Народный театр что это
Народный театр, его виды (балаган, раек, театр Петрушки, вертеп), народная драма
Фольклорный театр — традиционное драматическое творчество народа. Типы народной зрелищно-игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д. В истории фольклорного театра принято рассматривать дотеат-ральный и величавый этапы народного драматического творчества. К дотеатральным формам относятся театрализованные элементы в календарных и семейных обрядах. В календарных обрядах — символические фигуры Масленицы, Русалки, Купалы, Ярилы, Костромы и др., разыгрывание с ними сценок, ряжение. Видную роль играла аграрная магия, магические действия и песни, призванные содействовать благополучию семьи. Например, для зимние Святки по деревне тянули плуг, «посевали» в избе зерном и т. д. С потерей магического значения обряд превращался в забаву. Свадебный обряд также представлял собой; театрализованную игру: порядок «ролей», последовательность «сцен», перевоплощение исполнителей песен и причитаний в действующее лицо обряда (невесту, ее мать). Сложной психологической игрой было изменение внутреннего состояния невесты, которая в доме родителей должна была плакать и причитать, а в доме мужа обозначать счастье и довольство. Однако свадебный чин не воспринимался народом как театральное действо. В календарных и семейных обрядах участниками многих сцен были ряженые. Рядились в старика, старуху, мужчина переодевался в женскую одежду, а женщина — в мужскую, рядились в животных, особенно нередко в медведя и козу. Костюм ряженых, их маски, грим, а также разыгрываемые ими сценки передавались из поколения в поколение. На Святки, масленицу, Пасху ряженые исполняли юмористические и сатирические сценки. Некоторые из них позже влились в народные драмы.
Балаган — временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях. Часто также временная лёгкая постройка для торговли на ярмарках, для размещения рабочих в летнее время. В переносном смысле — действия, явления, подобные балаганному представлению (шутовские, грубоватые). Балаганы известны с XVIII века.
Вертеп — народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. В Россию вертепный театр проник в конце XVII — начале XVIII веков из Польши через Украину и Белоруссию. Название связано с первоначальными изображением сценок о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.
У украинцев, белорусов и русских представление делилось на две части: религиозную и бытовую. Со временем религиозная часть сокращалась и приобретала местный колорит, а репертуар расширялся и вертеп превратился в народный театр.
В отличие от «театра Петрушки», управление куклами происходит снизу
Вертепный театр представлял собой большой ящик, внутри которого располагалась сцена, обычно двухъярусная. На верхней сцене показывали поклонение новорожденному младенцу Иисусу, в нижнем — эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала бытовая часть представления. Деревянные куклы снизу прикреплялись к проволоке, с помощью которой вертепщик их передвигал по прорезям в полу. Главная декорация на сцене — ясли с младенцем. У задней стенки располагались фигуры праведного Иосифа с длинной бородой и святой Девы Марии. Cцены с рождением Христа традиционно разыгрывались в верхнем ярусе. Хозяин вертепа обычно сам произносил текст разными голосами и водил кукол. Мальчики-хористы распевали рождественские песнопения. А если присутствовал музыкант, то он сопровождал пение и пляски музыкой. Кукловоды и сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому, либо устраивали представления в местах общественного сбора — на торговых площадях.
По сути, двухъярусный ящик 1х1.5м, на ярусах двигались куклы.
В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (это было необходимо как для слышимости на ярмарочных представлениях, так и для особой характерности персонажа), использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.
В отличии от Вертепа, ширма – не ящик, а окно со «шторами». И человек, который управлял куклой в театре Петрушки мог показываться публике сам и разговаривать с собственной куклой.
Раёк — народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету.
Высшим проявлением народного театра является народная драма. Первые народные драмы создавались в XVI–XVII веках. Их формирование происходило от простых форм к более сложным. Наиболее известными и широко распространенными народными драмами были «Лодка» и «Царь Максимилиан». Разыгрывались также народные бытовые сатирические драмы («Барин», «Мнимый барин», «Маврух», «Пахомушка» и др.), примыкающие к святочным и масленичным играм. В их основе – драматические сценки, которые разыгрывались ряжеными.
Некоторые из народных драм носили исторический характер. Одна из них – «Как француз Москву брал».
Народный театр, его происхождение и виды. Запись и изучение пьес народного театра.
Прежде, чем начать разговор о народном театре любимого русским народом и, как его называли современники, главного героя ярмарки – Петрушки, скажу несколько слов о народном театре и его исторических корнях в целом.
Несмотря на такое многообразие, все виды народного театра сохранили в себе его исходные черты, коренящиеся в глубокой древности:
— Спонтанность и импровизация. Игра ведется не по подробному сценарию, а спонтанно. По меткому выражению игрецов действа «Похороны Стромы», которое сохранилось до недавнего времени в селе Шутилово Нижегородской области, игра должна идти самотёком. Есть неизменный общий сюжетный ход, наполняющийся и развивающийся по ходу игры ее участниками в зависимости от обстоятельств, в которых играется действо, событий, которые происходят в мире деревни, отношений между участниками игры и персонажами, которые наряду с устоявшимся набором действующих лиц-масок, могут появиться неожиданно для других участников.
— Особое звучание. Голоса персонажей могут быть высокими или низкими, хриплыми или визгливыми. Часто для получения определенного звучания актерами использовались дополнительные предметы – пищики, перышки, которые добавляли необходимый окрас голоса.
— Язык простого народа. Язык народного театра – простой, меткий, острый, щедро снабженный шутками, остротами, подчас браными выражениями или выражениями, сохранившимися в языке народа как матерный, ранее связанный с культом плодородия.
— Игра масок-личин, за которыми закреплено определенное поведение. Самый распространенный пример такого театра – это итальянская комедия дель арте – комедия масок. У всех народов мира, у русского, в том числе, в народных театрах маски-личины и есть основные персонажи представлений. Таков злой городовой, хитрый цыган, любвеобильная подруга героя. В центре игры находится обычно дурак или пара дураков – Петрушка, Фома да Ерема, Пашка да Ермошка, Пахомушка, которые попадают в нелепые истории, часто бывают биты, но с достоинством проходят свои испытания и побеждают, прежде всего, становясь народными любимцами.
Понятие «русский народный театр» неразрывно связано с понятием «русская народная драма»; они практически сливаются, т.к. в русском фольклоре нет театральных действ, лишенных словесного текста, слово и исполнение в них сливаются, а во многих видах присоединяется и музыка.
Термин «драматические действа» наиболее точно передает особенности театрально-драматического народного искусства, в котором не существует оформившихся произведений (как в литературной драматургии), ни оформившихся представлений (театральные спектакли).
В русском фольклоре к драматическим действам относят обряды, ряженья, игры (первые 3 самые древние), хороводы, диалоги, выкрики балаганных дедов и карусельных зазывал, драматические сценки, а также кукольный театр. Все эти действа делятся на два типа:
· Словестный текст и действо находятся в различных соотношениях. В обрядах и ряженьях текст подчиняется действию, а в хороводах текст подчиняет себе действие, которое лишь иллюстрирует его.
· Текст и действо имеют равномерное значение (в сценках и пьесах).
Основным отличием народных драматических действ служит их синтетичность: соединение слова, напева и исполнения (включает в себя костюмировку, пользование декорациями и бутафорией, жестов, мимики, нередко пляску).
Важнейшим отличием театральных действ от других жанров является полное перевоплощение исполнителей в персонажа. Также отличием является то, что проявление общефольклорных признаков идет очень необычным способом. Например, присущая фольклору типизация раскрывается в том, что персонажи выделяются одной отличительной особенностью (человек с лопатой – гробокопатель, с ножницами – портной). Характерное совмещение традиции и импровизации также выражается иначе, чем в других фольклорных произведениях: при относительной устойчивости схемы сюжета или ситуации, определенных формул, импровизация проявляется в виде варьирования текста, вставок новых сцен и деталей.
Народному театру присуща сатиричность в большей степени, чем остальным жанрам фольклора.
Запись и издание народных драм и действ начато в 19 в. В 1838 г. И.Снегирев выпустил книгу «Русские простонародные праздники», положив начало собиранию произведений народного театра. Однако широкое собирание началось лишь после публикации «Программы о собирании сведений о кукольном театре на Руси» В.Перетца (1897 г.) и «Русской народной драмы» Н.Виноградова (1905).
Народные драматические действа были исследованы весьма многосторонне. Интерес к ним проявляли фольклористы, этнографы, искусствоведы, театроведы.
· Всеволодский-Гернгросс – общая характеристика различных форм драмы.
· Велецкая выяснила основные принципы народной драматургии.
· Чичеров «Зимний период русского землевладельческого календаря 16-19 в» и Пропп «Русские аграрные праздники» осветили связь драматических форм в календарными и семейными обрядами.
· Гусев «От обряда к народному театру» показал процесс развития драматических форм.
· Фамицын «Скоморохи на Руси» и Белкин «Русские скоморохи» осветили роль скоморохов в народной драме.
· Волков «Народная драма: царь Максимильян», Виноградов «Великорусский вертеп» и Богатырев «Чешский кукольный и русский театр». В названных работах проанализированы собранные материалы, поставлен и освещен большой круг важных вопросов: специфика народных драматических форм, условность и реалистичность, место традиции и импровизации, своеобразие структуры действ, стилевые особенности, характер диалога и монолога, соотношение слова и действия, приемы трагического, сатиры и комического, оформление представлений, история народной драмы, взаимоотношение народного и профессионального театра.
· Савушкина «Русский народный театр», в книге рассмотрены виды драматических действ, характер их исполнения. Книга учитывает новые работы советских фольклористов и весьма полно охватывает известные материалы.
Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 1488 ; Мы поможем в написании вашей работы!
НАРОДНЫЙ ТЕАТР
3) Профессиональный театр, деятельность которого во 2-й пол. 19 в. была адресована широкому зрителю (театр для народа).
Смотреть что такое «НАРОДНЫЙ ТЕАТР» в других словарях:
Народный театр — Народный театр термин, имеющий несколько близких значений: Театр, основанный на материале устного народного творчества (балаган, вертеп, петрушка, раёк, скоморохи) Непрофессиональный театр в Российской империи. Тип театра в СССР. Звание с… … Википедия
народный театр — 1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., например, балаган, вертеп, петрушка, скоморохи). 2) Непрофессиональный. любительский театр. Появился в России в середине XIX в. 3) Звание «народный… … Энциклопедический словарь
Народный театр — в СССР, высшая форма театральной художественной самодеятельности, её новая и более высокая ступень развития. Н. т. создаются на базе творчески зрелых, получивших признание, постоянно действующих драматических и музыкальных (опера, балет,… … Большая советская энциклопедия
Народный театр — см. Развлечения народные … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Народный театр — многовековой процесс формирования театральных традиций из обрядов, игрищ, скоморошьих действ, распространенных на тер. У., в значительной ст. совпадал с общерус. традицией по срокам проведения (святки, масленица, Пасха, Троицын день), способам … Уральская историческая энциклопедия
Народный театр «Глагол» — СПбГПУ Логотип театра Прежние названия ТМФ Место нахождения … Википедия
Народный театр драмы «Свободный театр» — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Народный театр ДК «Современник» — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Народный те … Википедия
Народный театр
Полезное
Смотреть что такое «Народный театр» в других словарях:
Народный театр — Народный театр термин, имеющий несколько близких значений: Театр, основанный на материале устного народного творчества (балаган, вертеп, петрушка, раёк, скоморохи) Непрофессиональный театр в Российской империи. Тип театра в СССР. Звание с… … Википедия
НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., напр., Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи).2) Непрофессиональный любительский театр. Появился в России в сер. 19 в. Звание народный театр… … Большой Энциклопедический словарь
народный театр — 1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., например, балаган, вертеп, петрушка, скоморохи). 2) Непрофессиональный. любительский театр. Появился в России в середине XIX в. 3) Звание «народный… … Энциклопедический словарь
Народный театр — см. Развлечения народные … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Народный театр — многовековой процесс формирования театральных традиций из обрядов, игрищ, скоморошьих действ, распространенных на тер. У., в значительной ст. совпадал с общерус. традицией по срокам проведения (святки, масленица, Пасха, Троицын день), способам … Уральская историческая энциклопедия
Народный театр «Глагол» — СПбГПУ Логотип театра Прежние названия ТМФ Место нахождения … Википедия
Народный театр драмы «Свободный театр» — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Народный театр ДК «Современник» — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Народный те … Википедия
Основные виды народного театра.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР
Истоки театра исследователи видят в самых ранних формах народной культуры. В «Повести временных лет» автор-христианин с неодобрением упоминает «игрища», «пляски», «бесовские песни». Почва народного театра закладывалась в древних обрядовых ритуалах; ряженье как непременная часть семейных и календарных праздников, популярное в народе, внесло свой вклад в становление ранних театрализованных форм. Определенную роль в формировании фольклорного театра сыграли скоморохи.
Основные виды народного театра.
Рождественское кукольное представление получило большое распространение в католической Польше, оттуда пришло на Украину, в Белоруссию, в западные районы России.
Слово «вертеп» в старославянском языке означает «пещера»; по библейскому сюжету, Мария, Иосиф и только что родившийся Христос скрывались в пещере по пути из Иордании в Египет, предупрежденные о злом умысле Ирода.
Вертепная драма разыгрывалась в специальном переносном ящике, сооруженном из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который мог состоять из одного, двух и даже трех этажей. Во время представления занавес раздвигался, ставни открывались. Деревянные куклы высотой 18-20 сантиметров, раскрашенные или в матерчатой (реже – в бумажной) одежде, закреплялись на стержнях и двигались по прорезям в полу
Представление состояло из двух частей: из религиозно-библейской и реалистически-комической. В верхней части ящика разыгрывались сцены, связанные с сюжетом о рождении Христа в вифлеемских яслях; в нижней – эпизоды с Иродом и комические бытовые сцены (персонажи – мужики, солдаты, еврей, поляк, запорожец). Верхний этаж оклеивался голубой бумагой, в центре изображалась пещера с яслями и младенцем, Марией, Иосифом и животными, над пещерой укреплялась звезда. Нижний этаж оклеивался яркой цветной бумагой, посередине стоял трон Ирода, справа и слева имелись двери, через которые куклы появлялись и ходили. Подчас представление переходило в «живой вертеп» (вместо кукол – живые артисты). Религиозная часть постепенно сокращалась за счет второй, мирской.
Народный театр – это городская зрелищная массовая культура. С конца XVIII в. во время народных гуляний в Петербурге и Москве, а также на больших ярмарках в провинциальных годах и казачьих станицах, на специально отведенных местах воздвигались временные дощатые постройки, которые назывались балаганами. В Петербурге такими местами попеременно были набережные Невы, Исаакиевская и Адмиралтейские площади, Марсово поле. Представления в балаганах давались на масленицу и на пасхальной неделе, начинались обычно в поддень и заканчивались в девятом часу вечера, каждое представление продолжалось от 30 до 40 минут. Репертуар балаганных представлений был разнообразным: первоначально – народные драмы («Царь Максимилиан»), шуточные интермедии, инсценировки рыцарских романов, кукольная комедия «Петрушка», цирковые номера, клоунада, фокусы др. К подлинно народному искусству в этом ряду относятся сценки, монологи и диалоги балаганных и карусельных дедов, выступавших на балконах балаганных сооружений и зазывавших публику на представления и развлечения.
У каждой большой карусели или балагана имелся свой «дед». Обычно он усаживался на перилах балкона, наряженный в серый кафтан, обшитый цветной тесьмой с лоскутками из яркой материи, в шляпе, также украшенной яркими тряпочками, в лаптях и рукавицах; лицо было прикрыто накладной льняной бородой. Иногда возле него появлялась ярко накрашенная, в пестром костюме «мамзель», по адресу которой «дед» отпускал острые, а порой двусмысленные словечки, или, балагуря, плясал с ней:
А вот, робята, это – моя Параша,
Только моя, а не ваша.
Хотел было я на ней жениться,
Да вспомнил: при живой жене не годится.
Всем бы Параша хороша, да больно щеки натирает –
То-то в Питере кирпичу не хватает.
«Женская» тематика достаточно часто разыгрывалась, особенно когда «дед» начинал развивать тему «свадьбы»:
Предметом прибауток «дедов» становились и различные злободневные события, а также типичные явлении городского быта.
Искусство «дедов» требовало постоянных обращений к публике, непосредственного контакта с ней. Часто эти обращения приобретали игровой, ситуативный характер, создавали видимость происшествия, скандала, своеобразной «провокации». Тем, часто обыгрывалась тема воровства:
А вот, красотка, девка аль молодка,
Стоит, на деда улыбается,
А рыжий-то к карману подбирается.
Знаю я этого детину,
Звал меня в трахтир под машину,
Уговаривал меня и жену мою Маланью
Вступить в их воровскую компанью.
Я сдуру-то тогда не согласился,
А вот теперь спохватился.
Эй, рыжий, подходи ко мне поближе,
Поделись со мной, а я не скажу, что видал,
Как ты в чужой карман залезал.
Балаганные деды принимали участие и в других видах народных представлений6
Демонстрировались картинки – виды какого-нибудь города, например, Парижа, и читался текст:
«А вот город Париж, как въедешь, угоришь, сюда наша русская знать едет денежки мотать, отправляется с золота мешком, а возвращается с палочкой пешком».
На представление публику, как правило, зазывали (уже названные балаганные деды):
Да только карманы берегите
Я вот и я, развеселый потешник,
Известный столичный раешник,
С своею потешной панорамою:
Себе пятачки заколачиваю.
А вот, извольте видеть, город Рим,
Всем дворцам великан.
А живет там римский папа,
Как туда приедешь – угоришь!
Наша именитая знать
Ездит туда денежки мотать:
Туда-то едет с полным золота мешком..
А вот, извольте видеть, город Берлин!
Живет в нем Бисмарк господин,
Его политика богата,
Только интригами таровата.
В неметчине народ грубый,
На балтийский край броситься,
Да боятся, как бы сдуру
Не лишиться бы самим шкуры –
Ведь вот в двенадцатом году
Француз сам себе наделал беду.
Подобные представления устраивались, как правило, на городских площадях, во время праздников или ярмарок. Во временно построенных балаганах организовывались так называемые балаганные представления.
«Раус» представлял разговор двух действующих лиц в форме диалога с особым распределением ролей: один герой задает вопросы и советует, что и как делать, другой отвечает невпопад, не так выполняет поручение. Первый – нормальный, обычный человек, второй – «шут», умный глупец, фольклорный дурак. За первым постепенно закрепилось название «хозяин» или «шпрехшталмейстер» (цирковой термин), второй превратился в «клоуна». Комические диалоги звучали с балконов балаганов многих ярмарок в разных городах ярмарках.
На вопрос шталмейстера, обращенный к клоуну, кто он такой, тот отвечает:
— Я первой гильдии купец.
— А что же у тебя есть?
Предметом шуток могли становится и сами балаганные представления:
Шталмейстер (обращаясь к клоуну): Господин клоун, объявите почтеннейшей публике, что в нашем балагане играет три компании.
Шталмейстер: Ну, понял, так говори.
Клоун: В нашем балагане играют три болвана: один в балагане сидит, другой в кассе сидит, а третий – уж, наверное, я, наверху.
Шталмейстер: Болван, да не так!
Шталмейстер: Объясни почтеннейшей публике: у кого деньги есть, чтобы шли в наш балаган, а у кого денег нет, шли бы по трактирам да кабакам.
Клоун: Ага, понял! Слушайте, почтеннейшая публика: у кого деньги есть – идите по трактирам да кабакам, а у кого денег нет – все к нам на балаган, а если кого не пустят – сзади подойдите, стенку порвите, и все будете на меня смотреть.
Шталмейстер: Ну, довольно, пора начинать (уходит).
Клоун: Ага, понял: ночевать, так бы и сказал давно, давай подушку, я пойду ночевать (уходит).
Балаганные прибаутки при чтении могут не производить того впечатления, какое они оказывали на публику. Здесь следует принимать во внимание особенности восприятия зрелищ: когда эти прибаутки произносились и сопровождались уморительными жестами и ужимками «деда», они вызывали комический эффект, а реакция публики была восторженной.
Не могу сказать вполне уверенно, что именно Яков Мамонов дал первый толчок, незаметно для меня пробудивший в душе моей тяготение к жизни артиста, но, может быть, именно этому человеку, отдавшему себя на забаву толпы, я обязан рано проснувшимся во мне интересом к театру, к «представлению», так непохожему на действительность» (Федор Иванович Шаляпин. Литературное наследство. Письма. М., 1976. Т. 1. С. 54).
Одно из наиболее любимых балаганных представлений – кукольное представление «Петрушка».
За сценой, где-то внизу, вначале слышится дребезжащий, громкий крик. Вслед затем появляется Петрушка. Одет в красную сорочку, плисовые штаны и лаковые сапоги, на голове – дурацкий колпак. Раскланивается с публикой:
Здравствуйте, господа! Я, Петрушка, мусье, пришел вас повеселить, больших и малых, молодых и старых! (Поет)
Я Петрушка, Петрушка,
Всегда весел и пою:
Так вот каков я Петрушка! Ах (ударяет себя по лбу), забыл! Петрушка-то Петрушка, а прозвище как. Ра-та-туй! Слышите? Ра-та-туй, черт меня горою вздуй! (Смеется. Садится на барьер и стучит рукою). Музыкант!
Далее идут отдельные сценки, в которых Петрушка встречается с разыми персонажами.
Музыкант: Что скажешь, Петрушка?
Петрушка: Я тебе новость скажу.
П.: Я задумал, брат, жениться. Что за жизнь холостого.
М.: А на ком ты, Петрушка, жениться задумал?
П.: На дочери купца (Называет фамилию самого богатого купца млм помещика в данной местности).
М.: А приданого много берешь?
П.: У-у-у. Больше, чем сам стою.
М.: Да врешь ты, Петрушка, она за тебя не пойдет, только в изъян введет; последние гроши потратишь, да еще по спине схватишь. Брось!
П.: Ну, брат, врешь! Такого молодца кто не полюбит? (Охорашивается).
М.: Так ты покажи невесту.
П.: Это можно. Дело несложно. Сейчас приведу и тебе покажу (Скрывается и выводит куклу). Смотри, музыкант, хорошо невеста?
М.: Хороша-то хороша. да курноса.
Музыка играет камаринскую. Петрушка с невестой пляшет.
М.:Все это хорошо и ладно, да для тебя будет накладно: барышня богата, спесива, ходить пешком ленива. Нужно, брат, лошадь купить.
П.: (озадаченно). А где ее купишь?
П.: (важно). Ну, так сегодня лошадь приведи!
М.: И сам не барин: сходишь и приведешь.
Далее следуют сцены, где Петрушка беседует с цыганом, вновь с музыкантом, немцем и т.д.
Народная драма. Прочитать драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан» (по хрестоматии.
Литература (тексты и исследования):
1. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII – начала XX века. Л., 1980.
3. Фольклорный театр. Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и комментарий А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. М., 1988.