Народная этика что это

этика национальных отношений

Полезное

Смотреть что такое «этика национальных отношений» в других словарях:

ЭТИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ — совокупность норм и правил внутри и межнациональных отношений, способствующих нормальному функционированию различных связей между представителями этнических общностей и групп. В процессе совместной деятельности люди вступают между собой в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

Индия — (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

Exxon Mobil — (Эксон Мобил) Компания Exxon Mobil самая крупная частная нефтяная компания в мире Деятельность и продукция компании Эксон Мобил, масла и антифризы компании, а так же нефтепродукты, официальный сайт компании Exxon Mobil Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

МОДЕРНИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ — один из содержательных аспектов концепции индустриализации, а именно теоретическая модель семантических и аксиологических трансформаций сознания и культуры в контексте становления индустриального общества. Параллельна концепции индустриализации,… … Новейший философский словарь

Польша — (Polska) Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР. I. Общие сведения П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… … Большая советская энциклопедия

Источник

Особенности национальной этики

Народная этика что это. Смотреть фото Народная этика что это. Смотреть картинку Народная этика что это. Картинка про Народная этика что это. Фото Народная этика что это Народная этика что это. Смотреть фото Народная этика что это. Смотреть картинку Народная этика что это. Картинка про Народная этика что это. Фото Народная этика что это Народная этика что это. Смотреть фото Народная этика что это. Смотреть картинку Народная этика что это. Картинка про Народная этика что это. Фото Народная этика что это Народная этика что это. Смотреть фото Народная этика что это. Смотреть картинку Народная этика что это. Картинка про Народная этика что это. Фото Народная этика что это

Народная этика что это. Смотреть фото Народная этика что это. Смотреть картинку Народная этика что это. Картинка про Народная этика что это. Фото Народная этика что это

Народная этика что это. Смотреть фото Народная этика что это. Смотреть картинку Народная этика что это. Картинка про Народная этика что это. Фото Народная этика что это

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

В последнее десятилетие расширяется объем контактов с зару­бежными странами. Поэтому, собираясь в туристическую поездку или заграничную командировку, рекомендуется обратить внима­ние на права и обычаи той страны, которую решили посетить. Находясь в той или иной стране в качестве иностранного гостя, в случае нарушения местных законов, традиций, обычаев вам не удастся избежать наказания. Вот почему по прибытию за границу необходимо сразу ознакомиться с местными порядками, прави­лами торговли и проезда в общественном транспорте.

Несмотря на различия, обусловленные национально-психоло­гическими особенностями каждого народа, в международном эти­кете существует несколько общих правил и принципов. К основному принципу относят «золотое правило нравственности» (см. разд. 1.1), другими важнейшими принципами являются уважение к старшим и женщинам.

К принципам культуры поведения относятся вежливость, коррек­тность, тактичность, деликатность, скромность (см. разд. 1.1 и 1.2).

Главное не упускать из вида, что западный этикет требует от человека улыбки на лице, так как мрачное, недовольное выраже­ние лица портит настроение окружающим и мешает делу. Специ­алисты по международному этикету советуют научиться правиль­но делать четыре основные вещи: произносить имена людей, есть, одеваться, разговаривать.

Знание этикета разных народов поможет в общении и значи­тельно снизит уровень дискомфорта в непривычных условиях.

Американцы— это люди дела с демократичным этикетом без церемоний, не любящие чопорность. Они допускают крепкое ру­копожатие и употребление сокращенных имен, но не рекоменду­ется обмениваться рукопожатием при каждой встрече. Они прак­тичны, хорошо знают свое дело, предприимчивы. Американцы легко сходятся с людьми. Они понимают и ценят юмор, умеют посмеяться над собой. Американский этикет предлагает: «Улыбай­тесь, улыбайтесь: вы — американец!» Надо всегда улыбаться и делать вид, что все хорошо.

Мужчины приходят на службу в костюмах, женщины — в де­ловых платьях (реже в костюмах). За столом не рекомендуется пол­ностью съедать содержимое тарелки.

Английскийэтикет официален и традиционен; англичане очень вежливы, к партнеру по общению выражают предупредительно-корректное отношение. В конфликтных ситуациях англичанин ве­дет себя сдержанно, спокойно.

Три особенности характеризуют англичан: «мой дом — моя крепость», «соблюдение распорядка дня» и «юмор». Английская семья достаточно закрыта, семейные дела держат подальше от посторонних глаз. Строгое соблюдение распорядка дня проявляет­ся в организации рабочего времени и времени приема пищи, осо­бые правила характерны для чайного ритуала. Манера держаться за столом также очень важна для англичан. Пунктуальность в Ве­ликобритании является жестким правилом для всех.

Британцы строго соблюдают процедуру знакомств: важное зна­чение имеет, чье имя будет названо первым. Обмен рукопожатиями принят только на первой встрече. Одежда деловых людей очень строга.

Немецкийэтикет основан на порядке, пунктуальности, дис­циплине. Немцы убеждены, что инструкции, распоряжения нуж­но выполнять безоговорочно. Они сдержаны, предупредительны и внимательны, а также бережливы и расчетливы. Одеваются строго.

Главный прием пищи — обед. Не рекомендуется убирать руки со стола — оба запястья должны касаться края стола.

Французскийэтикет отличается галантным отношением муж­чины к женщине. Во Франции большое внимание уделяют прави­лам хорошего тона, умению говорить в обществе. Также высоко ценится умение сказать приветствие, произнести тост и выразить слова благодарности.

В деловых вопросах французы проявляют осторожность. Дела решаются во время еды. Деловой обед может длиться часа два, деловые увеселения чаще проводятся в ресторанах, а не на дому.

Японцытрудолюбивы, с большим вниманием относятся к тра­дициям; они дисциплинированны, преданы авторитету и чувству долга.

Кроме того, японцы очень вежливы, обладают высокой терпе­ливостью и самообладанием при общении; внутри трудового кол­лектива высоко ценят психологический микроклимат.

Народная этика что это. Смотреть фото Народная этика что это. Смотреть картинку Народная этика что это. Картинка про Народная этика что это. Фото Народная этика что это

В японских фирмах ни один мужчина не подчиняется женщине, если женщина начальник — у нее в подчинении только женщины.

Большое значение в японском деловом этикете придается про­цедуре обмена визитными карточками; рукопожатие в Японии не принято. Важнейшим элементом правил хорошего тона являются поклоны.

Арабские страны.Большое значение в арабском мире имеют исламские традиции. В мусульманском мире иностранец не может обратиться с вопросом или просьбой к женщине. Арабское при­ветствие — это целая процедура, оно сопровождается расспроса­ми о здоровье, о делах. Речь арабского собеседника сопровождает­ся частыми обращениями к Аллаху. При первом знакомстве араб­ский собеседник выражает радушие и любезность. Это не при­творство, а дань традиции.

Как видно из примеров, в поведении людей, в соблюдении правил этикета присутствует национальный колорит, хотя в пос­леднее время наблюдается значительное сближение правил эти­кета. Но в любом случае специалисты по международному этикету советуют одеваться согласно общепринятым стандартам, не пы­таться поучать и вести себя спокойно, «не вызывающе».

Вопросы для самопроверки

1. Для чего необходимы знания национального этикета?

2. Какие общие принципы культуры поведения вы знаете?

3. Подготовьте доклад о традициях и особенностях той страны, ко­торую вы хотели бы посетить.

Источник

Народная этика для младших школьников

Мир дунет — ветер будет, мир плюнет — море будет.

Вообще-то, согласно пословице — «Не учили, пока поперек лавки укладывался, а во всю вытянулся — не научишь» — детей надо бы учить этике, начиная с детского садика.

Но пока это еще не дошло до президента нашей страны и его министров образования и культуры, а потому вопрос о таком начале приходится оставлять до лучших времен. Во всяком случае, слава богу, начало уже положено, и, возможно, мы еще не упустим наших детей, начиная преподавать им светскую этику только в четвертых-пятых классах школы.

Само же обучение не должно представлять особого труда, при условии понимания, что за множеством понавыдуманных за многие прошедшие века людьми слов типа «этика», «мораль», «нравственность» стоит всего-навсего и только одно — способность людей отличать хорошее от плохого.

И если до сих пор даже дипломированные и даже остепененные учителя могут предложить школьникам на эту тему разве что известный стишок В.В.Маяковского, то объясняется это только тем, что самим эти учителям совершенно наплевать на многовековую мудрость народную.

«Умный человек не говорит без пословицы» (Каракалпакская пословица). «Обучение должно начинаться пословицами и заканчиваться мыслями» (Сенека).

Особая анекдотичность нынешней ситуации состоит в том, что, наверное, сейчас уже не найти учителя, который бы не считал, что никакой нравственности не может быть вне религии. Особенно после того, как это, похоже, признали все наших учителей вышестоящие начальники.

При этом, и это уже очевидно, и учителям, и их начальникам совершенно наплевать на известное положение одной из этих религий: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».

То есть, всего-то и надо предложить детям всегда представлять себе, что будет в мире, если весь мир будет делать то, что они сами собираются в каждый данный момент сделать. Например, плюнуть на пол класса. Или, не дай бог, освободить нос от слизи на пол рекреации.

Вообще-то, безусловно, всегда были и есть типы, которые не видели и не видят ничего плохого в жизни на свалке, среди воров и пустомель, среди невежд и попсы, и так далее до бесконечности.

Особенно печально то, что среди этих типов очень много именно учителей и их начальников, и именно потому, что они не способны привести самый главный, самый важный, уже каждому даже младшему школьнику из его же каждодневного опыта известный пример самого плохого в жизни.

Этот пример — пример решения задачи, условия которой этим учеником не поняты. Точнее, это пример неудовлетворительного решения какой-либо задачи, обусловленный тем, что за решение задачи ученик взялся раньше, чем вдумался в ее условие или тем, что ученик плохо усвоил предшествующий материал, знание которого это условие предполагает.

И жизнь, которая, как и учитель в школе, ставит перед людьми задачи только в свой срок, только на пройденный материал и только на движение вперед, отличается от школы только тем, что слез, пота и крови проливается в мире при неудовлетворительном решении ее задач значительно больше, чем при неправильном решении задачки в школе.

Конечно, не сразу и не у всех школьников после такого урока появятся необходимые мысли. Но те школьники, к которым относится пословица «Ум не в бороде, а в голове», со временем обязательно составят ту критическую массу «мира», которая обязательно «выдует» из него все, что сейчас обусловлено наплевательским отношением людей к своему собственному опыту.

Кстати, про детский садик. Школьники, о которых говорится в предшествующем предложении, появятся тем скорее, чем чаще в садиках будут читать сказку «Поди туда — неизвестно куда, найди то — неизвестно что».

Тогда на уроках этики достаточно будет школьникам напомнить, что уже в этой сказке им намекалось на то, что решать задачи, условия которых им неизвестны и непонятны, не только плохо в школе, но и опасно в жизни. И, соответственно, те типы, которые предлагают им задачки с такими условиями решать в жизни, делают это, на деле, с одним намерением — погубить.

Источник

Глава 11. Национальная этика

История этических процессов, возникающая из национальных и общечеловеческих начал, восходит к далеким временам. Начиная с первобытнообщинного строя, человеческие нравственные взаимоотношения людей были связаны с выполнением семейного, общественного, религиозного и традиционного долга. В древнем Египте, Греции, Индии, Китае, в средневековой Европе появилось множество литературных, дидактических трудов об этике как особо важной форме общественного сознания, отношения и поведения. Духовное наследие древнетюркского народа отражает высказывание «Хороший характер – половина человеческого счастья». Необходимо отметить восточное поучение «Кабуснаме» (ХІ век) персидского писателя Кабус, опубликованное в последние годы на казахском и узбекском языках, отразившее духовное наследие наших народов. В рассказе легендарного мудреца Лукпана Хакима говорится о беседе, в которой на вопрос царя своему визирю: «Какого человека народ всегда и везде принимает хорошо?», – был получен ответ: «Вежливого человека» (Румановская Е.Ю. Кабус-наме. Избранное – Спб.: Диля, 2002).
Понятие «этика», аль-Фараби толковал, как процесс взаимосвязи трех положений: 1. Чистый характер; 2. Чистое намерение; 3. Чистая душа. В данном треугольнике понятие «чистое намерение» указывает на то, что внутренний облик личности должен быть кристально-чистым. (Аль-Фараби. Философские трактаты. – Алма-Ата: Гылым, 1973).

Произведения Абая Кунанбаева написаны в форме нравоучений и моралистических бесед. В них казахский просветитель критикует патриархально-феодальные обычаи, предрассудки, пропагандирует народную мораль, выражающую идеи социального прогресса. В решении вопросов этики, как и других проблем, на первый план выступают его заветные просветительские идеалы. Образованность, развитие умственных способностей, культурность у Абая — это те критерии, по которым можно оценить поступки, поведение людей. Все, что противодействовало просвещению народа, его экономическому и духовному развитию и поддерживало невежественные обычаи, осуждалось и обличалось поэтом-мыслителем. Отсюда и особенность произведений Абая, посвященных проблемам морали. Они обычно начинаются с критики господствовавших ее норм: невежества, нечестности, лицемерия, подлости, корыстолюбия, стремления жить за счет других. Абай гневно осуждает современное ему общество, в котором даже дружба между людьми основана на корысти. Здесь, говорит Абай, стало обычным, когда:
Друг нашептывает: «Коль не дашь, я готов
Перекинуться в стан твоих лютых врагов.
Не могу ж тебя я обслуживать даром!
И рассоримся мы до скончания веков».
У Абая вызывали отвращение такие уродливые явления, когда «сын продает отца, брат — брата». Он возмущался тем, что потеряно взаимное доверие между людьми, они следят друг за другом, господствуют среди них вражда и ненависть. В этом мире, говорит просветитель, «человек рождается плача, умирает сердясь. Не видя счастья, преследуя друг друга, хвастаясь друг перед другом, теряем мы бедную жизнь, ее губим непристойными поступками, пренебрегаем ею, как песком, как гнилой веревкой, а когда она подходит к концу, то плачем и не можем купить один день жизни за все свое состояние». Абай утверждает, что если у людей дружба построена на расчете, то вражда между ними происходит только из-за «зависти и неуживчивости». В почете не умные, честные, добрые люди, а те, кто имеет богатство, нажитое бесчестными способами. В стихотворении «Осел» поэт-мыслитель подмечает, что, пока осла грузили золотом, его почитали, гладили даже тогда, когда он бил людей ногами, кусал их. Но как только с него сняли золото, люди перестали его почитать и стали возить на нем навоз. В данном случае Абай в сатирической форме выразил мысль о том, что в обществе, основанном на неравенстве, единственным мерилом определения достоинства людей является богатство. «Сплетни, обман, коварство, леность, расточительство» поэт называет пятью врагами человечества и призывает современников всячески избегать эти пороки. Он особенно ненавидит леность и безделье, считая их великим злом, портящим нравы людей, и источником всяких других отрицательных поступков. «Каждый лентяй—трус и бессильный,— пишет Абай.— Бессильные же бывают трусами и хвастливыми. Хвастливые и трусливые бывают глупыми и невежественными. Из лентяев выходят бессовестные, бесстыдные попрошайки. Они бывают обжорами, неукротимыми, неумными, неумелыми, человеконенавистными». Перечисленным выше пяти порокам Абай противопоставляет и возвышает пять высоких моральных качеств — «упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту», которые настойчиво предлагает поддерживать и развивать. По своему социальному смыслу эти моральные качества выражают стремления прогрессивной части общества, у которой трудолюбие и упорство сочетаются с добротой и разумностью. Абай делал все, чтобы воспитать молодежь волевой, трудолюбивой, готовой к преодолению любых препятствий на пути изучения науки.

Идеи этики в народной педагогике. Основы народной этики казахов заложены кочевыми условиями возникновения и жизни общества номадов. Этика номадов выступает показателем способности людей жить в мире и единстве. Обычно каждый из нас, встречая вежливых людей, отзывается о них следующим образом: «девушка из воспитанной семьи», «вежливый ребенок», «дисциплинированный человек». Этика – совокупность этических требований к человеческому характеру. Основная функция этики в обществе представляет собой регулирование соответствия личностных отношений к требованиям нравственности. В этом смысле этика относится к составной части культуры. В ходе формирования культуры признаки гуманного поведения превращались в требования этики. Меры этики не оглашаются специальными постановлениями и не являются ценностями великих людей. Правила этики отобраны из цивилизации и культуры. Поэтому этика создается без специального закона, народная этика – это неписанные правила.

Одним из основоположников идеи этики в педагогике является Ахмет Яссави. Видя несправедливость в жизни современников и эгоизм людей, понимая важность чистоты человека на пути к просветлению, он оставил свой завет «Настало ужасно тяжелое время» как наследие будущему поколению. В своих хикметах Яссави говорил следующее: «Друзья, нет у народа доброты, Нет у людей морали. Нет стыда у представительниц прекрасного пола». Тем самым, указывая на снижение у женщин таких качеств, свойственных их природе, как почтительность, скромность, стеснительность, он призывал будущую молодежь к нравственности. В своих трудах великие мыслители Востока утверждали, что этика человека, может, как поддерживать, так и разрушать семейное счастье и благополучие.

Например, в трудах собиратель устного народного творчества казахского народа Машхура-Жусупа Копеева (1858 — 1931) «Не будь во власти вожделения» преобладает философская идея, способная пробудить невежд: «Не осталось мыслей для раздумий, Проснись и соберись с мыслями. Послушай мои откровения, Пропустив через себя». Учеба и труд – спутники, К достатку и знаниям откроют путь. Если жизнь не научила этике, Не теряй времени, обучая его! Этими строками представлен алгоритм обогащения человеческого интеллекта для достижения этических норм. Разумеется, если человек не сможет накопить интеллектуальный потенциал из источников знаний, то целая нация не сможет достичь интеллектуального статуса. Сегодня данный труд имеет огромное значение в воспитании молодого поколения.

В творчестве Шакарима Кудайбердиева проблемы этики также передаются в стихотворной форме. Например, в произведениях «Стремление и ум», «Что такое человек?», «Беспричинное наказание или неожиданная смерть» обосновывается философская мысль: Если стремление и разум объединить, Не зависимо от того злая ли, добрая ли воля ими руководит, Благодаря ясному уму, Нет ничего недостижимого для него. Из этих строк заметно, что для достижения цели человеку одного лишь стремления недостаточно. Здесь преимущественно направление к этике, к познанию, чем к внутренним чувствам. Поэт посвящает свои стихи личности человека, который стремится к гуманизму соблюдению этических норм. Этика формируется от образа жизни человека и жизненного пути. «Чтобы сформироваться как хороший человек, велика роль не столько природы, сколько жизненных уроков», – говорил древнегреческий философ Демокрит. Следовательно, благодаря воспитанию можно достичь этичности. Самый ценный человек в обществе – нравственно воспитанный человек. Этичные люди – это бесценное богатство общества и его слава. Если в обществе этика будет на высоком месте, то будет высок его престиж, богато его благо. Даже бестактность одного человека может нанести вред обществу. В народе о таких говорят: «Ложка дегтя испортит бочку меда». Этика основывается на духовной необходимости общества и служит как мощное средство объединения людей по их свойственным признакам и особенностям.

Итак, этика – общественный инструмент, связывающий людей на основе нравственности. Поэтому этикет человека проявляется в отношениях с другими, в манере поведения. В народе есть поговорка «Сказав, что он хороший, убедишься в этом, когда обратишься к нему». У казахов много пословиц и поговорок, выражающих нравственность народа, такие как: «Воспитать вежливого человека – честь для народа», «Где нет вежливости, нет и уважения», «Если станешь великим, будь скромным», – все это является важнейшим направлением этического воспитания.
Принципы и особенности национальной этики. В обществе человек распознается своим поведением, из которого видно каким человеком он является. Необходимо уметь формировать принципы этики для того, чтобы найти свое место в обществе. Разумеется, настоящим человеком может стать тот, кто впитал в себя почтительность и этичность. Этичность не передается генетически от отцов к детям по крови, то есть человек не может быть этичным только потому, что он похож на своих пред- ков. Этичность развивается вместе с человеком. Человечность определяется такими личностными качествами, как честь, авто- ритет и величие. Основой всему этому служит этичность. Таким образом, человек должен основывать свой образ жизни и жизненный код на этичности. Этичность воспитывает характер человека, делая его полезным для общества. С этой точки зрения общественная жизнь людей связана с их гуманностью, а чувство гуманности начинается с этики. В целом, этика делает человека добрым и милосердным, благодаря чему даже общество становится милосердным. Когда-то у Лукпана Хакима спросили: «У кого Вы научились этикету?», он ответил: «У невежды. Я старался не повторять грубого поведения невежд». Таким образом, каждый человек может заниматься самовоспитанием, потому что все реализуется через воспитание. Воспитание в обществе основывается на дисциплинированности.

Казахи никогда неуместно не ревновали своих жен. В-седьмых, казахи были снисходительными, добродушными, они никогда не отчаивались, надеялись на хорошее. В-восьмых, казахи никогда никого не чуждались, всех принимали радушно. Пришедший в дом, кто бы он ни был, становился гостем. Казахи относились ко всем одинаково. В-девятых, у казахов не было ни вдов, ни сирот. Они никогда не бродяжничали и не просили милостыню. Ибо казахи заботились о своих сиротах и вдовах, не вынуждали бродяжничать. В-десятых, казахи по своей натуре – скромный народ. Их одежда, подол и рукава всегда были свободного покроя, потому, что она была удобной при кочевом образе жизни, ведь они садились и слезали с лошадей, сидели, поджав под себя скрещенные ноги. Они обладали добродушным, открытым характером, подобно необъятным степям. Казахи никогда не чувствовали себя скованно. Придавали значение каждому слову. Всегда придерживались правил этикета. В-одиннадцатых, казахи не злопамятны. Если их критиковали перед публикой, указывали на недостатки характера и унижали род, они всегда могли дать отпор. Если доводы оказывались верными, то они считались победителями. Если же про- игрывали, они не таили друг на друга злобу. В-двенадцатых, вид у казахов не суровый, приветливый, лицо всегда было от- крытым, они никогда не опускали шапку на глаза. Их рассудительность и добродушие были заметны по лицу.

Виды народной этики. Каждому народу в значительной степени присуща скромность. Они никогда не показывали грубый характер, умели проявлять этичность и деликатность в поступках, при общении и приеме пищи, при потчевании гостей и размещении их транспорта. Если человек не выполнял эти обычаи, как полагается, то его считали неучтивым. Слово «неучтивый» означает грубость, невоспитанность. Однако существовали и другие виды воспитания. Например, бабушки брали с собой своих внуков на праздничные мероприятия, чтобы они слушали мудрые рассказы, получали примеры и образцы поведения. У каждого народа по сравнению с другими народами существовало много видов этики, которые характерны только ему.
Этика приветствия. Этика приветствия формировалась веками. Приветствие взрослого человека и молодого, пешего и наездника, мужчины и женщины и т.п. – это показатель духовности, вежливости и культуры человека. Например, у казахов при встрече почтенного человека, младший, даже не зная его, обязан первым поздороваться – это традиция сформированная, как один из главных показателей этики. Путник, который приехал с далекой дороги обязательно приветствовал аксакалов и известных людей этого аула. Мухтар Ауезов в своем романе «Путь Абая» описывая момент прибытия друга Абая, образно показывает, как он здоровается сначала с аксакалами и его родными, а затем и с остальными присутствующими. Старшие, которые хорошо знают правила этикета, согласно казахским обычаям, приветствуют первыми, говоря «Когда с далекого пути приезжает шестилетний ребенок, шестидесятилетний старик приветствует его». Дружелюбие – главное условие вежливого приветствия. Правильное приветствие оказывает огромную помощь в формировании речевой этики. При встрече родителей и родственников мужа, невестка всегда делает поклон, проявляя свое почтение к ним. Молодая женщина при входе домой, стоя на пороге, смотря в сторону, где сидят взрослые, наклонив голову вниз и сгибая левое колено, делала поклон. Такое приветствие говорит о большом уважении и почтении. Это принимается как признак нравственности. По казахскому этикету человек, который проезжает верхом на коне возле юрты, должен был спешиться и поздороваться с хозяином этого дома. Хозяин дома в свою очередь должен был спросить у путника откуда он родом, куда путь держит и, конечно же, предложить отобедать. Проехать, не заехав в аул, считалось проявлением неуважения и невоспитанности. Такого неучтивого человека причисляли к вору, даже разбойнику. Поэтому известного казахского поэта Жаяу Мусу, который жил в девятнадцатом веке назвали.

Согласно казахским традициям, каждый всадник, встретив старца на своем пути, здоровается с ним, спешившись с коня. Человек, который едет на автомобиле, также выйдя из машины, здоровается с пожилым человеком и спрашивает, не нужна ли ему какая-нибудь помощь, в случае необходимости оказывает ее. При приветствии незнакомых людей также сохраняются традиционные правила. Когда незнакомый человек подходит к юрте, люди которые сидят возле дома обращают внимание на него, ожидая от него приветствия. Люди, сидящие возле дома, встают с места и протягивают руки. Вставать с места тоже является одним из важных частей приветствия. В казахских аулах приветствие друг с другом совершенно незнакомых людей считается одним из хороших качеств. Как правило, в момент встречи со старыми людьми женщины здороваются следующим образом: «В добром ли вы здравии?» Старые люди отвечали: «Спасибо, айналайын, потихоньку живем». Сверстники-мужчины здороваются, пожимая друг другу руки, а друзья, которые долго не виделись, здороваются обнявшись.
Этика гостеприимства. У казахского народа существуют множество пословиц и поговорок, связанных с гостеприимством, одна из которых гласит «Когда гость приходит, счастье в дом приводит!». Так обязанностью хозяина и хозяйки считалось радушно встретить и накормить гостя. Гость делится новостями и ведется приятная беседа. Если гость творческая личность, то играют на домбре, поют песни, а если же он поэт или жыршы, то в дом, куда приехал гость, собирается весь аул, чтобы порадоваться ему. Поэтому казахи ничего не просят у гостей кроме «Конак каде», означает просьбу к гостю спеть песню, рассказать о чем-то интересном, сыграть на домбре. Утром и вечером, когда скот отправляется на пастбище или возвращается оттуда, аксакалы, взобравшись на холм возле дома, смотрели по сторонам и вели беседы. Если они замечали путника, то, посадив одного из молодых парней на коня, поручали догнать его и спросить кто он, куда едет, какими новостями может поделиться. Данная ситуация отражена в пословице «Холм во дворе тоже самое, что оседланный конь». Гостеприимство, прием гостей – главная черта казахской культуры и казахских обычаев.

В суровых степных условиях традиции гостеприимства имели огромное значение и способствовали установлению хороших отношений между разными ро- дами, а также сглаживали конфликты и препятствовали их появлению. Некоторые признаки этой традиции заняли место в словаре Махмуда Кашкари «Словарь тюркских языков». Например, «Твой красивый и богатый чапан доставляет удовольствие только тебе, вкусную еду отдай другим, уважай гостей и пусть слава о тебе распространяется среди народа». Жусип Баласагуни в своем дастане «Благостные знания» тоже уделял особое значение гостеприимству: «Когда ты задумал гостей к себе звать, Зови без отсрочки и дело наладь». «Должны быть готовы дом, утварь, посуда, Сиденья, подушки, продумай все блюда». «Вся пища должна быть чиста и вкусна, Чтоб гости с охотой все съели до дна». «Когда поедят, принеси для гостей Сушеных и свежих плодов и сластей». Для гостя как правило режут барана. Отварное мясо обычно подавалось в плоском блюде «табак». Правильно подать табак – это целое искусство. Каждый табак должен был соответствовать возрасту гостей, их общественному положению, родственным отношениям. Табаки с мясом делились на главный, почетный, для зятя, для снох, для молодежи, простой. На каждый табак выкладывали определенные части мяса. Человеку преклонного возраста подавали голову и тазобедренную часть, зятю плечевую кость, грудинку детям – уши, голень, молодым женщинам – неба, язык. Конечно, не все гости одинаковы. У казахов для этого существовали следующие определения: а) Случайный гость. Незнакомый путник останавливается в любом доме. Его принимает хозяин дома, угощает его и пускает ночевать; б) Официально приглашенный гость. Это гость, который приглашен специально. Конечно, такому гостю оказывают особое почтение; в) Почетный гость. Взрослый, уважаемый человек; если по дороге останавливается в одном доме, то он считается почетным гостем этого дома; г) Неприглашенный гость. Это не путник, а выходец из аула. У него нет каких-либо целей, он только ходит из аула в аул, из дома в дом, угощаясь в одном и оставаясь ночевать в другом доме. До исламской религии мысль о том, что необходимо оказывать гостеприимство исходит из тенгрианской религии. Считалось, что в числе этих гостей может находиться «Кыдыр». Пословица «Один из сорока человек» потому и существует. Кыдыром считали легендарного степного пророка, святого в образе человека, приносящего встретившимся с ним людям счастье, богатство. Иногда его называли «Сорок чильтанов». Казахи с пожеланием «Доброго пути, пусть сопутствует Кыдыр Ата!» отправляли в путь своих близких.

Старый казахский обычай, что «Каждый гость приходит со своей долей хлеба» принимается как один из признаков приличия.
Этика милосердия. Проявление человеком великодушия окружающим, природе является признаком чистого сердца и человеческой ценностью. Доброжелательный человек, чутко чувствуя, любуясь, любя человеческие ценности, явления природы, окружающую красоту заботится о ней, совершает благие дела, дополняет, красит ее. Родительская ласка показывает их силу, счастье, принципы, желание жить. С помощью ласковых слов «золотой мой», «ненаглядный мой», «душа моя», «солнце мое», «жеребенок мой», «ягненок мой», «ясный мой свет» и др. родители активно развивали нравственные чувства, чувства любви у ребенка, порождая чувства с возвышенности национального воспитания. Родительская забота безгранична. Мать ничего не пожалеет ради ребенка, готова даже жизнь отдать, любит, говоря, что «дети – самое дорогое». Заботливость хороших людей можно увидеть в их отзывчивости. Добро и доброта – ценные признаки благодеяния. Каждый народ воспитывает своих детей добру, чувствам, вдохновляя совершать благие дела. Любовь родителей к внуку особена. Традиции, яркие человеческие чувства, духовная гармония и безграничная любовь показывают «возвышенную» заботу и любовь между родителями и внуками. Национальные традиции, сохранив это прекрасное чувство, повышают ее престижность. Милосердие – кредо деликатности народа. О такой особенности милосердного, гостеприимного народа знает все человечество.

Семейная этика – доминанта всех культур. Семья – ячейка человечества, именно в семье человек с момента рождения получает азы семейной этики. Невозможно сравнить влияние и силу воздействия семьи с каким-либо другим явлением в жизни, так как ничто не может заменить родительское воспитание. Поговорка «Воспитание начинается с колыбели» определяет роль семьи в воспитании. Несмотря на разницу в возрасте, между членами семьи существует духовная близость, единство цели. Как у любого социального организма имеются свое производство, внешняя и внутренняя политика, символы, бюджет доходов и затрат и т.д., также и в жизнедеятельности каждой семьи имеются схожие стороны, ей тоже необходимо руководство и управление. По этой причине особое значение придается структуре семьи, сохраняется ее значимость, воспитывается необходимость защиты чести семьи, сохранению ее секретов и честному отношению друг к другу. В семейной культуре формируются свойственные каждой отдельной семье собственные законы и принципы, которые могут не встречаться в другой семье. Поэтому понятия как «отцы, просватывающие своих детей с колыбели», «перекрестный сват» говорят о том, что дети общающихся между собой людей подчинены одной этике. Значение слов «Очаг начинается с семьи» заключается в этом. В процессе укрепления семьи перед родителями стоит ответственная задача подготовки детей к созданию собственной семьи. Создание прекрасной, дружной семьи, яркого будущего, жизнь в любви и гармонии во многом зависит от воспитания, полученного в семье. Народ, многое повидавший на своем веку говорит: «Что видел в гнезде, то и будешь ловить, когда вылетит», «Глядя на мать, бери дочь».

Этика прощания. Традиции прощания с человеком, который собирается в путь с намерением увидеться вновь, означают пожелания доброго и счастливого пути. Поэтому в этике прощания с человеком основное значение придается благословению. Слова «Да благословит Аллах твой путь», «Возвращайся здоровым» посвящаются людям, отправляющимся в далекий путь. В нынешнее время такие слова можно услышать от старцев, прощающихся со своими близкими, сыновьями, внуками. Этика прощания отличается в зависимости от того, в долгий или короткий путь собирается человек. В повседневном обычном прощании с человеком произносятся знакомые слова как «До свидания», «До скорой встречи», а также не формальные слова как «Пока», «Увидимся». Человеку, собравшемуся в долгий путь, говорятся такие напутствия как «Доброго пути», «Возвращайся здоровым», при этом мужчины прощаются, пожав друг другу руки, а женщины обнимая друг друга. Проводы человека в далекий путь перерастают в праздник. Этот праздник называется «Шыгарып салу», то есть «Проводить в путь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *