Нарративная практика что это

Нарративный подход в психологии. Часть 1

Нарративная практика что это. Смотреть фото Нарративная практика что это. Смотреть картинку Нарративная практика что это. Картинка про Нарративная практика что это. Фото Нарративная практика что это

Похоже, в области психологии и психиатрии грядут большие изменения. И все благодаря новому направлению, возникшему совсем недавно — на рубеже 70-80 гг XX века. Нарративный подход не зря считают волшебным решением всех проблем. Сторонники классической психотерапии только критикуют и скептически пожимают плечами — как можно, задавая простые вопросы, вылечить смертельно больного человека? Волшебство да и только! А все потому, что нарративщики берутся даже за самых запущенных пациентов, от которых все остальные врачи отказываются. И вылечивают! Такие практики решают практически все психологические и даже психиатрические проблемы — от самых незначительных на первый взгляд до «неизлечимых»: пары воссоединяются, дети избавляются от страхов, пожилые люди снова приобретают радость жизни… В чем секрет? Для этого нужно понять суть нового подхода.

Суть подхода

Начало нарративной практике положила совместная увлеченная работа австралийского психолога Майкла Уайта и новозеландца Дэвида Эпстона. Почему новое направление назвали именно так? Дело в том, что с латинского «нарративный» (narratio, narratus) переводится как рассказ, повествование. А в основе этого подхода как раз лежит история, с помощью которой человек осмысляет свой жизненный опыт. Вы замечали, что когда с кем-то беседуете, то рассказываете какую-нибудь историю о том, что с вами случилось, некий случай, пережитый опыт. Например, как вы встретили своего будущего мужа/жену, как закончили школу или поступили в университет, как появились дети или внуки… и таких историй очень много — у каждого она своя и даже всегда разная, в зависимости от того, кому вы ее в данный момент говорите. Но именно с помощью повествований человек всегда рассказывает о себе.

Определимся с терминологией. В нарративной практике история понимается как последовательность событий во времени, связанных единой темой и сюжетом. В связи с этим новый подход в психологии тесно связан с литературой, искусством, культурой и, по сути, берет от туда корни. Само понятие истории взято из литературы великим американским психологом и педагогом Джеромом Брунером. Он писал: «Мы организуем наш опыт и память в основном в форме нарративов — историй, мифов… (1991). Нарратив не просто отображает и имитирует жизнь, он ее конструирует» (Live as Narrative, 1987 г.). Его же слова: «Жизнь, вероятно, самое большое произведение искусства, которое мы творим». Как раз из его идей Майкл Уайт и взял мысль о том, что мы наш опыт образно осмысляем, организуем, передаем другим людям и озвучиваем в виде историй. Сам Брунер позаимствовал это из теории литературы, из литературных представлений об историях. А нарративные практики теперь достаточно успешно и эффективно используют такой опыт в своей практике.

Любые события в вашей жизни (и маленькие, и большие) складываются в определенную последовательность. Во всех последовательностях прослеживается тема, которая связана с вами. Есть истории, где вы смелые и где осторожные, где умные и где чувствуете себя глупцами или не достаточно осведомленными людьми… Их очень много! И при этом вы воспринимаете себя одним определенным образом.

Когда к нарративному практику приходит пациент, то он, как правило, рассказывает какую-то проблемную историю. С одной стороны наш психолог слушает повествование человека, а с другой — пытается найти в нем что-то, что в эту проблемную историю совсем не вписывается, что-то позитивное. Это «что-то» нарративный практик начинает прорабатывать и развивать, но уже в новую историю.

Суть нового подхода можно описать всего в трех пунктах:

Люди — это люди. Проблемы — это проблемы. Основная идея нарративной практики в том, что все люди в порядке. Просто к человеку время от времени приходит какая-то проблема извне и нарушает что-то очень важное для него: ценности, цели, надежды.

Нарративные практики считают, что проблемы — это НЕ внутренне присущие человеку качества. Вот здесь и кроется самое важное отличие нашего подхода от других, принятых в консультировании и психотерапии (например от тех, что описаны в статье 10 популярных направлений в психологии). Там предполагается, что у человека есть определенные личностные качества, которые его предопределяют. Например, индивид видит себя ленивым, неорганизованным, проживающим какую-то бессмысленную жизнь. Нарративные практики считают, что это не слишком полезно. Когда человеку предлагают поработать с тем, что он ленивый, ему приходится смотреть внутрь себя. Это очень неудобно, потому что с собой таким сложно что-то делать, проще смириться — ну я вот такой и ничего не поделаешь. С самим собой любимым очень некомфортно бороться, для этого нужно признать себя плохим.

Нарративный подход предлагает по-другому смотреть на проблему. Это называется экстернализацией — способом, когда воспринимают человека отдельно от его проблем. Нарративный практик дает чувствовать собеседнику, что все в порядке, что с ним все хорошо, что вот эта проблема существует отдельно и, когда она приходит, на нее можно повлиять.

Нарративный практик — это человек, который не рассказывает истории, а слушает их и задает вопросы. Он — не эксперт в жизни другого, он эксперт в задавании вопросов. Потому что у человека у самого есть правильное решение своих проблем, а не у нарративного или какого-либо другого практика.

Чем отличается нарративный подход

Отличия нарративного подхода от других, принятых в привычной нам классической психотерапии слишком кардинальны. Наверное, в этом основная причина критики со стороны мастодонтов психологии человека и психиатрии.

Во-первых, задача врача-психотерапевта заставить ваше бессознательное работать на вас. Классическая «наука о человеческой душе» считает, что ваше бессознательное все «знает», именно в нем кроется проблема. В нарративной же практике считается, что вам прежде всего помогают ценности, знания, умения и навыки, а также прошлый опыт, а не нечто абстрактное, сидящее в голове. В новом подходе особый взгляд на человека. Здесь считается, что у него есть все, что нужно, чтобы справиться со своей проблемой, так как он активный, реагирующий на притеснение своих ценностей.

Во-вторых, в обычной психологии человек с проблемами считается как бы «больным», с ним что-то не так, у него «плохой характер», «шизофрения», «мании» и так далее. Нарративный практик воспринимает собеседника здоровым. В целом сам по себе он в порядке, просто к нему иногда приходят проблемы в виде Паники, Истерики, Плохого Настроения… и настойчиво начинают портить жизнь. И вот тогда человеку просто нужна дополнительная помощь, чтобы справиться со всем этим. Кстати, «нормальное» отношение нарративного практика к своему пациенту очень воодушевляет и вдохновляет последнего. Человек чувствует, что его не осуждают и не оценивают, в связи с этим сразу возникает доверие, что в итоге приводит к более быстрым результатам в терапии.

В-третьих, обычного психолога в основном интересует то, что человек в данный момент чувствует. Нарративные практики всегда отталкиваются от действий человека. Их основной вопрос: что вы делаете? Используя нарратив, специалист определяет основные ценности, надежды, чаяния человека и помогает ему заново переписать свою историю, в которой проблемы под контролем или вовсе исчезают.

С чем работает нарративный подход

Нарративный подход решает практически все проблемы, даже «неизлечимые»:

— Семейные: проблемы отношений в паре и семьях.

— Внутриличностные: проблемы личной самооценки и плохой эффективности, потеря смысла жизни и отсутствие целей, убирается стыд, чувства вины, обиды.

— Организационные: проблемы договоренностей и выстраивания связей внутри организации или сообщества.

— Социальные: проблемы с притеснениями и несоблюдениями прав человека, а также насилия, ведется работа с пострадавшими от стихийных бедствий, оказывается помощь маргинализованным слоям населения — потерявшим кров, работу, родителей и близких.

Смертельно больным людям нарративная практика тоже помогает. Здесь болезнь отделяется от человека, особенно если он чувствует, что может как-то с этой болезнью взаимодействовать, например, договориться с ней, если невозможно избавиться от нее.

Нарративный подход хорошо показал себя и в работе с подростками. Здесь очень эффективно и относительно быстро решаются проблемы неуспеваемости, выбора профессии, взаимоотношений с родителями, нехватки времени, первой любви и другие, характерные для юного возраста.

В применении нового подхода каких-то ограничений и противопоказаний нет — он доступен любому.

Нарративная практика очень веселая и легкая, может быть поэтому самые неразрешимые проблемы человеческой психики лопаются здесь, словно мыльные пузыри.

В этой статье мы рассмотрели так сказать теоретическую часть нарративного подхода. Узнать больше вы сможете Обязательно прочтите публикацию Нарративный подход в психологии. Часть 2, где на примере из жизни описываются основные принципы новой практики.

Отзывы и комментарии

Если остались вопросы, поделитесь ими в комментариях к этой статье. Также с удовольствием примем ваши аргументы в пользу или против нарративного подхода.

Источник

Нарративный подход.
Стать автором своей истории

Рассказываем про нарративную психотерапию, которая помогает переписывать и переформулировать целые жизни.

Что такое нарративный подход?

Нарративная терапия — метод, который позволяет отделить человека от его проблемы и выработать альтернативный взгляд на события, происходящие с ним.

Наши переживания становятся нашими историями. Мы придаем этим историям смысл, высоко ценим их, со временем они становятся частью нашей идентичности. Нарративная терапия использует силу историй, чтобы помочь людям сформулировать их истинные цели и ценности. При этом человек начинает чувствовать себя «рассказчиком», автором собственной жизни.

Авторство нарративной терапии принадлежит Майклу Уайту и Дэвиду Эпстону, специалистам из Австралии и Новой Зеландии. Уайт занимался социальной работой и каждый день видел все те сложности социального характера, с которыми сталкиваются угнетенные группы. Его мысли занимало желание создать систему, которая поможет работать с целыми сообществами людей, угнетенных или испытывающих страдание. долго думал над тем, как им помочь. Встретив единомышленника в лице Эпстона, также талантливого молодого терапевта и ученого из Новой Зеландии. В конце 1970-х они были пионерами, продвигавшими системно-семейный подход в Австралии и Новой Зеландии. При этом они разрабатывали собственные идеи для будущего нового подхода.

Первая книга авторства Уайта и Эпстона Narrative Means to Therapeutic Ends, излагавшая основы нового нарративного подхода, вышла в 1990 году. В течение следующих 10 лет нарративная терапия завоевала популярность по всему миру – в том числе и благодаря запуску веб-сайта Narrative Approaches, который информировал о подходе людей по всему миру. Мировым центром нарративной терапии считается The Dulwich Centre в Австралии, основанный Уайтом.

«Истоки нарративного подхода — в системной семейной терапии. Но она в большей степени ориентирована на процессы, происходящие внутри семьи. Уайт же вышел за границы семьи, стал смотреть на человека, как на элемент большой системы, всего общества, с которым он постоянно взаимодействует. Многие его идеи опираются на философию Мишеля Фуко – например, представления о роли власти в формировании мышления человека. В последние годы он изучал труды нашего отечественного психолога Льва Выготского, часть его теорий была привнесена в практику нарративного подхода.

Нарративная практика не представляется чем-то абстрактным, она имеет большую теоретическую базу, основана на психологических трудах и философских идеях. При этом Уайт и Эпстон сразу проверяли на практике те методы, которые разрабатывали.

Сегодня у представителей нарративного подхода нет официальной международной ассоциации, и все же специалисты по всему миру уделяют большое внимание общению в профессиональном сообществе, которое помогает развивать метод. Формирование сообществ является одной из его ключевых ценностей».

Одним из ключевых элементов нарративной методики является практика пересочинения: поиск уникального эпизода и создание предпочитаемой истории.

Наша идентичность выстраивается из историй, которые мы о себе рассказываем. Благодаря им мы понимаем, кто мы такие. Чтобы создать историю, мы должны осмыслить и описать конкретные события в нашей жизни. Те же самые события можно описать и другим образом. Например, в сказке про Красную Шапочку мы можем представить, что Красная Шапочка злая, а Волк – ее жертва. Мы можем сделать это, опираясь на те же самые факты.

Нарративная практика что это. Смотреть фото Нарративная практика что это. Смотреть картинку Нарративная практика что это. Картинка про Нарративная практика что это. Фото Нарративная практика что это

«Когда человек приходит с проблемной историей, все его события подчинены какой-то логике, смыслу, который является для него некомфортным. Возьмем девушку, она рассказывает: у меня затяжные проблемные отношения с мужчиной, они меня фрустрируют, ничего не получается, все плохо. Переписывая эту историю в процессе терапии, мы находим альтернативное, или предпочитаемое видение.

Например, история с молодым человеком — история не о крахе отношений и беспомощности, а о девушке, для которой важны близкие отношения и чувства, которая была готова инвестировать в них, бросать вызов проблемам. Это помогает поверить, что в будущем человек сможет реализовать то, что не удалось в силу разных обстоятельств сделать в прошлом. Это и есть предпочитаемая история.

Первым шагом к тому, чтобы сформулировать предпочитаемую историю, является поиск уникального эпизода. Уникальный эпизод – очевидный момент, который не вписывается в проблемную историю. Например, девушка вспоминает момент, когда она стала инициатором консультации у семейного терапевта, привела молодого человека к психологу вместо того, чтобы ввязываться с ним в ссору, а потом плакать по ночам. Она заняла активную позицию, решила что-то изменить.

Девушка переформулирует историю. Она понимает, что оставалась в отношениях не из-за собственной слабости, а потому, что это было ее ценностью – выстроить счастливую жизнь с любимым человеком.
Когда мы добираемся до уровня ценностей и до того, что человек делает исходя из этих ценностей, создается новая история. История о том, как он преодолевает проблему, и о том, что он может делать дальше, чтобы жить в соответствии со своими ценностями».

Как и в большинстве терапевтических подходов, примерный план появляется после первой сессии, когда выясняется запрос клиента. Нарративная терапия считается не очень длительной, для многих проблем хватает 10-20 сеансов.

Человек рассказывает о себе, о проблеме. Задачей является понять, что именно ему некомфортно и что он хочет изменить, затем отделить проблему от личности. Проблемой может быть идея, представление или симптом, недомогание. Дальше происходит изучение проблемы: как она влияет на человека, как человек влияет на нее, как он относится к происходящему.

«Подход уделяет большое внимание проблеме власти: власти мнений, взглядов, доминирующих представлений, которые существуют в обществе. Большую работу он проводит с меньшинствами и маргинализируемыми сообществами, к примеру, ЛГБТ+. Доминирующие идеи очень мешают им жить. Они запирают их от собственной идентичности. Люди хотят определять себя определенным образом, но не могут, у них возникает внутренний конфликт в связи с тем, что это осуждается.

Тут видна диспропорция власти мнений: она принадлежит большинству, все мы находимся под влиянием сильных идей большинства. Те же представления можно найти в теме красоты. Много работы происходит с женщинами, многое связано с идеями феминизма. Подход сам по себе новый, поэтому он впитал в себя все актуальные социальные контексты».

«У метода нет ограничений по тому, с какими запросами работать. Мы работаем со всем, кроме большой психиатрии. В сложных случаях – совместно с врачом и при поддерживающей медикаментозной терапии. Нарративная терапия в значительной степени направлена на работу со смыслами и ценностями, будучи когнитивной дисциплиной, и в меньшей – на эмоции.

Человек приходит в эмоционально сфокусированные подходы (такие как гештальт или психодрама), чтобы прожить эмоции, которые на него давят. В нарративном же подходе нужно разбираться в установках, в массиве установок, идей и представлений, которые влияют на клиента. Нужно вычленять ценности и быть готовым говорить о них. Подобная работа доступна практически всем, вопрос в намерении. Если хочется выразить свои эмоции, лучше идти к гештальт-терапевту. Если хочется говорить про детство и услышать интерпретации – это психоанализ. Если же они готовы заниматься раскруткой идей и прочей работой ума – то стоит идти к нарративному терапевту».

По итогу курса нарративной терапии человек удостоверяется в том, что он способен иметь дело со своей жизнью, управлять ей. Он не является заложником проблем, а руководит их разрешением. Он начинает с вниманием относиться к тому, что приходит в информационном поле, к идеям, которые на него влияют, лучше понимает мотивы собственных поступков и соотносит их со своими ценностями.

Безусловно, основной задачей каждого курса является реализация запроса, сформулированного на первой сессии. Что делать после окончания университета? Как строить отношения? Терапевт и клиент находят необходимые ответы благодаря обновленному нарративу. Если основной запрос клиента — высокая тревожность или сниженное настроение, основным (но не единственным) результатом будет избавление или значительное уменьшение частоты и интенсивности этих симптомов.

Нарративная практика что это. Смотреть фото Нарративная практика что это. Смотреть картинку Нарративная практика что это. Картинка про Нарративная практика что это. Фото Нарративная практика что это

«Девушка 25 лет обратилась с высокой тревожностью, страхом смерти, агорафобией и неуверенностью в себе. На первой встрече клиентка рассказала, что в возрасте 17 лет она потеряла дедушку, и через некоторое время после этого у нее появились страхи. Сейчас она живет с родителями, окончила университет и работает по специальности. Работа ей нравится, но она сильно устает. К 25 годам у нее не было длительных отношений, из-за этого она чувствует себя неуверенно. Она задает себе вопросы: «что со мной не так?», «способна ли я на серьезные отношения?». Она тревожится за жизнь близких (особенно когда кто-то долго не отвечает по телефону, едет за рулем долгое время), боится ездить в общественном транспорте и большом скоплении людей (дискомфорт, учащенное сердцебиение, мысли о том, что может случиться теракт).

На первой встрече клиентка сформулировала свои запросы: избавиться от высокой тревожности, страха смерти, стать более уверенной в себе и готовой к отношениям.

На второй встрече состоялась беседа о страхе смерти и потере дедушки. Благодаря технике re-membering стало понятно, что дедушка занимал значимое место в жизни клиентки, давал ей много любви, хвалил и делал комплименты. Рядом с ним она чувствовала себя уверенно, и его поддержка очень помогала ей. Она же дарила ему много радости и уважения. Эти отношения помогли ей стать той, кто она есть, выбрать специальность, понять ценность семьи и доверия в отношениях, научиться справляться с трудностями.

После разговора о дедушке клиентка восстановила контакт с этим опытом отношений и на неделе чувствовала себя лучше. Тревога немного уменьшилась. В следующие несколько встреч мы исследовали влияние тревоги на жизнь клиентки и то, как она противостоит ей (экстернализация). Оказывается, тревога приходит, когда клиентка ощущает себя счастливой и радуется жизни. Тревога как бы предупреждает: «все не вечно, будь осторожна!». В ответ клиентка может сказать ей: «Да, ты права это все не вечно, но если я не буду радоваться жизни, то и не смогу ее ощутить во всей полноте. То, что ты приходишь, говорит о том, что для меня важна мои жизнь и мои близкие, но тебя слишком много». К этому разговору она может пригласить ту детскую часть себя, которая ощущала себя хорошо и безопасно, которая могла находиться в моменте. Сближаясь с этой частью клиентке становится спокойнее.

После проработки взаимоотношений с тревогой состояние клиентки значительно улучшилось. В те моменты, когда тревога все-таки приходила, ей удавалось быстро от нее избавиться. Однако осталась неразрешенной другая часть запроса – отношения.

Оказалось, что на клиентку влияет много различных идей про отношения. «К 25 уже должен быть опыт длительных отношений», «после 30 ты уже никому не будешь интересна, мужчинам нравятся молодые», «женщина без мужчины считается неполноценной». Проанализировав, как влияют эти идеи на жизнь клиентки (деконструкция) и подходит ли ей это влияние, она выяснила, что не разделяет эти убеждения. Ей не нравится то, что они заставляют чувствовать себя неуверенно. По ее словам, эти идеи были выгодны патриархальному обществу, они помогали ему поддерживать господствовавший сотнями лет уклад. Сейчас они отходят на задний план. Клиентка решила, что сейчас будет отдавать свое время и энергию профессии и карьерному росту, поскольку ей важно уверенно стоять на ногах, реализовать себя и заводить семью, будучи зрелым и самостоятельным человеком. Ее определенно поддержал бы в этом ее дедушка. Он всегда подкреплял ее уверенность в себе и правильность ее жизненных выборов.

За 12 встреч нам удалось ослабить влияние тревоги на жизнь клиентки, она научилась вступать с ней в диалог, использовать мыслительные и поведенческие техники работы с ней. Клиентка стала больше радоваться. Ей удалось почувствовать себя более уверенно в сфере отношений, завести аккаунт в тиндере, начать ходить на свидания. Она нашла поддержку в лице подруги, которая тоже была без партнера. Вместе девушки стали больше выбираться в люди, вести активную социальную жизнь. Она часто вспоминает дедушку, представляет, чтобы он ей сказал в той или иной ситуации. При этом ее наполняют теплые чувства с нотой грусти. Иногда она начинает волноваться, когда папа долго не берет трубку, но быстро понимает, что бывают разные ситуации, и он может быть просто занят».

Источник

Что нового в психотерапии: DBT, нарративные практики и метод движения глаз Три подхода для старых проблем

Сегодня все больше москвичей обращаются за помощью к психотерапевту и психиатру. Депрессия, пограничное расстройство личности, биполярное расстройство перестали быть чем-то исключительным и спокойно обсуждаются в соцсетях и на встречах с друзьями, а терапия заняла устойчивые позиции среди бытовых статей расходов, таких как покупка еды, оплата жилья и коммунальных услуг. За последние десять лет в России появилось несколько новых терапевтических подходов. The Village рассказывает о трех самых новых, эффективность которых доказана клиническими исследованиями.

Нарративная практика что это. Смотреть фото Нарративная практика что это. Смотреть картинку Нарративная практика что это. Картинка про Нарративная практика что это. Фото Нарративная практика что это

Диалектическая поведенческая терапия, или DBT

История подхода

В подростковом возрасте создательница диалектической поведенческой терапии Марша Лайнен была склонна к суициду. В 80-х годах ей поставили диагноз «шизофрения». Лайнен лечили электрошоком и психоанализом, ни то ни другое не помогало, становилось только хуже. В конце концов Лайнен отказалась от клиники, в которой лечилась, и поступила в чикагский Университет Лойола на специальность «психология». Еще несколько раз после этого она пыталась покончить с собой. Ее спасло желание разобраться в том, что с ней происходит и почему ее болезнь не поддается классическим способам лечения. Так Лайнен заинтересовалась поведенческой терапией и ее воздействием на людей с пограничным расстройством личности.

Что почитать

«Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности»

Поведенческая терапия работала, потому что в некотором смысле она была тренировкой клиента: ему помогали выстроить новые функциональные паттерны поведения и снизить или устранить проблемные, такие как, например, самоповреждение или переедание. Но Лайнен понимала, что этого мало, и в 1987 году дополнила поведенческую терапию тем, что называется практиками осознанности (mindfullness). Основой для нового подхода стала диалектика — принцип, взятый из философии.

Как работает метод

Важной особенностью метода и его основой является диалектическое равновесие — это означает, что клиент пытается найти баланс между принятием и изменениями. Диалектическая поведенческая терапия включает в себя индивидуальную терапию, групповой тренинг навыков, телефонный коучинг. Во время всего процесса используются практики осознанности. В терапевтическом процессе специалист принимает безоценочную позицию по отношению к жизни и поведению клиента, что создает безопасное пространство доверия. Специалист помогает вырабатывать новые способы общения и справляться со сложными, болезненными чувствами (например, вместе с клиентом ведет дневник наблюдений за настроением). Постепенно клиент переносит приобретенные в процессе терапии навыки в свою повседневную жизнь. Все это значительно расширяет его поведенческий репертуар: например, в стрессовой ситуации человек пойдет прогуляться в парк вместо того, чтобы резать руки или принимать алкоголь. Еще одно важное отличие DBT от других видов терапии в том, что каждый клиент во время терапии находится под патронажем своего специалиста и имеет возможность в любой момент связаться с ним по телефону и получить помощь и поддержку в стрессовой ситуации.

Кому подойдет

Метод разработан для людей с поведенческими расстройствами, такими как суицидальное и самоповреждающее поведение. Впоследствии эффективность метода была доказана и для депрессивного расстройства, разных видов зависимостей и нервной булимии. Есть протоколы, разработанные как для работы с детьми и подростками, так и для взрослых людей.

Организации в России

В Москве есть две команды DBT-специалистов: в центре Mental Health Center и Центре интуитивного питания IntuEat. Постепенно DBT попадает в регионы. Психотерапевт, сотрудница Mental Health Center Евгения Чмутова говорит, что первую половину официального обучения прошли уже около 70 специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Минска и других городов России и СНГ. Под руководством терапевтов из Mental Health Center подход распространяется в государственных учреждениях: в Москве это кризисное отделение 20-й клинической больницы и больница имени Ганнушкина.

Нарративный подход

История подхода

Ключевой принцип подхода — в признании того, что каждый человек достоин уважения и что единственным экспертом в своей жизни является он сам. Из этого принципа вытекает представление о том, что не существует «большого нарратива», мир — мультиисторичен, и каждая история важна для ее носителя и носительницы. Поэтому даже история появления нарративного подхода каждый раз подвергается изменению, все зависит от того, кто именно рассказывает эту историю. Разобраться в истории подхода нам помог психолог, нарративный практик Данила Гуляев.

Автор подхода, психолог Майкл Уайт, был социальным работником в психиатрическом отделении Датского госпиталя Аделаиды. Одновременно с этим он учился в университете, где обратил внимание на идеи Мишеля Фуко и теорию постмодернизма. Мысли легли в основу терапии, которая базируется на том, что каждый волен самостоятельно конструировать свою картину мира и свою идентичность.

Что почитать

«Карты нарративной практики»

Джин Комбс, Джилл Фридман «Конструирование иных реальностей»

Практическим подтверждением теории Уайта стала его работа с подростками, страдающими от хронического энкопреза — неспособности контролировать дефекацию. Психотерапия в таких случаях не помогала, а Уайту удавалось избавлять детей от энкопреза за четыре-пять встреч. В одной из своих статей он приводит свою сказку про Какашку-Проныру, которую мальчику Мики удалось усмирить благодаря их беседам. Уайт и его коллеги называли себя не терапевтами, а писцами, или скрипторами, которые слушают истории людей, фиксируют их и обращают внимание на возможность изменения жизни, не замещая опыт рассказчиков опытом эксперта-психотерапевта.

Как работает метод

По сути, сессия нарративной психотерапии выглядит как непринужденная беседа, но на деле все намного сложнее. Ведя разговор о проблеме, специалист помогает клиенту увидеть проблему как отдельного субъекта отношений, в которых проблема имеет воздействие на человека. Это называется экстернализацией. Также специалист помогает разобраться, в какой социальной ситуации эта проблема была сконструирована. Дальше идет пересочинение: специалист предлагает вспомнить, были ли в жизни клиента ситуации, в которых он не испытывал трудностей из-за проблемы, с которой пришел на сеанс. Память о положительном опыте решения проблем в прошлом становится ресурсом для решения проблем в настоящем.

Обучение

Дистанционная программа обучения Narrative.team (онлайн)

«Нарративное содружество „Край“» (Москва, Санкт-Петербург, очное и онлайн-обучение)

Подход основан на убеждении, что у каждого человека есть необходимые навыки и возможности для изменения своей жизни и отношений с проблемой. Обычно нарративные специалисты работают на пересечении практик и заимствуют инструментарий у других подходов.

Кому подойдет

Метод поможет людям с ментальными расстройствами, опытом меньшинств, так как они чаще всего подвержены стигматизации, и тем, кто запутался в предписаниях «как правильно жить». Метод направлен на возвращение людям субъектности, то есть права на авторство собственной жизни.

Организации в России

Центр нарративной психологии и практики

Нарративная мастерская в фонде «Будущее сейчас»

Десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз (EMDR)

История метода

В 1979 году психологу Фрэнсин Шапиро поставили онкологический диагноз. Именно эту точку автор метода считает поворотной в создании метода EMDR (eye movement desensitization and reprocessing). Однажды, прогуливаясь по парку, Шапиро заметила, что тяжелые мысли, которые посещали ее, в течение ходьбы исчезали и на их место приходило умиротворение и более позитивная оценка текущей ситуации.

Шапиро пишет, что во время прогулки она обратила внимание на движение глаз: когда к ней приходила тревожащая мысль, ее глаза сами по себе начинали быстро двигаться из стороны в сторону, и через некоторое время мысли менялись. У Шапиро возникла гипотеза, что человеческий мозг содержит инструменты для переработки негативного опыта. Она специально вспомнила тревожащую ее ситуацию, начала двигать глазами и получила ожидаемый результат: навязчивые мысли развеялись.

Что почитать

«Getting Past Your Past»

«Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа»

Как работает метод

Сегодня EMDR-терапевты работают не только с помощью движения глаз — это может быть легкое похлопывание по телу (которое производит сам пациент) или стимуляция с помощью ритмичных звуков. Терапевт также может использовать специальный прибор. В процессе стимуляции специалист просит пациента обратиться к тревожащему его опыту или событию.

Специалисты, работающие в методе EMDR, уверены в том, что мозг человека способен к самоисцелению, а психика адаптивна и может перерабатывать тяжелые воспоминания. Терапевты используют эту способность мозга к переработке информации в своей работе.

Чтобы создать условия для благополучной работы с опытом клиента, EMDR-терапевты принимают безоценочную позицию по отношению к жизни человека, бережно ведут его в пространстве воспоминаний и чувств. Они играют поддерживающую роль: не делают выбор, а помогают клиенту сделать его самостоятельно, потому что EMDR-терапевт полагается на способность психики человека к самоисцелению.

Еще один важный момент: специалист помогает пациенту пройти и переработать тяжелый опыт без ретравматизации и в течение сессии мониторит состояние клиента, позволяя ему встретиться только с теми чувствами и опытом, которые на момент сессии тот готов пережить. Так память о травмирующем событии не стирается, но само событие больше не вызывает болезненных переживаний. Результат можно сравнить со шрамом — когда мы его трогаем, он не болит, но свидетельствует о повреждении.

Кому подойдет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *