Нанайцы где живут и чем занимаются

Нанайцы

Дар шамана и его атрибуты: бубен, юбка, пояс с подвесками, особая шапка — передавались у нанайцев по наследству.

Нанайцы (нанай, нани — «местный», «здешний человек») — коренной народ на Дальнем Востоке Российской Федерации. Этноним «нанайцы» был введен в практику в начале гг. До этого они назывались гольдами. Живут главным образом по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае, немного — в Приморском крае и на острове Сахалин. Небольшая часть нанайцев-хэчжэ живет в Китае, на реке Сунгари.

В Российской Федерации, по данным переписи населения 2010 г., живут 12 003 нанайца, в Красноярском крае — 13 представителей этого народа.

Говорят на нанайском языке группы алтайской языковой семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность с 1931 г. на латинской, с 1963 г. — русской графической основе.

Основные традиционные занятия — рыболовство и в меньшей степени охота (зимой — пушной промысел). Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долбленых, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.

Среди традиционных ремесел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины; женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки

Нанайцы вели оседлый образ жизни. Жилища — большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже — рубленые избы, в тайге — шалаши различных форм.

Традиционная одежда нанайцев — распашная, халатообразная с большим правым запахом. Она изготавливалась из ткани (зимняя — на вате), рыбьей кожи, ровдуги (грубая замша), различных мехов. Рыбаки и охотники носили мужские фартуки, куртки из шкур косули, ноговицы, небольшие шапочки с султанами из беличьих хвостов. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками. Вся одежда была богато орнаментирована.

Пища у нанайцев состояла преимущественно из рыбы — вареной, сырой, жареной, вяленой. На зиму сушили много лосося, готовили рыбную муку и рыбий жир. Варили супы из свежей или вяленой рыбы, а также из мяса с множеством приправ из дикорастущих трав и кореньев.

Были обращены в православие во второй половине XIX в., однако сохраняли традиционные верования. Существовали своеобразные культы тигра и медведя. За помощью больные обращались к шаманам. Дар шамана и его атрибуты: бубен, юбка, пояс с подвесками, особая шапка — передавались по наследству.

Сохранился богатый нанайский фольклор: исторические и мифологические предания, волшебные сказки, загадки и др.

Источник

Нанайцы где живут и чем занимаются

Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаются

Мировоззрение и верования

Традиционное мировоззрение нанайцев основывалось на одушевлении и одухотворении сил природы и гармоничных отношениях между природой и человеком. Основу верований нанайцев составляли анимистические представления, сочетавшиеся с магией, тотемизмом и фетишизмом. Небо, земля, вода, тайга населялись в их воображении всевозможными духами, влиявшими на жизнь и судьбы людей. В каждом предмете нанайцы различали его материальную форму и живое начало, которому приписывались человеческие черты. Для облегчения сношений с духами нанайцы делали их изображения в виде зооморфных и антропоморфных фигур, которые играли важную роль в религиозных обрядах.

Мировоззрение нанайцев делило окружающий мир на трисферы: верхнюю – небесный мир, среднюю – земной мир и нижнюю – подземный мир.

Небо, населенное духами, влияющими на жизнь людей, по представлениям нанайцев, разделялось на девять сфер, каждая из них ассоциировалась с определенными созвездиями. У каждой сферы был свой бог. Так, ближайшая к земле сфера принадлежала богу Хуту Эндури. Владыкой второй сферы являлся Ерха Эндури. Третья подчинялась Саньси Эндури и т.д. В шестой небосфере обитали девять священных драконов Мудур. Седьмая и восьмая сферы были женскими. Раз в год каждая нанайская семья совершала моления небу, в которых участвовали мужчины одного рода. Во время моления с просьбами о здоровье, благополучии, удаче на промысле обращались к главному божеству Боа Эндури, живущему на девятом небе.

Культ небесных богов смыкался с культом земных духов-хозяев. Хозяина земли На Эндурни почитали больше всего на охоте. Средний мир также делился на «угодья»: водную стихию, горы и тайгу и ту территорию, где непосредственно обитал человек и его род. У каждой стихии были свои хозяева, с которыми нанайцы предпочитали жить в мире, верили, что они обладают собственной волей и могут проявить как милость и щедрость к человеку, так и наказать за неподобающее поведение. В водном мире правили Муэ Эндурни (Тэму) – водный хозяин, Муэ Эдени – дух воды и духи-хозяева рыб и морских животных. Угощение для нихво время молений клали в нойна – специально сплетенную из стружек маленькую лодочку или в корытце, вырезанное из дерева в форме рыбки.

В горах и тайге правили свои духи, их изображения нанайцы вырезали из дерева и кости, носили в качестве амулетов. Фигурки могли оставаться дома, но считалось, что дух все равно неотступно следует за охотником или рыбаком. Нанайцы верили, что у каждого места имеется свой хозяин Подя. Ему молились коллективно и каждый в отдельности до и после охоты. В тайге соблюдали различные табу. К животным нанайцы относились с особым почтением: то, что медведь или кабан позволил себя добыть, расценивалось как милость с его стороны, убитого зверя благодарили, разделывали по особым правилам, чтобы не обидеть. Важное место в традиционном мировоззрении занимали промысловые культы: тигра пурэн амбаниу уссурийских нанайцев, медведя мапа в нижнем течении Амура, а также погребальные и поминальные культы и вера в бессмертную душу.

Душа ребенка с момента его рождения и до одного года включительно представлялась в виде птички омиа-гаса, которая до вселения в женщину жила на ветках родового дерева. Такое дерево имел каждый род.

В нижнем мире Буни обитали те, кто завершил свой земной путь. У нанайцев было несколько способов погребения: наземные, в земле и, как исключение, сожжение. Наземные захоронения совершали на деревьях, на помостах дэсиун, в бревенчатых пазовых погребальных постройках кэрэн. Реже встречались захоронения детей в дуплах деревьев. Захоронение в земле – позднее явление.

Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаются

Посредником между миром духов и людьми служил шаман. Основными его функциями были лечение больных, предсказание будущего и доставка душ умерших в мир мертвых. Шаманы разделялись на три категории: сиуринку саман – шаманы-врачеватели, нигмантэй саман – шаман, совершающий помимо лечения больных обряды при первых поминках, касса саман – шаман, доставлявший души умерших в загробный мир. Шаманами первых двух категорий могли быть мужчины и женщины, каса-шаманом мог быть только мужчина.

Шаман играл большую социальную роль. Практически в каждом селении был свой шаман, в обязанности которого входили борьба со злыми духами, врачевание, гадание, приготовление специальных охранных амулетов, исполнение особых ритуалов, погребальных и поминальных обрядов. Нанайские шаманы имели богатый опыт врачевания травами, кореньями, продуктами животного происхождения, умели избавлять от боли точечным массажем, останавливать кровотечение, успешно лечили ожоги, раны. Шаман пользовался авторитетом как лицо, приносящее пользу людям и обладающее знанием и жизненным опытом, а также исключительной мудростью, благодаря своим духам-помощникам.

Костюм нанайского шамана состоял из юбки, кофты, пояса янгпан с металлическими подвесками, рукавиц с изображением змей, ящериц и лягушек, шапки с ветвистыми железными рогами. Атрибутами были шаманский посох, металлические диски толи, бубен с колотушкой, а также большое количествосэвэнов – фигурок духов-помощников.

В ХХ веке в обрядности нанайцев произошли коренные изменения. На современную систему их обрядовой практики огромное влияние оказали мероприятия государства по созданию новых массовых ритуалов и праздников. Процесс этот начался еще в XIX веке, когда в традиционную духовную культуру нанайцев стали проникать некоторые элементы буддизма и православия. Благодатная почва для их восприятия стала возможной из-за большой веротерпимости нанайцев. Они твердо верили, что духи не знают этнических границ, воздействуют на людей независимо от их национальности. Иногда духи другого народа считались даже могущественнее собственных.

Православие как государственная религия мало затронуло мировоззрение, ритуалы и обряды нанайцев. Хотя официально нанайцев считали православными, господствующей формой их верований оставалось шаманство. Тем не менее, христианское вероучение также оказало определенное влияние на мировоззрение нанайцев. Отдельные положения христианства наслоились на традиционную систему верований и обрядовой практики. Заметное воздействие оказало христианство на характер традиционных погребальных, свадебных и некоторых других обрядов. Различные семейные и общественные обряды, которыми руководят пожилые нанайцы, как элемент национальной культуры сохраняются до настоящего времени.

Источник

Нанайцы – великие рыболовы долины Амура

Нанайцы принадлежат к коренным народам Дальнего Востока. Эта малочисленная народность принадлежит к байкальскому антропологическому типу, что роднит нанайцев с рядом соседних племён их региона. Современные представители этого этноса проживают на территории России и Китая, на берегах реки Амур и её притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.

Нанайцы сохранили удивительные особенности старинной культуры. Конечно, современный уклад жизни нанайцев значительно отличается от быта их предков, но и сегодня можно заметить самобытные черты культуры этого народа. Кто же они – загадочные нанайцы?

История названия нанайцев

Название нанайцев представляет собой интересное сочетание слов. “На” означает “земля”, а “най” – “человек”. Если дословно перевести его, получим “человек земли”, и именно так народ указывал свою принадлежность к определённой территории. В старину нанайцев также называли словом “гольд”. В Китае же народ этот нередко именуют “хэчже”. Что примечательно, самоназвание нанайцев различается в зависимости от местности проживания.

Так, например, племена, населяющие нижнее течение Амура, называют себя “нани”, а вот жители верховьев реки именуют себя на китайский манер “хэджени”. О жизни нанайцев до появления русских известно совсем мало. С приходом в их край землепроходцев в старинных источниках появляются сведения об “ачанах” и “натках”, под которыми подразумевались нанайцы.

Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаютсяНанайцы в XIX веке, фото из путешествия Уильям Генри Джексона, 1895 год
Местонахождение: Университет Бригама Янга, Прово, Юта, США

Нанайская одежда

Традиционная культура нанайского народа ярко проявляется в национальной одежде и ремёслах. Свои наряды нанайцы изготавливали из шкур, крапивных волокон, рыбьей кожи. Нарядные вещи шили из шёлка и парчи, которую привозили в регион иностранные купцы.

И сегодня можно увидеть традиционный наряд нанайцев в их крае. Он состоит из кимонообразного халата, что запахивается на правую сторону, тёплых штанов, невысокой обуви. В тёплые летние дни халат заменяли безрукавкой кандял.

Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаютсяНациональный теплый костюм нанайцев / lagunatrip.ru

Согбома ота – национальная нанайская обувь, сшитая из рыбьей кожи. Она отличается теплотой и прочностью. В зависимости от типа кроя обувь нанайцев можно разделить на тунгусскую или амурскую.

Женский наряд не слишком отличался от мужского. Халат у нанайских красавиц был немного длиннее мужского варианта этой одежды. Кроме того, женщины должны были носить специальные нагрудники, что выкраивались в дополнение к брюкам. Незамужние девушки носили высокие нагрудники, а вот замужние дамы подвязывали их лишь до нижней части груди – чтобы было удобно кормить младенцев.

Деятельность и нанайский быт

Среди традиционных занятий важное место занимали рыболовство и охота, что помогали нанайцам выжить в непростых условиях их родного края. Чаще всего в охоте использовали ямы (для крупного зверя) и засеки. Во время охоты на медведя применяли петли из шкуры лося.

Значительную роль в жизни нанайцев занимали собаки. Причём сейчас я имею в виду не столько использование упряжек или помощь четвероногого компаньона на охоте, сколько почитание этого животного. В местных мифах образ собаки нередко связывался с женской ипостасью. Даже в шаманских традициях собаке уделяется особое место. Это – помощник шамана в общении с миром духов.

Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаютсяНанайский праздник первой кеты на Амуре / lagunatrip.ru

В зависимости от предназначения нанайцы строят два типа жилища. Различают сезонные и постоянные постройки. В старину такие жилища должны были обязательно располагаться неподалёку от источника воды. В древности у нанайцев были распространены землянки и полуземлянки.

В наше время часто встречается дом хагдун. В качестве стен для него использовали жерди, что покрывали камышом и тальником. Главной частью дома была отопительная лежанка накан. Посетив нанайское жилище, именно по этой конструкции можно было определить, сколько человек проживает здесь.

Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаютсяХагдун, фото из путешествия Уильям Генри Джексона, 1895 год

Если кратко сформулировать принцип нанайских хозяек, получим: “Еда должна быть сытной и вкусной”. Это очень верно, поскольку в условиях долгой и морозной зимы крайне важно насытить организм, что вынужден противостоять холодам. Для приготовления блюд используют рыбу, мясо, бобовые, картофель. Из-за климатических особенностей нанайцы практически не выращивали пшеницу, а потому в прежние времена выменивали муку на пушнину.

Конечно, основным продуктом в нанайской кухне является рыба. Её вялят, жарят, солят, замораживают. В сыром виде нанайцы используют в качестве добавки к блюдам головы отдельных видов рыб, костный мозг, печень, почки.

Верования нанайцев

Сегодня большинство нанайцев исповедуют христианство, однако традиционные верования ещё сохранились на их землях. Считается, что связующим звеном между людьми и духами выступают шаманы. Эти люди не просто обладают необыкновенными способностями – они могут поддерживать общение с божествами и влиять на животных, явления природы, погоду. Нанайские шаманы разделяются на несколько категорий, что определяется их функциями:

Нанайцы – древний народ с удивительной самобытной культурой, сохранившейся до наших дней. Они по-прежнему придерживаются старинных верований. Многие нанайцы и сегодня пользуются услугами шаманов, надевают национальную одежду, готовят традиционные блюда, а значит, их обычаи продолжают жить – даже через много веков.

Источник

Нанайцы — коренной народ Дальнего Востока

Нанайцы являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. Народность принадлежит к носителям антропологического байкальского типа, с небольшой примесью китайского северного антропологического компонента. Всего в мире около 16 000 нанайцев.

Где живут

Нанайцы проживают на территории Китая и России вдоль берегов реки Амур и ее притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.

Название

Этноним «нанай» состоит из двух частей: «на» переводится как земля, и «най», что означает человек. Вместе название народности означает земляной человек или человек земли. Ранее русские и европейцы называли нанайцев гольдами, тазами и ходзенами. В Китае народ называют хэчже и хэцзен.

Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаются

Внешность

Одежда

Обувь и одежду нанайцы изготавливали из волокон крапивы и конопли, рыбьей кожи, шкур животных. Для нарядной одежды использовали шелк и парчу. Повседневные вещи шили из простых тканей.

Традиционная одежда этого народа состоит из штанов, халата кимонообразной формы с запахом на правую сторону, невысокой обуви и наговиц. Повседневная одежда состоит из нижнего и верхнего белья: рубашка энгэрэдэ, штаны пэру, наговицы гаро, обуви и головного убора. В качестве верхней одежды носили халат с подкладкой и без, зимний халат с ватной подкладкой. Мужской халат шили выше колен, чтобы не мешал при ходьбе. В летнее время вместо халата надевали короткую безрукавку кандял. В качестве головного убора мужчины носили берестяную шляпу конической формы из пропаренного куска бересты. Крепился убор на голове с помощью двух тесемок. Зимой носили меховую шапку элдумэпсэ.

Пошитая из рыбьей кожи обувь очень теплая и называется согбома ота. Обувь из обработанных шкур животных носит название нантама ота. По покрою обувь нанайцев делилась на тунгусскую и амурскую.

Повседневная одежда нанайских женщин отличается некоторыми особенностями. Халат был длиннее мужского. Штаны носили двух типов: для незамужних они выкраивались с нагрудником, закрывающим грудь, который стягивался на поясе шнурком. Штаны для замужних тоже были с нагрудником, но он закрывал только нижнюю часть груди, чтобы женщине было удобно кормить грудью детей. Для работы у нанайцев была отдельная одежда, которая отличалась практичностью и прочностью.

Одежда праздничная отличается отделкой и украшениями. Обязательный элемент праздничного наряда мужчины — пояс омол, ширина которого 10-15 см, а длина до 4 метров. Им оборачивали талию 2 или 3 раза, а концы с орнаментом оставляли свободно свисать.

Жизнь

Из всех хозяйственных занятий самым важным было рыболовство. У нанайцев были высокоспециализированные орудия для этого промысла. Охота раньше занимала одно из основных мест в хозяйстве, но к 19 веку уже не была столь значительной. Охотились ради мяса и меха. На копытных охотились с помощью ямы-ловушки и засек, использовали самострелы. Для охоты на медведя делали петли из толстой шкуры лося и применяли копье гиду.

Нанайцы держали ездовых собак, передвигались на берестяных, дощатых и долбленых лодках, лыжах и санях нартах. Развито было у народа кузнечное ремесло. Мужчины занимались обработкой кости, металла и дерева, женщины вышивали, шили одежду и обувь, плели циновки и корзины.

Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаются

Жилище

У нанайцев существует 2 типа поселений: сезонные и постоянные. При постройке жилища было важно расположить его неподалеку от источника воды: реки или озера. Самый древний вид жилища этого народа — землянка серома и полуземлянка хурбу. Землянки строили на откосе берега и обрывах террас.

Наземное распространенное жилище — дом хагдун. Стены для него изготавливали из жердей, камышовых плетеных фашин и тальника. Их обмазывали смесью из глины с шерстью или травой. Основная конструкция дома — это отопительная лежанка накан. Именно по ней определялись размеры жилища. Накан был основным местом, где жили люди. Там они работали, ели и спали.

Кухня нанайцев довольно специфичная, но сытная. Для приготовления блюд используется мясо, рыба, крупы, бобовые и картофель, который начали выращивать в конце 19 века. Из ягод в пищу употребляют голубику, клюкву и бруснику, делают из них напитки и добавляют в салаты. Из дрожжевого теста и теста, приготовленного из ягод черемухи, пекут лепешки. Нанайцы готовят холодец, мясные супы, заправленные травами, свежие салаты из диких растений. Раньше они выменивали у русских муку и крупу в обмен на пушнину.

Рыбу сушат, вялят, жарят, варят, замораживают и едят в сыром виде. В 19 веке нанайцы научились коптить и засаливать рыбу. В сыром виде едят головы некоторых видов рыб, основную часть тушек сазанов, почки, печень, костный мозг крупных животных.

Религия

Издавна традиционным верованием нанайцев был шаманизм. Они одухотворяли и одушевляли силы природы, верили в гармонию отношений между природой и человеком. Основой верования нанайцев были анимистические представления, которые сочетались с магией, фетишизмом и тотемизмом. Они верили, что в тайге, на небе, земле и в воде живут духи, влияющие на судьбы и жизни людей. Нанайцы изготавливали фигурки духов, которые играли важную роль в религиозных обрядах.

Мировоззрение нанайцев делилось на три сферы:

Связующим между духом и людьми был шаман. Он лечил больных, предсказывал будущее и доставлял умерших в мир мертвых. Шаманы делились на категории:

Первыми двумя категориями шаманов могли быть женщины и мужчины. Шаманом третьей категории мог быть только мужчина.

Во второй половине 19 века народ был обращен в православие, но продолжал сохранять традиционные верования и обряды.

Нанайский язык принадлежит к группе тунгусо-маньчжурских языков. Проживающие на территории России нанайцы используют письменность на основе кириллицы. В Китае этот язык практически бесписьменный. В отдельных изданиях, в которых обсуждается нанайский язык, используют для транскрипции пиньинь — систему романизации для путунхуа.

В нанайском есть два наречия и три диалекта:

Культура

У нанайцев богатое и разнообразное устное народное творчество. Основные фольклорные жанры:

Очень развито у народа песенно-танцевальное искусство. У нанайцев существует много ансамблей, проводятся различные фестивали песни и танца.

Традиции

Хозяйственный календарь нанайцев включает в себя 5 месяцев с названиями рыб, что говорит о важности рыбного промысла в жизни этого народа.

Нанайцы пользовались различными амулетами, чтобы уберечь себя от злых духов. Особенное внимание уделялось беременным женщинам и новорожденным. Они носили специальные обереги.

Существовал у народа культ огня. Дома каждый день «кормили» огонь очага, в тайге — огонь костра. В каждом жилище была фигурка духа покровителя дома и семейства диулин. Нанайцы верили, что он оберегал здоровье всей семьи и помогал при охоте на пушного зверя.

Нанайцы считали, что душа умершего человека после смерти в течение года находится в маленькой куколке из дерева, которая называется «пане». Каждый день эту куколку кормили, а через год шаман отправлял душу в загробный мир. До конца 19 века умерших хоронили в больших наземных «домах».

Существуют у нанайцев также и свадебные обряды и традиции. Родители заранее выбирали детям невесту и жениха, заключали с их родственниками соглашение. Жених должен был отдать отцу невесты большой выкуп в виде денег или дорогих тканей, драгоценных металлов. На разницу в возрасте между будущими супругами не обращали внимания, нередко она могла достигать и 25 лет, причем старше иногда был не только жених, но и невеста.

У народа была традиция, согласно которой девочку в малолетнем возрасте забирали в семью будущего мужа и растили до половозрелого возраста, приучали к традициям своей семьи.

Свадьба состояла из сватовства, выкупа, получения приданого, праздничного застолья и переезда жены в дом мужа. Между договором и сватаньем мог пройти год и больше, так как для мужчины законным брачным возрастом было 17-19 лет, для женщины — 16-17 лет. Согласие на свадьбу давала мать невесты, но сразу ответ давать было неприлично.

Во время свадьбы нанайцы проводили обряды с жертвоприношениями божествам. Проводились свадебные обряды, которые приносят в дом молодых достаток и благополучие. Например, невеста должна два раза ногой ступить в котел, первый раз у себя дома, второй — в доме мужа. После свадьбы невеста не могла уйти сразу жить в дом мужа. Еще 3 дня или даже год после свадьбы она жила с родителями, потом уходила в новый дом навсегда. У представителей нанайской знати могло быть много жен.

Рождение ребенка всегда считается у нанайцев большим праздником. А если женщина рожала двойню, это было еще более радостным событием. С древних времен у нанайцев существует культ «адау» в честь близнецов. Всю жизнь их считают священными людьми и верят, что один из них обладает властью над животными, второй является покровителем духов воды.

Источник

Нанайцы

Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаютсяНанайцы относятся к южной ветви тунгусо-маньчжурской группы народов. Сами нанайцы называют себя хэдени, то есть «люди, живущие в нижнем течении реки». Другое самоназвание — нанай — «человек земли», получило широкое распространение и утвердилось в качестве официального названия (этнонима) народа. Исторически проживают в среднем течении реки Амур, по рекам Сунгари и Уссури. Основная часть нанайцев проживает на территории Хабаровского края в Нанайском, Амурском, Комсомольском, Солнечном, Хабаровском районах, в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также в Приморском крае и Сахалинской области, провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики. Численность нанайцев в России по данным переписи населения 2002 года составляет 11000 человек, в КНР — около 4500 человек.

Образование нанайского народа относится к XII веку. Территория расселения обусловливает наличие 8 основных групп нанайцев: верхнеамурских (акани), кур-урмийских, среднеамурских, нижнеамурских, анюйских, горинских, уссурийских, сунгарийских (хэдже). Все эти группы объединены общностью материальной и духовной культуры, языка (при наличии диалектов). Названия родов нанайцев в настоящее время превратились в фамилии, таких родов насчитывается около 30. По названию рода можно с большой точностью определить, к какой группе нанайцев принадлежит тот или иной человек. Так, род Актанка относится к верхнеамурским нанайцам, Бельды — к среднеамурским, Удинкан — к курурмийским, Дигор — к нижнеамурским, Самар — к горинским, Оненка — к анюйским, и т. д.

Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаются

Первые попытки издания литературы на нанайском языке были сделаны в конце XIX века. Работа по созданию нанайской письменности началась в 20-х годах XX века. В 1928 году в Хабаровске была издана книга Н. А. Липской-Вальронд «Бонго битьхэ» (Первая грамота). В этом же году в Ленинграде издана книга для чтения «Нанай бичхэни» Т. И. Петровой. В создании нанайской письменности и ее развитии участвовали исследователи нанайского языка В. А. Аврорин, Т. И. Петрова, А. П. Путинцева, О. П. Суник, М. А. Каплан, студенты-нанайцы, обучавшиеся в Ленинградском институте народов Севера.

Основными традиционными занятиями нанайцев являются рыболовство, охотничий промысел, сбор и переработка недревесных ресурсов. Это их кормило, одевало, помогало обеспечивать семьи всем необходимым. Традиционным орудиями охоты были лук и стрелы, копьё, пальма, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей. Ружья стали использоваться только в 1-й половине ХХ века. Владели охотничьим искусством все мужчины и даже некоторые женщины. Мальчики с 6—7 лет ходили на охоту с отцами и старшими братьями, постигая секреты промыслового мастерства, учась любить и беречь окружающую природу.

В 1932 году издан нанайский букварь «Сикун покто» (Новый путь). Первоначально нанайская письменность базировалась на латинском алфавите, в 1936—1940 годах был осуществлен перевод письменности малых народов на русский алфавит. В основу нанайского литературного языка положен найхинский диалект. Этот базовый диалект занимает срединное положение между верхнеамурскими и нижнеамурскими диалектами. Большой вклад в сохранение нанайского языка внесли ученые С. Н. Оненко, Н. Б. Киле. В настоящее время по нанайскому языку авторами А. С. Киле, Л. Т. Киле, Г. Н. Оненко разработана и издана учебная литература.

Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаются

Нанайцы являются ихтиофагами, то есть употребляют в пищу, главным образом, рыбные продукты. Используется несколько видов обработки рыбы для долгого сохранения: вяление, копчение, замораживание, соление, квашение. Большое значение в пище нанайцев имеют продукты охотничьего промысла, а также растительная пища. Наибольшее количество блюд приготавливается из рыбы. Самым любимым блюдом является тала, приготовляется из свежей рыбы частиковых и осетровых пород. Блюдо, приготовленное из мелко нарезанной свежемороженой рыбы, называется пиарма. Белок животного происхождения, составлявший основу питания нанайцев, способствовал увеличению температурнойнагрузки на организм, что помогало им справиться с таким фактором, как холод. Употребление ими большого количества жидкостей содействовало выводу из организма избыточного азота, который накапливался в нем в результате преобладания белкового типа питания. Из рыбы, мяса и растений приготовляются разнообразные блюда: супы чолон из лебеды (кулуктэ чолони), полыни (соакта чолони), крапивы (пиктэ чолони), с грибами, уха холто, рыбный паштет такса; из юколы, вымоченной в воде, Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаютсяприготовляется дэрбитун, из рыбного или мясного фарша — фрикадельки бонгалика, пельмени бианси. В традиционной системе питания нанайцев квашение, соление и жарение были слабо развиты вплоть до середины XX в. Они выражали свое отношение к пересоленному продукту словом кактарси, которое также служит для обозначения прогорклого провианта. Вкусное же блюдо, по их мнению, должно быть сладким (амтаси в переводе с нанайского означает «сладкое» и одновременно «вкусное». Причем сладкое нанайцы, когда еще не знали сахара, связывали с ягодой (амтака). Весной и летом в тайге — раздолье для изголодавшегося по витаминам организма: черемша, дикий лук, чеснок, разные коренья, травы, папоротник, ягоды. Пока китайцы не завезли в тайгу чай, здесь пили цветочный сбор — сирень, липовый цвет, иван-чай, шиповник. Ягоды черемухи — на сладкое. Из муки, которая появилась в рационе нанайцев немногим более 100 лет назад, пекут всевозможные лепешки и булочки, из круп и овощей — пресный напиток бода, каши бала, лала, талу из картофеля лянгсэ, из ягод черемухи — лепешки дутун. Невозможно перечислить всё многообразие блюд нанайской кухни.

Поселения, жилища, промысловые и ритуальные постройки являются важной частью материальной культуры нанайцев, истоки которой уходят вглубь веков и прослеживаются с эпохи неолита. НанайНанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаютсяцы ведут оседлый образ жизни в традиционных селениях, которые называются по разному — в зависимости от размера: ихон (не менее 20 домов), гасян (не менее 100 человек), бируэн (не менее 1000 человек). Города и укрепленные селения называются хотон.
Наиболее древним постоянным жилищем нанайцев была землянка серома. Наземные жилища нанайцы называют общим термином дё. К хозяйственным постройкам, входящим в комплекс усадьбы, относятся амбары такто различных типов и предназначения, сушила и вешала, навесы. Промысловые постройки — шалаши различных видов, наиболее характерным из них является хомаран, широко используется палатка майкан. На территории охотничьих угодий сооружается срубное зимовье. Ритуальные постройки: итоан — культовое сооружение типа хомаран для проведения обряда каса — отправления душ умерших в загробный мир буни; погребальный домик кэрэн. В настоящее время нанайцы живут в деревянных и кирпичных домах, квартирах, на их усадьбах имеются летние кухни, сараи для содержания домашних животных, гаражи и бани.

Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаютсяТрадиционная одежда нанайцев была разработана в глубокой древности и изменялась на протяжении многих веков. Тип одежды зависит от пола, сезона и назначения: повседневная, праздничная, промысловая, свадебная, ритуальная, погребальная. В зависимости от типа одежды для ее изготовления употребляется тот или иной материал: рыбья кожа, шкурки пушных зверей, выделанная кожа копытных животных, ткани различных видов, шелк, парча. Зимняя одежда изготавливается из шкур и меха диких и домашних животных, пуха птиц. Мужская повседневная одежда состоит из нижнего нательного и верхнего белья, обуви и головного убора. Это штаны пэру, рубашка гахара, ноговицы гаро, различные халаты: покто — матерчатый халат без подкладки, капчима — матНанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаютсяерчатый халат с подкладкой, хукту — зимний халат на ватной подкладке, амири — халат из рыбьей кожи, сэурэм тэтуэ, гоксим тэтуэ — халаты из шелка. Наиболее древний головной убор — берестяная шляпа талома апу. Зимой носят меховые шапки элдумэпсэ (элдума апу). Обувь, сшитая из рыбьей кожи, называется согбома ота, из обработанных шкур животных — нантама ота (унты, торбоза). Характерен охотничий головной убор: сначала надевают наушники сиаптун, затем охотничий шлем из белой материи гармасун, концы которого падают на плечи и спину, прикрывая шею от попадания снега, наверх надевается шапочка корбочи (порогдан), украшенная хвостом белки, соболя или колонка. Праздничная и свадебная одежда отличается своим украшением, мастерством выделки. Обязательным дополнением мужского костюма является пояс омол. Женские халаты отличаются по материалу, покрою и назначению. Значительный интерес представляют свадебные халаты сикэ, богато орнаментированные по всем частям кроя, особенно на спине. Одной из особенностей женского костюма является пришивной или съемный воротник монгосоко.

В настоящее время развито производство сувенирной продукции — разнообразных кулонов из кожиНанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаются, меха, бересты, оберегов из дерева, кошельков, косметичек, чехлов для сотовых телефонов из рыбьей кожи и т. д. Художественное творчество нанайцев уходит корнями в глубину веков. Орнамент — один из ведущих компонентов декоративного искусства нанайцев. В его структуре, композиции, стиле заложены основные координаты художественного творчества, своеобразная модель гармонии мира и человека. Многие века орнамент служил не столько декоративным средством, сколько древней знаковой системой, универсальным кодированным языком. В течение последнего столетия символико-содержательное, информационное значение орнамента уменьшилось, но художественные достижения нанайских орнаменталистов, высокий уровень формотворчества, композиционного мастерства не позволили орнаменту уйти в забвение, и сегодня он продолжает развиваться не только в рамках традиционного искусства, но и в работах современных профессиональных художников.

Произведения нанайского искусства, выполненные в различных материалах и техниках, служат свидетельствами тонкого чувства цвета и колористического мастерства. У нанайцев существуют три священных цвета: зеленый, красный и голубой. Они запечатлены на нанайском флаге и символизируют гармонию жизни. Основными материалами для орнамента и вышивки являются рыбья кожа, ровдуга, текстиль, шелк. Соответственно и нитки были из рыбьей кожи, сухожилий, ровдуги, позже появились хлопчатобумажные и шелковые нитки. Необходимые цвета получали, используя естественные красители. В технике декорирования изделий используются тиснение, художественная вырезка, аппликация, текстильная мозаика, плетение, простегивание и роспись. В резьбе по дереву чаще применяется геометрический орнамент.

В эпоху родоплеменных отношений путеводной нитью, связующей человеческий мир и вселенную, являлся анимизм как оживотворение и одухотворение одушевленных существ и неодушевленных предметов природы. Мифологическое сознание нанайца воспринимало окружающий мир целостно как в пространственном, так и во временном измеренНанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаютсяии. Нанайская космологическая модель имеет трехчленное строение: верхний — небесный мир, средний — земной и нижний — подземный. По представлениям нанайцев небесный мир состоит из трех сфер: медной, серебряной и золотой, каждая из которых делится на три уровня и каждым из девяти этажей неба владеет свой божественный хозяин. Средний мир подразделялся на три сферы: водную, горно-таежную и ту территорию, где непосредственно обитал человек и его род. Нижний мир — Буни — является местообитанием мертвых. Водный (морской, речной, озерный) мир олицетворялся нанайцами в образах Муэ Эндурни (Тэму) — водного хозяина-божества, Муэ Эдени — духа воды, тэму сэвэнсэл — духов, водных жителей и других божеств и духов-хозяев рыб и морских животных.

Культ воды состоял из разнообразных вариантов обрядов моления или кормления воды. Эту ритуальную церемонию обычно каждый нанайский род проводил отдельно от других на закате солнца или ночью. Жертвоприношения для водяных божеств и духов клали в нойна — специально сплетенную из стружек маленькую лодочку. Воду кормили через воротца из установленных заструженных шестов. Мир горно-таежных духов прНанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаютсяедставлен разнообразными духами-хозяевами и божествами: Дуэнтэ Эдени — хозяином тайги и другими сверхъестественными существами — обитателями гор и тайги. Нанайцы верили в помощь на промыслах духов эдехэ. Их фигурки брали с собой на охоту и на рыбалку либо оставляли дома, но считалось, что этот дух неотступно следовал за охотником или рыбаком. Одним из важнейших культов был культ животных, что подтверждается исполнением в качестве уважения и почитания особых ритуальных жертвоприношений; этические правила обращения с первой промысловой добычей, табуированные приемы разделки, поедания и захоронения костных останков таежных зверей. Особо почитались пурэн амбани — тигр и мапа — медведь, которые рассматривались как близкие родственники. Мифолого-религиозные представления нанайцев тесно смыкаются с культом земли. Считалось, что у каждого места имеется свой хозяин (подя), и ему устраивались культовые поклонения и жертвоприношения. Важную роль в религиозных воззрениях нанайцев играл культ огня. Особое значение в системе верований и культов нанайцев занимает шаманство. В обязанности шамана входили борьба со злыми духами, врачевание, гадание, приготовление специальных охранных амулетов, исполнение особых ритуалов, погребальных и поминальных обрядов. Е. А. Гаер в своей книге «Древние бытовые обряды нанайцев» систематизировала обрядность нанайцев как промысловые, свадебные, родильные, похоронные и поминальные обряды.

Сегодня национальными танцами занимаются хореографические коллективы сел Синда, Найхин, Дада, Джари, Верхний Нерген. Нанайские песни исполняют народный фольклорный ансамбль «Илга Дярини» («Поющие узоры») (руководитель Ходжер Наталья Ивановна), вокальный ансамбль «Дярикта» («Боярышник») (руководитель Бельды Виктор Павлович) Центра нанайской культуры села Джари, вокальные и фольклорные коллективы Домов культуры сел Синда, Найхин, Дада, Джари, Лидога, Верхний Нерген. В нанайском устном народном творчестве существует несколько жанров: нингман — сказка, тэлунгу — легенда (краткая история народа или одного родНанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть фото Нанайцы где живут и чем занимаются. Смотреть картинку Нанайцы где живут и чем занимаются. Картинка про Нанайцы где живут и чем занимаются. Фото Нанайцы где живут и чем занимаютсяа), сеохор — этническое сказание, модакан — скороговорка, деурэн — приговорка, дярин — песня, намбокан — загадка, яян — шаманская песня.

Нанайский народ известен своими представителями, работающими в различных сферах и сохраняющими дух и традиции своего народа: Киле Антонина Сергеевна, доцент Дальневосточного государственного университета, Почетный гражданин Нанайского района. Кимонко Мария Гакановна, мастерица ДПИ, Почетный гражданин Нанайского района. Ходжер Анна Петровна, нанайская поэтесса, член Союза писателей России, Почетный гражданин Нанайского района. Бельды Константин Мактович, нанайский поэт и писатель, член Союза писателей России. Бельды Зинаида Николаевна, мастерица ДПИ, член Союза художников России. Киле Елена Александровна, художник, член Союза художников России. Бельды Лариса Ганзулиевна, мастерица ДПИ, член Союза художников России. Бельды Виктор Павлович, руководитель вокальный ансамбль «Дярикта», самодеятельный композитор. Пассар Андрей Александрович, нанайский поэт и писатель, член Союза писателей России. Донкан Юрий Владимирович, директор ООО «Национальная община «Амур», депутат Собрания депутатов Нанайского муниципального района, Почетный гражданин Нанайского района. Киле Лилия Петровна, Отличник здравоохранения, Заслуженный врач РСФСР, Почетный гражданин Нанайского района. Актанко Маргарита Борисовна, Отличник здравоохранения, Заслуженный врач РСФСР, Почетный гражданин Нанайского района.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *