Нарты абхазия что это

Всемирный
абхазо-абазинский
конгресс

Эпос как собрание легенд и мифов целого народа не имеет конкретного автора и складывается в течение продолжительного времени. Нартский эпос — не только древнейший памятник фольклора, но и подспорье историкам в изучении жизни абхазского народа за многие тысячелетия до наших дней.

Аста Ардзинба

Слово «эпос» — из древних времен: оно имеет древнегреческое происхождение. Это один из трех основных типов литературного повествования наряду с драмой и лирикой. Интересно, что эпос, чаще всего, не имеет автора, а складывается в течение продолжительного времени как творчество целого народа. Таким образом, наряду с легендами и мифами о героях, он содержит в себе отражение народной жизни прошлого, часто — очень древнего прошлого.

Как индийская «Рамаяна», шумерский «Гильгамеш» или армянский «Давид Сасунский», так и кавказский эпос «Сказания о Нартах» — древнейший памятник мирового фольклора. Героический эпос народов Кавказа дошел до нас в живом бытовании и до сих пор поражает силой художественного слова.

Из уст в уста. Как формировался нартский эпос

Мифы о могучих братьях-богатырях, сражающихся с великанами и обладающих недюжинной силой, существуют у многих народов Кавказа. В первую очередь, у абхазо-адыгских народов — абхазов, абазинов, убыхов, адыгейцев, кабардинцев, черкесов — и осетин: здесь нартский эпос, по мнению ученых, имеет наиболее глубокие корни. Сказания о нартах представлены также в устном народном творчестве карачаевцев и балкарцев, упоминаются они в вайнахском фольклоре у чеченцев и ингушей.

Несмотря на то, что многие сюжеты сказаний схожи, а имена богатырей созвучны, у каждого народа эпос имеет свои особенности. Вероятно, из-за того, что народные сказители вносили в него определенные верования и представления об окружающем мире, характерные именно для своего народа.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Интернациональность эпоса, то есть его принадлежность к разным по языку и этническому происхождению народам Кавказа, – удивительный факт, загадка, которую многие десятилетия пытаются решить фольклористы, но к общему знаменателю так и не приходят. Одни предполагают, что создателями эпоса были народы так называемой кавказской языковой семьи, а наличие у осетин сказаний о нартах подтверждает их местное, а не пришлое, скифо-сарматское, происхождение.

Другие считают, что западно-кавказские саги сохраняют в себе древнее иранское ядро, и само слово «нарт» имеет иранское происхождение из индоевропейского корня, означающего «мужчина, герой». При этом ученые сходятся во мнении, что эпос абхазо-адыгских народов сохранил архаичные черты и осколки ранних традиций и верований, в то время как осетинские сказания были переработаны, чтобы сформировать более плавное повествование.

Нартский эпос зарождался в горах Кавказа на протяжении тысячелетий. Большинство исследователей считает, что он начал формироваться в VIII-VII веках до нашей эры. Часть ученых утверждает, что истоки нартских сказаний восходят к III тысячелетию до нашей эры. Каковы бы ни были датировки, об одном можно говорить с уверенностью: родились они задолго до появления на Кавказе христианства и ислама. Свидетельство тому – политеизм, присущий сказаниям о братьях-богатырях.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Отдельные истории о нартах объединялись в циклы, которые были связаны между собой, имели общий сюжет и определенную хронологию. Со временем из огромного количества разрозненных мифов о нартах сформировался эпос. Процесс образования нартиады в основном завершился в средневековье, к XII – XIII векам. К этому времени на Кавказе уже появились христианство и ислам, что наложило отпечаток на более поздние предания о нартах. Если в древних повествованиях преобладает языческое мировоззрение, то в поздних уже присутствуют символы и атрибуты монотеистических вероучений.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Таким образом, нартский эпос выступает не только как памятник устного народного творчества, но и как исторический источник. В нем нашли то или иное отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа, создававшего его: от эпохи матриархата до установления феодально-классовых отношений. Именно поэтому нартиаду и называют подлинным автографом, полученным из рук самого народа.

У абхазов нартский эпос имеет смешанную, стихотворно-прозаическую форму, при этом прозаическое повествование преобладает.

Известный абхазский ученый Шалва Инал-ипа писал: «Отдельные фрагменты его (эпоса — прим. ред.) исполняют в песнях, играя на народном двухструнном смычковом музыкальном инструменте « апхярца».

Но только в немногих своих частях эпос дошел в форме песенного повествования, неотделимого от голоса и музыки (существует особая нартская мелодия), а иногда (например, в «Песне матери нартов») сопровождаемого и танцами».

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Версий о происхождении самого слова «нарт» существует множество. Некоторые ученые выводят это название от хурритской области Нахрия. Другие говорят об абхазском происхождении термина. Часть исследователей настаивает на монгольских корнях, связывая слово «нарт» с монгольским «нара» («солнце» ), к которому позднее добавился осетинский суффикс « т» — показатель множественного числа существительных (при помощи этой морфемы в осетинском языке до сих пор образуются фамилии). Впрочем, по мнению большинства ученых, наиболее убедительна версия об иранском происхождении термина. Как уже было отмечено выше, они усматривают сходство слова «нарт» с иранским «нар».

Равенство и демократия. Кто они — нарты?

По преданию абхазов, общество нартов — это род, в который входят сто братьев и их единственная сестра Гунда, все они рождены одной матерью по имени Сатаней-Гуаша. Эта большая семья символизирует собою весь народ.

Нарты – высокие, статные и могучие богатыри. Одним ударом меча они могут расколоть скалу, в один прыжок преодолеть обрыв, нарты метко стреляют из лука и виртуозно владеют мечом. С одной стороны, они благородны, отважны, бесстрашны, с другой – подвластны земным страстям: им не чужда зависть, ревность или гнев. При этом они неразрывно связаны своим «братством».

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Много времени братья проводят в походах, борются с великанами-людоедами, ведьмами, драконами и иноземными захватчиками. Они отбивают сокровища, неприступные крепости, защищают обездоленных… Героикой боев пронизана вся жизнь нартов. Именно походы, в особенности те, что «для добывания славы» (на абхазском «хьыӡрацара» (хидзрацара) — прим. ред.) образуют основные сюжетные линии нартиады.

Главное действующее лицо абхазского эпоса — нарт Сасрыква, рожденный из камня. Сказания о приключениях Сасрыквы – центральное ядро эпоса. Именно Сасрыква, который почти идеализируется, спасает своих братьев от холодной смерти во тьме. Он сбивает стрелой звезду, которая освещает нартам путь, и похищает у злых великанов огонь для братьев. Он совершает подвиги, защищает обездоленных и слабых, восстанавливает справедливость. В одиночку Сасрыква спасает братьев из утробы злой великанши-людоедки, убивает дракона.

Сасрыква был незаконнорожденным, и потому старшие братья считали его неровней себе и ненастоящим нартом. Кроме того, братья завидовали превосходящему их по силе Сасрыкве, хотя тот не раз вызволял их из беды. В конечном счете, гласит эпос, ожесточившиеся братья выведали у колдуньи уязвимое место Сасрыквы и погубили младшего брата.

«Когда, как клинок дамасский, мальчика закаляли,
Клещами за правую ногу держали его на огне.
Там его слабое место, там и душа его прячется», — поется в сказаниях.

Другая важная фигура нартиады — Сатаней-Гуаща, мудрейшая и нестареющая мать всех нартов. Это один из самых ярких женских образов мировой поэзии. Она умна, хитра, хозяйственна. Нарты всегда обращаются за советом к Сатаней, и советы ее всегда оказываются верными. Многие нарты избежали смерти благодаря своей матери.

Шалва Инал-ипа назвал образ Сатаней-Гуащи умом и совестью народа.

«Сатаней — это воплощение черт идеальной женщины, которая без солнца греет, без луны светит. Сатаней — родоначальница и глава рода, устроительница семейного очага, главная экономка, мудрая прорицательница и чародейка, наконец, учитель народа», — писал о ней ученый.

Известный исследователь эпоса Василий Абаев, в свою очередь, отмечал: «Можно мыслить нартов без любого из героев, даже главнейших, но нельзя их мыслить без Сатаней».

Сатаней пользуется безграничным уважением среди нартов и занимает в их обществе едва ли не самый высокий статус.

«Сыновья ни в чем не перечили ей. Мать одна, а их-то сто! Если бы возвысили они свой голос против матери, что она могла бы поделать с ними?» — говорится в сказаниях.

Другие женские персонажи играют активную роль в сказаниях не так часто. Зачастую девушки становятся объектом споров, перерастающих во вражду между нартами.

Помимо братьев героями некоторых сказаний выступают пришлые богатыри. Интересен эпизод о пришлом герое Нарджхьоу, который похитил сестру нартов Гунду.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Вот как описывает единственную сестру богатырей эпос: «Звали ее Гунда, а за красоту необыкновенную прозвали Прекрасной. Нарты горячо любили сестру свою, воспитывали с большим тщанием, берегли и холили. Жила она в хрустальной башне. Ноги ее никогда не касались земли. Братья кормили сестру только костным мозгом дичи. Тело девушки было подобно свежему сыру — белым и нежным. Кожа отсвечивала точно зеркало. Не мог описать Гунду язык человеческий.

Нарджхьоу – не нарт, но по силе не уступает сильнейшим из них. У него железные зубы, которыми он может раскусить цепи, и стальные усы. Он похитил красавицу Гунду, которая к тому времени была уже сосватана Хуажарпысу. В наказание за разбитое счастье дочери Сатаней-Гуаща обратила Нарджхьоу в каменную глыбу, а несправедливо пострадавший Хуажарпыс обратился в прекрасный рододендрон, радующий своим видом людей.

Мир как нечто само собой разумеющееся. Что любят нарты больше всего?

Интересно, что в нартских сказаниях ровным счетом никак не объясняется происхождение мира и человечества, в то время как сказания других народов раскрывают их представления о том, как возникла жизнь на земле. Нарты же воспринимают реальное существование мира как что-то само собой разумеющееся, и на этом основывается их мировоззрение.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

В пантеоне нартов есть покровители, например, грозовых явлений — Афы, лесов и дичи — Айргь-Ажвейпшаа, другие. Однако их нельзя назвать богами в привычном политеистическом понимании, абсолютно авторитетными или всемогущими. Нарты не знают ни священных мест, ни жертвоприношений. В то же время они верят в неопределенное сверхъестественное начало – адоуха, которым, по сказаниям, проникнута и мать нартов Сатаней-Гуаща.

Основная тема нартского эпоса – это патриотизм, бесстрашие и отвага героев в защите своей родины. При этом не меньшим почетом, чем воины, в стране нартов пользуются и обычные труженики: кузнецы, хлебопашцы, пастухи. Они воспеваются так же, как и защитники. Уважительное отношение к женщине, забота о старших и воспитание молодого поколения – темы, которые также отражены в эпосе.

Особенное место в преданиях занимает животное конь. Для нартов это преданный друг, такой же всесильный, как и его хозяин. Кони в сказаниях о нартах никогда не доверятся человеку, пока не испытают его на отвагу и верность в дружбе. Так было и у Сасрыкуа при первой встрече с говорящим конем Арашем, впоследствии ставшим его верным другом и помощником в делах.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Нартский эпос – ключ к истории народов, породивших его, ключ к пониманию культуры, уходящей корнями в глубокую древность. Даже изученный материал – основа для многих научных исследований. А ведь многое безвозвратно утеряно — в том числе, быть может, и некоторые из наиболее важных частей нартского эпоса.

Изучение нартиады началось сравнительно недавно, в XIX веке. В 1940 году были впервые опубликованы четыре нартских сказания. В 1988 году вышли «Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев».

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Особую роль в исследовании нартиады в Абхазии сыграл академик Шота Салакая — первый абхазский профессиональный фольклорист-нартовед и эпосовед. Другой известный исследователь абхазского нартского эпоса — видный специалист в области кавказской фольклористики Зураб Джапуа.

Источник

Нартский эпос

Хотя нартский эпос в своих древнейших частях восходит, по-видимому, ко второму тысячелетию до н. э., но он продолжает жить и поныне. Когда в 1945 г. в сел. Ачандара В. И. Абаев спросил у старого кузнеца Лумана Авидзба, знает ли он что-нибудь о нартах, последний ответил: «Нартов знают все». Бережно сохранил его народ и, несмотря на превратности исторической судьбы, пронес сквозь века, передавая из уст в уста, из поколения в поколение.

К эпическому творчеству располагает большой исторический опыт. А история абхазского народа, живущего с незапамятных времен на кавказском берегу Черного моря, полна бранных дел и суровых испытаний. Неизвестно, порождением каких именно конкретно-исторических условий являются нарты, но эпические сказания больше, чем любой другой жанр словесного фольклора, связаны с историческими судьбами его создателей и в них ярче всего выражается национальное самосознание и дух народа.

Эпос о героях-нартах широко распространен у Абхазов, Абазин, Убыхов, Адыгов (Адыгейцы, Кабардинцы, Черкесы), Осетин, а также Карачаевцев, Балкарцев, отчасти у Ингушей, Чеченцев, Дагестанцев и др. Однако, наиболее глубокие корни он имеет в фольклоре Абхазского, Адыгского и Осетинского народов.

Как известно, в области духовной культуры для всех народов главным источником творчества является свой жизненный опыт, свои исторически сложившиеся условия существования. И абхазские нартские сказания, при всем их сходстве с нартским эпосом других народов, особенно адыгских, являются оригинальным фольклорным и культурно-историческим памятником первостепенного научного и художественного значения. Черты своеобразия и оригинальности абхазскому нартскому эпосу придают национальные фольклорные традиции и вообще условия конкретно-исторической жизни и этнографического быта абхазского народа.

Нартский эпос создавался в течение многих веков. В нем нашли то или иное отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа, начиная, может быть, с эпохи матриархата и вплоть до развития феодальных. классовых отношении. Многое из созданного за это время разрушилось, многое изменилось. Но удивительно стойко сохранялась первоначальная идейно-художественная сущность нартского эпоса, что, пожалуй, особенно относится к абхазским сказаниям. Подлинной нартской идеологии чужды взгляды и идеи классового общества, несовместимые с архаическим равенством и демократизмом. Такие взгляды и идеи вообще в нартском эпосе являются позднейшими наслоениями, а в абхазских сказаниях, в отличие от кабардино-осетинских, не нашли почти никакого отражения. В них не упоминается почти ни один из современных или известных истории народов, если не считать редких указаний о «несчастном абхазе Сасрыкве» (в рассказе «Уахсит, сын Нарта Сита» один из героев говорит: «Абхазский дух! Абхазский дух! Откуда взялся этот абхазский дух!»)

Согласно абхазским сказаниям, нартское общество организовано в материнский род. Оно состоит из ста братьев и их единственной сестры, рожденных одной матерью. Такого большесемейного коллектива, символизирующего собою весь народ, не найти ни в одном эпосе.

В основе хозяйственной жизни нартов лежит коллективное производство и потребление. В эпосе прославляется богатырский труд человека, в частности, труд земледельца, работа нартского кузнеца, мастерство матери нартов, в частности, в ткацком деле. Нарты занимаются пашенным земледелием, разводят просо, лен, осваивают культуру винограда. Охота и скотоводство составляют главное хозяйственное занятие мужчин. У них водятся табуны диких лошадей, стада коров и овец, причем о скотоводстве говорится как о само собой разумеющейся отрасли хозяйства.

Коллективному производству и потреблению соответствует общественное сознание, равно как и ряд бытовых черт, как например, общий «нартский дом», общесемейный котел, длинная скамья для совместных трапез, винный кувшин «на сто человек», общее кладбище и т. п.

Они ведут успешную борьбу с иноземными насильниками, злыми силами природы, драконами и, особенно, великанами-людоедами. Это составляет основное содержание эпоса. Вместе с тем нарты были первооткрывателями. Нередко они совершают походы с единственной целью дойти до неизведанных земель, «где еще не ступала нога человека».

В образе Сасрыквы нашел свое воплощение гуманистический прометеевский миф, идея бескорыстного добра. Ему, как и некоторым другим нартам, присущи черты так называемого «культурного героя», оставляющего после себя человечеству те или иные неизвестные ранее навыки и культурные ценности.

Для нартов характерны высокие нравственные качества. Превыше всего они ставят геройство (ахадара). Все нарты- богатыри, герои. Каждый из них совершает подвиги и служит олицетворением ранних народных представлений о героизме.

Все это, однако, не означает, что им неведомы никакие недостатки. Нарты рождаются, живут и умирают, как люди.

С точки зрения мировоззрения нартов, реальное существование мира представляется чем-то само собой разумеющимся. О сотворении мира кем-либо из богов не говорится ни слова. И вообще богов в настоящем смысле этого слова еще нет. Поэтому нарты не знают ни храмов, ни молитв, ни жертвоприношений. Существует только неопределенное сверхъестественное начало (адоуха), которым проникнута Сатаней (адоуха лыман). Благодаря этому ее желания сбываются. В нартском пантеоне мы видим также покровителей грозовых явлений (Афы), лесов и дичи (Айргь-Ажвейпшаа) и др., которые, однако, представляются такими же существами, как и сами нарты. В одном сказании говорится: «Нарты с Айргь не знали «мое-твое»; все, что было у них, являлось общим достоянием; плохое и хорошее тоже было совместным».

Таким образом, не какие-то потусторонние силы, а сами действующие в эпосе очеловеченные нартсиие богатыри являются создателями всех земных благ. Мировоззрение нартов проникнуто жизнерадостностью, активным отношением к жизни, стремлением пользоваться всеми ее благами, духом исканий, пытливостью.

Построение эпоса характеризуется прежде всего многочисленностью сказаний. Сказания группируются по малым IT большим циклам, вокруг главных героев. Циклы имеют самостоятельное значение, но в то же время часто связаны друг с другом. Подвиги героев составляют основное содержание циклов. Жизнью и деятельностью главного героя абхазские сказания объединяются в нечто единое целое. Этим как бы создается «сквозное действие», что отличает абхазский эпос от черкесских и осетинских вариантов и вместе с тем значительно повышает его художественные достоинства.

У древних эпических персонажей слабо намечается детальная индивидуализация. Внешне они еще довольно похожи друг на друга. Свою индивидуальность они выявляют преимущественно в своих подвигах. И все-таки у каждого из главных героев свой характер, который выражается, главным образом их действиями и драматической ситуацией. Никто не спутает, например, образы умудренной опытом Сатаней-Гуаши и молодой светозарной Гунды, отважного и находчивого Сасрыкву с простоватыми и добродушными богатырями Нарчхьоу или Хважарпыс и т. д.

Поражает монументальность основных образов, краткость и глубина характеристик, простота и строгость изложения, драматизм ситуаций, юмористическое описание некоторых героев. В то же время нартский эпос широко обращается к фантастике как к изобразительному средству.

Важнейшим художественным приемом сказаний является гиперболизм. Он служит основным средством поэтизации. С его помощью выражается чувство восторга и преклонения, сила эмоционального напряжения. Преувеличивается все. Например, Сасрыкве в глаз попала лопатка козленка, на которой жили сто ацанов. Гиперболизация достигает наивысшей степени при описании античеловеческого рода великанов, их внешнего вида, образа жизни и действий. Между прочим, среди великанов встречаются три брата под именем «Три волоса», причем у младшего из них один глаз при семя головах. Неприятно-гигантские размеры этих безобразных существ, носителей злого начала, вызывают брезгливость, посредством гиперболы подчеркивается их низкая природа и нечеловеческая трудность борьбы с ними.

Нартский эпос не отличается вычурностью стиля, пышностью и декоративностью отделки. Из словесных художественных средств больше используются эпитеты и сравнения. Например, имени матери нартов постоянно сопутствует воз величительный эпитет «гуашьа» («опора», «основа»). Эпитет «красивая», «прекрасная» (Пшза) является главным украшением имени сестры нартов. Кроме того, в каждом рассказе можно встретить образные описательные сравнения для характеристики отдельных сторон жизни и внешности действующих лиц.

Нартский эпос абхазов имеет смешанную, стихотворно-прозаическую форму со значительным преобладанием прозаического повествования. Отдельные фрагменты его исполняют в песнях, играя на народном двухструнном смычковом музыкальном инструменте «апхерца». Но только в немногих своих частях эпос дошел в форме песенного повествования, неотделимого от голоса и музыки (существует особая нартская мелодия), а иногда (например, в «Песне матери нартов») сопровождаемого и танцами.

Таковы некоторые черты и особенности абхазского нартского эпоса, представляющего собой громадное культурное сокровище, сбереженное со времен седой древности.

Абхазские нартские сказания ближе стоят к адыгским, в то время, как совпадения с осетинскими являются менее поными и сравнительно более редкими. Это объясняется, прежде всего, этнокультурным единством абхазов с адыгами, а в далеком прошлом они составляли еще более тесную этническую группировку.

Вместе с тем имеются и отличия, которые характеризуют абхазские сказания, в основном, как более архаичные. Так, в абхазских сказаниях Сатаней полностью сохраняет свой демократический облик в то время, как в адыгских она иногда выступает госпожой, имеющей служанку. В некоторых адыгских сказаниях заметно идущее также от феодальной эпохи стремление развенчать «низкорожденного» Сасрыкву, который в абхазском эпосе до конца остается в своем ореоле непогрешимого героя. В них представлена и тема имущественного неравенства, хотя и не сильно, и решается она в демократическом плане. Кроме того, Сасрыкву погубили не сами нарты, как в абхазском эпосе, а другие завистники и враги, зарывшие его живым в землю.

Таким образом, при наличии во всех вариантах общего ядра, восходящего, вероятно, к одному первоисточнику, нартские сказания у каждого народа имеют и черты национального своеобразия.

В тексте использованы материалы работ проф. Г. А. Дзидзария и проф. Ш.Д.Инал-ипа «Абхазы». Историко-этнографические очерки.

Источник

Нартский эпос. Эпос народов Кавказа.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Подобно древнегреческим мифам о героях-полубогах, персидскому наследию «Шах-намэ», армянскому «Давиду Сасунскому», нартский эпос — фундаментальное литературное достояние Кавказа. Мифы о богатырях, которые сражаются с великанами и разбивают скалы ударом меча, сформировались в общекавказский эпос. При этом каждый этнос сохранил свои особенности нартского эпоса.

Кто такие нарты?

Нарты — герои эпосов народов Кавказа, могучие богатыри, совершающие подвиги. Нарты живут на Кавказе. В сказаниях различных народов фигурируют реальные географические объекты: Черное и Каспийское море, горы Эльбрус и Казбек, реки Терек, Дон и Волга, город Дербент (Темир-Капу). Точного расположения страны нартов не приводится ни в одном из эпосов.

Большинство нартов — благородные и отважные герои. Исключение — нарты-орстхойцы из вайнахской мифологии, которые представляются как злодеи, насильники и осквернители святынь. Лучший друг нарта — его конь. Кони нартов наделяются человеческими качествами: общаются со своими хозяевами, спасают их в минуты опасности и дают советы. Нарты часто дружат с небожителями, многие даже состоят с богами в родстве (в этом они близки греческим и римским героям-полубогам).

Значительную часть времени нарты проводят в походах, воюют с враждебными циклопами, ведьмами, драконами и друг с другом. Все нарты делятся на роды, которые находятся в состоянии постоянной войны, и объединяются лишь перед внешней угрозой. В свободное от военных походов время нарты месяцами пируют. У нартов разных народов есть свои излюбленные напитки: у адыгских нартов — сано, у осетинских — ронг и баганы, у карачаевских и балкарских — айран.

Мать всех нартов

У древних народов, стоявших у истоков нартского эпоса, выражено матриархальное устройство общества. Важная фигура нартиады — мать всех нартов.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Эта героиня умна, хитра, запаслива и хозяйственна, она хорошая мать и супруга. Нарты всегда обращаются за советом к Сатаней, и советы ее всегда оказываются верными. Многие нарты избежали смерти благодаря этой героине. Шатана по праву пользуется безграничным уважением среди нартов и занимает в их обществе едва ли не самый высокий статус. Другие женские персонажи играют активную роль в сказаниях не так часто. Девушки становятся объектом споров, перерастающих во вражду между нартами из разных родов, иногда — из одного рода.

Может сложиться впечатление, что нарты — абсолютно положительные герои, но это далеко не так. Хотя нарты — защитники своей земли, они часто выступают агрессорами по отношению к соседским народам, не брезгуют легкой наживой, часто занимаются набегами, крадут девушек, угоняют скот. Иногда они поступают не по чести: лгут, крадут друг у друга, прелюбодействуют, убивают исподтишка, восстают против небожителей. Во многих сказаниях присутствуют богоборческие мотивы. Зависть, гордыня и тщеславие — черты, присущие большинству ключевых героев. За эти пороки нартов нередко наказывают, и это заставляет их вести себя более сдержано. Хотя нарты значительно крепче обычных людей, они все же смертны. В сказаниях погибают многие именитые нарты, как и положено героям, совершающим подвиги.

Суровый физический труд, даже в рамках эпоса одного народа, может как порицаться (считаться уделом людей третьего сорта), так и восхваляться. Пастухи и землепашцы нередко становились полноправными членами нартского общества, принимали участие в походах и проходили с главными героями все их испытания. Даже главные герои эпоса часто пасли свои стада и пахали землю. Однако в некоторых сказаниях богатыри посмеивались над работягами. В целом в нартском эпосе к физическому труду все относятся с должным уважением.

Все важные решения в обществе принимаются на всеобщем нартском собрании. Туда приглашаются только полноценные члены нартского общества — взрослые мужчины, признанные другими. Герой, получивший приглашение на собрание, может называть себя нартом.

Формирование эпоса

Нартский эпос зарождался в горах Кавказа и прилегающих к ним территориях на протяжении тысячелетий. Большинство кавказоведов полагает, что он начал формироваться в VIII – VII веках до нашей эры. Часть исследователей утверждает, что истоки нартского эпоса восходят к III тысячелетию до н.э. Политеистическая система верований, характерная нартскому эпосу, говорит о том, что он начал зарождаться задолго до появления Христианства и Ислама на Кавказе.

Доказана связь нартских сказаний с греческими мифами, грузинскими эпическими сказаниями и русскими былинами. Некоторые исследователи осетинского нартского эпоса даже обнаружили связь между нартиадой и германской и скандинавской мифологией. Это говорит о том, что в древности и в Средние века народы Кавказа тесно взаимодействовали с чужеземцами. Геродот сообщает о контактах скифов с греками в V веке. Скифы соседствовали с греческими колониями в Крыму. Меоты, предки адыгов, также часто контактировали с древними греками в Приазовье. В IV – VII вв., во времена великого переселении народов, аланы, преемники культурного наследия скифов и сарматов, изначально заселявшие степи Предкавказья, прошли путь от современного юга России до Пиренейского полуострова и Северной Африки. Часть из них со временем возвратилась на историческую родину. Контакты с готами, азиатскими кочевниками и народами, населявшими Европу, повлияли на культуру аланов, и сами аланы оставили в Европе свой след.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Аланы в походе. А. Джанаев

Позднее завязываются связи между аланами и Русью, налаживаются дипломатические и торговые связи с Византией. Важнейшее значение в формировании нартского эпоса имеет взаимодействие народов-прародителей эпоса. Касоги, жившие по соседству с аланами и кыпчаками, не всегда находились с ними в состоянии войны. Имели место как торговые отношения, так и военные и политические союзы. Тесные связи вышеупомянутые народы имели с вайнахами, булгарами, хазарами и народами Дагестана. Ощутимое влияние на формирование нартского эпоса оказали грузинские и армянские эпические сказания. В результате многовекового формирования в горах Кавказа сформировались героические эпосы о могучих нартах.

Нартские эпосы народов Кавказа

Нартский эпос — древнейший памятник духовной культуры ряда народов Кавказа. Нартиаду считают своим культурным наследием осетины, абхазы, адыги, абазины, карачаевцы, балкарцы, вайнахи и некоторые народности Дагестана и Грузии. Каждый из перечисленных народов приписывает авторство себе. Все они, в определенной степени, правы.

В основе нартского эпоса, полагают исследователи, лежат аланский эпический цикл и героические сказания автохтонных народов Кавказа. Нартский эпос — продукт культурного взаимообмена автохтонных кавказских народов с пришлыми скифо-сарматами и их культурными наследниками — аланами. Каждый из народов-наследников нартов сформировал свой уникальный эпос, имеющий общие корни с остальными, но при этом значительно отличающийся от них.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Пир нартов. М. Туганов

В основе эпоса лежит концепция мироздания, свойственная конкретному народу. Например, индоарийская концепция трех миров лежит в основе осетинского нартского эпоса, а тюркская тенгрианская модель мироздания служит базой для карачаевско-балкарской нартиады. Характерные для каждого народа стратификационные модели находят отражение в сказаниях, в иерархии и в социальной структуре нартского общества. Культурные наслоения каждого отдельного народа-прародителя заметно отличают эпосы друг от друга.

Осетинский, адыгский, абхазский и карачаево-балкарский нартские эпосы состоят из развитых циклов сказаний, посвященных отдельному герою и его семье. Есть и отдельные сказания, которые нельзя отнести к какому-либо циклу. Несколько меньшее развитие получили сказания о нартах у вайнахских народов. Несмотря на то, что вайнахская мифология очень богата, сказания о нартах-орстхойцах не занимают в ней главенствующее место. Да и сами нарты предстают в вайнахских сказаниях не положительными персонажами, а пришлыми злодеями-богоборцами, которых побеждают в сражениях вайнахские герои. Несмотря на то, что чеченские и ингушские сказания о нартах дошли до нас фрагментарно, вайнахская нартиада представляет собой огромную культурную ценность. Нартские сказания других народов малочисленны и фрагментарны.

Связь с эпосами других народов

Кроме того, что нартские эпосы разных народов Кавказа имеют одни корни, они имеют много общего с эпическими сказаниями других народов. До сих пор нельзя с уверенностью сказать, являются ли эти общие сюжеты продуктом взаимообмена или заимствования, либо же восходят к временам глубокой древности и общему предку. Тем не менее исследователи отмечают явное сходство определенных сюжетов мифов различных народов и нартского эпоса. Ниже мы перечислим лишь некоторые:

Ахиллова пята, колени Сослана и бедра Сосруко

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Герой Илиады Ахилл был ребенком смертного аргонавта Пелея и богини Фетиды. Ахилл был вскормлен костным мозгом диких животных. Ему не было равных в силе и ловкости. Будучи младенцем, греческий герой был закален в водах реки Стикс (печи Гефеста), что сделало его практически неуязвимым. Фетида окунала Ахилла в воду, держа его за стопу, и все его тело стало неуязвимым за исключением пяты, в которую, по воле злого рока, его поразил троянский царевич Парис.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Нарт Сосруко (Сослан) был сыном пастуха. Матери в традиционном смысле у Сослана нет, он родился из камня, его приемной матерью становится Шатана (Сатаней-Гуаша). Как и Ахилл, Сослан не знал вкуса материнского молока: в младенчестве его кормили углем, кремнем, горячими камнями. Сатаней-гуаша попросила адыгского бога-кузнеца Тлепша закалить младенца Сосруко в его волшебной печи. Тлепш закалял героя, держа его щипцами за бедра, поэтому все его тело стало булатным за исключением бедер, в которые его и поразило мифическое колесо Жан-Шерх.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

В осетинской нартиаде Сослан сам приходит к небесному кузнецу Курдалагону, будучи взрослым, и тот раскаляет его на дубовых углях и кидает его в колоду с волчьим молоком (водой), которая по вине хитрого нарта Сырдона оказывается слишком короткой. Из колоды торчали лишь колени Сослана, они то и остались незакаленными. Силой выведав у Шатаны слабость Сослана, его враги подстроили так, что колесо Балсага перерезало ноги Сослана, от чего он и погиб.

Хождение Одиссея в царство Аида и хождение Сослана в царство мертвых

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Одиссей — герой «Илиады» и «Одиссеи» Гомера по собственному желанию отправляется в царство Аида, чтобы узнать у прорицателя Тиресия, как ему попасть обратно на Итаку. После выполнения своей миссии Одиссей благополучно выбирается из обители мертвых.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Нарт Сослан также отправляется в царство мертвых по собственному желанию, чтобы добыть листья дерева Аза, как того требовали уаиги, сторожившие Ацырухс, на которой хотел жениться Сослан. Пройдя через множества испытаний, Сослан выбирается из царства мертвых.

Ромул и Рем, Пиджа и Пидгаш, Ахсар и Ахсартаг

Легендарные основатели Рима, близнецы Ромул и Рем, были вскормлены капитолийской волчицей. Основателем Рима стал лишь один из братьев — Ромул, в гневе убивший брата.

В осетинском нартском эпосе родоначальники нартов близнецы — Ахсар и Ахсартаг — были детьми старого Уархага (человека-волка). По нелепости (по вине Ахсартага), Ахсар погибает, а Ахсартаг дает начало могучему роду воинов Ахсартагата.

Похожий сюжет появляется в адыгских нартских сказаниях, братьев зовут Пидгаш и Пиджа. Интересно, что сюжет о близнецах-основателях Сасуна фигурирует и в армянском эпосе о «Давиде Сасунском», там двух братьев зовут Багдасар и Санасар.

Богатырь Святогор и нарт Батраз

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Герой русских былин, богатырь Святогор, отправляется в поход и сталкивается со старцем, который несет за спиной сумочку «с тягой земной». Между стариком и богатырем завязывается разговор, в ходе которого старец говорит богатырю, что он силен и могуч, но не все в этом мире можно померить силой. Чтобы доказать свои слова, старец предлагает Святогору поднять его сумочку. Святогор пытается оторвать суму от земли, но у него не получается. Приложив все силы, богатырь все же приподнимает суму с тягой земной, но при этом он сам по пояс врывается в землю. После этого старичок с легкостью поднимает свою ношу и уходит.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Похожий сюжет фигурирует в нартском эпосе. Бог (Тейри) хочет образумить нарта Батраза (Батыраса) и посылает ему испытание, с которым тот не может справиться. Всевышний оставил на дороге перед Батразом мешочек, который весил столько же, сколько весит Земля. Батраз с трудом отрывает мешочек от земли, при этом сам уходит в землю по пояс.

Основы нартских эпосов у различных народов

Осетинский нартский эпос дошел до нас благодаря труду народных сказителей, которые в стихотворной форме или нараспев, под аккомпанемент национальных струнных инструментов передавали потомкам истории о богатырях. Один из таких сказителей — Бибо Дзугутов. Видными собирателями осетинского нартского эпоса были Василий Абаев и Жорж Дюмезиль. Благодаря труду Василия Абаева осетинский нартский эпос представляет собой наиболее целостное собрание сказаний, собранных практически в единое произведение.

Исследователи обнаружили параллели между реальными историческими событиями, в которых участвовали аланы, с некоторыми сказаниями осетинского нартского эпоса.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Сослан в загробном мире. М. Туганов

Нартское общество в осетинской нартиаде делится на касты и представлено тремя родами:

Ахсартагата (Ахсартаговы) — род воинов, большинство положительных героев —представители этого рода. По преданию, Ахсартаговы — сильнейшие воины среди нартов, жили они в селении Верхних нартов.

Бората (Бораевы) — род богатых землевладельцев, который находится в состоянии войны с Ахсартаговыми. Богатыри из рода Бората не такие могучие, как Ахсартаговы, но зато их род многочисленнее. Жили в селении Нижних нартов.

Алагата (Алаговы) — жреческий нартский род. Алаговы — миролюбивые нарты, практически не участвуют в военных походах. Собрание (ныхас) нартов проходит в доме Алаговых. Этот род реже остальных упоминается в осетинской нартиаде. Алаговы символизируют духовную чистоту, они составляют жреческую касту, все сакральные реликвии нартов хранятся у Алаговых. Алаговы примиряют враждующих Бораевых и Ахсартаговых. Они жили в селении Средних нартов.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Последние дни нартов. М. Туганов

Значительное внимание в осетинском нартском эпосе уделяется роду Ахсартаговых, потому как именно из этого рода происходят самые известные герои. Основателем рода был нарт Ахсартаг, отец братьев-близнецов Урызмага и Хамыца. Братом-близнецом Ахсартага был Ахсар, погибший по ошибке, супругой была Дзерасса, дочь морского владыки Донбеттыра, отцом Ахсартага и Ахсара был Уархаг (праотец). Представители рода — Ахсартаг, Урызмаг, Хамыц, Сослан, Батраз и Шатана.

Род Бораевых воюет с Ахсартаговыми за главенство в нартских землях, но, несмотря на малочисленность, Бораевым редко удается взять верх. Однако осетинские сказители донесли до нас историю о том, как два рода уничтожали друг друга до тех пор, пока в каждом роду оставалось по одному мужчине. Но затем рода разрастались, и снова начиналось противостояние. Примирились кровники, только когда нарт Шаууай из Бораевых женился на дочери Урызмага и Шатаны. Представители рода — Бурафарныг, Сайнаг-Алдар, Кандз и Шаууай.

Мироздание в осетинском эпосе представлено тремя мирами: небесным царством, куда редко пускают смертных, лишь Батразу позволяется жить на небе, в кузнице его наставника Курдалагона; царством живых, то есть мира, в котором живут нарты и все живые существа и царством Барастыра, то есть царством мертвых, куда легко попасть, но практически невозможно выбраться. Это удается лишь нескольким героям, таким как Сырдон и Сослан. Концепция трех миров почитается в Осетии и в наше время. На праздничный стол, осетины кладут три пирога, символизирующие три царства.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Батрадз на стреле. М. Туганов

Адыгский эпос

Самым крупным собирателем адыгских сказаний о нартах считается Кази Атажукин, долгие годы собиравший разрозненные истории у старых сказителей в циклы. Проблема адыгского нартского эпоса состояла в том, что сказания у различных адыгских этнических групп зачастую противоречили друг другу (впрочем, эта проблема является общей для большинства народов-наследников нартиады.) Тем не менее, благодаря труду Атажукина, адыгский нартский эпос дошел до наших дней достаточно целостным, но в то же время многообразным произведением. Исследователи адыгской нартиады утверждают, что история абазинов и адыгов в романтизированном и мифицированном виде отражена в нартском эпосе.

Нартское общество представлено большим количеством родов. В отличие от осетинского нартского эпоса, в адыгском эпосе если и присутствует разделение общества по функциям на касты, то неявно.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Саусырыко с огнем. А. Хапишт

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Сослан и колесо Балсага. А. Джанаев

Сосруко — аналог осетинского Сослана — самый важный герой адыгского эпоса. Сосруко рожден от камня, его отец — пастух Сос, а матери у него нет. Сосруко воспитывается Сатаней-гуашой в доме Уазырмеса. Герой изначально является изгоем, незаконнорожденным бастардом, его не приглашают на хасу и не берут в походы. Но своей отвагой и мужеством Сосруко заслужил место на хасе и уважение нартов. В числе его подвигов — похищение огня для замерзающих нартов у иныжей, победа над Тотрешем, который в адыгской версии был злодеем, хождение в царство мертвых и многое другое.

Другие герои адыгской нартиады — Ашамез, Батараз, пастух Куйцук, Шаууей, красавица Даханаго.

Мироздание в адыгской нартиаде, как и в осетинском эпосе, поделено на три царства: небесное, среднее (живых) и низшее (мертвых). У нартов хорошие отношения с небожителями. Их наставник и помощник — бог-кузнец Тлепш. Старшее божество в адыгской мифологии — Тха, а Дабеч — бог плодородия.

Карачаево-балкарский эпос

Балкарские и карачаевские сказители назывались халкжер-чи. Они передавали истории о нартах из уст в уста. Формирование карачаево-балкарского нартского эпоса — результат труда именно народных сказителей, на слух запоминавших сотни историй.

Тюркский след отчетливо читается в карачаевском нартском эпосе. Верховное Божество в карачаево-балкарской нартиаде — Тейри (Тенгри), он же бог неба и солнца у многих древних тюркских народов. Сын Тейри — бог-кузнец Дебет — помощник и отец нартов. Именно у Дебета родились 19 сыновей, которые стали первыми нартами из рода Аликовых. Старший сын Дебета Алауган стал прародителем нартов. Семнадцать его братьев погибли от рук Ёрюзмека, нарта из рода Схуртуковых, а самый младший брат Содзук стал пастухом. Алауган — положительный персонаж, он живет по справедливости и помогает отцу в небесной кузнице. Цикл сказаний об Алаугане вероятно был более объемным, но часть историй о богатыре была утрачена. Сын Алаугана — Карашауай — центральный персонаж карачаево-балкарского нартского эпоса. Герой лишен пороков, он воплощение морали и нравственности. Карашауай, кроме всего прочего, самый скромный из нартов: он не кичится своей силой, одевается как бедняк, так что никто не может узнать в нем героя. Лучший друг Карашауая — его антропоморфный конь Гемуда. Гемуда был конем Алаугана и перешел Карашауаю по наследству. Гемуда одним прыжком способен добраться до вершины Минги-тау (Эльбруса). Балкарский Карашауай наделен свойствами адыгского Бадыноко и некоторыми чертами осетинского мудреца Урызмага.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Нарты сражаются с семиглавыми великанами. М. Туганов

Кроме Карашауая, у Алаугана от злой эмегенши-людоедки родилось еще двое детей. Алауган, спасая детей от великанши, потерял двух детей, которых вырастили волки, от них ведет свое начало род алмосту (людей-волков), почитаемых нартами за то, что в них есть нартская кровь. Алмосту иногда помогают нартам, но часто выступают и их врагами.

Кроме Аликовых, в карачаево-балкарской нартиаде есть еще три рода: Схуртуковы, Бораевы и Индиевы. Кровные враги Аликовых — Схуртуковы, могущественный нартский род, глава которого Ёрюзмек. Все нартские роды названы по именам их основателей. У Схуртуковых это — Схуртук (Усхуртук), аналог осетинского Ахсартага из рода Ахсартаговых, у Бораевых это — Бора-Батыр, род Бораевых редко фигурирует в карачаево-балкарском эпосе, так же как и род Индиевых.

Схуртуковы — сильный род, из которого происходит множество значимых персонажей нартского эпоса: старший нарт Ёрюзмек, его сыновья — Сибилчи, Бюрче, приемный сын Сосурук и дочь Агунда.

Жена нарта Ёрюзмека — Сатанай-бийче, дочь солнца и луны, похищенная драконом и спасенная Ёрюзмеком. Как и в эпосах других народов, Сатанай-бийче воплощает в себе мудрость и женственность, она носит гордое имя матери всех нартов. Женщина не раз спасает нартов-мужчин и даже мудрого Ёрюзмека. Сам Ёрюзмек прославился тем, что победил злодея Кызыл Фука (красного Фука).

Еще один видный представитель рода Схуртуковых — Сосурук. Герой не является Схуртуковым по рождению, он сын Содзука, одного из сыновей Дебета, воспитанный Сатаней-Бийче. Сосурук — могучий нарт, совершающий подвиги, спасающий нартов от холодной смерти, добывая для них огонь и убивая эмегенов. Однако он, как и другие представители рода Схуртуковых, небезгрешен. Например, Сосурук подло убивает нарта Ачемеза.

Прослеживается параллель между кровным противостоянием Аликовых, воплощающими рыцарскую мораль, и Усхуртуковых, воплощающими воинственность, в карачаево-балкарском эпосе и враждой Ахсартаговых, старшего нартского рода в осетинской нартиаде, с Бораевыми. В этих двух эпосах очень много общего. Так, род Аликовых — это род Алаговых в осетинском эпосе, Схуртуковы — Ахсартаговы, Бораевы — осетинские Бората. Не имеет эквивалента в осетинском эпосе род Индиевых.

Карачаево-балкарский герой нартиады Ширдан (Гиляхсыртан) одновременно совмещает в себе черты двух не пересекающихся осетинских персонажей — Ширдона и Челахсартага. Ширдан, так же как и Ширдон, хитер, строит нартам козни, и, так же как и Ширдон, он теряет всех детей. С осетинским Челахсартагом Ширдана связывают некоторые моменты из биографии. Ширдан богат, как и Челахсартаг. Как и Челахсартаг, он лишается верхней части черепа, и Дебет (в осет. Курдалагон) выковывает для него медный шлем, который впоследствии и губит Ширдана.

Эпилог нартского эпоса у карачаевцев и балкарцев позитивный. Богатыри отправляются бороться с нечистью на небеса и в подземное царство, где они сражаются за благополучие среднего мира и по сей день. В мире живых остался только Карашауай, живущий на вершине Эльбруса.

Абхазский эпос

Одним из виднейших ученых, исследовавших абхазскую нартиаду, был иранист Василий Абаев. Как и эпосы других кавказских народов, абхазская нартиада передавалась из поколения в поколение в устной форме. Если у эпоса адыгских народов, осетинского и карачаево-балкарского эпоса много общего, то абхазский эпос значительно отличается от перечисленных. Очень похожи между собой нартские эпосы убыхов, абазин и абхазов.

Общество нартов представляет собой большую семью. Все нарты приходятся друг другу братьями, которых в разных версиях 90, 99 или 100. У нартов есть сестра — красавица Гунда. На руку Гунды претендуют сильнейшие богатыри нартского мира. Мать нартов, мудрейшая и нестареющая Сатаней-гуаша, помогает героям наставлениями и мудрыми советами.

Главное действующее лицо абхазского эпоса — Сасрыква, рожденный из камня и выращенный Сатаней-гуашей. «Сасрыквавский цикл» служит центральным ядром эпоса. Вокруг этого ядра разматываются другие сюжетные линии. Сасрыква спасает собратьев от холодной смерти во тьме — сбивает стрелой звезду, которая освещает нартам путь, похищает у злых адауов огонь и передает их собратьям. Сасрыква, в отличие от героев других эпосов, практически лишен недостатков. В этом он близок адыгскому Бадыноко и карачаево-балкарскому Карашауая. Сасрыква — самый сильный из нартов. Он совершает множество подвигов, защищает обездоленных и слабых, восстанавливает справедливость. В одиночку Сасрыква спасает 99 братьев из утробы злой великанши-людоедки, убивает дракона агул-шапа. Его женой становится Кайдух, дочь бога Аирга, способная рукой освещать все вокруг. По ее вине Сасрыква погибает, утонув ночью в бурной реке.

Многих героев адыгского нартского эпоса в абхазской нартиаде нет, но схожие по свойствам и функциям с отсутствующими героями присутствуют. Абхазский Цвицв во многом похож на осетинского Батраза. Отцом нарта Цвицва был Кун, мать его происходила из рода ацанов (карликов). Цвицв приходит на помощь нартам в самые тяжелые для них времена, ему обязан жизнью сам Сасрыква. Цвицв самый крепкий из нартов, его тело крепче булата, именно поэтому его заряжают в пушку и выстреливают в крепость Баталакла, которую он с успехом штурмует. Кстати, это не удалось сделать даже Сослану.

Интересен сюжет о пришлом герое Нарджхьоу, который похитил единственную сестру нартов Гунду. Нарджхъоу не нарт, но по силе не уступает сильнейшим из них. У Нарджхьоу железные зубы, которыми он может раскусить цепи, и стальные усы. Нарджхьоу — эквивалент карачаево-балкарского нарта Бедена, пришлого рыбака, заслужившего доверие и уважение нартского рода.

Нарты абхазского эпоса дружат с богами, иногда даже состоят с ними в родственных отношениях, но богоборческие мотивы также присутствуют в эпосе.

Вайнахский эпос

Видным исследователем чечено-ингушских сказаний о нартах был Ахмед Мальсагов. Вайнахский эпос едва ли можно назвать нартским в полном смысле. Нарты фигурируют в эпосе вайнахских народов, но здесь они зачастую выступают врагами настоящих героев, насильниками, грабителями и богоборцами.

У каждого горского народа Северного Кавказа нартский эпос наряду с общими чертами имеет свои национальные особенности. Если у абхазов, адыгов и осетин нарты идеализируются до такой степени, что даже высшей похвалой для человека считается сравнение с нартом, то в вайнахском эпосе, особенно чеченском, нарты, как правило, отрицательные персонажи, с ними ассоциируется образ врага.

В чеченских сказаниях человеческие герои, такие как Кинда Шоа, Пхармат (иногда представляется нартом Курюко), Горжай и Колой Кант противопоставлены нартам. Нарты горделивы и заносчивы, они пришельцы, подло крадущие стада у людей. Людские герои вайнахов зачастую сильнее нартов, несмотря на численное превосходство последних. Нарты в состоянии победить героев лишь применив подлые уловки. Кинда Шоа — идеализированный герой, занимается мирным трудом и совершает подвиги, лишь когда над его народом нависает угроза. Кинда Шоа пасет стада и пашет землю, он оплот добродетели и сочувствия, наказывающий несправедливость. Кинда Шоа — эквивалент карачаево-балкарского Карашауая.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Вайнахский герой Пхармат повторяет подвиг адыгского Сосруко и добывает для людей огонь. А вайнахский культурный герой Курюко повторяет подвиг грузинского Амирани и греческого Прометея: крадет у божества Селы овец, воду и материалы для строительства жилищ, за что Села приковывает Курюко цепями к вершине горы Бешлам-Корт (Казбек). Каждый год к вершине горы прилетает стервятник и выклевывает сердце Курюко. Своих сыновей, помогавших Курюко, Села приковал к небосводу, где они превратились в созвездие Большой Медведицы.

Эпосы чеченцев и ингушей во многом различны. Если в чеченской мифологии нарты-орстхойцы почти всегда отрицательные персонажи, то в ингушской нартиаде богатыри часто оберегают вайнахов и защищают их от злых духов и врагов.

К числу нартов-орстхойцев можно отнести Ачамаза, Патарза, Сеска Солса — главного нарта (аналог Сосруко и Сослана), Боткий Ширтка, Хамчи и Урузмана, Новр и Гожак. Созвучие с адыгскими, карачаевскими и осетинскими аналогами очевидно. Нарты живут рядом с вайнахами, но практически никогда не вступают с ними в родственные отношения. Это говорит о строгом разграничении между обществами вайнахов и орстхойцев. В целом можно сказать, что нарты — носители высокой культуры. Они строят крепости и огромные подземные жилища, но тесных контактов с вайнахами избегают.

Аналог матери всех нартов Шатаны в вайнахском эпосе — богиня Села-Сатой, покровительница героям. Боги состоят в добрых отношениях с героями, но богоборческие мотивы — неотъемлемая часть нартиады. Нарты воюют с богами, оскверняя святыни. Главное божество Дела (Дяла) покровительствует героям, но сам никогда не показывается им. Елда покровительствует в царстве мертвых, куда отправляется Патарз и благополучно возвращается. Села, владыка людей и богов, живет на горе Бешлам-Корт.

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что этоНарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что этоНарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Нарты абхазия что это. Смотреть фото Нарты абхазия что это. Смотреть картинку Нарты абхазия что это. Картинка про Нарты абхазия что это. Фото Нарты абхазия что это

Современность

Нартский эпос — достояние всего Кавказа. Он в значительной степени повлиял на культуру народов-носителей. Обычаи, описанные в нартском эпосе, находят свое отражение в повседневной культуре осетин, в несколько измененной форме — у адыгов, абхазов, карачаевцев и балкарцев. Именами героев нартского эпоса по-прежнему называют детей. Множество населенных пунктов получили свое название благодаря нартскому эпосу: к примеру, кабардинский поселок Нарткала или осетинское селение Нарт. В Абхазии до сих пор почитается могила Сасрыквы. В честь нартов называют футбольные клубы и команды КВН. Героям ставят памятники и пишут о них картины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *