Нарушен срок возврата налогового вычета в личном кабинете налогоплательщика что это значит
Нарушен срок возврата налогового вычета в личном кабинете налогоплательщика что это значит
Нарушили срок возврата излишне уплаченного налога
Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Заявление можно подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат производится в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Проценты считают от суммы излишне уплаченного налога, не возвращенного в срок, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Ставка равна ключевой ставке Центробанка, которая действовала в эти дни.
Указанные положения также применяют налоговые агенты, плательщики сборов и страховых взносов. Плательщики НДС вправе рассчитывать на проценты по истечении одного месяца со дня подачи заявления о возврате НДС, если оно было подано после того, как налоговый орган принял решение о возмещении налога по декларации «с минусом».
Инспекция в срок не возвратила налог налогоплательщику
При нарушении месячного срока на возврат налога суды поддерживают налогоплательщиков в спорах об уплате процентов. Так, АС Северо-Кавказского округа удовлетворил требования общества о компенсации.
Инспекция по итогам камеральной проверки по НДС приняла решения об отказе в привлечении к ответственности и о возмещении налога. Налогоплательщик подал заявление о возврате налога. Однако вышестоящий налоговый орган отменил решения, а ФНС его поддержала. Компания обратилась в суд, который признал решение управления неправомерным. Кроме того, АС Центрального округа обязал инспекцию выплатить налогоплательщику проценты, так как возврат налога не был произведен в месячный срок.
Инспекция только после решения суда возвратила налог налоговому агенту
АС Уральского округа признал правомерным начисление процентов за несвоевременно возвращенный НДФЛ. ПАО дважды направлял в налоговый орган заявления о возврате налога, которые не были удовлетворены. Дивиденды выплачивал регистратор, поэтому ПАО перечислило ему дивиденды и удержало налог. Однако регистратор не в полном объеме перечислил дивиденды физлицам. Суд решил, что, поскольку НДФЛ уплачен в бюджет излишне и подлежит возврату, налоговый агент вправе рассчитывать на проценты.
Десятый ААС также решил, что с налогового органа в пользу общества подлежат взысканию проценты за отказ в возврате излишне уплаченного НДФЛ. Основанием для отказа были расхождения между 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, а также ошибка в сумме, указанной в заявлении. Суд отметил: налоговый орган не представил доказательств того, что излишне перечисленные обществом в бюджет суммы НДФЛ не превышают сумм, удержанных с физлиц.
Подача уточненки продлевает месячный срок на возврат
Если налогоплательщик подал заявление о возврате налога и в период его рассмотрения подал уточненную декларацию, возврат налога будет произведен только после завершения по ней камералки. В данном случае месячный срок следует отсчитывать с окончания трехмесячного срока проверки, а не с подачи заявления. К такому выводу приходят многие суды, в том числе и ВС РФ.
Суды учитывают срок исковой давности на возврат налога
При пропуске трехлетнего срока на возврат налога суды отказывают в выплате процентов. Например, АС Уральского округа исчислил этот срок с момента подачи декларации, а не с момента составления акта совместной сверки расчетов, и отказал в компенсации.
В другом случае налогоплательщик применял УСН, однако без подачи деклараций по НДС самостоятельно исчислил и уплатил налог. По результатам выездной проверки налоговый орган установил утрату права на применение УСН, однако налоговая обязанность по НДС оказалась меньше уплаченных сумм. Решение по результатам проверки оспаривалось в суде, но безрезультатно. Инспекция сообщила о переплате, и налогоплательщик подал заявление о возврате НДС. В возврате было отказано, так как прошло более трех лет с момента уплаты налога. Однако Двенадцатый ААС обязал налоговиков возвратить НДС и заплатить проценты. Он указал, что спорными были вопросы о том, являлся ли ИП плательщиком НДС и какая сумма налога подлежала уплате. Размер налоговых обязательств налогоплательщика следует считать установленным с даты вступления в силу решения суда, которым подтверждена обязанность по уплате НДС.
Не приходит налоговый вычет — что делать?
Если налоговая не перечисляет вычет, прежде всего, нужно разобраться с точными сроками перевода и с тем, правильно ли вы все сделали. На практике специально задержки выплат не случаются. Если вы ждете выплату, а ее все нет, значит, этому есть причина, в том числе халатность сотрудников ФНС.
На практике задержки с возвратом налогового вычета встречаются крайне редко. Схема начисления и перевода давно отлажена, ею ежегодно пользуются сотни тысяч граждан РФ. Бробанк.ру рассказывает, почему не приходит налоговый вычет, и что делать в этой ситуации.
Сроки перевода налогового вычета
Для начала рассмотрим, в какие сроки после предоставления комплекта документов ФНС должна перевести деньги налогоплательщику. Это установленный законом период, который разъясняется в письме Минфина от 03-04-05/9949.
И вот как формируется срок:
Если вы подаете заявление после проведенной камеральной проверки, то отчет одного месяца начинается с даты подачи.
Получается, что стандартный период расчета и перевода налогового вычета в России — 4 месяца при условии, если заявление на перечисление было подано сразу или во время камеральной проверки. Если оно подается позже, тогда выплату нужно ждать в течение месяца после этого события.
Нужно обратить внимание и на то, что деньги переводятся на банковский счет, зачисление на который не проводится моментально. Срок — в течение 3 рабочих дней. То есть если ФНС сделала перевод в максимально крайний срок, до гражданина деньги могут дойти через 4 месяца и 3-5 дней после подачи всех документов, включая заявление.
Если налоговый вычет не пришел через 4 месяца
Такие ситуации хоть и редко, но действительно случаются. Если с момента подачи документов, включая заявление, прошло больше 4 месяцев и 3 рабочих дней, нужно прояснять ситуацию.
Если налоговая не возвращает вычет в установленный законом срок, направляйте жалобу. По закону это можно сделать уже на следующий день после того, как ваши права нарушены. Схему подачи жалобы разъясняет Приказ ФНС России N ММВ-7-19/343@.
Что указано в приказе:
Закон предусматривает подачу жалобы на действия ФНС через личный кабинет налогоплательщика. То есть вы можете направить обращение там или стандартно — через отделение ФНС, где подавали заявление на получение налогового вычета.
Составляем жалобу правильно
Если налоговый вычет не приходит, вы составляете жалобу в УФНС, направляя ее через личный кабинет или саму ФНС. Но крайне важно верно составить жалобу, чтобы у вышестоящего органа не было причины ее отменить. Ее содержание также указано в Приказе ФНС России N ММВ-7-19/343@:
Сопроводите свою жалобу копиями или сканами/фото всех документов об обращении за налоговым вычетом, которые есть у вас на руках.
Жалоба составляется в свободной форме без эмоций, пишите только четкие факты. Если обращение будет составлено с нарушениями, не будет отражать всю ситуацию, УФНС в течение 5 дней после получение отклонит жалобу.
Если вам не вернули налоговый вычет в срок, требуйте пени
Крайне мало налогоплательщиков знают, что в случае опоздания перевода налогового вычета они могут требовать с ФНС пени за все дни просрочки. Пени рассчитываются на основании ставки ЦБ РФ на момент нарушения.
Например, на момент создания материала ключевая ставка ЦБ РФ составляет 6,75% годовых. То есть за 1 день просрочки на невыплаченную сумму полагается пеня в размере 6,75/365, то есть 0,0185% в день.
Например, в положенный срок налоговая не выплачивает налоговый вычет в размере 50000 рублей. Срок задержки составил 14 дней. Что получается:
Да, размер штрафных санкций для ФНС невелик, но эти деньги — ваше полное право. Поэтому, подавая жалобу в УФНС, указывайте в требованиях не только выплату налогового вычета, но и оплату пеней с указанием суммы за каждый день просрочки.
Подытожим, что делать, если не приходит налоговый вычет
Если и жалоба в УФНС не помогла, вы можете обратиться с заявлением в суд. Если сумма иска больше 50000 — в районный. Если меньше — в мировой. Но на практике такие случае единичные.
Обычно, если налоговая просрочила выплату вычета, подача жалобы очень быстро все решает, деньги поступают еще на этапе рассмотрения, когда ответ не дан. Потому что изначально жалоба попадает в руки ФНС, которая допустила нарушение. Она явно сделает все возможное, чтобы уладить дело без санкций от надзорного органа.
Как рассчитать проценты за просрочку возврата налога
Правила исчисления процентов
Правила исчисления процентов на сумму переплаты, не возвращенную в срок налоговым органом, установлены пп. 2, 5 ст. 6.1, пп. 6, 10, 12 ст. 78 НК РФ.
Подробнее о содержании ст. 78 НК РФ читайте в статье.
Для расчета процентов можно использовать следующую формулу:
Пнв — сумма процентов, которую налоговый орган должен начислить в связи с нарушением срока возврата переплаты;
Снв — сумма переплаты, срок возврата которой нарушен;
КДГ — число дней в году (365 или 366 в високосный год);
Днв — число календарных дней нарушения срока возврата переплаты.
Начисление процентов, так же как и возврат переплаты по налогу, делается в рублях (п. 13 ст. 78 НК РФ).
Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу возмещения процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных налогов, можно из аналитической подборки от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Как определить ставку рефинансирования
Для исчисления процентов применяется ставка рефинансирования Банка России, которая действовала в дни нарушения срока возврата переплаты (абз. 2 п. 10 ст. 78 НК РФ). Ставка рефинансирования (учетная ставка) до 2016 года устанавливалась Центральным банком Российской Федерации отдельно от ключевой ставки, введенной в сентябре 2013 года. С 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке, и в связи с этим размер ее существенно вырос.
Информацию о размере ставки рефинансирования (ключевой ставки) можно узнать в справочной информации.
Обратиту внимание! Если за время нарушения срока возврата переплаты ставка рефинансирования изменялась, то за каждый период действия соответствующей ставки проценты рассчитываются отдельно.
Сумма переплаты по налогу на прибыль составляет 18 617 987,48 руб.
Организация написала в инспекцию заявление о возврате переплаты 11.01.2021.
ВАЖНО! С 23.12.2020 года введена норма, согласно которой проценты за несвоевременный возврат налога, которые инспекция начислила на дату вынесения решения о возврате переплаты, заплатят и без заявления налогоплательщика.
Переплата возвращена с нарушением срока на 95 дней – с 12.02.2021 по 17.05.2021.
Ставка рефинансирования составляла:
с 12.02.2021 по 21.03.2021 — 4,25%;
с 22.03.2021 по 17.05.2021 — 4,50%.
Рассчитаем сумму процентов:
О том, как оформляется заявление на возврат переплаты, читайте в материале «Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога».
Правила расчета дней просрочки
В норме п. 10 ст. 78 НК РФ не установлено, включается ли в подсчет календарных дней просрочки день возврата переплаты.
Мнение Минфина РФ противоречиво:
Президиум ВАС РФ (постановление от 21.01.2014 № 11372/13) придерживается точки зрения, что правила расчета процентов должны быть едиными, в т. ч. для начисляемых за несвоевременный возврат сумм НДС, подлежащего возмещению из бюджета, и других излишне уплаченных (взысканных) налогов. И заключаются они в следующем:
В связи с этим постановлением в соответствие с фактическим количеством дней в году приведена формула расчета, содержащаяся в п. 3.2.7 приказа ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ (приказ ФНС России от 16.09.2016 № ММВ-7-8/494@).
Уточнение суммы процентов налоговым органом
Если проценты налоговым органом не выплачивались или были выплачены в неполном размере, он их должен доплатить (пп. 10, 11, 12 ст. 78 НК РФ).
Доплата происходит в течение трех дней после получения от органа Федерального казначейства уведомления о дате фактического возврата суммы переплаты (п. 6 ст. 6.1, п. 12 ст. 78 НК РФ). Далее инспекция выносит решение о возврате процентов за оставшиеся дни просрочки и направлении поручения в орган Федерального казначейства.
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы составлено 26.01.2021.
Что делать, если ФНС отказал вам в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных в бюджет платежей или оставил его без ответа, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Возврат должен быть произведен не позднее 26.02.2021.
Решение о возврате переплаты принято налоговым органом 20.04.2021.
Просрочка составила 53 календарных дня – с 27.02.2021 по 20.04.2021 включительно.
Инспекция рассчитала проценты за 53 дня и в тот же день направила в Федеральное казначейство платежное поручение на их перечисление налогоплательщику.
25.04.2021 инспекция получила уведомление из Федерального казначейства о том, что возврат переплаты и выплата процентов произведены 24.04.2021.
Следовательно, за период с 21.04.2021 по 24.04.2021 (4 дня) инспекция должна начислить дополнительную сумму процентов и не позднее 28.04.2021 направить в орган Федерального казначейства поручение на их перечисление налогоплательщику.
Итоги
Задержка возврата переплаты по налогу, осуществляемой по заявлению налогоплательщика, влечет за собой для налогового органа, допустившего такую задержку, уплату процентов. Рассчитываются эти проценты на не возвращенную вовремя сумму с применением к ней ставки рефинансирования (ключевой ставки) с учетом фактического числа дней задержки.
Долго не приходят деньги по имущественному вычету
Я подал в налоговую заявление на вычет. Прошел уже месяц, а они не отвечают. Заявление подавал через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой.
Подскажите, как еще можно повлиять на них?
Андрей, сочувствую. Несколько месяцев назад я оказалась в похожей ситуации: подала документы на имущественный вычет, но деньги долго не приходили. Расскажу, что я делала.
Какие сроки должны быть по закону
Я подавала документы на имущественный вычет за покупку квартиры через личный кабинет налогоплательщика. О том, какие нужны документы и как их подавать, в Т—Ж есть отдельная статья.
ИФНС проверяет декларацию и документы в течение трех месяцев со дня подачи — это называется камеральная проверка. Если нарушений нет и все в порядке, проверка завершается автоматически. В моем случае она завершилась ровно через три месяца. Об этом у меня появилась запись в личном кабинете.
Когда камеральная проверка заканчивается, можно подавать заявление на возврат излишне уплаченного налога. Заявление можно подавать и раньше — вместе с декларацией. Тогда все проходит быстрее: месяц отсчитывают со дня завершения камеральной проверки. Всего по закону от даты подачи до даты возврата должно пройти не больше 40 дней с хвостиком. Но я так не сделала, поскольку образца заявления при подаче декларации не нашла. Поэтому я подала заявление только после того, как закончилась проверка и в моем кабинете появилась информация, что я могу распорядиться переплатой. Заявление в этом случае уже формируется автоматически, и нужно только указать личные данные и счет.
Сумму излишне уплаченного налога налоговая должна была перечислить на счет в течение месяца с того дня, как она получила мое заявление. Заявление через личный кабинет я отправила 20 мая. Я подождала до 10 июля, но деньги на счет не приходили. Тогда я начала действовать.
Что можно сделать, чтобы быстрее получить деньги
Подать жалобу. Я это сделала через портал налоговой службы. Можно составить жалобу по образцу и скопировать нужные куски в ту форму, что есть на сайте. Жалобу должны рассмотреть и отреагировать на нее в течение 30 дней. Мне ответили уже через 20 дней.
Компенсацию лучше посчитать самостоятельно и указать в заявлении. Если этого не сделать, шансов получить ее нет. Налоговая не обязана сама считать. Я не стала прикладывать расчет и компенсацию не получила.
Отправить повторную жалобу. Если первая жалоба не подействует или вы не получите ответа вовремя, можно подать повторную жалобу точно таким же способом. Только в содержании обращения нужно указать реквизиты первой жалобы и сообщить, что это повторное обращение. Эта жалоба уже идет в управление ФНС по субъекту.
Сходить лично в налоговую. В налоговой есть консультанты, а еще часто дежурят инспекторы. К ним можно обратиться и рассказать о проблеме. Они сразу же проверяют вас по базе данных и советуют, как поступить дальше.
В нашей налоговой консультанты записывают на отдельный лист тех, кто обращается лично, и затем в течение двух недель помогают им решить проблему. Если не помогут или если консультантов в вашей налоговой нет, можно сходить на прием к начальнику. Но я до него не дошла.
Этот способ неудобен тем, что приезжать нужно в часы работы налоговой и лучше всего днем, когда меньше людей. Вечером придется долго стоять в очереди.
Жалобу я подала 10 июля. В инспекцию ездила 18 июля. Не знаю, что именно помогло, но деньги мне пришли 1 августа.
Если хотите получать вычет через работодателя
И если при этом вы запросили в налоговой уведомление о праве на имущественный вычет, а она вам его не присылает — вот как решить вопрос.
В этом случае срок ответа налоговой — 30 календарных дней. Но никаких последствий для нее, если она затягивает с уведомлением, в законе нет. Поэтому остается только писать жалобы и ходить лично в налоговую.
Что в итоге
Если подали заявление на возврат излишне уплаченного налога, по закону деньги должны прийти в течение 30 дней.
Лучше всего подавать заявление вместе с декларацией. Для этого нужно отдельно скачать бланк заявления и приложить его к остальным документам.
Если деньги не пришли вовремя, можно написать жалобу.
Лучше всего, как мне показалось, работают личные визиты. Инспектор или консультант может сразу посмотреть документы по базе и все решить.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Я в аналогичной ситуации всё-таки добился выплаты, хотя и с существенной задержкой. Бомбил их жалобами через личный кабинет. Но самое удивительное, что ещё удалось получить и компенсацию за задержку. Впервые в жизни не я был должен пеню налоговой, а она мне 🙂
Спасибо, что рассмотрели мой вопрос!
Думаю, проблема достаточно актуальна. Декларацию подал 27 июня, 27 сентября подал заявление на возврат излишне уплаченного налога. Прошло уже полтора месяца с даты подачи заявления, вычет на мой счет все еще не пришел. Жалоба из личного кабинета отправляется в ту же налоговую, на бездействие которой жалуюсь, в нарушение НК РФ в вышестоящую налоговую жалобу не отправляют (уже имею опыт взаимодействия с моей налоговой). А подать жалобу сразу в УФНС по региону нельзя в силу ч. 1 ст. 139 НК РФ. Замкнутый круг.
Wespe, в УФНС напрямую можно подать жалобу заказным письмом по почте, это работает. Через ЛК наша ИФНС тоже ничего в УФНС не передаёт (чего им самим на себя жаловаться то).
Wespe, знакомо! Сначала ждал, что налоговая проснётся. Потом атаковал письмами. На итог написал жалобу начальнику инспекции и отправил заказным с уведомлением. Оплатили, хотя просрочка серьёзная: около 5 месяцев
Wespe, и возможно, смена режима на них бы отлично подействовала. Ещё люди предлагают любого, кто работал в правительстве отправлять в ИВС и уже там их биографии использовать по назначению. Круговая порука быстро превратится во взаимную сдачу подельников.
Забыл добавить, 33 налоговая г. Москва.
Юлия, а вы повторно получали уведомление или впервые?
Я не знаю, какие суммы указывать в последних строках о расходах и процентах: фактически потраченную, оставшуюся к вычету, максимум 260к или что-то совсем другое?
Как получить проценты с налоговой?
Если срок возврата уплаченного налога прошёл, а деньги от инспекции не поступили, вы вправе требовать проценты за просрочку выплаты. Как это сделать — читайте в статье.
После подачи декларации 3-НДФЛ со всеми документами и заявлением на возврат налога, перечислить денежные средства вам должны максимум через 4 месяца. В течение трёх месяцев проводится камеральная проверка и месяц отводится для непосредственного перечисления денежных средств по соответствующему заявлению (подробнее об этом в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой»).
Если инспекция не осуществила выплату вовремя, за каждый день просрочки вы вправе требовать проценты, для получения которых следует подать жалобу на бездействие должностных лиц в свою налоговую инспекцию. Последняя обязана в течение трёх рабочих дней после получения жалобы направить её в вышестоящий налоговый орган со всеми материалами.
Жалоба может быть подана в течение одного года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. К ней следует приложить документы, которые подтверждают приведённые доводы. Рассмотрение жалобы происходит без участия налогоплательщика, поэтому стоит детально изложить ситуацию и ваши требования.
Жалоба составляется в произвольной форме, но должна содержать следующие реквизиты (п. 2 ст. 139.2 НК РФ):
Жалоба может быть представлена в инспекцию в бумажном виде или направлена через личный кабинет налогоплательщика.
Если жалоба представляется на бумаге, то советуем указать телефон, адрес электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. Причём лучше иметь при себе два экземпляра жалобы: один вы отдадите инспектору, второй оставите у себя с датой и отметками налоговой службы о принятии. Также данная жалоба может быть направлена заказным письмом с описью вложения.
Пример заполнения жалобы через личный кабинет налогоплательщика
В личном кабинете налогоплательщика следует выбрать раздел «Жизненные ситуации», в нём— «Прочие ситуации», спустившись вниз вы найдёте «Жалобы на акты, действия (бездействие) должностных лиц».
Основные персональные данные налогоплательщика программа подтянет автоматически (ФИО, ИНН, способ доставки, номер инспекции). В случае необходимости в них можно внести изменения. В поле «Предмет обжалования» выбираем «Иные документы; действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов». Поскольку обжалуется бездействие инспекторов поле «Реквизит обжалуемого документа» оставляем пустым.
Далее необходимо изложить содержание жалобы и требования.
Пример
Иванов Иван Иванович в содержании прописал: 30.05.2018 я подал декларацию 3-НДФЛ на вычет на взносы по ИИС за 2016 год вместе с комплектом подтверждающих документов и заявлением на возврат суммы налога в размере 52 000 руб. (№ 3031-фл). Денежные средства были получены только 18.10.2018, что превышает срок, отведённый Налоговым кодексом на возврат суммы налога (п. 6 ст. 78 НК РФ, ст. 88 НК РФ).
Также 20.06.2018 была подана декларация на вычет на взносы по ИИС за 2017 год вместе с подтверждающими документами и заявлением на возврат суммы налога в размере 39 000 руб. (№ 3032-фл). В личном кабинете налогоплательщика указана информация, что 20.09.2018 камеральная проверка декларации за 2017 год завершена успешно с подтверждением суммы к возврату. Однако денежные средства не были перечислены.
Требования лица, подающего жалобу:
Иван Иванович подписал жалобу неквалифицированной электронной подписью и отправил в инспекцию.
Решение по такой жалобе принимается налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня её получения. Указанный срок может быть продлён, но не более чем ещё на 15 рабочих дней. О продлении срока вас должны предупредить в течение трёх рабочих дней. Решение по результатам рассмотрения жалобы должны вам направить в течение трёх рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Учтите, что пойти в суд вы вправе только после того, как вышестоящий налоговый орган принял решение по жалобе не в вашу пользу либо в установленный срок не рассмотрел её (п. 2 ст. 138 НК РФ).
И самое главное: клиенты «Открытие Брокер» могут получить консультацию у наших экспертов по налогам абсолютно бесплатно. Свяжитесь с нами удобным способом – ответим на любые вопросы!