Народные театр это что в литре
Народный театр
Народный театр — термин, имеющий несколько близких значений:
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Народный театр» в других словарях:
НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., напр., Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи).2) Непрофессиональный любительский театр. Появился в России в сер. 19 в. Звание народный театр… … Большой Энциклопедический словарь
народный театр — 1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., например, балаган, вертеп, петрушка, скоморохи). 2) Непрофессиональный. любительский театр. Появился в России в середине XIX в. 3) Звание «народный… … Энциклопедический словарь
Народный театр — в СССР, высшая форма театральной художественной самодеятельности, её новая и более высокая ступень развития. Н. т. создаются на базе творчески зрелых, получивших признание, постоянно действующих драматических и музыкальных (опера, балет,… … Большая советская энциклопедия
Народный театр — см. Развлечения народные … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Народный театр — многовековой процесс формирования театральных традиций из обрядов, игрищ, скоморошьих действ, распространенных на тер. У., в значительной ст. совпадал с общерус. традицией по срокам проведения (святки, масленица, Пасха, Троицын день), способам … Уральская историческая энциклопедия
Народный театр «Глагол» — СПбГПУ Логотип театра Прежние названия ТМФ Место нахождения … Википедия
Народный театр драмы «Свободный театр» — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Народный театр ДК «Современник» — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Народный те … Википедия
Народный театр, его виды (балаган, раек, театр Петрушки, вертеп), народная драма
Фольклорный театр — традиционное драматическое творчество народа. Типы народной зрелищно-игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д. В истории фольклорного театра принято рассматривать дотеат-ральный и величавый этапы народного драматического творчества. К дотеатральным формам относятся театрализованные элементы в календарных и семейных обрядах. В календарных обрядах — символические фигуры Масленицы, Русалки, Купалы, Ярилы, Костромы и др., разыгрывание с ними сценок, ряжение. Видную роль играла аграрная магия, магические действия и песни, призванные содействовать благополучию семьи. Например, для зимние Святки по деревне тянули плуг, «посевали» в избе зерном и т. д. С потерей магического значения обряд превращался в забаву. Свадебный обряд также представлял собой; театрализованную игру: порядок «ролей», последовательность «сцен», перевоплощение исполнителей песен и причитаний в действующее лицо обряда (невесту, ее мать). Сложной психологической игрой было изменение внутреннего состояния невесты, которая в доме родителей должна была плакать и причитать, а в доме мужа обозначать счастье и довольство. Однако свадебный чин не воспринимался народом как театральное действо. В календарных и семейных обрядах участниками многих сцен были ряженые. Рядились в старика, старуху, мужчина переодевался в женскую одежду, а женщина — в мужскую, рядились в животных, особенно нередко в медведя и козу. Костюм ряженых, их маски, грим, а также разыгрываемые ими сценки передавались из поколения в поколение. На Святки, масленицу, Пасху ряженые исполняли юмористические и сатирические сценки. Некоторые из них позже влились в народные драмы.
Балаган — временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях. Часто также временная лёгкая постройка для торговли на ярмарках, для размещения рабочих в летнее время. В переносном смысле — действия, явления, подобные балаганному представлению (шутовские, грубоватые). Балаганы известны с XVIII века.
Вертеп — народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. В Россию вертепный театр проник в конце XVII — начале XVIII веков из Польши через Украину и Белоруссию. Название связано с первоначальными изображением сценок о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.
У украинцев, белорусов и русских представление делилось на две части: религиозную и бытовую. Со временем религиозная часть сокращалась и приобретала местный колорит, а репертуар расширялся и вертеп превратился в народный театр.
В отличие от «театра Петрушки», управление куклами происходит снизу
Вертепный театр представлял собой большой ящик, внутри которого располагалась сцена, обычно двухъярусная. На верхней сцене показывали поклонение новорожденному младенцу Иисусу, в нижнем — эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала бытовая часть представления. Деревянные куклы снизу прикреплялись к проволоке, с помощью которой вертепщик их передвигал по прорезям в полу. Главная декорация на сцене — ясли с младенцем. У задней стенки располагались фигуры праведного Иосифа с длинной бородой и святой Девы Марии. Cцены с рождением Христа традиционно разыгрывались в верхнем ярусе. Хозяин вертепа обычно сам произносил текст разными голосами и водил кукол. Мальчики-хористы распевали рождественские песнопения. А если присутствовал музыкант, то он сопровождал пение и пляски музыкой. Кукловоды и сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому, либо устраивали представления в местах общественного сбора — на торговых площадях.
По сути, двухъярусный ящик 1х1.5м, на ярусах двигались куклы.
В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (это было необходимо как для слышимости на ярмарочных представлениях, так и для особой характерности персонажа), использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.
В отличии от Вертепа, ширма – не ящик, а окно со «шторами». И человек, который управлял куклой в театре Петрушки мог показываться публике сам и разговаривать с собственной куклой.
Раёк — народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету.
Высшим проявлением народного театра является народная драма. Первые народные драмы создавались в XVI–XVII веках. Их формирование происходило от простых форм к более сложным. Наиболее известными и широко распространенными народными драмами были «Лодка» и «Царь Максимилиан». Разыгрывались также народные бытовые сатирические драмы («Барин», «Мнимый барин», «Маврух», «Пахомушка» и др.), примыкающие к святочным и масленичным играм. В их основе – драматические сценки, которые разыгрывались ряжеными.
Некоторые из народных драм носили исторический характер. Одна из них – «Как француз Москву брал».
Народный театр, его происхождение и виды. Запись и изучение пьес народного театра.
Прежде, чем начать разговор о народном театре любимого русским народом и, как его называли современники, главного героя ярмарки – Петрушки, скажу несколько слов о народном театре и его исторических корнях в целом.
Несмотря на такое многообразие, все виды народного театра сохранили в себе его исходные черты, коренящиеся в глубокой древности:
— Спонтанность и импровизация. Игра ведется не по подробному сценарию, а спонтанно. По меткому выражению игрецов действа «Похороны Стромы», которое сохранилось до недавнего времени в селе Шутилово Нижегородской области, игра должна идти самотёком. Есть неизменный общий сюжетный ход, наполняющийся и развивающийся по ходу игры ее участниками в зависимости от обстоятельств, в которых играется действо, событий, которые происходят в мире деревни, отношений между участниками игры и персонажами, которые наряду с устоявшимся набором действующих лиц-масок, могут появиться неожиданно для других участников.
— Особое звучание. Голоса персонажей могут быть высокими или низкими, хриплыми или визгливыми. Часто для получения определенного звучания актерами использовались дополнительные предметы – пищики, перышки, которые добавляли необходимый окрас голоса.
— Язык простого народа. Язык народного театра – простой, меткий, острый, щедро снабженный шутками, остротами, подчас браными выражениями или выражениями, сохранившимися в языке народа как матерный, ранее связанный с культом плодородия.
— Игра масок-личин, за которыми закреплено определенное поведение. Самый распространенный пример такого театра – это итальянская комедия дель арте – комедия масок. У всех народов мира, у русского, в том числе, в народных театрах маски-личины и есть основные персонажи представлений. Таков злой городовой, хитрый цыган, любвеобильная подруга героя. В центре игры находится обычно дурак или пара дураков – Петрушка, Фома да Ерема, Пашка да Ермошка, Пахомушка, которые попадают в нелепые истории, часто бывают биты, но с достоинством проходят свои испытания и побеждают, прежде всего, становясь народными любимцами.
Понятие «русский народный театр» неразрывно связано с понятием «русская народная драма»; они практически сливаются, т.к. в русском фольклоре нет театральных действ, лишенных словесного текста, слово и исполнение в них сливаются, а во многих видах присоединяется и музыка.
Термин «драматические действа» наиболее точно передает особенности театрально-драматического народного искусства, в котором не существует оформившихся произведений (как в литературной драматургии), ни оформившихся представлений (театральные спектакли).
В русском фольклоре к драматическим действам относят обряды, ряженья, игры (первые 3 самые древние), хороводы, диалоги, выкрики балаганных дедов и карусельных зазывал, драматические сценки, а также кукольный театр. Все эти действа делятся на два типа:
· Словестный текст и действо находятся в различных соотношениях. В обрядах и ряженьях текст подчиняется действию, а в хороводах текст подчиняет себе действие, которое лишь иллюстрирует его.
· Текст и действо имеют равномерное значение (в сценках и пьесах).
Основным отличием народных драматических действ служит их синтетичность: соединение слова, напева и исполнения (включает в себя костюмировку, пользование декорациями и бутафорией, жестов, мимики, нередко пляску).
Важнейшим отличием театральных действ от других жанров является полное перевоплощение исполнителей в персонажа. Также отличием является то, что проявление общефольклорных признаков идет очень необычным способом. Например, присущая фольклору типизация раскрывается в том, что персонажи выделяются одной отличительной особенностью (человек с лопатой – гробокопатель, с ножницами – портной). Характерное совмещение традиции и импровизации также выражается иначе, чем в других фольклорных произведениях: при относительной устойчивости схемы сюжета или ситуации, определенных формул, импровизация проявляется в виде варьирования текста, вставок новых сцен и деталей.
Народному театру присуща сатиричность в большей степени, чем остальным жанрам фольклора.
Запись и издание народных драм и действ начато в 19 в. В 1838 г. И.Снегирев выпустил книгу «Русские простонародные праздники», положив начало собиранию произведений народного театра. Однако широкое собирание началось лишь после публикации «Программы о собирании сведений о кукольном театре на Руси» В.Перетца (1897 г.) и «Русской народной драмы» Н.Виноградова (1905).
Народные драматические действа были исследованы весьма многосторонне. Интерес к ним проявляли фольклористы, этнографы, искусствоведы, театроведы.
· Всеволодский-Гернгросс – общая характеристика различных форм драмы.
· Велецкая выяснила основные принципы народной драматургии.
· Чичеров «Зимний период русского землевладельческого календаря 16-19 в» и Пропп «Русские аграрные праздники» осветили связь драматических форм в календарными и семейными обрядами.
· Гусев «От обряда к народному театру» показал процесс развития драматических форм.
· Фамицын «Скоморохи на Руси» и Белкин «Русские скоморохи» осветили роль скоморохов в народной драме.
· Волков «Народная драма: царь Максимильян», Виноградов «Великорусский вертеп» и Богатырев «Чешский кукольный и русский театр». В названных работах проанализированы собранные материалы, поставлен и освещен большой круг важных вопросов: специфика народных драматических форм, условность и реалистичность, место традиции и импровизации, своеобразие структуры действ, стилевые особенности, характер диалога и монолога, соотношение слова и действия, приемы трагического, сатиры и комического, оформление представлений, история народной драмы, взаимоотношение народного и профессионального театра.
· Савушкина «Русский народный театр», в книге рассмотрены виды драматических действ, характер их исполнения. Книга учитывает новые работы советских фольклористов и весьма полно охватывает известные материалы.
Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 1487 ; Мы поможем в написании вашей работы!
НАРОДНЫЙ ТЕАТР
3) Профессиональный театр, деятельность которого во 2-й пол. 19 в. была адресована широкому зрителю (театр для народа).
Смотреть что такое «НАРОДНЫЙ ТЕАТР» в других словарях:
Народный театр — Народный театр термин, имеющий несколько близких значений: Театр, основанный на материале устного народного творчества (балаган, вертеп, петрушка, раёк, скоморохи) Непрофессиональный театр в Российской империи. Тип театра в СССР. Звание с… … Википедия
народный театр — 1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., например, балаган, вертеп, петрушка, скоморохи). 2) Непрофессиональный. любительский театр. Появился в России в середине XIX в. 3) Звание «народный… … Энциклопедический словарь
Народный театр — в СССР, высшая форма театральной художественной самодеятельности, её новая и более высокая ступень развития. Н. т. создаются на базе творчески зрелых, получивших признание, постоянно действующих драматических и музыкальных (опера, балет,… … Большая советская энциклопедия
Народный театр — см. Развлечения народные … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Народный театр — многовековой процесс формирования театральных традиций из обрядов, игрищ, скоморошьих действ, распространенных на тер. У., в значительной ст. совпадал с общерус. традицией по срокам проведения (святки, масленица, Пасха, Троицын день), способам … Уральская историческая энциклопедия
Народный театр «Глагол» — СПбГПУ Логотип театра Прежние названия ТМФ Место нахождения … Википедия
Народный театр драмы «Свободный театр» — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Народный театр ДК «Современник» — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Народный те … Википедия
Народный театр
Полезное
Смотреть что такое «Народный театр» в других словарях:
Народный театр — Народный театр термин, имеющий несколько близких значений: Театр, основанный на материале устного народного творчества (балаган, вертеп, петрушка, раёк, скоморохи) Непрофессиональный театр в Российской империи. Тип театра в СССР. Звание с… … Википедия
НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., напр., Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи).2) Непрофессиональный любительский театр. Появился в России в сер. 19 в. Звание народный театр… … Большой Энциклопедический словарь
народный театр — 1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., например, балаган, вертеп, петрушка, скоморохи). 2) Непрофессиональный. любительский театр. Появился в России в середине XIX в. 3) Звание «народный… … Энциклопедический словарь
Народный театр — см. Развлечения народные … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Народный театр — многовековой процесс формирования театральных традиций из обрядов, игрищ, скоморошьих действ, распространенных на тер. У., в значительной ст. совпадал с общерус. традицией по срокам проведения (святки, масленица, Пасха, Троицын день), способам … Уральская историческая энциклопедия
Народный театр «Глагол» — СПбГПУ Логотип театра Прежние названия ТМФ Место нахождения … Википедия
Народный театр драмы «Свободный театр» — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Народный театр ДК «Современник» — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Народный те … Википедия