Напишите что составляет пять столпов ислама
Spread the Word of your God
The Religion of Islam
Хадис №3 Пять столпов Ислама
Пять столпов Ислама
Передается от Абу Абд аль-Рахмана Абдуллы бин Умара бин аль-Хаттаба, радыАллаху анхума, который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Этот хадис является частью предыдущего хадиса №2. Большинство ученых говорят, что причина, по которой Имам Ан-Навави включил этот хадис в своею коллекцию, даже если кажется, что он повторяет некоторые части второго хадиса, заключается в важности 5 столпов ислама.
Этот хадис подчеркивает фундаментальные аспекты внешнего повиновения Аллаху. Повиновение это основано на некоторых столпах, похожих на структуру. Если человек выполняет эти основы, он закладывает прочную основу для его религии, как «основу дома».
Другие действия ислама, которые не упомянуты в этом хадисе, можно взять в качестве заключительных штрихов к полноте этой структуры.
Использование метафор и сравнений
Этот хадис использует метафору (т.е. в виде структуры здания) для подтверждения некоторых важных смыслов. Такое использование метафор и сравнений можно найти во многих сурах в Коране и во многих других хадисах. Например:
* Сура Ан-Нур (24): аят 35, использует метафору света, как свет руководства в сердце Mу’мина.
* Метафору, использованную, чтобы осудить тех, кто не выполняют Амана (т.е. религиозные обязанности) можно найти в суре Аль-Джумаа (62): аят 5. Бану Израиль, так и не подчинившиеся заповедям Аллаха в Tоре, описываются как ослы, которые обременены тяжелыми книгами на спинах, но ничего не понимающими из них. Ученые сказали, что эта метафора относится и к другим народам, которые не выполняют свои Амана.
* В одном из хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разделил статус своей уммы на три категории: те, которые извлекают выгоду из Послания, те, которые извлекают пользу частично и те, которые вообще ничего не извлекают. Он, да благословит его Аллах и приветствует, использовал метафору с дождем (как послание), который льет на различные земли, производя различные результаты.
Один из сподвижников сказал, что он уже видел Джанна и Джаханнам. Другие сподвижники были удивлены, и спросили его, как это может быть, в то время как никто не в состоянии их увидеть, кроме как в будущей жизни. Он ответил: «Я видел их глазами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если бы мне предоставили возможность увидеть Джанна и Джаханнам своими глазами, я бы не поверил своим глазам. Я доверяю глазам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем я доверяю своим глазам». Здесь мы можем сделать заключение о том, что если мы читаем и понимаем Коран и хадисы, мы тоже можем представить Рай и Ад.
Есть семь условий Шахады:
* Уверенность – не иметь никаких сомнений о чем-либо, утвержденном в Коране или Сунне
* Повиновение/соблюдение – непосредственно физическое подтверждение принятия делами
Вторая часть Шахады осуществляет следующие условия:
* Вера в пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в то, что он сказал и передал нам.
* Повиновение ему в то, что он повелел нам делать
* Отстраняться или избегать все, что он повелел нам не делать
* Следование или подражание ему в нашем поклонении, ахляке и образе жизни
* Любить его больше, чем мы любим себя, нашу семью и все остальное в этом мире
* Понимать, практиковать и распространять его Сунну наилучшим образом, без создания каких-либо хаоса, вражды или вреда
Второй столп: совершение Молитвы (солят)
Некоторые толкователи этого хадиса переводят «икамату ас-солят», как «совершение» молитвы. «Икамату ас-солят» имеет более широкое понятие, чем значение термина «совершение». Ученые говорят, «икамату ас-солят» подразумевает под собой:
* Совершение вуду надлежащим образом
* Совершение молитвы в свое время
* Выполнение шести условий молитвы
* Соблюдение правильных манер (адаб) при совершении этого, таких как повиновение и смирение
* Совершение предпочтительных действий (сунны) в нашей молитве
Выплата закята была указана пророком, да благословит его Аллах и приветствует, для определенных вещей и определенным образом или проценты и при определенных условиях. Ученые говорят, что, знание о деталях закята, становится обязательным только тогда, когда человек имеет собственности или вещь, которые требуют от него выплату закята. Например, фермеры или торговцы или владельцы собственности должны знать условия и проценты Закята, которые они обязаны выплатить
Четвертый столп: Хадж
Для каждого из этих столпов есть условия, сунны, этика (адаб) и т.д., которые должны нами соблюдаться, при выполнении этих видов поклонений. Почему мы постоянно слышим, что каждый год сотни мусульман теряют свою жизнь или получают травму во время хаджа? Большинство из этих инцидентов происходит из-за халатности к адабу или нарушения сунны.
Например, бросание камней в Джамрате:
* Даже если нам нужно использовать небольшие камни, люди склонны использовать большие и бросать их опрометчиво с дальнего расстояния, в результате чего, причиняя травмы другим.
* Люди, во время передвижения, не следуют указанным направлениям, в результате чего многие попадают в давку *человеческих волн*, движущихся в разные стороны.
* Люди настаивают на поход, для бросания, в часы пик, т.е. оживленные части дня. Необходимо напоминать пожилым людям, женщинам и инвалидам выходить тогда, когда будет меньше народа.
Таким образом, важно, чтобы мы соблюдали адаб.
Когда пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, в какой срок лучше всего закончить чтение всего Корана, он сказал сделать это в течение одного месяца, то есть один джуз в сутки. Это то, что мы должны практиковать все время и, для этого, не ждать Рамадан. Если мы не можем сделать это, по крайней мере, надо попытаться читать одну или две страницы в день (четверть хизба).
Аналогичным образом, вне Рамадана, мы должны стараться совершать ночные молитвы (тахаджуд), будь то всего два ракa’а и не каждый день.
Мы не должны обязывать себя выполнять эти предпочтительные действия, где шариат не узаконил этого. Это может привести нас к отказу от наших обязательств и, следовательно, благих дел. Лучше всего делать это с легкостью, и удобством, с намерением на непрерывность этих благих дел.
Все столпы ислама имеют правила, условия и методы (ахкам уа адаб), применяемые к ним. Для нас важно знать эти ахкам и адаб, и постоянно напоминать себе, особенно перед Рамаданом или перед выполнением хаджжа, чтобы мы выполняли столпы правильно и в соответствии с шариатом.
Posted on Jun. 20th, 2011 at 08:26 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag
Ислам и его столпы
Понятие «ислам» используется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле «Ислам» – это мусульманская религия в целом. В этом случае слово «Ислам» пишется с большой буквы. А в узком смысле «ислам» – одна из трёх составных частей (основ) мусульманской религии. Первая основа, как отметили выше – Иман. А что касается второй составляющей, т. е., ислама, то он имеет пять столпов, являющихся первостепенными и основополагающими обязанностями мусульман:
Шахада ( شهادة ). Первым столпом ислама является произнесение шахады شهادة – формулы единобожия. Шахада является свидетельствованием единственности Аллаха и истинности посланничества пророка Мухаммада (мир ему и благословениеАллаха).
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ.أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
«Ашхаду» – «я свидетельствую, зная и будучи абсолютно убеждённым», «алля иляха» – «что нет ничего достойного поклонения», «илляллах» – «кроме одного единственного Бога – Аллаха», «ва ашхаду» – «я также, зная и будучи абсолютно убежденным, свидетельствую», «анна Мухаммадан» – «что, поистине, Мухаммад», «расулюллах» – «Посланник Аллаха, посланный Им ко всему человечеству, чтобы научить людей истинной религии».
Кто явно отказывается произнести формулу шахады, является неверующим (кафир). Кто произносит шахаду, но не признаёт её сердцем, является лицемером (мунафик). Кто уверовал сердцем, произнёс шахаду вслух, но при этом не совершает арканы ислама и не отрицает их, является грешником (фасиком). А тот, кто уверовал сердцем, произнёс шахаду вслух и исполняет все столпы религии, называют истинным мусульманином (муъмин).
Салят ( صلاة ) или намаз. После того, как человек искренне уверует, произнеся слова шахады, самым важным и самым ценным деянием для него является совершение намаза. Намаз – это священный долг человека перед Всемогущим Создателем, это опора религии и самое любимое для Аллаха деяние Его раба. Намаз – это поклонение Аллаху, которое очищает душу человека, освещает сердце и возвеличивает его перед Аллахом. Намаз является благим деянием, за которое человек будет спрошен в Судный день в первую очередь. В хадисе сказано: «Первое, на что обращают внимание при отчете в Судный день – это намаз».
Намаз – это диалог, регулярность которого периодически напоминает человеку о Творце и заставляет размышлять о своём предназначении. Намаз начинается с произнесения вступительного такбира («Аллаху акбар») и завершается произнесением заключительного приветствия («Ассаламу алайкум ва рахматуллах»). Намаз необходимо совершать полноценно, выполняя все обязательные (фарз), желательные (сунна) и рекомендуемые (адабы) действия. Формальное совершение намаза недостаточно. Поэтому Ислам уделяет особое внимание вопросам теории и практики совершения намаза.
Савм ( صوم ). Соблюдение поста в месяце рамадан. Соблюдение поста – избегание от рассвета до захода солнца всего, что нарушает пост. Пост бывает обязательным (фарз) и желательным (сунна). Обязательный – это пост в месяце Рамадан, а желательный – это соблюдение поста в определённые высокочтимые дни года.
Закят ( زكاة ). Закят – обязательная уплата в пользу бедных и некоторых других категорий нуждающихся мусульман определённого количества материального состояния. Поэтому закят называют собственностью нуждающихся. По мнению большинства учёных, имущество является недозволенным (харам), если с него не выплачен закят. Закят обычно выплачивается в конце года.
Закят бывает двух видов: 1.Закят, выплачиваемый с каждого человека в конце месяца Рамадан. 2. Закят с имущества, который выделяется при достижении его определённого количества (нисаб) <от золота и серебра 80 и 560г, от овец (коз) 40 голов, и т.д.>.
Хадж ( حج ). Хадж – совершение паломничества в Мекку в определённое время года при наличии возможности (материальной, физической, а также безопасной дороги). Хадж, в отличие от остальных 4-х столпов, необходимо совершать только один раз в жизни, хотя по возможности желательно (сунна) совершать и каждый год.
Соблюдение перечисленных пяти столпов ислама является основополагающим минимумом, обязательным для каждого мусульманина. Несоблюдение этого минимума свидетельствует об отсутствии настоящей веры (иман), или её слабости. Тот, кто отрицает необходимость соблюдения этого минимума или хотя бы одного из столпов ислама, становится кафиром (неверующим). Выполнение основных обязанностей освобождает от наказания на том свете и влечёт получение по милости Аллаха вознаграждения, величина которого зависит от искренности, тщательности и усердия, проявляемых при соблюдении столпов ислама.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Пять столпов ислама (памятка для мусульманина)
Ислам — это покорность Единому Создателю Аллаhу в соответствии с ниспосланными Им Законами.
5 столпов Ислама: Шахада, Намаз, Пост, Закят и Хадж.
Пять столпов ислама–основа жизни верующего,важнейшее предписания шариата, включают в себя шахаду, намаз, пост, закят и хадж.
Покорность Аллаhу подразумевает признание всего того, что говорил и распространял Пророк Мухаммад,
мир Ему, и исполнение того, к чему Он призывал.
Шахада.
1.Исламские свидетельства
Шахада(свидетельство) подразумевает произнесение провозглашающего принцип единобожия догмата,
читается мусульманином так: «Ашхаду ан-ля иляха илля Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах».
«Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха».
Намаз.
2.Выполнение пятикратного намаза.
Самая главная обязанность людей — это верить в Существование и в Единство Аллаhа и
в пророчество нашего Господина Мухаммада, мир Ему.
Самый главный обряд для верующих — это намаз. Пятикратный намаз стал фардом (обязанностью)
для людей за полтора года до Хиджры (переселения Пророка Мухаммада, мир Ему, из Мекки в Медину),
в ночь Ми`радж (вознесения).
Намаз — это ибада, которая очищает душу, освещает сердце и возвеличивает человека перед Аллаhом.
Тот, кто правильно выполняет намаз, отстраняет себя от грехов, укрепляет свою веру
и открывает для себя путь в Рай.
Так как мусульманин обязан соблюдать намаз, он также обязан научить намазу своих детей.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
‘Как только ребенок достигнет семи лет, требуйте от него выполнения намаза’.
Кто обязан соблюдать намаз.
При наличии этих трех условий человек обязан соблюдать намаз:
1.Мусульманин.
2.Совершеннолетний.
3.Разумный.
Виды Намаза:
1.Фард — обязательные намазы.
2.Ваджиб — необходимые намазы.
3.Нафиль — дополнительные намазы.
Пять обязательных намазов (фард):
Фаджр (утренний намаз) состоящий из двух ракаатов и совершается в период от рассвета до восхода;
Зухр (полуденный намаз) состоящий из четырех ракаатов, совершается в период от зенита до момента, когда тень от предмета становится равной самому предмету;
Аср (предвечерний намаз) состоящий из четырех ракаатов, которая совершается в период после окончания времени полуденного намаза до того времени, когда начинается заход солнца;
Магриб (вечерний намаз) состоит из трех ракаатов и совершается в период между заходом солнца
и наступлением темноты.
Иша (ночной намаз) состоит из четырех ракаатов и совершается в период с позднего вечера
и до момента полуночи.
Важно также знать!
Намазы, которые также обязательны, помимо пятикратного намаза:
Намаз аль-джум`а (пятничный, обязателен для мужчин): 4 ракаата сунны, 2 ракаата фарда, 4 ракаата сунны.
Намазы ваджиб:
Это намазы, выполнение которых необходимо.
1. Намаз аль-витр: 3 ракаата
2. Праздничные намазы: 2 ракаата
Рекомендуется чтение дополнительных намазов (нафиль),читайте ниже
Нафиль-дополнительные намазы
3.Пост.Ежегодное соблюдение поста в месяц Рамадан.
Cоблюдение поста в месяце Рамадан-является третьим и важным столпом Ислама для кадого мусульманина.
Пост — это воздержание от пищи, питья и половой близости от рассвета до захода солнца.
Иногда пост продолжается 29 дней, иногда — 30 дней. Месяц Рамадан, имеющий 29 дней, так же,
как и тридцатидневный, является целым месяцем.
На это указывает то, что сам Пророк Мухаммад, мир Ему, за свою жизнь успел соблюсти 9 постов месяца Рамадана:
4 из них были по 29 дней, а 5 — по 30 дней. Так как предписано соблюдать пост весь месяц, то месяц Рамадан может протекать и 29 дней.
Мусульмане почитают Рамадан как священный и благословенный месяцем.
Именно в этом месяце с ниспосланием пророчества нашему Пророку Мухаммаду(мир Ему)
было положено начало возрождению религии Ислам.
И Коран начал ниспосылаться в это же благословенное время.
Ночь — лучшая, чем тысяча месяцев, ночь Аль-Кадр, тоже приходится на этот месяц.
В этом священном месяце верующие соблюдают пост, который очищает человека от плохих помыслов и недостойных поступков.
Всевышний Аллаh так предписывает:
Значение: ‘О вы, которые уверовали! Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто был до вас,
— может быть, вы будете богобоязненны!’
Пост является одной из значимых ибад; он оберегает нас от недобрых дел в этой жизни,
а в Судный День оберегает нас от Ада и способствует прощению Аллаhом наших грехов.
Наш любимый Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘Тому кто, веря и ожидая вознаграждения от Аллаhа, соблюдает пост в месяце Рамадан, будут прощены совершенные им ранее грехи’.
О пользе поста,подробнее читайте:
Польза поста в Рамадан,советы и правила соблюдения
Закят.
4.Выплата закята. Пожертвование состоятельным человеком определенной части от своего имущества нуждающемуся мусульманину.
Закят-четвертый столп Ислама,обязанность (фард) для каждого мусульманина.
Закят увеличивает имущество верующего и сохраняет Баракат. Имущество, с которого отчислен закят, Аллаh оберегает.
Наш любимый Пророк Мухаммад( мир Ему), сказал:
‘Оберегайте ваше имущество выплатой закята’.
Закят показывает меру искренности верующего, который выплачивает его; отчисляя закят, человек проявляет свою искренность в служении Аллаhу и выражает благодарность за то, что ему даровал Аллаh. Человек,
выплачивающий закят, этим самым помогает бедным, радует их, становится человеком, приносящим пользу обществу и любимым людьми,подробнее,читайте
Закят в Исламе,отчисления и выплаты
5.Хадж. Совершение хаджа, у кого есть возможность, — хотя бы раз в жизни.
Хадж — это религиозный обряд, заключающийся в посещении святых мест: городов Мекка, Медина и их окрестностей
в начале месяца Зуль-хиджа.
Хадж — это ибада, которая совершается и телом, и имуществом.
При наличии условий необходимо совершить хадж хотя бы раз в жизни. В совершении хаджа много пользы и мудрости,
как и в выполнении других предписаний, которые повелел совершать нам Аллаh.Хадж стал обязательным в 9 году Хиджры.
Облачение в ихрам уравнивает и бедных, и богатых.
Сбор великого множества людей на Священной земле Мекки напоминает о Махшаре,
где соберутся воскрешенные Аллаhом люди, и будут держать ответ пред Ним за все, совершенные в жизни деяния.
Совершение хаджа увеличивает знание и расширяет кругозор человека, который приобретает привычку противостоять трудностям. Уменьшается материальная зависимость и возрастает чувство любви и милосердия к бедным и неимущим.
Посещение священных мест, где родился наш Пророк Мухаммад, мир Ему, откуда пошло распространение Ислама,
вызывает духовное волнение и усиливает религиозные чувства.
Там человек проявляет больше смирения и богобоязненности, и за каждую ибаду получает все больше и больше вознаграждений.
Тому, кто выполняет ради Аллаhа обязанности хаджа и воздерживается от нанесения вреда людям,
Аллаh простит многие грехи, кроме греха ущемления прав других.Подробнее о Хадже,читайте:
Пять столпов ислама
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 00:11, реферат
Краткое описание
Содержание
Введение
1. Мировая религия Ислам и её вероучения…………………………………….4
2. Законы исламского шариата………………………………………………….6
3. Пять столпов ислама………………………………………………………….10
Список использованной литературы………………………………………. …17
Прикрепленные файлы: 1 файл
5 столпов ислама.docx
3. Пять столпов ислама
(пять фардов) – Аркан уль-Ислам. Неверие в истинность хотя бы одного из фардов Ислама выводит человека из Ислама.
Несовершение фарда (при вере в него), без имеющихся на то оснований, является тяжким грехом, способным вывести человека из Ислама.
Первая обязанность — Шахада («Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед — посланник его») произнесение верующим мусульманином догмата, провозглашающего принцип единобожия. Символ веры, свидетельствующий о том, что верующий исповедует единобожие и признает пророческую миссию Мухаммеда. Аш-Шахада содержит в себе два основных догмата ислама: а) исповедание единобожия, монотеизм; б) признание божественной миссии Мухаммеда. Человек, который произнес слова шахады и искренне сердцем принял это, становится мусульманином.
Мусульмане повторяют слова шахады каждый день, проснувшись и перед тем как лечь спать. Пять раз в день в мечети шахада звучит как призыв на молитву. Тому, чьими последними словами станет свидетельство единобожия обещан Рай.
Помимо выполнения этих обязательных предписаний, в мусульманской культовой системе имеются такие важные элементы, как культ Каабы и поклонение святым местам — мазарам, к которым относятся различные древние сооружения, могильные холмы, места захоронения святых, кладбища, деревья, камни и т. д. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами. Их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие воображение. Значительную роль в культовой системе ислама играют религиозные праздники. Среди них особое значение имеют ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.
По учению мусульман люди должны жить в соответствии с волей Аллаха и предписаниями, изложенными в Коране. Чувство духовной избранности и осознание того, что послание Аллаха записано на арабском языке, помогло мусульманам-арабам легко ассимилировать высокоразвитые культуры, восходящие к древним государствам Месопотамии, Восточного Средиземноморья, Эгейского моря, Греции, Египта, и преодолеть гегемонию христианского мировоззрения на Ближнем Востоке. С самого начала мусульмане объявили, что арабский язык является языком Корана, языком Аллаха, поэтому Коран не может быть адекватно переведен на другие языки. Когда люди принимали мусульманство, им приходилось учиться читать Коран по-арабски, что привело к разработке арабской грамматики, лексики и правил стихосложения. Поэзия и изящная словесность стали частью исламской культуры, которая, в свою очередь, формировала искусство «красивой жизни».
В период арабского завоевания Ирака в местных христианских школах изучали греческую философию, медицину, астрономию, логику, математику и другие науки, многие из основных греческих работ были переведены на сирийский язык, язык тогдашней учености. Перевод иноземных трудов на арабский язык начался еще до IX в. Однако этот процесс получил широкий размах после того, как в 800 г. в Багдаде была построена первая бумажная мельница, на которой стали изготовлять бумагу по китайским рецептам. (Для сравнения: бумажные мельницы появились в Италии и Германии лишь в XIV в.) В конце I тыс. сложились крупные научные центры в Медине, Дамаске и Багдаде, мусульманская наука оставалась на высоком уровне по крайней мере до XVII в. Ислам не только дал Европе новые знания, но и существенно повлиял на характер развития культурных процессов, во многом способствовал формированию европейского самосознания. Само понятие «христианская Европа», да и вообще представление о Европе как определенной территориальной и культурной целостности складывалось у европейцев только в ходе Реконкисты (отвоевание с 718 по 1492 г. испанцами и португальцами земель Пиренейского полуострова, захваченных арабами) и крестовых походов (XI—XIII вв.), т.е. оно возникает из противопоставления себя мусульманскому миру. Более того, контакты Европы с миром ислама ускорили интеллектуальную революцию в Европе, известную как Ренессанс (XV—XVI вв.), благодаря ознакомлению европейцев с мусульманской наукой.
Ислам и мусульманская культура — часть общечеловеческой цивилизации, весомый элемент духовного потенциала миллионов людей. От того, в каком направлении, как будет развиваться мусульманский мир, в немалой степени будет зависеть будущее мирового сообщества и, конечно, непосредственно ислама.
ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА
ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам) – основные предписания, обязательные для всех верующих мусульман.
1. Аш-Шахада – символ веры, свидетельствующий о том, что верующий исповедует единобожие и признает пророческую миссию Мухаммада. Произнесением шахады – Ла иллаха илла-ла ва Мухаммадун расулун ла – начинается любая молитва, любая религиозная, а иногда и светская церемония (принятие родов, обрезание, подписание свадебного контракта, обмывание покойника, закалывание жертвенного животного и прочие бытовые обряды, а также государственные мероприятия и официальные речи). Первоначально шахада была боевым кличем, который выкрикивали воины Мухаммада, нападая на неприятеля.
Аш-Шахада содержит в себе два основных догмата ислама: 1. исповедание единобожия, монотеизм. 2. признание божественной миссии Мухаммада.
2. Молитва (см. НАМАЗ) (салят – араб., намаз – перс.). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить молитву в определенное время, в соответствии с установленным ритуалом. До совершения ритуала молитвы следует выполнить обряды очищения (ат-тахара). Тахара включает в себя действия, цель которых – достижение обрядовой чистоты. В нее входят «тахара внутренняя» – очищение души от неблаговидных помыслов, греха или гнева и «тахара внешняя», предполагающая очищение тела, одежды, обуви, жилища и т.д.
Молитву можно совершать в любом месте, но в пятницу, особенно мужчинам, рекомендуется присутствовать на совместном намазе в мечети.
Если время молитвы застигает человека в пути, ему для ее совершения следует, кроме вышеперечисленных омовений, найти киблу (направление на Мекку). Обычно, если мусульманин находится в пути и не может точно определить киблу по солнцу, он ориентируется на ближайшую мечеть. Затем следует расстелить коврик для молитвы (араб. саджад или турецк. намазлык), а при его отсутствии – чистую ткань или бумагу без нанесенных на ней типографских знаков. Коврик как бы отделяет молящегося от внешнего мира. Затем молящийся читает первую суру Корана «аль-Фатиха», которая у мусульман занимает такое же место, как «Отче наш» у христиан.
Ислам также признает добровольные молитвы (араб. мунаджат). Такие молитвы считаются богоугодными, но не обязательными.
Молитва не засчитывается, если она была прервана, или если у человека появились какие-либо болезненные проявления.
3. Паломничество (араб. аль-хаджж). Мечтой каждого мусульманина является паломничество в святые города ислама Мекку и Медину. В иерархии исламских принципов аль-хаджж стоит на третьем или четвертом месте (в зависимости от страны). Коран считает посещение Мекки и Медины долгом каждого мусульманина. Хаджж приурочен ко времени праздника жертвоприношения – ид аль-адха (араб.) иначе курбан-байрам (тюрк.), одного из двух главных праздников ислама.
Этот праздник связан с легендой, согласно которой главное святилище мусульман Кааба было построено Адамом, разрушено во время потопа, но восстановлено Авраамом и его сыном Исмаилом (см. ИСМАИЛ). Хаджж начинается на 7-й день месяца зу-ль-хиджж в Мекке, а праздник отмечается через три дня, не только в долине Мина около Мекки, но и повсеместно в мусульманских странах.
Паломничество – один из самых древних арабских обрядов. Исламские источники относят начало совершения паломничества к эпохе Авраама. Об этом говорится в Коране: «И возвести среди людей о хаджже: они придут к тебе пешком…» (Коран, сура 22:23). Изначально паломничество приурочивалось к ярмарке, которая для бедуинов была большим событием. В своем нынешнем виде хаджж существует со времени пророка Мухаммада, то есть более 1300 лет. Сам Мухаммад совершил свое последнее («прощальное») паломничество в 632.
Наряду с великим паломничеством (хаджж) существует и малое – умра, которое можно осуществить в другое время года. Малое паломничество, также как и посещение Медины, считается делом богоугодным, но не равноценным великому паломничеству.
Как правило, люди совершившие паломничество, пользуются всеобщим уважением. Как везде в мусульманском мире, их уважительно называют хаджжи. Они считаются носителями божественной благодати и даже мудрости.
4. Пост (саум), осуществляется в месяц рамадан. Издавна народы Ближнего Востока, принадлежащие к различным религиям, совершали посты, что было связано с ограничениями в еде, возникающими у скотоводов в ходе их хозяйственного цикла. В частности, у арабов в доисламское время было несколько постов, в том числе пост в первые десять дней мухаррама – первого месяца лунного календаря. Пост в месяц рамадан более длительный: он длится 30 дней. Говорят, что он был установлен пророком Мухаммадом через 17–18 месяцев после хиджры – переезда Мухаммада и его ближайших сподвижников в Медину.
В отличие от христианского, мусульманский пост состоит не в воздержании от тех или иных видов пищи, а в полном воздержании от пищи, всякого питья и любых удовольствий в течение всего дня, от рассвета до наступления темноты. Кроме этого запрещено курить, вдыхать ароматы, купаться, играть в азартные игры, развлекаться или иметь интимные отношения. Запрет также наложен на инъекции, лекарства, чистку зубов, жевание жвачки. Характерно, что улама (теологи) авторитетнейшего мусульманского университета «Аль-Азхар» в Каире, постоянно издают фетвы (см. ФЕТВА), разъясняющие возникающие спорные проблемы по вопросам, связанным с постом.
Считается, что в период рамадана мусульмане должны предаваться благочестивым размышлениям, делать добрые дела. Пост в месяц рамадан был установлен в напоминание о том, что именно тогда Мухаммад получил первое божественное откровение (Коран. Сура 96:1–5). Мусульмане особо отмечают ночь с 26 на 27 рамадана (по-арабски – лейлат аль-кадр – «ночь предопределения»), когда был ниспослан Коран. Ночью в мечети после «Фатихи» (первая сура Корана) читают пять раз суру 112 («Аль-Ихлас») и просят прощения за свои грехи и грехи своих родных и близких.
Однако в богословском мире нет четкого мнения относительно того, когда же произошло главное событие этого месяца, а именно, первая встреча Мухаммада с архангелом Джабрилем (Гавриилом в христианстве), который продиктовал ему божественное откровение. Поэтому принято все нечетные ночи последних десяти суток рамадана посвящать делам благочестия.
Исламская этика предусматривает, что не все мусульмане будут в состоянии соблюсти пост. В этой связи определен ряд лиц, которые от него освобождаются. В частности, от поста освобождены муджахидун – участники священной войны (см. ДЖИХАД). Сегодня под эту категорию в первую очередь попадают военнослужащие. Однако заставить их игнорировать обряды поста никто не имеет права.
Пост завершается праздником разговения (араб. ид аль-фитр). Помимо обязательного поста ислам разрешает добровольные посты в любое время года.
5. Благотворительный налог (араб. закят) и добровольная милостыня (араб. садака).
Происхождение слова закят связывают с древнееврейским словом закут, что означает «добродетель». Существует также мнение о том, что генетически закят связан с арабским племенным обычаем (имеющим доисламское происхождение), цель которого создать специальный фонд для нуждающихся членов племени. Налог взимается с имущества и доходов мусульманина (но не иноверца). Слово «закят» впервые появляется в мекканских сурах Корана и обозначает «вспомоществование». Но само взимание налога было введено после хиджры пророка (переезда из Мекки в Медину в 622. В Коране (сура 9) сказано: «Милостыня – только для бедных, нищих. на выкуп рабов, должникам, (находящимся) на пути Аллаха, путникам – по постановлению Аллаха».
Существуют и добровольные пожертвования – садака (искренний дар). Кроме того, садака может применяться как искупительное действие или как штраф.
Деньги, собранные с мусульман в виде закята, обычно находятся в распоряжении кади и должны расходоваться в том округе, где были собраны.
Закят и садака имеют много общего. Прежде всего, у них общие цели и круг лиц, которым оказывается помощь. Но если закят – это регулярно выплачиваемый и строго определенный налог, то садака – это добровольное пожертвование, сумма и время выплаты которого определяется дарителем.