Нарва это что история
Город Нарва
Государственная граница России и Эстонии проходит по реке, на одном берегу которой – Ивангород, а на другом – Нарва.
Это самый восточный город страны, третий по количеству населения, а почти все его жители – русские или русскоговорящие люди.
История города
Нарва была основана в XIII веке и, благодаря своему выгодному географическому положению, быстро стала крупным торговым городом. Однако археологические находки говорят о том, что люди начали селиться на этом месте примерно в V веке до нашей эры.
Нарва всегда была приграничным городом. На протяжении веков, река, берущая свое начало из Чудского озера, и впадающая в Балтийское море, разделяла две цивилизации – католический европейский север и православный славянский восток.
Этот город в разное время находился в составе разных государств. Впервые, она вошла в состав России после Ливонской войны, в 1558 году. Затем, в 1581 году, город был осажден шведами и перешел в правление Швеции. В ходе Северной войны начала XVIII века, Нарва вновь вошла в состав Российской Империи. К Эстонии город присоединился лишь в 1917 году, что, по историческим меркам – недавно.
В период Второй мировой войны Нарва очень сильно пострадала, и утратила почти все свои достопримечательности. Чудом уцелел Нарвский замок и некоторые бастионы. А в 1945 году город вновь вошел в состав России (тогда – СССР) как часть Ленинградской области. Окончательно Нарва стала частью Эстонии в 1991 году, после обретения страной независимости.
Где находится Нарва
Нарва расположена на границе Эстонии и России, на северо-востоке страны, в 158 км на юго-запад от Санкт-Петербурга. От центра города до побережья Балтийского моря всего 15 км.
Главные достопримечательности
Несмотря на то, что многие исторические ценности были утрачены во Второй мировой войне, в Нарве есть что посмотреть.
Нарвский замок
Необычный архитектурный ансамбль объединяет противоположности и является уникальным во всей Европе: два гиганта из камня возвышаются в непосредственной близости друг от друга, два противоположных берега (на расстоянии полета стрелы или выстрела мушкета) – замок ордена германских рыцарей и русская крепость Ивангород. Однако, будучи противоположностями в архитектурном стиле, они составляют целостный ансамбль.
Нарвский замок основан датчанами в конце XIII века. Каждые следующие владельцы, в том числе немцы, шведы и русские, вносили свой вклад и изменяли укрепление. Внешние стены окружают большой Северный двор, где воссоздана средневековая жизнь. Здесь туристы могут примерить рыцарские латы и поучаствовать в сражениях, пообедать в таверне, научиться ремеслу.
В восстановленной после разрушений Второй мировой войны величественной башне Длинный Герман находится Нарвский музей. В 2019 году была проведена реконструкция замка, которая позволила открыть для туристов еще больше внутренних помещений крепости.
Бастионы Нарвы
Крепкие городские оборонительные сооружения были необходимы Нарве из-за постоянных военных конфликтов на ее территории. Вокруг города были сооружены бастионы, толщина стен которых достигала 3-х метров. Они использовались не только как ограда, но и в качестве казематов, в которых солдаты могли укрыться от атаки. В бастионах были места для пушек, делающие эти строения еще более устрашающими. Осмотреть эти оборонительные стены можно, отправившись в однодневный тур в Нарву.
Сохранились не все сооружения, некоторые из них были разрушены. Самый большой и популярный у туристов бастион – Виктория, его высота достигает 16 метров. Внутри работает музей, и проводятся экскурсии. С октября по апрель второй ярус каземата закрыт, так как там зимуют летучие мыши. Чтобы осмотреть самый большой бастион Нарвы – отправляйтесь в однодневный тур Нарва – Бастион Виктория.
Нарвская Ратуша
Здание городской Ратуши было построено в конце XVII века. Началу строительства мешали споры о том, как именно должно выглядеть место для городского управления. В итоге, Ратуша соединила сразу несколько архитектурных стилей: можно увидеть веяния датской, немецкой и итальянской культуры. Здание сильно пострадало в бомбардировках Второй мировой войны, но его удалось восстановить. К сожалению, вход в Ратушу закрыт для туристов, но любоваться ею можно и снаружи. Она особенно красива по вечерам, когда загорается ночная подсветка здания.
Нарвский Воскресенский собор
Этот собор был построен в 1896 году. Он расположен среди многоквартирных домов к северо-западу от железнодорожного вокзала. Воскресенский собор возводился для работников текстильной фабрики в Кренгольме. Его отличительная черта – привлекательный фасад из красного кирпича и купола необычной формы. В соборе обязательно рассмотрите фрески на внутренней части купола и чудесный резной иконостас.
Кренгольмская мануфактура и район Кренгольм
Когда-то крупнейший в мире текстильный гигант – Кренгольмская мануфактура, ныне находится в запустении. Это огромное производство, занимающее целый остров, начало строиться в 1857 году, и уже к 1859 году работу начали 8000 станков. Через год в Кренгольме работали 2000 человек, и количество росло с каждым годом. В рассвет мануфактуры на ней трудились более 10 000 человек.
Для них на острове был построен свой небольшой город – жилые дома, больницы, детские сады и школы, клубы, и даже своя тюрьма. На благо Кренгольма работала собственная электростанция. На протяжении 150 лет фабрика выпускала продукцию, но, в начале XXI века стала банкротом.
Многие здания были снесены, но район Кренгольм уберегает от полного разрушения то, что некоторые строения были признаны памятниками культуры, которые защищены на законодательном уровне. На территорию Кренгольмской мануфактуры можно попасть любому желающему, но, только в составе экскурсионной группы. Прогулки по району организует Нарвский музей с начала апреля до конца октября, каждое воскресенье в 12:00. Встреча группы – по адресу Joala,32, стоимость экскурсии 10 евро.
Как Нарва оказалась в Эстонии.
Мало кто знает, что Советская Россия по сути подарила Нарву Эстонии (Эстляндской губернии) 21 (23) декабря 1917 года. Но парадокс состоит в том, что эстонцы не признали этот подарок судьбы (они спохватились лишь 21 февраля 1918 года). И вот именно этот парадоксальный факт и неизвестен почти никому, а в современной Эстонии он к тому же и тщательно скрывается (вплоть до удаления любого упоминания об этом), так как официальная версия эстонской истории с таким фактом становится уже совсем другой. Об этом и пойдёт речь ниже.
Предистория этого парадокса такова:
16 ноября 1917 года – получен положительный ответ в виде письма Совнаркома, подписанного Лениным:
«Совет Народных Комиссаров Российской республики, ознакомившись с докладной запиской Нарвской городской управы от 14 сего ноября за № 1621 и личным докладом нарвского городского главы А.Э.Даумана, выражает своё принципиальное согласие на ходатайство, изложенное в докладной записке, т.е. на:
1. Выделение города Нарвы из Ямбургского земства;
2. Присоединение к городской территории всех прилегающих к городу населённых местностей и мануфактур;
3. Образование Нарвского уезда;
4. Причисление объединённого города и Нарвского уезда к Эстляндской губернии, в том случае, если указанные действия местного самоуправления будут произведены с полного согласия всех демократических элементов, ими затронутых.
Согласие на объединение демократического населения и совершённые мероприятия должны быть доведены до сведения Народных Комиссаров.» [1][6]
Вот тут то и начинается самое интересное:
Верховным органом власти на территории Эстляндской губернии был исполком Советов рабочих и солдатских депутатов Эстляндской губернии, которому 27 октября (9 ноября) 1917 года комиссар Всероссийского Временного правительства Яан Поска официально передал все дела по управлению Эстляндской губернией. Кстати, этому комиссару (Яану Поска) и подчинялся непосредственно выборный Земский совет губернии, у которого были ограниченные полномочия (Земский совет имел право в том числе подготавливать необходимые законы для данной губернии, но не имел право их окончательно принимать [4]).
«Всякие указы, приказы и декреты, от кого бы то они ни исходили, имеют действительную силу в Эстляндии до созыва Учредительного собрания Эстонии лишь в том случае, если они провозглашены Земским советом Эстляндии, в противном случае исполнять их не следует.» [2][3][7]
Своё слово Земский совет Эстонии сказал чуть позже:
21 февраля 1918 года – члены Земского совета Эстонии опубликовали, а 23 февраля 1918 года публично огласили в городе Пярну (Пернов) «Манифест народам Эстляндии»[5], который провозгласил независимость Эстонии и в тексте которого неожиданно появляется город Нарва с окрестностями.
Коментарии, как говорится – излишни. К чему всё это привело – тема для другой статьи.
Литература и примечания:
Краткая история города Нарва
Началом истории эстонского пограничного города Нарва принято считать 1223 год, когда господствовавшие на этой земле датчане основали крепость на берегу реки Нарова. Однако, первые упоминания о поселении на этом месте появились несколько раньше – в 1171 году. В Новгородской летописи оно было отмечено как село Нарвия.
История Нарвы с XIII по ХХ столетия
Благодаря своему географическому расположению Нарва считалась лакомым кусочком для завоевателей. В разное время она принадлежала датчанам, Ливонскому ордену, Швеции, России, а затем и образованной в ХХ веке Эстонской Республике. Свидетельством стратегической значимости Нарвы стало строительство мощного замка Германа в XIII-XVI веках, сегодня являющегося главной городской достопримечательностью.
В 1492 году русский царь Иван III построил на противоположном берегу Нарова Ивангородскую крепость. Она была необходима для борьбы с Ливонией. В 1558 году в ходе Ливонской войны Нарва была взята русским войском. Царь Иван IV (Грозный) рассчитывал сделать город крупным военным и торговым портом Руси на Балтийском море, что не могло понравиться шведам. В итоге в 1581 году шведское войско со второй попытки отбило Нарву.
Нарва в составе Российской Империи
К государству Российскому Нарва снова отошла в начале XVIII века. Это стало возможным по результатам Северной войны. Войска Петра I взяли город в августе 1704 года, а Ништадский мир, согласно которому России отходили Эстляндия и Лифляндия, был заключён на мызе Харку в 1721 году. В 1719 году на территории нынешней Эстонии была создана Ревельская губерния, однако Нарва относилась к Петербургской.
Пик экономического развития Нарвы пришёлся на XIX столетие. В это время в городе была построена Кренгольмская мануфактура, на которой трудились 10000 рабочих. Нарва стала крупным центром текстильной промышленности. Предприятие также оказало мощное влияние на формирование социальной среды. В частности, благодаря мануфактуре в городе появились современная больница, православный собор Воскресения Господня и лютеранский Александровский собор, действующие и поныне.
Размеренная жизнь города изменилась после революционных событий 1917 года. После свержения Временного правительства городская управа Нарвы обратилась к правительству уже Советской России с просьбой вывести её из состава Ямбургского уезда и передать сформированной по этническому составу Эстляндской губернии. Просьба была удовлетворена, что и дало основания в дальнейшем отделить Нарву от России.
Нарва в ХХ веке
После оглашения в Пярну Манифеста народа Эстонии 23 февраля 1918 года Нарва в одностороннем порядка стала частью новообразованной Эстонской Республики. Однако уже в марте город был оккупирован германскими войсками. После поражения Германии в Первой Мировой войне Нарва была взята Красной Армией (ноябрь 1918 года), которая впоследствии продолжила наступление вглубь Эстонии. Новообразованное государство сумело дать мощный отпор и по окончании Освободительной войны согласно Тартускому миру Нарва осталась под контролем Эстонской Республики.
После распада Советского Союза Нарва осталась в составе Эстонской Республики. Однако, по национальному составу сегодня здесь преобладают русские, которых по самым скромным подсчётам здесь не менее 90%. Долгое время власти Эстонии закрывали глаза на имеющиеся в городе проблемы и не вкладывали средства в его развитие, считая проживающих здесь людей враждебно настроенными по отношению к государству. На этот период пришёлся упадок промышленного производства в городе. Трудности коснулись и исторической Кренгольмской мануфактуры, которая в начале 90-х годов была продана шведской компании, а в 2010 году признана банкротом.
Тем не менее, в последние годы жизнь в Нарве несколько ожила. Способствует этому географическое расположение: Нарва сегодня является не только пограничным городом Эстонии, но и Европейского Союза. При поддержке структурных фондов ЕС здесь восстанавливаются исторические достопримечательности, приведена в порядок набережная реки Нарова. В 2012 году возле здания городской ратуши появился новый корпус Нарвского колледжа Тартуского Университета. Всё это даёт надежду на то, что город продолжит развиваться.
Нарва
Город Нарва (Эстония)
Содержание
Может быть интересно:
География и климат
Информация для туристов
Лучшее время посещения
История
Основание Нарвы датируется 1223 годом. Уже во времена Древней Руси здесь проходил путь «Из варяг в греки». В 13 веке Нарву захватили датчане. В первой половине 14 века она получила городские права.
С середины 14 века и до 1558 года Нарва принадлежала Ливонскому ордену. В 14 веке немецкие рыцари начали возводить мощный замок. В 15 веке великий князь Иван III начал строительство русской крепости.
В ходе Ливонской войны Нарва была захвачена русскими войсками. Царь Иван Грозный планировал сделать город крупным портом и торговым центром. В 1581 году шведы после нескольких осад взяли Нарву, при этом уничтожив практически все русское население. После нескольких стычек у города в 1595 году Россия и Швеция заключили мир, согласно которого Россия отказалась от притязаний на Нарву и Ревель, но получила земли восточнее.
Нарва была отвоевана у шведов в результате Северной войны Петром Великим. В начале 18 века город вошёл в состав Российской империи. После строительства петербургских крепостей стратегическое значение Нарвы упало. В 19 веке город превратился в крупный промышленный центр.
В 1920 году Нарва стала частью независимой Эстонии. В состав СССР город вошёл в 1940 году. В 1941 году в Нарву вошли немецкие войска. Город был освобожден в 1944 году. В результате боёв за Нарву старый город был практически полностью разрушен бомбардировками и взрывами немецких сапёрных бригад. После войны исторический центр восстановлен не был.
Панорама Нарвы
Как добраться
Ближайшие аэропорты расположены в Таллине и Санкт-Петербурге. Автобусы и поезда ходят в Нарву из Таллина, Тарту, Санкт-Петербурга, Москвы.
Покупки
Торговые центры и множество магазинов можно найти на Таллинском шоссе.
Достопримечательности
Несмотря на то, что в ходе Второй мировой войны старый город Нарвы был почти полностью уничтожен, город сохранил несколько любопытных достопримечательностей.
Нарвский замок
Главной достопримечательностью Нарвы является средневековый ливонский замок, построенный в 14 веке. В прошлом крепость называлась замок Герман. Сейчас здесь расположен городской музей. На российском берегу реки Нарвы стоит Ивангородская крепость 15 века.
Из исторических зданий сохранилась городская ратуша, построенная в 17 веке.
Александровская церковь
Нарва, Эстония
Нарва — эстонский город на границе с Россией. Он застраивался ещё в Средневековье, но был почти полностью разрушен во время Второй мировой войны. Несмотря на небольшой размер, он насыщен интересными местами, например, бывшим рабочим городком, пешеходной границей с Ивангородом, Кренгольмской мануфактурой, средневековым замком и необычной современной архитектурой. Что нужно посмотреть во время своего визита — в этом посте.
Краткая история
Нарва была основана в XIV веке и почти целый век принадлежала датчанам и ещё два века — Ливонскому ордену. Датчане построили Нарвскую крепость, которая сохранилась до сих пор, а для борьбы уже с ливонами на противоположном берегу была построена Ивангородская крепость. Интересно, что тогда русским удалось взять город, и около двадцати лет ещё в XVI веке он находился под властью Ивана Грозного. Затем Нарва ещё раз входила в состав России уже в XVIII веке, когда Пётр I отбил её у шведов.
После революции 1917 года Нарвский уезд и Эстляндия стали независимыми, но в 1940 Эстонская ССР вошла в состав СССР уже до 1991 года.
Одна из особенностей Нарвы в том, что 95% её населения — русскоязычное: здесь почти все говорят по-русски, и повсеместно слышна русская речь. Другой особенностью является то, что центр был почти полностью разбомблён во время войны, а его основная застройка представляет собой здания советского периода. Но несмотря на близость к российской границе, город наполнен эстонской культурой — совсем не похожей на русскую. Поэтому особенно интересно наблюдать, как здесь сочетаются непохожие традиции, языки и культуры.
Центр до и после
Нарва была оккупирована немецкими войсками во время Второй мировой войны на протяжении трёх лет. В ходе Нарвской операции были разрушены почти все исторические здания, многим из которых было несколько веков. Первоначально весь центр планировали восстановить и реконструировать архитектурные памятники, как это было сделано, например, в Варшаве. Однако эти планы не осуществились, и город пошёл по пути Роттердама, решив не восстанавливать уничтоженное.
Облик изменился настолько, что сейчас сложно представить, как на месте панельных домов и современных торговых центров были небольшие средневековые домики. Судя по старым фотографиям до уничтожения исторического центра, Нарва очень напоминала Таллин: белокаменные малоэтажные дома, классические здания, улицы, вымощенные брусчаткой.
Достопримечательности
Ратушная площадь
Единственное место, дающее представление об уничтоженном облике города, — это Ратушная площадь. Здесь сохранилась Ратуша XVII века, построенная в стиле голландского классицизма. Но сохранилось оно лишь частично и было значительно реконструировано уже после войны. Можно сказать, что нынешний облик приближен к историческому с некоторыми изменениями.
На старых фотографиях видно, что общий архитектурный ансамбль площади разрушен. Когда-то Ратушу окружали дома зажиточных купцов и магазины, теперь же вокруг панельные дома.
Есть интересная экскурсия, на которой гид покажет исторические фотографии тех мест, по которым пройдёт прогулка. Это поможет представить, как город выглядел раньше и как сильно он изменился:
Помимо них были построены и необычные современные здания — филиалы университета. Не стоит удивляться смелым архитектурным решениям — ведь Эстония часто становится полем для экспериментов современных архитекторов, что особенно хорошо заметно в Таллине. Смотрите также: Современная архитектура Таллина.
Нарвский замок
Упоминания о Нарвской крепости встречались ещё в Средневековье. Известно, что когда строилась Ивангородская крепость, Нарвская уже существовала. Замок Германа был построен датчанами, затем долгое время принадлежал Ливонскому ордену. Во время Второй мировой войны крепостные сооружения были сильно разрушены. Сейчас в главной башне музей, а территория замка открыта для свободного посещения. Это приятное место для прогулок, здесь есть ресторан и часто проводятся концерты. Исторических памятников внутри крепости почти нет.
Вид на противоположный берег и Ивангородскую крепость.
Набережная неподалёку от замка с видом на Ивангород и государственную границу, проходящей по Мосту Дружбы. На набережной сохранились редкие исторические здания, уцелевшие в войну.
Александровская лютеранская церковь
Неподалёку от автобусного и железнодорожного вокзала находится Александровская церковь. Она построена в 1884 году в честь Александра II. Стиль церкви относится с неороманскому. Во время войны были разрушены башня и шпиль. До 1994 года здание использовалось как склад, а несколько лет назад началось восстановление и реконструкция церкви.
Кренгольмская мануфактура
До XVIII века Нарва жила в основном за счёт торговли, так как была важным стратегическим объектом, связывающем Россию с Западными странами. Но при Петре I эта функция отошла к другим регионам. Город не пришёл в упадок, а стал развивать промышленность: деревообработку и металлообработка, мебельное и текстильное производство.
К XIX веку здесь была построена Кренгольмская мануфактура. Она включала в себя несколько фабрик, в том числе и фабрику Штиглица, дома для рабочих которой расположены в Ивангороде. Мануфактура занимала большую площадь, а на момент своего основания (1857 год) была крупнейшей ткацкой мануфактурой в мире. Для возрастающего числа рабочих были построены жилые здания, больницы, школы, прачечные. После распада Советского союза деятельность фабрики сошла на нет, и несколько лет назад она обанкротилась.
Дома рабочих мануфактуры
Сейчас больше примечательна не сама мануфактура, на территорию которой не попасть, а район вокруг неё. В нём сохранились красивые кирпичные здания, построенные для рабочих в конце XIX века. Большинство из них и сейчас являются жилыми и поддерживаются в хорошем состоянии.
Пешеходная граница
В ноябре 2017 года был снова открыт КПП «Парусинка». Пограничный пункт находится прямо среди жилых домов в районе неподалёку от Кренгольмской мануфактуры. По нему можно пешком вернуться на территорию России. В выходные и праздники здесь бывают очереди, однако обычно довольно свободно.
Жилмассивы
Соседние кварталы застроены жилыми массивами уже более позднего периода и худшего качества, однако они тоже находятся в неплохом состоянии.
В целом в районе Кренгольмской мануфактуры встречается много интересных зданий, поэтому это один из самых интересных для прогулок нарвских районов.
Историческое здание больницы
Красивое здание больницы XIX века неподалёку от КПП.
Нарва-Йыэсуу
Городок Нарва-Йыэсуу расположен на берегу моря неподалёку от Нарвы. Добраться до него удобно на общественном транспорте, который теперь бесплатен для всех. В это курортное место приезжали ещё в XIX веке, а до Санкт-Петербурга отсюда даже ходил паром. Город был почти полностью разрушен в войну и восстанавливался уже во второй половине XX века. Сейчас это приятный небольшой курортный городок, похожий на другие такие местечки на берегу Финского залива, например, Юрмалу в Латвии.
Светлый парк и здание Кургауза — единственное сохранившееся историческое здание здесь.
Узнать больше об истории курорта и увидеть главные и скрытые от туристов места, можно на экскурсии с местным гидом:
Как добраться
Из Петербурга до Нарвы проще всего добраться на автобусе. Билеты стоят 700-1000 руб., время в пути примерно 4 часа — зависит от пробок на границе.
Другим удобным способ добраться из Москвы и Петербурга является поезд, который не зависит от очередей на границе, но обычно стоит дороже и ходит не так часто. Имейте в виду, что вокзалы Ивангорода и Нарвы находятся не в центре.
Где остановиться
В Нарве довольно большой выбор жилья. Среди бюджетных вариантов есть хостелы, мы останавливались в Hostel Sparta. Самый популярный вариант — это отели Narva Hotell и Central Hotel. Больше всего в городе апартаментов, например, Fama apartment и Happy Day.
Карта
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Первые обновления всегда в Инстаграме
Похожие посты
Петербург интересен не только классической архитектурой, но и промышленными зданиями. Они расположены и в…
Роттердам имеет непростую историю. Его центральные районы, застроенные в XVI-XVII веках, были полностью уничтожены…