Нанотехнологии и микросистемная техника что это
Направление подготовки бакалавров «Нанотехнологии и микросистемная техника» priority_1944
Код специальности: 28.03.01
Профиль «Нанотехнологии в электронике и микросистемной технике»
65 бюджетных мест в 2022 году, Факультет электронной техники, Кафедра физической электроники
Предельно малые размеры объектов, с которыми работают специалисты в области нанотехнологий, определяют весьма необычные свойства привычных материалов. Например, если разорвать кусок алюминиевой фольги на несколько маленьких частей, они будут вести себя, как полагается алюминию, даже если кусочки эти можно будет рассмотреть лишь в микроскоп. Но если продолжать дробить их на еще более мелкие частички, в какой-то момент (когда эти «обрывки» уменьшатся до размера 20-30 нанометров) они могут взорваться. Подобные свойства определяют и инструментарий разработчика (исследователя). Для того, чтобы проникнуть в микромир, нужны электронный микроскоп или лазерный пинцет вместо привычных пинцета и паяльника. Это открывает новые и поистине безграничные возможности для исследователей и разработчиков там, где предшествующая научная мысль зашла в тупик.
Студентов профиля «Нанотехнологии в электронике и микросистемной технике» готовят к профессиональной деятельности, находящей применение в создании, исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации материалов, приборов и устройств электроники и нано- и микросистемной техники различного функционального назначения.
К моменту окончания вуза учащиеся овладевают фундаментальной и практической подготовкой по передовым технологиям, что позволяет им успешно заниматься практической разработкой и эксплуатацией высокотехнологичных объектов. Кроме того, глубокие системные знания позволяют реализовывать себя в сфере теоретического планирования, т. е. определять новые области исследований, новые проблемы в сфере проектирования, изготовления и применения изделий микро- и наноэлектроники и микросистемной техники.
Кем работать (трудоустройство)
Магистратура
Бакалавры профиля «Нанотехнологии в электронике и микросистемной технике» могут продолжить обучение в магистратуре по программе «Электроника и наноэлектроника» (профиль «Твердотельная электроника»).
Участие в реальных проектах
Студенты профиля «Нанотехнологии в электронике и микросистемной технике» участвуют в ряде интереснейших разработок:
Это далеко не полный перечень проектов ГПО профиля «Нанотехнологии в электронике и микросистемной технике». Кроме того, любой студент может предложить свой проект и вместе с группой единомышленников воплотить его в жизнь.
План учебного процесса направления подготовки 28.03.01 «Нанотехнологии и микросистемная техника», профиль «Нанотехнологии в электронике и микросистемной технике»
Специальность «нанотехнологии и микросистемная техника» – 28.04.01
Нанотехнологии и микросистемная техника (магистратура)
28.04.01 Нанотехнологии и микросистемная техника
Чем занимаются выпускники
Нанотехнологии – обширная и интересная ниша, приобретающая все большее значение в разных сферах деятельности. Еще десять лет назад конструирование и создание микротехники и материалов для нее казалось инновацией и диковинкой. Сейчас наноразработки необходимы в промышленности, медицине, приборо- и машиностроении, космической отрасли. За время обучения студенты осваивают работу с материалами и техникой, имеющей в составе нанотехнологичные компоненты.
Навыки
Цель курса – дать прикладные и теоретические навыки, которые способствуют выполнению рабочих обязанностей. По ФГОС в паспорте компетенций указаны основные умения магистров. После выпуска специалисты могут:
Магистры должны уметь сопровождать создание наноматериалов и микросистемной техники на всех стадиях, начиная от разработки и заканчивая выпуском на рынок.
Дисциплины
Теоретический курс включает обязательные и профильные модули. Студенты всех направлений подготовки изучают моделирование, деловой иностранный язык, философию, физику твердого тела и т. д. Узкоспециализированные дисциплины зависят от выбранной рабочей программы.
План может включать такие темы:
Практика
Производственную практику студенты проходят на базе университета (в лабораториях) или на предприятии – в корпорациях, НИИ, научно-образовательных центрах типа «Нанотехнологии». Вузы могут отправлять своих студентов на стажировку за границу. Узнавайте о такой возможности заранее. Это хороший шанс успешно начать карьеру. В процессе практического обучения студенты пишут НИР и готовятся к защите – государственной аттестации. Степень магистра присваивается после сдачи итогового экзамена.
Куда пойти учиться
Бакалавры в сфере нанотехнологий, желающие продолжить высшее образование, поступают в технические университеты страны. Примеры вузов, где можно пройти магистерский курс:
Стоимость обучения за год: 150–270 тысяч рублей.
Программы
Образовательные программы дают знания в области математического и компьютерного моделирования, конструирования, производства микро- и наноэлектроники различного назначения. Описание некоторых профилей представлено ниже.
Функциональные материалы для наноэлектроники и микросистемной техники (РТУ МИРЭА)
Студенты изучают технологию производства и эксплуатацию наноматериалов, приборов на их основе, устройств микросистемной техники. Магистранты за время курса осваивают свойства наноструктур, материаловедение, наноэлектронику. Выпускники налаживают технологические процессы и проводят диагностику систем.
Инженерно-физические технологии в наноиндустрии (РУДН)
Программа знакомит слушателей с достижениями и перспективой развития нанотехнологий. Студенты изучают свойства сплавов, механизмы переноса зарядов в биосистемах, моделирование нанороботов.
Инновационные технологии и нанотехнологии в медицине, фармацевтике и биотехнологии (РУДН)
Программа готовит специалистов, способных решать задачи медицины, фармацевтики, биотехнологий с помощью наноразработок. Магистры могут работать в мировых центрах наноиндустрии, создавать лекарства, оборудование, материалы для протезирования.
Какие экзамены нужны для поступления
Междисциплинарный вступительный экзамен проходит в письменной или устной форме. Знания проверяются по разделам физики:
Вопросы можно скачать на сайте интересующего вуза. В конкурсе часто учитывается портфолио.
Формы обучения
Государственный стандарт допускает две формы обучения. Очный курс длится два года, очно-заочный продлевают на три-шесть месяцев. За этот срок полностью реализуется программа (120 зачетных единиц), включая каникулы, экзамены и практику.
Кем работать
Магистры могут устроиться в любую производственную компанию в соответствии со своим профилем. Выпускников ждут НИИ, конструкторские бюро, автомобильные заводы, исследовательские лаборатории, в том числе за рубежом. Возможные должности:
Также магистры могут стать преподавателями или открыть собственное производство.
Нанотехнологии и микросистемная техника что это
Нанотехнологии, как локомотив, задают направление развития человечества. Владея знаниями о них, став участником их развития и самого широкого применения, Вы абсолютно правильно определяете выбор своего жизненного пути.
Специалисты в области нанотехнологий в мире уже отнесены к элитной, самой высокооплачиваемой касте работников высоких технологий. Уровень подготовки нанотехнологов просто изначально запрограммирован на реализацию сценариев быстрого прорыва в любой отрасли, потенциально способен повысить конкурентоспособность продукции любого типа, и, что не менее важно, приводит к повышению его собственного благосостояния.
Подготовка специалистов нанотехнологов представляется сугубо штучным процессом, является достаточно затратной для вуза любого уровня. ЮЗГУ с 2009 начал обучение и последовательно развивает учебно-лабораторную базу по подготовке бакалавров в области НАНОТЕХНОЛОГИЙ. Уже сейчас уровень учебно-научной базы позволил войти в Национальную нанотехнологическую сеть России, выполнять силами Научно-образовательных центров целый ряд научно-исследовательских проектов в рамках Федеральных целевых программ, существенно поднять статус университета. В процессе обучения на этой же основе будет организована подготовка и магистров.
Курская область обладает уникальным разнообразием отраслей и производств, в которых выпускники данных специальностей востребованы уже сейчас, а с неизбежным переходом к инновационному развитию они станут наиболее подготовленными к роли лидеров в этом процессе. Один из таких примеров инновационных изменений реализуется с участием ЮЗГУ, в соответствии с которым в России создается шесть центров по нанесению наноструктурированных покрытий, значительно продлевающих срок службы двигателей, корпусов техники, металлических строительных конструкций. Местами приложения полученных знаний, навыков и умений выпускников могут стать все ведущие предприятия и организации области, в частности, ОАО «Михайловский ГОК», АО «Авиаавтоматика» им. В. В. Тарасова», ЗАО «Курский электроаппаратный завод», ООО «Sovtest АТЕ» (Совтест), ООО «Курский аккумуляторный завод», ОАО «Фармстандарт-Лексредства» и другие, особенно те, на которых уже начали реализовываться высокотехнологичные производства.
Профессионально бакалавр по направлению подготовки «Нанотехнология» способен решать задачи в таких видах деятельности, как производственно-технологическая, эксплуатация и сервисное обслуживание, экспериментально-исследовательская, организационно-управленческая.
Квалификационная характеристика выпускников по данному направлению подготовки позволяет иметь конкурентные преимущества при приеме на должности: инженер, инженер-электроник, инженер-технолог, инженер-лаборант, технолог и др. Выпускники магистратуры могут обучаться в аспирантуре по физическим, химическим и техническим специальностям и обучаются в МИСИС, СПбПУ им. Петра Великого, ЮЗГУ, МГУ.
Выпускники данного направления (специальности) могут претендовать при трудоустройстве на следующие вакансии: Инженер, Конструктор, Проектировщик, Нанотехнолог, Инженер-электроник.
Перечень вступительных испытаний:
Форма обучения | |||
---|---|---|---|
Вступительное испытание и его приоритет | Минимум баллов | ||
Бюджет | Внебюджет (платное обучение) | ||
Очная | |||
1. Математика | 39 | 39 | |
2. Физика | 40 | 40 | |
3. Русский язык | 40 | 40 |
Все же хотим сытого и светлого будущего для своих детей?
Вы — ИТ-родитель и ваше чадо недавно сдало ЕГЭ? Спорим, я угадаю про вас две вещи:
1. скорее всего, одним из предметов ЕГЭ была профильная математика,
2. сейчас вы вместе с отпрыском находитесь в раздумьях, куда отнести аттестат — хотите максимально попасть в яблочко с перспективными ВУЗом и специальностью.
Если я угадала, прочитайте мою статью – она как раз для родителей, которым актуально понять, какие инженерные профессии будут пользоваться спросом в 2020.
Спрогнозировать будущее выпускника ВУЗа не так-то просто. Какие-то профессии будут отмирать под влиянием повсеместной автоматизации или невостребованности рынком, по каким-то будет переизбыток предложений и высокая конкуренция. Возьмем для примера популярную специальность — экономика. Многие из абитуриентов, сдав профильную математику, собираются пойти учиться на бухгалтеров или других финансовых специалистов. И хотя сейчас спрос на них высок, что будет в 2020, когда студент отучится и будет искать работу, спрогнозировать сложно. Все зависит от состояния нашей многострадальной экономики.
Директор Федерального Центра онлайн-обучения «Академия» решил помочь родителям и абитуриентам с выбором перспективной профессии. Геннадий Баженов попросил меня сделать подборку специальностей, которые по прогнозам экспертов, будут востребованы в 2020. Ее и предлагаю сейчас вашему вниманию.
Как составлялась подборка
1. Я изучила результаты исследования, проведенного Московской школой управления «СКОЛКОВО» и Агентством стратегических инициатив (скачать «Атлас будущих профессий»).
2. Отобрала из атласа самые перспективные, по мнению опрошенных мной экспертов, отрасли российского рынка. А в рамках этих отраслей – самые актуальные специальности-2020 – инженерные (по прогнозу Минобрнауки).
3. Оставила те из них, для поступления на которые нужна профильная математика (исходя из гипотезы о склонностях вашего ребенка к точным наукам).
Перспективные отрасли и специальности
Если коротко, то перспективные отрасли будущего – это сферы деятельности, связанные с формированием шестого технологического уклада (почему-то уверена, что вам не нужно объяснять, что это такое).
Свое мнение высказывает Юрий Михеев, консультант ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» (работают в сфере HR-консалтинга): «С одной стороны, в нашей стране есть технологическая база и актуальные наработки. С другой, очень мало высококвалифицированных специалистов. В ближайшем будущем все более востребованными станут глубокие компетенции, потому что рынок активно созревает для высоких технологий (в том числе, и биотехнологической сферы). Сегодня в нашей стране наблюдается такая картина: с одной стороны, развивающаяся рыночная экономика, с другой – не до конца реализованный потенциал.»
1. Биотехнологии
Согласно докладу ФАО, Международного фонда сельскохозяйственного развития и Всемирной продовольственной программы, порядка 800 млн человек на нашей планете страдают от голода (из проживающих почти 7 млрд). Одним из способов решения проблемы голода в мире в 21 веке станет генная инженерия.
Ситуацию с актуальностью биотехнологий в России комментирует Олеся Елагина, эксперт портала Job.ru: «Питание будущего, по большинству прогнозов, — это, увы, не естественная, натуральная пища, а продукты со всё возрастающей долей добавок. Поэтому специалисты пищевой промышленности, обладающие знаниями в биологии и в инженерии, станут очень востребованными».
Биотехнологи будут востребованы в пищевой промышленности, медицине (производство органических лекарств и бытовой химии), энергетике (биотопливо), производстве сырья и биоматериалов для строительства.
Базовую подготовку можно получить по специальностям:
2. Новые материалы и нанотехнологии
«Современные технологии вышли на такой уровень, когда любое усовершенствование требует настоящего прорыва. Основные ограничения развития заложены в привычных материалах, чьи возможности уже практически исчерпаны. Все прорывные технологии в ближайшие 5-10 лет будут базироваться на новых материалах», — говорит Алевтина Черникова, ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».
Материалы будущего – это композиты, создаваемые, в том числе, с применением наноструктур. Они оставляют далеко за собой традиционные материалы (дерево, металл, камень) по показателям прочности, легкости и даже стоимости. Сфера применения композитов огромна – аэрокосмическая промышленность, машиностроение, строительство и др.
Композиты начали использоваться во 2-й половине XX века. Россия в десятки раз отстает от Запада по объемам применения композитов. В последнее время разрыв сокращается, но нехватка кадров тормозит процесс. Поэтому в 2020 и далее будут востребованы специалисты в области материаловедения, создания новых и модификации уже существующих материалов.
В ближайшие годы можно ожидать перехода от модульного производства к производству цельных продуктов с помощью 3D-принтера. А, значит, будет расти спрос на специалистов по 3D-печати.
Будущий материаловед может получить базовое образование по специальности:
3. Информационные технологии (ИТ)
Информационные технологии проникают во все сферы экономики благодаря повсеместной автоматизации рабочих процессов. Соответственно, спрос на специалистов по разработке (программистов) или обслуживанию программного обеспечения для автоматизации (системных инженеров) будет расти.
Еще одно перспективное направление в ИТ, по мнению ректора НИТУ «МИСиС» Алевтины Черниковой, – это разработки в области анализа больших массивов данных (big data) с возможностью прогнозирования (data mining). «Без этого невозможен переход к 6-му технологическому укладу», – считает она.
Таким образом, в сфере ИТ будут пользоваться спросом программисты, системные инженеры, архитекторы и аналитики баз данных.
Стать таким специалистом можно, обучившись по специальности:
4. Робототехника и машиностроение
«С развитием бизнеса и технологий происходит жесточайшее расслоение на «верх» и «низ». Меньшая часть людей перемещается в верхний сегмент, и это будут те, кто задают стандарты и алгоритмы. Они становятся «мозгами». Они будут зарабатывать много. Основная масса – низкоквалифицированный персонал, который работает по жестким инструкциям и правилам. И они будут получать мало, так как такой человек легко заменяется на другого», – говорит Любовь Горбунова, партнер консалтинг-центра «ШАГ».
Давно набравшая обороты тенденция использования дешевой рабочей силы, выражавшаяся в переносе фабрик в Китай, а ИТ-услуг – в Индию, теперь выходит на новый уровень – роботизацию. Это происходит в связи с технологическим прогрессом и удешевлением производства роботов.
Поэтому можно ожидать роста спроса на «мозги» – специалистов по робототехнике и искусственному интеллекту.
Базовую подготовку можно получить по специальностям:
5. Наземный транспорт
Перспективность самой отрасли не вызывает никаких сомнений – пока человечество не научилось перемещаться по воздуху или телепортироваться в нужную точку пространства, оно будет развивать наземный транспорт.
Существуют две основные задачи, для решения которых будут требоваться специалисты инженерного направления:
Соответственно, будет расти потребность в проектировщиках, специалистах по безопасности транспортной сети, техниках, обслуживающих системы управления дорожным движением.
Инженерные специальности в сфере наземного транспорта:
6. Энергетическая отрасль
Согласно исследованию Международного центра робототехники компании Cognitive Technologies в список 10 самых востребованных профессий в 2020 году попадает профессия «Специалист в сфере альтернативной энергетики».
Что такое альтернативная энергетика – это микро-ветрогенераторы, солнечные батареи, биоэнергия (улавливаемая с поверхности тела) и т.д. Люди начнут генерировать энергию частным образом. Компаниям, производящим устройства для локальной энергогенерации, будут нужны специалисты, владеющие технологиями производства, передачи и хранения энергии.
С результатами исследования согласна и эксперт job.ru Оксана Елагина: «Одна из важнейших профессий будущего – специалист в сфере альтернативной энергетики», – считает она.
Базовые знания могут предоставить все инженерные специальности, связанные с энергетикой:
Вопросы и пожелания по статье пишите в комментариях, обязательно прочитаю и по возможности отвечу всем.
Нанотехнологии и микросистемная техника
Разработка нано- и микросистем — новое направление в науке и технике, рожденное на стыке механики и микроэлектроники, определяющее будущее автоматизированных систем, «умных городов» и технологий безлюдного производства. Подготовка студентов сочетает изучение фундаментальных дисциплин, информатики и микросистемной техники, а также освоение навыков работы с технологическим, измерительным и диагностическим оборудованием. Наши выпускники востребованы научно-исследовательскими центрами, инновационными компаниями и высокотехнологическими предприятиями, в том числе оборонного комплекса.
Очная форма обучения на русском языке
Направление 28.03.01
Нанотехнологии и микросистемная техника
Суммарный минимальный проходной балл на бюджетные места 2021
Минимальные баллы по вступительным испытаниям
Обязательные предметы | Бюджет | Платное |
---|---|---|
Математика | 60 | 45 |
Русский язык | 60 | 45 |
Предметы по выбору | ||
Физика | 60 | 45 |
Химия | 60 | 45 |
Информатика и ИКТ | 60 | 45 |
Профили (треки) подготовки
Нанотехнологии, материалы микро- и наносистемной техники
Программа ориентирована на подготовку специалистов для отраслей промышленности, связанных с нанотехнологиями и наукоемким эффективным производством на их основе. Инженеры-нанотехнологи заняты разработкой материалов и элементов, ресурсо- и энергосберегающих технологий, исследованиями возможностей их применения в микро- и наносистемах различного назначения. Выпускники программы ведут материаловедческие исследования с целью создания микро- и наносистемной техники, работают в крупнейших высокотехнологических компаниях и исследовательских центрах страны и мира.
Проектирование и технологии сенсоров
Нашли опечатку?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
Коронавирус:
Горячая линия НИТУ «МИСИС»: (доб. 50539)
«Горячая линия» Ситуационного центра Минобрнауки России:
+7 495 198-00-00