Налоговый контроль ппа что это
Предпроверочный анализ ФНС: что следует о нем знать
Предпроверочный анализ – это мероприятия, проводимые налоговыми инспекторами для выявления потенциальных нарушителей налогового законодательства. В последнее время предпроверочный анализ стал более эффективным и результативным – об этом свидетельствует тот факт, что число налоговых проверок в 2018 году сократилось на 30 %, а собираемость налогов по их итогам выросла. Отсюда можно сделать вывод: если налоговая инспекция пришла в компанию с проверкой, это значит, что факт нарушения практически точно установлен.
Как понять, что в отношении фирмы ведется предпроверочный анализ? Естественно, налоговая такую информацию организациям не сообщает. Однако это можно узнать по косвенным признакам.
Однако возможны ситуации, когда компания не получает ни запросов, ни вызовов в ФНС, однако в это время налоговые инспекторы активно собирают на нее «компромат». В данном случае стоит помнить о 12 критериях риска.
Что делать?
Разумеется, далеко не любая компания может определить, что в отношении нее ведется предпроверочный анализ. Чтобы достоверно узнать об этом, рекомендуется обращаться к опытным адвокатам по защите бизнеса, которые сумеют выявить и устранить все риски. Если специалисты в ходе налогового аудита выясняют, что компании грозит реальная опасность, они предлагают руководителям совершить следующие действия:
Следует помнить, что защита бизнеса при налоговых проверках должна строиться как можно раньше. Тогда можно рассчитывать на то, что внезапный визит инспекторов не парализует фирму.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Планирование выездных проверок: как попасть в топ самых проверяемых
На протяжении нескольких лет статистика, публикуемая ФНС на своём сайте, свидетельствует об уменьшении количества налоговых проверок. Суммы доначислений при этом растут. Как же так выходит, что в план проверок попадает 99% «виновных»?
Сегодня мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения системного подхода налоговой службы к организации процесса планирования выездных налоговых проверок, на основе рекомендаций ФНС(Письмо ФНС России от 12 февраля 2018 года № ЕД-52/307ДСП@ (письмо с отметкой для служебного пользования)) для нижестоящих органов.
Всего работа налоговой по планированию ВНП делится на несколько этапов и схематично выглядит следующим образом:
Особый интерес вызывают первые два этапа, поскольку именно в ходе их проведения налоговая даёт некую первичную оценку действиям налогоплательщика.
Отбор налогоплательщиков
Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.
К первой категории в том числе относится информация:
полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;
общедоступная информация из интернета;
жалобы физических и юридических лиц.
ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;
ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;
Как вы понимаете, этот список можно продолжать. Однако, ФНС в своих рекомендациях прямо указывает, что на этапе отбора налогоплательщиков приоритетом обладают программные комплексы АСК «НДС-2» и «ППА-отбор». Первый позволяет выявлять расхождения в налоговых декларациях по НДС. Второй, на основе 12 критериев Концепции системы планирования ВНП, выстраивает рейтинг налогоплательщиков по убыванию от наиболее рисковых к наименее рисковым.
Принципы работы этих роботов широко известны, кроме того ранее мы уже рассматривали их в другой статье, поэтому сейчас подробно останавливаться на них не будем.
Помимо сбора информации, налоговый орган оценивает поведение налогоплательщика в ретроспективе. В частности, информацию об уточнениях налоговых обязательств в результате направления требований о представлении письменных пояснений или вызове в инспекцию.
В целом, в своих рекомендациях, ФНС акцентирует внимание на том, что приоритетными для включения в проект Плана ВНП являются налогоплательщики, обладающими максимальными рисками совершения правонарушений. Соответственно, эта же категория налогоплательщиков является первыми кандидатами на проведение в отношении них предпроверочного анализа.
Предпроверочный анализ
Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:
1) Истребование документов по конкретным сделкам
2) Проведение допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика
Как правило проводится в целях установления реальности сделок.
3) Анализ банковских выписок и информации из АСК «НДС 2»
Цели анализа: (а) сопоставить данные о товарных потоках с денежными потоками; (б) установить звенья вывода денежных средств (обналичивание) либо факт возврата денег налогоплательщику.
4) Запрос в банках информации о представителях налогоплательщика и его контрагентов
Конечно, речь идёт не обо всех контрагентах, а лишь о подозрительных (потенциально подконтрольных). В ходе данной процедуры инспекторы запрашивают сведения: (а) о личности лиц, участвовавших в открытии расчётных счетов, лиц и/или имеющих право распоряжаться деньгами; (б) данные таких представителей: контактные телефоны, IP и MAC адреса устройств, с которых они управляют счетами.
5) Анализ обстоятельств сделки
6) Истребование информации о сделках налогоплательщика у его контрагентов
«Встречной проверкой», в целом, тоже никого не удивишь и получение требований контрагентами также не гарантирует проведение предпроверочного анализа. Однако, как и в пункте 1, при получении информации от контрагентов об участившихся требованиях в отношении компании, стоит быть начеку.
7) Установление подконтрольности между контрагентом и анализируемым налогоплательщиком
Речь идёт о выявлении некого перечня связанных с налогоплательщиком субъектов, которые используются им в целях уклонения от уплаты налогов. Данный процесс носит вероятностный характер. То есть налоговый орган выдвигает некоторые предположения о подконтрольности на основе собранных к текущему моменту доказательств, что вовсе не гарантирует верность их предположений.
8) Изучение информации о контрагенте налогоплательщика
В рамках данного мероприятия, налоговый орган должен собрать в отношении контрагентов информацию, аналогичную той, что была собрана в отношении самого налогоплательщика на этапе отбора, то есть с использованием внешних и внутренних источников информации.
9) Установления факта «злоупотребления» именно налогоплательщиком
Иными словами, налоговый орган должен убедиться, что именно анализируемый налогоплательщик организовал схему уклонения от уплаты налогов. Кроме того, он или его бенефициары являются выгодоприобретателями от схемы уклонения.
10) Составление графической схемы товарных и денежных (в т.ч. заёмных) потоков
Данная процедура предполагает условное изображение модели ведения деятельности конкретным налогоплательщиком и его взаимодействия с иными контрагентами, отношения с которыми вызывают подозрения.
11) Расчёт предполагаемых сумм доначислений
Здесь в целом всё понятно, налоговый орган должен прикинуть потенциальный куш, для определения целесообразности проведения проверки в отношении налогоплательщика.
12) Передача материалов в другой субъект
Эта процедура выполняется в случае, если проверяющими будет выявлен иной налогоплательщик, стоящий на учёте в другом регионе и являющийся выгодоприобретателем от схемы.
Добровольное уточнение
В своих рекомендациях ФНС прямо указывает, что при наличии объективных доказательств совершения налоговых правонарушений, перед включением налогоплательщика в план проверок, ему должна быть предоставлена возможность добровольно заплатить налоги.
Обязательность данной процедуры подтверждается текущей практикой, поскольку так называемые комиссии по легализации стали чуть ли не главным средством налоговой службы для повышения собираемости налогов.
Тем не менее, в ряде случаев работа, направленная на добровольное уточнение налоговых обязательств, может не проводиться:
имеется поручение вышестоящего органа о включении налогоплательщика в проект плана ВНП;
есть основания полагать, что в случае проведения комиссии, налогоплательщик предпримет меры реорганизации или миграции в другой регион;
Сама по себе комиссия по легализации является безусловным благом. Во-первых, участие в данном мероприятии позволяет налогоплательщику донести до инспекторов свою позицию, что, возможно, вообще снимет все претензии. Во-вторых, она предоставляет возможность доплатить налог без штрафов.
Важно! Рекомендации ФНС прямо указывают на то, что уточнение налоговых обязательств не является 100% гарантией избежание проверки. После доплаты компанию могут не включать в проект плана ВНП, а могут и включить. Соответственно, даже после, казалось бы, удачного завершения комиссии, у налогоплательщика не должна возникать иллюзия безопасности.
Кроме этого, важно понимать, что само по себе уточнение налоговых обязательств по итогам комиссии, свидетельствует о том, что инспекторы работают в верном направлении и налогоплательщику есть что скрывать. Подача уточнённой декларации предоставляет основание для проведения камеральной проверки прошлого периода (См. Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979), чем иногда пользуются инспекторы, забывая о «джентльменских» договорённостях.
Миграция, реорганизация, ликвидация
Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.
ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.
Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.
Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:
1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал
В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.
2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ
В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.
3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится
В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.
Формирование и утверждение плана ВНП
В ходе утверждения плана ВНП Управления ФНС в регионах, посредством отправки уведомлений в другие регионы, могут инициировать проверки филиалов и иных обособленных подразделений налогоплательщиков, а также его контрагентов. При этом, в случае отказа Управления ФНС соответствующего региона в проведении проверки, инициатор процесса может пожаловаться в ФНС России, дабы пролоббировать решение о проведении проверки на самом верхнем уровне.
Эти особенности должны быть интересны любителям договариваться. Во-первых, договорённость, достигнутая с конкретным лицом в начале года, вовсе не гарантирует, что к третьему кварталу лицо не сменится и в следующем квартале инспекция выйдет на проверку.
Во-вторых, даже имея договорённости в своей инспекции, нельзя исключать ситуацию, при которой указание проверить, прилетит от вышестоящего органа.
Вместо резюме
Анализ рекомендаций ФНС, в целом, подтверждает сложившиеся в последние несколько лет тренды.
Налоговая служба делает ставку на автоматизацию механизмов отбора налогоплательщиков, которые ориентируются на соответствие неким усреднённым статистическим показателям. В этой связи принципиально важно (а) знать необходимые параметры и (б) соответствовать им.
На стадии допроверочных мероприятий налоговая служба проделывает большую работу, в результате которой уже рождаются доказательства, обосновывающие доначисления налогов.
Приоритетом перед проведением ВНП пользуются комиссии по легализации. Очевидно, что налоговая служба стремится сделать больше, меньшими средствами, поскольку «стоимость» выездной проверки гораздо выше процедуры стимулирования для добровольного уточнения своих налоговых обязательств.
Концепция планирования выездных налоговых проверок
Концепция планирования выездных налоговых проверок
С целью осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах органы ФНС наделены правом проводить выездные налоговые проверки (ВНП).
Принятие решения о проведении в отношении определенного лица выездной налоговой проверки не происходит спонтанно и исключительно по желанию проверяющего инспектора. Такое решение обусловлено наличием определенных факторов и обстоятельств, понимание которых позволит вам с высокой степенью вероятности понимать — ждать ли в скором времени проверки или нет.
Поможет в проведении самопроверки и упомянутый Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, поскольку Приложение 2 содержит критерии для самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. О том, как использовать эти критерии, мы писали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС».
Процедура планирования
В самом общем виде планирование выездных налоговых проверок можно представить следующим образом:
Принятие решения о проведении в отношении лица предпроверочного анализа (ППА)
Так или иначе ФНС проверяет всех налогоплательщиков. И самым первым фильтром является определение круга лиц, в отношении которых будет проводиться ППА.
Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки осуществляется фискальными органами на основе:
Принятие решения о проведении в отношении плательщика налогов ППА не формализовано, происходит в рабочем порядке и о нем сам плательщик не информируется.
Проведение в отношении лица ППА
Если ваша компания в итоге попала в поле зрения налоговиков по причинам, описанным выше, это еще не означает, что в отношении нее гарантировано будет проведена ВНП. Сегодня перед ФНС обоснованно стоит задача повышения эффективности контроля в области начисления и уплаты налогов и сборов. Это означает, что перед принятием решения о проведении ВНП фискальный орган уже должен иметь предварительную информацию о потенциальных нарушениях лицом налогового законодательства, а также о возможности фактического взыскания с него предполагаемых сумм доначисленных налогов, пени и штрафов.
Именно для этого в отношении налогоплательщиков проводится ППА, в рамках которого органы ФНС используют следующие инструменты и источники информации:
По итогам ППА выносится заключение, в котором отражается следующая информация:
Принятие решения о проведении в отношении лица выездной проверки
В итоге с учетом заключения по ППА принимается решение о проведении в отношении конкретного налогоплательщика ВНП. Если такое решение принимается, то оформляется официальным документом по установленной форме и вручается налогоплательщику.
Сроки
Что входит в мероприятия налогового контроля
Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям. Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет. Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.
Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.
Что такое мероприятия по налоговому контролю
Налоги – сфера государственных интересов. Именно государство устанавливает законы и правила налогообложения, и оно же контролирует их выполнение.
В Российской Федерации принят и действует Налоговый кодекс, а также некоторые другие положения, касающиеся уплаты налогов и сборов, обязательные для выполнения предпринимателями и организациями.
Мероприятия налогового контроля – комплекс действий налоговиков, регламентируемый НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ), который производится с целью проверки соблюдения налогового законодательства и международных положений о налогообложении в отношении:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сфера осуществления мероприятий налогового контроля – выездные налоговые проверки и рассмотрение их материалов. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, некоторые мероприятия могут быть произведены и вне проверок налоговых органов.
Цель и задачи мероприятий налогового контроля
Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:
Что может быть выявлено в результате
По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:
Основные мероприятия налогового контроля
Сотрудники ФНС Российской Федерации, опираясь на Налоговый Кодекс, в рамках проверок могут осуществлять ряд регламентированных законодательством мероприятий:
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У лиц, производящих налоговый контроль, есть утвержденное законодательством право применять различные технические средства для фиксации фактов, выявленных в результате проверки: фотосъемку, кино- или видеозапись, аудиозапись, копировальную технику и др. Применение технического обеспечения контроля должно быть отражено в ее документальном сопровождении (протоколах проверки).
Дополнительные мероприятия налогового контроля
Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.
ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.
Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:
Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.
Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:
Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Анализ материалов допмероприятий
Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.
Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.
Налоговые проверки: как проходят и можно ли к ним заранее подготовиться
Эксперт по налогам рассказывает, чем камеральная проверка отличается от выездной и как заранее подготовиться к любой из них
Екатерина Новикова
Налоговый юрист, директор компании V.U.CONSULT
Налоговые проверки касаются всех предпринимателей и компаний — вне зависимости от масштабов бизнеса и отрасли. Рассказываем, какие налоговые проверки бывают, как проходят для ИП и ООО и может ли компания заранее к ним подготовиться.
Что такое налоговая проверка
В начале 2021 года Тинькофф Бизнес опросил около 7000 предпринимателей. Опрос показал, что за последний год количество проверок бизнеса со стороны госструктур выросло. Проверки могут проводить пожарная инспекция, Роспотребнадзор, санэпидемстанция и другие ведомства. В этой статье речь только про налоговые проверки.
Цель любой налоговой проверки — убедиться, что компания правильно исчислила и вовремя уплатила все налоги и сборы. Задача проверяющих — понять, есть ли у компании задолженность перед государством, пытается ли она снизить налоги незаконным способом.
Виды налоговых проверок
Есть два вида налоговых проверок — камеральная и выездная.
Камеральная проверка — это проверка бизнеса на основании налоговых деклараций. Налоговый инспектор проверяет, верно ли заполнена декларация и рассчитан налог.
Выездная проверка проводится, если налоговая выявила, что компания или ИП подпадает под критерии риска — об них расскажем ниже. Тогда инспектор приезжает в офис, на склад или магазин предпринимателя или компании, проверяет первичную документацию, осматривает помещение, опрашивает сотрудников.
Выездные проверки могут быть комплексными или тематическими. Комплексная проводится по всем налогам и сборам, а тематическая — только по одному, например НДС.
Дальше расскажем подробно про каждую проверку.
Камеральная налоговая проверка
Налоговая проводит камеральную проверку на основании первичных и уточненных деклараций. Такая проверка проходит каждый раз, когда вы сдаете декларацию по любому налогу. Уведомлять о начале камеральной проверки налоговая не обязана, проверка проводится автоматически.
Кто проводит проверку. Налоговая по месту учета предпринимателя или компании. К примеру, если компания работает в Ярославле и подает декларацию в налоговую инспекцию в Ярославле, она и проводит проверку.
Что проверяют. Инспекция проверяет налоговую декларацию: есть ли ошибки в ее заполнении, правильно ли рассчитаны налоги и сборы.
Как проходит. Предприниматель или компания подает декларацию, начинается камеральная проверка. О начале проверки налоговая не уведомляет. Проверка может длиться до трех месяцев.
Приостановить камеральную проверку нельзя. Если выявят нарушения законодательства, в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговая составляет акт с ее результатами. Следить за ходом камеральной проверки можно в личном кабинете налогоплательщика.
Особенности камеральной проверки. Во время камеральной проверки инспектор может запросить документы, подтверждающие доходы или расходы компании: счета-фактуры, договоры, акты и другие первичные документы — но только в том случае, если он нашел противоречия в декларации или засомневался в ее корректности.
Чаще всего камеральные проверки проходят незаметно для предпринимателя: налоговая проверяет декларацию, убеждается, что все в порядке.
Выездная налоговая проверка
Выездная проверка проводится, если налоговая подозревает предпринимателя или организацию в нарушении налогового законодательства.
Кто проводит выездную проверку. Налоговая по месту учета предпринимателя или компании.
Что проверяют. Инспекторы проверяют первичную документацию компании — договоры, счета, счета-фактуры, регистры бухгалтерского и налогового учета, акты, платежные документы, книги покупок и продаж, накладные, путевые листы. Могут опросить сотрудников и осмотреть помещение, в котором работает компания или предприниматель.
Как проходит. Узнать заранее о выездной налоговой проверке нельзя: по закону налоговая не обязана о ней предупреждать. Единственное исключение — проверки компаний, которые занимаются лотереями и азартными играми. Для них налоговая публикует в общем доступе календарь налоговых проверок.
Налоговая выносит решение о выездной проверке и может прислать его предпринимателю или компании по почте, в личном кабинете системы электронной подачи декларации или на сайте налоговой. Иногда решение могут предъявить по факту, когда налоговая уже приедет в офис. Это законно.
В решении указано основание проверки, ее срок, фамилии проверяющих инспекторов. Если к вам пришли с проверкой, вы можете попросить инспекторов показать удостоверения и свериться с фамилиями в решении — это поможет убедиться, что проверка проходит законно. Менять проверяемые налоги или период проверки, указанные в решении, налоговая не имеет права.
Обычно в выездной проверке участвуют два или три инспектора. Иногда по запросу налоговой в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции. Во время выездной проверки у инспекторов больше полномочий, чем во время камеральной:
Предприниматель обязан предоставлять все документы по запросу инспекторов и не препятствовать их работе.
ИП или компания может не пустить инспекторов на территорию компании, если решение о проверке оформлено неправильно: не указано, кого проверяют, не указан перечень налогов и сборов, которые будут проверять, период проверки, нет подписи руководителя или заместителя руководителя налоговой службы.
Если компания или предприниматель отказывается впустить инспекторов, они составят акт. В этом случае налоговая может самостоятельно определить сумму налога к уплате, продлить срок выездной проверки или наложить штраф 10 000 ₽.
После окончания выездной проверки ИП или компания получает решение с результатами проверки. Его отправляют почтой, через личный кабинет или вручают лично. В нем может быть указан размер выявленной недоимки, пени, штрафы.
Особенности выездной проверки. Налоговая не может проводить более двух выездных проверок в течение календарного года. Но в исключительных случаях может провести повторную проверку.
Повторная и встречная налоговые проверки
Налоговые проверки могут быть повторными и встречными.
Повторная выездная налоговая проверка проводится только в трех случаях:
Срок проведения повторной проверки — два месяца, как и при обычной выездной проверке. Повторная камеральная проверка не проводится.
Встречная проверка означает, что налоговая проверяет контрагентов компании.
Например, инспекторы заметили, что кафе закупило оборудование по подозрительно низкой цене: похожее оборудование в других ресторанах стоит дороже. Налоговая проверяет, где кафе закупило оборудование, запрашивает документы по сделке у компании-поставщика и сверяет, совпадает ли закупочная цена с расходами кафе. Это и называется встречной проверкой.
Контрагентов проверяет налоговая по месту их учета. Предоставить документы нужно в течение пяти рабочих дней. Налоговая штрафует контрагента, если он нарушает срок предоставления документов или не предоставляет их вовсе.
Кто рискует подпасть под выездную проверку
Налоговая составила список того, на что она обращает внимание при назначении выездной налоговой проверки. В нем 12 критериев. Список помогает ИП и компаниям самостоятельно оценить, может ли налоговая приехать в их офис с выездной проверкой:
Проверить контрагента можно в сервисе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».
Компания или предприниматель на ОСН может вычислить примерный налог, который считается нормой в отрасли и регионе, через налоговый калькулятор. Там собрана статистика за последние годы, которая поможет предпринимателю сориентироваться в примерных показателях нормы.
Для примера посмотрим отраслевые показатели для малого предприятия по производству одежды в Тульской области.
Если деятельность предпринимателя или организации подпадает под один из критериев — например, у нее слишком высокий показатель рентабельности — это уже повод для налоговой провести выездную проверку.
Как обжаловать решение по итогам проверки
Предприниматель или компания может не согласиться с решением по итогам камеральной или выездной проверки. К примеру, компания уверена, что правильно рассчитала налог, и хочет оспорить решение налоговой о доначислении. Тогда она может подать жалобу в вышестоящую налоговую службу.
Срок подачи — в течение года со дня вынесения решения. Жалобу нужно подать в вышестоящий налоговый орган. Если ИП работает в Саратове и не доволен результатами проверки налоговой инспекции по Саратову, он подает жалобу в Управление ФНС России по Саратовской области.
Как долго длятся налоговые проверки
Налоговый кодекс устанавливает такие сроки:
Налоговая может продлить камеральную проверку только при проверке по НДС — до трех месяцев.
Продлить выездную проверку можно максимум до шести месяцев. Причины — на месте проверки случился пожар или потоп, компания или предприниматель не успевают предоставить инспекторам документы.
Налоговая вынесла решение о проверке 10 февраля. Значит, она должна приехать в офис предпринимателя или компании и провести проверку до 10 апреля. В начале апреля офис затопило, и налоговая продлила проверку на один месяц — до 10 мая.
Выездную проверку могут приостановить на срок до шести месяцев. Например, если налоговая хочет провести экспертизу документов, запросить сведения из налоговой другого региона или страны, перевести документы с иностранного языка на русский. По закону приостанавливать проверку можно столько раз, сколько потребуется, чтобы собрать всю информацию. На время приостановления инспекторы обязаны выехать из офиса, склада или магазина компании.
Как подготовиться к выездной проверке
Чтобы выездная проверка прошла быстро и без неприятных последствий, нужно делать следующее:
Заранее подготовиться к проверке получается не всегда. Чтобы проверить, есть ли в компании проблемы с документацией, можно заказать налоговый аудит. Аудиторы и налоговые юристы помогут оценить, может ли бизнес подпасть под выездную проверку, и расскажут, как избежать нарушений и штрафа.
Возможные последствия проверки
Если налоговая находит нарушения по итогам проверки, предпринимателя могут привлечь к трем видам ответственности:
Налоговая ответственность. Если компания или ИП не платит налоги вовремя и в полном объеме, это считается налоговым правонарушением. В этом случае предусмотрены штрафы.
Обычно штраф составляет от 20 до 40% от суммы неуплаченных налогов. Если не заплатить недоимку, пени и штрафы добровольно, налоговая выставляет инкассовое поручение на расчетный счет. Тогда банк станет автоматически списывать все поступающие деньги в счет погашения недоимки, пени, штрафа, пока он не будет выплачен.
Если денег на счете не хватит, налоговая может взыскать недоимку с имущества компании или ИП, которые они используют в предпринимательских целях, через службу судебных приставов. Например, наличные деньги, деньги и драгоценные металлы в банках, машину или офис.
Если на расчетном счете компании нет денег на уплату налогов, штрафов и пеней, налоговая может привлечь к субсидиарной ответственности: взыскать деньги с учредителя, директора или главного бухгалтера.
Административная ответственность. Наступает при нарушении сроков подачи декларации, непредставлении сведений, ошибках в заполнении бухгалтерской отчетности. В этом случае предусмотрен штраф от 300 до 20 000 ₽.
Уголовная ответственность. Компанию или ИП могут привлечь к уголовной ответственности только в одном случае — при налоговой задолженности от 15 млн рублей для компании и от 2,7 млн рублей для ИП. Задолженность считается за период в течение трех лет.
Варианты наказания зависят от тяжести нарушения. Это может быть:
Компания или ИП могут избежать уголовной ответственности, если совершили налоговое преступление впервые и полностью уплатили задолженность, пени и штрафы до того, как будет назначено заседание суда.
Обычно за ведение первичной документации и расчет налогов отвечает бухгалтер. Но по закону ответственность за организацию и ведение бухучета лежит на директоре. Если в документации будут ошибки, в первую очередь налоговая предъявит претензии директору или предпринимателю. Чтобы снизить риски в работе с первичной документацией, нанимайте бухгалтера с опытом проверки и подготовки документов к налоговым проверкам.
Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф
Если вы не хотите разбираться с налогами и отчетностью самостоятельно, можете подключить бухгалтерское обслуживание:
Сейчас читают
Кассовый чек в 2021 году: что нужно знать бизнесу
Разобрались, какие реквизиты должны быть в кассовом чеке, как правильно оформлять наименование товара и его код, если товар маркируемый, и какие штрафы ждут бизнес за чеки с ошибками
Договор с поставщиком. Примеры опасных и нормальных
Иногда кажется, что договор — это формальность. Но в случае споров договор станет защитой бизнеса и одним из важнейших доказательных документов в суде
Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита
Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям, в том числе по ликвидности и платежеспособности
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания