Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше

podtverzhdena_summa_nalogovogo_vycheta_-_chto_eto_znachit.jpg

Похожие публикации

Налоговый вычет: сумма подтверждена

Что значит подтверждение суммы вычета налоговиками?

Для заявления права на налоговый вычет налогоплательщик должен подать в ИФНС по месту жительства декларацию по форме 3-НДФЛ, приложив к ней соответствующие подтверждающие документы. После того, как декларация сформирована и представлена в инспекцию, начинается ее камеральная проверка, на которую отводится максимум 3 месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Налоговики проверяют правомерность отраженных в декларации сумм доходов, уплаченного налога и заявленных вычетов. Если в ходе проверки обнаружатся ошибки, противоречия в представленных документах, либо их несоответствие данным, имеющимся у ИФНС, об этом сообщат налогоплательщику, после чего необходимо будет внести исправления в декларацию или представить требуемые пояснения.

Когда декларация подается физлицом через «Личный кабинет», все уведомления о приеме документа, о ходе «камералки» и прочих действиях налоговиков поступают туда же.

Если в разделе «Сообщения» в ЛК появилось письмо от налоговиков со сведениями о ходе проверки, где указано, что «налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета, заявленная налогоплательщиком, в полном объеме», это означает, что в результате проверочных действий заявленный в декларации вычет одобрен именно в той сумме, которую указал налогоплательщик в 3-НДФЛ. При этом сама «камералка» должна быть завершена – дата ее фактического окончания отражается в строке «Статус камеральной налоговой проверки».

Еще один возможный вариант сообщения от налоговой: «подтверждена сумма налогового вычета, заявленная налогоплательщиком, не в полном объеме». В этом случае сумма, подтвержденная налоговиками, может быть больше или меньше заявленной, или вовсе равняться нулю. Такая формулировка означает, что по данным ИФНС размер вычета, который может получить налогоплательщик, фактически оказался больше заявленного им, либо наоборот – проверка показала, что часть вычета либо вся его сумма не подтверждается приложенными документами и имеющимися у ведомства данными. Для получения детальных разъяснений о подобных расхождениях лучше обратиться непосредственно в свою налоговую, т.к. возможно придется подать уточненную декларацию.

Налоговый вычет подтвержден – когда перечислят деньги?

Налоговый вычет дает налогоплательщику право вернуть часть НДФЛ, уплаченного в соответствующем налоговом периоде по ставке 13%. Например, если налоговой подтверждена сумма налогового вычета по расходам на обучение в сумме 40 000 руб., возврату подлежит 5200 руб. (40000 х 13%). На перечисление суммы возврата отводится 1 месяц (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если заявление на возврат налога было подано вместе с декларацией, срок перечисления денег на счет налогоплательщика зависит от того, когда завершилась камеральная проверка. Только после официальной даты окончания «камералки» начнет исчисляться срок, отведенный для перечисления переплаты по НДФЛ.

Если же заявление направлено в ИФНС уже после окончания проверки, месячный срок будет отсчитываться от даты его получения налоговиками.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Источник

Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета

Я подал «Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога» по форме 3-НДФЛ 18 марта 2021.

С тех пор много сообщений приходило об изменении статуса, последнее было следующего содержания:

С тех пор уже 3 недели прошло, никаких изменений. Нужно ждать еще сколько-то времени или что делать?

Регистрационный номер декларации за 2019: 1175968777

Регистрационный номер декларации за 2020: 81478792022

Я подал «Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога» по форме 3-НДФЛ 18 марта 2021.

С тех пор много сообщений приходило об изменении статуса, последнее было следующего содержания:

С тех пор уже 3 недели прошло, никаких изменений. Нужно ждать еще сколько-то времени или что делать?

Регистрационный номер декларации за 2019: 1175968777

Регистрационный номер декларации за 2020: 81478792022

Добрый день! Напишите Ваш ИНН.

ИНН: 524931162520

ИНН: 524931162520

По представленным декларациям проводится камеральная проверка. Она проводится в течение 3 месяцев со дня ее представления налогоплательщиком. В ходе камеральной проверки проверяются документы, подтверждающие право на вычет. По завершению камеральной проверки в Личном кабинете Статус камеральной проверки будет «Завершена».

Здравствуйте, у меня вопрос. через два дня после сдачи 3-НДФЛ (20.12.2020. через портал ФНС) пришло сообщение о том, что налоговым органом принято решение об отказе возрата налога, в причине отказа написано. по окончании 22,03,21, камеральной проверки моё заявление будет рассмотрено в установленные сроки. Затем 19.03.21. сообщение о ходе камеральной проверки. Результаты камеральной налоговой проверки декларации за 2019 год

Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета, заявленная налогоплательщиком, в полном объеме. Я так понимаю, решение принято в мою пользу? Если так, то в какие сроки перечисляют деньги? Спасибо.

Здравствуйте, у меня вопрос. через два дня после сдачи 3-НДФЛ (20.12.2020. через портал ФНС) пришло сообщение о том, что налоговым органом принято решение об отказе возрата налога, в причине отказа написано. по окончании 22,03,21, камеральной проверки моё заявление будет рассмотрено в установленные сроки. Затем 19.03.21. сообщение о ходе камеральной проверки. Результаты камеральной налоговой проверки декларации за 2019 год

Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета, заявленная налогоплательщиком, в полном объеме. Я так понимаю, решение принято в мою пользу? Если так, то в какие сроки перечисляют деньги? Спасибо.

Добрый день! После принятия положительного решения о предоставлении вычета – переплата НФДЛ возвращается из бюджета по заявлению налогоплательщика. Срок возврата – в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления, но не раньше окончания камеральной налоговой проверки.

Добры день!
Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета
Заявленная по декорации
30000
Подтверждегная налоговым органом
120000

Подскажите,кпкую сумму в итоге перечисляет?

Здравствуйте, я подал декларацию на возврат за 2020год №1154039216 от 18 февраля 2021г через 3 месяца в личный кабинет пришло сообщение что подтверждена сумма в полном объеме.

Здравствуйте, я подал декларацию на возврат за 2020год №1154039216 от 18 февраля 2021г через 3 месяца в личный кабинет пришло сообщение что подтверждена сумма в полном объеме.

Добрый день! Новое заявление направлять не нужно.

Добры день!
Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета
Заявленная по декорации
30000
Подтверждегная налоговым органом
120000

Подскажите,кпкую сумму в итоге перечисляет?

Добрый день! По данному вопросу рекомендуем обратиться в налоговый орган по месту учета (регистрации).

Здравствуйте, я подал декларацию на возврат за 2020год №1224835010 даты регистрации 18.05.2021 в личный кабинет пришло сообщение что:

Прекращена в связи с представлением уточненной декларации.

но при этом выводит инфо что:

Результаты камеральной налоговой проверки декларации за 2020 год Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета, заявленная налогоплательщиком, в полном объеме.

Здравствуйте, я подал декларацию на возврат за 2020год №1224835010 даты регистрации 18.05.2021 в личный кабинет пришло сообщение что:

Прекращена в связи с представлением уточненной декларации.

но при этом выводит инфо что:

Результаты камеральной налоговой проверки декларации за 2020 год Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета, заявленная налогоплательщиком, в полном объеме.

Добрый день! По данному вопросу рекомендуем обратиться в налоговый орган по месту учета (регистрации) или 8-800-222-22-22.

Здравствуйте,я подала на налоговый вычет 26.02.21,в статусе на сегодня написано в процессе кнп.Налоговым органом сумма выплат подтверждена в полном объеме. Завершена ли проверка декларации и сколько ждать поступления вычета? Мой ИНН 524703742000.

Регистрационный номер декларации: 1140651558

Дата регистрации: 02.02.2021

Дата окончания камеральной проверки: 04.05.2021

Статус: Выявлены нарушения

Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета, заявленная налогоплательщиком, в полном объеме.

Но сумма в этой графе отличается от заявленной в декларации и равна 189640. А на вкладке налоги указана переплата 213450 (соответствует заявленной).

30.04.2021 подано заявление на возврат налога в сумме 213450.

Источник

9 ошибок при получении налоговых вычетов

Неправильно поданные документы на налоговый вычет могут привести к отказу в выплате или даже более серьёзным проблемам. Мы попросили финансовых экспертов рассказать о типичных ошибках при получении вычетов и том, как их не допустить.

Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Смотреть фото Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Смотреть картинку Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Картинка про Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Фото Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше

1. Не контролировать процесс принятия документов

При электронной подаче всегда нужно проверять, что все документы приняты налоговой службой. Отследить это можно в разделе «Сообщения» личного кабинета на сайте nalog.ru.

2. Не прикладывать документы, подтверждающие право на вычет

В НДФЛке рассказывают, что часть людей забывают приложить некоторые документы, необходимые для получения налоговых вычетов, или совсем не прикладывают ничего, отправляя только одну налоговую декларацию. Специалисты напоминают, что декларация — это, по сути, просто заявление о намерении получить вычет. Но подтверждать заявление нужно именно документами.

Проверяйте пакет документов перед его отправкой в налоговую инспекцию. Если вы хотите получить налоговый вычет при покупке жилья, то отправить нужно:

налоговую декларацию (3-НДФЛ);

справку о доходе 2-НДФЛ (дают на работе);

копию договора купли-продажи жилья или выписку о праве собственности;

копию акта приёмки-передачи жилья;

кредитный договор (если есть ипотека);

копии квитанций об оплате полной стоимости недвижимости;

копию свидетельства о браке (если покупали супруги);

письменное заявление о распределении имущественного вычета между супругами (если муж и жена хотят получить вычет);

банковские реквизиты для получения денег.

Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Смотреть фото Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Смотреть картинку Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Картинка про Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Фото Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше

Помните, что для разных ситуаций предусмотрен разный набор документов. Например, если вы хотите получить вычет по ИИС, то вместо документов по квартире нужно прикладывать договор об открытии счёта, договор о брокерском обслуживании, документы о переводе денег, справки 2-НДФЛ и 3-НДФЛ. Воспользуйтесь подсказками на сайте налоговой инспекции.

3. Не учитывать право вычета при уплате налогов

Если вам необходимо заплатить налог с продажи имущества, то проверьте, есть ли у вас право на получение вычетов. Можно обратиться за консультацией к специалистам, которые изучат вашу ситуацию и позволят получить все положенные деньги, не переплатив свои. Стоимость таких услуг может составлять от 499 до 10 000 ₽.

4. Повторно получать вычет

Независимый финансовый советник Ирина Иванова напоминает, что в 2014 году вступили изменения в Налоговый кодекс, позволяющие получить вычет по нескольким объектам недвижимости. Это привело к тому, что некоторые люди, получившие вычет до 2014 года, вновь стали просить вычет или его остаток. В итоге одни получили отказ, а другим налоговый вычет был предоставлен повторно. Во втором случае это происходило по ошибке — из-за смены места жительства, когда менялась налоговая инспекция, рассматривающая вопрос о возврате.

Помните, что при повторном получении имущественного вычета вас могут обвинить в необоснованном обогащении. Если вычет предоставлен по ошибке налогового органа, то требование о взыскании может быть заявлено в течение трёх лет с момента принятия ошибочного решения.

5. Запрашивать вычет в неправильной последовательности

У покупателей недвижимости есть возможность получить два вида вычетов:

имущественный вычет при покупке недвижимости (до 260 тысяч ₽);

имущественный вычет по процентам, уплаченным по ипотечному кредиту (до 390 тысяч ₽).

Важно, что имущественный налоговый вычет с процентов, уплаченных по ипотечному договору, предоставляется только на один объект, напоминает Ирина Иванова. Если вы получили вычет на проценты по ипотеке на одну квартиру, то по другой недвижимости уже не сможете его получить.

Также некоторые путают время подачи документов на вычет. Имущественный вычет по новостройкам предоставляется с момента получения акта приёма-передачи или даты регистрации в собственность. А не с момента заключения договора долевого строительства, как многие считают.

Нужно подавать документы на вычет в такой последовательности:

Если купили новостройку, то сначала нужно дождаться сдачи дома в эксплуатацию и получить акт приёмки-передачи квартиры.

6. Запрашивать остаток социального вычета

Перенести на другие налоговые периоды можно только имущественный налоговый вычет. В 2020 году можно подать декларации за 2019, 2018 и 2017 годы. При этом социальный налоговый вычет можно получить только за тот год, когда были расходы. Оплатили лечение в 2018 году, за 2018 год и можно получить этот вычет, поясняет Ирина Иванова. Остаток социального налогового вычета на другие налоговые периоды не переносится. Не смогли получить полностью вычет за год — остаток пропадает.

Следить за сроками получения вычета. Стараться получить сразу все вычеты за прошлый год. Если не получается, то можно сначала запросить социальные вычеты (образование или лечение), а потом за имущественные (при покупке квартиры).

7. Подавать документы не в ту инспекцию

Документы для получения налогового вычета нужно подавать по адресу регистрации, а не фактического проживания, напоминает эксперт Национального центра финансовой грамотности Евгения Баранова. Люди часто путаются в адресах. По словам эксперта, инспектор просто откажется принимать документы, если адрес регистрации не совпадает с инспекцией, которая его обслуживает.

«Если вы живёте далеко от места, где прописаны, и не имеете возможности подать декларацию лично, то есть два выхода: подать её через личный кабинет на сайте nalog.ru либо отправить почтовым отправлением с обязательной описью вложения», — советует Евгения Баранова.

8. Получать вычет с материнского капитала

При расчёте суммы налогового вычета нужно вычитать сумму вложенного маткапитала из общей суммы расходов, так как он не входит в доходы, облагаемые по ставке 13%. Например, в 2019 году была приобретена квартира стоимостью 2,2 миллиона ₽. Из средств маткапитала было внесено 450 тысяч. Тогда в программе «Декларация 2019» в окошко «Стоимость объекта (доли)» нужно внести сумму 1,75 миллиона ₽ (2 миллиона — 450 тысяч ₽). В противном случае есть риск получить повестку из суда, куда обратится налоговая с иском о взыскании суммы необоснованного обогащения.

В каких ещё случаях можно столкнуться с проблемами

Военнослужащий М.А. Литвинов купил квартиру в Ленинградской области за счёт денег из федерального бюджета (по военной ипотеке). После этого он запросил налоговый вычет. Налоговая инспекция вернула ему 258 908 ₽. Потом против военного возбудили уголовное дело за мошенничество, поскольку тот получил вычет незаконно, и признали его виновным. К счастью, Конституционный суд оправдал Литвинова, но деньги ему пришлось вернуть.

Не запрашивать налоговый вычет с суммы материнского капитала.

9. Просить больше, чем заплатили налогов

Специалисты сервиса Kazzna.ru часто наблюдают такую ошибку: клиенты пытаются получить возврат на сумму больше, чем оплачено налогов. Например, человек зарабатывает 40 тысяч ₽ в месяц и за год платит налогов с дохода по ставке 13% на сумму 62 400 ₽. Запрашивать возврат 100 или 200 тысяч ₽ сразу бессмысленно. Налоговая инспекция сможет вернуть не больше 62 400 ₽.

Самостоятельно подсчитать сумму уплаченных налогов по формуле: размер зарплаты*12*0,13 = уплаченный налог. Ещё сумма налога написана в справке 2-НДФЛ. Запрашивать вычет нужно на сумму не более уплаченных налогов. Если вы хотите получить вычет по недвижимости, то оставшуюся часть можно запросить в следующие годы.

Источник

Долго не приходят деньги по имущественному вычету

Я подал в налоговую заявление на вычет. Прошел уже месяц, а они не отвечают. Заявление подавал через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой.

Подскажите, как еще можно повлиять на них?

Андрей, сочувствую. Несколько месяцев назад я оказалась в похожей ситуации: подала документы на имущественный вычет, но деньги долго не приходили. Расскажу, что я делала.

Какие сроки должны быть по закону

Я подавала документы на имущественный вычет за покупку квартиры через личный кабинет налогоплательщика. О том, какие нужны документы и как их подавать, в Т⁠—⁠Ж есть отдельная статья.

ИФНС проверяет декларацию и документы в течение трех месяцев со дня подачи — это называется камеральная проверка. Если нарушений нет и все в порядке, проверка завершается автоматически. В моем случае она завершилась ровно через три месяца. Об этом у меня появилась запись в личном кабинете.

Когда камеральная проверка заканчивается, можно подавать заявление на возврат излишне уплаченного налога. Заявление можно подавать и раньше — вместе с декларацией. Тогда все проходит быстрее: месяц отсчитывают со дня завершения камеральной проверки. Всего по закону от даты подачи до даты возврата должно пройти не больше 40 дней с хвостиком. Но я так не сделала, поскольку образца заявления при подаче декларации не нашла. Поэтому я подала заявление только после того, как закончилась проверка и в моем кабинете появилась информация, что я могу распорядиться переплатой. Заявление в этом случае уже формируется автоматически, и нужно только указать личные данные и счет.

Сумму излишне уплаченного налога налоговая должна была перечислить на счет в течение месяца с того дня, как она получила мое заявление. Заявление через личный кабинет я отправила 20 мая. Я подождала до 10 июля, но деньги на счет не приходили. Тогда я начала действовать.

Что можно сделать, чтобы быстрее получить деньги

Подать жалобу. Я это сделала через портал налоговой службы. Можно составить жалобу по образцу и скопировать нужные куски в ту форму, что есть на сайте. Жалобу должны рассмотреть и отреагировать на нее в течение 30 дней. Мне ответили уже через 20 дней.

Компенсацию лучше посчитать самостоятельно и указать в заявлении. Если этого не сделать, шансов получить ее нет. Налоговая не обязана сама считать. Я не стала прикладывать расчет и компенсацию не получила.

Отправить повторную жалобу. Если первая жалоба не подействует или вы не получите ответа вовремя, можно подать повторную жалобу точно таким же способом. Только в содержании обращения нужно указать реквизиты первой жалобы и сообщить, что это повторное обращение. Эта жалоба уже идет в управление ФНС по субъекту.

Сходить лично в налоговую. В налоговой есть консультанты, а еще часто дежурят инспекторы. К ним можно обратиться и рассказать о проблеме. Они сразу же проверяют вас по базе данных и советуют, как поступить дальше.

В нашей налоговой консультанты записывают на отдельный лист тех, кто обращается лично, и затем в течение двух недель помогают им решить проблему. Если не помогут или если консультантов в вашей налоговой нет, можно сходить на прием к начальнику. Но я до него не дошла.

Этот способ неудобен тем, что приезжать нужно в часы работы налоговой и лучше всего днем, когда меньше людей. Вечером придется долго стоять в очереди.

Жалобу я подала 10 июля. В инспекцию ездила 18 июля. Не знаю, что именно помогло, но деньги мне пришли 1 августа.

Если хотите получать вычет через работодателя

И если при этом вы запросили в налоговой уведомление о праве на имущественный вычет, а она вам его не присылает — вот как решить вопрос.

В этом случае срок ответа налоговой — 30 календарных дней. Но никаких последствий для нее, если она затягивает с уведомлением, в законе нет. Поэтому остается только писать жалобы и ходить лично в налоговую.

Что в итоге

Если подали заявление на возврат излишне уплаченного налога, по закону деньги должны прийти в течение 30 дней.

Лучше всего подавать заявление вместе с декларацией. Для этого нужно отдельно скачать бланк заявления и приложить его к остальным документам.

Если деньги не пришли вовремя, можно написать жалобу.

Лучше всего, как мне показалось, работают личные визиты. Инспектор или консультант может сразу посмотреть документы по базе и все решить.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Смотреть фото Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Смотреть картинку Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Картинка про Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Фото Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше

Я в аналогичной ситуации всё-таки добился выплаты, хотя и с существенной задержкой. Бомбил их жалобами через личный кабинет. Но самое удивительное, что ещё удалось получить и компенсацию за задержку. Впервые в жизни не я был должен пеню налоговой, а она мне 🙂

Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Смотреть фото Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Смотреть картинку Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Картинка про Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Фото Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше

Спасибо, что рассмотрели мой вопрос!

Думаю, проблема достаточно актуальна. Декларацию подал 27 июня, 27 сентября подал заявление на возврат излишне уплаченного налога. Прошло уже полтора месяца с даты подачи заявления, вычет на мой счет все еще не пришел. Жалоба из личного кабинета отправляется в ту же налоговую, на бездействие которой жалуюсь, в нарушение НК РФ в вышестоящую налоговую жалобу не отправляют (уже имею опыт взаимодействия с моей налоговой). А подать жалобу сразу в УФНС по региону нельзя в силу ч. 1 ст. 139 НК РФ. Замкнутый круг.

Wespe, в УФНС напрямую можно подать жалобу заказным письмом по почте, это работает. Через ЛК наша ИФНС тоже ничего в УФНС не передаёт (чего им самим на себя жаловаться то).

Wespe, знакомо! Сначала ждал, что налоговая проснётся. Потом атаковал письмами. На итог написал жалобу начальнику инспекции и отправил заказным с уведомлением. Оплатили, хотя просрочка серьёзная: около 5 месяцев

Wespe, и возможно, смена режима на них бы отлично подействовала. Ещё люди предлагают любого, кто работал в правительстве отправлять в ИВС и уже там их биографии использовать по назначению. Круговая порука быстро превратится во взаимную сдачу подельников.

Забыл добавить, 33 налоговая г. Москва.

Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Смотреть фото Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Смотреть картинку Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Картинка про Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Фото Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше

Юлия, а вы повторно получали уведомление или впервые?
Я не знаю, какие суммы указывать в последних строках о расходах и процентах: фактически потраченную, оставшуюся к вычету, максимум 260к или что-то совсем другое?

Источник

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Смотреть фото Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Смотреть картинку Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Картинка про Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше. Фото Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета что дальше

Принципы проведения камеральных проверок в отношении граждан

Важные моменты, на которые необходимо обратить внимание гражданину

К амеральная проверка является одним из видов налогового контроля и одним из видов налоговых проверок налогоплательщиков со стороны налоговых органов (ст. 87 НК РФ). Камеральная проверка проводится как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц. Особенно это касается граждан при подаче документов на получение налоговых вычетов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и подтверждающих документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов. Согласно информационному письму ФНС РФ б/н от 11.04.2006 г. камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня подачи налогоплательщиком необходимых документов; не позднее дня, следующего за окончанием проверки, налогоплательщик извещается о результатах. Если во время проверки не было найдено расхождений и несоответствий, то налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное сообщение о проведенной проверке и о предоставлении налогового вычета и о порядке его получения.

На практике встречаются случаи, когда налоговые инспекторы самовольно определяют дату ее начала – не с даты подачи документов, а с даты получения документов на проверку. Такая практика является неправомерной, так как определенный налоговым законодательством трехмесячный срок начинает течь именно с даты подачи документов. Также в ряде случаев налоговые инспекции самовольно трактуют налоговое законодательство, отсчитывая срок начала проверки со дня вынесения решения о ее проведении. В этом случае налоговые инспекторы путают понятия «вынесение решения» (которого для камеральных проверок не нужно) и «дату передачи документов инспектору для проверки и исполнения».

Судьи ФАС Московского округа в постановлении от 10.01.2002 г. № КА-А41/7839-01 отметили, что нельзя считать началом камеральной проверки ни дату вынесения решения о ее проведении, ни момент, когда инспектор приступил к исследованию представленных на проверку документов.

Таким образом, трехмесячный срок исчисляется с даты подачи документов в налоговый орган. Для подтверждения факта передачи документов налогоплательщику необходимо на втором экземпляре заявления на получение налогового вычета поставить отметку инспекции о принятии декларации и прилагаемых к ней документов.

Другим важнейшим моментом является представление документов, подтверждающих понесенные налогоплательщиком – физическим лицом затраты. Перечень документов, необходимых для получения каждой из категорий налоговых вычетов, налогоплательщику надо получить в налоговой инспекции по месту своей регистрации.

Подбирать документы на основании советов и мнений своих знакомых не следует, так как они могут не знать всех тонкостей и специфики рассмотрения именно в той налоговой инспекции, за которой вы закреплены. А при отсутствии необходимых документов налоговый инспектор не будет проводить проверку, так как начало проверки связано с одновременным наличием налоговой декларации и представлением налогоплательщиком необходимых подтверждающих документов. Согласно письму Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-02-07/2-69 исчисление срока камеральной проверки начинается со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация и последний из подтверждающих документов.

Руководитель ООО как физическое лицо представил в налоговую инспекцию для получения налогового вычета заявление, налоговую декларацию и пакет подтверждающих документов 1 июня. Однако пакет документов был неполным, и потребовалось представить еще ряд документов. Это было выполнено налогоплательщиком только 15 июня. Следовательно, трехмесячный срок будет исчисляться не с 1 июня (когда он принес документы и заявление), а с 15 июня (когда были принесены последние необходимые документы).

Налогоплательщик – физическое лицо должен представлять в налоговую инспекцию только те документы, которые подтверждают сведения, указанные в налоговой декларации и являющиеся основанием для получения налогового вычета. Согласно постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2005 г. № А43-19621/2004-32-840 в требовании о предоставлении документов налоговая инспекция должна четко указать, какие именно документы ей необходимы для проверки.

При получении физическим лицом социального налогового вычета инспектор потребовал представить налоговую декларацию по форме 2-НДФЛ с места работы супруги. Налогоплательщик указал инспектору, что просьба незаконна, поскольку этот документ не включен в перечень необходимых документов для получения вычета. Кроме того, о требовании инспектора он сообщил руководителю ИФНС, который отменил его как незаконное и необоснованное.

Налоговый орган может также запрашивать у налогоплательщика и первичные документы (постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 г. № 14766/05).

Согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.2006 г. № Ф04-4489/2006(24669-А03-37) при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика только документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в связи с чем в требовании о представлении этих документов подлежат указанию конкретные основания для их истребования.

Таким образом, от полноты комплекта представленных документов зависит начало проверки, ее окончание и получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета.

В случае если в налоговой декларации в ходе проверки будут выявлены ошибки, неточности и/или расхождения с подтверждающими документами, то от физического лица – налогоплательщика могут потребовать уточненную налоговую декларацию. В этом случае трехмесячный срок будет отсчитываться от даты подачи уточненной налоговой декларации.

Согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2007 г. № Ф09-4282/07-03 сроки, установленные статьей 87 Налогового кодекса для проведения выездной и камеральной проверок, не могут быть применимы в отношении проверки уточненных налоговых деклараций и расчетов, так как эти сроки устанавливаются в качестве гарантии законных прав и интересов налогоплательщика.

При проведении камеральной проверки налоговые органы могут потребовать от налогоплательщика представлять дополнительные документы и пояснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, а также потребовать внести изменения и дополнения в уже представленные документы. Это право предоставлено налоговым органам статьями 31, 88, 93 Налогового кодекса. Так, при проведении камеральных проверок инспектор вправе получать объяснения, затребовать у проверяемого лица необходимые сведения и получать документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты НДФЛ. Однако в названных статьях не закреплены ни сроки представления таких документов, ни порядок внесения исправлений. Это создает условия для субъективного рассмотрения вопросов налоговых вычетов в отношении налогоплательщиков – физических лиц.

Согласно пункту 4 статьи 88 Кодекса налогоплательщик имеет право пояснять сведения, содержащиеся в представленных им документах. Это позволит ему снять спорные вопросы в ходе первоначального рассмотрения документов, предотвратить затягивание проверки и, следовательно, избежать переноса сроков получения вычета. К сожалению, очень часто граждане дают комментарии и пояснения в устной форме, а наиболее «продвинутые» из них – в форме электронных писем на сайт соответствующей налоговой инспекции.

Однако это может иметь отрицательные для него последствия, так как устную информацию «в папку не подошьешь», а электронные сообщения не имеют соответствующих реквизитов и могут быть вообще не прочитаны нужным инспектором.

Также отрицательна для налогоплательщика и практика получения запросов и претензий в устной форме и по телефону. Необходимо помнить, что получение налоговых вычетов нужно самому гражданину, и поэтому процедуры общения с инспектором должны быть предельно формализованы и понятны, ведь в случае непредставления документов или получения путаных разъяснений процедуру придется повторить заново. Поэтому все запросы от налогового органа следует получать только в письменном виде, и ответы давать тоже только письменно, с простановкой отметки о вручении.

Мнение арбитражных судов поддержано и главным финансовым ведомством страны. В письме Минфина РФ от 24.08.2005 г. № 03-02-07/1-224 указывается, что истребуемые первичные документы могут подтвердить правильность и полноту уплаты налогов, при этом сам факт истребования не нарушает прав и свобод (и экономических, и гражданских) гражданина-налогоплательщика.

Кстати, все дополнительные документы и разъяснения гражданин подает только в случае, если инспектор найдет в налоговой декларации ошибки и неточности.

Проблемные ситуации, возникающие между гражданином и инспекцией при проведении камеральной проверки

При проведении проверок могут возникнуть ситуации, когда налоговый орган превысит свои права и полномочия, а заявитель-гражданин идет у него на поводу. Но это является не виной, а бедой налогоплательщика. Мало кто из заявителей подробно знает свои права и права инспектора. Кроме того, чисто психологически человек готов представить в контрольно-надзорные органы любой документ, чтобы приблизить положительное решение, да и менталитет русского человека таков, что он не будет лишний раз идти на конфликт с проверяющими. Мы рассмотрим лишь несколько возможных ситуаций, которые позволят физическому лицу не только получить вычет, но и пресечь попытки неправомерных действий налогового инспектора.

Повторная «камералка»

На практике возникают ситуации, когда налоговые органы после проведения камеральной проверки и вынесения положительного решения уведомляют налогоплательщика о проведении повторной камеральной проверки по «вновь открывшимся обстоятельствам» (некоторые из так называемых вновь открывшихся обстоятельств будут рассмотрены ниже). Однако Налоговый кодекс не содержит ни самого понятия «повторная налоговая проверка», ни требований и порядка ее проведения. Таким образом, требование о проведении повторной камеральной проверки является незаконным и необоснованным.

На стороне налогоплательщика в этом вопросе и мнение Минфина РФ, который в письме от 31.05.2007 г. № 03-02-07/1-267 указал, что проведение повторной камеральной проверки после вынесения решения незаконно. Налоговые инспекции могут проводить только проверку уточненных налоговых деклараций, подаваемых налогоплательщиком в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 81 Кодекса. Но такая камеральная проверка будет считаться не повторной проверкой, а проверкой, проводимой в рамках проверки уточненной декларации.

Необходимо помнить и тот факт, что камеральная проверка проводится только в течение трех месяцев после подачи налоговой декларации. Если же этот срок нарушен, то применять штрафные санкции к налогоплательщику налоговая инспекция не имеет права. Это подтверждается и арбитражной практикой, в частности, постановлением ФАС Дальневосточного округа от 09.08.2004 г. № Ф03-А73/04-2/1989.

Нестандартные расходы для ИП

Нередко включение у индивидуальных предпринимателей при получении профессиональных налоговых вычетов нестандартных расходов, которые налоговикам кажутся странными и необоснованными. Инспекторы в своей практической деятельности с большим подозрением относятся к тем расходам предпринимателей, которые не подпадают под стандартные и знакомые им. Это связано с тем, что налоговики плохо разбираются в тонкостях производственных процессов у индивидуальных предпринимателей и «скатываются» на столь знакомые и любимые ими обоснованные расходы у предпринимателей, занятых в сфере розничной торговли.

Однако на стороне налогоплательщика в этом вопросе арбитражная практика. Арбитражные суды при вынесении решений исходят из вида деятельности индивидуального предпринимателя (см., в частности, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2006г. № А29-11853/2005а).

Задержка в перечислении вычета

На практике возможна и ситуация, когда после предоставления налогового вычета денежные средства не будут перечисляться гражданину в течение одного месяца или даже нескольких. В случае получения имущественного налогового вычета налогоплательщику будет перечисляться сумма излишне уплаченного НДФЛ с учетом предоставленного имущественного налогового вычета.

В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса возврат излишне уплаченной суммы налога доложен происходить в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате налога. Однако если возврат происходит после проведения камеральной проверки, то срок составит четыре месяца (3 месяца на проверку + 1 месяц на возврат по заявлению).

На практике налоговики придерживаются мнения, что возврат из бюджета сумм излишне уплаченного налога производится в течение месяца, который исчисляется с даты окончания камеральной проверки налоговой декларации и приложенных к ней документов.

Обратите внимание: практику в отношении срока предоставления имущественного налогового вычета налоговые органы распространили и на другие категории налоговых вычетов. На стороне инспекторов и арбитражная практика.

В пункте 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. № 98 указано, что срок, в течение которого налогоплательщику должны вернуть из бюджета сумму излишне уплаченного налога/предоставить налоговый вычет, равен четырем месяцам.

Налогоплательщик – физическое лицо должен сам отслеживать срок поступления денежных средств на свой счет. Если срок поступления превысит один месяц, то на сумму излишне уплаченного налога, в соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса, будут начисляться проценты за каждый день нарушения. Причем процентная ставка равна процентной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата налога.

Предоставьте «первичку»!

Многие сталкивались с требованием представить первичные учетные документы для получения налогового вычета при проведении камеральной проверки. Такое «право» налоговикам предоставило письмо Минфина РФ от 26.01.2007 г. № 03-04-07-01/16, которое подменило понятие «подтверждающие документы» понятием «первичные документы», объединив их и по смыслу, и по правовой трактовке. Данный документ Минфина РФ был разослан ФНС РФ во все субъекты Федерации с пометкой для использования в работе, после чего и стали необоснованно запрашиваться первичные документы. Свою позицию Минфин РФ основывает на постановлении Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 г. № 14766/05, согласно которому налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные документы и при проведении камеральной проверки. Однако имеется и противоположное мнение суда, правда, не такой высокой инстанции.

Согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2005 г. № А42-2859/2005 в случае выявления налоговыми органами при проведении камеральной проверки ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах, налоговый орган, согласно статье 88 Налогового кодекса, не имеет права истребовать первичные документы. Истребование первичных документов у налогоплательщика означает превращение камеральной проверки в выездную.

Налоговый кодекс не требует представлять в налоговые инспекции первичные документы, подтверждающие расходы. Но это относится к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, так как в этом случае организации придется практически парализовать всю бухгалтерскую и финансовую работу. Но, по нашему мнению, это не относится к налоговым вычетам, на которые претендует физическое лицо. В отношении всех категорий вычетов Налоговый кодекс требует представлять одновременно с декларацией и документы, подтверждающие произведенные расходы. Для физических лиц такими документами будут именно платежные документы (кассовые чеки, платежные поручения, СЛИПы по пластиковым картам) и товарные документы (счета, товарные чеки и т.п.). Поэтому, получив требование от налогового инспектора, проводящего камеральную проверку, представить расчетные и товарные документы, которые относятся к категории первичных документов, не следует вступать с ним в конфликт и демонстрировать знания налогового законодательства, а следует уточнить перечень документов и оговорить срок, в который они будут представлены. В этом случае результат конфликта будет отрицательным для гражданина.

У вас – вновь открывшиеся обстоятельства

Как уже отмечалось, при проведении камеральной проверки возможны и ситуации, когда налогоплательщику будет сообщено о так называемых вновь открывшихся обстоятельствах. К таким обстоятельствам могут быть отнесены случаи неподачи налоговых деклараций за какой-либо период или якобы имевшихся фактах сокрытия доходов.

Одним из таких случаев неподачи налоговой декларации может быть ситуация, когда физическое лицо было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (а в 90-е годы ряд организаций и предприятий любил переводить своих сотрудников в ИП, не задумываясь о стратегических последствиях для себя и работников), но не осуществлявшего никакой хозяйственной деятельности и не открывавшего счетов в качестве индивидуального предпринимателя в кредитных организациях. Однако если налогоплательщик не осуществлял никакой деятельности в качестве ИП и налоговые органы не располагают информацией о том, что данное физическое лицо занималось предпринимательской деятельностью, то претензии отпадают сами собой.

Также при отсутствии фактов ведения предпринимательской деятельности отпадает и вопрос о непредоставлении налоговых деклараций, так как обязанность по предоставлению налоговых деклараций возникает при наличии объекта налогообложения.

В этом вопросе арбитражная практика на стороне налогоплательщика (см., в частности, постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2001 г. № А13-205/01-11, от 03.04.2001 г. № А26-5290/00002-07/341). И хотя указанные постановления были приняты в 2001 году, на сегодняшний день они не потеряли своей актуальности.

Также безосновательны будут и претензии налоговых органов за непостановку на учет в социальных фондах, потому что инспекторы могут предъявлять иски только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. А предъявление исков об обязанности налогоплательщика встать на учет в социальные фонды не предусмотрено Кодексом.

Другим довольно распространенным обстоятельством будет недекларирование дохода, полученного от реализации физическим лицом автотранспортного средства. При этом налоговые органы не утруждают себя обязанностью проверить, была ли реализация автомобиля и был ли получен доход от нее. Свою позицию они выстраивают на факте снятия автомобиля с учета в ГИБДД и поэтому – о факте его реализации.

То есть для налоговиков факт реализации связан с фактом снятия с учета, а доказательствами они себя не утруждают. Хотя бремя доказательства факта дохода возлагается на налоговый орган, а бремя доказательства факта расхода – на налогоплательщика (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2005 г. № 2746/05). Но налоговые органы облегчают себе жизнь, перекладывая бремя доказательства на плечи налогоплательщика, действуя по старому принципу: «признание – царица доказательства». Кроме того, при реализации автомобиля по системе «трейд-ин» доказать факт получения дохода практически невозможно. В этом случае стоимость проданного автомобиля засчитывается в стоимость приобретаемого (покупатель оплачивает стоимостью старого часть стоимости нового автомобиля). Если же автомобиль был продан ниже цены, по который он был приобретен, то налоговой базы для исчисления дохода вообще не возникает.

Физическое лицо реализовало автомобиль, который был им приобретен в 2000 г. за 200 000 руб., за 50 000 руб. В результате сделки им не был получен доход, так как транспортное средство было реализовано ниже цены приобретения.

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 17.09.2002 г. № 3558/02 при рассмотрении вопросов, касающихся неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, лицо несет ответственность только при наличии вины.

Аналогичные претензии могут быть предъявлены физическому лицу и при реализации автомобиля лицом, которому транспортное средство передано по генеральной доверенности. Общеизвестно, что такая сделка является формой продажи автотранспортного средства. Но реализация автомобиля лицом, которому он передан по генеральной доверенности, еще не означает того, что он поделится частью дохода с тем физическим лицом, которое претендует на получение налогового вычета. Для снятия претензий гражданин может направить в налоговую письмо, в котором сообщить, что долю в доходах от реализации автомобиля он не получал, а с лицом, которому транспортное средство передано по доверенности и которое его реализовало, отношений не поддерживает.

Без вины виноватые

Налоговые органы практикуют привлечение физического лица – налогоплательщика к ответственности за неуплаченный налог. Часто это происходит в вузах с преподавателями-почасовиками, которым доход выплачивается, но по каким-то причинам не взимается НДФЛ. В этом случае обязанность по уплате налога возлагается на вуз как на налогового агента, который, в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса, был обязан исчислить и уплатить налог за сотрудника в бюджет. Поэтому на основании статьи 123 Налогового кодекса ответственность за неисполнение вышеуказанной обязанности возлагается на организацию – налогового агента, а не на работника – физическое лицо. В этом случае на гражданина распространяются нормы пункта 2 статьи 109 Налогового кодекса, согласно которым лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения.

Работодатель тоже примет участие

Вопрос подачи физическим лицом документов на получение налогового вычета организации-работодателя напрямую вроде бы не касается. Но в случаях, если налогоплательщик – физическое лицо получал вычеты (стандартные, имущественные) по месту работы и по вопросам предоставления этих вычетов и их расчету у налогового органа появляются претензии, то возникают риски предъявления налоговых претензий к организации как к налоговому агенту и проведение проверки уже в отношении организации.

Важные моменты

Для того чтобы избежать возможных претензий к организации, необходимо организовать систему предоставления налоговых вычетов и бухгалтерскую работу так, чтобы впоследствии претензий не было.

Первоначально в организации внутренними документами необходимо установить порядок получения от сотрудников заявления на получение налоговых вычетов и форму заявления на их получение. Ряд организаций ошибочно считает, что достаточно один раз получить заявление на получение налогового вычета от сотрудника и в дальнейшем он будет предоставляться «автоматически». Такая позиция не верна и может повлечь штрафные санкции со стороны налогового органа за необоснованное занижение налоговой базы по НДФЛ.

Все заявления работодателю как налоговому агенту должны составляться по единой форме, с указанием статьи Налогового кодекса, на основании которой будет предоставляться налоговый вычет, и вида налогового вычета, которые получает работник. Часто возникает вопрос о необходимости представления в бухгалтерию организации-работодателя копии документов, подтверждающих законность запрашиваемого вычета. По нашему мнению, подтверждающие документы в бухгалтерию представлять необходимо, так как это позволит оправдать необходимость получения вычета работодателем как налоговым агентом.

Организация должна вести учет (в форме регистра управленческого учета) всех сумм предоставленных налоговых вычетов. Это необходимо для того, чтобы не возникло излишне вычтенных сумм и, как следствие, не появились претензии со стороны налоговых органов в занижении налоговой базы по НДФЛ.

Претензии, предъявляемые налоговыми органами организациям как налоговым агентам

Неверно исчислили налог

Самая часто встречающаяся претензия со стороны налоговых органов к налоговым агентам – это обвинение в невзимании налога и в его неверном исчислении (конечно же, в сторону занижения).

Часто налоговики обвиняют налоговых агентов в том, что они не удерживают сумму налога. Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса в случаях, если налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика сумму исчисленного налога, то он обязан в течение одного месяца сообщить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации о невозможности удержать налог и о сумме налоговой задолженности. Ответственность по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса в этом случае возникнет при невыполнении налоговым агентом данных условий.

Централизованная бухгалтерия – меньше агентов

Нередко налоговики предъявляют претензии к организации, не являющейся агентом потому, что в организации учетом доходов и исчислением НДФЛ занимается централизованная бухгалтерия. В ряде организаций налоговый, бухгалтерский учет, исчисление и уплату налогов осуществляет централизованная бухгалтерия. Это практикуется в организациях, в которых существует так называемая «цеховая» система бухгалтерского учета (крупные промышленные и строительные компании). В этих организациях в структурные подразделения переданы только вопросы текущего бухгалтерского учета, а ряд стратегически важных вопросов (в том числе начисление и уплата налогов) возлагается на централизованную бухгалтерию.

Согласно постановлению ФАС Дальневосточного округа от 28.06.2006 г. № Ф03-А59/06-2/1799 в случае если бухгалтерский учет ведет централизованная бухгалтерия, то организация не признается налоговым агентом.

Следовательно, централизованная бухгалтерия будет признаваться законным и уполномоченным представителем налогового агента.

Запрет на средства налогового агента

Многие сталкивались с тем, что инспекция удерживала суммы не исчисленного и не перечисленного в бюджет налога за счет средств налогового агента. Согласно пункту 9 статьи 226 Налогового кодекса налоговым органам запрещается взыскивать сумму неуплаченного налога за счет средств налогового агента, так же как и налоговые агенты не могут уплачивать налог за счет своих собственных средств. В рассмотренной ситуации инспекция может только оштрафовать налогового агента согласно статье 123 Налогового кодекса.

В постановлении ФАС Уральского округа от 02.11.2004 г. № Ф09-1319/04-АК указывается, что требовать уплаты налога с налогового агента можно только в том случае, если агент не удержал НДФЛ при выплате дохода физическому лицу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *