Напиши в столбик глаголы которые отвечают на вопрос что делать веять растаять
Запиши глаголы в два столбика первый глаголы которые отвечают на вопросы что делать второй глава который тщательно вопросы что сделать думать верить петь убрать подумать лететь убирать вылететь повери?
Запиши глаголы в два столбика первый глаголы которые отвечают на вопросы что делать второй глава который тщательно вопросы что сделать думать верить петь убрать подумать лететь убирать вылететь поверить запеть.
1. Думать, верить, петь, лететь, убирать.
2. Подумать, убрать, вылететь, поверить, запеть.
Запиши глаголы в два столбика в первый глаголы которые отвечают на вапросы что делает во второй?
Запиши глаголы в два столбика в первый глаголы которые отвечают на вапросы что делает во второй.
Запиши глаголы в два столбика в первый столбик глаголы которые отвечают на вопрос что делать а второй глагола который отвечает на вопрос что сделать думать верить петь убрать подумать лететь убирать?
Запиши глаголы в два столбика в первый столбик глаголы которые отвечают на вопрос что делать а второй глагола который отвечает на вопрос что сделать думать верить петь убрать подумать лететь убирать.
Запиши глаголы в два столбика в первый гол гол который отвечает на вопрос что делать во второй глаголы которые отвечают на вопрос Что сделать убрать подумать лететь убирать вылететь проверить запеть?
Запиши глаголы в два столбика в первый гол гол который отвечает на вопрос что делать во второй глаголы которые отвечают на вопрос Что сделать убрать подумать лететь убирать вылететь проверить запеть.
Сравним глаголы в первом втором столбики?
Сравним глаголы в первом втором столбики.
Чем они различаются?
На какие вопросы отвечают.
Выбери из предложенного списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола и подчеркни их?
Выбери из предложенного списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола и подчеркни их.
Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос : Что делал?
Составь по картине три предложения, в которых глагол отвечает на вопрос что делает?
Составь по картине три предложения, в которых глагол отвечает на вопрос что делает?
Подберите каждому глаголу первый группе одна коренное глагол который отвечает на вопрос что сделать запиши пару слов подберите к каждому глаголу второй группе однокоренные глаголы которые отвечают на вопрос что сделать запишите пару словам.
Подберите каждому глаголу первой группы однокоренные глаголы которые отвечают на вопросы что сделать Запишите пару слов подбери каждому глаголу второй группы однокоренные глаголы которые отвечают на в?
Подберите каждому глаголу первой группы однокоренные глаголы которые отвечают на вопросы что сделать Запишите пару слов подбери каждому глаголу второй группы однокоренные глаголы которые отвечают на вопрос что сделать запишите пару слов.
И укажите количество глаголов которые отвечают на вопрос что сделать?
1. Ваня подошёл к Вере Андреевне и спросил о том о чём она не задавалась ли вопросом.
А что такое Синтаксический разбор.
(Добрые) (злые) Спасибо. Отдай Пожалуйста. Отстань Здравствуйте уйди Досвидания.
Милый, красивый, божественный, солнечный, восхитительный Уродливый, серый, скучный, бездарный, пусто место.
Интернет-урок по русскому языку «Глаголы»
На нашем Интернет-уроке мы поговорим о части речи — глагол.
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия предметов (работать, писать, строить) и с остояние (спать, думать, мерзнуть).
Пила, лила, дала, мела, пастила, печь, речь, стечь, лечь, жечь, дочь, мыла, рыла, съест, подъезд, несет, дает, поет, стекло, гололед.
У тебя не возникли вопросы со словами «пила», «печь», «стекло»? Ведь эти слова могут быть и именем существительным, и глаголом. Например, …
У дедушки в сарае есть пила. Девушка пила воду из графина.
Бабушка учила внучку печь блины. Раньше печь была необходима людям для приготовления пищи.
В окно вставили тонкое стекло. Растаявшее мороженое стекло на пол.
2. Распредели данные глаголы по группам: 1 группа — глаголы, которые называют действие, 2 группа — глаголы, которые называют состояние.
Варить, думать, рисовать, мыслить, соображать, надевать, таять, шить, мечтать, дремать, поливать.
[accordion auto_height=»false» ui_theme=»ui-smoothness»][accordion_panel title=»Проверь себя»]Узнай правильные ответы [/accordion_panel] [accordion_panel title=»1 группа «]варить, рисовать, надевать, шить, поливать [/accordion_panel] [accordion_panel title=»2 группа «]думать, мыслить, соображать, таять, мечтать, дремать [/accordion_panel] [/accordion]
3. Выбери из приведенных ниже глаголов, подходящие по смыслу, и восстанови текст .
( учитесь, почитайте, привечайте, не ленитесь, навестите, остерегайтесь, умеете, не умеете, не забывайте, не застанет)
А ты знаешь, что… Слово «глагол» пришло из греческого языка. «Глагол» обозначает «речь, слово». Это значит, что слово «глагол» раньше обозначало не только часть речи, но и целое понятие : речь, слово.
Подумай, в каком значении употреблено слово глагол в строке из стихотворения А.С.Пушкина? Как можно сказать по-другому?…
Время глагола
Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрёл
«Ухожу»- кричит сегодня,
А вчера, — кричал, — «ушёл»
Завтра, — скажет,- «я уйду»
Позавидуйте ему.
Прошедшее время — то, что прошло:
Вчера мы писали. Солнце ушло.
Настоящее время приходит теперь:
Мы пишем имя. бегает зверь.
Будущее время еще не пришло:
После уроков пойдем мы в кино.
ВАЖНО! Прошедшее время образуется с помощью суффикса -л к основе неопределённой формы: бежа-ть – бежа-л, гуля-ть – гуля-л, строи-ть – строи-л.
Запомни! Перед суффиксом -л сохраняется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед -ть: видеть – видел, слышать – слышал, веять – веял.
4. Найди глаголы. Определи время глаголов.
Проворная Зв…рюшка
Ж…вет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала гр…бок,
Нан…зала на сучок,
Заг…товит впрок.
Число глаголов
5. Определи число и время глаголов.
Хлопаем, хлопал, пляшет, сплю, закукарекает, бежишь, садимся, посижу, рисовали, нарисую, рисуем, полетим, прилетели, смастеришь, отвечаю, думаем.
Род глагола
Например, глагол «летать». Он — летал (мужской род), она — летала (женский ро), оно — летало (среднего рода).
На уроке Маша рисовала вазу с цветами, а Миша рисовал автомобиль.
А если мы возьмём глагол настоящего времени? Наблюдай: Он летает, она летает, оно летает. Изменяется глагол? НЕТ!
Лицо глагола
Глагол в настоящем и будущем времени изменяются по лицам. Самый простой способ определить лицо — подставить подходящее местоимение.
ВАЖНО! У глаголов в прошедшем времени лицо не определяется!
ВАЖНО! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак: рисуешЬ, пишешЬ. Глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е: пишитЕ, читаетЕ.
6. Определи число, время и лицо глаголов.
Бежит, идёшь, стучат, говорят, поёте, летишь, живут, побежит, закричишь, постучат, придут, поговорим, прилетит,
Я жгу, пеку, берегу. Мы жжём, печём, бережём.
Ты жжёшь, печёшь, бережёшь. Вы жжёте, печёте, бережёте.
Он жжёт, печёт, бережёт. Он жжёт, печёт, бережёт.
Неопределённая форма глагола или инфинитив
У каждого слова есть форма, которая может изменяться. И есть начальная форма слова. Например, у сестры, за сестрой, о сестре. Это разные формы одного слова «сестра», изменяется ТОЛЬКО окончание. А само слово «сестра» — это и есть начальная форма.
Глагол тоже имеет начальную форму, которая только называет действие, само по себе не указывает ни времени, ни числа, ни лица. Вот почему она называется НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ формой.
Начальная форма глагола или инфинитив , или неопределённая форма глагола отвечает на вопрос что делать? что сделать?
7. От имён существительных и имён прилагательных образуй и запиши глаголы в неопределенной форме (что делать?)
смотр-
корм-
бег-
крик-
светлый —
чёрный —
зелёный —
грустный —
Спряжение глаголов
В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.
Спряжение – это изменение по лицам и числам.
Например, я читаЮ, мы читаЕМ, ты читаеШЬ, вы читаЕТЕ, он ЧитаЕТ, они читаЮТ. Сравни: я дарЮ, мы дарИМ, ты дарИШЬ, вы дарИТЕ, он дарИТ, они дарЯТ.
Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишЕт, но дарИТ, потому что слово «пишет» I спряжения, где в окончаниях пишется Е, а слово «дарит» II спряжения, где в окончаниях пишется И.
8. Проспрягай глаголы спасти и бежать, выдели личные окончания глаголов.
Но только если это не глагол — исключения: гнать, держать, слышать, дышать, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть и смотреть. ( это глаголы тоже II спряжения ).
Как определить спряжение глагола, чтобы грамотно поставить безударное окончание? Например, слово «ученик рису(Е/И)т»
I СПОСОБ
1. Поставь глагол в неопределённую форму: что делать? — рисовать.
II СПОСОБ
1. Поставь глагол в 3 лицо множественное число (они): рисуЮТ
3. Если окончание рисуЮт, — ЮТ, значит это глагол I спряжения.
9. Вставь орфограммы. Что общего в этих словах?
Раздели эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?
10. Определи спряжение глаголов.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит, бегаешь, чистим, пишем, верить, думает, светит, прыгаешь, сидите, летаешь, спешат, знаете, стоишь, шагают, гремят, ищешь, играем, плывём, считают.
12. Распредели глаголы в 2 столбика в зависимости от спряжения.
Думать, спасать, бродить, смотреть, встречать, стелить, слышать, любить, успеть, помыть, отдохнуть, запретить, услужить, терпеть, дышать, брить, полоть, обидеть, обвинять.
13. Будь внимательным с глаголами… Найди глаголы только 1 спряжения
Отправить, отправлять. Разрушать, разрушить.Спросить, спрашивать. Смотреть, подсматривать. Покупать, купить. Доставлять, доставить. Гнать, гонять. Победить, побеждать.
14. Замени начальную глагольную форму на временную (по подходящему времени).
Мороз (щипать) щёки. Колючий ветерок (жечь) щёки.Уже ( сыпать) зима белым лёгким пухом на землю. Придёт волшебница в лес, (рассыпать) своё сияющее добро по деревьям.(Задремать) сказочный лес до весны.
15. Над глаголом обозначь спряжение и выдели окончание .
1)Что посеют, то и пожнут.2)Тише едете, дальше будете. 3)В бою побываете, цену жизни узнаете.4)Без труда не вынете и рыбку из пруда.5) Не посмотрите – не увидите, не расспросите – не найдёте.6)Скажете – не воротите, напишите – не сотрёте, отрубите – не приставите.7) Что заслужат, то и получат.
16. Запиши диктант. Найди глаголы. Определи время, число, спряжение.
Животному нос помогает жить. Им оно чувствует запахи еды и своих врагов. Свинья носом роет землю и отыскивает корешки. Рыба-меч страшным носом протыкает рыб. Дятел носом долбит деревья и вытаскивает насекомых. Попугай цепляется за ветки своим крючковатым клювом. Своим носом- иголочкой комар сосёт кровь. (по Г. Юдину)
17. Допиши глаголы 2 л ица ед.число и мн. число и 3 лица ед. число и мн. число.
Сеять, веять, лаять, таять,чуять,реять.
18. Спиши текст, заменяя выделенный глагол синонимом.
Дует тёплый ветерок.Исчезает последний снег в лесу. Звери чувствуют приближение весны. Высоко в небе парит орёл.
Слова для справок: таять,чуять, реять веять
19. Спиши пары глаголов, вставь пропущенные окончания, в скобках напиши неопределённую форму и определи спряжение.
Образец: Броса-м (бросать, 1 спр.), брос-м (бросить, 2спр.).
Пуска-шь, пуст-шь. Покупа-те, куп-те.Пуска-м, пуст-м. Сдерж-шь, сдержива-шь.
20. Спиши пары предложений, у глаголов укажи спряжение, вставь пропущенные окончания.
1) Заунывный ветер гон…т стаю туч на край небес.(Н.Некрасов). Ветер по морю гуля…т и кораблик подгоня…т.(А.Пушкин)
2) Легко дыш…т грудью. Ты вдыха…шь запах полевых цветов.
3) Кто смотр…т вперёд, тот далеко вид…т. Дыш…т земля и продышала себе в снегу окошечко – весну высматрива…т.
21. Проверочный диктант.
Всю жизнь живёшь с деревьями плечом к плечу.И хочешь стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать.(По Н. Сладкову)
22. Спиши текст , употребляя глаголы, данные в скобках, в настоящем времени. Укажи лицо и число глаголов .
(Греметь) последний раскат грома. По небу (плыть) рваные облака. Мы медленно (брести) по размокшей дороге, ноги (скользить). Свежий воздух (бодрить) вас, и вы уже (петь) задорную весёлую песню туристов.
Живу в лесу. Встаю рано утром. Вдруг шорох! Выпрыгну из куста да и попаду охотнику под ноги. Хитрю, а рано или поздно всё равно беды не избегу. Иду к речке и гляжу, нет ли кого на берегу. Всё время трясусь.
24. Прочитай текст , определи ошибки и обоснуй свою точку зрения.
Какая бывает роса на траве
Когда в солнечное утро, летом, пойдёш в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтыми, и красными, и синими. Когда подойдёш ближе и разглядиш, что это такое, то увидеш, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
25. Составь и запиши словосочетания из данных слов с глаголами 2 лица единственного числа.
… беседу, … на солнышке, …. пироги, … к берегу, … багаж, … по телефону, … в деревне.
26. Напиши текст письма Джона, выбирая один из глаголов, представленных в скобках.
Как ты (живёшь, живёш )? (Ходиш, ходишь ) ли ты в школу? Как ты (учишься, учишся)? Чем ( занимаешся, занимаешься) в свободное время? Когда ты ( приедешь, приедеш ) ко мне в гости? (Умеешь, умееш) ли ты плавать? Я живу на берегу океана.
27. Запиши начальную форму каждого глагола. Определи спряжение. Запиши глагол в форме 3 лица, ед.ч. Образец: зеленеть – зеленеет ( 1 спр.)
Таять — …, обидеть — …, стелить — …, брить — …, видеть — …
28. Спиши сочетания слов, укажи спряжение глаголов, падеж существительных.
Дремл…шь у окна, пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по мосту.
Что ещё нужно знать о глаголах?
Ты хочЕШЬ, вы хотИТЕ
Он/она/оно хочЕТ, они хотЯТ
* Особо спрягаются глаголы есть и дать.
* А теперь проспрягай глагол «дать». Назови в каком ряду названы все формы правильно:
В первом ряду спрягается глагол «давать», а в третьем ряду формы глагола «давать» и «дать» перемешаны. Правильный ответ — во втором ряду.
Так же спрягаются глаголы, производные от этих глаголов: съесть, поесть, выдать, отдать и т. п.
Возвратные глаголы
После согласных и й употребляется -ся, а после гласных – -сь: моет – моется, мыл – мылся, мыть – мыться, мой – мойся, мою – моюсь, мыли – мылись.
Эта частица произошла от себя, которое произносится как ся, как меня – мя, тебя – тя. Возможно моюся, т. е. мою себя, мылися – мыли себя.
Например, он умеет (что делатЬ?) трудитЬся (неопределённая форма), но он (что делает?) трудится (3-е лицо).
Возвратные глаголы в прошедшем времени имеют на конце частицу -ся или -сь: взялся, берёгся; взялась, береглась; взялось, береглось; взялись, береглись.
Интернет-урок по русскому языку «Глаголы»
На нашем Интернет-уроке мы поговорим о части речи — глагол.
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия предметов (работать, писать, строить) и с остояние (спать, думать, мерзнуть).
Пила, лила, дала, мела, пастила, печь, речь, стечь, лечь, жечь, дочь, мыла, рыла, съест, подъезд, несет, дает, поет, стекло, гололед.
У тебя не возникли вопросы со словами «пила», «печь», «стекло»? Ведь эти слова могут быть и именем существительным, и глаголом. Например, …
У дедушки в сарае есть пила. Девушка пила воду из графина.
Бабушка учила внучку печь блины. Раньше печь была необходима людям для приготовления пищи.
В окно вставили тонкое стекло. Растаявшее мороженое стекло на пол.
2. Распредели данные глаголы по группам: 1 группа — глаголы, которые называют действие, 2 группа — глаголы, которые называют состояние.
Варить, думать, рисовать, мыслить, соображать, надевать, таять, шить, мечтать, дремать, поливать.
[accordion auto_height=»false» ui_theme=»ui-smoothness»][accordion_panel title=»Проверь себя»]Узнай правильные ответы [/accordion_panel] [accordion_panel title=»1 группа «]варить, рисовать, надевать, шить, поливать [/accordion_panel] [accordion_panel title=»2 группа «]думать, мыслить, соображать, таять, мечтать, дремать [/accordion_panel] [/accordion]
3. Выбери из приведенных ниже глаголов, подходящие по смыслу, и восстанови текст .
( учитесь, почитайте, привечайте, не ленитесь, навестите, остерегайтесь, умеете, не умеете, не забывайте, не застанет)
А ты знаешь, что… Слово «глагол» пришло из греческого языка. «Глагол» обозначает «речь, слово». Это значит, что слово «глагол» раньше обозначало не только часть речи, но и целое понятие : речь, слово.
Подумай, в каком значении употреблено слово глагол в строке из стихотворения А.С.Пушкина? Как можно сказать по-другому?…
Время глагола
Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрёл
«Ухожу»- кричит сегодня,
А вчера, — кричал, — «ушёл»
Завтра, — скажет,- «я уйду»
Позавидуйте ему.
Прошедшее время — то, что прошло:
Вчера мы писали. Солнце ушло.
Настоящее время приходит теперь:
Мы пишем имя. бегает зверь.
Будущее время еще не пришло:
После уроков пойдем мы в кино.
ВАЖНО! Прошедшее время образуется с помощью суффикса -л к основе неопределённой формы: бежа-ть – бежа-л, гуля-ть – гуля-л, строи-ть – строи-л.
Запомни! Перед суффиксом -л сохраняется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед -ть: видеть – видел, слышать – слышал, веять – веял.
4. Найди глаголы. Определи время глаголов.
Проворная Зв…рюшка
Ж…вет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала гр…бок,
Нан…зала на сучок,
Заг…товит впрок.
Число глаголов
5. Определи число и время глаголов.
Хлопаем, хлопал, пляшет, сплю, закукарекает, бежишь, садимся, посижу, рисовали, нарисую, рисуем, полетим, прилетели, смастеришь, отвечаю, думаем.
Род глагола
Например, глагол «летать». Он — летал (мужской род), она — летала (женский ро), оно — летало (среднего рода).
На уроке Маша рисовала вазу с цветами, а Миша рисовал автомобиль.
А если мы возьмём глагол настоящего времени? Наблюдай: Он летает, она летает, оно летает. Изменяется глагол? НЕТ!
Лицо глагола
Глагол в настоящем и будущем времени изменяются по лицам. Самый простой способ определить лицо — подставить подходящее местоимение.
ВАЖНО! У глаголов в прошедшем времени лицо не определяется!
ВАЖНО! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак: рисуешЬ, пишешЬ. Глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е: пишитЕ, читаетЕ.
6. Определи число, время и лицо глаголов.
Бежит, идёшь, стучат, говорят, поёте, летишь, живут, побежит, закричишь, постучат, придут, поговорим, прилетит,
Я жгу, пеку, берегу. Мы жжём, печём, бережём.
Ты жжёшь, печёшь, бережёшь. Вы жжёте, печёте, бережёте.
Он жжёт, печёт, бережёт. Он жжёт, печёт, бережёт.
Неопределённая форма глагола или инфинитив
У каждого слова есть форма, которая может изменяться. И есть начальная форма слова. Например, у сестры, за сестрой, о сестре. Это разные формы одного слова «сестра», изменяется ТОЛЬКО окончание. А само слово «сестра» — это и есть начальная форма.
Глагол тоже имеет начальную форму, которая только называет действие, само по себе не указывает ни времени, ни числа, ни лица. Вот почему она называется НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ формой.
Начальная форма глагола или инфинитив , или неопределённая форма глагола отвечает на вопрос что делать? что сделать?
7. От имён существительных и имён прилагательных образуй и запиши глаголы в неопределенной форме (что делать?)
смотр-
корм-
бег-
крик-
светлый —
чёрный —
зелёный —
грустный —
Спряжение глаголов
В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.
Спряжение – это изменение по лицам и числам.
Например, я читаЮ, мы читаЕМ, ты читаеШЬ, вы читаЕТЕ, он ЧитаЕТ, они читаЮТ. Сравни: я дарЮ, мы дарИМ, ты дарИШЬ, вы дарИТЕ, он дарИТ, они дарЯТ.
Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишЕт, но дарИТ, потому что слово «пишет» I спряжения, где в окончаниях пишется Е, а слово «дарит» II спряжения, где в окончаниях пишется И.
8. Проспрягай глаголы спасти и бежать, выдели личные окончания глаголов.
Но только если это не глагол — исключения: гнать, держать, слышать, дышать, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть и смотреть. ( это глаголы тоже II спряжения ).
Как определить спряжение глагола, чтобы грамотно поставить безударное окончание? Например, слово «ученик рису(Е/И)т»
I СПОСОБ
1. Поставь глагол в неопределённую форму: что делать? — рисовать.
II СПОСОБ
1. Поставь глагол в 3 лицо множественное число (они): рисуЮТ
3. Если окончание рисуЮт, — ЮТ, значит это глагол I спряжения.
9. Вставь орфограммы. Что общего в этих словах?
Раздели эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?
10. Определи спряжение глаголов.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит, бегаешь, чистим, пишем, верить, думает, светит, прыгаешь, сидите, летаешь, спешат, знаете, стоишь, шагают, гремят, ищешь, играем, плывём, считают.
12. Распредели глаголы в 2 столбика в зависимости от спряжения.
Думать, спасать, бродить, смотреть, встречать, стелить, слышать, любить, успеть, помыть, отдохнуть, запретить, услужить, терпеть, дышать, брить, полоть, обидеть, обвинять.
13. Будь внимательным с глаголами… Найди глаголы только 1 спряжения
Отправить, отправлять. Разрушать, разрушить.Спросить, спрашивать. Смотреть, подсматривать. Покупать, купить. Доставлять, доставить. Гнать, гонять. Победить, побеждать.
14. Замени начальную глагольную форму на временную (по подходящему времени).
Мороз (щипать) щёки. Колючий ветерок (жечь) щёки.Уже ( сыпать) зима белым лёгким пухом на землю. Придёт волшебница в лес, (рассыпать) своё сияющее добро по деревьям.(Задремать) сказочный лес до весны.
15. Над глаголом обозначь спряжение и выдели окончание .
1)Что посеют, то и пожнут.2)Тише едете, дальше будете. 3)В бою побываете, цену жизни узнаете.4)Без труда не вынете и рыбку из пруда.5) Не посмотрите – не увидите, не расспросите – не найдёте.6)Скажете – не воротите, напишите – не сотрёте, отрубите – не приставите.7) Что заслужат, то и получат.
16. Запиши диктант. Найди глаголы. Определи время, число, спряжение.
Животному нос помогает жить. Им оно чувствует запахи еды и своих врагов. Свинья носом роет землю и отыскивает корешки. Рыба-меч страшным носом протыкает рыб. Дятел носом долбит деревья и вытаскивает насекомых. Попугай цепляется за ветки своим крючковатым клювом. Своим носом- иголочкой комар сосёт кровь. (по Г. Юдину)
17. Допиши глаголы 2 л ица ед.число и мн. число и 3 лица ед. число и мн. число.
Сеять, веять, лаять, таять,чуять,реять.
18. Спиши текст, заменяя выделенный глагол синонимом.
Дует тёплый ветерок.Исчезает последний снег в лесу. Звери чувствуют приближение весны. Высоко в небе парит орёл.
Слова для справок: таять,чуять, реять веять
19. Спиши пары глаголов, вставь пропущенные окончания, в скобках напиши неопределённую форму и определи спряжение.
Образец: Броса-м (бросать, 1 спр.), брос-м (бросить, 2спр.).
Пуска-шь, пуст-шь. Покупа-те, куп-те.Пуска-м, пуст-м. Сдерж-шь, сдержива-шь.
20. Спиши пары предложений, у глаголов укажи спряжение, вставь пропущенные окончания.
1) Заунывный ветер гон…т стаю туч на край небес.(Н.Некрасов). Ветер по морю гуля…т и кораблик подгоня…т.(А.Пушкин)
2) Легко дыш…т грудью. Ты вдыха…шь запах полевых цветов.
3) Кто смотр…т вперёд, тот далеко вид…т. Дыш…т земля и продышала себе в снегу окошечко – весну высматрива…т.
21. Проверочный диктант.
Всю жизнь живёшь с деревьями плечом к плечу.И хочешь стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать.(По Н. Сладкову)
22. Спиши текст , употребляя глаголы, данные в скобках, в настоящем времени. Укажи лицо и число глаголов .
(Греметь) последний раскат грома. По небу (плыть) рваные облака. Мы медленно (брести) по размокшей дороге, ноги (скользить). Свежий воздух (бодрить) вас, и вы уже (петь) задорную весёлую песню туристов.
Живу в лесу. Встаю рано утром. Вдруг шорох! Выпрыгну из куста да и попаду охотнику под ноги. Хитрю, а рано или поздно всё равно беды не избегу. Иду к речке и гляжу, нет ли кого на берегу. Всё время трясусь.
24. Прочитай текст , определи ошибки и обоснуй свою точку зрения.
Какая бывает роса на траве
Когда в солнечное утро, летом, пойдёш в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтыми, и красными, и синими. Когда подойдёш ближе и разглядиш, что это такое, то увидеш, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
25. Составь и запиши словосочетания из данных слов с глаголами 2 лица единственного числа.
… беседу, … на солнышке, …. пироги, … к берегу, … багаж, … по телефону, … в деревне.
26. Напиши текст письма Джона, выбирая один из глаголов, представленных в скобках.
Как ты (живёшь, живёш )? (Ходиш, ходишь ) ли ты в школу? Как ты (учишься, учишся)? Чем ( занимаешся, занимаешься) в свободное время? Когда ты ( приедешь, приедеш ) ко мне в гости? (Умеешь, умееш) ли ты плавать? Я живу на берегу океана.
27. Запиши начальную форму каждого глагола. Определи спряжение. Запиши глагол в форме 3 лица, ед.ч. Образец: зеленеть – зеленеет ( 1 спр.)
Таять — …, обидеть — …, стелить — …, брить — …, видеть — …
28. Спиши сочетания слов, укажи спряжение глаголов, падеж существительных.
Дремл…шь у окна, пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по мосту.
Что ещё нужно знать о глаголах?
Ты хочЕШЬ, вы хотИТЕ
Он/она/оно хочЕТ, они хотЯТ
* Особо спрягаются глаголы есть и дать.
* А теперь проспрягай глагол «дать». Назови в каком ряду названы все формы правильно:
В первом ряду спрягается глагол «давать», а в третьем ряду формы глагола «давать» и «дать» перемешаны. Правильный ответ — во втором ряду.
Так же спрягаются глаголы, производные от этих глаголов: съесть, поесть, выдать, отдать и т. п.
Возвратные глаголы
После согласных и й употребляется -ся, а после гласных – -сь: моет – моется, мыл – мылся, мыть – мыться, мой – мойся, мою – моюсь, мыли – мылись.
Эта частица произошла от себя, которое произносится как ся, как меня – мя, тебя – тя. Возможно моюся, т. е. мою себя, мылися – мыли себя.
Например, он умеет (что делатЬ?) трудитЬся (неопределённая форма), но он (что делает?) трудится (3-е лицо).
Возвратные глаголы в прошедшем времени имеют на конце частицу -ся или -сь: взялся, берёгся; взялась, береглась; взялось, береглось; взялись, береглись.