Народы и народности в чем разница
«Славянские имена»
Тема: Чем отличается народ от народности?
Чем отличается народ от народности? 5 года, 7 мес. назад #239
Чтобы ответить на вопрос «Чем отличается народ от народности?», важно понимать:
1. Что такое народ?
2. Что такое народность?
Посмотрим известные справочники.
Наро́д:
1. население определенной страны или государства;
2. историческая общность людей.
Слово «народ» употребляется в научной литературе в двух основных значениях — в политическом и в культурно-этническом. Взятый в первом значении слово является синонимом понятия «нация».
В «народной этнологии» слово «народ» является центральным понятием, трактуемым на основе оппозиции «свой—чужой»: в фольклорных легендах и верованиях со своим народом связывается представление о норме, в то время как «чужие» народы рассматриваются как аномальные в физическом, социальном или моральном отношении. См. Инородец, Свой—Чужой, Сосед.
Основное значение
Существительное народ, у восточных и части южных славян однокоренное со словами род, родственники и другими, обозначающими «кровное» родство. Производное от старого глагола «народиться», сохраненное в белорусском и украинском языках как «нарадзіўся» и «народивсь(ся)». В современном русском языке «на» утрачено, и полная форма используется как архаизм, например «как на свет народился» и подобных.
История термина
Применяли изначально для определения близкородственных групп, которые называли также «племенами», в библейской литературе «родами», которые делились на «колена» и т.п. В дальнейшем, особенно, с появлением государственных образований, слово стало приобретать более размытое значение.
Этнография
Народ — термин науки этнографии (греч. народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство). Позже, как признак стали использовать ряд вторичных признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т.д. 2
Значение
1. совокупность людей, живущих в стране, государстве
2. собир. совокупность людей, объединённых общностью происхождения, языка, культуры
3. разг. ед. ч. то же, что люди, ребята, толпа
Этимология
Происходит от существительного род, далее от праслав. *rodъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. родъ (греч. γένος, γενεά, ἔθνος), русск. род, укр. рід (род. п. роду), белор. род, болг. род, сербохорв. ро̑д (род. п. ро̏да), словенск. rọ̑d (род. п. rôdа, rоdа̑), чешск., словацк. rod, польск. ród (род. п. rodu), в.-луж. ród, н.-луж. rod. Связано чередованием гласных с церк.-слав. редъ (βρῶσις), словенск. redíti, redím, «кормить, растить». Родственно лит. rasmė̃ «урожай», латышск. rads «родственник, род», rasma «процветание, плодородие, урожай», rаžа (*radi̯ā) «обильный урожай, многочисленная семья», др.-инд. vrā́dhant- «поднимающийся», várdhati, várdhatē, vr̥dháti «растет, умножается, набирается сил», várdhas м. «споспешествование», vardháyati «растит, множит», vr̥ddhás «выросший, большой, старый», авест. vǝrǝđaiti «растет», varđaitē — то же, греч. ὀρθός, дор. βορθός «прямой, правильный, истинный», др.-инд. ūrdhvás «поднятый», возм., алб. rit «расту, увеличиваю». Трубачев считает, что слово восходит к праслав. *оrdъ, которое не связано с индоиранск, греч. и др. формами на v-. 3
2. Что такое народность?
Народность — историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики.
Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ. Термин «народность» в наше время часто некоторыми используется в качестве синонимов слов этнос, народ. В современной литературе идет дискуссия о признаках и соотношении народности и нации. 4
Значение
1. этнолог. исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов
2. национальная самобытность, национальнй дух
Что думаю об этом я?
В справочниках, приводятся сложные пояснения. Больше запутывающие, чем помогающие разобраться. Но, даже из такой сложной подачи информации, можно извлечь пользу. Какую, смотрите ниже.
Нация, народ, народность: краткое пояснение понятий
Основная причина такой путаницы одна. Вместо учения Христова у них в головах до сих пор крепко сидит марксистко-ленинская теория, созданная бионегативными основоположниками человеконенавистнического скопища христоборцев. Поэтому, анализируя основы идеологии Союза Русского Народа, мы хотели бы обратить внимание Союзников, как и всех, кому дорого наше Отечество, на то, каким образом некоторые научные понятия превращаются в орудия идейного и политического оболванивания народов России.
Как мы видим из приведенных пояснений, никакого особого различия с точки зрения научной между понятием «народ» и «нация» русские ученые П.И.Ковалевский и Л.А. Тихомиров не делают, но «историческое целое» и «историческую судьбу» при определении обоих понятий подчеркивают. В свою очередь, митрополит Иоанн, не показывая, что из Русского народа благодаря Православной вере родилась Русская нация, особо подчеркивает ее роль в становлении на «исторической сцене» Русского народа как соборного, державного и духовного понятия.
Что касается понятия народность, которое употребляет проф. П. И. Ковалевский в данном случае, то оно имеет несколько значений. Два из них наиболее распространены и применимы практически. Во-первых, слово народность употребляется как полный синоним слову народ, либо как народ на ранней стадии его развития. Во-вторых, как совокупность ряда качественных характеристик, отличающих тот или иной народ. Когда мы говорим «Народность» относительно употребления этого слова как третьей составляющей в формуле основ русской государственности: «Православие. Самодержавие. Народность», а также относительно ее связи с двумя другими ее составляющими, то, в широком смысле имеем в виду второе ее значение. То есть Русскую народность с присущими только Русскому народу физическими и духовными качествами, которые отличают и выделяют его как народ державный, православного вероисповедания, расово однородный, культурно единый, имеющий древние корни и историческое право на свою родную землю и свою собственную русскую государственность. При этом мы выделяем для наших более узких задач из всей разнообразной гаммы чувственных, духовных, деловых, культурных и физических характеристик Русского народа только те, которые имеют конкретное приложение к интересующему нас вопросу: отношение народа к вере, к государственному и национальному устройству России.
Мы обратили внимание на то, каким образом понимают перечисленные авторы момент и способ формирования нации, а также какие существенные характеристики они выделяют для ее определения, не случайно. Такой подход позволяет глубже уяснить и утвердить, что в идею нации должна быть заложена центростремительная, объединяющая ее государственная идея с одновременным сохранением на-циональной самобытности, непохожести на другие нации. Именно эта объединяющая идея и должна находить отражение в добросовестном определении нации. Если же мы проанализируем другие источники: марксистско-ленинского и постперестроечного, демократического периода, то убедимся, что в понимании определения нации произошли существенные идеологические перемены. «Наука по-заказу» выработала иные критерии и другой подход. Поскольку цель была иная.
Поэтому в словарях советского периода относительно понятия нация мы не находим серьезного акцента на самоопределение вплоть до отделения.
В «Словаре русского языка» И.Ожегова находим: «Нация исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика». (Ожегов С.И. Словарь русского языка, М.1991).
«Большой толковый словарь современного русского языка» Д.Н. Ушакова определяет понятие нации следующим образом: «Нация (латин. natio). 1. Исторически сложившаяся устойчивая группа людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, а также на основе специфической для данного этноса добровольно и естественно принимаемой всеми национальной культуры и формируемого на ее основании национального интереса. 2. Государство, страна».
Для того, чтобы этого не произошло, для того, чтобы угнетенный дух Русского народа не оживотворился, в идеологической сфере делается большая антирусская многовариантная работа по проектированию нерусского будущего для русских.
Такой «сверхнациональный выкрутас» выдает авторов доктрины и иных проектов как ловких жонглеров словесного жанра, но никак не делает им чести как ученым. Складывается отчетливое ощущение, что семьдесят разработчиков антирусской и антинародной доктрины, обремененные научными званиями, сильно прогуливали уроки в общеобразовательной средней школе и в институте. В результате они, по всей видимости, не сумели познакомиться с работами русских ученых, русских литературных классиков, русских историков, русских святых, имена которых известны во всем цивилизованном мире.
Вполне понятно, что простые обыватели, не занимающиеся специально вопросами государственного развития России, не знающие историю Отечества профессионально, доверчиво воспринимающие демагогию за желание вывести их родину из кризиса, неспособны разобраться во всем этом злонамеренно созданном идеологическом хаосе. Угадать в нем мечту скрытого космополита о полном развале национального государства, которое до сих пор по инстинктивному к нему отношению русских людей и духу народа остается русским, крайне трудно. Зато у врагов России на это есть время, деньги и страстная одержимость, переданная им от нерусских богоборческих предков уничтожить национальную Россию и Русский народ, который сильно мешает в их планах по покорению мира.
Все эти псевдонаучные, соборно-доктринерские изыскания имеют поддержку не только высших государственных чиновников, выступающих за превращение Русской нации в «российскую нацию XXI века», но и среди заказных ученых и энциклопедистов(24). Это, применяя хорошо освоенную новыми нерусскими учеными марксистско-ленинскую терминологию, тот самый базис, над которым возвышаются все эти надстроечные проекты для будущей России не по-русски.
Вот, например, что мы читаем в Большой энциклопедии русского народа по интересующему нас вопросу.
«Нация, народ, объединенный в государство с общей верой или идеологией, говорящий на одном языке, обладающий общей территорией, экономикой, культурой, психологией и мировоззрением. Нация возникает на основе главного, государствообразующего народа, вокруг которого происходит консолидация др.родственных и неродственных племен, рас, народов и народностей, со временем образующих вместе с главным народом общий монолит. Главный и сплотившиеся вокруг него народы и племена создают государство и культуру. Русская нация сложилась на основе Русского народа. Но в процессе исторического развития в нее влилось немало элементов из окружающих ее западных и южных славян, германских, финно-угорских и тюркоязычных народностей. Духовной основой русской нации, преобразившей культуру Русского народа, стало Православие» (с.482). И более краткое определение, которое помещено в статье «Народ»: Народ, объединенный в государство с общей верой или идеологией, называется нацией (с.469).
Поскольку такие подходы получили сегодня широкое распространение, в том числе в упомянутых ранее нацпроектах, на этом определении следует кратко остановиться, чтобы поучиться различать современные, многоуровневые и многослойные методы ненаучных дефиниций.
Связывая задачи реальной политики со становлением нации, Л.А. Тихомиров, как и многие русские ученые, особо подчеркивал ее исторический аспект, передачу исторического опыта нации от поколения к поколению ради развития самой нации. «Истинно полезным для настоящего может быть только то, что полезно для исторических судеб нации и, наоборот, все полезное для исторических судеб нации непременно, так или иначе, полезно для текущего дня. Иногда в интересах будущего какому-нибудь поколению приходится приносить в настоящем большие жертвы. Но если это составляет для него жертву в смысле материальном, то в нравственном это не жертва, а приобретение, ибо на этой жертве народ развивает силу духа. Солидарность отдельных поколений в целостной жизни нации есть основа политики, потому что чувство это есть душа нации. Пока этого чувства солидарности целого с отдельными поколениями не существует в людях, они еще не народ, не нация»(29).
Завершая краткий анализ остается добавить, что, даже расширяя источниковедческую базу и увеличивая объем обзора интересующего нас предмета, ничего принципиально нового мы не найдем. Остается только сожалеть, что появившиеся на свет в последние годы источники, даже позиционирующие себя как научные, русские и патриотические и, более того, заявленные как энциклопедические по своей сути не отличаются от определений, которые мы имели в период господства марксистско-ленинской идеологии. Разве только слова обновили.
Все внеисторические определения понятий «нация» и «народ», в разной степени и с различных сторон, объединяет одно: их завуалированная проглобалистская характеристика нации как категории неестественного возникновения. Ведь тогда якобы можно создать нацию или народ искусственным образом, собрав воедино расы, народы, национальности, племена и этносы. Чей это заказ нам вполне понятно.
Этнос, нации и народности
Всего получено оценок: 562.
Всего получено оценок: 562.
В мире существует около 2-х тысяч наций, народностей и племен. Чаще всего в состав одной страны входит несколько наций, такие государства называют многонациональными, и эти понятия подробно изучаются в 8 классе. Сейчас попробуем разобраться, что обозначают понятия род, народность, этнос, нация, племя, национальность, выявить их сходства и различия.
Этнос
Этнос – исторически сложившаяся общность людей, проживающих на определенной территории и имеющих общую культуру, историю, язык. Данное понятие рассматривается в качестве общего собирательного названия для многочисленных кровнородственных групп людей, которые образуют племя, народность или нацию.
Отнести человека к тому или иному этносу можно в зависимости от его биологических и социальных особенностей.
Каждый этнос имеет черты, которые свойственны именно его представителям. Они формируются в течение долгого периода времени и под влиянием различных факторов: природно-климатических условий, территории проживания, исторического прошлого.
На внешний облик и характер людей влияют природные условия, в которых долгое время проживал их народ. Например, сильные ветра, песчаные бури определяют такой признак, как узкие глаза, а жаркий, солнечный климат привел к появлению людей со смуглой и черной кожей. Отдаленность места проживания, изолированность отражалась на образе жизни и отношениях с другими людьми.
Итак, выделим ряд признаков этноса как устойчивой общности людей:
которые читают вместе с этой
Племя
Это самая ранняя форма этноса. Его появлению предшествовало объединение людей в семьи, роды и кланы.
Семья – самая малочисленная из групп, основанная на кровном родстве. Она объединяет родителей и детей. Объединение нескольких семей образует род. Несколько родов, вступивших в союз, становятся кланом. Объединение нескольких кланов называется племенем.
Племена имели свой язык, проживали на одной территории. Кроме того, в это время уже зарождалась система управления. В каждом племени был свой вождь, а также особый совет, в котором обсуждались самые важные вопросы. Формировались традиции и церемонии.
Этнос: нации и народности
Народность
Это более развитая форма этноса, пришедшая на смену племени. Главные ее отличия в том, что:
Нация
Это тип этноса, наиболее многочисленная группа людей, объединенных общими институтами и ценностями.
Признаки нации:
Миграция
Людям свойственно постоянное перемещение вследствие природных катаклизмов, военных действий, освоения новых территорий для ведения хозяйства. Некоторые народы были вынуждены переселиться со своей родины, в результате чего они приобщались к другой культуре, территории, налаживали связи с другими этносами, перенимали их черты. Место, в которое они переселялись, становилось их исторической родиной.
Что мы узнали?
Понятие этнос включает в себя различные устойчивые и меняющиеся объединения людей, которые формировались на протяжении исторического развития человечества, приобретая новые черты, становясь сложнее и больше по численности. Самыми первыми социальными группами были семья, род и племя, а затем происходило их превращение в народности и нации.
Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий и опасность их смешения
Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий, опасность их смешения. Народ как основа евразийской интеграции
Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.
В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Такие пользующиеся влиянием в США геополитики, как Г. Киссинджер и З. Бжезинский, неоднократно озвучивали в своих работах идею о разделении «Хартленда» (сначала СССР, а затем и России) на несколько подконтрольных национальных государств. Реализовать данный сценарий наши геополитические противники могли бы разжигая межэтнические противоречия в России, внедряя подконтрольных людей в российское внутриполитическое поле, используя новейшие социальные технологии, масс-медиа. Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.
Невозможно обсуждать различные варианты стратегии национальной политики и предлагать что-то новое, не определившись с базовыми этносоциологическими понятиями. Эксперты в области социологии, в том числе А.Г.Дугин, отмечают, что в понимании этносоциологических терминов даже в научной среде существует определенная путаница. Цель данного доклада – попытаться четко разграничить такие фундаментальные понятия для социологии, как этнос, народ, нация и национальность, а затем вкратце озвучить тот курс в регулировании межэтнических отношений, который предлагают представители консервативного евразийского движения.
Первое важное понятие, которое я хотел бы рассмотреть в рамках доклада, это понятие этноса. Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.
Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.
В большинстве случаев, в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своем общем происхождение с членами этноса.
Также, можно отметить, что этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования, уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества. Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.
Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.
Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Притом социум приобретает высокую степень дифференциации. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию.
Наглядным примером возникновения народа из этноса на пути к нации можно считать еврейский народ: «Евреи существовали как этнос, вступили в историю в состоянии рассеяния, которое длилось более двух тысяч лет, и при этом они сохранились, став народом, а затем, создали своё национальное государство-нацию Израиль». Так же, понятие народ присуще русским, которые сложились из множества этносов.
Нация – общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, проживающих в одном государстве. Латинское слово «natio» обозначает массу людей, имеющую общее территориальное происхождение. При образовании нации, стираются культурные различия между этносами и народами, образовавшими государство. Нация – ничто иное, как «плавильный котел», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создает искусственное образование в рамках государства. При создании нации, как правило, полностью ликвидируется языковое различие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в государстве, как единственно возможный для использования.
В Государстве-Нации, по-французски «Etat-Nation», по определению может быть только одна нация. Нация определяется прежде всего по формальному признаку – гражданство. Национальная принадлежность и гражданство – тождественные, синонимичные понятия. Нациями можно считать, например, население Франции и США. В данных государствах целенаправленно в течение веков проводится политика стирания этнических различий. Строго охраняется только идентичность гражданина, как индивида, другие формы идентичности приносятся в жертву политическим интересам правящих кругов.
Национальность – термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно конституции, мы – многонациональный народ России. Если народ многонациональный – значит обреченный к распаду на несколько государств-наций, в то же время, если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения.
Будущее России: единый народ или нация? Почему нация, с точки зрения представителей евразийского движения, не является оптимальным вариантом для России? Как уже упоминалось, образование нации – это ничто иное, как обезличивание народа, ликвидация всех форм идентичности, кроме индивидуальной. Когда уничтожается культурный код этноса, пропадает система смыслов и ценностей, которая помогала членам сообщества существовать и «бороться за место под Солнцем». Если убрать этнические различия между гражданами государства и навязать всем общий либеральный «суррогат культуры», то исторически сложившиеся традиционные смыслы исчезнут. Народ, насильно превращенный в нацию, может лишиться стимулов к развитию и к защите своей территории. Результатом может стать полное угасание такой нации и исчезновение с исторической арены.
Иным вариантом развития российского общества может стать постепенное образование единого, но полиэтнического, народа. Который смог бы при своем разнообразии объединиться на основании общего исторического пути, общих ценностей и общей народной идеи. Многие социологи, понимают под «империей» сочетание стратегического единства с полиэтничностью. Возможно, наиболее оптимальный или даже единственно возможный вариант существования российского общества – это как раз империя. Исторический опыт построения этнически разношерстных империй Россия имеет. Причем этот опыт можно считать удачным при всех военных, экономических и культурных достижениях единого российского народа, начиная от полиэтнического Русского царства, заканчивая коммунистической империей СССР.