Народ и национальность в чем разница
История национализма
Что такое народ, этнос и национальность
Народ, этнос, национальность — кажется, что эти понятия все об одном и том же. Границы между ними незаметны, но есть. Разберемся с этими и другими важными терминами.
Такое определение как нация появилось в 15-16 веках и в первую очередь связано с европейской культурой.
🗺 Сейчас мы употребляем этот термин и в отношении других культур и государств — все это влияние европейцев на остальной мир.
🔎 Для начала разберемся с терминами: этнос, национальность, народ, народность, государство и нация. Они близки, но имеют разное значение.
☝️ Мы будем придерживаться мнения, что этнос — это группа людей, которые объединены лингвистически и фенотипически.⠀
✅ Национальность — это советское изобретение, которое должно было помочь определить различные полиэтничные и полиязыковые группы на территории СССР. Тогда появилась графа и термин — национальность.
✅ С понятием народ сложнее. Народ — некоторая абстракция, совокупность населения, но при этом оно отделено от тех, кто управляет (государь и народ, интеллигенция и народ, бюрократия и народ). Историки стараются этим термином не оперировать, потому что не до конца понимают, что это.
✅ Народность — этническая группа, которая является частью большей этнической группы, но отделена какими-то этническими признаками. Так, на территории современного Дагестана живут несколько народностей, говорящих на разных языках.
✅ Наконец, государство, страна, княжество, земля, империя — это термины, которые обозначают совокупность территорий со всем проживающим на них населением. Для самих людей используют термин подданные или граждане.
Разница между народом и нацией
Между понятиями «народ» и «нация» нередко ставят знак равенства. Многие словари считают их синонимами. Но народ и нация – совсем не одно и то же: это явления, относящиеся к различным социальным сферам. Чем же они отличаются? Попробуем разобраться в этом запутанном вопросе.
Определение
Народ – совокупность людей с общим происхождением, едиными традициями, языком, культурой.
Нация – связанная политическими, экономическими интересами общность людей, которая уже входит в государство или же стремится к его созданию.
Сравнение
Народ возникает при переходе от первобытного общества к классовому. Нация формируется с приходом капитализма в Западной Европе.
Понятие «народ» появилось в России намного раньше понятия «нация» и употреблялось в основном применительно к жителям нашей страны. Слово «нация» было заимствовано предположительно из Польши в петровскую эпоху и служило для обсуждения отношений с зарубежными державами. Явный оттенок чужеродности, «иностранности» был присущ ему вплоть до конца XIX столетия. Нация в то время обозначала дворянское сословие, затем – суверенное государство, державу, империю.
Сущность понятия народ кроется в стихийных этнических процессах, которые не всегда зависят от сознания и воли людей. Нация же тесно связана с национальными движениями, имеющими определенную программу, с деятельностью группы индивидуумов, направленной к достижению неких целей (чаще всего политических). Нация в этом случае выступает как общественная (политическая) сила, с которой необходимо считаться.
Народ – это совокупность людей, общность которых зиждется на едином, кровном происхождении, особых традициях и обычаях, жизненном укладе. Нация основана на общих рыночных, экономических связях, следует одним гражданским законам. Общий язык, общая культура – достояние народа, а общая территория и единство экономической жизни ближе к понятию нация. Нация проявляется через систему общественных институтов, в частности через государство.
Получается, что народ создает государство, а затем государство, укрепившись и расширившись, искусственным образом формирует нацию (аналог народа). В основе нации – принцип гражданства. Народ – органическое целое, нация – выстроенный искусственно рационалистический механизм. Нация сводит на нет все изначальное, этническое, традиционное. Народ, строящий государство и являющийся ядром нации, утрачивает свою этничность, потому что живые процессы языковой эволюции, традиций, обычаев в государстве приобретают одну фиксированную форму. В составе нации могут находиться далеко не все представители того самого народа, который послужил основой для создания национального государства. Частая плата за образование нации – раскол и противостояние внутри народа.
Нация,национальность, этнос — в чем разница и особенности
Нация и этнос – различия и особенности
Прежде чем разбираться в теоретических аспектах и вопросе – чем этнос отличается от народа, чем этнос отличается от нации, необходимо понять, что такое этнос. В специализированной литературе понятие этнос определяется следующим образом – группа людей, которые говорят на одинаковом языке, имеют общие традиции, корни, происхождение. Именно язык является одним из основных факторов в существовании и развитии этноса. Кроме этого, происхождение каждого этноса связано с общим предком, но в большинстве случаев доказать принадлежность человека к конкретному предку невозможно, поэтому членом этноса может стать каждый, кто верит в свое происхождение. Также, кто разбирается в вопросе отличий нации от народности, наверняка сталкивался с таким определением – этнос – начальная, неделимая единица в социальной иерархии. Важно! Поскольку этнос – минимально возможная социологическая единица, любые попытки вторгнуться в существование группы, приведут к гибели и разрушению.
Для этноса или народности характерны отношения, больше похожие на семейные, таким образом, право управления в группе принадлежит наиболее старшим его представителям. Еще одно различие этноса и нации – способность группы продолжительное время сохранять культуру, традиции, язык.
Этносы, проживающие на планете, имеют 23 самостоятельные линии. Как правило, выделяют две основные ветки – африканская и неафриканская. Самая древняя – африканская, ее история насчитывает около 220 тысяч лет. Все неафриканские ветки моложе, их возраст не больше 64 тыс. лет. Славянский этнос самый молодой.
Народность и нация – отличия и особенности
Главное отличие народности от нации – это неделимое социологическое понятие. Во время развития и прохождения определенных исторических этапов этносы взаимодействуют, соответственно, теряют свою индивидуальность и образуют народы. Объединение может происходить не только мирным, но также военным путем, когда более сильный народ поглощает более слабые этносы.
Для этноса или народности характерны отношения, больше похожие на семейные, таким образом, право управления в группе принадлежит наиболее старшим его представителям. Еще одно различие этноса и нации – способность группы продолжительное время сохранять культуру, традиции, язык.
Таким образом, для определения разницы между этносом и нацией актуально следующее объяснение – нацию можно воспринимать, как объединение активных этносов, которые ведут политическую борьбу и оказывают влияние на историю. Важно! Существенное отличие народности и национальности – группы народностей создают государства, цивилизации и даже религии.
Вопрос – чем нация отличается от народности – лучше всего изучать на конкретном историческом примере, как из этноса сформировался народ. Изначально евреи образовали этнос, но за две тысячи лет они сохранили свою индивидуальность, стали народом, появилось государство Израиль.
Еще один наглядный пример разницы этноса и национальности – русские. Многие специалисты отмечают, что народ – понятие, существующее исключительно в русской культуре, поскольку в других языках нет аналогов. К тому же в русском языке слово народ наиболее точно отображает его смысл – различные этнические группы, объединенные общей историей и целями.
Чем отличается нация от национальности
Если рассматривать, чем отличается нация от этноса, необходимо отметить, что нация – это емкое понятие, объединяющее людей, которые проживают в государстве. В латинском языке слово нация означает людей, имеющих общую территориальную принадлежность.
Таким образом, ключевым аспектом в вопросе – чем отличается этнос от нации – является стирание культурных различий между народностями, которые образовали государство. Понятие нация стирает любые формы идентичности, чтобы искусственно сформировать новую группу людей. Зачастую в процессе образования нации исчезает языковая идентичность, а язык наиболее сильного и многочисленного этноса становится государственным.
Важно! Единственный определяющий признак для нации – гражданство, соответственно, принадлежность к национальности и гражданство – понятия тождественные и расцениваются как синонимы.
Наиболее яркие примеры наций – США и Франции. В этих странах на протяжении многих веков проводится политика стирания любых этнических различий. Значение имеет только гражданин, а идентичность приносят в жертву в угоду правящего политического режима.
Если говорить об отличиях нации и национальности, необходимо отметить, что термин национальность был введен Бауэром – марксистом из Австрии. Отличие нации от национальности – вопрос достаточно глубокий. В мировом сообществе принято считать, что национальность – принадлежность человека к одной стране или группе государств, которые находятся в близком соседстве, то есть, имеют единую религию, внешний вид и культуру.
Важно! С точки зрения ученых-генетиков, термин национальность неактуальный, правильнее рассматривать этнические группы, к которым принадлежит человек. Именно этнос определяет истинные корни человека, сформированные на генетическом уровне.
Если вы хотите узнать свою генеалогию, определить принадлежность к нации, этносу, лучший способ – пройти ДНК текст на национальность. К слову, результаты такого исследования могут стать
Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий и опасность их смешения
Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий, опасность их смешения. Народ как основа евразийской интеграции
Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.
В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Такие пользующиеся влиянием в США геополитики, как Г. Киссинджер и З. Бжезинский, неоднократно озвучивали в своих работах идею о разделении «Хартленда» (сначала СССР, а затем и России) на несколько подконтрольных национальных государств. Реализовать данный сценарий наши геополитические противники могли бы разжигая межэтнические противоречия в России, внедряя подконтрольных людей в российское внутриполитическое поле, используя новейшие социальные технологии, масс-медиа. Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.
Невозможно обсуждать различные варианты стратегии национальной политики и предлагать что-то новое, не определившись с базовыми этносоциологическими понятиями. Эксперты в области социологии, в том числе А.Г.Дугин, отмечают, что в понимании этносоциологических терминов даже в научной среде существует определенная путаница. Цель данного доклада – попытаться четко разграничить такие фундаментальные понятия для социологии, как этнос, народ, нация и национальность, а затем вкратце озвучить тот курс в регулировании межэтнических отношений, который предлагают представители консервативного евразийского движения.
Первое важное понятие, которое я хотел бы рассмотреть в рамках доклада, это понятие этноса. Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.
Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.
В большинстве случаев, в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своем общем происхождение с членами этноса.
Также, можно отметить, что этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования, уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества. Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.
Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.
Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Притом социум приобретает высокую степень дифференциации. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию.
Наглядным примером возникновения народа из этноса на пути к нации можно считать еврейский народ: «Евреи существовали как этнос, вступили в историю в состоянии рассеяния, которое длилось более двух тысяч лет, и при этом они сохранились, став народом, а затем, создали своё национальное государство-нацию Израиль». Так же, понятие народ присуще русским, которые сложились из множества этносов.
Нация – общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, проживающих в одном государстве. Латинское слово «natio» обозначает массу людей, имеющую общее территориальное происхождение. При образовании нации, стираются культурные различия между этносами и народами, образовавшими государство. Нация – ничто иное, как «плавильный котел», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создает искусственное образование в рамках государства. При создании нации, как правило, полностью ликвидируется языковое различие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в государстве, как единственно возможный для использования.
В Государстве-Нации, по-французски «Etat-Nation», по определению может быть только одна нация. Нация определяется прежде всего по формальному признаку – гражданство. Национальная принадлежность и гражданство – тождественные, синонимичные понятия. Нациями можно считать, например, население Франции и США. В данных государствах целенаправленно в течение веков проводится политика стирания этнических различий. Строго охраняется только идентичность гражданина, как индивида, другие формы идентичности приносятся в жертву политическим интересам правящих кругов.
Национальность – термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно конституции, мы – многонациональный народ России. Если народ многонациональный – значит обреченный к распаду на несколько государств-наций, в то же время, если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения.
Будущее России: единый народ или нация? Почему нация, с точки зрения представителей евразийского движения, не является оптимальным вариантом для России? Как уже упоминалось, образование нации – это ничто иное, как обезличивание народа, ликвидация всех форм идентичности, кроме индивидуальной. Когда уничтожается культурный код этноса, пропадает система смыслов и ценностей, которая помогала членам сообщества существовать и «бороться за место под Солнцем». Если убрать этнические различия между гражданами государства и навязать всем общий либеральный «суррогат культуры», то исторически сложившиеся традиционные смыслы исчезнут. Народ, насильно превращенный в нацию, может лишиться стимулов к развитию и к защите своей территории. Результатом может стать полное угасание такой нации и исчезновение с исторической арены.
Иным вариантом развития российского общества может стать постепенное образование единого, но полиэтнического, народа. Который смог бы при своем разнообразии объединиться на основании общего исторического пути, общих ценностей и общей народной идеи. Многие социологи, понимают под «империей» сочетание стратегического единства с полиэтничностью. Возможно, наиболее оптимальный или даже единственно возможный вариант существования российского общества – это как раз империя. Исторический опыт построения этнически разношерстных империй Россия имеет. Причем этот опыт можно считать удачным при всех военных, экономических и культурных достижениях единого российского народа, начиная от полиэтнического Русского царства, заканчивая коммунистической империей СССР.
Разница между народом и нацией
Максим Шевченко: «Мы путаемся в слухах и мифах, которые порождают недоверие, радикализм, ненависть»
Журналист, общественный деятель, член президиума совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Максим Шевченко рассказал о том, что порождает ксенофобию в России, как стереотипы влияют на формирование российской нации и почему слово «народ» имеет двусмысленный окрас. Встреча с экспертом прошла в рамках семинара «Национальный вопрос», организованного Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга в рамках программы «Толерантность».
– Как человек, непосредственно принимавший участие в создании Стратегии национальной политики РФ, какие аспекты вы считаете основными в этом документе?
– В основу Cтратегии национальной политики заложен внятный тезис, который был сформулирован президентом, а точнее – тогда еще кандидатом в президенты, Владимиром Путиным в одной из своих предвыборных статей, посвященных национальной политике. Суть этого тезиса заключается в том, что мы строим гражданско-политическую нацию при сохранении и развитии этнокультурного многообразия народов России.
Формула произносится легко, но если ее разбирать с точки зрения семантического анализа, то мы видим четыре важные составляющие: гражданско-политическая нация, этнокультурное многообразие, сохранение этнокультурного многообразия и развитие этнокультурного многообразия. Эта формула является, с одной стороны, рамкой для работы госорганов, с другой – в целом политической парадигмой развития страны.
Что же такое гражданско-политическая нация? Это устоявшаяся в мире формула, обозначающая совокупность людей, объединенных правами, которые гарантируются основным законом страны. Мы полагаем, что гражданско-политическая нация – это сообщество граждан России, которые обладают равными правами независимо от их этнического, религиозного и регионального происхождения. Граждане, которые обладают равными обязанностями или ответственностью перед законом, перед гражданскими повинностями.
Остановимся подробнее и на словосочетании «этнокультурное многообразие». Наша страна является уникальной, на ее территории зарегистрировано 193 национальности, и практически все они – коренные. При этом Россия – это государство, которое сохранило в себе признаки империи, обладавшей военно-политическим центром. То есть на всей территории империи управление осуществлялось в соответствии с принципом технологической целесообразности, не было единства и универсализма. Российская империя строилась как некое собирание территорий со сформировавшимися на них особенностями жизни и социально-экономического устройства под эгидой одного государя. Эта диспропорция и обеспечила разное социально-культурное развитие народов.
– Как вы считаете, корректно ли использовать словосочетание «российский народ» для обозначения всех граждан России?
– Я просто говорю о российской нации, не употребляя слова «народ». На мой взгляд, термин «народ» несколько двусмыслен в политическом плане. Я бы вообще в Конституции заменил фразу «мы – многонациональный народ» на «мы – российская нация». Это ввело бы конкретику и сняло двусмысленность. День народного единства я бы назвал Днем российской нации, что тоже задало бы ему ясный политический смысл.
Что вообще означает словосочетание «народное единство»? Приведу пример. Минин и Пожарский в Смутное время объявили бояр предателями, бежавшими в тушинский лагерь. Они собрали народное ополчение (так называемое народное единство) против бояр за спасение патриарха Гермогена. Таким образом, народное единство – это единство на основе лозунга «Долой царя!» или, наоборот, единство с царем? Как всякая красивая поэтическая формула, она несет в себе много содержательных ловушек. Российская нация – гораздо более понятный политический термин.
Русский народ – это не российский народ. Это историческая, политическая и этническая общность. Российская нация включает в себя русский, татарский, аварский и другие народы, которые согласны принять принципы Конституции, федерализма.
На мой взгляд, психопатическое буйство радикализма в последние пару лет – это в том числе ответ на появление Стратегии национальной политики. Благодаря этому документу националисты, которые раньше были растворены во всем этом пространстве, оказались вдруг на обочине исторического процесса.
И по большому счету, мы наблюдаем реакцию тех, кто почувствовал, что начинает проигрывать.
– Как этнические стереотипы могут влиять на формирование российской нации?
– Стереотипы любого вида – это обязательные составляющие человеческого сознания. Человека без стереотипов просто не существует. Есть стереотипы разного рода: гендерные, культурные, политические. Стереотипы – это оболочка нашей личности. Я считаю, надо бороться не со стереотипами, а с их политическими или информационными проекциями.
Опасной может быть борьба со стереотипами с помощью запретительных мер. К примеру, бывший декан философского факультета СПбГУ ученый Юрий Солонин много переводил и комментировал работы немецкого националиста Эрнста Юнгера, у которого были тяжелые и сложные отношения с гитлеризмом. Он и многие выдающиеся умы немецкого народа впоследствии резко разорвали с нацизмом, потому что не приняли антисемитизм. Эрнст Юнгер боролся со стереотипами, и он же был их источником. Был у немцев стереотип, что евреи грабят их нацию, препятствуя развитию немецкого народа.
На мой взгляд, сегодня мы мало занимаемся объяснением каких-то вещей. Например, говорят, есть проблема выходцев с Северного Кавказа, дагестанцев, которые якобы все заполонили. Население Дагестана – 3 млн человек, из них 640 тыс. – аварцы. Но в миграционные процессы вовлечено не более 30% населения. Значит, в России находится около 200 тыс. аварцев, которые дисперсно распределены по всей огромной стране. Но кажется, что они везде. Это происходит потому, что нет анализа, какие социальные слои представляют приезжие, что лежит в основе межэтнического конфликта, если таковой случился, и т.д.
– Почему вы считаете, что именно новая политика в сфере национальных отношений сможет решить ряд проблем, назревших в современном российском обществе?
– Эта стратегия мне добавила внутренней бодрости. В новой Стратегии национальной политики заложено решение земельного вопроса, вопросов представительства этнических групп и личного самоопределения в больших мегаполисах, в современном информационном обществе, сосуществования разных народов и миграции. На мой взгляд, это универсальная схема.
– Считаете ли вы объективным освещение журналистами национального вопроса? На ваш взгляд, насколько полно СМИ раскрывают эту тему?
– Мне кажется, что эта тема должна находить какое-то развитие. Сегодня происходит топтание на месте. СМИ мало внимания уделяют концептуальной разработке таких тем. В основном берут их «по поверхности», «жареными». Я не осуждаю коллег – я их критикую. Могу привести пример: освещение лезгинской свадьбы в Москве. Вокруг этого события мы создали нечто, наполненное разными мифами. А начинаешь разбираться – оказывается, все не так просто. Так и неясно, стреляли эти ребята или нет, – никто этого не видел. Они получили 15 суток не за стрельбу, а за то, что один из них якобы толкнул сотрудника ГАИ и сбил его с ног, за что получил семь суток. За стрельбу из травматического пистолета никто из них наказания не получил.
Я считаю, что надо адекватно разбираться в этих вещах. Хотелось бы более глубокого проникновения в какие-то темы. Задача современной журналистики, в отличие от сетевого пространства, – это, в частности, анализ мифа, который мгновенно возникает в интернете. К сожалению, с этой задачей далеко не все журналисты справляются.
Санкт-Петербург
Материал опубликован в рамках государственного контракта по программе «Толерантность»
Справка
Максим Шевченко родился 22 февраля 1966 года в Москве. Российский журналист и общественный деятель, ведущий Первого канала. Окончил Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе по специальности «конструирование микроэлектронной аппаратуры».
В 2008-м и 2010 году – член Общественной палаты Российской Федерации. Работал во многих российских средствах массовой информации. Последние несколько лет активно занимался этнокультурной и религиозной тематикой. Автор проектов «НГ-Религии», политико-философского еженедельника «Смысл», пресс-клуба «Восточная политика».