Наруто мультик аниме про что
Еще один мальчик, который выжил: секрет успеха аниме «Наруто»
Основанный на одноименной манге Масаси Кисимото аниме-сериал «Наруто» выходил с 2002 по 2017 годы и ориентировался на подростковую аудиторию. Во всяком случае сам жанр сенен, в рамках которого и появлялись произведения этой франшизы, подразумевал, что мальчики в возрасте от 12 лет будут наблюдать за историей главного героя и проходить вместе с неугомонным Наруто путь взросления. Четыре года назад аниме закончилось, обозначив начало эры уже не Наруто, а Боруто – сына главного героя. Казалось, юные зрители, с нетерпением ожидавшие выхода новых серий любимого сериала, давно должны были вырасти и перестать интересоваться аниме. Однако с появлением TikTok «Наруто» переживает новую волну популярности. Его героями восхищаются, записывая пародийные ролики, их анализируют, им пытаются подражать – и все это делают зрители, давно переросшие пресловутый пубертат. Так в чем же успех этого аниме и почему простые, но давно забытые истины обнаруживают в нем вполне состоявшиеся взрослые?
О чем сериал
«Наруто» рассказывает о мальчике-сироте, пытающемся отыскать свое место для начала даже не в мире, а в небольшой деревне Канохе. Это поселение находится где-то на территории альтернативной Японии, хотя в истории «Наруто» география совершенно иная – мир здесь разделен на страны Огня, Ветра, Воды, Земли, Молнии, Железа и других стихий и природных ископаемых. Родная деревня Наруто Каноха воспитывает защитников страны Огня – шиноби (ниндзя), обладающих недюжинными боевыми и магическими техниками. Сам мальчик при этом в искусстве ниндзя полный бездарь, да еще и слывет местным хулиганом и дуралеем, у которого нет ни одного настоящего друга (по крайней мере в самом начале истории), зато огромное количество врагов, чье внимание он привлекает озорством и ребяческими проделками.
Мальчик, который выжил, и герои-двойники
Главный герой манги Масаси Кисимото – действительно удивительный ребенок, с детства лишенный любви родителей и теплого отношения окружающих, а потому непрерывно тянущийся к этому. Сквозь озорство и непреодолимую порой глупость этот мальчик учит читателей манги и зрителей аниме никогда не унывать и не сдаваться, идти к цели и сеять вокруг добро и мир, несмотря на все удары судьбы. Кисимото наградил своего героя сильным духом и несгибаемой волей, которые способны свернуть горы и любого негодяя поставить на путь добра и истины. Неслучайно учитель Наруто Какаши Хатаке в одной из серий говорит о главной сверхспособности этого подростка – заводить друзей и спасать их души.
Манга и аниме искусно вплетают в повествование давний драматургический прием – введение героев-двойников, которые отзеркаливают историю главного персонажа и выделяют его на фоне остальных. У Наруто двойников действительно много – от Ашуры, сына мифического первого шиноби, до ближайших друзей героя, Саске и Гаары. Многие из этих персонажей поначалу оказываются соперниками Наруто – их тяжелая судьба, сиротское детство и бесконечные смерти в мире постоянных войн шиноби ломают и ожесточают их характеры. Они, в отличие от самого Наруто, становятся на путь мести и вражды. Однако пример несгибаемого подростка, который через всеобщую ненависть тянется к добру, – воодушевляет и проливает свет даже на самые темные души.
Этот мотив, как и многое другое в аниме, делает неизбежным сравнение «Наруто» и «Гарри Поттера». Отсылки к произведению Джоан Роулинг здесь далеко не случайны и странно было бы не замечать параллелей. Сирота-волшебник и сирота-ниндзя, оказывающиеся втянутыми в масштабные исторические события их волшебных миров и спасающиеся благодаря их приверженности друзьям и собственным моральным установкам – настоящий феномен современной массовой культуры, архетип, одинаково работающий как на Западе, так и на Востоке.
Как и в «Гарри Поттере», в «Наруто» нет от природы плохих персонажей – действия даже самых отпетых преступников здесь настолько жестко детерминированы, что зритель просто не может не проникнуться их историями.
Долг, любовь и дружба
«Наруто» – куда более взрослое произведение, чем могло бы показаться с первых серий. Если начинается аниме как развлекательный рассказ о юном сироте, то в завершающих эпизодах оно становится по-настоящему мрачным и серьезным сериалом, поднимающим очень глубокие философские темы.
Долг, любовь и дружба – три тематических столпа практически каждого произведения в той или иной пропорции. Однако в «Наруто» они неизменно вступают в противоречие и сеют не только мир, но и хаос. Любовь, к примеру, становится поводом для уничтожения целого клана, а то и вовсе толкает к настоящему геноциду. Долг понимается здесь по-восточному строго – ради его исполнения персонажи порой жертвуют всем, включая близких. Ну а дружба – сила поистине несгибаемая, пожалуй, лишь она в «Наруто» не способствует предательствам и кровопролитию, а, напротив, спасает и лечит.
Наблюдая за персонажами франшизы и самим главным героем, зритель проникается каждым по отдельности, начинает осознавать причины их поступков, причем далеко не сразу. Кисимото выстроил свое произведение настолько скрупулезно и сумел так продумать его мироустройство, что в рамках банальной линейной драматургии ему оказалось тесновато. Сюжет манги и аниме расширяется за счет флешбэков, углубляющих арки персонажей, и благодаря следованию за мотивами японских мифов, которые открывают для «Наруто» новые смыслы.
Японская мифология
Как и многие другие манги и аниме, «Наруто» зиждется на мифологии азиатских стран. Девятихвостый лис, к примеру, в фольклоре Японии и других государств Востока обозначающий трикстера, в «Наруто» представлен как разрушительная сила, совладать с которой, впрочем, вполне возможно – достаточно лишь капли тепла и дружбы.
Также в канву повествования «Наруто» изящно вплетаются мифы о паре богов Идзанами и Идзанаги, богине солнца Аматэрасу, олицетворении Луны Цукуеми, силе штормов и гроз Сусаноо и о других архетипах из легенд Японии.
Эта чувствительность к фольклору древней культуры порой кажется совершенно непонятной западному зрителю, однако при погружении в контекст рождает огромное количество смыслов. «Наруто» из обычного подросткового мультсериала превращается в энциклопедию мифов и легенд, удобно упакованных в развлекательную форму аниме.
Запоминающиеся опенинги
Еще одна причина, по которой «Наруто» стал частой темой для цитирований в TikTok, – его забористые музыкальные темы. Опенинги – открывающие заставки вкупе с музыкальным треком – насчитывают большое число настоящих хитов, ставших популярными, разумеется, после трансляции сериала. Каждый опенинг рассказывает свою историю, а их разнообразие включает лирические поп-композиции, будоражащий рок и даже ритмичные хип-хоп-треки.
Крайне узнаваемыми оказываются и музыкальные темы, посвященные отдельным персонажам аниме. За них отвечали известные японские композиторы Ясухару Таканаси и Тосио Масуда. Наиболее впечатляющими темами помимо самого Наруто эти два маэстро наделили героя Пэйна – сильная хоровая композиция в стиле церковной музыки – и Саске – инструментальная мелодия с упором на мексиканскую гитару, напоминающая о спагетти-вестернах.
Слабые места
Как и в любом произведении, они у «Наруто» есть – и их немало. Но самое разочаровывающее, пожалуй, – отсутствие интересных женских персонажей. Если мужчины в «Наруто» противоречивы, сильны, движут жернова истории, да и в целом оказываются в центре повествования, то девушки и женщины в своей мотивации почти во всех случаях оказываются плоскими и нелогичными. Они проявляют слабость и отступают на вторые роли, а порой и вовсе ужасно раздражают – как, к примеру, одна из основных персонажей Сакура, на протяжении всего сериала так и не сумевшая разрешить свой единственный драматургический конфликт (любовь – долг – сила).
Отчего герои-женщины оказываются в «Наруто» столь блеклыми – неизвестно. Одна из причин может быть скрыта в изначальном жанре – сенен все же ориентирован на мальчиков-подростков, которым, вероятно, за женскими судьбами смотреть менее интересно.
Другое слабое место аниме – эпизоды-филлеры, из-за которых просмотр прерывают даже самые усидчивые зрители. Филлеры – это серии, выдуманные исключительно аниматорами, чтобы разбавить сюжет и растянуть повествование на более долгий срок. Эти эпизоды не несут никакой смысловой нагрузки, почти не раскрывают персонажей и отклоняются от основного сюжета. Однако для этой проблемы заботливые интернет-пользователи давно придумали решение – в поисковике можно найти огромное количество сайтов, которые расскажут, какие серии в «Наруто» являются филлерами и совершенно спокойно пропускаются.
Зачем смотреть
Сенен – вероятно, слишком узкое обозначение для жанра «Наруто». Как и «Гарри Поттер», это аниме предлагает юному зрителю повзрослеть с главными героями, но открыться по-настоящему способно лишь зрителю более взрослому. Тем, кто не боится долгих путешествий в фэнтезийные миры (а в случае с «Наруто» этот путь действительно будет длинным, учитывая продолжительность аниме), обязательно стоит открыть для себя этот сериал – либо впервые, либо заново.
Как аниме Наруто портит психику школьников
Что-либо из написанного может быть непонятно, если вы не смотрели Наруто.
Ещё обучаясь в начальной школе (около 2010), и слушая разговоры одноклассников, я узнал про аниме Наруто. Услышав один, два, десять раз фразы, понятные только зрителям данного мультфильма, в любом случае начинаешь интересоваться и пытаться постичь то, что модно и что постоянно находится в центре обсуждения у «крутых ребят». Так, находясь в коллективе среди детей в образовательном учреждении, формируются интересы, увлечения, мировоззрение, привычки.
Постепенное погружение в мир аниме происходило через отдельные клипы с главными героями, далее через просмотр целых серий, с поиском наиболее ярких моментов и сражений героев. Бесконтрольный доступ к ТВ (2х2) и интернету давали возможность смотреть серию за серией, в любом объеме. Интересные серии с захватывающими сражениями героев и интересными сюжетными моментами могли просматриваться по 10, 20 и более раз заново, интенсивно обсуждались с друзьями.
Итак, упомяну здесь очень малую часть того, что вы можете увидеть в мультфильме Наруто:
— в главном герое запечатан демон-лис с девятью хвостами, больший его самого в сотни раз, которого боится весь мир.
— у членов клана (отдельного поселения близких родственно людей) пробуждается при смерти лучшего друга особая сила, при которой зрачки становятся красными и имеют уникальный черный рисунок. Эта сила может выражаться в наведении жутких галлюцинаций на противника, в поджигании взглядом предметов черным огнём, который нельзя потушить, в перемещении в другое измерение, где все состоит из синих кубов и пустоты, в призвании огромного духа, который защищает владельца силы и позволяет ему разрушать всё вокруг, в контроле действий того самого огромного демона-лиса с девятью хвостами и тд.
— главный герой может, скрестив пальцы двух рук, создать десятки копий себя, чтобы они дрались с его врагом.
— предок героев, дед-мудрец, победил когда-то огромного монстра с одним глазом и десятью хвостами, облепил его камнями и отправил в небо так, что получилась луна. Герои, решившие подчинить мир себе за счет силы этого монстра, пытаются возродить его обратно.
— один из героев пронзает тело другого насквозь своей рукой, в которой собран сгусток энергии (чакры) в виде молний, при этом последний регенерируется за несколько секунд.
— есть герой, носящий в мешке на спине песок, который по его желанию оттуда выходит, принимает любую форму, летает вокруг него и защищает его в боях.
Просматривая яркие, красочные серии с захватывающим сюжетом, школьники получают массу разнообразных эмоций. Сопоставляя себя с тем или иным персонажем, зритель воображает что у него самого есть какая то уникальная сила, представляет себя на жизненном пути данного персонажа. Последнее может быть опасно для человека, поскольку нашему вниманию предлагаются в том числе РАДИКАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ:
— вырезать всех родственников чтобы проверить свою силу или в качестве секретной миссии,
— вступить в организацию особо опасных преступников, совершающих убийства и нападения по всему миру,
— мечтать стереть с лица земли некое поселение людей, уничтожив всех их, чтобы отомстить за всё,
— проводить опыты над людьми, чтобы стать самым сильным и обрести бессмертие и др.
(Представьте, что может произойти, если школьник, не удовлетворённый чем либо в своей реальной жизни, той же школой, к примеру, начнет следовать подобным паттернам. Элементы данных моделей поведения могут появляться в дальнейшей жизни школьника неосознанно)
Вместо этого мы получаем:
— сотни (если не тысячи) часов, потраченные перед экраном на просмотр ШИЗОФРЕНИЧЕСКИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ (последняя фраза важна, она отличает Наруто от сериалов-мелодрам с реальными людьми и явлениями). Это не трёхчасовой фильм, это сотни растянутых серий, где вам подаётся максимально длинная предыстория перед ключевыми моментами.
Удивительно то, что С КАЖДОЙ НОВОЙ СЕРИЕЙ ВСЁ МЕНЬШЕ ЗАДУМЫВАЕШЬСЯ ОБ АДЕКВАТНОСТИ ТОГО, ЧТО В НЕЙ ПОКАЗАНО, о заметном и скрытом (проявляющемся неявно в будущем) влиянии на психику, о потере времени. Так, наверное, и задумывалась изначально технология данной медиа-ловушки внимания.
Напишите, пожалуйста, что думаете по поводу моих рассуждений.