Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета не в полном объеме что делать
Когда инспекция может уменьшить сумму возврата по налоговому вычету?
Очень часто бывает, что после камеральной проверки ИФНС подтверждает выплату не в полном объеме. В этой статье мы рассмотрим 2 случая, когда налоговая инспекция может уменьшить сумму возврата по налоговому вычету.
Первый случай, когда вы можете получить вычет в меньшем размере, — если у вас есть задолженность по налогам и сборам.
1. Налоговая задолженность уменьшает сумму налогового возврата
После того как инспекторы проверят вашу декларацию по форме 3-НДФЛ и подтверждающие вычет документы, они проверят и вашу задолженность по всем налогам и сборам.
С октября 2020 года налоговики могут погасить вашу задолженность излишне уплаченным подоходным налогом (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
До вступления в силу Закона налоговая могла “забрать” часть возврата в счет долга, только если вы задолжали НДФЛ. Но теперь не имеет значения, по какому налогу у вас образовался долг. Если он есть по транспортному налогу или по налогу на имущество физлиц, то вы получите налоговый возврат по НДФЛ в меньшей сумме. Часть денег пойдет сначала на погашение задолженности, а оставшаяся часть (если она будет) будет перечислена вам на банковский счет.
Второй случай, когда налоговая может уменьшить сумму возврата, — если вы сами ошибочно завысили сумму налогового вычета.
2. Ошибки в декларации приводят к уменьшению выплаты
Заполнение декларации не совсем простое дело. А если вы не разбираетесь в тонкостях или не знаете порядок заполнения, то, скорее всего, вы допустите ошибку, из-за которой налоговая пересчитывает сумму вычета в меньшую сторону.
К примеру, достаточно часто встречается ошибка, когда в декларации отражено дорогостоящее лечение, хотя справка об оплате медуслуг подтверждает обычное лечение.
Еще одна распространенная ошибка — это указывать сумму затрат без учета лимитов налоговых вычетов. Например, по имущественному вычету за приобретение указывать полную сумму затрат, если она превышает установленный лимит.
Также налоговики могут снизить сумму вычета, если не хватает каких-либо документов (чаще всего чеков, выписок из банка, справок об оплате мед.услуг, справок о выплаченных процентах по ипотеке). При этом некоторые недостающие документы инспекторы могут запросить во время проверки. Если вы их предоставите, то налоговики не будут уменьшать сумму вычета.
Чтобы не упустить момент и вовремя отреагировать на требования инспекции, удобнее всего регулярно отслеживать статус декларации в личном кабинете на сайте ФНС.
Если после проверки налоговики снизят сумму возврата, то вы увидите сообщение, что ваш вычет подтвержден не в полном объеме.
Долго не приходят деньги по имущественному вычету
Я подал в налоговую заявление на вычет. Прошел уже месяц, а они не отвечают. Заявление подавал через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой.
Подскажите, как еще можно повлиять на них?
Андрей, сочувствую. Несколько месяцев назад я оказалась в похожей ситуации: подала документы на имущественный вычет, но деньги долго не приходили. Расскажу, что я делала.
Какие сроки должны быть по закону
Я подавала документы на имущественный вычет за покупку квартиры через личный кабинет налогоплательщика. О том, какие нужны документы и как их подавать, в Т—Ж есть отдельная статья.
ИФНС проверяет декларацию и документы в течение трех месяцев со дня подачи — это называется камеральная проверка. Если нарушений нет и все в порядке, проверка завершается автоматически. В моем случае она завершилась ровно через три месяца. Об этом у меня появилась запись в личном кабинете.
Когда камеральная проверка заканчивается, можно подавать заявление на возврат излишне уплаченного налога. Заявление можно подавать и раньше — вместе с декларацией. Тогда все проходит быстрее: месяц отсчитывают со дня завершения камеральной проверки. Всего по закону от даты подачи до даты возврата должно пройти не больше 40 дней с хвостиком. Но я так не сделала, поскольку образца заявления при подаче декларации не нашла. Поэтому я подала заявление только после того, как закончилась проверка и в моем кабинете появилась информация, что я могу распорядиться переплатой. Заявление в этом случае уже формируется автоматически, и нужно только указать личные данные и счет.
Сумму излишне уплаченного налога налоговая должна была перечислить на счет в течение месяца с того дня, как она получила мое заявление. Заявление через личный кабинет я отправила 20 мая. Я подождала до 10 июля, но деньги на счет не приходили. Тогда я начала действовать.
Что можно сделать, чтобы быстрее получить деньги
Подать жалобу. Я это сделала через портал налоговой службы. Можно составить жалобу по образцу и скопировать нужные куски в ту форму, что есть на сайте. Жалобу должны рассмотреть и отреагировать на нее в течение 30 дней. Мне ответили уже через 20 дней.
Компенсацию лучше посчитать самостоятельно и указать в заявлении. Если этого не сделать, шансов получить ее нет. Налоговая не обязана сама считать. Я не стала прикладывать расчет и компенсацию не получила.
Отправить повторную жалобу. Если первая жалоба не подействует или вы не получите ответа вовремя, можно подать повторную жалобу точно таким же способом. Только в содержании обращения нужно указать реквизиты первой жалобы и сообщить, что это повторное обращение. Эта жалоба уже идет в управление ФНС по субъекту.
Сходить лично в налоговую. В налоговой есть консультанты, а еще часто дежурят инспекторы. К ним можно обратиться и рассказать о проблеме. Они сразу же проверяют вас по базе данных и советуют, как поступить дальше.
В нашей налоговой консультанты записывают на отдельный лист тех, кто обращается лично, и затем в течение двух недель помогают им решить проблему. Если не помогут или если консультантов в вашей налоговой нет, можно сходить на прием к начальнику. Но я до него не дошла.
Этот способ неудобен тем, что приезжать нужно в часы работы налоговой и лучше всего днем, когда меньше людей. Вечером придется долго стоять в очереди.
Жалобу я подала 10 июля. В инспекцию ездила 18 июля. Не знаю, что именно помогло, но деньги мне пришли 1 августа.
Если хотите получать вычет через работодателя
И если при этом вы запросили в налоговой уведомление о праве на имущественный вычет, а она вам его не присылает — вот как решить вопрос.
В этом случае срок ответа налоговой — 30 календарных дней. Но никаких последствий для нее, если она затягивает с уведомлением, в законе нет. Поэтому остается только писать жалобы и ходить лично в налоговую.
Что в итоге
Если подали заявление на возврат излишне уплаченного налога, по закону деньги должны прийти в течение 30 дней.
Лучше всего подавать заявление вместе с декларацией. Для этого нужно отдельно скачать бланк заявления и приложить его к остальным документам.
Если деньги не пришли вовремя, можно написать жалобу.
Лучше всего, как мне показалось, работают личные визиты. Инспектор или консультант может сразу посмотреть документы по базе и все решить.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Я в аналогичной ситуации всё-таки добился выплаты, хотя и с существенной задержкой. Бомбил их жалобами через личный кабинет. Но самое удивительное, что ещё удалось получить и компенсацию за задержку. Впервые в жизни не я был должен пеню налоговой, а она мне 🙂
Спасибо, что рассмотрели мой вопрос!
Думаю, проблема достаточно актуальна. Декларацию подал 27 июня, 27 сентября подал заявление на возврат излишне уплаченного налога. Прошло уже полтора месяца с даты подачи заявления, вычет на мой счет все еще не пришел. Жалоба из личного кабинета отправляется в ту же налоговую, на бездействие которой жалуюсь, в нарушение НК РФ в вышестоящую налоговую жалобу не отправляют (уже имею опыт взаимодействия с моей налоговой). А подать жалобу сразу в УФНС по региону нельзя в силу ч. 1 ст. 139 НК РФ. Замкнутый круг.
Wespe, в УФНС напрямую можно подать жалобу заказным письмом по почте, это работает. Через ЛК наша ИФНС тоже ничего в УФНС не передаёт (чего им самим на себя жаловаться то).
Wespe, знакомо! Сначала ждал, что налоговая проснётся. Потом атаковал письмами. На итог написал жалобу начальнику инспекции и отправил заказным с уведомлением. Оплатили, хотя просрочка серьёзная: около 5 месяцев
Wespe, и возможно, смена режима на них бы отлично подействовала. Ещё люди предлагают любого, кто работал в правительстве отправлять в ИВС и уже там их биографии использовать по назначению. Круговая порука быстро превратится во взаимную сдачу подельников.
Забыл добавить, 33 налоговая г. Москва.
Юлия, а вы повторно получали уведомление или впервые?
Я не знаю, какие суммы указывать в последних строках о расходах и процентах: фактически потраченную, оставшуюся к вычету, максимум 260к или что-то совсем другое?
Инструкция по использованию имущественного налогового вычета и разбор частых ошибок
Имущественный налоговый вычет можно получить как при покупке, так и при продаже недвижимого имущества. Разберем подробнее, как и в каком размере можно получить вычет, и какие ошибки часто совершают налогоплательщики.
Вычет при покупке имущества
Кто может получить имущественный вычет
Вычеты предусмотрены для граждан — налоговых резидентов РФ, т. е. постоянно проживающих в РФ более 183 календарных дней в году. Кроме этого, со своих доходов они должны оплачивать НДФЛ 13%, за исключением дохода от дивидендов.
Недвижимость должна находиться на территории РФ, а собственник — иметь все правоустанавливающие документы. Для новостройки достаточно получить акт-приема передачи, для вторичного жилья — выписку из ЕГРН.
Когда недвижимость приобретается после заключения брака, право на возврат налогов приобретают сразу оба супруга. Препятствием может стать только брачный договор.
Сколько можно вернуть из бюджета
Покупатель недвижимости может вернуть:
Имущественный вычет с процентов по ипотеке
С 01.01.2003 по 01.01.2008
Лимит вычета 1 000 000 (максимальный налог к возврату 130 000 руб.), недополученный остаток на другие объекты не переносится.
нет ограничения в размере
С 01.01.2008 по 01.01.2014
Лимит вычета 2 000 000 (максимальный налог к возврату 260 000 руб.), недополученный остаток на другие объекты не переносится.
нет ограничения в размере
ограничение 3 млн руб.
Переносить остаток вычета на другие объекты можно только при покупке квартиры после 2014 года. С процентами по ипотеке так не получится — этот вычет дают только на один объект.
Когда обращаться за вычетом
1 вариант — В течение следующего года после получения правоустанавливающих документов (при договоре купли-продажи — это ЕГРН, при договоре ДДУ — акт приема-передачи).
Когда бы вы ни приобрели квартиру или другое жилье, после получения права собственности вы можете заявить о возврате налога хоть через 2 года, хоть через десять лет.
Но при этом вернуть налог можно только за три последних года. Например: вы купили квартиру в 2016 году, а обратиться за имущественным вычетом решили только в 2021-м, 5 лет спустя. Значит, вы можете подать декларации на вычет за 2018, 2019, 2020 год. И далее, если у вас останется неиспользованный вычет, за 2021 и последующие годы.
Пенсионеры могут вернуть НДФЛ сразу за четыре года: за год, в котором совершена покупка, и три предшествующих.
2 вариант — Обратиться за вычетом к работодателю в год совершения покупки и оформления документов на собственность. Это могут себе позволить только граждане, работающие по трудовому договору. Учтите, что дата обращения за возвратом не влияет на правило распределения вычетов с 2014 года.
СберРешения помогут подготовить декларацию и отправить документы в налоговую инспекцию не выходя из дома.
Как получить имущественный вычет
Если выбрали второй вариант возврата, то действовать надо через своего работодателя. Для этого нужно в налоговой инспекции получить уведомление о праве на вычет и отнести его на место работы. Бухгалтерия перестанет удерживать НДФЛ с текущего заработка, а также вернет удержанный налог с начала года.
Самостоятельная подача декларации позволяет вернуть сразу крупную сумму. Для этого в течение года собираем справки о доходах от всех работодателей, готовим документы, подтверждающие покупку, и заполняем декларацию 3-НДФЛ. Камеральная налоговая проверка не должна превышать 3 месяца, затем еще 30 дней остается для перечисления на банковский счет.
С вводом в мае 2021 года процедуры упрощенного получения вычетов по НДФЛ необходимость составления и подачи деклараций полностью так и не исчезла. Упрощенка действует только некоторых расходов:
Кроме того, упрощенная схема сработает, только если банк и органы местной власти передадут информацию о покупке недвижимости в ФНС. Поэтому полагаться на такую условную автоматизацию процессов не стоит. Надежнее и быстрее самостоятельно обратиться за возвратом НДФЛ.
Какие ошибки мешают получить возврат:
Вычет при продаже имущества
В общем случае в результате продажи вы получаете доход, с которого вы должны перечислить 13% НДФЛ в бюджет. Для всех продавцов существует возможность уменьшить размер налогов, а для некоторых и вовсе его избежать. Рассмотрим, какую недвижимость после 3-х лет владения можно продать без налогообложения:
Если вы уже отметили 5-летнюю годовщину новоселья, то имеете полное право продавать имущество без налогового бремени, наши дальнейшие разъяснения вам не потребуются.
Итак, если ваша недвижимость не подходит ни под одно из перечисленных условий, вы обязаны заплатить 13% с доходов от продажи и предоставить налоговую декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля следующего года.
Уменьшить доходы вы можете на сумму расходов или применить имущественный налоговый вычет. Что выгоднее, то и используйте. При продаже жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков, земельных участков, а также долей в указанном имуществе, вычет составит 1 000 000 руб. При продаже автомобиля, нежилого помещения, гаража и иного имущества, вы вправе уменьшить налогооблагаемый доход на 250 000 руб.
Если квартира продана за сумму ниже 70% ее кадастровой стоимости на 1 января текущего года, то налогооблагаемым доходом все равно считается 70% кадастровой цены.
Существенно уменьшить доход, а следовательно и налог, можно за счет предоставления документов, подтверждающих расходы на приобретение имущества. Это могут быть приходные кассовые ордера, товарные и кассовые чеки, банковские выписки, платежные поручения, расписки продавца в получении денежных средств, а также иные документы, подтверждающие факт приобретения продаваемой квартиры, например, договор купли-продажи.
Частые ошибки налогоплательщиков:
Важно: с 1 января 2022 года не нужно сдавать декларацию 3-НДФЛ, если сумма вычета покрывает размер дохода от продажи имущества.
Автор – Оксана Рымаренко, руководитель группы налогового вычета СберРешений
Почему вам стоит обратиться в СберРешения? С нами ваши данные в безопасности. Качество оказания услуг подтверждено сертификатами. Уже 27 лет мы работаем на рынке аутсорсинга в России и СНГ.
Причины отказа в получении налогового вычета за квартиру
Налоговый вычет после покупки квартиры — это вычет, который может получить практически любой человек. Но есть несколько оговорок.
По каким причинам вам откажут в вычете
Для начала напомним причины, на основании которых вам может быть отказано в получении налогового вычета после покупки квартиры.
Во-первых, не может претендовать тот, кто уже пользовался вычетом (с нюансами), или приобретал жилье у взаимозависимых лиц — например, у близких родственников.
Во-вторых, в налоговом вычете может быть отказано в случае, если человек неправильно оформил документы.
К примеру, предоставил договор, но не добавил к нему также необходимые документы об оплате.
В-третьих, на вычет может претендовать только налоговый резидент РФ, который получает доходы, которые облагаются по ставке 13%.
Так может быть, если объект недвижимости покупает пенсионер и у него нет дохода, который облагается 13%. Такой пенсионер не может претендовать на этот вычет.
А можно ли получить вычет дважды?
Принято считать, что налоговый вычет на покупку жилья можно получить только один раз, независимо от его суммы, хотя это не совсем так.
Если человек купил жилье, стоимость которого меньше 2 млн рублей, он имеет право рассчитывать на то, что при покупке еще одной квартиры сможет дополучить сумму налогового вычета.
До 1 января 2014 года налоговый вычет можно было получить только единожды, независимо от стоимости объекта недвижимости.
Но поскольку стоимость жилья во многих регионах страны не доходила до максимально установленного размера возможного вычета. Люди были вынуждены:
После указанной даты в законе закрепили имущественный вычет не за конкретным объектом недвижимости, а за налогоплательщиком.
То есть налоговый вычет приобрел персональный характер.
Как получить в такой ситуации вычет?
Вам нужно обратиться за получением недовыплаченных сумм:
Соберите все необходимые документы, такие, как заявление, платежки, документы о собственности, справку о размере предыдущего вычета.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Уголовная ответственность при необоснованном заявлении налогового вычета (постановления КС РФ от 22.07.2020 № 38-П и от 04.03.2021 № 5-П)
Юстус Ольга Ивановна – канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного, административного и таможенного права ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»
Конец «эпохи налогового романтизма» ознаменовал собою кардинальное изменение позиций судов по рассмотрению налоговых споров. Если раньше суды обосновывали свои выводы на формально-юридическом анализе обстоятельств дела и доказательств, то теперь они используют сугубо содержательно-фактический анализ, руководствуясь новыми позициями власти по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. Революционные преобразования в обществе всегда сопряжены с соблазном власти употребить силу [1].
Это мысли, сформулированные более пятнадцати с лет назад, невольно вспоминаешь, когда анализируешь содержание Постановления Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ) от 22.07.2020 г. № 38-П и Постановления КС РФ от 04.03.2021 № 5-П.
Первая ситуация, ставшая предметом рассмотрения КС РФ, связана с необоснованным привлечением к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) М.А. Литвинова, который органами предварительного следствия обвинялся в мошенничестве, а именно в хищении чужого имущества путем обмана в крупном размере. Ему инкриминировалось, что, приобретя квартиру за счет средств федерального бюджета, он представил в инспекцию ФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области три налоговых декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2011, 2012 и 2013 годы с заявлением о предоставлении имущественных налоговых вычетов, на получение которых он не имел права, будучи участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Первоначальным приговором М.А. Литвинов по предъявленному обвинению оправдан, поскольку, по мнению суда, ошибочное решение налогового органа о предоставлении вычета не было обусловлено подложными документами либо документами, скрывающими факт приобретения квартиры за счет средств федерального бюджета. При этом суд пришел к выводу, что обращение М.А. Литвинова за вычетом не свидетельствовало об обмане, а явилось следствием добросовестного заблуждения о законных основаниях к его получению.
В последующем оправдательный приговор был отменен, поскольку, по мнению рассматривающих данное дело иных судебных инстанций (вплоть до Верховного Суда Российской Федерации), неоднократное получение подсудимым, не имеющим на то права, соответствующего вычета после подачи им налоговой декларации говорит о наличии у него умысла на обман должностных лиц налогового органа с целью хищения денежных средств.
При этом, признав М.А. Литвинова виновным в совершении преступления, предусмотренного частью третьей статьи 159 УК Российской Федерации, один из судов указал, что ошибочные действия сотрудников налоговой инспекции не находятся в причинно-следственной связи с содеянным, не свидетельствуют о невиновности подсудимого, а лишь указывают на обстоятельства, способствовавшие преступлению.
В этой связи М.А. Литвинов был вынужден обратится в КС РФ с жалобой о несоответствии указанной уголовно-правовой нормы ст. 18 и ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, поскольку данная норма «позволяет привлекать налогоплательщика к уголовной ответственности без опровержения презумпции добросовестности его действий и без установления признаков совершения им обмана, возлагая на него уголовное наказание за ошибочные решения налоговых органов о предоставлении ему налогового вычета» [2].
Вопросы взыскания с физических лиц задолженности по налогу на доходы физических лиц, образовавшейся вследствие необоснованного предоставления имущественных налоговых вычетов, уже становились предметом рассмотрения КС РФ [3], который не исключил возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства. Указанная позиция СК РФ вызвала справедливые нарекания специалистов в сфере финансового и налогового права, а также общественности [4].
Вместе с тем, как свидетельствуют акты КС РФ за 2020 – 2021 гг., вопрос юридических последствий необоснованно предоставленного налогового вычета приобрел еще большую остроту в текущем периоде.
Имущественный налоговый вычет, в размере фактически понесенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением соответствующего жилого помещения устанавливается ст. 220 НК РФ, предусматривающей: особенности предоставления вычета, его предельный размер и порядок исчисления фактических расходов ( пп.1,3 и 4 п. 3 ст. 220 НК РФ), перечень документов, представляемых в налоговый орган для подтверждения права на вычет (пп.6 и 7 п. 3 ст. 220 НК РФ), обстоятельства, при которых вычет не предоставляется (п. 5 и 11 ст. 220 НК РФ), а также порядок его предоставления (п.7 – 10 ст.220 НК РФ).
Таким образом, НК РФ осуществляет детальную правовую регламентацию процедуры предоставления данного имущественного налогового вычета, поскольку одним из принципов налогового планирования, направленного на минимизацию налогового обязательства, является установленная законодательством о налогах и сборах обязанность налогоплательщика подтвердить свое право на льготы. Указанное, как подчеркнул КС РФ, является закрепленной законом формой реализации налогоплательщиком своих правомочий.
При надлежащем исполнении данной обязанности вопрос о предоставлении налоговой льготы решается налоговым органом путем реализации контрольных функций, закрепленных ст. 31, 32, 88 НК РФ, в том числе в порядке текущего контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов [5].
В этой связи само по себе даже необоснованное обращение налогоплательщика в налоговый орган с целью реализации права на имущественный налоговый вычет не может считаться представляющим достаточную для криминализации общественную опасность, поскольку предоставление вычета должно быть в такой ситуации исключено действиями сотрудников налогового органа, которыми принимается решение – по результатам камеральной налоговой проверки – о действительном размере налоговой обязанности лица за конкретный налоговый период (абз.2 п.4 анализируемого постановления).
Таким образом, надлежащее реализация данного налогового правоотношения зависит не столько от правомерности и добросовестности действий налогоплательщика, сколько от правомерности и добросовестности действий властного субъекта правоотношения – налогового органа.
Вместе с тем позиция КС РФ по данному вопросу не была столь категоричной.
Осуществляя конституционный контроль, КС РФ акцентировал внимание на произвольном применении ст.159 УК РФ органами следствия и суда, что имело результатом нарушение принципов законности, вины и справедливости, установленных уголовным законодательством (особенно с учетом того обстоятельства, что необоснованно полученный налоговый вычет в полном объеме был возвращен налогоплательщиком казне).
Что касается налоговых органов, то КС РФ в анализируемом постановлении по сути отказался от надлежащей конституционно-правовой оценки их деятельности, возможно, «в силу наличия оснований ожидать надлежащего исполнения налоговым органом своих обязанностей» (абз.1 п.3.2 постановления) при принятии решения об обоснованности налогового вычета.
Сглаживая ситуацию, КС РФ со ссылкой на письмо Федеральной налоговой службы от 22 августа 2014 года № АС-4-15/16675 «О представлении имущественного вычета участникам в накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения», предписывающее управлениям ФНС по субъектам РФ провести дополнительный анализ материалов камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц по предоставлению вычета участникам накопительно-ипотечной системы, констатировал, что не только налогоплательщики, но и налоговые органы могут ошибочно оценить наличие у налогоплательщика права на соответствующий налоговый вычет.
Результат такой лояльности КС РФ в оценке незаконных/злоупотребительных (то есть антиконституционных) действий налоговых органов не заставил себя долго ждать.
Предметом конституционного контроля в начале 2021 года стали доводы жалобы В.В. Калугарова, также обвиненного в мошенничестве в связи с необоснованным использованием имущественного налогового вычета, вначале подтвержденного налоговым органом, но в дальнейшем им же и опровергнутого [6].
Анализируя данную ситуацию, КС РФ подчеркнул следующее: поскольку регулирование налоговых правоотношений осуществляется с использованием юридических средств межотраслевого характера и основано на властном методе, предполагающем подчинение налогоплательщика требованиям государства, его органов и должностных лиц [7], установление преступности и наказуемости посягательств на собственность, сопряженных с получением налогового вычета при реализации права на жилище, и привлечение к ответственности конкретных лиц невозможны без учета нормативных положений, определяющих основания и порядок предоставления налогового вычета, полномочия органов и должностных лиц, которые разрешают вопрос о возможности применения этого механизма государственной поддержки граждан при улучшении ими жилищных условий.
При этом КС вторично указал, что само по себе такое обращение гражданина хотя и может быть необоснованным (например, если налогоплательщик ошибается в оценке наличия права на вычет и полагается на компетентность сотрудников налогового органа, чтобы подачей обращения разрешить вопрос о наличии или отсутствии этого права), но не образует объективных признаков мошенничества, поскольку при обычной внимательности и осмотрительности сотрудников налогового органа может быть принято решение об отказе в предоставлении налогового вычета, а также поскольку обращение налогоплательщика является лишь предпосылкой для выполнения налоговым органом своей обязанности по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, как представляется, КС РФ в Постановлении от 04.03.2021 № 5-П обозначил принципиальное условие оценки действий налогоплательщиков при получении налоговых вычетов как законных и добросовестных, а именно: надлежащее выполнение налоговым органом своей обязанности по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В этой связи хотелось бы акцентировать внимание на позиции КС РФ, сформулированной в одном из постановлений 2020 года [8]: отсутствие публично-властных злоупотреблений со стороны уполномоченных органов предполагает, по мнению КС РФ, не только надлежащее выполнение ими своих обязанностей, но и отсутствие ошибок, проявление разумности и осмотрительности с их стороны в реализации властных полномочий; только при таком условии можно обеспечить незыблемость соблюдения принципа поддержания доверия к закону и действиям государства.
Выводы
В этой связи предлагается:
1) дополнить пп. 6 п. 3 ст. 220 НК РФ абз. 9 следующего содержания:
«документы по установленной форме, подтверждающие отсутствие осуществления расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации либо сумму расходов, произведенных за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
2) дополнить Приложение 7 Декларации 3-НДФЛ «Расчет имущественных налоговых вычетов по расходам на новое строительство либо приобретение объектов недвижимого имущества» разделом, отражающим сведения, указанные в предложенной редакции абз. 9 пп. 6 п. 3 ст. 220 НК РФ.
[2] Примечательно, что сам заявитель обозначил суть проблемы, с которой впоследствии в целом согласился КС РФ.
[3] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2017 № 9-П.
[4] См.: Крохина Ю. А. Взыскание с физического лица неправомерно предоставленного налогового вычета // Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2017 года: по материалам XV Междунар. науч.-практич. конф. 13-14 апреля 2018 г., Москва / сост. М.В. Завязочникова; под ред. С.Г. Пепеляева. М.: СТАТУТ, 2019. – С. 34–41; Алексей Артюх. Гражданский или налоговый? Какая разница, если бюджету надо кушать (ответ Конституционного Суда) – URL: https://zakon.ru/blog/2017/04/10/grazhdanskij_ili_nalogovyj_kakaya_raznica_esli_byudzhetu_nado_kushat_otvet_konstitucionnogo_suda (дата обращения 31.03.2021) и др.
[5] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 г. № 595-О.
6] Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 марта 2021 № 5-П.
[7] Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 10-П, от 24 марта 2017 г. № 9-П, от 6 июня 2019 г. № 22-П и др.
[8] Постановления Конституционного Суда РФ от 02 июля 2020 г. № 32-П.