государства. Формами налоговой политики являются:
политика максимальных налогов, когда государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых результатов, не особенно заботясь о последствиях. Такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война;
политика экономического развития, при которой государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Подобная политика проводится, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис;
политика разумных налогов, представляющая нечто среднее между первой и второй формами и состоящая в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременно реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ [11, с. 81-83].
В зависимости от длительности периода реализации и стоящих перед ней целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер. Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития налоговой системы страны. Налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики, обеспечивая их достижение путем своевременного изменения элементов налогового механизма [11, с. 83-84].
Исследования налоговой политики неизбежно затрагивают вопросы ее справедливости и эффективности, поскольку идеалом любого общества является формирование такой налоговой политики, которая была бы одновременно и справедливой, и эффективной.
Понятие «справедливая налоговая политика» имеет юридический и экономический аспекты. С юридической точки зрения справедливой является та налоговая политика, которая обеспечивает всеобщий характер налогообложения и равенства всех плательщиков налогов перед законом, т.е. их уравнение в правах, обязанностях и ответственности за нарушение налогового законодательства. С экономической точки зрения справедливой является та налоговая политика, которая обеспечивает реализацию принципа справедливости в налогообложении или обеспечивает справедливое распределение налогов (налогового бремени) между индивидами [4, с. 53].
Эффективную налоговую политику определяют как налоговую политику, ориентированную на максимизацию общественного благосостояния и при этом наилучшим образом отражающую интересы общества в нахождении компромисса между реализацией принципов эффективности и справедливости в налогообложении [6, с. 435].
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авторы материалов сборника
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.