Нарисованное изображение воспроизведение чего либо
Тестовая работа по ИЗО за I четверть; 7 класс
Тестовая работа по ИЗО за I четверть; 7 класс
1. Что не является графическим
материалом?
2. Рисунок в книге?
3. Линия, передающая внешнее очертание человека, животного или предмета?
4. Какое из средств художественной выразительности является основным для графики?
5. Рисунок это:
а) нарисованное изображение, воспроизведение чего-либо
б) то, что не закончено, лишь намечено в общих чертах
в) фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника
6. Набросок это:
а) произведение бегло и быстро исполненное художником
б) какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна
в) быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника
7. Процесс создания скульптурного произведения, связанный с обработкой мягких материалов?
8. Пропорциями называются:
а) размерные соотношения элементов или частей формы между собой
б) равновесие масс, как бы зеркальное отражение одной части другою
в) неуравновешенность предметов
9. Сколько голов взрослого человека помещается в длину в торсе (всего его роста):
в) 7,5 раз всего его роста
10. Сколько голов взрослого человека помещается в длину ноги:
ОТВЕТЫ НА
СКАНВОРДЫ
Ответы на сканворды и кроссворды
1) Нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь.
2) Совокупность графических элементов в картине в противоположность колориту, краскам.
3) Искусство рисования.
4) Сочетание линий, красок и теней, узор.
5) Очертание, контур (перен.).
6) Характерные особенности исполнения, художественное воплощение какого-либо произведения искусства (перен.).
Где кто родится, там и пригодится.
Нет фантазии, которую воля и разум людей не могли бы превратить в действительность.
Если Вы заметили ошибку, сообщите нам пожалуйста об этом,
мы обязательно ее устраним и сделаем сайт еще интереснее!
Рисунок
Какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты рисунка, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов.
Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна (рисунок научно-вспомогательного, прикладного, технического характера); художественный рисунок составляет одну из важнейших и широко развитых областей изобразительных искусств и лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф). Рисунок в живописи составляет обычно начальную стадию выполнения произведения и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объёма предметов и расположения их в пространстве. Поэтому термином «рисунок» обозначается также совокупность линейно-пластических элементов живописи, определяющая структуру и пространственное соотношение форм. Рисунок в графике как самостоятельная область художественного творчества является главным её видом. На основе рисунка развиваются и другие виды графики — гравюра и литография. Имеющий исключительное значение как средство познания и изучения художником действительности, рисунок (прежде всего рисование с натуры, учебное рисование) составляет основу художественного образования.
Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по назначению, по технике и характеру исполнения. Рисунок может быть станковым произведением графики или служить вспомогательным материалом для создания живописных, графических, реже скульптурных произведений. Подсобные рисунки ( см. Набросок, Эскиз, Этюд) часто имеют выдающуюся художественную ценность. Особое место занимают рисунки, фиксирующие архитектурный замысел.
В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. В XII-XVI вв. получили широкое распространение металлические (свинцовые, серебряные) штифты, известные ещё со времён античности. В эпоху Возрождения входят в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («красный мел»). С XVI в. применяется графит, с конца XVIII в. — современного типа карандаши в деревянной оправе. В качестве жидких красящих средств, наносимых пером (тростниковым, птичьим, металлическим) или кистью, употребляются тушь, бистр, сепия, чернила. Основой, на которую наносится рисунок, служат самые разнообразные материалы. В древнем мире широко употреблялся папирус, в средние века — пергамент, иногда покрывавшийся специальным грунтом. С эпохи Возрождения основным материалом для рисунка служит бумага, изобретённая в Китае и известная в Европе с X-XII вв. Бумага также нередко грунтуется и окрашивается в разные цвета (на цветной бумаге рисуют итальянским карандашом, углём, выделяя светлые места мелом или белилами). Разнообразие применяемых в рисунке материалов и способов их использования, возможность комбинирования тех и других способствуют необычайному богатству изобразительных приёмов и художественных разновидностей рисунка — от беглых, быстро исполненных набросков (так называемых кроки) до законченных, проработанных в деталях; от чётких линеарных рисунков карандашом или пером (в которые элементы светотени и тона вводятся штриховкой, растушёвкой или размывкой) до чисто тоновых рисунков кистью, приближающихся по характеру к живописи. Условность грани, разделяющей рисунок и живопись, определяется и тем, что наряду с монохромными и подцвеченными рисунками существуют многоцветные. Акварель, гуашь, пастель, тушь могут служить средством для создания как рисунка, так и собственно живописных произведений.
История рисунка как одного из древнейших видов творчества восходит к первобытному искусству. В эпоху палеолита он неотделим от наскальной и пещерной живописи, от примитивной гравировки (жизненно достоверные изображения животных и сцен охоты), а в эпоху неолита схематизируется, иногда переходя в орнамент. Синкретизм первоначальных изобразительных и орнаментальных форм сохраняется в искусстве ранних рабовладельческих культур. Вместе с тем организующая роль рисунка как основы изображения на плоскости яснее выступает в искусстве Древнего Египта и древневосточных цивилизаций. Рисунок становится чистой графикой на древнеегипетских папирусах периода Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.). Особой пластичностью отличается рисунок в древнегреческой вазописи классического периода (например, в росписи «белых» лекифов, третья четверть V в. до н. э.). Тонкость наблюдения реальной жизни присуща рисунку тушью на шёлке и бумаге, создававшимся с IV в. до н. э. в Китае, а впоследствии также в Японии и других странах Дальнего Востока (пейзажи, изображения людей, животных, цветов).
В средние века линейный рисунок развивается как архитектурный чертёж и графический образец для создания деталей архитектурного декора, в монументальных росписях служит начальным контуром изображения (наносимым каким-либо твёрдым инструментом или кистью на сырую штукатурку), является прорисью, лицевым подлинником (иконографическим образцом) при выполнении сложных композиций (например, в иконописи) и в целом носит схематичный и орнаментальный характер. Специфика рисунка как вида графики полнее определяется в средневековой миниатюре. В эпоху Возрождения закладываются теоретические и практические основы всей последующей творческой и учебной методики европейского рисунка (изучение законов перспективы, светотени, пластической анатомии). Большое развитие получает рисование с натуры. Наряду с этюдами, эскизами, набросками, анатомическими и естественнонаучными штудиями возникает станковый рисунок и намечаются его основные жанры (историческая и жанровая композиция, портрет, пейзаж). В Италии точный и пластически ясный, детально разработанный рисунок, характерный для мастеров XV в. (Пизанелло, А. Поллайоло, А. Мантенья, В. Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Андреа дель Сарто). В противоположность строгой линейно-пластической манере большинства итальянских рисовальщиков римско- флорентийского круга венецианские художники XVI в. (Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) создают свободный живописный, несколько эскизный стиль. В немецком рисунке XVI в. выделяются линейно-штриховая чёткость работ А. Дюрера и живописность штудий М. Нитхардта, но в целом преобладает линейное начало. Линия — лаконичная, иногда усиленная штриховкой, нередко становится почти каллиграфической (В. Хубер, А. Альтдорфер, Х. Бальдунг, У. Граф). Блестящее развитие в XV-XVI вв. получает карандашный портрет, тонко фиксирующий физиономические особенности модели (Я. ван Эйк в Нидерландах, Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. и Ф. Клуэ во Франции). Обострённую выразительность, своеобразную хрупкость приобретает рисунок у представителей маньеризма (Понтормо, Пармиджанино, Л. Камбиазо в Италии и др.). Именно с XVI в. начинается собирание рисунков выдающихся мастеров — как образцов для штудий молодых художников и как произведений, имеющих самостоятельное эстетическое значение. С конца XVI в. вырабатывается (итальянцем Ан. Карраччи и др.) академический рисовально-учебный процесс, продержавшийся в АХ многих стран вплоть до конца XIX в.: на первом этапе ученик копировал «оригиналы» — рисунки признанных мастеров, затем учился передавать объёмную форму, рисуя с гипсовых слепков античных статуй, и лишь на третьем этапе допускался к рисованию с живой натуры. Этот метод, дававший твёрдые систематические навыки рисунка, уводил в то же время от живого, непосредственного восприятия действительности. В противовес ясному, отчётливому, но отвлечённому академическому рисунку в XVII в. создаются необычайно глубокие по замыслу, смелые и свободные по манере рисунки Рембрандта, верные натуре рисунки пейзажистов Я. ван Гойена и Я. ван Рёйсдала, жанристов А. ван Остаде, Г. Терборха, Г. Метсю в Голландии, полные жизни, энергичные рисунки П. П. Рубенса во Фландрии, произведения крупнейших французских рисовальщиков — острые гротескные наброски Ж. Калло, проникнутые глубоким внутренним чувством, свободные и живописные рисунки Н. Пуссена и К. Лоррена. В Италии XVII в. академическому рисунку противостоят беспокойные, динамичные рисунки мастеров барокко: Л. Бернини и Гверчино. В XVIII в. выдвигается ряд блестящих мастеров виртуозного, богатого тонкими наблюдениями и живописными эффектами рисунка — натурного, жанрового, пейзажного и т. д. (А. Ватто, Ф. Буше, Г. де Сент-Обен, Ю. Робер, Ж. О. Фрагонар во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди в Италии, Т. Гейнсборо в Великобритании). Выступая против изысканности рисунка рококо, представители классицизма XVIII в. во Франции во главе с Ж. Л. Давидом возрождают строгий, мужественный стиль рисунка, чёткость линий и отточенную пластичность моделировки. В XIX в. традиции классицистического рисунка с его культом контурной линии развивает французский художник Ж. О. Д. Энгр, но в целом это направление быстро вырождается в холодный, безжизненный академизм.
С XIX в. стилистика рисунка ведущих мастеров всё более непосредственно соотносится с общим развитием изобразительного искусства, с распространением передовых художественных идей. На рубеже XVIII-XIX вв. испанец Ф. Гойя посвящает свои страстные, темпераментные, острые по исполнению рисунки народной жизни и освободительной борьбе. Принципы свободного, проникнутого дыханием жизни, выразительного рисунка утверждают французские романтики Т. Жерико и Э. Делакруа и особенно крупнейший французский рисовальщик XIX в. О. Домье, острогротескные рисунки которого отличаются точностью наблюдения, обобщённостью, заострённостью линейного силуэта. Французский рисунок XIX в. представлен также тонкими пейзажными зарисовками К. Коро и художников барбизонской школы, реалистическими и вместе с тем широко обобщенными набросками Ж. Ф. Милле, чутко передающими момент движения, живую пластику человеческого тела листами Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуара и других представителей импрессионизма. Среди крупнейших европейских рисовальщиков XIX в. — К. Д. Фридрих, А. Менцель, В. Буш в Германии, У. Тёрнер, Э. Берн-Джонс, У. Моррис в Великобритании, И. Исраэлс и Я. Б. Йонгкинд в Голландии, И. Манес и М. Алеш в Чехии, А. О. Орловский, Я. Матейко, А. Гротгер в Польше. В конце XIX — начале XX вв. вырабатывается специфический рисунок, отличающийся подчёркнутой графичностью и рассчитанный на воспроизведение в новой для той поры фотомеханической технике на страницах книг, журналов, газет. Мастерами такого рисунка, выражающего основные черты стиля «модерн», явились Т. Т. Хейне и др. в Германии, О. Бёрдсли и др. в Великобритании, Ф. Роле в Бельгии.
Свой вклад в рисунок «модерна» внесли архитекторы, обратившиеся к книжной и журнальной графике и придавшие ей особый, конструктивный характер (П. Беренс в Германии, И. Ольбрих в Австрии). Наряду с этим типом в искусстве постимпрессионизма развивается рисунок, графически адекватный содержанию и манере живописи того или иного мастера (П. Сезанн, А. де Тулуз-Лотрек и голландец В. ван Гог во Франции, Э. Мунк в Норвегии). С конца XIX — начала XX вв. получает распространение политический рисунок, направленный против социального угнетения и нередко проникнутый революционным пафосом (Т. Стейнлен во Франции, Г. Цилле, X. Балушек, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии). С начала XX в. рисунок развивается под отчётливым воздействием сменяющих друг друга направлений. В рисунке многих художников XX в.. представителей авангардистских направлений в искусстве (экспрессионизма, кубизма, футуризма, абстрактного искусства, сюрреализма и др.), профессиональное мастерство рисовальщиков, острая выразительность форм нередко связаны с самодовлеющим экспериментом. Среди крупнейших мастеров рисунка XX в. выделяются своей остроиндивидуальной манерой Э. Л. Кирхнер, Э. Нольде, Ж. Грос и О. Дикс (Германия). А. Кубин и О. Кокошка (Австрия), А. Матисс, Р. Дюфи, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Леже (Франция). Традиции реалистического рисунка продолжаются в произведениях А. Фужерона, Б. Таслицкого во Франции, А. П. Хогарта в Великобритании, Л. Мендеса, Х. К. Ороско, Д. А. Сикейроса в Мексике, К. Портинари в Бразилии, Р. Гуттузо, Д. Пурификато, А. Сальваторе в Италии, В. Зитте и В. Клемке в ГДР, Т. Кулисевича в Польше, М. Швабинского в Чехословакии, Ш. Эка в Венгрии. Мастерами острого сатирического рисунка являются Р. Майнор, Ф. Эллис, У. Гроппер в США, Ж. Эффель во Франции, Х. Бидструп в Дании. Особое место в истории рисунка XX в. принадлежит П. Пикассо во Франции, создававшего свои рисунки в различных манерах (от тонко линеарной, антикизирующей до обобщённо лапидарной). Острое чувство пластического начала отличает рисунки скульпторов конца XIX — начала XX вв. — О. Родена, А. Майоля во Франции, Э. Барлаха, Г. Кольбе в Германии, Г. Мура в Великобритании, М. Марини в Италии, Г. Маркса в ФРГ, Ф. Кремера в ГДР.
В России натурный и композиционный рисунок уже во второй половине XVIII — начале XIX вв. благодаря усилиям педагогов петербургской АХ А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова занял важное место в художественной культуре. Классическое совершенство формы и жизненная убедительность, глубокое изучение натуры присущи рисункам О. А. Кипренского, М. И. Козловского, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. П. Толстого, К. П. Брюллова. Синтетизм, сочетание строгого академического начала с трепетной жизненностью, лаконичных линии с живописностью тона характерны для рисунков А. А. Иванова. Большое место в развитии искусства рисунка в России занимают работы жанристов, сатириков, иллюстраторов — в XVIII в. И. А. Ерменёва, в XIX в. А. О. Орловского, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, Т. Г. Шевченко, А. А. Агина, П. М. Шмелькова, П. П. Соколова. Подъёму искусства рисунка в XIX в. во многом способствовала борьба за реалистическую методику его преподавания, за приближение рисунка к действительности, которую вели Венецианов, И. Н. Крамской и особенно П. П. Чистяков (учениками последнего были И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. А. Врубель, Д. Н. Кардовский). Рисунок играл существенную роль в творчестве передвижников (жанровый рисунок К. А. Савицкого, В. Е. Маковского, Н. А. Касаткина, портреты Крамского, Н. А. Ярошенко, пейзажи А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева). Точностью наблюдений, блестящим мастерством отличаются рисунки Репина, лаконичные, виртуозные рисунки Серова, натурные штудии и иллюстрации Врубеля с их живописной выразительностью и своеобразной штриховой моделировкой. Изощрёнными рисовальщиками являлись мастера «Мира искусства», проявившие себя прежде всего в книжной графике, а также в портрете, пейзаже, исторической композиции (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, И. Я. Билибин, А. Я. Головин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, Г. И. Нарбут и др.). История и жизнь народов СССР определили новое содержание советского рисунка. Опираясь на реалистические традиции искусства, руководствуясь методом социалистического реализма, советские художники развивают своеобразные виды станкового рисунка: композиционный рисунок (часто составляющий серии и циклы) на темы социалистического строительства, героической истории советского народа, борьбы народов за мир (Д. А. Шмаринов, Е. А. Кибрик, А. А. Дейнека, Б. И. Пророков, А. М. Лаптев, Н. А. Пономарёв и др.), портретный рисунок государственных и партийных деятелей СССР, рабочих, колхозников, представителей интеллигенции, комсомольцев, воинов Советской Армии (Н. И. Альтман, Н. А. Андреев, И. И. Бродский, Г. С. Верейский, Н. П. Ульянов, Кардовский, В. А. Фаворский и др.), пейзаж (В. В. Мешков, Дейнека и др.), а также жанр художественно-документальной зарисовки, иллюстрации произведений советской и классической литературы (Лансере, Кустодиев, Кукрыниксы, Шмаринов, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич, Д. И. Митрохин, П. В. Митурич, Н. А. Тырса, Е. И. Чарушин, Н. Н. Купреянов, С. В. Герасимов, М. С. Родионов, Н. Н. Жуков, В. В. Лебедев, Д. А. Дубинский, О. Г. Верейский, В. Н. Горяев). В Великую Отечественную войну 1941-45 был создан особый тип фронтового рисунка, глубоко патриотично запечатлевший подвиг советских людей и трагические сцены пережитых ими бедствий. Широко распространён жанр путевых зарисовок, документально точно повествующий о повседневной жизни и быте Советской страны и народов зарубежных стран. Искусство рисунка успешно развивается во всех республиках СССР (В. И. Касиян, М. Г. Дервгус на Украине, С. Г. Романов в Белоруссии, А. Азимзаде в Азербайджане, И. М. Тоидзе в Грузии, М. М. Абегян в Армении, И. Икрамов в Узбекистане, Л. А. Ильина в Киргизии и др.). Важное агитационно-политическое значение приобрели с первых лет Октябрьской революции 1917 плакат, карикатура, газетно-журнальная графика (В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, М. М. Черемных, Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, А. М. Каневский, Л. В. Сойфертис и др.).
«Мастер Ахиллеса». Рисунок на аттическом лекифе из Эретрии. Около 450 до н.э. Национальный археологический музей. Афины. Фрагмент.
Микеланджело. Этюды к фигуре Левийской сивиллы (фреска Сикстинской капеллы в Ватикане). Сангина. 1511. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.
А. Дюрер. «Смерть-всадник (Помни обо мне)». Уголь. 1505. Британский музей. Лондон.
Рембрант. «Стоящий натурщик». Бистр, белила, перо, кисть. Около 1646. Графическое собрание Альбертина. Вена.
Ж. О. Д. Энгр. «Семья Гийон-Летьер». Карандаш. 1819. Бостонский музей изящных искусств. США.
А. А. Иванов. «Мальчик, играющий на свирели». Итальянский карандаш. Около 1831 — 1834. Третьяковская галерея. Москва.
Рисунок
Рису́нок — изображение на плоскости, созданное средствами графики.
В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже — скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.
Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).
Рисунок как самостоятельное произведение — станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) — образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.
Элементы рисунка, создающие иллюзию трехмерности: свет, тень (собственная (самый неосвещенный участок рисунка) и отбрасываемая (падает на поверхность, на которой находится предмет), полутени (между светом и тенью), рефлекс (отсвет), блик (самый освещенный участок).
Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребимы графитный карандаш и уголь.