Нарушение ментальности что это
Лечение нарушения психики. Симптомы и признаки
Психическое здоровье каждого человека является очень тонкой материей, малейшие колебания которой могут повлечь за собой целый ряд негативных последствий для последующей полноценной социальной жизни.
В современном мире согласно статистическим данным, каждый пятый житель крупного города является носителем определенного вида психического расстройства. Это вызвано сверхактивным ритмом жизни, хронической усталостью и частым стрессовым ситуациям. Опасность заключается в том, что некоторые люди могут долгие годы не подозревать о своем заболевании, списывая все на усталость и загруженность. И только в тот момент, когда происходит сбой, становится понятно, что причины кроются гораздо глубже и искать их необходимо с квалифицированным специалистом. Лечение нарушения психики. Симптомы и признаки
На сегодняшний день медицине известно множество заболеваний психического характера, которые отличаются разными типами проявления. Однако есть одно связующее звено всех расстройств – это сочетание аномальных мыслей, эмоций и поведенческих реакций, направленных на самого больного или на окружающих людей.
Специализированная клиника «Спасение» предоставляет широкий спектр услуг и качественное лечение нарушения психики. Симптомы и признаки каждого отдельного заболевания имеют свой характер, именно поэтому, грамотный подход и правильно подобранное сопровождение, гарантируют значительные улучшения состояния здоровья в максимально сжатые сроки. Поэтому, если вы обнаружили, что поведение ваших родственников изменилось, они забывают названия предметов, даты, лица, не стоит заниматься самолечением. Подобные признаки говорят о психических нарушениях и требуют опытного взгляда специалиста.
Симптомы нарушения психики
Каждое заболевание психического характера начинается с появления различных симптомов, которые, как правило, по одному не вызывают особых вопросов со стороны окружающих и бывает сложно собрать их все в единую картину. Однако тщательное наблюдение за человеком на протяжении нескольких дней позволит сделать выводы для принятия дальнейших мер.
Симптомы нарушения психики в большинстве случаев тесно связаны с угнетенным состоянием человека, которое мешает ему выполнять ежедневные привычные дела. К таким симптомам относятся:
Наличие нескольких симптомов сразу говорит о проблеме и необходимости профессиональной консультации с психологом или психотерапевтом. Выявление причин и возможность установления диагноза на ранних стадиях, поможет быстрее вывести человека из такого нежелательного состояния.
Причины нарушения психики
Некоторые отклонения ментального здоровья могут быть вызваны причинами абсолютно понятными, например, поражение определенного участка или всей площади мозга, черепно-мозговая травма, интоксикация или проблемы с сосудами. В то время как депрессия, шизофрения и ряд других заболеваний не привязаны к определенному фактору и даже при многочисленных исследованиях до сих пор не удалось установить однозначную причину развития патологий.
Чаще всего, причинами психических расстройств становится комбинация различных факторов, когда, к примеру, ослабленный инфекциями организм попадает в сильную стрессовую обстановку. Наличие каждого фактора и его уровень действия на определенного человека должен быть оценен опытным специалистом.
К нарушениям ментального здоровья большинство врачей подходит как к многофакторному заболеванию, поскольку даже при известной основной причине возникновения проблемы, сопутствующие моменты также играют не последнюю роль и должны быть учтены в процессе лечения. К ним относятся:
Признаки нарушения психики
Особенностью психических заболеваний является то, что для них нет условий, возрастов, национальностей и рас. Абсолютно каждый человек, особенно в нынешнем мире многозадачности и постоянных стрессов, подвержен угрозе. Распознать признаки нарушения психики можно при определенном тщательном наблюдении за поведением окружающих и своим собственным.
Люди с нарушением психики
Как уже было сказано, заболеваниям психического характера в разной мере подвержен каждый человек. К сожалению, не всегда правильный здоровый образ жизни и бережное отношение к нервной системе могут гарантировать эффект «вакцинации» от подобных заболеваний. Люди с нарушением психики – это не всегда те, кого можно часто наблюдать в фильмах. Не все носят белые смирительные рубашки, слышат голоса и видят то, чего не замечают остальные. Большинство людей, страдающих расстройствами психики – обыкновенные прохожие, которых можно встретить по пути на работу, соседи за ближайшим столиком в кофейне и даже друзья и родные. Однако есть и более серьезные формы заболеваний.
Нарушения развития психики
Нарушение психики у взрослых
Большинство проблем с ментальным здоровьем у взрослого человека возникают и развиваются на общем фоне неудовлетворенностью жизнью, а также частными стрессовыми ситуациями, которые могут сопровождаться как в семье, так и на работе.
Биполярное расстройство получило свою широкую популярность, так как по количеству пациентов, оно достигает пугающих масштабов. Проявляется заболевание частыми неравномерными перепадами настроения, когда человека от активной деятельности, переносит в период полного бессилия, с невозможностью есть, передвигаться и продолжать полноценную жизнь.
Еще одно наиболее распространенное нарушение психики у взрослых – депрессия. Не смотря на то, что психологи давно трубят об опасности данного заболевания, современное общество по-прежнему не уделяет ему должного внимания и впоследствии специалистам приходится лечить уже более запущенные формы, с которыми сам человек справиться не в состоянии.
Шизофрения. Может проистекать из диссоциативного расстройства идентичности или как отдельное заболевание. Как правило, заболевание развивается на фоне дисгармонии и напряженного нервного состояния на протяжении длительного времени, однако также шизофрения может развиваться на вполне стабильной нервно почве.
Женщины, как отдельная категория больше подвержены расстройствам психического характера, нежели мужчины. В числе наиболее часто встречающихся заболеваний – маниакально-депрессивный психоз, расстройства пищевого и сексуального поведения, делириум и алкогольная зависимость, нервозы и панические атаки.
Нарушение психики у детей
Проходя определенные этапы своей жизни, каждый ребенок сталкивается с большим количеством проблем и испытаний. Некоторые стойко переносят все тяжелые периоды, но есть и те, кто оказывается не готовым к подобным условиям. Нарушение психики у детей может начаться под давлением различных факторов.
Уровни нарушения психики
При диагностировании заболеваний ментального здоровья, врачи выделяют уровни нарушения психики, в зависимости от которых и принимаются решения о дальнейшем лечении и стабилизации.
Первый уровень – невротический, представляет собой появление различных фобий, страхов и неврозов, которые могут быть вызваны болезнью или какими-то внешними факторами. Делится на несколько типов:
Первый уровень нарушений характеризуется началом и окончанием процесса в примерно ограниченные сроки. Такими расстройствами чаще всего страдают люди, которые имеют такую предрасположенность. Однако различные психические травмы также могут спровоцировать запуск невроза.
Второй уровень получил название психопатического и является отображением всех личностных расстройств человека. Это определенные нюансы в поведении, а также черты характера, которые присутствуют с человеком на протяжении всей его жизни.
И последний уровень нарушений – это психозы (психотический). Данный этап заболевания сопровождается появлением галюцинаций и бреда. Также могут наблюдаться различные мании, кататония и помрачения рассудка.
Лечение нарушений психики
В зависимости от того, каким расстройством страдает пациент, методы лечения могут понадобиться абсолютно разные. Кроме того, стоит учитывать и то, что лечение нарушений психики в каждом отдельном случае глубоко индивидуально и требует острожного подхода.
Ранние стадии большинства заболеваний не сопровождаются сильными проблемами, поэтому врачи не рекомендуют помещение в клиники и применение агрессивной терапии. Если человек самостоятельно способен осознать наличие проблемы, то процесс лечения строится на консультациях с психологом и психотерапевтом и работой над выявлением причин, послуживших толчком для заболевания.
Диагностирование психических нарушений в легкой форме позволяет обойтись «малой кровью» и построить оздоровление таким образом, что пациент в краткие сроки пойдет на поправку и легко сможет восстановить свое ментальное здоровье.
Лечение нарушения психики у взрослых
Расстройства психического характера для разных возрастных категорий во многом отличаются, поэтому правильный подход к оздоровлению также подбирается с учетом различий. К примеру, лечение нарушение психики у взрослых часто сопровождается применением группы препаратов антидепрессантов, что совсем недопустимо при лечении детей.
Каждое расстройство, будь то аутизм или начальный невроз, требует своих методик.
Лечение нарушения психики у детей
Большая часть расстройств психического характера у детей вызвана подростковым возрастом и этапом становления личности. При обнаружении симптомов, указывающих на развитие отклонений, необходимо максимально стабилизировать атмосферу в семье, проводить больше времени с ребенком, разговаривать на волнующие его темы и поддерживать в первых неуверенных шагах без критики и запугиваний. Поход к психологу и получение экспертной точки зрения также не будут лишними и помогут правильно составить процесс борьбы с нежелательным недугом.
Некоторые заболевания, такие как, например, шизофрения, которые проявляются уже в подростковом возрасте, требуют обязательного медикаментозного вмешательства. Однако множество других расстройств не предполагают добавление в лечение нарушения психики у детей лекарств, поэтому, создание гармоничных отношений с самим собой и социумом должно быть взято в руки родителей или профессионалов психологического направления.
Органические нарушения психики
Болезни психического характера, возникающие при поражении отдельного участка или всей области головного мозга, вследствие различных факторов получили название – органические нарушения психики. К данному типу расстройств относятся множественные заболевания, которые могут возникнуть при внешнем воздействии на мозг (черепно-мозговая травма) или внутренних процессах (дисфункция). Основным синдромом органических расстройств является поражение кратковременной памяти. В таких случаях, человек помнит только те события, эмоции и информацию, которые произошли только что. При повторных попытках вспомнить случившееся даже через несколько минут, наступает полная амнезия. Часто люди «вспоминают» некоторые моменты жизни, однако при проверке эта информация оказывается выдуманной. Процесс лечения органических нарушений психики включает в себя комплексный подход, который предполагает лекарственные препараты, работу с родственниками и лицами, ухаживающими за болным, а также психотерапию и психофармакотерапию.
Что происходит в организме при психических расстройствах?
К сожалению, лишь небольшая часть психиатров полагет, что все эти психические расстройства вызваны небольшими дефектами в нескольких областях мозга, а не большим повреждением в отдельной области мозга. Это подразумевает, что эти нарушения могут происходить из-за дефектных связей между структурами мозга.
Известно, что наш мозг составляет всего 2% от общей массы тела и, как это ни парадоксально, при этом отвечает за
Оценка маркеров, обычно связанных с метаболическими дисфункциями, выявила более низкие сывороточные уровни глюкагона, глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1), грелина и более высокие уровни глюкозозависимого инсулинотропного полипептида (GIP) у пациентов с биполярным аффективным расстройством. Известно, что глюкагон действует на систему реагирования на психологический стресс. Стоит отметить, что рецепторы GLP-1 и GIP экспрессируются в областях мозга, преимущественно участвующих в регуляции настроения и когнитивном функционировании. Следовательно, эти маркеры могут иметь решающее значение для связи между биполярными и метаболическими нарушениями поскольку они выполняют важную роль в механизмах синаптической пластичности мозга и нейропротекции, которые, как было обнаружено, были изменены в исследованиях нейровизуализации пациентов с биполярным расстройством Анализ серого вещества у пациентов с биполярным без лекарств выявил повышенный уровень лактата и снижение внутриклеточного рН в префронтальной коре. Эти характеристики предполагают, что клетки полагаются в основном на гликолиз, а не на OXPHOS для получения энергии, что, в свою очередь, может указывать на то, что функциональность митохондрий нарушена при этом психическом расстройстве.
. Фактически, большая депрессия была описана как начальный симптом митохондриальной болезни в большом размере выборки взрослых пациентов. Было показано, что митохондриальная функция и энергетический обмен играют важную роль в регулировании социального поведения. Данные многих исследований показывают, что шизофрения и биполярное расстройство разделяют 32 измененных белка. Подчеркнем, что два этих расстройства имеют сходные траектории хронических и рецидивирующих заболеваний. Изменения в компонентах цепи переноса электронов, таких как субъединицы NADH-дегидрогеназы или гликолитических ферментов, таких как пируваткиназа и фосфофруктокиназа, выявляют общую дисрегуляцию энергетического метаболизма, которая может быть связана с дисфункциями в митохондриальных процессах.
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА 8-800-555-49-43
Ментальные нарушения. Что это?
Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. У таких детей отмечаются нарушения интеллектуального развития, возникающие на ранних этапах развития. Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьируется от легких до глубоких форм.
Коммуникативные нарушения. Ребенок не взаимодействует полноценно, не умеет обниматься и целоваться, не кивает головой, не может выражать свои эмоции, не смотрит в глаза, отводит взгляд, при этом может лучезарно улыбаться фотоаппарату. Такому ребенку нужна серьезная помощь. Тому, что другие дети впитывают из среды каждый день, дети с коммуникативными нарушениями должны долго учиться. Конечно, чем раньше начать обучение, тем скорее усвоится навык.
Двигательные нарушения. Если ребенок не прыгает, не может освоить ступеньки, если он несколько раскоординирован, обязательно обратите на это внимание. Существуют нормы двигательного развития, с которыми неплохо сверяться.
Сенсорные нарушения, т.е. дисфункция восприятия. Ребенок может чувствовать не так как мы, более обостренно (панически бояться громких звуков или прикосновения, может быть избирателен в еде, обостренно реагировать на запахи и т.д.). Реакция на раздражитель бывает бурной, и часто принимается родителям за капризы. На самом деле, обыденные для нас вещи могут доставлять ребенку настоящие страдания. Но с такими нарушениями успешно можно работать. Занятия сенсорной интеграцией помогают почувствовать свое тело, снизить дискомфорт от раздражающих факторов, и как следствие, не отвлекаться на неприятные ощущения, получая полезный опыт.
Самое сложное не обнаружить предпосылки ментальных проблем у ребенка, а согласиться с тем, что они есть и нужна помощь.
Уважаемые родители, не упускайте время в организации развивающей среды для вашего ребенка. Обращайтесь за квалифицированной помощью к специалистам, работающим в данном направлении.
Что такое ментальное расстройство?
Психические расстройства личности являются глобальной проблемой современности. В условиях стресса у каждого пятого проявляются ментальные нарушения. Они имеют множество разнообразных признаков.
Что такое ментальное (психическое) расстройство?
Современная психиатрия считает процесс патологическим в том случае, если существует явное отклонение от установленной нормы, которое негативным образом сказывается на состоянии пациента.
Ментальное расстройство личности простыми словами – это психическое заболевание, связанное с нарушением интеллектуального и эмоционального развития, которое ограничивает возможности человека в социальном взаимодействии, осложняет процесс его адаптации в обществе. Также заметно снижается способность адекватно воспринимать реальность, контролировать свое поведение.
Симптоматика
Человек с ментальными расстройствами в различных жизненных ситуациях неосознанно проявляет черты своей личности в форме необоснованных реакций:
• тревога, беспричинное беспокойство;
• частая смена настроения;
• нарушение режима сна;
• чувство стыда, вины;
• различные страхи (фобии);
• чередование подавленности с приступами агрессии;
• проявление раздражительности, излишней ранимости.
Эмоциональные всплески приводят к истощению внутренних ресурсов организма, стойкому ощущению хронической усталости. При этом страдают многие психические функции – мышление, память, внимание. Отклонения касаются способов восприятия внешнего мира, социального взаимодействия, поведенческих реакций.
Нарушение ментального развития у детей в ранний период жизни связано с коммуникативными, двигательными и сенсорными трудностями, а также замедленным развитием интеллекта. Степень их проявления варьируется.
В детском возрасте МР отличаются рядом особенностей:
• отставание в развитии;
• пассивность во всех сферах жизнедеятельности;
• неразвитость речевых, моторных, когнитивных функций;
• снижение познавательного интереса;
• малоразвитость эмоциональной и волевой сферы.
Симптомы заболеваний могут появиться в любом возрасте.
Причины
Развитие ментальных болезней в раннем детстве провоцирует совокупность факторов – психологических, биологических, социальных. По мере взросления симптомы могут усиливаться. Обычно патологические состояния психики вызваны двумя группами причин:
Эндогенные
Обусловлены физиологическими причинами:
• биохимический дисбаланс в клетках мозга;
• повреждение структуры мозга (травмы, инфекции).
Экзогенные
Относятся к внутриутробному и родовому периодам:
• инфекционные и хронические болезни матери;
• интоксикация, применение медикаментов во время беременности;
• курение, употребление матерью алкоголя и наркотиков;
• родовые травмы головы;
Разновидности психических отклонений
Ментальные расстройства (МР) личности – это болезни, которые характеризуются нарушениями психики, мышления, восприятия реальности и поведения. Группа отклонений, имеющие индивидуальный характер, развиваются в соответствии с характерными чертами личности. Они не всегда поддаются четкой классификации, так как до конца не изучены.
• психопатии различной этиологии.
Диагностика
Психические заболевания чаще всего диагностируются после трех лет. Иногда внешнего осмотра недостаточно, симптомы могут проявляться не слишком очевидно. Окончательный диагноз помогают поставить:
1. Консультации специалистов.
2. Сбор информации о заболевании.
3. Результаты тестирования.
Своевременная диагностика поможет внести ясность, определить тип расстройства, повышая шансы на улучшение качества жизни пациента.
Лечение
Многие люди не обращаются за медицинской помощью, так как не осознают свою проблему. Самостоятельно распознать легкие формы заболеваний с широким спектром отклонений невозможно. Часто они маскируются под усталость, лень, эмоциональное выгорание, а также различные симптомы, затрудняющие повседневную жизнь.
Для полноценной социальной адаптации и улучшения качества жизни необходима помощь специалистов. Лечением патологий занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Иногда для коррекции состояния достаточно методов психотерапии и аутотренинга.
В тяжелых случаях, особенно во время кризисов, пациент нуждается в госпитализации и медикаментозной терапии. Препараты подбираются строго индивидуально. Прогноз более благоприятный для тех, кто проходит лечение.
МР у людей проявляется по-разному из-за многообразия психических особенностей. Всё зависит от типа и тяжести функциональных нарушений. Человек может быть в полной мере самостоятельным или нуждаться в постоянной поддержке.
Многие расстройства успешно поддаются коррекции. Занявшись ментальным здоровьем, можно снова испытать удовольствие от жизни, ощутить радость.
Я здесь!
Как родителям понять, что их ребенок не такой, как все? Почему в развитии малыша в какой-то момент что-то пошло не так? Где и как учить школьника с диагнозом «умственная отсталость»? Правда ли, что даже обычный грипп может привести к такому диагнозу? На вопросы «РГ» отвечает доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ Тамара Исаева.
Тамара Исаева: Бывает по-разному. Нарушения могут появиться в разный период. Это может быть внутриутробное поражение или поражение, которое появилось позже, во время созревания мозговых структур. Например, ребенок родился здоровым, но перенес энцефалит или меннингоэнцефалит: воспаление задело высшие отделы головного мозга, самые молодые, и происходит необратимый процесс.
Какие признаки должны насторожить родителей малыша?
Тамара Исаева: Вот пять признаков, которые позволят родителям понять, есть ли у ребенка риск возникновения тех или иных нарушений в развитии.
1. Грудничок не ищет глазами контакта с мамой, не откликается на то, как его зовут, у него нет ответной реакции на голос.
2. Ребенок в полгода не сидит (с поддержкой), в год не начал ходить.
3. Ребенок от 1 года до 1,5 лет не интересуется предметным миром, игрушками, не старается подражать.
4. У ребенка отсутствует указательный жест (он не показывает пальчиком на игрушку, которую хочет получить, на бутылочку с соком или водой).
5. К трем годам ребенок не начинает говорить «я».
И что делать, если ребенок не заговорил к 3-4 годам?
У меня был случай: ребенку 7 лет, при этом он не ест сам и не одевается. Что важнее: говорить или одеваться самостоятельно? Маму волнует только речь, «я и сама его одену». Но когда мы блокируем навыки одевания-раздевания, то мы, следовательно, блокируем и развитие речи, прежде всего ее коммуникативной стороны. Речь развивается и становится не сама по себе, а в совокупности со многими навыками. Когда ребенок учится одеваться и развиваться, у него развиваются очень тонкие дифференцированные движения рук. А это развитие артикуляционного аппарата и речи. Поэтому здесь надо подумать, что сначала, а что потом. У того ребенка оказалась задержка психического развития.
Кстати, на западе такого диагноза вообще не ставят, эти дети учатся в обычных классах. Как правило, у них страдает темп, они более медлительны по сравнению с другими учениками. Но если им создать благоприятные условия, результат будет не хуже. Часто это не учитывается, в том числе и при сдаче ЕГЭ. Почему-то считается, что все дети работают в одинаковом темпе. Это не так.
Выходит, все же читать, писать не всякого ребенка можно научить?
Тамара Исаева: Кто-то пишет и читает так же, как мы, а есть еще так называемое альтернативное письмо, глобальные методы чтения. Мы с вами пользуемся аналитико-синтетическим методом при овладении письмом и чтением. А есть дети, которые читают целыми словами. Конечно, у них маленький запас слов, но он есть. Есть чтение на уровне пиктограмм, символов. Мы ведь с вами встречаем, например, инструкции к новой технике, где нет ни слова по-русски, зато есть пиктограммы, и все понимаем. Так же и эти дети.
Раньше ученики коррекционных школ должны были закончить учебу в 18 лет, не важно, чему они к этому времени научились. Теперь в школах они могут быть до 23 лет. А что дальше?
У них есть потребность трудиться?
Тамара Исаева: Да, но если она не поддерживается, то такая потребность затухает.
В роддомах мамам до сих пор говорят: оставьте больного ребенка, он вас потом даже узнавать не будет. Это правда?
Тамара Исаева: Это не так! У ребенка врожденная потребность находиться в общении с мамой или с человеком, который с самого рождения начал заботиться о нем.
Ваши ученики вас помнят? Узнают вас, могут написать вам письмо?
Тамара Исаева: Не все. Кто-то узнает на улице, улыбается, кто-то нет. Меня это не огорчает. Огорчает другое: наше общество высоких достижений не дает людям с достижениями, на уровне их возможностей, жить в этом обществе. И это проблема.