Нарушение субординации на работе что это
Ответственность за несоблюдение субординации на работе
Субординация – необходимый элемент корпоративной этики. Это свод правил поведения, немаловажным элементом которого являются все тонкости отношений между начальником и подчиненным. Это не просто правила хорошего тона и манеры. Субординация позволяет обеспечить уважительное отношение и продуктивную работу. К примеру, перед многими руководителями стоит такая проблема: они очень мягко относятся к своим подчиненным, вследствие чего последние начинают срывать сроки, некачественно выполнять свою работу. Управленцу, не соблюдающему субординацию, сложно указать на недостатки работы своего подчиненного, который стал ему почти другом. Правила позволяют сохранить нервы и не допускать конфликтов.
Нормативная база
Правила субординации устанавливаются внутренними бумагами компании, такими как:
Каждая компания имеет право самостоятельно разрабатывать правила субординации, которые актуальны для конкретного пространства. Однако все они основываются на базовых нормах этики.
К СВЕДЕНИЮ! В рамках закона правила субординации регулируются статьей 192 ТК РФ. Здесь приведена ответственность за неисполнение установленных норм.
Основные правила взаимодействия между представителями компании
Нормы субординации зависят от типа иерархии:
Отношения, предполагающие подчинение, считаются традиционно сложными. Между руководителем и подчиненными часто возникают скрытые конфликты, которые усложняют работу. Субординация позволяет предупредить проблемы. Ее особенности зависят от того, какие именно отношения регулируются.
Между подчиненным и руководителем
В рамках вертикальной иерархии главная роль принадлежит руководителю. На нем лежит большая ответственность за здоровое общение. Рассмотрим основные правила в рамках таких отношений:
Руководителю нужно помнить, что основной тон в отношениях задает именно он.
Между начальниками
Отношения между руководством могут быть как горизонтальными, так и вертикальными. В первом случае статус начальников является общим. Во-втором случае предполагается иерархия. К примеру, есть руководитель компании, а есть руководитель проекта. Первый выше по иерархии, чем последний. Рассмотрим правила субординации в рамках заданной ситуации:
Уважительное отношение руководителей друг к другу позволяет создать благоприятный климат в компании. Нужно помнить, что рыба гниет с головы. Если у начальства есть конфликты, то и у рядовых сотрудников они неизбежно будут.
Между подчиненными
К подчиненными предъявляются менее жесткие требования. Рассмотрим основные правила:
Субординация между подчиненными определяется сугубо спецификой компании. К примеру, в молодых креативных компаниях принята дружеская среда.
Ответственность за несоблюдение правил субординации
Ответственность за несоблюдение правил оговорена статьей 192 ТК РФ. В частности, это следующие меры:
К СВЕДЕНИЮ! Нарушение субординации предполагает негативные последствия. В частности, нарушается работа компании.
Кто обязан ее соблюдать
Свойственна она не только подчинённым. Обязанности любого руководителя предполагают аналогичное соблюдение принципов деловой этики, отдачу распоряжений, имеющих корректную форму, отсутствие попыток унижать младших по должности и критиковать их личные качества.
В деле подачи подчинённым начальственных приказов всегда существует определенный порядок. Одновременно с этим каждый сотрудник обязан иметь представление о приемлемых формах, принятых в данной организации, в которых руководству докладывается, как проделана работа. В определенных ситуациях сотрудник нижестоящего уровня имеет право на обжалование действий того, кто является его непосредственным начальником.
Почему субординация на работе так важна
Где о ней написано
Ознакомить нового сотрудника с основными принципами корпоративной этики следует непосредственно по приеме на работу. Это происходит в процессе переговоров о его функционале, служебных полномочиях и обязанностях.
Какой она бывает
Настоящий начальник, придерживающийся правил корпоративной культуры, никогда не допустит панибратства по отношению к тем, кто занимает низшие должности. Во избежание рабочих неурядиц дистанция должна соблюдаться всегда, причём взаимным образом. Ведь случаются ситуации некорректного поведения и со стороны сотрудников по отношению к руководителю. Выражаться это может в подшучивании или неуместном категоричном тоне.
Начальник всегда прав?
Чрезмерно авторитарному стилю руководства сопутствует сниженный уровень инициативы работников. Когда от начальства идет лишь постоянный поток команд, распоряжений и приказов, подчиненные автоматически перестают интересоваться сутью производственного процесса и бывают сосредоточены лишь на слепом (порой формальном) выполнении пунктов инструкции. При возникновении внештатных ситуаций ответственности от них ждать не приходится, как и правильного решения, не подкрепленного приказом руководства.
Гибкий стиль взаимодействия с подчиненными гораздо продуктивнее. Руководитель вполне может позволить себе некоторые отступления от правил в тех ситуациях, когда требуется выслушивание независимой точки зрения. Именно на такой случай проводятся совещания и мозговые штурмы, когда решение бывает принято путем приложения совместных усилий, и оптимально прорабатывается план дальнейших операций.
Как общаться с равными
Попытки принижения и постоянной беспредметной критики сослуживцев неприемлемы. Любой сотрудник, исповедующий данную линию поведения, рискует безвозвратно испортить отношения в коллективе. Да и не каждый из руководителей станет терпеть в рабочей среде склочника.
Не секрет, что в любом коллективе порой встречаются случаи попыток перекладывания сотрудниками собственных обязанностей на плечи коллег, используя, к примеру, дружеские отношения. Но бездельника на рабочем месте рано или поздно всё равно вычисляют и наказывают как в дисциплинарном, так и в денежном смысле.
Когда заместитель директора не у дел
Другие ошибки
Очень часто встречаются случаи обращения к руководству высшего звена, минуя непосредственного начальника. О возникшей проблеме прежде всего принято извещать непосредственно главу подразделения.
О грубости и бестактности
Если критиковать начальника за его спиной, такое поведение не только нарушает субординацию, но и является откровенно неэтичным. Такая критика рано или поздно дойдет до ушей руководства. А больше всего рискуют те, кому «хватает ума» подчеркнуть некомпетентность начальника в случае возникновения публичного конфликта. Подрыва собственного авторитета руководство, как правило, не прощает никому.
Критикуя сотрудника или подчинённого, важно придерживаться стремления улучшить работу как его лично, так и всей организации. В попытках обсуждать поведение не должно прослеживаться стремления унизить или продемонстрировать власть.
Порой в больших и маленьких коллективах субординация на работе, как и этика делового общения, отсутствуют напрочь. Особенно грешат этим небольшие структуры, где все друг друга знают достаточно хорошо. Обращение на «ты» не всегда уместно в деловой среде, размывает грани между начальством и подчиненными, а младшему по должности в такой атмосфере трудно воспринимать руководство в истинном свете. У него снижается мотивация к безоговорочному выполнению указаний.
Чего следует опасаться
Какие последствия несет в себе несоблюдение субординации на работе? Все проявления панибратских отношений с начальством, отсутствие выполнения его указаний, некорректная критика, так или иначе, сказываются на деловых устоях предприятия и заметно снижают авторитет руководства. В качестве последствий в таких корпорациях можно наблюдать разгул дисциплинарных мер воздействия в виде выговоров, замечаний, лишений премиальных и т. п. Ну а крайней мерой расплаты за погрешности против субординации служит увольнение.
Взыскание за скандал с начальством
Субординация – «вещь» полезная и нужная. Все вроде бы знают, что для пользы дела ее надо соблюдать. Однако на практике это правило соблюдают далеко не все. Чем грозит нарушение канонов для начальника и подчиненного?
Скандал с начальством
Пример попытки усмирения через чур эмоциональной и не слишком воспитанной сотрудницы, когда требование соблюдения субординации отсутствовали в локальных актах фирмы. Работницу привлекли к дисциплинарной ответственности и объявили выговор, обвинив в неоднократном оскорблении руководителя, в том числе и в, так сказать, самой грубой форме и регулярных скандалах с и.о. руководителя. Сотрудница не согласилась с мнением руководства и сочла санкции незаконными. Она составила исковое заявление, ссылаясь на то, что, в нарушение норм, ей не предложили дать никаких объяснений, а трудовую дисциплину она не нарушала и претензий к ней по поводу производства со стороны руководства никогда не было.
Изучив все предоставленные сторонами документы, служители Фемиды решили, что иск подлежит удовлетворению. В соответствии с пунктом 2 статьи 192 ТК, за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание, в том числе, выговор.
Наложение взыскания
Из приведенной нормы следует, что наложение взыскания возможно лишь в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на работника конкретных обязанностей, трудовой функции, обусловленных трудовым договором и непосредственно связанным с работой, в том числе за нарушение правил внутреннего распорядка.
Но как видно из приказа, дисциплинарное взыскание применено к истице не за нарушение дисциплины, а за нарушение субординации: оскорбление руководителя и регулярные скандалы. Но в локальных актах фирмы-ответчика требований соблюдать субординацию, нет. А раз привлечение истицы к ответственности не связано с нарушением ею дисциплины, то приказ о наложении дисциплинарного взыскания – незаконен и должен быть отменен (решение Макарьевского районного суда Костромской области 01 марта 2011 г. по делу № 2к-22/2011).
Все о кадровой службе
В Бераторе «Сотрудники и вы» подробно описана вся работа по кадровому учету: как организовать кадровую службу «с нуля», безошибочно оформить отпуск, обосновать надбавки, премии, выплатить декретные и отпускные. Узнайте больше >>
Читайте также по теме:
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Выбор читателей
Как оплачивать работу 31 декабря и в ночь на 1 января 2022
Новые штрафы ФСС с 1 января 2022 года. Должен знать каждый бухгалтер
Увольнение в новый год: как быть с 2-х недельной отработкой и уволить в праздники
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Субординация – что это такое? Важна ли субординация на работе?
Создание на рабочем месте благоприятной атмосферы, располагающей к труду – главная цель предусмотрительного руководителя, желающего повысить производительность сотрудников предприятия. Психология манипуляции и способ иллюзорного премирования становятся нецелесообразными решениями начальника, ведь подчиненные могут затаить на него обиду, узнав истинные намерения босса. В сложившейся ситуации нарушается душевное равновесие работника, в сознании которого появляются и процветают негативные мысли. Подобные факторы отрицательно сказываются на рентабельности компании, поэтому важно вовремя провести внутреннее собрание, определив правила поведения всех участников коллектива.
Субординация на работе
Для начала выясним, что такое субординация на работе? По определению это значит деловые отношения между начальником и подчиненным, которые выстраиваются по принципу иерархической лестницы. Соблюдение субординации – обязательное условие для отношений «подчинённый – начальник» либо же «старший – младший». Такая система способствует поддерживанию рабочей атмосферы на производстве или в офисе. Более того, соблюдение субординации предупреждает возникновение и развитие конфликтов на предприятии.
Соблюдение субординации – обязательное условие для отношений «подчинённый – начальник»
Как устанавливается субординация?
Любое предприятие должно располагать документацией, которая призвана определять трудовую иерархию, так речь идёт о следующих документах:
Следует отметить, что соблюдение служебной субординации на работе обязательно для всех сотрудников любого предприятия
Различают два вида субординации: вертикальную и горизонтальную.
Вертикальная субординация
Вертикальная субординация является моделью взаимоотношений между начальством и подчинённым, то есть по принципу «сверху вниз». Речь идёт о том, что, к примеру, начальник отдела не должен допускать панибратских отношений со своими работниками. Сотрудники не должны позволять себе подшучивать над людьми, занимающими более высокие должности, то есть при вертикальной субординации соблюдается чёткая иерархия.
Если говорить о плюсах вертикальной субординации, то речь идёт:
Однако вертикальная субординация обладает и некоторыми минусами:
Словом, при обсуждаемом виде субординации начальники нередко «перегибают палку», а в результате проигрывают все: начальники, сотрудники и компания в целом, – в связи с чем субординировать нужно, что называется, с умом.
Вертикальная субординация является моделью взаимоотношений между начальством и подчинённым
Горизонтальная субординация
О горизонтальной субординации говорят, когда имеют в виду общение между собой людей, занимающих равные должности. Это могут быть руководители разных отделов или работники одного структурного подразделения предприятия или компании.
При горизонтальной субординации на первый план выходят другие правила общения, при которых приветствуется взаимоуважение, равноправие, взаимовыгодное партнёрство. Преимущества такой модели отношений в любом коллективе очевидны, поскольку при должном отношении к работе совместное сотрудничество будет плодотворным и долгосрочным.
Только при наличии уважения сотрудников к идеям друг друга создаются реальные предпосылки для возможности долгой совместной работы, результатом которой может стать создание чего-то поистине стоящего.
Однако и горизонтальная субординация имеет свои минусы, связанные с необходимостью:
Как поддерживать субординацию на работе?
Возможно ли наказание сотрудника за нарушение правил субординации на работе? Возможно, а потому все члены рабочего коллектива должны соблюдать ряд правил, которые будут способствовать поддержанию субординации на работе.
Особенности субординации на рабочем месте
Субординация на работе предполагает наличие определённого языка жестов, с которым должны быть ознакомлены сотрудники и руководство компании
Деловое общение становится более обстоятельным, а иерархическое положение человека можно без труда определить по ряду поведенческих признаков.
Что делать, если подчиненный не соблюдает субординацию в коллективе?
Субординация должна соблюдаться, иначе на работе порядка не будет. Однако что делать, если подчиненный не соблюдает субординацию в коллективе? Вообще такое поведение подчинённого работника свидетельствует о том, что начальнику не удалось выстроить в коллективе правильные отношения. Иногда неуважительное отношение сотрудников к своему боссу обусловлено его некомпетентностью.
Кроме того, следует отметить, что подчинённый должен уважительно относиться к начальнику, однако и боссу не стоит пренебрегать правилами хорошего тона, поскольку «начальственное положение» не даёт ему права повышать голос на подчинённых, а уж тем более оскорблять их. По большому счёту, начальник просто обязан быть для подчинённых примером для подражания, в том числе и в вопросе соблюдения субординации и уважительного отношения к сотрудникам.
Что же делать в случае конфликта с коллегой? Кто кому должен уступить? Кто кого должен слушать? Здесь всё зависит от ваших человеческих качеств. Когда люди понимают, что в офис они ходят чтобы работать, а не выяснять отношения, тогда и работа клеится куда лучше. Кстати, несоблюдение субординации на работе по статье 192 ТК РФ «Комплекс взыскательных мер за нарушение субординации на рабочем месте» предполагает следующие виды наказаний:
Основные составляющие субординации в условиях работы – тактичность и уважительное отношение, их должны придерживаться все сотрудники предприятия, включая руководителя
О принципе субординации в семье
А теперь поговорим о том, что такое принцип субординации в семье. Понятие субординации в семейных взаимоотношениях опирается на критерии «старший – младший». В традиционных семьях главой семьи является муж. Укрепление лидерства мужчины произошло ещё в эпоху патриархата, отголоски этого можно увидеть во многих семьях, в которых чтут принципы домостроя и большое значение придают христианской морали.
Субординация в семье строится на двух основных принципах, так речь идёт:
Однако следует констатировать, что в современных семьях роли часто перепутываются: женщина зарабатывает больше мужчины, трудится за двоих и т.п.. В связи с этим понятие семейной субординации как бы размывается. Мужчины в таких семьях уже не чувствуют себя авторитетом, чему в немалой степени способствуют женщины, перманентно подчёркивающие своё превосходство. В семьях, где царит уважение, субординация соблюдается независимо от того, кто сколько зарабатывает.
В традиционных семьях главой семьи является муж
Субординация в школе
Вообще субординация – это следование принципу «младшие должны уважать старших, а подчинённые – начальство». В связи с этим совсем неудивительно, что понятие субординации в школе является весьма актуальным, особенно принимая во внимание то обстоятельство, что в наше время под словом «субординация» подразумевается не просто прямое подчинение, но ещё и поведение, которое демонстрирует уважение старших по званию, статусу или должности. Соблюдение субординации является обязательной частью отношений в формате «старший – младший».
Учитель должен выстраивать со всеми учениками доверительные отношения, но при этом держать с ними соответствующую дистанцию
Недопустимо обзаведение преподавателя любимчиками, как, впрочем, и не должно быть учеников-изгоев. Вообще соблюдение в школе субординации чрезвычайно важно, поскольку от этого зависит возникновение уважения между учителями и учениками, поддержание дисциплины на уроках, что напрямую влияет на качество преподавания и усвояемость детьми знаний.
Кроме того, субординация в школе должна соблюдаться и между преподавателями, так, к примеру, совершенно неприемлемо обращение одного учителя к другому с использованием уменьшительного имени – чего-то вроде «Верунчик или Валюшка». Учителя не должны в присутствии детей демонстрировать романтические отношения, даже если таковые имеют место и пр.. Субординация в школе – это, прежде всего, уважительное отношение учителей и учеников друг к другу.
Сотрудник нарушает дисциплину — как уволить грамотно
Трудовая дисциплина — подчинение требованиям, указанным в Трудовом кодексе, условиям коллективного и трудового договора и других локальных актов, соблюдать которые должны все сотрудники организации независимо от должности. Их нарушение может привести к наложению дисциплинарного взыскания: замечания, выговора или увольнения для работника, а для работодателя это связано с нарушением нормальной работы организации. И тут следует поступать со знанием дела под лозунгом «пожертвовать малым ради спасения целого».
Часто работодатель нарушает процедуру расторжения трудового договора, что приводит к незаконному увольнению и как следствие восстановлению работника на прежней должности. Увольнение за нарушение трудовой дисциплины непростая задача.
Не секрет, что вопросы, связанные с увольнениями работников, всегда вызывают наибольшее количество трудовых споров. С точки зрения Конституции РФ и Трудового кодекса, увольнение считается ограничением права работника на труд и может быть произведено только в соответствии с действующим законодательством. Чтобы самому руководителю, не пришлось объясняться в суде, нужно знать и помнить соответствующие положения ТК.
Законные основания для увольнения за нарушение дисциплины
Нарушения трудовой дисциплины, из-за которых работодатель вправе расторгнуть трудовой договор в одностороннем порядке, перечислены в ст. 81 ТК РФ. В некоторых случаях достаточно однократного совершения проступка, чтобы за ним последовало увольнение:
Кроме серьезных проступков работодатель может уволить сотрудника за мелкие нарушения трудовой дисциплины, но только при их неоднократном совершении. К ним относится:
Трудовое законодательство в России довольно лояльно к наемным работникам. Исходя из большинства случаев судебной практики, когда ситуация вызывает сомнения в объективности нанимателя, решение принимается в пользу сотрудника.
Чаще всего прения возникают, когда руководство компании пытается доказать правомерность увольнения в связи с регулярным неисполнением работником трудовых обязанностей. Чтобы отстоять собственную правоту руководство должно подготовить внушительный пакет подтверждающих документов, иначе ему грозит серьезная ответственность.
Предлагаем пошагово разобраться с алгоритмом действий работодателя.
Увольнение за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с сотрудником за то, что он несколько раз без уважительных причин не исполнил свои трудовые обязанности. Уволить по такому основанию можно, только если работник имеет хотя бы одно дисциплинарное взыскание и с момента его применения прошло не более одного года. Дело в том, что если в течение года со дня применения взыскания сотрудник не подвергнется новым замечаниям или выговорам, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания (ч. 1 ст. 194 ТК РФ).
Порядок увольнения за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей
1. Установить, нарушил ли работник трудовые обязанности
Если работник не исполнил конкретную обязанность, зафиксированную в трудовом договоре, должностной инструкции, локальных нормативных актах, соблюдать которые он обязан, увольнение по рассматриваемому основанию возможно.
Если работник нарушил обязанность, которая не относится к его служебным обязанностям и не закреплена в перечисленных документах, уволить работника за неисполнение трудовых обязанностей нельзя.
Вывод: необходимо иметь трудовые договоры с сотрудниками с детально проработанными должностными обязанностями или отдельно разработанные должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, с которыми нужно ознакомить сотрудника под роспись.
2. Зафиксировать факт повторного неисполнения трудовых обязанностей
Основанием увольнения неисполнение обязанностей будет, если не прошел год со дня привлечения к ответственности за неисполнение должностных обязанностей.
Зафиксировать и документально подтвердить неисполнение сотрудником обязанностей можно с помощью: докладной записки, соответствующего акта, заключения комиссии.
В этих документах следует указать:
3. Затребовать от работника объяснения
Соответствующее требование стоит составить в письменной форме и ознакомить сотрудника с ним под подпись. Если требование не удается вручить лично, его следует направить по почте на адрес работника. Направлять требование лучше заказным письмом или ценным с описью вложения, с уведомлением о вручении. В письме указать срок, в течение которого работник должен предоставить объяснения.
Согласно ч. 1 ст. 193 ТК РФ объяснение работник должен представить в течение двух рабочих дней. Если работник не исполнил свои трудовые обязанности по уважительным причинам или представил оправдательные документы, подтверждающие его невиновность, то уволить его по рассматриваемому основанию нельзя.
Если же работник не представил никаких объяснений, то работодатель должен составить соответствующий акт. При этом стоит отметить, что непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания в качестве увольнения (ч. 2 ст. 193 ТК РФ).
4. Издать и зарегистрировать приказ о прекращении трудового договора
Приказ об увольнении можно издать по форме, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (форма № Т-8 и форма № Т-8а) или по самостоятельно разработанной форме.
В основании указывается «неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии у него дисциплинарного взыскания, пункт 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».
В строке «Документ, номер и дата» этого приказа указываются докладные записки, акты и объяснительные работника.
Сам по себе факт грубого нарушения дисциплины не располагает начальство к тому, чтобы проявлять терпение в отношении провинившегося. Но вот если ситуация требует рассмотрения или расследования, тогда работодатель должен помнить о том, что закон отводит ему всего тридцать дней с момента обнаружения проступка, ст. 193 ТК РФ.
Это означает, что угрожать увольнением и держать сотрудника в вечном напряжении у работодателя не получится. Закон гласит: либо соразмерное наказание в течение месяца, либо полное прощение проступка.
Тем работникам, которые планируют спрятаться от гнева руководства в отпуске или на больничном, стоит знать, что эти периоды исключаются из срока, отведенного на принятие решения о судьбе нерадивого сотрудника, ст. 193 ТК РФ. Вот почему после внезапного обострения хронических болезней, сколько бы оно не продлилось, наемному лицу придется давать письменные объяснения о причинах своего поведения.
Приказ необходимо зарегистрировать в Журнале регистрации приказов (распоряжений) либо в ином порядке, установленном работодателем.
5. Ознакомить работника с приказом о прекращении трудового договора под подпись
Если работник потребовал выдать ему надлежащим образом заверенную копию приказа о прекращении трудового договора, то работодатель обязан это сделать.
Если приказ невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под подпись, то на приказе нужно сделать соответствующую запись. Кроме того, нужно составить акт о невозможности ознакомить работника с приказом (либо об отказе работника ознакомиться с приказом).
6. Подать СЗВ-ТД об увольнении работника
Вне зависимости от способа ведения трудовой книжки уволенного работника работодатель обязан представить в ПФР сведения о его увольнении по форме СЗВ-ТД, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п (п. 2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Сведения необходимо представить не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа об увольнении.
7. Внести запись в личную карточку работника
Унифицированные формы личной карточки утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Форма № Т-2 предназначена для коммерческих организаций, форма № Т-2ГС(МС) — для государственных и муниципальных служащих.
В строке «Основание прекращения трудового договора (увольнения)» Раздела XI личной карточки производится запись в соответствии с приказом об увольнении. В рассматриваемом случае необходимо указать:
«Трудовой договор расторгнут в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии у него дисциплинарного взыскания, пункт 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».
С записью в личной карточке необходимо ознакомить работника под подпись. В случае отказа работника необходимо поставить подпись лица, ответственного за кадровый учет, а также составить соответствующий акт.
8. Внести запись об увольнении в трудовую книжку
Данный пункт необходимо выполнять только в том случае, если трудовая книжка работника ведется на бумажном носителе (ст. 66 ТК РФ). В случае если трудовая книжка ведется в электронной форме (ст. 66.1 ТК РФ) запись об увольнении не вносится, поскольку трудовая книжка находится у работника. В этом случае сведения об увольнении отражаются только в отчете по форме СЗВ-ТД.
9. Осуществить окончательный расчет с работником
Конечно, увольнение работника за несоблюдение трудовой дисциплины не самая приятная процедура, прежде всего, для него самого. Однако, это вовсе не означает, что человека можно лишить всего, что он заработал за то время, которое он посвятил компании.
Какая бы статья не была указана в приказе о расторжении трудовых отношений, сотрудник имеет право на:
В день увольнения работника с ним нужно произвести окончательный расчет (ч. 1 ст. 140 ТК РФ). В случаях, когда сотрудник не работает в день увольнения произвести с ним расчет нужно не позднее дня, следующего за днем предъявления работником требования о расчете (ч. 1 ст. 140 ТК РФ).
10. Выдать работнику документы, связанные с работой
Не может работодатель, желая посильнее наказать работника, отказать в своевременной выдаче трудовой, положенных справок и копий. Он обязан предоставить и все остальные документы, которые могут потребоваться бывшему сотруднику в дальнейшем. В день прекращения трудового договора с работником ему выдаются:
Когда увольнение сотрудника по инициативе работодателя недопустимо
Даже при наличии веских и вполне законных оснований нельзя прекратить трудовой договор с беременной сотрудницей, за исключением случаев полной ликвидации компании. Ограничение действует до окончания беременности.
Кроме того, существуют определенные ограничения на увольнение в одностороннем порядке лиц с семейными обязательствами. Например, женщину, воспитывающую ребенка младше трех лет, можно уволить по инициативе работодателя только за виновные действия или в рамках ликвидации компании. Аналогичное правило распространяется на: одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, которому еще не исполнилось 18 лет и сотрудников, воспитывающих таких детей без матери.
Несовершеннолетних работников увольняют только с согласия трудовой инспекции и органов по делам несовершеннолетних, если только речь не идет о ликвидации компании.
Важно! Закон запрещает увольнять работников по инициативе работодателя в период пребывания на больничном или в отпуске. Следует дождаться возвращения сотрудника на работу, и только потом приступить к оформлению процедуры.
Лучше попробовать договориться
Однако, прежде чем наказывать работника увольнением «по статье», посоветуем все-таки договориться с ним об увольнении по собственному желанию или соглашению сторон. Это более безопасно для работодателя и выгодно работнику (не будет пятна на репутации). Почему так