Напиши что значит устное народное творчество 2 класс
Устное народное творчество
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.
В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.
К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.
Особенности русского фольклора
На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.
Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.
Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.
В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.
Жанры устного народного творчества
Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.
С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.
Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.
Произведения устного народного творчества
Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.
Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.
Камень на развилке дорог
Устное народное творчество России
Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.
Песни
В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.
Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.
Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.
В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.
Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.
Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.
Былины
Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.
Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.
В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.
Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.
Сказки
Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.
Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.
Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.
Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.
Легенды
В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.
Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.
Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.
Загадки
Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.
На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.
На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.
Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.
Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.
Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.
Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.
Колыбельные песни
В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».
С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.
Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.
Прибаутки
Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.
По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».
Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.
Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.
Игровые приговоры и припевы
С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.
В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.
Виды устного народного творчества
Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:
Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.
Литературное чтение. 2 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 2 класс
Урок 10. Оценка достижений по теме «Устное народное творчество»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Обобщение знаний по теме раздела «Устное народное творчество»
Фольклор – устное народное творчество.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Сказки про животных — древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие звери: лиса, волк, медведь, заяц и др.
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.
Устное народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки; пословицы; поговорки; потешки; прибаутки; считалки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29
3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем о жанрах фольклора, их особенностях; научимся их различать; сможем систематизировать свои знания о произведениях устного народного творчества.
Основное содержание урока
Произведения устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах.
Народ веками копил мудрость, которую передавал из поколения в поколение в виде сказок, пословиц, загадок и других видов устного народного творчества. Они и сейчас живут в нашем языке, помогают растить, учить и воспитывать детей, радоваться и переживать неудачи. Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.
Одним из жанров устного народного творчества является лирическая народная песня. Лирические песни выражают чувства и настроение поющих. Каждая мама поет своему ребенку колыбельные песни. В старину часто использовались специальные песенки-заклички. Помните?
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Дождик, дождик, пуще,
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей!
Народная песня – летопись жизни русского народа. Видов народной песни много, потому что песня сопровождала людей на протяжении всей жизни.
В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий,
Догадайтесь, кто она?
Другой жанр устного народного творчества связан с весельем и игрой. Это загадка. В загадках нас спрашивают про какой-либо предмет, не называя его. Они заставляют нас задуматься, поразмышлять. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Загадка развивает ум, сообразительность, смекалку. В будущем умение загадывать и отгадывать загадки вам пригодиться. Недаром есть такая поговорка «загадка – для ума зарядка». Загадка всегда требует отгадку. Отгадайте загадки.
Крашеное коромысло через реку повисло
Золотое решето черных домиков полно.
«Без пословицы речь не молвится»,- говорили на Руси. Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Чаще всего пословица рифмуется. В них говорится о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», о труде: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», о материнской любви: «При солнышке тело, при матери – добро».
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.
Разбор типового тренировочного задания
Малые жанры фольклора – это:
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Разбор типового контрольного задания.
Зачеркните слова, не относящиеся к сказкам:
лирическая, докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
лирическая, докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка
Устное народное творчество стр. 12 — 17
Отметь, какие из книг относятся к произведениям устного народного творчества.
1. Русские народные потешки и прибаутки.
2. Сборник народных потешек и прибауток «Радуга — дуга».
3. Заря-Заряница. Русские народные песенки — потешки и загадки.
Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Устное народное творчество». Воспользуйтесь тематическим каталогом.
Собери пословицы
1. Какие труды, такие и плоды.
2. Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
3. Маленькое дело лучше большого безделья.
4. Любишь кататься, люби и саночки возить.
5. Терпенье и труд все перетрут.
6. С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.
7. Пока железо в работе, его и ржа не берёт.
Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни её смысл.
Мне понравилась пословица «Нужно наклониться, чтоб с ручья воды напиться».
В ней заложен глубокий смысл – чтоб чего-то добиться, надо приложить усилия.
Не нужно ждать манны небесной, нужно действовать!
Ведь только так можно достичь успеха.
Возможно, путь к цели будет долгим и трудным.
Но, даже передвигаясь маленькими шажочками, ты всё-таки двигаешься вперёд.
Как говорится в другой пословице: «Терпение и труд все перетрут».
Поэтому нужно забыть о лени, не ждать, что кто-то сделает всё за тебя. Чем сложнее будет путь, тем слаще победа.
В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде? Выбери ответ:
2. В сборнике «Пословицы русского народа».
3. у мамы или бабушки.
Прочитай русские народные песни в учебнике «Литературное чтение» на странице 16. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.
Прочитай стихотворение А. Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу.
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
То грустную, плакучую.
Люблю берёзу русскую!
Под ветром низко клонится
И гнётся, но не ломится!
Опиши берёзу
Берёза белая, плакучая, кудрявая, юная, молодая, нежная, романтичная, скромная, смущённая, прекрасная, задумчивая, нарядная, белоствольная, косматая, ветвистая, поникшая, белобокая.
Обсудите с другом, почему именно берёза является символом России.
Есть несколько причин того, что берёза – символ нашей любимой России.
Многие считают, что символом это дерево сделали именно поэты и живописцы, в особенности Сергей Есенин, который очень любил и воспевал берёзу.
Но есть и опровержения этого мнения.
Несомненно, культурные деятели сделали немало для прославления прекрасной берёзы, но символом она стала гораздо раньше.
Берёза является одним из самых распространённых деревьев в России.
Насчитывается более сотни видов этого дерева.
Славянские народы веками использовали дерево для строительства различных зданий и изготовления бытовых предметов.
Востребованными были как древесина, так и берест, кора, берёзовый сок.
Последний используется в медицине и имеет невероятный вкус.
Наши предки активно использовали лучину берёзы, ведь прекрасно знали, что она создаёт больше всего света и тепла.
К тому же, горит намного дольше других, не создавая копоти.
Берёзовые дрова лидеры по силе своего жара и дают ровное пламя.
Даже если берёза сыровата, пламя ничуть не «стреляет».
Ещё одно применение берёзы – веник для бани.
Слово «берёза» походит от «обережа», а уже оно от «оберег».
Поэтому берёза считалась берегиней человеческого духа.
Она всегда была символом юности, чистоты, красоты и возрождения.
В образ берёз славяне закладывали то, к чему стремились.
Поэтому она и мила всем поистине русским сердцам.
Какие слова часто используют в колыбельных песенках? Допиши.
Спокойной ночи, спать пора, мой маленький, малыш, младенец (доченька, сыночек), ангел, дитя родное, мамина радость, пора засыпать, глазки закрывай, ночка тёмная, настала ночь, поздний час, месяц ясный, будет день, песенку спою, люли-люли.
Попробуй сам сочинить колыбельную песенку.
Люлю-люли-люленьки,
Спят уже Николеньки.
Улеглись и Машеньки,
Тётеньки и дяденьки.
И ты, маленький, усни.
Ведь погасли все огни.
Ночка тёмная настала,
Солнца красного не стало.
Поздний час уже настал.
Всем детишкам спать сказал.
И мы глазки закрываем,
Сладенькие сны встречаем.
Будут сниться нам зайчата,
Тётя-фея в сон придёт,
Много счастья принесёт.
Завтра будет новый день,
Засыпай малыш скорей.
Баю-баюшки-баю!
Маму слушает малыш,
Завтра будет он крепыш!
Найди информацию о потешках и прибаутках в разных источниках.
Потешки — это произведение устного народного творчества, короткие, рифмованные, предназначенные для того, чтобы играть с маленьким ребёнком.
Прибаутки — произведения устного народного творчества, небольшие по размеру, имеющие рифму и ритм, произносятся во время каких-либо действий с маленьким ребёнком.
Придумай сам потешки про щенка задиристого, спящего, игривого
Наш задиристый щенок
Замолчать никак не мог.
Чем-то недоволен вечно,
На всех лает бесконечно.
Его надо воспитать –
В школу шкодника отдать!
Устал к вечеру щенок
Больше бегать он не мог.
Ослабел, много зевал,
То ложился, то вставал.
Теперь сны он наблюдает,
Сил на завтра набирает!
Миленько щенок сопит,
Сладенько он, видно, спит!
Наш щенок очень игривый,
Бегает такой счастливый
Он весёлый и задорный,
Бойкий, умный и проворный.
Радостно на всех он лает,
Поиграть с ним призывает.
Ищет маленьких друзей,
Подружись с ним поскорей!
Сначала подбери слова, которые помогают увидеть, например, игривого щенка.
Щенок игривый: счастливый, умный, поиграть, подружись.
Щенок задиристый: недоволен, лает, надо воспитать, шкодник.
Щенок спящий: устал, ослабел, зевал, сны наблюдает, сил набирает, сопит, сладенько спит.
Вспомни, с какой целью сочиняются потешки. Начни потешку, например, со слов «Весёлый щенок громко косточку грызёт». Подбери к последнему слову рифму.
Весёлый щенок громко косточку грызёт,
И трогать её никому не даёт.
Жонглирует с ней, бросает и бежит,
На месте щенок никогда не сидит.
Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты?
Небылица – это один из жанров устного народного творчества.
Может быть, как в прозаическом, так и стихотворном виде.
Как правило, имеет небольшой объём.
В её основе — события, которых на самом деле не было и даже не может быть.
Поэтому и название этого жанра походит от слова «небыль».
Написана в шуточной форме и направлена развивать логику и фантазию ребёнка.
На различных интернет-ресурсах я нашёл интересную мне информацию о небылицах, которую раньше не знал.
Один из исследователей выделил интересный факт о небылицах – чтоб достичь юмористического эффекта, авторы могли просто менять порядок слов.
Например, вместо «мальчик смотрит телевизор», говорится: «телевизор смотрит мальчика».
А также есть мнения, что небылицы являются своеобразными пародирующими произведениями на волшебные сказки.
Но в этом жанре сказочные события характеризуются абсурдом и бессмыслицей.
Ещё я узнал, что каждые 2 года одна из международных организаций проводит конкурс по ораторскому искусству.
Одним из этапов является рассказ небылицы.
На это участникам выделяется 2–3 минуты, затем жюри оценивают их.
В XX веке стало популярно изображать небылицы на почтовых открытках.
Многие известные писатели также включают небылицы в свои произведения.
Обсудите с другом, от какого слова произошло слово небылица.
Слово «небылица» произошло от слова «не бывает», потому что небылица — это то, чего не может быть в реальном мире.
Прочитай стихотворение Ю. Энтина. Является ли стихотворение небылицей? Приведи доказательства.
Я считаю, что это произведение является небылицей.
Ведь в нём рассказывается о событиях, которых на самом деле не происходило, они нереальны и абсурдны.
Ведь коты петь и разговаривать не умеют, да и покупают их не на птичьем рынке.
Марсиан не существует, а если и существуют, то мы этого не знаем.
И сидеть на небе тоже невозможно.
К тому же стихотворение имеет небольшой объём, что также характерно для небылиц.
Конспект урока литературного чтения 2 класс «Устное народное творчество»
2 класс Лит чтение Тема: устное народное творчество.
Цель деятельности учителя
Создать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного народного творчества – пословицами
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: научатся: пересказывать текст с опорой на картинку, определять понятие «действующее лицо»; получат возможность научиться: осознавать точность, яркость, лаконичность пословицы.
Метапредметные: познавательные : ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные : с облюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.
Личностные: принимают образ «хорошего ученика»; внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; проявляют чувство гордости за свою Родину
Методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический
Мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, графическая модель «Лесенки достижений»; словари; выставка книг по теме; карточки со словами для составления пословицы