Народный бюджет что это такое
Закон о «народном бюджете» вступил в силу: как это будет работать на местах?
С 1 января вступил в силу закон «Единой России» о так называемом инициативном или «народном бюджетировании». Теперь у жителей регионов появилась возможность решать, куда направить средства местных бюджетов в первую очередь – на ремонт дорог, новую спортплощадку, реконструкцию двора или что-то другое. Кроме того, закон дал людям возможность предлагать властям собственные проекты для реализации за счет государственных средств.
Практика инициативного бюджетирования в той или иной степени применяется в регионах уже не первый год, она хорошо зарекомендовала себя. Однако на федеральном уровне «народные бюджеты» до сих пор не регулировались, каждый субъект устанавливал собственные правила.
Одной из первых программа заработала в Ставропольском крае. Схожий с «народным бюджетом» механизм в регионе запустили в 2007 году. Инициативное бюджетирование давно является одним из ключевых направлений в благоустройстве населённых пунктов субъекта, отметил секретарь регионального отделения «Единой России», губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
В Иркутской области с 2011 года реализуется проект «Народные инициативы» — как раз воплощающий принципы инициативного бюджетирования. За это время было выделено около шести миллиардов рублей как на крупные проекты, — например, строительство дорог, мостов, благоустройство дворов и общественных пространств, покупку дорогостоящей техники для больниц, школ, детских садов и домов культуры, — так и на более мелкие, например, закупку спортивного инвентаря в школы, установку лавочек, урн, малых архитектурных форм, рассказал секретарь Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия», депутат Государственной Думы РФ Сергей Сокол. По его словам, в 2021 году на реализацию проекта заложено 520 миллионов рублей.
Сергей Сокол отметил, что практически каждый год проект претерпевает изменения как по финансовому наполнению, так по расширению перечня народных инициатив. К примеру, в 2020 году у муниципальных образований появилась возможность за счёт средств «Народных инициатив» разрабатывать проектно-сметную документацию.
В Рязанской области региональная программа поддержки местных инициатив запущена в 2017 году. Каждый год при формировании бюджета депутаты регионального парламента выходят с предложением об увеличении этой статьи расходов. И если в 2017 году было выделено более 7 млн рублей и реализовано 30 проектов, то в 2020-м — почти 180 млн рублей распределили на 185 проектов местных инициатив.
Относительно новым народный бюджет является для Ростовской области — здесь программу запустили в 2019 году. «На своем опыте мы видим, каким высоким может быть интерес к таким программам. За два года на конкурс поступило около 700 заявок. Уже реализовано 160 проектов-победителей. В этом году будут осуществлены еще 176. Из областного бюджета на эти цели уже направлено более 500 миллионов рублей», — рассказал секретарь Ростовского регионального отделения «Единой России», председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр Ищенко.
Он подчеркнул, что глава региона Василий Голубев принял решение увеличить объем средств, выделяемых на проекты, до 300 миллионов рублей в год. Это позволит в целом за три года поддержать более 450 проектов.
В Карелии проект «Народный бюджет» стартовал в прошлом году. На первом этапе в нем приняли участие 12 муниципалитетов, жители которых предложили в общей сложности 49 инициатив. Победителей определяли народным голосованием. Лидером по активному участию стал Медвежьегорск: здесь на голосование было выдвинуто восемь заявок, и три из них, набравшие наибольшее количество голосов, будут реализованы в наступившем году. В остальных муниципалитетах на 2021 год выбрано по одному проекту. В целом победителями первого этапа стали 14 народных инициатив на общую сумму 180 миллионов рублей. Основная часть проектов направлена на благоустройство общественных пространств, установку спортивных объектов.
В этом году проект «Народный бюджет» будет расширен, в нем примут участие 37 городских и сельских поселений, в которых также предстоит выбрать проекты путем общественного голосования. На эти цели дополнительно выделено 120 млн рублей.
«Проект «Народный бюджет» получил большой отклик, и это неудивительно. У нас в республике уже несколько лет успешно развиваются практики инициативного бюджетирования. В первую очередь, это региональная программа поддержки местных инициатив, с помощью которой благоустроены сотни общественных территорий. Люди видят, что эти практики реально работают, и с каждым годом все активнее выдвигают свои идеи. В районах Карелии в этой работе активно участвуют члены первичных отделений партии — как на этапе выдвижения и обсуждения инициатив, так и на этапе контроля над их реализацией. «Народный бюджет» — еще одна хорошая возможность для жителей участвовать в решении актуальных вопросов своего города или поселка», — отметил секретарь Карельского регионального отделения «Единой России», председатель Заксобрания Элиссан Шандалович.
В Нижегородской области развитие народного бюджетирования является одним из приоритетных направлений, отметил секретарь регионального отделения «Единой России» губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Ежегодно в региональном бюджете на программу предусматривалось около 360 миллионов рублей, а в 2021 году объем средств увеличен в два раза.
«В 2020 году хороший отклик в регионе получила новая практика инициативного бюджетирования «Вам решать». В ходе онлайн-голосования из 200 предложенных общественно-значимых проектов в муниципалитетах жителями были отобраны 89 на сумму 900 миллионов рублей, которые профинансированы полностью из регионального бюджета. Проект дал возможность всем жителям непосредственно принять участие в распределении бюджетных средств. В этом году рассматривается возможность запустить за счет средств дорожного фонда проект «Дорога к дому». Жители смогут сами выбирать тот или иной участок дороги местного значения, который необходимо отремонтировать. Использование практик инициативного бюджетирования в Нижегородской области обязательно будет расширяться, так как именно они позволяют выявить актуальные для жителей вопросы и повысить эффективность использования бюджетных средств», — рассказал Глеб Никитин.
Законопроект об инициативном бюджетировании был разработан секретарем Генсовета «Единой России» Андреем Турчаком, сенатором Олегом Мельниченко, а также главой фракции партии в Госдуме Сергеем Неверовым. В январе 2020 года в ходе заседания Совета по развитию местного самоуправления Владимир Путин поддержал идею о внедрении инициативного бюджетирования во всех регионах страны. Глава государства неоднократно призывал власти всех уровней более активно вовлекать граждан в принятие решений, а новый закон создал единую правовую основу для этого, отмечал ранее Андрей Турчак. Он также напомнил, что глава государства поручил увеличить в пять раз финансирование проектов, предложенных жителями. До вступления закона в силу лишь 1% бюджетных средств тратился с учетом их мнения.
«Народный бюджет»: как эта идея работает?
В последние дни в астраханском сегменте интернета много новостей про проект «Народный бюджет». И с читательской стороны раздаются вопросы: а это вообще что за новый зверь такой? И чем оно отличается, например, от позапрошлогодней «комфортной среды», когда весь город дружно проголосовал за ремонт парка ГРЭС на улице Яблочкова – а его все равно никто не стал ремонтировать? Попытаемся разобраться.
Еще в начале этого года в Госдуме РФ с большим энтузиазмом принимали закон об «инициативном бюджетировании». Идея до крайности простая – и в то же время сложная в реализации: дать гражданам на местах законодательный механизм, чтобы самостоятельно решать, что власть должна сделать в плане благоустройства.
Казалось бы, в чем тут вообще проблема?
А она есть. Достаточно вспомнить, не такую уж и давнюю историю (2016 года), когда жители дома по ул. 1-я Перевозная, 120 скинулись, чтобы отремонтировать асфальт во дворе – а взамен получили штраф в 25 тысяч рублей за «повреждение дороги» (ст. 12.33 КоАП РФ). Абсурдная по своей сути история вполне укладывается в чиновничью логику: перед началом ремонтных работ жители должны были пройти пять кругов бюрократического ада, потратиться на проект, выморочить нужные бумажки – и только тогда приступать. А без бумажек элементарная в своей простоте идея сделать двор ровнее выглядит как «самоуправство» и «порча дороги»…
Да, собственно, это далеко не последняя такая история. Всего лишь год назад, например, астраханцы, проживающие в частных домах, получали «письма счастья» от Росреестра с требованиями сносить палисадники. Чиновники решили наказать жителей, которые по собственному почину решили разбить цветники у себя под окнами – потому что те, оказывается, «злостно захватили муниципальную землю». Получилось снова абсурдно: разводить под окнами свалку можно, а цветы – нельзя. После вмешательства врио губернатора и большой огласки проблему все-таки урегулировали, но осадочек остался.
Впрочем, есть и позитивные примеры. Например, в 2014 году жители села Солянка (Наримановский район) совместно с депутатами и предпринимателями реконструировали Сквер Памяти к 70-летию Победы. Самостоятельно. Без копейки бюджетных денег. Люди собрали около 3 миллионов рублей и благоустроили сквер практически с нуля: одни помогали трудом, другие транспортом и стройматериалами, третьи – деньгами.
Собственно, для того, чтобы поставить такие инициативы «на поток» и убрать абсурдные препоны и создавалось законодательство об инициативном бюджетировании, итогом которого стал проект «Народный бюджет». Его идея в том, что людям на местах виднее, ЧТО именно надо сделать – а самое главное, КАК ЛУЧШЕ это сделать. И КАК ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ ход реализации.
Вот только не совсем понятно, как это должно работать. В идеале схема такая: жители создают инициативную группу, собирают подписи, к примеру, за новый сквер или пешеходную дорожку перед школой – и обращаются с инициативой к власти. И власть откликается, выделяет ресурсы (несколько сотен тысяч рублей) – и не мешает это реализовывать так, как хотят сами жители. Граждане могут скинуться дополнительно или помочь трудом. А впоследствии, чтобы каждый раз не устраивать сборы подписей – могут самоорганизоваться в территориальное общественное самоуправление (ТОС), зарегистрировать его как некоммерческое объединение и заходить к власти с новыми инициативами уже на регулярной основе. Такая вот прямая демократия на местах – без лишних посредников.
Впрочем, начинать с чего-то нужно, и то, что сейчас реализуется под названием «Народный бюджет» слабо напоминает ту самую схему. Есть по три объекта на район (в райцентрах и отдельно в каждом из районов Астрахани и в ЗАТО Знаменск) – и люди могут выбрать, какой из них будет благоустроен. Выбирать можно прямо на участках для голосования по поправкам в Конституцию – вплоть до 1 июля.
На сегодняшний день предпосылки позитивные: деньги на реализацию 16 проектов благоустройства уже пришли. «Народным бюджетом» занимается непосредственно зампред правительства Михаил Богомолов и министр строительства Александр Иванников. ПСД на большинство объектов уже сформировано, так что в скором времени подрядчики смогут выйти на площадки, выбранные астраханцами. Так что надо сделать выбор – а дальше будем смотреть, вырастет ли из этой идеи что-то толковое. Очень хочется надеяться, что да.
С полным перечнем объектов можно ознакомиться вот тут.
КАК РАБОТАЕТ «НАРОДНЫЙ БЮДЖЕТ»?
ДЛЯ КОГО и ЗАЧЕМ?
— Этот вопрос довольно часто возникает у тех, кто мало интересуется процессами, происходящими не только в стране и области, но и в родном районе. Тем не менее, программа «Команда Губернатора: Мы вместе! – Народный бюджет» действует на территории нашего региона с 2015 года, и в отдельных муниципальных районах – весьма успешно! За четыре года реализации проекта в разы возросло количество жителей, вовлечённых в процесс развития своих территорий, а это значит, что местное население чувствует ответственность за судьбу своих поселений и готово совместно с властью включиться в решение актуальных проблем и общественно-значимых вопросов.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН «НАРОДНЫЙ БЮЖЕТ»? — Если сказать по-простому, то каждый из нас зарабатывает средства для своего района – мы платим налоги, и эти деньги поступают в бюджет. Мы достойны красивого, благоустроенного, преуспевающего Кадуйского района!
Но очень много ещё остаётся нерешённых проблем: не везде обустроены дворы, где-то отсутствует освещение, не достаточно средств на озеленение, ремонт дорог, на обустройство муниципальных объектов образования, культуры, спорта, мест массового отдыха и так далее.
Данная программа «НАРОДНЫЙ БЮДЖЕТ» предлагает людям высказаться – как лучше распорядиться нашим общим «кошельком». Никто лучше самих жителей не знает, в чём нуждается конкретный микрорайон, населённый пункт, улица, двор. Обязательным условием реализации проекта «Народный бюджет» является участие населения, его инициатива и активность в подготовке своих проектов, контроле качества и в приёмке выполненных работ.
Приняв участие в проекте «Народный бюджет», граждане смогут повлиять на распределение части средств, которые будут потрачены на решение наболевших проблем.
— Идеи, которые формируются на местах, финансируются за счет совместного участия населения, бизнеса, областного и местного бюджетов. Только в одном сельском поселении «Никольское» в этом году реализуется 10 проектов. В деревне Бойлово и селе Никольском установлены две детские площадки, сейчас ведется благоустройство прилегающих территорий. Начата реконструкция парка Победы в п.Фанзавод: изготовлен мемориальный комплекс, идет подготовка площадки и обустройство парковой зоны. В селе Никольском, рядом с ООО «Калачник», активно ведется разбор старого аварийного здания, на его месте в дальнейшем будет обустроена зона отдыха для жителей села. В деревнях идет ремонт колодцев. А в августе планируется привести в порядок пожарный водоем в деревне Томаша и приобрести костюмы для детского хореографического коллектива Никольского Дома культуры.
Всего в этом году в Кадуйском районе в рамках программы «Народный бюджет» будет реализовано 25 проектов. Все они нацелены на решение социальных проблем и вопросов благоустройства территорий, развитие культуры, спорта и патриотического воспитания молодежи.
— Сокольский район до нынешнего года не мог похвастаться высокой активностью участия в проекте. Но 2018 год стал для сокольчан прорывным. Муниципалитет вошёл в пятёрку лучших районов области, подав рекордное количество заявок на конкурсный отбор общественно значимых муниципальных проектов в целях определения получателей субсидий на реализацию проекта «Народный бюджет». И если в 2016 году в «Народном бюджете» от Сокольского района участвовали всего 4 поселения, было одобрено всего 6 заявок, то в 2019 году от всех поселений района подано уже 59 заявок. Все одобрены. Общая стоимость проектов – 12 млн. 926 тыс. 710 руб. 13 коп.
— О старте нового этапа проекта «Народный бюджет» на 2019 год объявил 27 сентября 2018 года Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников
Благодаря проекту в муниципальных образованиях области появляются детские и спортивные площадки, места для отдыха, дороги и тротуары, уличное освещение; ремонтируются системы жизнеобеспечения; населенные пункты оснащаются связью и интернетом. И это далеко не весь список добрых дел, сделанных общими усилиями!
Напомним, субсидия в размере 50% от общей стоимости проекта (но не больше 500 тысяч рублей для сельских поселений и не более 1 млн. рублей для городов) выделяется из областного бюджета, остальные 50% финансируются за счет средств местного бюджета, населения и бизнеса. Если 4 года назад было реализовано 66 из 74 заявленных районами проектов, то в 2018 году в списке победителей 458 народных инициатив из всех муниципалитетов, а общий бюджет проекта достиг 120 млн. рублей.
КАК РАБОТАЕТ «НАРОДНЫЙ БЮДЖЕТ»?
1. Разработка общественно-значимых проектов гражданами (за исключением лиц, замещающих государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности или должности муниципальной службы), постоянно проживающими в поселении, на территории которого планируется реализация проектов;
2. Проведение жителями поселения собрания граждан, на котором обсуждаются:
* разработанные общественно-значимые проекты, направленные на решение наиболее приоритетных проблем поселения;
* вклад граждан, индивидуальных предпринимателей в реализацию общественно-значимых проектов поселения.
3. Заключение договоров пожертвования денежных средств на цели финансирования общественно-значимого проекта между поселением (муниципальным районом) и:
* жителем (физическим лицом);
* индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом;
«Единая Россия» предложила распространить проект «Народный бюджет» на всю страну
Соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении
Отремонтировать дорогу или обустроить зону отдыха? Скоро эти вопросы смогут решать сами жители регионов по всей стране. Проект «Народный бюджет» уже успешно реализовывается в некоторых субъектах РФ. Поэтому «Единая Россия» решила распространить его на всю страну. В начале февраля законопроект был внесен в Госдуму. На пленарном заседании 5 марта нижняя палата приняла его в первом чтении. Как заявил сенатор, член Президиума Генерального Совета «Единой России» Олег Мельниченко смысл проекта в том, чтобы «слушать людей».
Фото: Наталия Губернаторова
Турчак также добавил: «Когда за людей все решают чиновники, когда их не слушают и не слышат, наши граждане зачастую получают совсем не то, в чем действительно нуждаются. А ведь жителям всегда виднее, как сделать жизнь на их территории лучше. Именно поэтому они должны иметь возможность влиять на ситуацию».
На прошедшем заседании Госдумы депутаты приняли законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О местном самоуправлении» в первом чтении. Законопроект представлял председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко.
Важно то, что в законопроекте закрепляется принцип добровольного участия граждан в реализации проектов. «Мы в законопроекте постаралась четко расписать процедуры, связанные с выдвижением проектов, рассмотрением, прописали четкие сроки реализации.
Обсуждение законопроекта в Госдуме получилось насыщенным. Фракции поддержали документ, который будет дорабатываться ко второму чтению.
С 2011 года мы вместе реализовали 5009 ваших идей на сумму более 5 млрд ₽
4 млрд – из бюджета региона,
891 млн – из бюджета муниципальных образований,
754 млн – софинансирование спонсоров и населения
Отдано 2 млн голосов и собрано 706 тыс подписей
Отдано 456 голосов и собрано 800 подписей
Формируем «Народный бюджет» 2022 года, прими участие!
Заявок подано: 1215
Проект «Народный бюджет» даёт возможность жителям всех муниципальных образований Тульской области реализовать инициативы по наиболее актуальным проблемам за счёт средств регионального и местных бюджетов, спонсоров и жителей
С помощью «Народного бюджета» можно отремонтировать, установить и благоустроить:
Как это работает
от Идеи до Реализации:
I Прием заявок администрациями муниципальных образований Этап завершится 25.08.2021
Процесс подачи заявок
Процесс подачи заявки:
Если у Вас возникли сложности с подачей заявки через сайт или не получилось связаться с администрацией Вашего района, сообщите нам об этом на почту nb71@tularegion.ru. В сообщении просим указать наименование муниципального образования, предложенную Вами инициативу с адресом объекта, а также Ваши ФИО и контактные данные. Мы постараемся Вам помочь.
Необходимые документы
Конкурсная заявка
(готовит администрация муниципального образования).
Выписка из бюджета МО,
подтверждающая предусмотренные средства местного бюджета на реализацию программы (готовит администрация муниципального образования).
Протокол собрания жителей,
на котором утверждён проект и реестр подписей участников собрания (готовит администрация муниципального образования совместно с жителями).
Копии документов,
удостоверяющие право муниципальной собственности на объект, где будут вестись работы в рамках проекта (готовит администрация муниципального образования).
Предварительный расчет стоимости работ,
подписанный главой администрации соответствующего муниципального образования или лицом, исполняющим его обязанности.
Фотографии
текущего состояния объекта.
Протокол
(при наличии решения о поддержке заявки рабочей группой).
Сведения о координаторе
(в случае его назначения).
II Направление инициативных проектов организатору конкурсного отбора Этап завершен
Порядок проведения конкурсного отбора
После рассмотрения и одобрения заявки администрация направляет инициативный проект организатору конкурсного отбора.
Организатор рассматривает инициативный проект и принимает решение о допуске к участию в конкурсе или об отклонении (в связи с нарушением условий конкурса).
III Голосование за проекты Этап завершен
Как поддержать инициативный проект
Утвержден Порядок проведения голосования за инициативные проекты, допущенные к участию в конкурсном отборе в рамках проекта «Народный бюджет» в Тульской области.
Поддержать выбранные проекты жители региона смогут в форме прямого (очного) голосования и электронного голосования.
Прямое (очное) голосование проводится на территориальных счетных участках 17, 18 и 19 сентября 2021 года с 8.00 до 20.00 ежедневно.
В голосовании могут принять участие жители Тульской области, достигшие 18-летнего возраста.
Для голосования необходимо:
Каждый участник голосования может поддержать только один инициативный проект.
Электронное голосование проводится с 20 сентября 2021 года по 10 октября 2021 года.
В голосовании могут принять участие жители Тульской области, достигшие 18-летнего возраста.
Участник голосования вправе проголосовать за каждый проект только один раз.
IV Подведение итогов Этап завершен
Конкурсная комиссия
Рассматривает и оценивает
инициативные проекты и прилагаемые к ним документы на соответствие их требованиям Положения о проекте «Народный бюджет» в Тульской области.
Определяет минимальный балл,
необходимый для признания инициативного проекта прошедшим конкурсный отбор.
Утверждает перечень инициативных проектов,
прошедших конкурсный отбор.
Принимает решения об исключении
прошедших конкурсный отбор инициативных проектов, набравших наибольшее количество баллов, в случае отказа инициаторов проекта от реализации работ, предусмотренных инициативным проектом.
Исходя из общего лимита бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию проекта в бюджете Тульской области, по предложению организатора конкурсного отбора утверждает принцип распределения максимально возможного объема финансирования заявок по каждому району, городскому округу пропорционально численности населения, проживающему в указанных муниципальных образованиях.
Отбор проектов
Конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение и оценку проектов в соответствии с критериями.
В случае необходимости конкурсная комиссия вправе запрашивать у участников конкурсного отбора дополнительные сведения для оценки социальной эффективности от реализации программ, в установленном порядке привлекать специалистов органов исполнительной власти области отраслевой компетенции для проведения ими экспертизы представленных документов.
V Реализация проектов Этап проводится с 01.01 по 31.12.2022
Процесс реализации
Муниципальное образование в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проводит конкурсные процедуры и отбирает исполнителей (поставщиков, подрядчиков), заключает контракт на выполнение работ по соответствующему проекту.