Направление танцев вог что это
Vogue как танец – от pop, dip and spin до vogue femme
Vogue как танец начал формироваться в 70-х – 80-х годах прошлого столетия в Нью-Йорке и неразрывно связан с хаус музыкой, так как вог изначально танцевался именно под классические хаус биты. В самом начале своего развития это был танец, целиком и полностью состоявший из позирования — posing (с англ. pose — поза). Тогда на первый план выходило умение быстро под музыку сменять позы: очень выразительные, яркие, завораживающие. Люди соревновались в этом мастерстве: артистично менять позы, похожие на фото моделей с глянцевых журналов, под музыку. Именно поэтому для зарождавшегося стиля танца прижилось название vogue. Cоревнования по vogue проходили в клубах и назывались балами, и стали одной из ярких частей ballroom-культуры.
Важным компонентом в воге является мода. Этот стиль начинал развиваться во время большой популярности топ-моделей, во время расцвета крупных модных домов – Гуччи, Версаче – и эта высокая, дорогая мода для богатых сильно повлияла на становление танца. Например, в категории runway (англ. — подиум) – нужно показать умение красиво ходить по подиуму как топ-модели. Существует много категорий, связанных с дизайном одежды, с умением модно одеваться. Например, в best dressed (англ. — лучшая одежда) важно максимально круто подобрать наряд. В категории labels (англ. — этикетка) соревнуются в количестве надетой (и подобранной) дорогой брендовой одежды. Человек на самом деле выходит, выворачивает одежду и показывает судьям бирки.
Постепенно поузинг начинает усложняться и эволюционировать. Так появляется «pop, dip and spin» (англ. остановка, уход в партер и вращение) – новая форма vogue, названная по трём основным исполняемым элементам. В стремлении к сложному и более интересному, в желании удивить других, люди между позами стали добавлять движения и динамические перемещения. Таким образом, появляется танец (в привычном нам понимании), также основанный на позах, под те же хаус биты. Также в воге, в его зарождении были жёсткие, сильные движения из единоборств, поскольку в это же время были популярны фильмы о боевых искусствах, и милитари элементы, например марши.
По мере становления высшего и среднего образования более доступным, по мере роста популярности спорта, появляются люди с хорошей танцевально-акробатической подготовкой. Они стали добавлять в свои выходы (в воге правильнее сказать: представления, перформансы) трюки, сложные танцевальные и акробатические элементы. Стиль усложняется, люди стараются привнести новое, удивить. Танцоры, кто не имеет такого образования и навыков, предложили им выступать в отдельной категории, чтобы у всех были одинаковые шансы на победу. Таким образом появилась категория performance with gymnastics (англ. представление с гимнастикой). По прошествии некоторого времени эти категории – pop, dip and spin и performance with gymnastics –стали называться old way (старый способ вогирования) и new way (новый способ) соответственно. Сейчас в США очень мало тех, кто танцует old way и new way, самая популярная категория на данный момент – vogue femme (англ. female – женский, женственный). Интересно, что эти категории (old way и new way) возродились в России и Европе.
В России вог стал развиваться в 2008-2010 гг. Всё началось с мастер-классов приезжих из Штатов мастеров вога – Benny Ninja и Archie Burnett. Они показывали именно old way и new way, таким образом в нашу страну вог пришёл не в самой современной форме на тот момент, а в изначальной. Именно поэтому эти категории у нас достаточно широко распространены, в отличие от США. Vogue femme появился в России несколько позже, и ему нужно было время «раскачаться», чтобы стать самой популярной категорией. В американской вог-культуре существуют и нетанцевальные категории, про которые мы упоминали выше: labels, best dressed, runway. Это своеобразная «битва харизмы»: выигрывает чаще тот, кто умеет себя преподнести, передать эмоции, заставить зрителя смотреть на себя. В воге такие вещи, как умение показать себя, подача, перформанс, экспрессия, имеют очень большое значение, зачастую большее, чем техника движений.
Вог из современных баттловых стилей почти единственный, где имеет значение костюм и внешний вид. На балах чаще всего выдвигают требования по одежде, непременные к исполнению. Если объявлено, что обязателен образ Женщины-кошки – значит нужно прийти в костюме именно персонажа, а не абстрактной кошки. Если цвет бала – красный, то все приходят в красном. Если требования не выполнены – то участника чапнут (англ. chop – рубить), то есть дисквалифицируют.
Селект (отбор перед самими соревнованиями) в воге называют «десятки». Это название закрепилось с того времени, когда судьи имели таблички и выставляли участникам баллы. Соответственно, высший балл – десятки – означал и означает сейчас проход в следующий тур соревнования. Сейчас табличек с оценками нет, вместо этого судьи показывают десять пальцев.
В России вог начался с танцевальных категорий, а не с культуры вообще. С самого начала не было разделения на категории, все танцевали просто «вог»: все способы, какие знали на тот момент, вперемешку. А только-только после приезда Benny Ninja и Archie Burnett old way и new way – это всё, что знали люди. Сейчас мы понимаем, что это разные способы танцевать, и их не стоит смешивать, для каждого из них выделены отдельные категории. Конечно, со временем стиль развивался и в нашей стране, появлялись танцоры, которые стали специализироваться отдельно в каждой категории, первые из которых были old way, new way, runway и vogue femme. Затем больше и больше категорий приходили из США, и уже на данный момент на балах в России может быть заявлено более 20 категорий. Сами балы могут идти дольше, чем 12 часов: много участников, много категорий. В отличие от России, в Штатах балы проводятся часто, чуть ли не каждую субботу, притом исключительно ночью. В нашей же стране крупные балы, которые стремятся приблизиться к американскому эталону, так же проходят ночью.
Вог – танец самовыражения
Чем же стал исконно американский танец, вышедший из американской клубной культуры, так привлекателен в России? В первую очередь, по той причине, что вог – это танец о самовыражении. Вог приемлет в свои ряды очень разных людей. Человек может обладать любой фигурой и внешностью, сколь угодно странным, вести себя странно – в вог-культуре это приветствуется, поэтому в кругу вогеров собралось много необычных людей. В нашей стране этот стиль приобретает форму почти искусства. Многие российские танцоры делают перформансы, снимают видео в стиле вог. Например, House of Bonchinche – известный и первый российский вог-дом – делает что-то новое и отличное от традиционных, классических балов и вечеринок: большее, чем сам танец, представления на основе вога.
Во-вторых, вог привлекателен тем, что помогает поверить в себя, раскрепощает, учит верить в свои силы. Очень много уверенности нужно, чтобы выходить на балах. На самом деле вог-культура довольно жёсткая, в ней не дают никому расслабиться (по аналогии с реальной жизнью, которая зачастую не добра и мягка). Например, существует такое понятие, как шейд (shade – англ. тень), которое означает бросить тень, показать жестами, что соперник тебе не нравится. При этом есть важное правило no touching (без прикосновений), которое было сформировано в целях безопасности всех участников. Самое интересное, что после бала, после самого баттла, несмотря на все брошенные на соперника шейды, участники могут обняться по-дружески и разойтись с приятными эмоциями.
Важный вопрос, волнующий многих: есть ли место детям в воге? В стране зарождения этой культуры дети не танцуют вог. В США это в первую очередь культура, притом клубная, взрослая – это закрытая тусовка. В Россию и страны Европы вог пришёл в первую очередь как танец, и уже затем – как культура. Мы его танцуем в танцевальных классах, учим движения; в Нью-Йорке и других городах и штатах такого очень мало. Исходя из того, что в России вог – это танец, его танцуют и дети тоже, и многие родители поддерживают их желание. В этом случае в группе должен быть грамотный педагог, который будет рассказывать, что ребёнок может танцевать, а что – нет.
Вог – широкий и разносторонний стиль, и многие, кто хочет выразить, презентовать себя, могут найти своё место. Если человек любит красиво и модно одеваться – выходит в категории best dressed или label, если любит ходить по подиуму – runway для него. Те, кто желает показать хорошую фигуру и лицо – категория body and face создана для этого. Практически каждый может себя найти в воге.
Дом в вог-культуре
Дом – это танцевальная семья, где есть отец, мать и дети. Родители – отец и мать – это основатели дома и они в свое время придумывают название для новой семьи. Кстати, названия вог-домов носят обычно названия известных модных домов – брендов. Например, House of St. Laurent, The House of Margiela, House of Balenciaga, House of Mizrahi – это дома высокой моды.
На сегодняшний день мало основывается новых домов, в основном они все очень старые – с 80-х, 90-х годов. Один из самых известных новых домов – House of Amazon, его основательница Leiomy Maldonado. Все танцоры вога мечтают, стремятся попасть в дом, это почётно и престижно. Обычно родители дома замечают кого-либо, например, на балу или видят его танец в сети и приглашают в дом, если он им нравится.
О статусах
Раз в год в Нью-Йорке проходит бал, на котором человеку могут присудить один из статусов, это происходит общим решением наиболее влиятельных американских домов. Один из этих статусов – Legendary (легендарный), его дают танцорам, которые сделали большой вклад в вог-культуру, которые много побеждали на балах, завоевали много
трофеев и имеют какой-то уникальный стиль, оказавший влияние на других танцоров. Следующий и более высокий статус по значимости – Iconic или Icon (икона). Присуждается по прошествии многих лет тем, кто также сделал большой вклад в культуру, организовывал балы, очень популярен. Следующий и наивысший – Hall of fame (зал славы). Существуют другие статусы, которые так не присваиваются так официально. Statement (заяявление) – для танцоров, кто ярко заявил о себе на балу, Star (звезда) – для тех, кто много выигрывал и скоро может стать легендой.
Статусы присуждают исключительно в США, только в Нью-Йорке. В других странах и в России в том числе статусы не присуждаются, поскольку сейчас в мире мы видим тенденцию на объединение всех вог-сцен. Сцена – это место развития вог-культуры. Например, Нью-Йорк – самая крупная и главная сцена; Париж – пожалуй, вторая по значимости, затем российская и других стран. Если сцена хочет относиться к культуре, то она не имеет права присуждать свои отдельные статусы. Как минимум, такое явление будет противоречивым: многие танцоры состоят в американских домах, но будут присуждать статусы в своей стране самостоятельно. Это неправильно, к тому же на данный момент наблюдается стремление к сближению всех сцен.
Помимо статусов, в США и с этого года – в России, дают награды один раз в год. Например, лучший New Way года, лучший Old Way года, лучший Butch Queen Vogue Fem года, лучший Womens Performance года. Также могут быть такие награды, как лучший дом года, лучший отец, мать года. Награды присуждают за достижения, за значимые свершения.
Об альтернативных сценах
Существуют две альтернативные вог-сцены: Major scene, или Original scene (мажор-сцена, или главная сцена) и Kiki scene (кики сцена). Как произошло разделение? Когда вог достиг больших масштабов, сформировалась своя тусовка, где выделились люди, которые обычно судят и те, кто обычно выигрывают. В этих условиях новичкам было сложно соревноваться и проходить даже «десятки», выходя на одних балах с опытными танцорами и обладателями многих побед. Этим новичкам надоело, что в судейских креслах сидят одни и те же и голосуют за одних и тех же.
Таким образом, эта талантливая молодёжь собралась и решила создать для себя отдельную сцену, где у них будут свои балы, свои судьи, свои знаменитости. Они создали альтернативную сцену, не такую помпезную, не такую серьёзную и назвали ее кики сцена, где они веселились и расслаблялись, но ничего серьезного там не происходило. Со временем кики сцена также разрасталась и становилась более сильной, и уже сейчас нельзя определённо точно сказать, где танцуют лучше: на главной или на кики сцене. Не возбраняется выходить на балы на обеих сценах. На кики сцене есть свои дома, присуждаются отдельно статусы, и вполне может быть такое, что человек состоит в кики доме и ориджинал доме одновременно.
Автор: Евгения Плотникова, Светлана Воробьёва
Алёна Двойченкова и Анна Царёва о том, как устроены вог дома в России
Редакция Янгспейс пообщалась с участницей вог-дома «The House of Bonchinche» Алёной Двойченковой и основательнецей «House of Pandora» Анной Царевой.
Объединяться в сообщества с теми, чей стиль жизни идентичен твоему — абсолютно нормальная человеческая потребность. Не исключением являются и танцы. Танцорам легче ставить хореографию, двигаться в танце как единый организм, когда они связаны помимо приверженности одному направлению еще и чисто человеческими отношениями. Сегодня мы поговорим о таком ярком направлении в танцах, как Vogue (далее вог).
Вог стал особо популярен после того, как на проекте «Танцы на ТНТ» появлялись участники, которые завораживали своей техникой зрителей и буквально заражали этим стилем. Однако мало кто знает, что воггеры объединяются в так называемые vogue — дома. Так что же это за дома и как они появились в данной культуре? Для этого сначала нужно понять саму культуру. Итак, поехали.
История vogue, как танца.
Говоря об истории появления вога, как танца, не стоит забывать, что он является лишь частью огромной и богатой культуры. Самостоятельно вог как танец появился в 60-70-х годах в Америке. Заключенные Гарлемской тюрьмы в шутку пародировали позы моделей из журналов. Также существует версия начала истории этого танца в среде афро–американских представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Так или иначе, этот стиль начал развиваться и вскоре проник на центральные танцплощадки. Чуть позже к позам добавляются элементы хореографии и соответствующая музыка. Во многом способствовала популяризации вога певица Мадонна. В одноименном клипе она использовала элементы танца, что способствовало ещё большему его внедрению в современную поп–культуру.
На вог оказывали влияние балет, брейкинг, джаз и даже боевые единоборства. Сегодня вог – это по большей части freestyle, дающий возможность самопрезентации, самовыражения и самопринятия. Танцуют вог, в основном, девушки, а небольшое количество парней в танцевальных коллективах этого направления объясняется страхом исполнять столь женственную хореографию.
Кто в доме хозяин?
Так как вог берет своё начало в контексте высокой моды, то и вог дома это прототип дома моды, объединяющего вокруг себя дизайнеров и моделей. В вог домах собираются танцоры с единой философией, единым желанием окунуться как можно глубже в саму суть всей культуры. Первый вог–дом в мире появился в конце 1970 года и назывался он The House of LaBeija (сейчас Royal House).
В классическом доме соблюдается иерархия, как в настоящей семье. Отец – глава дома, чаще всего его же основатель. Мать – также обычно основатель дома. Дедушки и Бабушки – бывшие Отцы и Матери дома. Дети (сыновья/дочери) – воггеры, танцоры. Принцы/Принцессы – особо талантливые воггеры дома. Собственно феномен вог–домов заключается в максимальной сплоченности таких коллективов, потому что помимо совместных тренировок, члены дома могут жить вместе буквально в одном доме, быть друг к другу ближе в жизни, а, следовательно, в момент выступлений становиться единым организмом.
Как основать свой вог дом?
Все дома преследуют единую цель — заявить о себе и продвигать направление вог в России. А сделать это, создав максимально комфортное объединение, где танцоры смогут почувствовать себя семьей гораздо проще. Нам удалось побеседовать с основательницей питерского The House of Pandora, сопродюсером и преподавателем танцевального центра «UNIDANCE», преподавателем международного центра современной хореографии «INTERNATIONAL DANCE CENTER» создателем и организатором ежегодного летнего танцевального проекта «VOGUE ACADEMY», Анной Царёвой. Помимо внушительного преподавательского стажа у Анны за спиной множество побед на вог балах. Так же Анну приглашают как модель на различные серьёзные проекты.
Расскажите, пожалуйста, Анна, как возникла идея создания House of Pandora?
Идея возникновения House of Pandora возникла тогда, когда среди всех моих учеников стала выделяться парочка — Маша и Леша, проявлявшие интерес к вогу значительно больше, чем просто тренировки в зале. Начались совместные поездки, балы, очень плотное и близкое общение уже не как ученик — учитель а как настоящая семья! Так что наш дом начался с троих человек. Сейчас нас 10 вместе со мной.
Чем занимаются члены дома? День забит тренировками или у ребят есть время на другие занятия?
Среди членов нашего дома есть хореографы, фотографы, визажисты, есть, кто танцует хип-хоп, стрип — пластику и даже имеются юристы, но все у нас танцующие! По-большей части все очень молодые, и какие-то гипер-активные и очень загруженные. Не видела никого из наших, чтоб отдыхал. Наверное, это такая наша общая черта:)
Пользуются ли сейчас такие дома популярностью в России? Сотрудничают между собой или конкурируют?
Вог дома активно растут и пользуются популярностью в России. С каждым годом их становится все больше и не важно насколько серьезно эти дома пиарятся и насколько громко о себе заявляют все делают одно общее дело — продвигают вог в России. Сотрудничают или конкурируют? Конечно, все дружат и общаются, но не без отдельных личностей, как впрочем, и везде. Безусловно, конкуренция есть между всеми! Другой вопрос честная она или грязная.
До сих пор ли во всех vogue домах существует эта особая иерархия? Мать, отец, принцессы….
Иерархия в домах присутствует, но не во всех есть мать-отец-принцесса. Бывает главный наставник один.
С какими проблемами приходиться сталкиваться при создании и развитии дома?
При создании и развитии дома, как и в любой настоящей семье, возникают одни и те же проблемы. Бывает, что члены дома не всегда хотят развиваться, или со временем меняются взгляды, растут амбиции и требования к дому и человек переходит в другую вог-семью. Не всегда переход ведет к росту, бывает, что к стагнации и последующей деградации.
Какие условия вступления в ряды членов дома?
Условия вступления в Дом у всех разные. Кому-то от танцора нужны особые навыки или определенный статус, кто-то ради тусовки собирает людей. У одних сложно вступить, а у других крайне легко, написав просто на фейсбуке или вк. Все зависит от статуса дома и критериев, которые можно узнать, лишь познакомившись с главным представителем дома. Иногда решают всем домом о принятии нового члена команды. Везде все по-разному.
Взгляд изнутри.
Везде действительно всё по — разному. В России первый дом появился в 2010 году и это был The House of Bonchinche. На данный момент в стране появляются всё новые и новые дома. У каждого дома своя история создания, своя философия и свой взгляд на то, каким должен быть вог. Каждый дом индивидуален от мелочей до общего образа. И чтобы понять мелочи дома нужно заглянуть внутрь его структуры с точки зрения члена этого сообщества. Для этого мы побеседовали с Алёной Двойченковой, членом The House Of Bonchinche’, одного из флагманских вог домов России.
Алёна довольна знаменита не только в вог кругах. Многие могут помнить её «трэшовое» выступление на проекте «Танцы на ТНТ», когда Алёна взорвала зал своей живой энергетикой. Так же к её деятельности можно приписать участие в клипах рейв — группы LITTLE BIG, набирающей популярность как в России, так уже и за её пределами.
Как давно ты танцуешь вог и как ты поняла, что это твоё направление?
В моей жизни Vogue появился в 2010-2011 году. На тот момент я жила в Мурманске, была студенткой университета. Принимая участие в проекте UniDance, я познакомилась c хореографом из Англии, его зовут Damien Anyasi. Именно от него я впервые услышала про этот стиль танцев. Особого энтузиазма сначала не проявляла, тогда мне были интересны Hip-hop и Breaking, Vogue мне показался немного глупым. Буквально через месяц в Мурманск приехали с мастер классами Beat Fly, питерские ребята, они давали классы по Vogue, Wacking и House. А вечером устроили первые пробные батлы по этим стилям. Вот тут то мне и снесло крышу!
Те ощущения, которые я испытала во время первого батла, я помню до сих пор в мельчайших подробностях.. Что меня поразило? Когда я танцевала, я была уже не я, я была в образе. Грубо говоря, становилась другим человеком, другим существом. Каждое движение сопровождалось энергией, смыслом. Я влюбилась. Заболела этим ощущением. Мне сильно хотелось батлить именно так. С этого момента Vogue стал моей большой страстью.
Учиться было не у кого, информацию получать тоже. За этим нужно было поохотиться. Я поехала на ближайшую тусу, где был представлен Vogue. Это были отборочные Funky`n Stylez в Хельсинки, Финляндия. Там я познакомилась с моим кумиром этого стиля Javier Ninja. Посетила мастер-классы, познакомилась с иностранными танцорами, поучаствовала в батлах (даже дошла до полуфинала), безумно вдохновилась и отправилась дальше. С этого момента я старалась не пропускать ни одного батла, посещала подряд все тусы как в России, так и в Европе.
«Вог очень помогает разобраться в себе, стать уверенней, найти себя.»
Как ты попала в House of Bonchinche?
в House of Bonchinche я попала в 2015 году. Точней, я перешла в Бончинче. До этого я была в другом доме. Считаю, что этот переход был одним из лучших решений в моей жизни. Что стало причиной перехода? Дружба. Горгеус и Дима Бончинче — без этих людей я не представляю себя. Когда я переехала в Питер, с первого дня и до сих пор эти люди всегда рядом со мной. Всё возможное время мы проводили вместе, мы даже жили вместе. Росли друг у друга на глазах, можно сказать, сделали друг друга. Бончинче — это люди с очень нестандартным мышлением, видением, все мы из абсолютно разных мест. С уверенностью могу сказать, что то, что мы все встретились — это судьба.
Расскажи об устройстве House of Bonchinche?
Создать первый русский вог дом — эта идея принадлежала легендарному Benny Ninja. В 2011 году Beat Fly устроили в Санкт-Петербурге первый вог-бал. Причем, первый не только в России, но и в Европе. В Качестве судьи и презентатора мастер-классов был приглашен Benny Ninja. На тот момент House Of Ninja были самые крутые в мире. По завершению бала, Benny принял решение пригласить четырех русских ребят в дом Ninja. Это были Дима Шашалевич, Елена Яткина, Катя Сметанина и Саша Амплитуда. Я считаю их первопроходцами русского вога. Также Benny предложил ребятам создать первый вог-дом уже в России, чтобы развивать культуру внутри страны. Название Bonchinche — тоже идея Бенни. Бончинче переводится как сплетники. Дом Сплетен. Так в России появилось четыре танцора вога с двойной фамилией Ninja — Bonchinche.
Существует ли разница в структуре американского вог дома, например, и русского?
Я считаю, что разница в структуре русского вог дома и американского просто колоссальная. В Америке это культура сильно распространенная среди геев, среди них она и зародилась. У низ свои понятия и свои цели посещения балов и выступления на этих мероприятиях. В России вог — это танец, танцевальная культура, которая зародилась среди танцоров.
В России вог дом это все равно,
что команда.
Как попасть в House of Bonchinche?
Чтобы попасть в Бончинче — нужно быть Бончинче. Каждый из нас «не от мира сего», мы чувствуем тех, кто с нами на волне. По танцу, по поведению, по творчеству, важно как ты умеешь общаться, дружить. Ну, и нужно действительно фанатеть своим делом, быть другим, не как все. Наличие своего стиля и понимание собвственной индивидуальности многое решает..
Сколько выигранных балов в копилке твоего вог – дома?
Сколько побед в доме Бончинче? Даже при огромном желании я не смогу сосчитать…… у каждого члена дома неплохой список побед. Если объединить их вместе получится достаточно внушительный список. Победы есть как в России, Так и в Европе, Америке и даже в Китае.
Сколько времени занимают тренировки?
Физуху, технику, расттяжку, фишки — это тренируем в зале. Как бы это странно не звучало, но развиваем сам танец и фристайл мы у себя на кухне. Как часто? Всегда, когда захотим. А хотим мы всегда))
Помимо тренировок чем занимаются члены дома?
В нашем доме есть дизанейры, диджеи, все танцуют что- то еще помимо вога. Нам интересна мода, музыка, стиль, видео, фото. А еще мы любим играть. Все на свете можем превратить в интереснейшую игру.
Нормальная ли ситуация: быть практикующей fashion моделью и вогером?
Было бы круто если бы все вогеры были практикующими моделями)
Почему, по-твоему, парни с неохотой идут танцевать вог?
Влияет ли как-то вог на повседневную жизнь? Может на стиль одежды\жизни, на мышление, на эстетические взгляды?
Конечно, влияет. Причем очень сильно. Вог очень помогает разобраться в себе, стать уверенней, найти себя. Но есть и обратная сторона медали. Я называю это «синдром Дивы». Есть такие, кто постоянно хочет быть в центре внимания, кто жадно хочет быть знаменитым. Таких видно издалека.
Топ – 5 способов погрузиться в культуру вог. Твой личный рецепт.