Нарративная практика в психологии что это

Нарративный подход в психологии. Часть 1

Нарративная практика в психологии что это. Смотреть фото Нарративная практика в психологии что это. Смотреть картинку Нарративная практика в психологии что это. Картинка про Нарративная практика в психологии что это. Фото Нарративная практика в психологии что это

Похоже, в области психологии и психиатрии грядут большие изменения. И все благодаря новому направлению, возникшему совсем недавно — на рубеже 70-80 гг XX века. Нарративный подход не зря считают волшебным решением всех проблем. Сторонники классической психотерапии только критикуют и скептически пожимают плечами — как можно, задавая простые вопросы, вылечить смертельно больного человека? Волшебство да и только! А все потому, что нарративщики берутся даже за самых запущенных пациентов, от которых все остальные врачи отказываются. И вылечивают! Такие практики решают практически все психологические и даже психиатрические проблемы — от самых незначительных на первый взгляд до «неизлечимых»: пары воссоединяются, дети избавляются от страхов, пожилые люди снова приобретают радость жизни… В чем секрет? Для этого нужно понять суть нового подхода.

Суть подхода

Начало нарративной практике положила совместная увлеченная работа австралийского психолога Майкла Уайта и новозеландца Дэвида Эпстона. Почему новое направление назвали именно так? Дело в том, что с латинского «нарративный» (narratio, narratus) переводится как рассказ, повествование. А в основе этого подхода как раз лежит история, с помощью которой человек осмысляет свой жизненный опыт. Вы замечали, что когда с кем-то беседуете, то рассказываете какую-нибудь историю о том, что с вами случилось, некий случай, пережитый опыт. Например, как вы встретили своего будущего мужа/жену, как закончили школу или поступили в университет, как появились дети или внуки… и таких историй очень много — у каждого она своя и даже всегда разная, в зависимости от того, кому вы ее в данный момент говорите. Но именно с помощью повествований человек всегда рассказывает о себе.

Определимся с терминологией. В нарративной практике история понимается как последовательность событий во времени, связанных единой темой и сюжетом. В связи с этим новый подход в психологии тесно связан с литературой, искусством, культурой и, по сути, берет от туда корни. Само понятие истории взято из литературы великим американским психологом и педагогом Джеромом Брунером. Он писал: «Мы организуем наш опыт и память в основном в форме нарративов — историй, мифов… (1991). Нарратив не просто отображает и имитирует жизнь, он ее конструирует» (Live as Narrative, 1987 г.). Его же слова: «Жизнь, вероятно, самое большое произведение искусства, которое мы творим». Как раз из его идей Майкл Уайт и взял мысль о том, что мы наш опыт образно осмысляем, организуем, передаем другим людям и озвучиваем в виде историй. Сам Брунер позаимствовал это из теории литературы, из литературных представлений об историях. А нарративные практики теперь достаточно успешно и эффективно используют такой опыт в своей практике.

Любые события в вашей жизни (и маленькие, и большие) складываются в определенную последовательность. Во всех последовательностях прослеживается тема, которая связана с вами. Есть истории, где вы смелые и где осторожные, где умные и где чувствуете себя глупцами или не достаточно осведомленными людьми… Их очень много! И при этом вы воспринимаете себя одним определенным образом.

Когда к нарративному практику приходит пациент, то он, как правило, рассказывает какую-то проблемную историю. С одной стороны наш психолог слушает повествование человека, а с другой — пытается найти в нем что-то, что в эту проблемную историю совсем не вписывается, что-то позитивное. Это «что-то» нарративный практик начинает прорабатывать и развивать, но уже в новую историю.

Суть нового подхода можно описать всего в трех пунктах:

Люди — это люди. Проблемы — это проблемы. Основная идея нарративной практики в том, что все люди в порядке. Просто к человеку время от времени приходит какая-то проблема извне и нарушает что-то очень важное для него: ценности, цели, надежды.

Нарративные практики считают, что проблемы — это НЕ внутренне присущие человеку качества. Вот здесь и кроется самое важное отличие нашего подхода от других, принятых в консультировании и психотерапии (например от тех, что описаны в статье 10 популярных направлений в психологии). Там предполагается, что у человека есть определенные личностные качества, которые его предопределяют. Например, индивид видит себя ленивым, неорганизованным, проживающим какую-то бессмысленную жизнь. Нарративные практики считают, что это не слишком полезно. Когда человеку предлагают поработать с тем, что он ленивый, ему приходится смотреть внутрь себя. Это очень неудобно, потому что с собой таким сложно что-то делать, проще смириться — ну я вот такой и ничего не поделаешь. С самим собой любимым очень некомфортно бороться, для этого нужно признать себя плохим.

Нарративный подход предлагает по-другому смотреть на проблему. Это называется экстернализацией — способом, когда воспринимают человека отдельно от его проблем. Нарративный практик дает чувствовать собеседнику, что все в порядке, что с ним все хорошо, что вот эта проблема существует отдельно и, когда она приходит, на нее можно повлиять.

Нарративный практик — это человек, который не рассказывает истории, а слушает их и задает вопросы. Он — не эксперт в жизни другого, он эксперт в задавании вопросов. Потому что у человека у самого есть правильное решение своих проблем, а не у нарративного или какого-либо другого практика.

Чем отличается нарративный подход

Отличия нарративного подхода от других, принятых в привычной нам классической психотерапии слишком кардинальны. Наверное, в этом основная причина критики со стороны мастодонтов психологии человека и психиатрии.

Во-первых, задача врача-психотерапевта заставить ваше бессознательное работать на вас. Классическая «наука о человеческой душе» считает, что ваше бессознательное все «знает», именно в нем кроется проблема. В нарративной же практике считается, что вам прежде всего помогают ценности, знания, умения и навыки, а также прошлый опыт, а не нечто абстрактное, сидящее в голове. В новом подходе особый взгляд на человека. Здесь считается, что у него есть все, что нужно, чтобы справиться со своей проблемой, так как он активный, реагирующий на притеснение своих ценностей.

Во-вторых, в обычной психологии человек с проблемами считается как бы «больным», с ним что-то не так, у него «плохой характер», «шизофрения», «мании» и так далее. Нарративный практик воспринимает собеседника здоровым. В целом сам по себе он в порядке, просто к нему иногда приходят проблемы в виде Паники, Истерики, Плохого Настроения… и настойчиво начинают портить жизнь. И вот тогда человеку просто нужна дополнительная помощь, чтобы справиться со всем этим. Кстати, «нормальное» отношение нарративного практика к своему пациенту очень воодушевляет и вдохновляет последнего. Человек чувствует, что его не осуждают и не оценивают, в связи с этим сразу возникает доверие, что в итоге приводит к более быстрым результатам в терапии.

В-третьих, обычного психолога в основном интересует то, что человек в данный момент чувствует. Нарративные практики всегда отталкиваются от действий человека. Их основной вопрос: что вы делаете? Используя нарратив, специалист определяет основные ценности, надежды, чаяния человека и помогает ему заново переписать свою историю, в которой проблемы под контролем или вовсе исчезают.

С чем работает нарративный подход

Нарративный подход решает практически все проблемы, даже «неизлечимые»:

— Семейные: проблемы отношений в паре и семьях.

— Внутриличностные: проблемы личной самооценки и плохой эффективности, потеря смысла жизни и отсутствие целей, убирается стыд, чувства вины, обиды.

— Организационные: проблемы договоренностей и выстраивания связей внутри организации или сообщества.

— Социальные: проблемы с притеснениями и несоблюдениями прав человека, а также насилия, ведется работа с пострадавшими от стихийных бедствий, оказывается помощь маргинализованным слоям населения — потерявшим кров, работу, родителей и близких.

Смертельно больным людям нарративная практика тоже помогает. Здесь болезнь отделяется от человека, особенно если он чувствует, что может как-то с этой болезнью взаимодействовать, например, договориться с ней, если невозможно избавиться от нее.

Нарративный подход хорошо показал себя и в работе с подростками. Здесь очень эффективно и относительно быстро решаются проблемы неуспеваемости, выбора профессии, взаимоотношений с родителями, нехватки времени, первой любви и другие, характерные для юного возраста.

В применении нового подхода каких-то ограничений и противопоказаний нет — он доступен любому.

Нарративная практика очень веселая и легкая, может быть поэтому самые неразрешимые проблемы человеческой психики лопаются здесь, словно мыльные пузыри.

В этой статье мы рассмотрели так сказать теоретическую часть нарративного подхода. Узнать больше вы сможете Обязательно прочтите публикацию Нарративный подход в психологии. Часть 2, где на примере из жизни описываются основные принципы новой практики.

Отзывы и комментарии

Если остались вопросы, поделитесь ими в комментариях к этой статье. Также с удовольствием примем ваши аргументы в пользу или против нарративного подхода.

Источник

Нарративный подход.
Стать автором своей истории

Рассказываем про нарративную психотерапию, которая помогает переписывать и переформулировать целые жизни.

Что такое нарративный подход?

Нарративная терапия — метод, который позволяет отделить человека от его проблемы и выработать альтернативный взгляд на события, происходящие с ним.

Наши переживания становятся нашими историями. Мы придаем этим историям смысл, высоко ценим их, со временем они становятся частью нашей идентичности. Нарративная терапия использует силу историй, чтобы помочь людям сформулировать их истинные цели и ценности. При этом человек начинает чувствовать себя «рассказчиком», автором собственной жизни.

Авторство нарративной терапии принадлежит Майклу Уайту и Дэвиду Эпстону, специалистам из Австралии и Новой Зеландии. Уайт занимался социальной работой и каждый день видел все те сложности социального характера, с которыми сталкиваются угнетенные группы. Его мысли занимало желание создать систему, которая поможет работать с целыми сообществами людей, угнетенных или испытывающих страдание. долго думал над тем, как им помочь. Встретив единомышленника в лице Эпстона, также талантливого молодого терапевта и ученого из Новой Зеландии. В конце 1970-х они были пионерами, продвигавшими системно-семейный подход в Австралии и Новой Зеландии. При этом они разрабатывали собственные идеи для будущего нового подхода.

Первая книга авторства Уайта и Эпстона Narrative Means to Therapeutic Ends, излагавшая основы нового нарративного подхода, вышла в 1990 году. В течение следующих 10 лет нарративная терапия завоевала популярность по всему миру – в том числе и благодаря запуску веб-сайта Narrative Approaches, который информировал о подходе людей по всему миру. Мировым центром нарративной терапии считается The Dulwich Centre в Австралии, основанный Уайтом.

«Истоки нарративного подхода — в системной семейной терапии. Но она в большей степени ориентирована на процессы, происходящие внутри семьи. Уайт же вышел за границы семьи, стал смотреть на человека, как на элемент большой системы, всего общества, с которым он постоянно взаимодействует. Многие его идеи опираются на философию Мишеля Фуко – например, представления о роли власти в формировании мышления человека. В последние годы он изучал труды нашего отечественного психолога Льва Выготского, часть его теорий была привнесена в практику нарративного подхода.

Нарративная практика не представляется чем-то абстрактным, она имеет большую теоретическую базу, основана на психологических трудах и философских идеях. При этом Уайт и Эпстон сразу проверяли на практике те методы, которые разрабатывали.

Сегодня у представителей нарративного подхода нет официальной международной ассоциации, и все же специалисты по всему миру уделяют большое внимание общению в профессиональном сообществе, которое помогает развивать метод. Формирование сообществ является одной из его ключевых ценностей».

Одним из ключевых элементов нарративной методики является практика пересочинения: поиск уникального эпизода и создание предпочитаемой истории.

Наша идентичность выстраивается из историй, которые мы о себе рассказываем. Благодаря им мы понимаем, кто мы такие. Чтобы создать историю, мы должны осмыслить и описать конкретные события в нашей жизни. Те же самые события можно описать и другим образом. Например, в сказке про Красную Шапочку мы можем представить, что Красная Шапочка злая, а Волк – ее жертва. Мы можем сделать это, опираясь на те же самые факты.

Нарративная практика в психологии что это. Смотреть фото Нарративная практика в психологии что это. Смотреть картинку Нарративная практика в психологии что это. Картинка про Нарративная практика в психологии что это. Фото Нарративная практика в психологии что это

«Когда человек приходит с проблемной историей, все его события подчинены какой-то логике, смыслу, который является для него некомфортным. Возьмем девушку, она рассказывает: у меня затяжные проблемные отношения с мужчиной, они меня фрустрируют, ничего не получается, все плохо. Переписывая эту историю в процессе терапии, мы находим альтернативное, или предпочитаемое видение.

Например, история с молодым человеком — история не о крахе отношений и беспомощности, а о девушке, для которой важны близкие отношения и чувства, которая была готова инвестировать в них, бросать вызов проблемам. Это помогает поверить, что в будущем человек сможет реализовать то, что не удалось в силу разных обстоятельств сделать в прошлом. Это и есть предпочитаемая история.

Первым шагом к тому, чтобы сформулировать предпочитаемую историю, является поиск уникального эпизода. Уникальный эпизод – очевидный момент, который не вписывается в проблемную историю. Например, девушка вспоминает момент, когда она стала инициатором консультации у семейного терапевта, привела молодого человека к психологу вместо того, чтобы ввязываться с ним в ссору, а потом плакать по ночам. Она заняла активную позицию, решила что-то изменить.

Девушка переформулирует историю. Она понимает, что оставалась в отношениях не из-за собственной слабости, а потому, что это было ее ценностью – выстроить счастливую жизнь с любимым человеком.
Когда мы добираемся до уровня ценностей и до того, что человек делает исходя из этих ценностей, создается новая история. История о том, как он преодолевает проблему, и о том, что он может делать дальше, чтобы жить в соответствии со своими ценностями».

Как и в большинстве терапевтических подходов, примерный план появляется после первой сессии, когда выясняется запрос клиента. Нарративная терапия считается не очень длительной, для многих проблем хватает 10-20 сеансов.

Человек рассказывает о себе, о проблеме. Задачей является понять, что именно ему некомфортно и что он хочет изменить, затем отделить проблему от личности. Проблемой может быть идея, представление или симптом, недомогание. Дальше происходит изучение проблемы: как она влияет на человека, как человек влияет на нее, как он относится к происходящему.

«Подход уделяет большое внимание проблеме власти: власти мнений, взглядов, доминирующих представлений, которые существуют в обществе. Большую работу он проводит с меньшинствами и маргинализируемыми сообществами, к примеру, ЛГБТ+. Доминирующие идеи очень мешают им жить. Они запирают их от собственной идентичности. Люди хотят определять себя определенным образом, но не могут, у них возникает внутренний конфликт в связи с тем, что это осуждается.

Тут видна диспропорция власти мнений: она принадлежит большинству, все мы находимся под влиянием сильных идей большинства. Те же представления можно найти в теме красоты. Много работы происходит с женщинами, многое связано с идеями феминизма. Подход сам по себе новый, поэтому он впитал в себя все актуальные социальные контексты».

«У метода нет ограничений по тому, с какими запросами работать. Мы работаем со всем, кроме большой психиатрии. В сложных случаях – совместно с врачом и при поддерживающей медикаментозной терапии. Нарративная терапия в значительной степени направлена на работу со смыслами и ценностями, будучи когнитивной дисциплиной, и в меньшей – на эмоции.

Человек приходит в эмоционально сфокусированные подходы (такие как гештальт или психодрама), чтобы прожить эмоции, которые на него давят. В нарративном же подходе нужно разбираться в установках, в массиве установок, идей и представлений, которые влияют на клиента. Нужно вычленять ценности и быть готовым говорить о них. Подобная работа доступна практически всем, вопрос в намерении. Если хочется выразить свои эмоции, лучше идти к гештальт-терапевту. Если хочется говорить про детство и услышать интерпретации – это психоанализ. Если же они готовы заниматься раскруткой идей и прочей работой ума – то стоит идти к нарративному терапевту».

По итогу курса нарративной терапии человек удостоверяется в том, что он способен иметь дело со своей жизнью, управлять ей. Он не является заложником проблем, а руководит их разрешением. Он начинает с вниманием относиться к тому, что приходит в информационном поле, к идеям, которые на него влияют, лучше понимает мотивы собственных поступков и соотносит их со своими ценностями.

Безусловно, основной задачей каждого курса является реализация запроса, сформулированного на первой сессии. Что делать после окончания университета? Как строить отношения? Терапевт и клиент находят необходимые ответы благодаря обновленному нарративу. Если основной запрос клиента — высокая тревожность или сниженное настроение, основным (но не единственным) результатом будет избавление или значительное уменьшение частоты и интенсивности этих симптомов.

Нарративная практика в психологии что это. Смотреть фото Нарративная практика в психологии что это. Смотреть картинку Нарративная практика в психологии что это. Картинка про Нарративная практика в психологии что это. Фото Нарративная практика в психологии что это

«Девушка 25 лет обратилась с высокой тревожностью, страхом смерти, агорафобией и неуверенностью в себе. На первой встрече клиентка рассказала, что в возрасте 17 лет она потеряла дедушку, и через некоторое время после этого у нее появились страхи. Сейчас она живет с родителями, окончила университет и работает по специальности. Работа ей нравится, но она сильно устает. К 25 годам у нее не было длительных отношений, из-за этого она чувствует себя неуверенно. Она задает себе вопросы: «что со мной не так?», «способна ли я на серьезные отношения?». Она тревожится за жизнь близких (особенно когда кто-то долго не отвечает по телефону, едет за рулем долгое время), боится ездить в общественном транспорте и большом скоплении людей (дискомфорт, учащенное сердцебиение, мысли о том, что может случиться теракт).

На первой встрече клиентка сформулировала свои запросы: избавиться от высокой тревожности, страха смерти, стать более уверенной в себе и готовой к отношениям.

На второй встрече состоялась беседа о страхе смерти и потере дедушки. Благодаря технике re-membering стало понятно, что дедушка занимал значимое место в жизни клиентки, давал ей много любви, хвалил и делал комплименты. Рядом с ним она чувствовала себя уверенно, и его поддержка очень помогала ей. Она же дарила ему много радости и уважения. Эти отношения помогли ей стать той, кто она есть, выбрать специальность, понять ценность семьи и доверия в отношениях, научиться справляться с трудностями.

После разговора о дедушке клиентка восстановила контакт с этим опытом отношений и на неделе чувствовала себя лучше. Тревога немного уменьшилась. В следующие несколько встреч мы исследовали влияние тревоги на жизнь клиентки и то, как она противостоит ей (экстернализация). Оказывается, тревога приходит, когда клиентка ощущает себя счастливой и радуется жизни. Тревога как бы предупреждает: «все не вечно, будь осторожна!». В ответ клиентка может сказать ей: «Да, ты права это все не вечно, но если я не буду радоваться жизни, то и не смогу ее ощутить во всей полноте. То, что ты приходишь, говорит о том, что для меня важна мои жизнь и мои близкие, но тебя слишком много». К этому разговору она может пригласить ту детскую часть себя, которая ощущала себя хорошо и безопасно, которая могла находиться в моменте. Сближаясь с этой частью клиентке становится спокойнее.

После проработки взаимоотношений с тревогой состояние клиентки значительно улучшилось. В те моменты, когда тревога все-таки приходила, ей удавалось быстро от нее избавиться. Однако осталась неразрешенной другая часть запроса – отношения.

Оказалось, что на клиентку влияет много различных идей про отношения. «К 25 уже должен быть опыт длительных отношений», «после 30 ты уже никому не будешь интересна, мужчинам нравятся молодые», «женщина без мужчины считается неполноценной». Проанализировав, как влияют эти идеи на жизнь клиентки (деконструкция) и подходит ли ей это влияние, она выяснила, что не разделяет эти убеждения. Ей не нравится то, что они заставляют чувствовать себя неуверенно. По ее словам, эти идеи были выгодны патриархальному обществу, они помогали ему поддерживать господствовавший сотнями лет уклад. Сейчас они отходят на задний план. Клиентка решила, что сейчас будет отдавать свое время и энергию профессии и карьерному росту, поскольку ей важно уверенно стоять на ногах, реализовать себя и заводить семью, будучи зрелым и самостоятельным человеком. Ее определенно поддержал бы в этом ее дедушка. Он всегда подкреплял ее уверенность в себе и правильность ее жизненных выборов.

За 12 встреч нам удалось ослабить влияние тревоги на жизнь клиентки, она научилась вступать с ней в диалог, использовать мыслительные и поведенческие техники работы с ней. Клиентка стала больше радоваться. Ей удалось почувствовать себя более уверенно в сфере отношений, завести аккаунт в тиндере, начать ходить на свидания. Она нашла поддержку в лице подруги, которая тоже была без партнера. Вместе девушки стали больше выбираться в люди, вести активную социальную жизнь. Она часто вспоминает дедушку, представляет, чтобы он ей сказал в той или иной ситуации. При этом ее наполняют теплые чувства с нотой грусти. Иногда она начинает волноваться, когда папа долго не берет трубку, но быстро понимает, что бывают разные ситуации, и он может быть просто занят».

Источник

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Комментарий: Первоначально данная статья была представлена в качестве доклада на Конференции молодых специалистов «Работа психолога-консультанта в современном российском обществе, состоявшаяся 14-15 апреля 2007 года в Институте практической психологии и психоанализа.

Основные принципы нарративной терапии: равенство терапевта и клиента, сотрудничество, открытость, доверие, искренность-«прозрачность», позиция «не-знания», установка на любознательность, сфокусированное внимание и взаимное уважение.

Помочь человеку сформировать предпочитаемую им идентичность на основании конструируемой совместными усилиями выбранной им жизненной истории, опираясь на его ценности, предпочтения, выборы.

В течение последних десятилетий наблюдаются изменения традиционных форм и ценностей семьи: меняется структура, распределение функций и ролей внутри нуклеарной и расширенной семьи; отмечается рост числа пар, решивших не иметь детей; рост числа людей, живущих вместе не вступая в законный брак (гражданские браки, гомосексуальные пары, коммуны); все больше матерей, решивших родить ребенка, не выходя замуж; увеличивается возраст вступающих в брак. Представление о традиционной нуклеарной семье как абсолютной норме расшатывается разнообразием альтернативных стилей жизни.

Современный молодой человек, решая создать семью, испытывает давление внешних и внутренних противоречий, при выборе семейной идентичности, теряясь в многообразии альтернатив. Семейная терапия помогает человеку сделать выбор в сторону своих ценностей и предпочтений, а не автоматических эмоциональных выборов, произрастающих из родительских семей или социума.
В данной статье представлен анализ опыта работы в рамках нарративной терапии с молодой женщиной, имеющей сложности в создании отношений с мужчинами.

Описание случая

В психологическую консультацию обратились молодая женщина Маша, 30 лет. Полгода женщина встречалась с молодым человеком. В момент обращения, она была в остром эмоциональном переживании в связи с расставанием с ним. Она плакала, сокрушалась, что не может понять причины своих неудач с мужчинами.

Запрос

Терапевтический процесс

Неуверенность может реализовать себя с помощью различных союзников: Закомплексованность, Ущемленность, Неуспешность, Немощность, Бессилие, Безысходность, профнепригодность, Некомфортность;

Тревога проявлялась через симптомы: «Трясучка» (Волнение), Паника, Напряжение, Скованность, Торопливость, Беспокойство, Обида, Критика, Обесценивание, Контроль, «Анорексия» (со слов девушки).

Методом Экстернализации успешно проводилась работа с Проблемой и ее союзниками. Практически, эти симптомы исчезали уже на следующей сессии (особенно Анорексия, Трясучка, Напряжение, Паника, Скованность), что не мешало наиболее стойким из них (Неуверенность, Ревность) возвращаться вновь и вновь, особенно перед праздниками и значимыми датами в жизни Маши.

Проблема манипулирует Машей, пытаясь руководить ее жизнью. Проблема проникла в отношения Маши с мужчинами, в сферу работы, в область питания, сна (страхи, беспокойство), отношения с родственниками, коллегами и другими людьми. Особенно сильно Проблема проявляется в отношениях с мужчинами.

В разговорах с мужчинами проблема:

Проблема повлияла на физическое состояние Маши. Маша теряла аппетит, пустила в свою жизнь Бессонницу, «Трясучку», Напряжение, испытывала аллергические реакции…

Проблема вмешивается в ее мысли («страх парализует мою голову»), начинает «проецировать» («как человек стал дорог, мое сознание рисует сцены измены»), ее «чертенок» диктует ей, как вести себя так, чтобы впоследствии усилить влияние проблемы.

Проблема изменила представление Маши о самой себе. Маша порой считает себя «ненормальной», «ущербной», «закомплексованной», «немощной», «беспомощной», «не гармоничной внешне и физически.

Даже когда у Маши хорошие отношения с молодым человеком Страх «крутит» в голове Маши назойливые мысли: «может он уже изменился по отношению к тебе, ты ему уже не нужна», и заставляет Машу произносить то, что, она и не собиралась говорить: «ты еще не передумал ко мне приезжать». Тем самым Страх встает между Машей и молодым человеком, создавая преграду в отношениях.

Какие у Проблемы цели? Проблема ставит цель полностью подчинить жизнь Маши себе, чтобы ни в одной сфере жизни (пока такие еще есть), ни в какое время дня и ночи Проблема не ослабляла своего влияния. Тогда Маша все время, во всех делах будет неуверенной, боязливой, несчастной, обуреваемой негативными чувствами.

Чего в итоге она хочет добиться, влияя на жизнь Маши? Полной власти и диктата над жизнью Маши. Как Проблема представляет идеальное будущее Маши? Маша живет с мамой, в крайнем случае, одна. Встречаться с мужчинами даже не пробует, так как проблема убедила ее, что все напрасно. Конечно, придется ограничить и общение с подругами, родственниками и другим окружением, так как в их глазах Маша будет «читать» все те же вопросы (а далее развернутые тексты проблемы про то, какая Маша несовершенная, и т.п.).

В профессиональной деятельности Проблема постарается также лишить Машу каких-либо перспектив на будущее. Поскольку у Маши есть Проблем, то у нее не может быть «роста и развития», может быть лишь ухудшение ситуации. Маша будет стараться работать все больше, все лучше, чтобы как-то изменить ситуацию, но зарплата ее будет все меньше, продвижения не будет, но отдыхать будет некогда, да и не за чем выделять время для себя.

Какие способности и качества Маши помогают Проблеме развиваться во времени и пространстве? Есть черты личности, индивидуальные особенности Маши, которые поддерживают проблемную историю, а именно это:

В какие сферы жизни Маши проблема не проникла? Маша: «Проблема отсутствует, когда я работаю физически, когда моя голова, руки заняты. Например, общаюсь с другими людьми, с мужчинами по чату, коллегами, косметологом, подругами, племянницей, во время отдыха, строю планы на будущее, работаю с вами (психологом)».

Как она ей противодействует? Маша вспоминает про свои ресурсные качества и способности и применяет тактики и стратегии, которые уже однажды помогали справиться (хотя бы на время) с Проблемой.

Маша внимательно наблюдает за другими людьми, семьями и использует не только свой опыт противостояния Проблеме, но и то, что помогает другим людям.

Если даже результат не всегда с первого раза получается полностью удовлетворительным, то Маша старается проанализировать полученный опыт и более эффективно действовать в следующий раз. Маша изобрела несколько стратегий, чтобы оказывать сопротивление проблеме:

Но справиться с Проблемой может только Маша, так как этот «груз» несет она, и только она может принять решение брать или не брать Проблему в новые отношения.

Так проблема обманывала Машу. Проблема вставала между Машей и мужчиной и лишала их близости, возможности реально «встретиться», друг друга увидеть, ведь они видели перед собой Проблему Маши. Маша сделала выбор самостоятельно разбираться со своей Проблемой. Маша приняла более активную позицию по отношению к Проблеме, старается видеть и противостоять ее тактикам, стратегиям и хитростям.

Маша принимает все большую ответственность за «случающиеся» события на себя, а не делегирует ее другим людям.

Кто поддерживает Машу (родственники, друзья, знакомые, учителя, терапевт и т.д? Как именно они заставляют Проблему отступить? Есть несколько подруг, которые поддерживают Машу в противостоянии Проблеме. Также это личный психотерапевт и группа психотерапевтов, работающих в нарративном подходе.

Маша обладает качествами и способностями, которые мешают захватить власть над Машей Проблеме, это ее ресурсы:

Инициативная (это качество позволяет Маше все больше выбирать жизнь без Проблемы);

целеустремленная, предприимчивая, решительная, стремительная, дотошная и упертая (Маша решила расстаться с Проблемой, поставила такую цель и упорна в е достижении);

смелая (не боится пробовать новые техники и стратегии); сильная и спортивная (имеет опыт достижений в спорте и «переносит» его на борьбу с Проблемой);

веселая и жизнелюбивая (помогает Маше не унывать даже при неудаче и снова пробовать справляться с Проблемой);

коммуникабельная (находит поддержку и «подсказки» в общении с другими людьми);

умеющая фантазировать и импровизировать (пробует новые способы справляться с Проблемой и в воображении и воображаемые, творческие;

«самодостаточная с внутренним стержнем, с чувством самозначимости (позволяет Маше опираться на себя, доверять себе);

умная, адекватная (проводит большую работу по осмыслению и анализу своего опыта проб и ошибок);

красивая (дает Маше уверенность и радость и «заботу о себе»); творческая, игривая, легкая, с чувством юмора (позволяет Маше и в трудные моменты жизни не унывать, надеяться на лучшее, находить необычные творческие решения);

«умею планировать» (помогает Маше в последовательности действий, распределении усилий в борьбе с Проблемой);

ответственная, честная, уважительная, исполнительная, трудолюбивая, «болею душой за каждое дело» (эти качества позволяют Маше ответственно, трудолюбиво работать над изменением своей жизни).

Например, Проблема убеждала Машу напрягаться, волноваться, быть неуверенной, то это привело к потере аппетита. Появилась слабость, головная боль, тошнота. У Маши осталось чувство голода, но Проблема заставляла ее испытывать отвращение ко всему. Маша не согласилась с таким эффектом Проблемы и начала исследовать этот феномен. Оказалось Напряжение на фоне расставания с молодым человеком усилилось за счет поставленных в профессиональной сфере задач «должна выиграть». Проблема «нашептывала» Маше, что «время упущено», пугала «в нужный момент ты не сможешь правильно отреагировать», «будешь колебаться», «не сможешь быть спокойной и уверенной». (Проблема заставляет верить Машу, что всегда и во всех ситуациях «человек должен быть спокойным, уверенным, дружелюбным»), критиковала и обесценивала способности и профессиональные навыки Маши: «ты профессионально непригодна», «дура ты, дура», «тормоз», «тебе не справиться с этой ответственностью».

Маша исследовала историю появления этой тревоги, страха, напряжения. Оказалось, в детстве Проблема вставала между Машей и ее мамой в виде Контроля, Критики и Обесценивания, когда Маша учила уроки с мамой. Проблема заставляла маму говорить Маше: «ты тупица», «пойдешь в дворники», «ты все делаешь не так», «голова тебе на что, подумай!». Возможно, Проблема (Страх, Напряжение) обманывала и маму, так как мама любила Машу и беспокоилась за ее будущее, то Страх внушал и маме такие мысли: «как ее Маша сможет справиться со сложной жизнью сама, надо научить дочь всему и побыстрее».

Маша сказала, что эта Тревога и Страх из детства, и сейчас он ей не нравиться, так как «он парализует мою голову, заставляет ноги дрожать, хочется рыдать».

Проблема становилась все меньше уже в этом разговоре. Потом Маша рассказала, что из еды она предпочитает, и у нее появилось намерение купить и съесть именно эти продукты.

Проблема не смогла парализовать Машу в эпизоде «нападения грабителя». Маше даже в голову не пришло пустить Неуверенность, Страхи, Ущербность, Закомплексованность, Ущемленность, Неуспешность, Немощность, Бессилие, Безысходность, Беспокойство, Напряжение, Скованность, и т.п. в это событие.

Проблема убеждала Машу, не «поднимать» вопрос о повышении ей зарплаты, но Маша не только поговорила об этом с начальством, но и, получив не совсем удовлетворяющий результат, продолжила обсуждение этого вопроса, и добилась желаемого.

Проблема настаивала и запугивала Машу в отношениях с молодым человеком. Убеждала, что не следует ему говорить о своих желаниях и потребностях. Маша использовала Открытость в противовес Проблеме, и, получив от мужчины ответ, поняла, что проявление Открытости дает большую ясность в понимании другого человека, а как следствие большую близость, кроме того, многие «надуманные факты» не подтвердились, и реальные его объяснения изумили ее.

Маша приходит к пониманию, что «открытостью, как и другими полезными навыками общения надо овладевать, они закрепляются не сразу».

Проблема особенно нагнетала Страхи и негативные чувства в периоды праздников, но и здесь Проблема часто терпела фиаско, за счет того, что Маша смогла привлечь свои ресурсы, которые у нее исторически были, использовала эффективные способы жизни: Планирование, Заботу о себе, Легкость, Веселость, Коммуникабельность, поддержку друзей, подруг и родственников.

Проблема внушала Маше, что для того «чтобы мужчина остался с женщиной, надо чтобы эта женщина выиграла» в некой конкуренции за этого мужчину. И здесь проблеме пришлось отступить, когда Маша справилась с ней в конкретной ситуации.

Результатом исследования проблемной истории с помощью техники Экстернализации явилось понимание, что Проблема негативно влияет на жизнь Маши. Маша сделала выбор по отношению к проблеме, что хочет расстаться с ней.

Множественная экстернализация с группой взаимосвязанных проблем, которые сами находятся между собой в определенных отношениях, позволила Маше ослабить влияние Проблемы на свою жизнь и избавиться от некоторых союзников, симптомов: Волнение «Трясучка», Напряжение, Растерянность, Беспокойство, Паника, симптомов Анарексии и аллергических реакций. В работе выяснились ресурсы, способности, знания и умения Маши, с которыми она восстанавливала связь, в нарративных терминах, и впоследствии, использовала, чтобы противостоять Проблеме и управлять отношениями с ней.

Проблемы у нас существуют в социуме, в социальных контекстах, они там живут и люди с ними там встречаются. Поэтому, чтобы изменить отношения с проблемой в нарративном подходе используют метод деконструкции, который делает доступным для обсуждения, вот эти скрытые, само собой разумеющиеся влияния на уровне каких-то истин, стереотипов, распространенных практик.

Метод Деконструкции позволяет исследовать широкие социальные влияния, которые участвуют в жизни проблем, которые в свою очередь влияет на людей.

Техника «Деконструкция» помогла Маше сделать видимыми идеи, поддерживающие проблемную историю:

Идеи, о пассивной позиции Маши, где все зависит от мужчины
«сильной делает женщину мужчина, который рядом», «если женщина без мужчины, то она не состоялась», «мужчина не может быть один, умыкнут», «если мужчина хочет встречи, женщина должна радоваться, пока он хочет и должна «себя отодвинуть»,
«женщина должна подстраиваться под мужчину, не открывать себя полностью»,
«влюбленный человек должен забыть о себе».

Идеи соперничества с другой женщиной:
«выигрывает женщина, с которой остается мужчина», «чтобы победить другую женщину надо быть идеальной, не допускать ее ошибок».

Идеи о том, каким должен быть мужчина
«избранник должен нравиться маме, родственникам, иначе стыдно с ним знакомить»,
«мужчину надо использовать по назначению, есть его роль, функция», («каждая вещь в моей квартире сделана каким-либо мужчиной»), «настоящий мужчина приходит женщине на помощь».

Идеи про отношение Маши к расставанию с мужчинами
«новые отношения должны начинаться с «белого чистого листа», « расставаясь надо отсекать мужчину, как отрезанный ломоть», «человек не должен зацикливаться, иначе жизнь остановиться, останутся нереализованные планы», «одно такое событие не должно ломать жизнь».

Другие:
«верить людям нельзя», «человек должен быть спокойный, уверенный, дружелюбный»,
«секс полезен для здоровья».

«Если мужчина хочет встречи, женщина должна радоваться, пока он хочет и должна «себя отодвинуть», «женщина должна подстраиваться под мужчину, не открывать себя полностью». Получается женщина ничего не вольна решать и никак не должна проявлять свои желания, мысли и потребности, так как иначе ей не быть не сильной, не «состоявшейся», в общем, ей лучше совсем НЕ БЫТЬ, чтобы хотя бы как-то БЫТЬ.

В теме «соперничество» с другой женщиной звучат идеи про то, кто и как выигрывает в конкуренции за мужчину. Тогда получается у Маши сложности не с мужчинами, а с женщинами, а привлекателен лишь тот мужчина, у которого уже есть женщина, или много женщин. Мужчина в этой борьбе женщин чувствует себя лишь функцией, вряд ли это может ему понравиться, и тогда он предпочитает уйти. Возможно ли, чтобы Маша (или кто другой) победила всех женщин? Как выглядит эта победа? Что для Маши важнее: победить всех женщин или создать семью с мужчиной, построить близкие отношения?

Многие эти идеи рефреном звучат в социуме, они, что называется у нас «на слуху». И не только Маша, но большинство людей разделяет их, даже не задумываясь, не обнаруживая их противоречивость. Влияние этих идей заставляет Машу выбирать крайне противоречивое поведение и заставляет ее страдать. С мужчинами Маша проявляет себя то «сильной женщиной», то «полностью подстроенной под него». Маша пыталась понять, как эти идеи связаны с ее проблемной историей, решить, нужны ли они ей, принять или увидеть альтернативные идеи. Маша поняла, что надеется создать теплые, открытые отношения с мужчиной: «не хочу быть преследующей и хищницей, а готова уже проявлять себя как человека «обнаженного», то есть «показывать свои чувства, предъявлять свои желания, не забывать себя».
Альтернативная история пополняется за счет работы в технике «уникальный эпизод», где Маша справлялась с Проблемой хотя бы на время, пробовала новые техники и стратегии по отношению к Проблеме.

В своем окружении Маша увидела 3 семьи, где не все эти идеи поддерживаются. И это еще одно направление для исследования, которое может способствовать развитию Альтернативной истории. Маша с любопытством и удивлением рассказывает на сессиях, как женщины в этих семьях «строят» отношения с мужем, другими людьми, опираясь на Открытость, Доверие, Уважение к мнению и выбору другого человека и при этом Уважении к собственным ценностям и предпочтениям, что Маша называет «заботой о себе». Маша учиться переносить полезный опыт этих семей на свой собственный опыт отношений с мужчинами, что дает ей первые положительные «всходы».

На сегодняшний день Результаты работы следующие:

Выводы:

Сложности данной работы в осуществлении Деконструкции, поскольку Идеи, поддерживающие проблемную историю Маши укоренились в социуме, а не только в ее голове. Влияние стереотипов столь сильно, и поддерживается не только широким социальным контекстом, но и ближайшим окружением Маши, которое тоже восприняло все это из социального контекста. Социальные контексты, поддерживающие Машины проблемы, чрезвычайно сильны. Поэтому, чтобы изменить отношения с проблемой в нарративном подходе используют метод Деконструкции, который делает доступным для обсуждения, эти скрытые, само собой разумеющиеся влияния на уровне каких-то истин, стереотипов, распространенных практик.

Нарративный подход, говорит, что если мы не будем обсуждать социальные влияния, или не получается их обсуждать, так как они очень сильные, то, даже, Проблема, благодаря, хорошей экстернализации, так разрыхлившись, уйдя во многом, все равно будет «цепляться» какими-то остатками. Потому что каждый раз, когда Маша включает телевизор или выходит в мир, то ей нужны специальные усилия, чтобы противостоять тем социальным контекстам, в которых Проблема живет.

Метод Деконструкции помог ей увидеть, как в ее семейном и социальном контекстах «прорастали» и автоматически передались ей вышеперечисленные идеи, поддерживающие Проблемную историю. Маша, отделилась от них настолько, что смогла увидеть их эмоциональное влияние на свою жизнь, поняла, что действительно ей подходит, а что принято автоматически, неосознанно, и после этого сделала выборы на основе своих ценностей и предпочтений, какие идеи могут стать «фундаментом» ее семейной идентичности, а с какими она желает расстаться.

Альтернативная история ее будущего строится на основании ее выбора, и Маша рассматривает разные варианты. Главный результат работы Маши на сегодня, то, что она сама сказала, что ощутила, что можно «Заботиться о себе» и строить свою жизнь на основе сознательных, а не автоматических выборов.

Примечания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *