Напольное оборудование сцб что это
Напольное оборудование
Напо́льное обору́дование (путево́е оборудование) — объекты управления, исполнительная и контрольная аппаратура автоматической блокировки, автоматической локомотивной сигнализации и электрической централизации, переездной сигнализации, располагаемые вне помещений (на «поле»).
Содержание
Устройства напольного оборудования
К напольному оборудованию относятся следующие механизмы, приборы и устройства:
Условия эксплуатации
Напольное оборудование подвержено значительному влиянию внешней среды, поэтому конструктивно имеют повышенную защищённость от механических, климатических и других воздействий. Условия работы напольного оборудования определяют меньшую надёжность их по сравнению с другими устройствами СЦБ, а рассредоточенность напольного оборудования по перегонам и станциям усложняет организацию их технического обслуживания.
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Напольное оборудование» в других словарях:
напольное оборудование — 3.4 напольное оборудование (floor standing equipment): Функциональный модуль, устанавливаемый на полу на собственном основании или без него. Источник: ГОСТ Р 53032 2008: Шум машин. Измерение шума оборудования для информационных технологий и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
напольное оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики — 103 напольное оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики: Оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики, размещаемое вне поста централизации. Примечание К напольному оборудованию относятся: железнодорожные светофоры,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Путевое оборудование — Напольное оборудование Напольное оборудование, (путевое оборудование) объекты управления, исполнительная и контрольная аппаратура автоматической блокировки, автоматической локомотивной сигнализации и электрической централизации, переездной… … Википедия
транспортерное оборудование бортовой системы обработки и крепления авиационных грузов — Погрузочное оборудование грузовой кабины транспортного самолета, обеспечивающее напольное перемещение авиационных грузовых единиц и негабаритного груза при погрузке, разгрузке транспортного самолета. [ГОСТ Р 53428 2009] Тематики авиационные… … Справочник технического переводчика
ГОСТ Р 53032-2008: Шум машин. Измерение шума оборудования для информационных технологий и телекоммуникаций — Терминология ГОСТ Р 53032 2008: Шум машин. Измерение шума оборудования для информационных технологий и телекоммуникаций оригинал документа: 3.2.9 диапазон частот измерений (frequency range of interest): Октавные полосы частот со… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53431-2009: Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53431 2009: Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения оригинал документа: 152 аварийный перевод стрелки: Изменение положения железнодорожной стрелки физическими усилиями человека путем вращения двигателя … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
АЛСР — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Арбатско-Покровская линия — Московский метрополитен … Википедия
Сокольническая линия — Московский метрополитен … Википедия
Кольцевая линия (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кольцевая линия. Кольцевая линия Московский метрополитен … Википедия
Напольные устройства электрической централизации
Стрелочные электроприводы предназначены для перевода, запирания и контроля положения централизованных стрелок. Стрелочные электроприводы должны обеспечивать при крайних положениях стрелки плотное прилегание прижатого остряка к рамному рельсу; не допускать запирания стрелки при зазоре между прижатым остряком и рамным рельсом 4 мм и более; отводить другой остряк от рамного рельса на расстояние не менее 125 мм.
Необходимо, чтобы ход переводной тяги, называемой обычно шибером привода, был 5 Э* 5с + 50 53,
Для исключения отхода прижатого остряка от рамного рельса и попадания колес вагонов в пространство между прижатым остряком и рамным рельсом остряки стрелок запирают, стрелочные приводы надежно крепят к рамным рельсам специальной гарнитурой, которую изолируют от рельсов, а элементы пути стрелочных переводов устанавливают строго по уровню и шаблону.
Стрелочный электропривод включает в себя электродвигатель с редуктором, главный вал с рабочей шестерней, связанной с шибером, контрольные линейки и автопереключатель. В горловинах станций используют невзрезные стрелочные электроприводы типов СП-3 и СП-6.
В маневровых районах станций, на промышленном транспорте и на метрополитене применяют взрезные стрелочные электроприводы типа СПВ-6 с раздельным ходом остряков, что исключает поломку привода при взрезе стрелок. Взрез стрелки происходит во время движения состава по стрелке, когда ее положение не соответствует направлению движения. При этом остряки стрелки перемещаются под действием колес состава и вызывают движение шибера стрелки.
В приводе типа СПВ-6 имеется взрезное сцепление, представляющее собой вращающийся барабан и отпирающие кулачки. При взрезе стрелки взрезное сцепление расцепляется и нарушается управление стрелкой. Одновременно размыкаются контакты автопереключателя. Привод СП-3 при взрезе выходит из строя, но автопереключатель размыкает контакты контрольной цепи.
В корпусе невзрезного электропривода 1 (рис. 9.2) размещены основные узлы привода: электродвигатель 14, редуктор 13 с фрикционной муфтой 12, внешняя пара шестерен 11 и 16, главный вал 3, автопереключатель 2, рабочая зубчатая линейка 5 и контрольные линейки 8, 10. Рабочая линейка 5 тягой 6 соединена с остряками 7 и взаимодействует с жестко посаженной на главный вал шестерней 4, благодаря чему вращательное движение преобразуется в поступательное движение остряков стрелки. Контрольные линейки 8, 10 отдельными тягами 9 соединены с соответствующими остряками и взаимодействуют с автопереключателем 2 так, что его кон-
Рис. 9.2. Кинематическая схема стрелочного электропривода типа СП-3
Остряки стрелки запираются в крайних положениях широким зубом на рабочей шестерне 4 главного вала 3 и скошенными зубьями на рабочей зубчатой линейке 5.
Маневровые колонки применяют на станциях для повышения оперативности в маневровой работе. Их устанавливают в районе проведения маневровой работы таким образом, чтобы от нее обеспечивался обзор состояния всех стрелок, находящихся на местном управлении. Маневровая колонка представляет собой небольшой пульт со стрелочными коммутаторами и контрольными лампами, герметически закрываемый дверцей и установленный на основании. Маневровые колонки используют обезличенными с четырьмя или шестью стрелочными коммутаторами и с коммутаторами, расположенными по плану станции. Для лучшего обзора маневрового района вместо колонок служат маневровые вышки.
Установка и монтаж напольных устройств СЦБ
Основной нормативный документ, в соответствии с которым специалистами ООО “СЦБ Сервис” производится установка напольного оборудования и монтаж устройств СЦБ —
ПР32 ЦШ 10.02-96.
К работам по установке и монтажу напольного оборудования СЦБ допускаются сотрудники, сдавшие экзамены на знание ПТЭ ЖД, Инструкции по поездному движению и маневровой работе, Правил по монтажу устройств СЦБ (ПР32 ЦШ 10.02-96), Инструкции по сигнализации, Правил электробезопасности на электрифицированных ЖД, Правил то технике безопасности и охране труда и имеющие на руках соответствующее удостоверение.
Габариты установки устройств СЦБ
Габариты установки устройств СЦБ зависят от вида устройства и имеют следующие размеры:
Карликовые светофоры:
от оси пути — 1920 мм;
от внутреннего края рельса — 1160 мм.
Мачтовые светофоры на перегоне:
от оси пути — 3100 мм;
от внутреннего края рельса — 2240 мм.
Мачтовые светофоры на станции:
от оси пути — 2450 мм;
от внутреннего края рельса — 1690 мм.
Путевые ящики и дроссель-трансформаторы высотой до 200 мм:
от оси пути — 1745 мм;
от внутреннего края рельса — 985 мм.
Путевые ящики и дроссель-трансформаторы высотой более 200 мм и до 1100 мм:
от оси пути — 1920 мм;
от внутреннего края рельса — 1160 мм.
• Для увеличения кликните по изображению.
Габарит приближения строений — предельное перпендикулярное оси пути (поперечное) очертание, во внутреннее пространство которого никакие части сооружений и устройств заходить не должны.
По заказу нашими специалистами будет выполнена установка напольного оборудования и монтаж устройств СЦБ: 8 (921) 960-22-42.
Железнодорожная автоматика
Один из методов обеспечения более эффективной работы железнодорожного транспорта – это внедрение средств автоматики в каждую технологическую операцию транспортировки. Использование систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) даёт возможность увеличивать пропускную и провозную способность железных дорог, обеспечивая безопасное и бесперебойное передвижение поездов, и сокращает время оборота вагонов, увеличивая скорость пассажирских и грузовых доставок.
Современными системами СЦБ автоматизируется управление скоростью движения поездов на перегонах и станциях в соответствии с графиком движения, и выполняется сортировка составов на сортировочной горке. Вместе с тем, устройствами СЦБ ограждают участки с поврежденными рельсами и не допускают приёма поездов на занятый путь. Данные устройства облегчают работу людям и сокращают обслуживающий персонал. Ниже рассмотрим более подробно все элементы железнодорожной автоматики.
Конструкции железнодорожной автоматики.
Одна из таких конструкций – реле. Реле – элемент автоматических устройств, у каких во время плавного изменения входной величины происходит скачкообразное изменение выходной величины. Зависимо от конструкций выделяют ряд разных видов реле, работа их основана на разных принципах. По принципу физической природы явлений, на какое реле должно осуществлять реагирование, их классифицируют на: электрические, тепловые, механические, магнитные, оптические, акустические, газовые, пневматические, жидкостные и иные. Электрические реле разделяются на электромагнитные, индукционные, магнитоэлектрические и электродинамические.
Более распространены электромагнитные реле.
Путевые трансформаторные ящики типов ПЯ-1 и ТЯ-2 применяются для монтажа трансформаторов, реле, малогабаритных резисторов, разделки сигнального кабеля, подключения приборов рельсовых цепей к рельсам с использованием перемычек. У ящиков типа ПЯ-1 имеется шесть версий исполнения. Корпус и крышка таких ящиков изготавливают из чугуна.
Трансформаторы путевые и сигнальные используются на транспорте железной дороги в сетях однофазного переменного тока как устройства для электрического питания действующих, модернизируемых и вновь создаваемых цепей сигнализации и блокировки, и для применения в иных областях в качестве устройств для электропитания. Пульты ППНБМ предназначены для управления стрелками и сигналами, входящими в маршруты приёма и отправления составов, и при маневровых работах. Устанавливают на промежуточных станциях, где количество централизованных стрелок до 30.
Пульты и шкафы
Пульты диспетчерские универсальныеприменяют как абонентские устройства диспетчера (оператора) в сетях оперативно-технологической связи. Шкафы релейные используются для размещения в них приборов устройств автоматической блокировки, переездной сигнализации, электрической централизации стрелок, сигналов и иных приборов, которые применяются на железнодорожном транспорте. Шкаф изготовлен из стального листа. Имеет две одностворчатые двери: переднюю и заднюю для доступа к приборам, оборудуется освещением релейного статива и вводно-кабельного отсека, и электрическим обогревом.
Стативы кабельные муфты и кабеля
Стативы релейные используют для размещения и электрического монтажа неблочной аппаратуры. Стативы кроссовые служат для размещения клеммных и коммутационных панелей, и панелей защиты в составе устройств электрической централизации. Релейно-блочные стативы и блочные стойки предназначены для размещения и электрического монтажа блочной аппаратуры, которая осуществляет в устройствах ЭЦ операции по набору, установке, размыканию, отмене маршрутов. Стативы блоков панельных используют для установки панельных блоков электрической централизации. В общем, кабельные муфты предназначены для организации ответвлений от основного кабеля к другим устройствам сигнализации, централизации и блокировки.
Муфты комплектуют трубами, которые защищают вводимый кабель от механических повреждений, и основаниями для установки. На железной дороги используют следующие виды кабеля: силовой, сигнально-блокировочный, контрольный, кабель связи и другие виды кабелей и проводов. Регулируемые резисторы применяются в электрических цепях устройств автоматики и телемеханики железнодорожного транспорта. Резисторы изготавливают из оксидированной константанозой проволоки, намотанной на два фарфоровых изолятора. Эксплуатируют их при температурах окружающей среды от —60 до +55 °С.
Аккумуляторы, предохранители и маятниковый трансмиттер
Аккумуляторы используют для питания электрической энергией устройства автоматики, телемеханики и связи на железной дороге, в основном автоблокировки, и комплектации батарей для работы в шкафах управления оперативным током и иных потребителей постоянного тока. Возможно хранение новых аккумуляторов без электролита до приведения в рабочее состояние в течение 2 лет. Один раз в два месяца бездействующая батарея должна подзаряжаться. Один раз в полгода перед зарядом необходимо доливать дистиллированную воду в аккумуляторы. Аккумулятор состоит из отрицательных и положительных намазных электродов, которые помещены в бак из полимерного материала.
Электроды разделены между собой двойной сепарацией: мипор или мипласт и стекловолокно. Блок электродов опирается на призмы бака. Крышка приваривается к баку термоконтактным способом.
Предохранитель — обязательный элемент каждой электрической схемы. Он может уберегать электрическое оборудование от замыканий и иных непредвиденных обстоятельств. Имеют отличия по конструктивному исполнению и рабочими параметрами. Важным элементом железнодорожной автоматики является маятниковый трансмиттер, используется как датчик импульсов. Применяется для работы в устройствах импульсной и кодовой автоблокировки для импульсного питания рельсовых цепей. Предназначается для управления работой мигающих огней светофоров в устройствах электрической централизации, автоблокировки и переездной сигнализации. Представляет собой электромагнитный механизм постоянного тока с качающимся маятником.
Блоки, преобразователи и выпрямители
Блоки релейные блочной маршрутно-релейной централизации используются для размещения реле, трансформаторов, резисторов, конденсаторов. В соответствие с функциональным назначением блоки подразделяют на исполнительную группу и маршрутного набора. Каждым блоком обеспечивается выполнение установленных функциональных зависимостей в электрических схемах электрической централизации крупных станций.
Полупроводниковый преобразователь служит для заряда аккумуляторных батарей от сети переменного тока (режим выпрямления) и преобразования энергии постоянного тока от аккумуляторных батарей в переменный при отключении сети (режим преобразования). Преобразователем обеспечивается форсированный заряд аккумуляторных батарей в послеаварийной стадии и оптимальное содержание ее после восстановления ёмкости.
Выпрямители типа ВАК (выпрямитель аккумуляторный купроксный) используют для зарядки аккумуляторной батареи по буферной системе, и для непосредственного питания цепей. У купроксных выпрямителей в составе несколько купроксных вентилей, они в сравнении с селеновыми имеют более низкие электрические показатели, но отличаются большим периодом эксплуатации. Данные выпрямители необходимы в устройствах автоматики и телемеханики. Выпрямитель типа ВСП (выпрямитель стабилизированный полупроводниковый) может работать в двух автоматических режимах: стабилизации напряжения и стабилизации тока.
Разрядники, включатели,клеменные панели,стрелочный электропривод
Разрядник вентильный низковольтный используется для защиты устройств СЦБ от перенапряжений, которые возникают при атмосферных разрядах, и перенапряжений в электрических цепях. Им обеспечивается мгновенное гашение дуги сопровождающего тока. Автоматический выключатель предназначен для защиты линейных трансформаторов автоблокировки от перегрузки и тока короткого замыкания. Принцип их функционирования состоит в отключении электрической цепи за счёт размыкания контактов при нагревании термоэлемента проходящим по нему током определенной величины и в следующем повторном включении электрической цепи после остывания термоэлемента.
Назначение колодок заключается в соединение электрических цепей в релейных шкафах, монтажных схемах, и установке перемычек и розеток. Розетки релейные штепсельные предназначены для штепсельного включения реле и иных устройств. Клеммные панели служат для крепления клемм проводки внутри стативов. Это ферропластовая пластина черного цвета, через нее проходят металлические штыри – зажимы, которые укреплены с двух сторон панели гайками.
Электропривод стрелочный с внутренним замыканием невзрезной используют для перевода в повторно-кратковременном режиме, запирания и контроля положения в непрерывном режиме стрелок с нераздельным ходом остряков. Устанавливают справа или слева от стрелочного перевода.
Светофор и электрический звонок
Светофор — основной сигнальный прибор на железнодорожном транспорте. Это оптические приборы, подающие сигнал днём и ночью цветом одного или нескольких огней. Подразделяют на линзовые и прожекторные. Линзовые могут быть мачтовыми, состоящими из металлической либо железобетонной мачты, с укрепленной на ней головки с линзовыми комплектами; консольными — головка светофора подвешивается над путями на консолях; карликовыми – не имеют мачты, головка закреплена прямо на фундаменте с небольшим наклоном по вертикали. Светофор устанавливают с правой стороны железнодорожного полотна по направлению движения составов.
Электрический звонок применяются для акустической сигнализации на железнодорожных переездах и разнообразных стационарных железнодорожных конструкциях. Телефонный аппарат является устройством, которое используется в промышленных зонах металлургической, горнодобывающей, машиностроительной и химической областей.
Особенностью заключается в том, что аппараты той серии устанавливают там, где исключена опасность возникновения взрыва. Оснащен микрофоном и наушниками микротелефонными капсюлями, выносливыми в условиях высокой влажности, запыленности, устойчивыми к акустическим ударам. Телефонную трубку и корпус соединяет шнур, пролегающий в металлическом рукаве.
Устройства сигнализации, централизации и блокировки
Железнодорожный светофор – основное сигнальное устройство на железнодорожном пути. Это оптический прибор, сигнализирующий днем и ночью цветом одного или нескольких огней.
Указатели маршрутные буквенные, цифровые и положения предназначены для указания пути приема, отправления или направления следования поездов и маневровых составов.
Типы современных устройств СЦБ на станциях
Централизация предназначена для управления всеми стрелками и сигналами, расположенными на станции или в отдельном ее районе, из одного пункта – поста централизации.
Электрическая централизация представляет собой систему централизованного управления объектами с помощью электрической энергии.
Микропроцессорная централизация стрелок и сигналов – МПЦ EBILock 950
(совместная российско-шведская технология)
МПЦ EBILock 950 внедряется на сети железных дорог России с 1999 г. Предназначена для обеспечения безопасности и управления движением поездов на станциях и перегонах любых размеров, конфигурации и назначений, включая станции стыкования различных видов тяги поездов. В систему интегрированы функции автоматической (АБТЦ-Е) и полуавтоматической блокировки, удаленного управления районами и парками станций, а также возможности удаленного мониторинга и интеграции с системами верхнего уровня (диспетчерской централизации и контроля).
Достоинства МПЦ EBILock 950:
·Полное соответствие как европейским (CENELEC SIL 4), так и российским стандартам безопасности.
·Бесконтактное управление стрелками и сигналами на основе интеллектуальных объектных контроллеров.
·Резервирование основных компонентов системы.
·Организация связи по петлевому принципу, резервирование канала связи.
·Расширенная диагностика системы, позволяющая выявлять предотказные состояния оборудования.
·Возможность централизованного или децентрализованного размещения оборудования.
·Высокий уровень готовности: применение типовых промышленных модулей, испытания программно-аппаратного комплекса осуществляются в заводских условиях, на объект поставляется полностью проверенное и отлаженное оборудование.
·Модульный принцип построения, возможность увеличения количества управляемых объектов.
·Техническое сопровождение системы:
— круглосуточная служба технической поддержки;
— центры сервисного обслуживания в Москве, Иркутске, Новосибирске и Красноярске;
Структурная схема МПЦ EBILock 950
Основу МПЦ EBILock 950 составляют центральное процессорное устройство (ЦПУ) и система централизованных или распределенных объектных контроллеров.
ЦПУ МПЦ EBILock 950 собирает информацию о состоянии различных напольных объектов, обрабатывает данные централизации и направляет приказы соответствующим объектным контроллерам, которые, в свою очередь, управляют напольными объектами.
Система передачи данных обеспечивает передачу приказов от ЦПУ в объектные контроллеры и статусных сообщений о состоянии напольных объектов в ЦПУ через резервируемые каналы.
Центральное процессорное устройство МПЦ EBILock 950 (система обработки зависимостей централизации)
ЦПУ EBILock 950 R3 – одно ЦПУ осуществляет управление и контроль до 150 логических объектов
ЦПУ EBILock 950 R4 – одно ЦПУ осуществляет управление и контроль до 3000 логических объектов
Для обеспечения условий безопасности в центральном процессорном устройстве применяется принцип дублирования аппаратных средств с диверсификацией программного обеспечения.
ЦПУ состоит из двух идентичных полукомплектов, с независимым электропитанием и сетевым подключением каждый. Один из них работает, выполняя функции управления. Второй постоянно находится в режиме «горячего резерва», обрабатывая ту же самую информацию. В любой момент при отказе активного полукомплекта резервный готов взять на себя его функции, обеспечивая бесперебойность работы системы.
Каждый полукомплект содержит три микропроцессора: два основных процессора работают, используя диверсифицированное программное обеспечение; третий выполняет сервисные функции.
Диверсифицированное программное обеспечение разработано двумя независимыми группами программистов, строго следуя соглашениям по кодированию. Программы имеют идентичные функции и должны получать одинаковые результаты выполнения этих функций.
В системе осуществляется непрерывный обмен информацией между ЦПУ и объектами управления и контроля.
МПЦ EBILock 950 имеет встроенную систему диагностики состояния аппаратных средств централизации и объектов управления и контроля.
Дублирование ЦПУ также может быть организовано по принципу «холодного резерва».
Система объектных контроллеров
(интерфейс к напольным объектам СЦБ)
Система объектных контроллеров МПЦ EBILock 950
Объектные контроллеры осуществляют функции по управлению и контролю напольных объектов, таких как светофоры, стрелки, переезды, рельсовые цепи и др.
Каждый объектный контроллер может управлять одним или несколькими объектами.
Объектные контроллеры могут устанавливаться централизованно или децентрализованно (в контейнерах или шкафах в непосредственной близости от напольных объектов.)
Максимальное расстояние между объектными контроллерами и ЦПУ не ограничено.
При децентрализованном способе размещения объектных контроллеров использование кабеля сводится до минимума, а также снижается риск возникновения индуцированных/наведенных токов, вызывающих помехи в работе сигнальных устройств.
В случае выявления предотказного состояния или отказа, встроенная система самодиагностики автоматически локализует поврежденный элемент до отдельной печатной платы.
Система может оборудоваться устройствами защиты от импульсных перенапряжений.
Комплект устройств защиты от импульсных перенапряжений
Управляющая и контролирующая система
(автоматизированные рабочие места дежурного по станции, электромеханика, оператора пункта технического обслуживания вагонов, оператора местного управления стрелками)
Автоматизированное рабочее место дежурного по станции (АРМ ДСП)
— архивирование и протоколирование действий эксплуатационного персонала по управлению объектами, поездной ситуации на станциях и перегонах, а также состояния всех объектов управления и контроля;
— возможность получения из архива параметров работы напольных устройств СЦБ для последующего прогнозирования их состояния или планирования проведения ремонта и регулировки, не допуская полных отказов в работе этих устройств.
Для обеспечения бесперебойности работы системы АРМ резервируются.
Реализованные в МПЦ EBILock 950 функции:
· Двойное управление стрелками и светофорами маневровых районов без ограничения вариантов передачи на местное управление.
· Управление тормозными упорами (местное).
· Замыкание и размыкание маршрутов скоростного пропуска поездов.
· Ограждение путей для производства работ по осмотру и ремонту подвижного состава.
· Блокировка путевых участков, светофоров, стрелок для исключения, в необходимых случаях, возможности управления ими.
· Увязка со станциями с «нулевыми» перегонами.
· Управление удалёнными станциями и парками станций.
· Интеграция с системами:
– диспетчерской централизации «Диалог», «Нева», «Тракт», «Юг», «Сетунь»;
– автоматического управления тормозами;
– мостовой и тоннельной сигнализации;
– диагностики АПК ДК, АСДК, ЧДК;
– автоматической и полуавтоматической блокировки всех типов, используемых на российских железных дорогах;
– оповещения работающих на железнодорожных путях;
– контроля схода и наличия волочащихся деталей подвижного состава;
– контроля нарушения габарита подвижного состава;
– горочной автоматической централизации и горочной автоматической локомотивной сигнализации.
Микропроцессорная централизация ЭЦ-ЕМ
Российская система микропроцессорной централизации ЭЦ-ЕМ с интегрированной автоблокировкой на базе управляющего вычислительного комплекса УВК РА разработки ОАО «Радиоавионика» предназначена для централизованного управления объектами низовой и локальной автоматики на малых, средних и крупных железнодорожных станциях и прилегающих перегонах с соблюдением всех требований по обеспечению безопасности движения поездов Архитектура УВК РА основывается на трехканальной структуре, работающей по мажоритарному принципу (два из трех).
Структурная схема системы ЭЦ-ЕМ
Важнейшими элементами ЭЦ-ЕМ являются:
— Управляющий вычислительный комплекс микропроцессорной централизации стрелок и сигналов УВК РА;
— Совмещенная питающая установка СПУ.
УВК РА осуществляет в реальном времени сбор, обработку и хранение информации о текущем состоянии объектов централизации. На основании полученной информации реализуются технологические алгоритмы централизованного управления станционным напольным оборудованием с формированием и выдачей управляющих воздействий.
Управляющий вычислительный комплекс УВК РА
Одновременно производится непрерывная диагностика состояния системы с формированием и оперативной передачей на рабочее место дежурного по станции (РМ ДСП), в системы диспетчерского контроля и диспетчерской централизации информации для отображения состояния объектов централизации и результатов диагностирования микропроцессорных средств системы.
РМ ДСП содержит три промышленных компьютера, один из которых находится в рабочем режиме, второй – в «горячем» резерве и третий – в «холодном» резерве. На станциях с разделением на зоны управления для каждой зоны устанавливается свой комплект РМ ДСП. В состав РМ ДСП могут входить табло коллективного пользования, на которых укрупненно отображается мнемосхема станции.
Автоматизированное рабочее место электромеханика (АРМ ШН) совместно с системами диспетчерского контроля обеспечивает:
— мониторинг работы электронных модулей и линий связи ЭЦ-ЕМ;
— мониторинг работы напольного оборудования;
— мониторинг работы источников бесперебойного питания;
— мониторинг значений электрических параметров (напряжений, токов, и др.);
— мониторинг состояния увязки УВК РА с релейной частью;
— доступ к архиву протоколов работы ДСП, технологических и системных сообщений УВК РА;
— обработку и анализ архивной информации о работе ЭЦ-ЕМ, составление протоколов работы системы;
— предоставление справочной информации.
Микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И
Отечественная система МПЦ-И разработанная ЗАО «НПЦ «Промэлектроника» реализует все функции централизации, необходимые для безопасного управления технологическим процессом на станции.
Структура МПЦ-И включает в себя:
— управляющий контроллер централизации (УКЦ) с программой логики центральных зависимостей для осуществления маршрутизированных передвижений по станции. Управляющий контроллер централизации резервированной системы МПЦ-И (по умолчанию) выполнен по принципам горячего, ненагруженного резервирования («два плюс два»);
— автоматизированное рабочее место электромеханика (АРМ ШН) для обеспечения возможности удаленного мониторинга состояния объектов МПЦ-И;
— телекоммуникационный шкаф ШТК. ШТК обеспечивает работу всех автоматизированных рабочих мест на станции (с полным автоматическим резервированием всей аппаратуры), предоставляет возможность простой увязки с любой из внешних систем, в т. ч. ДЦ, АСУТП, а также обеспечивает информационную безопасность, протоколирование и архивирование работы оборудования и действий персонала;
— пульт резервного управления для прямопроводного управления стрелками при возникновении неисправностей обоих комплектов АРМ ДСП или УКЦ. Пульт резервного управления не применяется в резервированной системе МПЦ-И;
— объекты централизации (аппаратура рельсовых цепей, счета осей, светофоры, электропривода, маневровые колонки, пульты пунктов технического осмотра и т.п. напольное оборудование, серийно выпускаемое заводами промышленности), кабельная сеть СЦБ, а также объектные контроллеры или интерфейсные релейные схемы для управления ими.
Для электропитания микропроцессорных устройств МПЦ-И, стрелок и светофоров на станции разработана система гарантированного питания СГП-МС.
Программно-аппаратные средства МПЦ-И обеспечивают:
— разделение крупных станций на неограниченное число зон управления (как постоянно действующих, так и сезонных);
— выделение на станции с маневровой работой участков для временного местного управления (как с организацией дополнительного рабочего места, так и при помощи управления со стрелочного поста);
— интеграцию малодеятельных станций в объединенные посты управления без помощи средств центральных постов ДЦ и без необходимости установки на них линейных пунктов ДЦ, оставляя при этом возможность локального управления;
— организацию многоуровневых иерархических систем управления типа «зона – станция – участок – дорога» с возможностью оперативной передачи управления на соответствующий уровень при необходимости.
Встроенная автоматическая подсистема измерений сопротивлений изоляции и других электрических параметров постовых устройств позволяет использовать систему МПЦ-И в качестве средства измерения или мониторинга параметров устройств СЦБ (в том числе удаленного).
Реализуя широкий спектр функций, МПЦ-И является одной из самых компактных централизаций. Если нет возможности построить здание поста, можно разместить аппаратуру МПЦ-И в транспортабельных модулях, а также в высвобождаемых помещениях уже имеющихся зданий.
Наличие системы автоматизированного проектирования (САПР). позволяет во-первых, в несколько раз сократить трудоёмкость проектирования, во-вторых, обученный эксплуатационный персонал, имеющий соответствующие права, может самостоятельно и оперативно вносить коррективы в программное обеспечение МПЦ-И при изменении проекта путевого развития на станции.
Работа по адаптации МПЦ-И достаточно проста благодаря дружественному интерфейсу САПР, хотя и требует определенных специфических знаний и ответственности.
Микропроцессорная централизация МПЦ-МЗ-Ф
МПЦ-МЗ-Ф представляет собой централизованный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для дистанционного управления и контроля состояния стрелок, светофоров и других станционных объектов, а также для выдачи дежурному по станции оперативной, архивной и нормативно-справочной информации с протоколированием работы устройств и действий персонала («черный ящик»).
МПЦ-МЗ-Ф является проектно-компонуемым изделием, строящимся по иерархическому принципу с возможностью использования системы на станциях любой конфигурации.
Аппаратура системы соответствует требованиям безопасности по уровню SIL 4, согласно европейскому стандарту EN 50129, что подтверждено Испытательным центром железнодорожной автоматики и телемеханики Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС).
Высокая эксплуатационная готовность достигается за счет применения трех идентичных процессорных модулей, работающих по схеме два из трех. Для обеспечения безопасности обработка осуществляется только в том случае, если как минимум два вычислительных канала выдают одинаковые результаты.
Управляющий компьютер ЕСС производства Сименс
Такое решение позволяет зафиксировать сбой в работе любого из трех процессорных модулей и отключить его. При этом система продолжает работать в режиме два из двух, а информация об ошибке фиксируется в базе данных. Поврежденный модуль можно заменить и ввести в работу без остановки всей системы. Сбои в работе системы предотвращаются на аппаратном и программном уровнях. Применяются алгоритмы и методы, позволяющие выявить неисправность оборудования и перевести систему в безопасное состояние.
Основной и резервный АРМ ДСП на базе двух персональных компьютеров промышленного исполнения
При проектировании станций применяется система автоматического проектирования (САПР), что позволяет существенно снизить время на разработку технологического программного обеспечения для новых станций. Система принята в постоянную эксплуатацию и рекомендована к тиражированию на сети железных дорог РФ в двух вариантах исполнения: с релейно-контактным и бесконтактным управлением стрелочными электроприводами и светофорами.
Типы современных устройств СЦБ на перегонах
АБТЦ применяется на однопутных и многопутных перегонах с любым видом тяги.
Контроль состояния участков пути выполняется рельсовыми цепями (РЦ) тональной частоты. Применяются несущие частоты Гц и частоты модуляции 8 и 12 Гц.
Основные технические характеристики
Максимальная дальность управления светофором (по кабелю), км
Максимальная дальность управления рельсовой цепью
при автономной тяге
Несущие частоты, Гц
420, 480, 580, 720, 780
Частоты модуляции, Гц
Микропроцессорная система автоблокировки АБТЦ-М с централизованным размещением аппаратуры, тональными рельсовыми цепями и дублирующими каналами передачи информации
Основные преимущества системы:
Повышение надежности работы за счёт:
• резервирования основных узлов системы;
• применения более надёжной элементной базы;
• уменьшения количества элементов системы, в том числе и расхода сигнального кабеля.
Повышение коэффициента готовности (живучести) за счёт:
• использования дублирующего канала передачи информации на локомотив и с него;
• возможности реконфигурации построения системы при отказе отдельных её узлов и датчиков;
• построения резервированной системы электропитания.
Повышение безопасности движения поездов на перегоне за счёт:
• использования дополнительного кодирования сигналов в рельсовых цепях с целью исключения взаимного влияния;
• использования логики проследования поезда по перегону;
• возможности воздействия на перегонные устройства (включение запрещающих показаний на светофорах и т. п.) со стороны дежурного по станции или диспетчера с целью ограждения и ограничения скорости движения в зоне производства работ и т.п.
Система интервального регулирования движения поездов с подвижными блок-участками на базе аппаратуры АБТЦ-М позволяет повысить пропускную способность и сократить межпоездной интервал попутного следования. Местонахождение поезда определяется с точностью до одной рельсовой цепи средней длиной 250 м. Применение подвижных блок-участков позволяет обеспечить минимальный межпоездной интервал до 3-х мин и повысить пропускную способность перегона до 20% по сравнению с системами АБ с фиксированными длинами блок-участков, в том числе и АЛСО.
Схема построения системы интервального регулирования движения поездов с подвижными блок-участками без проходных светофоров с расширенными функциональными возможностями
Автоматическая локомотивная сигнализация с непрерывным каналом связи АЛС-ЕН
Для улучшения условий ведения поездов и повышения безопасности движения, увеличения пропускной способности линии и улучшения условий труда локомотивных бригад применяется автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС). Это специальные устройства, дополняющие автоблокировку, при помощи которых показания путевых светофоров с приближением поезда к ним передаются на светофор локомотива, установленный в кабине машиниста.
АЛС характеризуется количеством и числом сигнальных показаний. По способу передачи сигналов с пути на локомотив устройства АЛС делятся на АЛС точечного типа (АЛСТ) АЛС непрерывного типа (АЛСН)
Наряду с трехзначной системой АЛСН на железных дорогах России внедряется перспективная многозначная (192 команды) система передачи информации на локомотив – АЛС-ЕН. Для уменьшения времени передачи информации и обеспечения высокой помехозащищенности в системе АЛС-ЕН используется двукратная фазоразностная модуляция несущей частоты 174,38 (+/-0,1) Гц, позволяющая организовать два независимых фазовых подканала. В каждом из подканалов используются 8-разрядные комбинации самосинхронизирующегося модифицированного кода Бауэра.
Использование в системе АЛС-ЕН двукратной фазоразностной модуляции и помехозащищенного кодирования позволяет значительно уменьшить мощность передающих устройств, так как необходимый уровень полезного сигнала на входе приемника достигается при сигнальном токе в 5-8 раз меньшем, чем в системе АЛСН.
В отличие от классической АЛСН, АЛС-ЕН позволяет передать на локомотив различную информацию (показание светофора, движение прямо или с отклонением, допустимая скорость, количество свободных блок-участков и др.), что необходимо для обеспечения скоростного и высокоскоростного движения. Поэтому АЛС-ЕН используется на высокоскоростной линии Москва – Санкт-Петербург.
Наиболее крупные сортировочные горки с переработкой свыше 5500 вагонов в сутки относятся к горкам повышенной мощности.
Управление расформированием составов на сортировочной горке осуществляется с горочного пульта управления, на котором размещены стрелочные коммутаторы, рукоятки управления вагонными замедлителями и кнопки управления горочными сигналами.
Устройства электропитания УЭП-МПК-ШПТ
Комплекс УЭП-МПК-ШПТ предназначен для электропитания систем электрической централизации, постов механизации и автоматизации сортировочных горок, маневровых постов централизации и обеспечивает электропитание релейных схем электрической централизации и увязок, средств вычислительной техники (УВК, АРМ, ЦВС), напольного оборудования и др.
В состав УЭП-МПК-ШПТ включена система бесперебойного питания на основе шины постоянного тока, обеспечивающая непрерывность работы ответственных устройств при перерывах и переключениях внешнего электроснабжения. Применяется с вводными устройствами с отдельным ИТ для каждого фидера и с общим ИТ, причем могут запитываться, как от однофазных, так и трехфазных фидеров питания.
Ввод в УЭП-МПК источников переменного тока осуществляется через вводные устройства ВУФ-МПК. В качестве третьего фидера может использоваться ДГА с автозапуском при пропадании всех внешних источников питания.
Все УБП объединены общей шиной постоянного тока (ШПТ). Напряжение на ШПТ выбирается исходя из мощности нагрузок станции из ряда 48, 110, 220 В. При необходимости можно наращивать мощность УЭП-МПК-ШПТ параллельным включением нескольких УБП.
Напряжение питания бесперебойных нагрузок СЦБ формируется с помощью одного или нескольких блоков инверторов, количество которых резервируется по схеме n +1, напряжение 24В для постовых устройств ЖАТ формируется с помощью блока конверторов, количество которых также резервируется по схеме n +1.
Устройства электропитания УЭП-МПК-ШПТ в 2012 г. введены в постоянную эксплуатацию на станции Хоных Красноярской ж.д.
Микропроцессорная электрическая централизация МПЦ-МПК
Система микропроцессорной централизации электрической централизации МПЦ-МПК – это новая разработка в семействе компьютерных систем на базе микро-ЭВМ программируемых контроллеров, предназначена для управления и контроля устройствами железнодорожной автоматики на станциях с помощью компьютерной техники разработки ЦКЖТ ПГУПС (Санкт-Петербург).
МПЦ-МПК в 2012 г. введена в постоянную эксплуатацию на станции Хоных Красноярской ж.д.
Информационный обмен между компонентами системы базируется на стандартных протоколах вычислительных систем и локальных сетей. Использование современных стандартных средств вычислительной техники для ввода и отображения информации не требует изготовления специализированных средств контроля и органов управления.
Отличительной особенностью системы от аналогов является безопасный бесконтактный интерфейс управления и контроля объектами, который спроектирован на принципиально новом подходе функционального преобразования сигнала.
Оборудование центральной вычислительной системы (ЦВС) имеет 100% резерв и состоит из двух параллельно и независимо функционирующих безопасных вычислительных комплектов – «основного» и «резервного», включенных в локальную вычислительную сеть. Каждый из комплектов состоит из двух РС-совместимых промышленных контроллеров и схемы для контроля функционирования комплекта. Нормально оба комплекта подключены к кодовым линиям связи с аппаратурой сопряжения с объектами управления и контроля МПЦ. Один из комплектов является активным и осуществляет реализацию управляющего воздействия на объекты и передачу информации о состоянии контролируемых объектов по каналу связи на АРМ ДСП, а второй комплект ЦВС является пассивным и находится в «горячем» резерве. Контроллеры дополнительных функций также зарезервированы.
Автоматизированное рабочее место дежурного по станции предназначено для организации пользовательского интерфейса по управлению и контролю объектами микропроцессорной централизации на станции. АРМ ДСП в минимальной конфигурации выполнено на основе двух ПЭВМ (комплекты А и Б), объединенных локальной сетью. В эту сеть также включено АРМ электромеханика, а также, при необходимости, могут быть включены другие пользователи информации о передвижении поездов на станции (АРМ оператора, маневрового, станционного диспетчеров и т.п.). Для отправления хозяйственного поезда и толкача на перегон в аппаратной ДСП устанавливается щиток ключей-жезлов. Дополнительно АРМ ДСП может комплектоваться выносными плазменными панелями.
Оборудование АРМ ДСП имеет 100% резерв и состоит из двух параллельно и независимо функционирующих комплектов – «А» и «Б», включенных в локальную вычислительную сеть. Один из комплектов является активным и осуществляет реализацию управляющего воздействия на объекты и прием информации о состоянии контролируемых объектов по каналу связи от КТС УК. Второй комплект АРМ ДСП является пассивным, применяется только для отображения текущей информации и находится в «горячем» резерве. Оба комплекта в процессе работы обмениваются информацией между собой по ЛВС.
Релейно-процессорная централизация стрелок и светофоров РПЦ-Е
Система релейно-процессорной централизации стрелок и светофоров РПЦ-Е разработана компанией ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)».
Система РПЦ-Е предназначена для частичной модернизации существующих станций с любым количеством стрелок, оборудованных электрической централизацией, как с сохранением исполнительной группы (все существующие типовые альбомы для проектирования), так и со строительством новой исполнительной группы, выполненной по альбому МРЦ-10БН. Система позволяет сохранить существующее напольное оборудование в полном объёме.
Также, РПЦ-Е легко интегрируется с МПЦ EBILock 950, например, при строительстве нового парка и его оборудовании устройствами микропроцессорной централизации. При этом у ДСП получается единое рабочее место, и оператор управляет устройствами МПЦ и ЭЦ однотипно.
РПЦ-Е состоит из автоматизированных рабочих мест ДСП и ШН, имеющих все функции, реализованные в микропроцессорных централизациях, сервера РПЦ-Е, реализованного на промышленных компьютерах, а также из распределённых УСО. Последние выполнены на базе промышленных контроллеров в конструктиве, позволяющем размещать их, как с лицевой, так и с монтажной стороны статива с доступом к существующему монтажу.
Система имеет горячее резервирование всех компонентов.
В ходе модернизации демонтируется наборная группа (при её наличии), и существующий пульт-табло. Станция оборудуется автоматизированными рабочими местами. Система предусматривает увязку с другими системами по каналам передачи данных.
В 2012-м году РПЦ-Е введена в постоянную эксплуатацию на станции Абакан Красноярской ж.д. (114 стрелок).