Налоговый маневр что это такое

Что такое налоговый манёвр. Объясняем простыми словами

Налоговый манёвр — это перераспределение налоговой нагрузки: снижение одних налогов за счёт увеличения других.

Как правило, такие изменения происходят в пределах одной отрасли экономики. Самый известный налоговый манёвр последних лет — это снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30 до 0% в 2019–2024 годах при одновременном повышении для нефтяников налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Главные цели налогового манёвра:

Пример употребления на «Секрете»

«В какой-то период нефтяные компании даже снижали переработку, так как параметры налогового манёвра подталкивали их экспортировать сырьё, тем более цены на нефть на мировом рынке растут».

(Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков о том, как ослабевший рубль обеспечил нефтяникам миллиардные прибыли.)

Критика

Критики налогового манёвра отмечают, что из-за него повышаются цены на бензин — в них закладывается рост стоимости нефти на внутреннем рынке, а она дорожает за счёт увеличения НДПИ. В результате возникает ситуация, когда бензин в России стоит дороже, чем, например, в США.

Высокие цены на бензин выдавливают с рынка независимые сети АЗС, которые сами не производят топливо, а закупают его на оптовой бирже.

Значительные изменения в налоговом законодательстве проводятся и в других отраслях. Например, с 2022 года планируется увеличить НДПИ в металлургической отрасли. А с начала 2021 года в России действует закон о льготах для IT-отрасли, по которому налог на прибыль для российских разработчиков снизился с 20 до 3%, а страховые взносы — с 14 до 7,6%. Эти изменения также называют налоговым манёвром.

Компенсировать выпадающие доходы в IT-сфере хотят за счёт иностранных компаний. Одно из предложений Минцифры — обязать иностранные фирмы, которые заказывают ПО у российских программистов, платить за россиян налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Подобный опыт уже есть: ещё в 2017 году в России ввели «налог на Google». Он затронул иностранные IT-компании, которые продают в России электронные услуги через интернет — игры, фильмы, музыку, программы, предоставляют облачное хранение данных, получают доход от рекламы и т. д. Google, Microsoft, Apple, Facebook и другие IT-гиганты платят с продаж НДС по ставке 16,67%.

Статью проверил:

Александр Дмитриев, адвокат, налоговый консультант Tax Compliance

Источник

Эксперты оценили результаты «налогового маневра» в нефтяной отрасли

Следовательно, чем сложнее и дороже проект, тем меньше налог, и наоборот. Данный режим создает условия для реализации высокозатратных проектов и появления, пусть и не сразу, дополнительной налогооблагаемой базы. А в высокомаржинальных проектах он обеспечивает прогрессивное изъятие ресурсной ренты в пользу государства.

С января 2019-го новую систему обкатывают на 35 лицензионных участках ряда крупных и небольших нефтяных компаний. Совокупная добыча нефти на этих участках до начала эксперимента составляла около 15 млн тонн в год при извлекаемых запасах в 900 млн.

В рамках пилотных проектов в казну сейчас поступает 50% от расчетной выручки компании от операционной и инвестиционной деятельности на конкретном лицензионном участке за вычетом фактических расходов на добычу и транспорт нефти, а также экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (он сокращен более чем вдвое).

А вот Минэнерго РФ, наоборот, считает эксперимент удачным. И добивается не просто сохранения новой налоговой системы, а ее расширения, чтобы избежать возможного падения добычи. При этом высказывается мнение, что в случае ужесточения фискального режима такое падение может произойти уже через несколько лет.

В подтверждение эффективности новой налоговой системы Алекперов привел следующие цифры: «Даже ограниченная рамками эксперимента система НДД по третьей группе зрелых месторождений (это всего 3% добычи «Лукойла») обеспечит дополнительно около 100 млн баррелей нефти до 2027 г.». Без НДД ни этих баррелей, ни начисляемых на них налогов не будет.

Солидарен с коллегой и Юрий Шафраник, председатель совета Союза нефтегазопромышленников России. Экс-министр топлива и энергетики РФ в своих выступлениях приводил в пример Техас, где очень выгодно добывать даже ведро нефти. При наших же правилах игры нерентабельными почему-то оказываются даже скважины с суточным дебитом в сотни тонн.

Источник

Налоговый маневр в IT

ИТ-компании могут снизить страховые взносы и налог на прибыль. Проверьте, может ли ваша компания сэкономить

Налоговый маневр что это такое. Смотреть фото Налоговый маневр что это такое. Смотреть картинку Налоговый маневр что это такое. Картинка про Налоговый маневр что это такое. Фото Налоговый маневр что это такое

Николай Андреев

Руководитель налоговой практики в ЮК «Зарцын и партнеры»

могут снизить налоговые ставки на страховые взносы и налог на прибыль и освободиться от НДС. Для этого им нужно применить налоговую льготу по 265-ФЗ. Мы разобрали, как ее получить разработчикам ПО и электроники.

Что такое налоговый маневр

Так называют новые льготы и ограничения, которые ввели в 265-ФЗ. По этому закону с 2021 года могут платить меньше взносов и налогов:

Льготы для могут получить только те, кто подходит по условиям. Если сильно упростить, нужно получать 90% выручки по профильной деятельности и держать в штате семь человек. Подробности и другие условия — дальше в статье. Сперва разберемся, сколько можно сэкономить на льготах.

Что поменяется после налогового маневра

Страховые взносы. могут снизить страховые взносы за сотрудников до 7,6%. Эту льготу могут использовать все компании, у кого есть работники.

Налог на прибыль. могут снизить налог на прибыль до 3%. Это сработает только для компаний на ОСН — общей системы налогообложения.

Такая льгота не подойдет тем, кто привлекает инвестиции в стартап и в первый год совсем не рассчитывает на прибыль.

НДС. Раньше освобождали от налога на добавленную стоимость. После налогового маневра это изменится: теперь нужно будет платить НДС 20%. Это касается только тех, кто работает на ОСН — общей системе налогообложения. Приведем пример.

Когда продает плагин другой компании, она добавляет к стоимости 20%. Если плагин стоит 100 000 ₽, продает его за 120 000 ₽. После оплаты берет эти 20% и отдает в налоговую.

Чтобы не платить НДС и не увеличивать стоимость своего продукта, можно применить льготу по 265-ФЗ и освободиться от уплаты. А еще эта льгота даст право продавать российским ведомствам свое ПО через госзакупки.

Освободиться от НДС можно, если попасть в реестр российского ПО. Правда, туда не каждый попадет: законодатель ставит жесткие требования и просит пройти сложный процесс. Расскажем о нем в отдельной статье.

Кто считается по закону

По закону это организации, которые занимаются информационными технологиями. Именно организации — ИП не могут получить льготы по 265-ФЗ. условно можно поделить на две группы.

Разработчики электроники. Они проектируют и разрабатывают изделия электронной компонентной базы и электронную продукцию. Например, производители процессоров, сигнализаций, систем умного дома, умных колонок.

Разработчики ПО. Они разрабатывают и продают программы и базы данных. Это разработчики системы электронного документооборота, CRM, конструктора сайтов, маркетплейсов, программ для анализа и проверки контрагентов. А еще это компании, которые оказывают услуги по разработке, адаптации, модификации программ и баз данных. Или устанавливают, тестируют и сопровождают эти программы и базы данных.

Кто может претендовать на льготы

1. Среднесписочная численность работников. Она должна быть не меньше семи. При этом хорошо, если большая часть работников работает с продуктом напрямую.

Достаточно получать 90% выручки хотя бы по одному из пунктов.

Среднесписочную численность и долю от выручки будут считать за девять месяцев предыдущего года. А если компания только появилась и у нее еще нет финансовой истории, то за последний квартал.

Первое условие: среднесписочная численность работников

Что это такое. Это когда считают, сколько у вас в среднем работает людей по трудовым договорам. Вам нужна именно среднесписочная численность, а не средняя. Разница в том, кого считают.

Среднесписочная численностьСредняя численность
Считают только сотрудников, которые работают по трудовым договорам. Если сотрудник в отпуске или декрете, это не важно: его тоже считаютСчитают сотрудников, которые работают по трудовым договорам, подрядчиков, которые работают по ГПХ, владельцев компании, внешних совместителей

Каких работников считать. Хорошо, если большая часть работников напрямую работают над продуктом, а не косвенно. Это неформальные рекомендации от налоговых инспекторов. Если четыре из семи работников — это программисты или инженеры, все отлично. Если только три из семи, у инспекторов возникнут вопросы.

Работают над продуктом напрямуюНа граниКосвенно работают над продуктом
Фулстек-разработчики

ТестировщикиКорректоры

МаркетологиСисадмины

Чтобы убедиться, что ваши сотрудники подходят, посмотрите, что написано в штатном расписании, должностных инструкциях, трудовых договорах и книжках. Налоговая проверит эти документы, если вы начнете применять льготы.

Налоговой должно быть понятно из бумаг, что большая часть сотрудников работают с продуктом напрямую. Для этого нужно сделать так, чтобы эти документы соответствовали профессиональным стандартам и квалификациям Минтруда. Там описаны и основные цели, и конкретные наборы обязанностей.

О программистах написано в разделе «Связь, информационные и коммуникационные технологии». Вот как описывают основную работу разных работников.

Программист → Разработка, отладка, проверка работоспособности, модификация программного обеспечения.

Тестировщик → Оценка качества разрабатываемого программного обеспечения путем проверки соответствия продукта заявленным требованиям, сбора и передачи информации о несоответствиях.

Руководитель разработки ПО → Руководство процессами разработки, отладки, проверки работоспособности и модификации программного обеспечения, их организация и управление ресурсами.

Как считать. Чтобы рассчитать среднесписочную численность за квартал, нужно выяснить ту же метрику за месяц.

Вот как рассчитывается среднесписочная численность сотрудников за месяц, в котором все сотрудники работали полный рабочий день.

Вот как рассчитывается среднесписочная численность сотрудников за квартал, в котором все сотрудники работали полный рабочий день.

Бывает, что сотрудники то уходят, то приходят, то работают по полной ставке, то по неполной. Это тоже нужно учесть в расчетах среднесписочной численности. В таких случаях пользуйтесь указаниями Росстата или попросите вашего бухгалтера рассчитать среднесписочную численность.

Что делать, если не подходите под условие. Если среднесписочная численность компании меньше семи человек, она не подходит под условие. Вот что делать в такой ситуации:

Важно, чтобы среднесписочная численность не падала, когда вы начнете применять все льготы. Если спустя год она будет меньше семи, налоговая может отменить льготы, а затем доначислить страховые взносы и налог на прибыль на целый год.

Второе условие: доля выручки 90% от оборота

Напомним, 90% выручки должно идти по профильной деятельности : например, за разработку и продажу ПО.

Чтобы понять, подходите ли вы под условие, давайте разберем, какие доходы считаются непрофильными. Если клиенты покупают рекламу в приложении, это непрофильный доход. Если покупают право разместиться на маркетплейсе, это тоже считается за непрофильный доход. А вот если покупают право вопользоваться маркетплейсом со встроенной CRM-системой, это уже профильный доход.

Давайте разберем на примерах, какая выручка от оборота компании подходит под льготу, а какая не подходит.

Доля выручки подходит. Представим «Сеновал». В основном она разрабатывает CRM-системы и модифицирует под задачи клиентов. Изредка продает рекламу в казуальной игре — скажем, это студенческий проект основателя, который внезапно взлетел.

Вот какая у нее структура выручки:

Такая компания подходит под условие льготы: она получает 90% выручки за профильную деятельность, а продажа рекламы занимает только 10%.

С другой стороны, в CRM-системах можно общаться с клиентами, а значит, можно и писать новости об акциях и скидках. По сути, это реклама, но загвоздка в том, что это только часть ПО. Клиенты изначально купили право пользоваться всей CRM-системой, а не оплатили только размещение рекламы в чате. Они могут пользоваться чатом для рекламы, а могут не пользоваться — в любом случае назначение CRM-системы не изменится.

Доля выручки не подходит. Спустя год «Сеновал» перестал получать заказы на разработку и модификацию CRM-систем. Зато компания стала получать больше предложений на покупку рекламы в мобильной игре. В итоге структура выручки изменилась

Теперь компания не подходит под льготу. Она получает только половину выручки с продаж ПО и его установки, а другая половина выручки — продажа рекламы.

Маркетплейс мешает получить льготу. Спустя время «Сеновал» перестал получать предложения на покупку рекламы в мобильной игре. Чтобы держаться на плаву, он решил разработать свой маркетплейс и начал на нем зарабатывать.

Теперь клиенты платят «Сеновалу» за возможность разместить на маркетплейсе карточки с товарами и заключать сделки там. Продажу размещений в маркетплейсе приравнивают к рекламе. Если таких доходов будет больше 10%, компания не будет подходить под льготу.

Маркетплейс не мешает получить льготу. Чтобы вернуть льготу, «Сеновал» решил разработать такой маркетплейс, который будет продавать право воспользоваться им как ПО, а не разместиться на нем.

«Сеновал» разработал маркетплейс курсов со встроенной CRM-системой. Разработчики курсов покупают у «Сеновала» право пользоваться сервисом, на котором можно много всего делать:

Такой маркетплейс не помешает получить льготу.

Что делать, если не подходите под условие. Мы разберем три способа изменить компанию, чтобы она соответствовала условию о выручке в отдельной статье.

Как совершить налоговый маневр

Если вы подходите по всем условиям, можно применять льготы. Вот что нужно сделать для этого.

Разработчикам ПО — аккредитоваться в Минцифре.

Разработчикам электроники — попасть в реестр разработчиков электроники.

Резидентам ОЭЗ — ничего не надо делать. Если вы резидент особой экономической зоны, вы тоже можете снизить страховые взносы или налог на прибыль. Для этого не нужно аккредитовываться или попадать в реестр. Если вы подходите по условиям, можно сразу начать применять льготы. У вас уже есть свидетельство о регистрации организации в качестве резидента экономической зоны. Этого достаточно, уведомлять налоговую не нужно.

Тем, у кого была страховая ставка 14%, — ничего не надо делать. Раньше могли снизить страховые взносы до 14%. Закон 265-ФЗ отменил эту льготу. Если вы применяли старую льготу, можно сразу начать применять новую и платить страховые взносы по ставке 7,6%. Делать ничего не надо, просто продолжайте соответствовать условиям.

Как разработчикам ПО получить льготы

Разработчикам ПО надо получить аккредитацию Минцифры. Это бесплатная процедура, а сама аккредитация — бессрочная.

Чтобы ее пройти, надо сделать три вещи:

Собрать документы. Нужно два документа: заявление о предоставлении аккредитации и справка с подписью руководителя о том, что компания работает именно в ИТ. Шаблоны документов в ссылках справа: кликните, скопируйте, заполните, распечатайте.

Подать документы. Документы можно подать через портал госуслуг, если есть электронная подпись. Другой вариант — послать заказное письмо с описью вложения по адресу: 125375, г. Москва, ул. Тверская, 7. Но можно и лично. Адрес тот же, а подъезд — 3, окно называется «Экспедиция». Доверенность для представителя не нужна.

Дождаться решения. Минцифры принимает решение в течение 30 дней. Если вас решат аккредитовать, то внесут в реестр и через пять дней отправят выписку из него — она приедет на почту.

Применять льготу можно с того месяца, когда получите документ об аккредитации. Например, получили 16 июля, а применять можно с 1 июля.

Как разработчикам электроники получить льготы

Нужно попасть в реестр разработчиков электроники. Чтобы вас включили туда, отправьте заявку через Государственную информационную систему промышленности.

Это можно сделать без пошлин и печатных документов: заполните заявку на сайте и подпишите усиленной электронной подписью. Если у вас нет такой, наймите юриста, который поможет подготовить заявку и подпишет ее за вас.

В реестр включают компании, которые занимается тем, что указано в постановлении. Достаточно подходить хотя бы по одному пункту.

Что написано в законе о том, кого могут включить в реестрЧто это может значить
1. Проектировать и разрабатывать электронную компонентную базу, ее составные частиРазрабатывать микроконтроллеры, полупроводники, платы или другую электронику, из которой можно сделать, — сигнализацию, например. Этим занимаются компании-производители
2. Проектировать и разрабатывать электронную, радиоэлектронную продукцию, ее составные частиРазрабатывать полноценные продукты: компьютеры, наушники, камеры. И отдельные модули для таких продуктов, например антенны и преобразователи сигнала переносной рации
3. Проектировать и разрабатывать сложнофункциональные блокиТак называют элементы аппаратной архитектуры. Например, видеодекодеры, которые преобразовывают цифровой сигнал в аналоговый и обратно
4. Проектировать и разрабатывать технологии электронной компонентной базы, электронную, радиоэлектронную продукциюРечь о технологических решениях, из которых делают электронику. Это может быть технология «система на кристалле», которую используют в процессорах для смартфонов, например. В России такое обычно делают конструкторские бюро, институты
5. Разрабатывать ПО для электронной компонентной базы и электронной, радиоэлектронной продукции, ее составных частейРазрабатывать программное обеспечение для электроники. Например, группа языков ассемблера
6. Проектировать и изготавливать корпуса электронной компонентной базы и их элементовПроектировать и изготавливать корпуса для электроники — это, например, металлические гильзы для полупроводника, которые нужны для защиты от пыли
7. Разрабатывать структуры, логической, электрической принципиальной схемы, топологии электронной компонентной базы, микроэлектромеханических устройств, оптоэлектронных устройств, изделий и технологий фотоникиРазрабатывать архитектурные схемы, в которых перемещаются единицы данных между элементами электроники. Например, путь радиоволны от антенны до динамика радиоприемника
8. Разрабатывать окружение тестирования и проверки моделей электронной компонентной базы, устройств или сложнофункциональных блоковРазрабатывать устройства и ПО, которые помогают оценить работу электроники. Например, правильно ли компьютер складывает и умножает
9. Тестировать и проверять электронную компонентную базу и сложнофункциональные блокиОценивать работу электроники с помощью тестов, ПО и разных устройств
10. Разрабатывать средства проектирования электронной компонентной базы, электронную, радиоэлектронную продукциюРазрабатывать ПО, в котором можно проектировать электронику. Это, например, AutoCAD
11. Изготавливать пластины по полному или частичному циклу с кристаллами и их измерение (за исключением фотошаблонов)Это способ производить кристаллы. Он заключается в том, что полупроводниковые пластины разделяют с помощью надрезания механическим и лазерным способом
12. Собирать кристаллы в корпусеПроизводить процессоры с использованием кристаллов кремния по технологии «система на кристалле»

Если вы подходите по одной из 12 категорий, можно подать заявку. Чтобы убедить экспертов реестра, что вы подходите, нужно приложить к ней такие документы и контакты:

1. Копию устава организации.

2. Документы, которые подтвердят, что ваши разработки стоят на бухгалтерском учете. Например, акт о постановке на учет нематериальных активов или приказ о постановке на учет нематериальных активов.

Если таких документов нет, можно прислать копии соглашений с компаниями, которые подтверждают, что ваши разработки используются. Другой вариант — прислать копию свидетельства о регистрации топологии интегральных схем. Этот документ можно получить в Роспатенте.

3. Выписку из штатного расписания. Она нужна, чтобы подтвердить, что у вас работают сотрудники, которые занимаются электроникой.

4. Справку от организации, с которой вы заключили лицензионное соглашение. Важно чтобы эта компания владела товарными знаками систем автоматизированного проектирования или другого ПО или использовала их. Нужно, чтобы справка была подписана руководителем компании.

Если таких документов нет, могут подойти договоры с Центром коллективного проектирования или письмо организации с маршрутом проектирования.

5. Телефон и электронную почту руководителя организации или его представителя.

Эти пять документов — обязательные, а есть еще дополнительные. Если такие у вас есть, приложите их к заявке, чтобы увеличить свои шансы на попадание в реестр. Если нет, ничего страшного. Вот что еще можно приложить:

Министерству промышленности нужно не больше 20 рабочих дней, чтобы проверить заявку и принять решение. Общаться будут через ту же государственную информационную систему промышленности.

Если компании откажут, можно доработать заявку по замечаниям экспертов и снова отправить ее.

Региональные льготы для ИТ

В Татарстане на упрощенке можно платить 1% от доходов: заработали миллион, а отдаете 10 000 ₽. Это в шесть раз меньше стандартной ставки для упрощенки.

Региональные льготы — это целая история: ее мы скоро расскажем в отдельной статье.

Бухгалтерское обслуживание

Снимаем с ИП все бухгалтерские задачи и оптимизируем налоги:

Сейчас читают

Правила работы с самозанятыми

Компании и ИП привлекают самозанятых для разовых или нерегулярных проектов. Для бизнеса это выгоднее, чем работать с физлицами, но есть несколько правил, которые важно учитывать при таком сотрудничестве.

Как подготовить и провести презентацию

Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.

Как заработать на елках на Новый год

Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Налоговый маневр что это такое. Смотреть фото Налоговый маневр что это такое. Смотреть картинку Налоговый маневр что это такое. Картинка про Налоговый маневр что это такое. Фото Налоговый маневр что это такое

Налоговый маневр что это такое. Смотреть фото Налоговый маневр что это такое. Смотреть картинку Налоговый маневр что это такое. Картинка про Налоговый маневр что это такое. Фото Налоговый маневр что это такое

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Пресс-центр

Кто выигрывает от налогового маневра Отправить по электронной почте

С 2015 года в России начался «налоговый маневр». Расчеты Минфина показывают, что это очень своевременная мера. Маневр и снижает зависимость бюджета от цен на нефть, и смягчает эффект от их падения для нефтяной отрасли

Зачем потребовался налоговый маневр

Тот факт, что динамика экономического развития нашей страны во многом определяется состоянием её нефтегазового сектора, стал объективной реальностью еще в 1970-х. Это заставляет правительство уделять повышенное внимание регулированию этого сектора. Одновременно это существенно увеличивает «цену» принимаемых государством решений для отрасли и бюджетной системы страны – однажды череда ошибок и неправильных решений в подходах к управлению нефтегазовой отраслью уже привела к драматическим событиям в новейшей истории (см. книгу Егора Гайдара «Гибель империи. Уроки для современной России»).

Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. В разные периоды времени декларировались различные цели этой реформы, она имеет множество составных частей, стратегических и тактических задач. Однако ее основной среднесрочный вектор – это снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Реализация именно этого вектора реформы в законах, принятых в 2013-2014 годах, получила название налогового маневра. И именно его обсуждение возобновилось в последние дни в прессе и в профессиональном сообществе.

Однако представляется, что критика этого маневра, которая начала звучать со стороны нефтяных компаний, а также некоторых политических сил, в период, когда с начала введения в действие изменений не прошло и одного месяца, не имеет под собой почти никаких экономических оснований. Более того, реформа, по предварительным оценкам, не только была оптимальной в тех условиях, в которых она принималась. Как это ни странно на фоне многих других мер, реализованных в прошлом году, она выглядит оптимальной и в новых условиях, поскольку позволяет менее болезненно адаптироваться к резкому падению мировых цен на нефть как производителям нефти, так и бюджету, не создавая дополнительных проблем для внутреннего рынка нефтепродуктов.

При этом проблемы отрасли – как краткосрочные, с операционным денежным потоком, так и долгосрочные, с инвестициями в новые проекты, – имеют опосредованное отношение к «налоговому маневру». Нефтяники в целом выигрывают от налогового маневра, бюджет теряет меньше, чем мог бы потерять в иных налоговых условиях, а дополнительных факторов повышения цен на бензин не наблюдается.
Напомню, что в соответствии с параметрами «большого налогового маневра» предельная ставка экспортной пошлины на нефть должна снизиться с 59% в 2014 году до ­30% в 2017 году. Базовая ставка НДПИ на нефть при этом растет с 493 рублей за тонну в 2014 году до 919 рублей в 2017 году. Одновременно увеличиваются ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижаются ставки акцизов на моторные топлива.

Очень важно подчеркнуть, что и без «налогового маневра» нефтяную отрасль в 2015 году ждали очень серьезные изменения – в соответствии с решениями, принятыми правительством еще в августе 2011 года, ставка экспортной пошлины на темные нефтепродукты с 2015 года увеличивалась в полтора раза и становилась равной ставке пошлины на нефть. Одновременно с увеличением ставки предполагалось, что за три последующих года нефтеперерабатывающая отрасль подвергнется комплексной модернизации, в результате чего удельный выход темных нефтепродуктов из перерабатываемой нефти существенно снизится (с 35-40% до 20-25%). Повышение пошлины на мазут в таких условиях не приводило бы к нагрузке на технологически продвинутые компании и одновременно поставило бы крест на функционировании полутора сотен маленьких заводов, чья экономика базировалась лишь на отменяемой разнице в экспортных пошлинах.

Уже в начале прошлого года было очевидно, что комплексную модернизацию отрасли к началу 2015 года завершить не удастся. В результате рост пошлины привел бы к неминуемому сокращению объемов переработки нефти на немодернизированных заводах, а это, в свою очередь, грозило локальными дефицитами нефтепродуктов и ростом цен на них. Проблема была в том, что дополнительные доходы от роста пошлины (более 340 млрд рублей в условиях цен на нефть и курса рубля к доллару, предусмотренных макропрогнозом первой половины 2014 года) уже несколько лет как были предусмотрены при среднесрочном бюджетном планировании на 2015 и последующие годы.

Поэтому простой отказ от повышения пошлины означал бы либо рост бюджетного дефицита на соответствующую величину, либо необходимость поиска источников замещения выпадающих доходов. В этой связи любые оценки бюджетного эффекта от «налогового маневра» необходимо проводить в сравнении с условиями 2015 года, то есть введением 100-процентной экспортной пошлины на темные нефтепродукты.

Принятые решения о реформе налогового и таможенно-тарифного регулирования в нефтяной отрасли – тот самый налоговый маневр – не только растягивали повышение пошлины на темные нефтепродукты во времени (выравнивание ставок теперь предстоит с 2017 года), но и приводили к уменьшению размера выпадающих доходов от этого шага: в соответствии с бюджетным прогнозом, составленным до падения цен на нефть, «цена маневра» для бюджета, то есть в том числе и цена отказа от 100-процентной пошлины на мазут, оценивалась нами в размере около 140 млрд рублей в 2015 году. Предполагалось, что остаток (около 200 млрд рублей) заплатят потребители нефти и нефтепродуктов в России и странах Евразийского экономического союза за счет роста цен на них, а нефтяная отрасль даже получит бонус в виде роста доходности добычи нефти и отсрочку, необходимую для завершения модернизации НПЗ.

Что происходит при низких ценах на нефть

Почему налоговый маневр смягчает положение нефтяников

Такой эффект обусловлен тем, что основная часть капитальных и операционных затрат в отрасли номинирована в рублях. Девальвация рубля не приводит к одномоментному пропорциональному росту этих расходов в долларах, так как по большей части они состоят из рублевых затрат на электроэнергию, амортизации оборудования, зарплат и отчислений на социальное страхование. Доля расходных материалов в затратах может составлять 15-20%, поэтому даже удвоение их стоимости приводит к росту совокупных затрат на те же 15-20%. Такой рост затрат полностью компенсируется отмеченным выше ростом рублевого денежного потока.

Поэтому налоговый маневр в условиях снижения цен на нефть не приводит к реализации системных рисков в секторе нефтедобычи в среднесрочном периоде (1-2 года), а отрасль вместе с тем располагает достаточными финансовыми ресурсами для поддержания добычи на текущем уровне.

Этот вывод очень важен – в краткосрочном периоде основная часть рублевых потерь от снижения нефтяных цен приходится на федеральный бюджет. Помимо прочего, именно это обстоятельство – главное обоснование выбранной модели формирования резервных стабилизационных фондов и оно же отлично объясняет, почему средства этих фондов нецелесообразно тратить на поддержку нефтегазовой отрасли в периоды низких цен.

Что произойдет с ценами на бензин

Цена, которую каждый из нас платит за бензин, – наиболее заметный широкой публике параметр происходящих изменений. При разработке параметров реформы власти согласились с тем, что в соответствии с существовавшим на тот момент макроэкономическим прогнозом инкрементальный (то есть обусловленный только маневром, при прочих равных условиях) рост цен на топливо на внутреннем рынке может составить до 3 рублей на литр в год. В условиях равнодоходности поставок нефтепродуктов на экспорт и на внутренний рынок внутренняя цена во многом определяется ставкой экспортной пошлины – чем ниже пошлина, тем ближе внутренняя цена к экспортной, то есть тем она выше.

Наши оценки показывают, что при низких ценах на нефть налоговый маневр реализует еще и оптимальный сценарий регулирования для цен внутреннего рынка. По крайней мере, с точки зрения массового потребителя сценарий маневра оказывается лучше, чем два других – налоговые условия 2014 года и установленные до маневра налоговые параметры с учетом полшины на мазут на уровне 100% от нефтяной с 2015 года.

Дело в том, что для предотвращения чрезмерного роста цен в рамках маневра были существенно снижены фиксированные, не зависящие от нефтяных цен, рублевые ставки акциза на моторное топливо (бензин и дизельное топливо). В условиях низких цен на нефть маржинальное снижение ставок экспортных пошлин на это топливо в абсолютном выражении даже с учетом девальвации рубля оказалось меньше снижения ставок акциза, что обеспечивает минимальное давление на цены внутреннего рынка по сравнению с другими сценариями.

Аналогичные выводы можно сделать и для сектора нефтепереработки: показатель EBITDA этого сектора в условиях свободного ценообразования устойчив к уровню цен на нефть, а условия функционирования сектора в 2015 году оказываются лучше, чем при введении 100-процентной пошлины на мазут. Ведь цены на внутреннем рынке меняются вслед за ценой экспортной альтернативы, операционные затраты номинированы в рублях, а доля расходов на уплату пошлин в выручке снижается по мере снижения цены нефти.

Налоговый маневр и «ножницы Кудрина»

В этих условиях небольшое перераспределение доходов в пользу бюджета, вызванное конструкцией налоговых ставок, не приводит к снижению рублевого денежного потока в отрасли. В условиях кризиса практически все остальные сектора российской экономики могут только позавидовать такой ситуации. И если посмотреть на те проблемы, с которыми начинают сейчас сталкиваться эти остальные сектора в условиях кризиса, то ответ на вопрос о том, необходимо ли отменять налоговый маневр и дополнительно поддерживать нефтяную отрасль за счет новых налоговых льгот, однозначный – нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *