Нарам суэн чем знаменит
Первая мировая война
В 2236 году в Аккадском государстве к власти пришел Нарам-Суэн. Он стал одним из наиболее выдающихся аккадских царей, и был прямым наследником царя Маништушу. Именно при его правлении государство обрела наибольшее могущество в своей истории. Позже, как и Саргон, он стал героем эпических легенд. Тем не менее, как только он пришел к власти, в стране поднялось восстание. Возглавил его Ипхур-Киш, захвативший город Киш. На тот момент город уже перестал быть автономным, что и стало причиной для волнений.
Однако восстание было быстро и жестоко подавлено. Чтобы улучшить ситуацию в стране, Нарам-Суэн реформировал систему управления государством.
Отказавшись от заложничества, он пытался сместить знатных аккадцев, ставя на их место приближенных и родственников. В результате дочери стали высшими жрицами, а сыновья – правителями отдаленных номов. Стремясь заручиться поддержкой жрецов, царь организовал строительство большого количества храмов.
Создав, таким образом, благоприятную обстановку в государстве, Нарам-Суэн приступил к завоеваниям. В ходе кровопролитных войн он захватил Маган, Эблу, Арманум, и разбил дидан, после чего Северная Сирия вошла в состав Аккадского государства. Следом за этим был предпринят поход против луллубеев на севере Месопотамии, был уничтожен Тальхатум, а в Тель-Браке была возведена застава. Элам попытался отколоться от Аккада, однако эта попытка была пресечена. Окончательно уверившись в своей власти, Нарам-Суэн еще при жизни велел называть себя богом, что озлило некоторых жрецов. Под конец его жизни Аккаду пришлось прекратить завоевания, и перейти к обороне. Вероятнее всего, во время вторжения кутиев царь был убит в бою. С его гибелью пришло в упадок и Аккадское государство, которое после этого просуществовало, примерно, полвека.
Нарам-Суэн
Нарам-Суэн, также Нарам-Син Аккадский (Nāram Su-en, Nāram-Sîn аккад. «Любимец Сина») — царь Аккаде, царь Аккада и Шумера, «царь четырёх стран света», правил приблизительно в 2237 — 2200 годах до н. э.), из династии Аккаде. Согласно хронике, сын Саргона; ниппурский список называет его сыном Маништушу, что более вероятно.
Содержание
Подавление мятежей
Царствование Нарам-Суэна началось с мятежа. Граждане Киша избрали некого Ипхур-Киша на царствование. К их восстанию присоединилось множество городов в разных частях обширного государства: (Куту, Тива, Уруму, Казаллу, Тимтаб, Авак, Ибрат, Дильбат, Урук и Сиппар). Но Нарам-Суэн быстрыми и решительными действиями разгромил восставших. С Ипхур-Кишем также выступили царь Симуррума (позднее Забан), царь страны Намар, царь Аписаля (возможно в Эламе), царь Мари Мигир-Даган, царь Мархаши (в Эламе), царь Магана Манум, царь Урука Лугальана, царь Уммы и царь Ниппура Амар-Энлиль. О победах Нарам-Суэна течении одного года над армиями этих 9 царей и пленении 3 царей, вождей этих армий повествует нам надпись его сына Липитили. Пленников он велел сжечь перед богом Энлилем в Ниппуре.
Походы на запад
Нарам-Суэн предпринимал успешные походы на запад, где одержал победу над западно-семитским скотоводческим племенем Диданум, а также воевал против царства Эбла, населённого западными семитами и осуществлявшего в здешних местах гегемонию. Судя по надписям, Нарам-Суэн совершенно разрушил «Эблу и Арманум» и уничтожил Эблаитское царство при его последнем царе Ибби-Закире, о чём повествует подлинная надпись правителя Арманума Ред-Адада. Разрушение Эблы в это время подтверждено археологически; местоположение Арманума до сих пор, не установлено, последний под этим названием в документах из Эблы не назван, но, может быть, он идентичен часто упоминаемому в них Арми. Войска Нарам-Суэна доходили до гор Аманус и до Уллизума (или Уллазы), города на Средиземном море.
Походы на юг
На юге Нарам-Суэн воевал с Маганом (видимо, совр. Оман), где он пленил царя с семитским именем Маниум, покорил Дильмун (о. Бахрейн) и совершал походы в Мелухху (видимо, западная Индия), причём там ему сопротивлялись 17 царей.
Походы на север
На севере Нарам-Суэн предпринял поход в Верхнюю Месопотамию на город-государство Тальхатум, причём правители страны субареев (Субарту) доставляли его войску провиант. К сожалению, о его войнах на севере и северо-востоке с «владыками (белу) горных стран», то есть с царьками гутиев, луллубеев и других горных племён, а также городами-государствами: Варахсе, Намар (хурритское Навар, в среднем и верхнем течении р. Диялы), Симуррум (на реке Ниж. Заб), Мардаман, Аписаль и даже, будто бы, Пурушханды, расположенной в глубине Малой Азии, имеются только легендарные известия. Однако на городище Тель-Бра, в верховьях реки Хабур (предположительно на месте древней колонии Юж. Двуречья), наряду с остатками построек, возведённых Римушем, найден и дворец Нарам-Сина, а его наскальная надпись обнаружена недалеко от истоков реки Тигр (в районе современного г. Диярбакыра). В этом направлении Нарам-Син, по-видимому, доходил до Урмийского озера. На «Победной стеле», установленной Нарам-Суэн в Сиппаре, говорится, что он разгромил союз Сатуни, царя луллубеев и сидурского царя, имя которого, на стеле не сохранилось. Но вместе с тем военный успех Нарам-Сина в Приурмийском районе носил временный характер. Судя по позднему эпическому произведению «Царь Куты (то есть гутиев)», Нарам-Суэну приходилось испытывать и горечь поражения; в тексте описывается, как он трижды посылает войска против вражеской коалиции 70 царей, но ни один воин не возвращается живым. Враги Нарам-Суэна при этом обозначены как «умманманда (войска Манды)», этот термин позже применялся для обозначения населения северо-восточных стран в зоне Урмийского озера.
Отношения с Эламом
Царские титулы
В правление Нарам-Суэна Аккадское царство достигло наибольшего могущества. Нарам-Син построил в Аккаде великолепные храмы и воздвиг неприступные стены. При нем были доведены до конца перемены в государственном устройстве, начатые ещё его дедом Саргоном. Нарам-Суэн отбросил не только титул южных гегемонов «царь страны» (это сделал ещё Римуш после восстани Каку), но и титул северных гегемонов «царь множеств» (или Киша), очевидно после восстания Ипхур-Киша. Он вообще отказался от традиционных титулов приняв новый, но зато действительно всеобъемлющий титул «царь четырёх стран света». В полную титулатуру, кроме того, включались титулы «царь (или бог) Аккаде, энси бога Абы» и жреческие звания, связанные с культом верховных божеств Анума, Эллиля и Хайа (то есть шумерских Ана, Энлиля, Энки) и аккадских богинь Астар (позже Иштар) и Анунит. Как видно из надписей, Нарам-Суэн впервые сам объявил себя богом и потребовал своего культа, а верховный жрец Энлиля называет себя рабом Нарам-Суэна, как любой царский чиновник.
Правление государством
Хотя Нарам-Син сохранил управление номами через энси, но на должность энси он назначал либо своих сыновей, либо своих чиновников. Так в Титтуле, на Среднем Евфрате, сидел его сын Наби-Ульмаш, в Мараде — другой его сын Липитили. Ещё два его сына Бинкалишарри и Убиль-Эштар также имели свой штат чиновников, поэтому вероятно, что они тоже были правителями каких-то городов. В Лагаше вместо энси Ур-э Нарам-Суэн поставил простого писца Лугаль-ушумгаля. Одна дочь Нарам-Суэна была главной жрицей в Уре, а ещё две дочери были жрицами в Мари. Своему внуку и наследнику Нарам-Суэн дал имя Шаркалишарри («Царь всех царей»), а своему второму сыну — Бинкалишарри («Потомок всех царей»).
Конец правления
Но, по-видимому, в конце его царствования у него произошел конфликт со жречеством, так как Нарам-Син позволил своим воинам ворваться в Э-кур, храм Энлиля в Ниппуре. Медными топорами они разрушили храм, захватили сокровища Ниппура и отвезли их в Аккаде. В уже упоминающемся произведении «царь Куты» говорится, что за такое осквернение храма боги разгневались на Нарам-Суэна и послали проклятие на Аккаде, а Энлиль для защиты города Ниппура призвал гутиев с гор. То есть в этом произведении гутии представлены в качестве союзников ниппурцев и, в конечном итоге, шумеров. Гутии под предводительством своего вождя Энридавазира вторглись в Шумер, захватили Ниппур и положили конец посягательствам отрядов Нарам-Сина на храм Энлиля. Нарам-Суэн с трудом отбил натиск гутиев. В этой борьбе ему, вероятно, помогал царь Элама Пузур-Иншушинак, который был связан с Аккадом союзным договором. Пузур-Иншушинак предпринял поход на север, стремясь преградить путь гутийским вторжениям в Месопотамию. Однако этот поход не привел к желаемым результатам. Вторжение восточных и северо-восточных племён в Двуречье продолжалось.
Враждебные действия гутиев, луллубеев и других горных племён против Нарам-Сина привели к созданию новой коалиции враждебной Аккаде. В ней участвовали тот же город Ниппур, Симуррум (против него выступал ещё Саргон), Намар (хуррит Навар) и ряд других городов Двуречья. Поскольку упоминаемый выше старовавилонский эпический текст неполон, конечную судьбу враждебной Нарам-Суэну коалиции определить невозможно. Лишь на основании других данных можно выявить, что эта коалиция, видимо, распалась. Из датировочной формулы известно, что Нарам-Сину, по-видимому, удалось взять в плен правителя города Симуррума.
Правил Нарам-Суэн 37 лет и, видимо, погиб в битве с гутиями.
Список датировочных формул Нарам-Сина [1]
Year in which Naram-Sin received from the temple of Enlil the mitytyum weapon
НАРАМ-СУЭН
(Naram-Sin of Akkad) Правитель Аккадского царства и Шумера
Царствование Нарам-Суэна началось с восстания. Некого Ипхур-Киша граждане Киша избрали на царствование. К их мятежу присоединилось множество городов в разных частях обширного государства: (Куту, Уруму, Казаллу, Тива, Тимтаб, Авак, Дильбат, Ибрат, Урук и Сиппар). Но Нарам-Суэн решительными действиями разгромил войска восставших. С Ипхур-Кишем также выступили царь страны Намар, царь Симуррума (позднее Забан), царь Аписаля (возможно в Эламе), царь Мари Мигир-Даган, царь Мархаши (в Эламе), царь Магана Манум, царь Урука Лугальана, царь Уммы и царь Ниппура Амар-Энлиль. О победах Нарам-Суэна течении одного года над армиями этих 9 царей и пленении 3 царей, вождей этих армий повествует нам надпись его сына Липитили. Пленников он велел принести в жертву (сжечь) перед богом Энлилем в Ниппуре.
Нарам-Суэн предпринимал успешные походы на запад, где одержал победу над западно-семитским скотоводческим племенем Диданум, а также воевал против царства Эбла, населённого западными семитами и осуществлявшего в здешних местах гегемонию. Судя по надписям, Нарам-Суэн совершенно разрушил «Эблу и Арманум» и уничтожил Эблаитское царство при его последнем царе Ибби-Закире, о чём повествует подлинная надпись правителя Арманума Ред-Адада. Разрушение Эблы в это время подтверждено археологически; местоположение Арманума до сих пор не установлено, последний под этим названием в документах из Эблы не назван, но, может быть, он идентичен часто упоминаемому в них Арми. Войска Нарам-Суэна доходили до гор Аманус и до Уллизума (или Уллазы), города на Средиземном море.
На юге Нарам-Суэн воевал с Маганом (видимо, совр. Оман), где он пленил царя с семитским именем Маниум, покорил Дильмун (о. Бахрейн) и совершал походы в Мелухху (видимо, западная Индия), причём там ему сопротивлялись 17 царей.
На севере Нарам-Суэн предпринял поход в Верхнюю Месопотамию на город-государство Тальхатум, причём правители страны субареев (Субарту) доставляли его войску провиант. К сожалению, о его войнах на севере и северо-востоке с «владыками (белу) горных стран», то есть с царьками луллубеев, гутиев и других горных племён, а также городами-государствами: Варахсе, Намар, Симуррум, Мардаман, Аписаль и даже, будто бы, Пурушханды, расположенной в глубине Малой Азии, имеются только легендарные известия. Однако на городище Тель-Бра, в верховьях реки Хабур (предположительно на месте древней колонии Юж. Двуречья), наряду с остатками построек, возведённых Римушем, найден и дворец Нарам-Сина, а его наскальная надпись обнаружена недалеко от истоков реки Тигр (в районе современного г. Диярбакыра). В этом направлении Нарам-Син, по-видимому, доходил до Урмийского озера. На «Победной стеле», установленной Нарам-Суэн в Сиппаре, говорится, что он разгромил союз Сатуни, царя луллубеев и сидурского царя, имя которого, на стеле не сохранилось. Но вместе с тем военный успех Нарам-Сина в Приурмийском районе носил временный характер. Судя по позднему эпическому произведению «Царь Куты (гутиев)», Нарам-Суэну приходилось испытывать и горечь поражения; в тексте описывается, как он трижды посылает войска против вражеской коалиции 70 царей, но ни один воин не возвращается живым. Враги Нарам-Суэна при этом обозначены как «умманманда (войска Манды)», этот термин позже применялся для обозначения населения северо-восточных стран в зоне Урмийского озера.
На востоке Нарам-Суэн воевал с Эламом и, в конце концов, между Нарам-Суэном и эламским правителем, предположительно, Хитой был заключён письменный договор, по которому Элам обязывался согласовывать свою внешнюю и военную политику с аккадским царём, но сохранял полную независимость во внутренних делах. Однако царь эламской области Варахсе был уведён Нарам-Суэном в плен в оковах, да и в Сузах наряду с эламским царём некоторое время сидел наместник Аккада.
В правление Нарам-Суэна Аккадское царство достигло наибольшего могущества. Нарам-Син построил в Аккаде великолепные храмы и воздвиг неприступные стены. При нём были доведены до конца перемены в государственном устройстве, начатые ещё его дедом Саргоном. Нарам-Суэн отбросил не только титул южных гегемонов «царь страны» (это сделал ещё Римуш после восстания Каку), но и титул северных гегемонов «царь множеств» (Киша), очевидно после восстания Ипхур-Киша. Он вообще отказался от традиционных титулов, приняв новый, но зато действительно всеобъемлющий титул «царь четырёх стран света». В полную титулатуру, кроме того, включались титулы «царь (или бог) Аккаде, энси бога Абы» и жреческие звания, связанные с культом верховных божеств Анума, Эллиля и Хайа (то есть шумерских Ана, Энлиля, Энки) и аккадских богинь Астар (позже Иштар) и Анунит. Как видно из надписей, Нарам-Суэн впервые сам объявил себя богом и потребовал своего культа, а верховный жрец Энлиля называет себя рабом Нарам-Суэна, как любой царский чиновник.
Хотя Нарам-Син сохранил управление номами через энси, но на должность энси он назначал либо своих сыновей, либо своих чиновников. Так в Титтуле, на Среднем Евфрате, сидел его сын Наби-Ульмаш, в Мараде — другой его сын Липитили. Ещё два его сына Бинкалишарри и Убиль-Эштар также имели свой штат чиновников, поэтому вероятно, что они тоже были правителями каких-то городов. В Лагаше вместо энси Ур-э Нарам-Суэн поставил простого писца Лугаль-ушумгаля. Одна дочь Нарам-Суэна была главной жрицей в Уре, а ещё две дочери были жрицами в Мари. Своему внуку и наследнику Нарам-Суэн дал имя Шаркалишарри («Царь всех царей»), а своему второму сыну — Бинкалишарри («Потомок всех царей»).
Но, по-видимому, под конец его царствования у него произошел конфликт со жречеством, так как Нарам-Син позволил своим воинам ворваться в Э-кур, храм Энлиля в Ниппуре. Медными топорами они разрушили храм, захватили сокровища Ниппура и отвезли их в Аккаде. В уже упоминающемся произведении «царь Куты» говорится, что за такое осквернение храма боги разгневались на Нарам-Суэна и послали проклятие на Аккаде, а Энлиль для защиты города Ниппура призвал гутиев с гор. То есть в этом произведении гутии представлены в качестве союзников ниппурцев и, в конечном итоге, шумеров. Гутии под предводительством своего вождя Энридавазира вторглись в Шумер, захватили Ниппур и положили конец посягательствам отрядов Нарам-Сина на храм Энлиля. Нарам-Суэн с трудом отбил натиск гутиев. В этой борьбе ему, вероятно, помогал царь Элама Пузур-Иншушинак, который был связан с Аккадом союзным договором. Пузур-Иншушинак предпринял поход на север, стремясь преградить путь гутийским вторжениям в Месопотамию. Однако этот поход не привел к желаемым результатам. Вторжение восточных и северо-восточных племён в Двуречье продолжалось.
Враждебные действия луллубеев, гутиев и других горных племён против Нарам-Сина привели к созданию новой коалиции враждебной Аккаде. В ней участвовали тот же город Ниппур, Симуррум (против него выступал ещё Саргон), Намар (хуррит Навар) и ряд других городов Двуречья. Поскольку упоминаемый выше старовавилонский эпический текст неполон, конечную судьбу враждебной Нарам-Суэну коалиции определить невозможно. Лишь на основании других данных можно выявить, что эта коалиция, видимо, распалась. Из датировочной формулы известно, что Нарам-Сину, по-видимому, удалось взять в плен правителя города Симуррума.
Нарам-Суэн правил 37 лет и, видимо, погиб в сражении с гутиями.
Нарам-Суэн и падение аккадского могущества
Нарам-Суэн и падение аккадского могущества
Внук Саргона Нарам-Суэн (2236–2200 гг. до н. э.) поначалу столкнулся с массовым восстанием по всей стране. Подавив его и совершив новые завоевания, на вершине своих успехов он отказался от всех старых, традиционных титулов (и тем самым от подтверждения и утверждения их жрецами) и назвался «царем четырех сторон света» (т. е. всего мира), а потом и просто провозгласил себя при жизни богом — точнее говоря, организовал «народное волеизъявление»: жители столицы на своей сходке объявили его богом, а он «прислушался» к ним.
Теперь Нарам-Суэн величал себя «Бог Нарам-Суэн, бог Аккаде», т. е. разом провозгласил себя и главным государственным богом-покровителем собственной империи. Всем этим он вступил в конфронтацию уже и с храмами, в частности с храмом Энлиля в Ниппуре. Сперва, правда, казалось, что могуществу Нарам-Суэна ничто не угрожает. Он добился никогда ранее невиданной власти над страной; в частности, на должности «энси» Нарам-Суэн назначал рядовых чиновников или собственных родичей.
На Аккад с севера обрушились неведомые до того северные «варвары» (по-видимому, это были полукочевые индоевропейцы из-за гор Кавказа), известные впоследствии в месопотамской традиции под названием умман-манда («воинство манда») «Умман-манда» сплотили вокруг себя население части Армянского нагорья и Загроса, в частности кутиев и горцев-луллубеев. После нескольких тяжелых поражений Нарам-Суэн смог отбить натиск «варваров», и их объединение развалилось. Однако горцы-кутии (северо-восточные соседи Месопотамии), до того успевшие войти в это объединение, возобновили войну на свой страх и риск под предводительством своих выборных племенных вождей. Они захватили центральные районы Двуречья; Нарам-Суэн изгнал их, но и сам пал в войне. Впоследствии его гибель и скорый крах всей его державы рассматривались как кара богов за безумную гордыню, выразившуюся в претензии на божественный статус, и за дурное обращение с храмами. Его преемник Шаркалишарри сперва восстановил аккадскую власть в Верхней Месопотамии, но был в конце концов разбит кутиями. Аккадская держава распалась, и племенной союз кутиев установил верховную власть над номами Нижней Месопотамии (ок. 2175 г. до н. э.).
Страна была разорена: к гнету местных элит прибавился гнет иноземцев-кутиев, которым местные царьки Шумера отправляли дань. Только правители Лагаша сделали ставку на кутиев, пользовались их поддержкой и осуществляли от их имени определенную верховную власть над прочими номами. Этим Лагаш вызвал к себе в Нижней Месопотамии такую ненависть, что при освобождении от кутиев был жестоко разгромлен, а лагашские цари вычеркнуты из составленного впоследствии сводного списка шумерских правителей.
Читайте также
НА ПИКЕ МОГУЩЕСТВА?
ГЛАВА IV ПАДЕНИЕ ЭТРУССКОГО МОГУЩЕСТВА.
ГЛАВА IV ПАДЕНИЕ ЭТРУССКОГО МОГУЩЕСТВА. После того как мы обрисовали развитие римских государственных учреждений в течение двух первых столетий республики, мы должны вернуться к началу той же эпохи, для того чтобы изложить внешнюю историю Рима и Италии. Около того
12. Падение Неаполя = Нового Города и падение Трои. Средневековый акведук — водопровод, передвижная осадная башня и «античный» Троянский конь
12. Падение Неаполя = Нового Города и падение Трои. Средневековый акведук — водопровод, передвижная осадная башня и «античный» Троянский конь 49а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. НЕУДАЧНЫЕ ШТУРМЫ ТЮИ. Падению Трои предшествует длительная безуспешная осада. Несколько штурмов кончаются
Ключи могущества
Ключи могущества Начнем с предпосылок. Постиндустриальный порядок создал беспрецедентную, опутывающую весь мир систему информационных магистралей. Она включает в себя не только всевозможные каналы передачи информации, но и громадные емкости для ее хранения.Постепенно
Глава II. ПАДЕНИЕ МОГУЩЕСТВА ЭТРУСКОВ. КЕЛЬТЫ.
Глава II. ПАДЕНИЕ МОГУЩЕСТВА ЭТРУСКОВ. КЕЛЬТЫ. Борьба греческих поселений с этрусками, борьба римлян с этрусками. Кельты. Галлы за Альпами, столкновение римлян с галлами. Сожжение Рима. Отражение галльских нашествий.Рассмотрев внутреннюю историю Римского государства в
1. Беотия на вершине могущества
1. Беотия на вершине могущества С крушением Спарты объявленная цель Афинского союза была достигнута. Если бы Афины удовлетворились тем, что обеспечивали свободу морей и предоставили сухопутным государствам Пелопоннеса самим заботиться о спасении, то они бы завоевали
15. Падение Неаполя = Нового города и падение Трои Средневековый акведук-водопровод Передвижная осадная башня и «античный» троянский конь
15. Падение Неаполя = Нового города и падение Трои Средневековый акведук-водопровод Передвижная осадная башня и «античный» троянский конь 49а. Троянская война. НЕУДАЧНЫЕ ШТУРМЫ ТРОИ. Падению Трои предшествует длительная безуспешная осада. Несколько штурмов кончаются
Глава II. ПАДЕНИЕ МОГУЩЕСТВА ЭТРУСКОВ. КЕЛЬТЫ.
Глава II. ПАДЕНИЕ МОГУЩЕСТВА ЭТРУСКОВ. КЕЛЬТЫ. Борьба греческих поселений с этрусками, борьба римлян с этрусками. Кельты. Галлы за Альпами, столкновение римлян с галлами. Сожжение Рима. Отражение галльских нашествий.Рассмотрев внутреннюю историю Римского государства в
Держава Саргона Аккадского
Держава Саргона Аккадского У убитого в ходе завоеваний Лугальзагеси царя Киша на службе находился мелкий придворный, по происхождению простолюдин-аккадец. Ему суждено было стать одним из крупнейших, если не величайшим «строителем империи» на древнем Ближнем Востоке. По
Культ любви во имя могущества
Культ любви во имя могущества Наиболее целеустремленные женщины, идущие к достижению власти или к другим открытым формам влияния на окружающий мир, в подавляющем большинстве относились к любви и сексуальным приключениям слишком рационально, редко позволяя себе
Отказ от любви во имя могущества
Отказ от любви во имя могущества Для женщин, имеющих понятную цель, ясно выражаемую в конкретных достижениях типа влияния и власти, любовь и сексуальные отношения с мужчинами неизменно оказывались вторичными: не исключено, что как раз в силу совмещения ролей и смещения
Шан: на вершине могущества
Шан: на вершине могущества Порядок престолонаследия в царстве установился нескоро. В течение долгого времени власть от отца к сыну переходила нечасто – гораздо чаще ваном становился брат или племянник усопшего повелителя. При этом много значил традиционный клановый
Иерархия могущества
Иерархия могущества Для меня неважно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право. Виктор Гюго «Можно и ногами вперед…» В истории отношений США и России, пожалуй, такого прецедента не было. 5 августа 2014 года в интернет-журнале «American Thinker» («Американский
Цена могущества
Цена могущества В послевоенном Советском Союзе было много проблем, способных вызвать экономические и социальные трудности. Разруха на селе при одновременном ускоренном росте промышленности вызвала новую волну массового притока населения в города. Это явление /320/
12. Падение Неаполя = Нового Города и падение Трои Средневековый акведук-водопровод, передвижная осадная башня и «античный» Троянский конь
12. Падение Неаполя = Нового Города и падение Трои Средневековый акведук-водопровод, передвижная осадная башня и «античный» Троянский конь 49а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. НЕУДАЧНЫЕ ШТУРМЫ ТРОИ. Падению Трои предшествует длительная безуспешная осада. Несколько штурмов кончаются