Нарыв у хюррем что за болезнь
Названы настоящие причины смерти Хюррем Султан
Многие из телезрителей задались вопросом: «Правдиво ли то отображение болезни и смерти Хюррем Султан, которое преподнесли нам сценаристы сериала «Великолепный век»?
Вот что пишут по этому поводу многочисленные научные и исторические источники:
— Профессор Феридун Эмеджен: о смерти Хюррем Султан сохранилось не так много сведений. Мы достоверно знаем лишь дату ее смерти, и то, что она какое-то время до этого тяжело болела. Эта болезнь и послужила причиной ее смерти.
— Профессор Зия Моджан: в сериале показано, что Хюррем умерла не от сердечных болей. В реальной жизни боли в сердце не приводят к смерти. К тому же, в сериале не показали характерных симптомов сердечной недостаточности – нехватки дыхания, отдышки, отека ног и т.д. Вместо этого сценаристы зачем-то изобразили язву на шее Хюррем Султан. Видимо, они хотели показать, что Хюррем умерла от рака.
— Доктор медицинских наук Тайфун Ачиль: если бы Хюррем умерла от сердечной недостаточности, то следовало бы указать на такие симптомы, как отдышка, отек конечностей, тахикардия, боли в груди. В то время не было антибиотиков, и часто причиной смерти людей становились простейшие инфекции. В сериале показано, что Хюррем Султан долгое время плохо себя чувствовала. Она испытывала общую слабость и упадок сил. Это указывает на наличие какого-то инфекционного заболевания. Возможно, это была банальная простуда, с которой не справился истощенный организм Хюррем, и которая в итоге привела к ее смерти. Или же, у Хюррем Султан был рак.
— Доктор Хайри Парлар: если Хюррем Султан умерла от болезни сердца, то скорее всего это была сердечная недостаточность. Это могло привести к инфаркту миокарда и инсульту. Боли Хюррем Султан и последующий инсульт были спровоцированы, скорее всего, ангиной, которая, как известно, часто дает осложнения на сердце.
«Великолепный век»: что в сериале правда, а что – вымысел
Популярная историческая сага «Великолепный век» вызвала огромный ажиотаж среди зрителей по всему миру и породила бум на турецкие сериалы. Этот монументальный, уникальный в своем роде проект оброс многомиллионной армией поклонников, завоевав сердца как молодежи, так и старшего поколения.
Создатели сериала вложили в него массу труда, времени и денег, благодаря чему у них получился очень качественный кинопродукт. Во время съемок «Великолепного века» было задействовано пять дворцов Османской империи и 23 съемочные площадки, израсходовано 150 тысяч метров тканей (для нарядов и для декораций) и сшито пять тысяч костюмов, создано 4 тысячи головных уборов, в том числе диадем. Над каждой серией трудилась съемочная группа из 130 человек, в каждом эпизоде участвовали 300 актеров второго плана. В массовых сценах сериала снялось более 50 тысяч актеров.
Для съемок сериала был выстроен огромный комплекс павильонов, для воссоздания дворцовых интерьеров декораторы провели колоссальную и очень кропотливую работу, включающую в себя анализ экспонатов из музея Топкапы в Стамбуле.
Каждая серия проекта выходила в эфир только после финального утверждения историческими консультантами. И, тем не менее, находится немало людей, которые ругают сериал: например, во время трансляции сериала в Верховный совет турецкого радио и телевидения поступило более 70 тысяч жалоб на искажение исторических фактов.
В начальных титрах «Великолепного века» уточняется, что источником вдохновения при создании сериала послужили исторические события, то есть проект не претендует на историческую достоверность.
Так что же в сериале правда, а что – вымысел сценаристов?
Судьба Хюррем
Славянская рабыня Александра попала в плен к османам, когда ей не было и 17 лет. Уже в самом начале сериала сценаристы пожертвовали некоторыми фактами, дабы не растягивать сюжет. Хюррем никак не могла практически сразу оказаться в объятиях Сулеймана. Во-первых, когда она оказалась в Турции, султаном все еще был Селим I: лишь после его смерти Сулейман взошел на престол, переняв как бразды правления, так и дворец и гарем. Во-вторых, прежде чем попасть в покои султана, девушки долго учились грамоте, этикету, игре на музыкальных инструментах, танцам и всем остальным тонкостям жизни наложниц.
Хюррем действительно отреклась от православия и приняла ислам, но в тот период рабыни делали это, чтобы просто выжить в мусульманской стране. В сериале же героиня делает это из любви к своему повелителю.
По большей части история самой могущественной женщины Османской империи показана в «Великолепном веке» достоверно. Будучи простой наложницей, она смогла добиться любви великого падишаха, стать его законной женой, матерью престолонаследника и так укрепила свое положение, что поднялась до невиданных высот.
Роксолана сильно влияла на политику государства, пуская в ход разные коварные способы – шантаж, подкуп, клевету и даже убийства, в чем сценаристы нисколько не преувеличили. Началось все с гаремных интриг, а закончилось заговорами на государственном уровне.
Она действительно шла по головам и добивалась власти всеми возможными путями, порой чрезвычайно жестокими. Неугодные ей люди, даже те, кто занимал высокий государственный пост, погибали от рук палачей. Наглядный пример – великий визирь и правая рука султана Ибрагим Паша, казнь которого показана в сериале вполне достоверно. Хасеки поспособствовала устранению недруга, вставлявшего ей палки в колеса и ставшего слишком алчным до власти, что ставило под угрозу авторитет Сулеймана. Кроме того, Хюррем не желала делить с Ибрагимом власть над султаном, желая оставаться единственным человеком, кто влияет на решения правителя.
Как во дворце, так и за его пределами Хюррем Султан боялись и почитали, но она прославилась в Османской империи не только своей расчетливостью и беспощадностью к врагам, но и благими делами. Нужно отдать должное сериалу, сценаристы которого сохранили этот баланс. С подачи Хюррем в Стамбуле строились мечети и госпитали, открывались школы, оказывалась помощь беднякам. Хюррем жертвовала очень большие средства на благотворительность, за что народ любил и уважал ее.
Болезнь Роксоланы, приведшая к гибели, в сериале никак не обозначена, но, судя по язве на шее султанши, подразумевается, что у нее был рак. Согласно истории, все было более прозаично: Хюррем на 55 году жизни умерла от сильнейшей ангины – ее сердце не выдержало нагрузки.
После смерти Хюррем Сулейман не находил себе места от горя, что и было с большой трагичностью показано в сериале. С ее уходом закончилась целая эпоха, а сердце султана навсегда было разбито. Падишах пережил любимую жену на 8 лет. Он был похоронен рядом с Роксоланой в мавзолее мечети Сулеймание в Стамбуле.
Дети султана
В сериале Хюррем рожает Сулейману пятерых детей – Мехмеда, Михримах, Баязида, Селима и Джихангира. На самом же деле детей было шесть – после Мехмеда Роксолана родила Абдуллу, но тот прожил всего три года, и сценаристы предпочли не включать этот факт в сюжет.
Когда следующий по старшинству сын Хюррем и Сулеймана Мехмед умер от чумы, шехзаде Баязид и Селим начали борьбу за власть, по итогу которой Баязид бежал в Иран. Персы выдали его отцу, и тот, сочтя сына изменником, казнил наследника. В сериале был также соблюден факт казни пятерых сыновей Баязида.
В конечном счете после смерти Сулеймана Великолепного на трон взошел Селим. Он правил 8 лет и за столь короткий срок успел привести государство в упадок. Как рассказывают востоковеды, правитель из Селима получился никудышным: он не был сведущ в делах государства, и куда больше, чем политика, его интересовали увеселения и пьянство (в сериале часто акцентируется внимание на его алкогольных пристрастиях). Фактически страной вместо него управлял великий визирь Соколлу Мехмед Паша, что и стало предпосылкой падения великой империи.
Жизнь гарема
Гарем (от арабского слова «запретное») – обитель женщин во дворце, куда посторонним мужчинам вход воспрещен. Исключение составляли лишь евнухи, выполнявшие роль охранников: в сериале со своими обязанностями прекрасно справлялись Сюмбюль-ага и Гюль-ага, верные слуги Хюррем Султан.
Во времена Османской империи в гаремах жили рабыни, наложницы, жены, маленькие дети и родственницы султанов. Как уже было сказано выше, в гаремах существовали свои правила и этикет, которым нужно было следовать.
Женщины гарема, пользующиеся благосклонностью султана, действительно получали особые привилегии и подарки. Как показано в «Великолепном веке», османские султаны дарили наложницам драгоценности, а женам – целые дворцы. Султан Сулейман, например, и впрямь был искусным ювелиром. Согласно сериалу, повелитель собственноручно сделал для возлюбленной кольцо с каплевидным изумрудом, ставшее главным символом их любви. Украшение существовало на самом деле, но выполнено оно не из изумруда, а из бриллианта в обрамлении 49 алмазов. Сейчас оно хранится в музее дворца Топкапы
В более раннюю эпоху султаны женились только на дочерях правителей других государств, но с приходом к власти Хюррем все изменилось: она стала самой первой рабыней, которую падишах взял в жены, и в дальнейшем эту традицию продолжили и его потомки.
Главнее хасеки была лишь валиде-султан, мать падишаха. Так, Валиде Айше Хафса Султан пользовалась огромным уважением своего сына Сулеймана, тот глубоко ее почитал и прислушивался к советам, что было многократно продемонстрировано в сериале. Когда же она умерла, хасеки Хюррем Султан заняла главенствующее положение среди женщин во дворце, и даже сестры султана по статусу были ниже его супруги.
Соперницы Хюррем
Принцесса Изабелла, наложницы Фирузе и Садыка – это вымысел сценаристов, которые желали добавить в сюжет порцию интриги и заставить зрителя поволноваться за отношения Хюррем и Сулеймана, падкого на женское обаяние. На деле же у потенциальных соперниц Роксоланы не было ни единого шанса: после того, как она стала законной женой Падишаха, гарем был распущен.
Убранство дворца
Интерьеры дворца Топкапы, показанные в сериале, не совсем соответствуют эпохе. Такие детали, как свечи и драпированные шторы, появились гораздо позже. Столов тоже не было: трапезы во времена Сулеймана Великолепного устраивали на полу.
Отсутствовали в османских покоях и красивые балконы с волшебным видом на Босфор, где герои «Великолепного века» так часто проводили время за романтичными беседами или в тяжких раздумьях. В реальности это было связано с безопасностью султана и членов его семьи. Дворец тщательно охранялся, а балкон – лишняя возможность для врагов покуситься на правителя, пробравшись в его покои или пустив смертоносную стрелу.
Конечно же, все эти элементы были использованы для создания сказочной атмосферы богатого восточного дворца и более яркой картинки, так что историкам сериала, сценаристам и декораторам можно простить их маленькие вольности.
Мерзибе хатун, а вовсе не Хюррем? Кто она, последняя любовь султана Сулеймана
Некоторые историки настаивают на том, что падишах уже в зрелом возрасте воспылал сильным чувством к 16-летней рабыне из Албании.
Халит Эргенч и Мерьем Узерли. Фото: кадр из сериала «Великолепный век»
В последнем сезоне турецкого сериала «Великолепный век» сценаристы ввели еще один женский персонаж. В центре внимания зрителей появилась рабыня по имени Валерия, которая после хальвета с султаном Сулейман получила имя Назенин. По сценарию, девушка-служанка попала в гарем вместе с Сесилией Веньер-Баффо, представительницы богатейшей венецианской семьи. Она стала известна как Нурбану султан.
Алмеда Абази в роли Назенин хатун. Эта героиня стала прототипом Мерзибе хатун. Фото: кадр из сериала «Великолепный век»
Позже Валерия, она же Назенин хатун, возвысилась среди других наложниц, родив дочь Разие от султана Сулеймана. Вот только дальнейшая участь девушки была безрадостной. Она пала жертвой интриг Хюррем султан, не потерпевшей наличие более молодой и привлекательной соперницы.
Алмеда Абази с Вахиде Гердюм, сыгравшей «возрастную» Хюррем султан. Фото: кадр из сериала «Великолепный век»
Примечательно, что именно Назенин хатун стала прототипом некой Мерзибе. 16-летняя девушка из Албании, по версии некоторых историков, считалась последней любовь султана Сулеймана. Попав на хальвет к повелителю, она так очаровала властелина, что стала его фавориткой. На тот момент Хюррем султан была уже слишком слаба и тяжело болела. Она скончалась в 1558 году, успев получить статус хасеки и законной жены султана Сулеймана. А вот титул Валиде, о котором Хюррем султан так грезила, ей не не достался. Она отошла в мир иной раньше, чем ее сын шехзаде Селим сел на османский престол.
Кстати, на роль Назенин хатун продюсеры подобрали актрису с турецко-албанским происхождением. Алмеда Абази прекрасно справилась с ролью, представ в образе юной фаворитки повелителя. Девушка правдоподобно изображала показную скромностью перед султаном Сулейманом, стыдливо и боязненно смущалась при виде хасеки Хюррем султан и, при всем при этом, не была лишена коварства, завистливости и расчета. Вот только спастись от могущественной Хюррем султан юная Назенин не смогла.
Как утверждают историки, именно Мерзибе хатун, ставшая последней фавориткой султана Сулеймана, сопровождала повелителя в его поездках по санджакам, когда тот навещал своих шехзаде. После кончины Мерзибе повелитель был поистине безутешен. А со смертью хасеки Хюррем султан властелин и вовсе погрузился в глубокий траур, как и все обитатели дворца, пишет «Комсомольская правда».
Смотрите также
Еще больше интересных роликов на нашем YouTube-канале.
Учредитель, редакция, издатель журнала «Телепрограмма» и сайта teleprogramma.pro
АО ИД «Комсомольская правда». Зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-66912 от 22.08.2016
Заместитель Генерального директора, Издатель
(лауреат рейтинга «ТОП 1000 российских менеджеров» в 2015-2018г.г. в разделе СМИ. Лауреат Рейтинга молодых медиаменеджеров в 2012-2014г.г. Лауреат Премии «Медиа-Менеджер России» в 2015 и 2019 г.г.): Владислав Гемст
Главный редактор журнала «Телепрограмма»: Павел Садков
Директор проекта teleprogramma.pro: Станислав Леонидов
Шеф-редактор сайта teleprogramma.pro: Екатерина Болгова / ekaterina.bolgova@phkp.ru
Директор по продвижению: Анастасия Шибаева / +7(495) 777-27-72 (доб. 34-34) anastasiya.shibaeva@phkp.ru
Директор по рекламе: Ольга Швец / +7(495) 777-02-78
Размещение рекламы в интернет: Сабина Багирова / тел.: 8(495)777-02-78 (доб. 1258), моб.: 8(964)559-73-55, e-mail: Sabina.bagirova@phkp.ru)
Исключительные права на материалы, размещенные в сетевом издании TELEPROGRAMMA (www.teleprogramma.pro), в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда» ©, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. Приобретение прав: (495) 970-19-51 (kp@kp.ru)
Сообщения и комментарии читателей сетевого издания размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Возрастная категория 18+
От рабыни-наложницы до первой жены султана Сулеймана II: малоизвестные факты о великолепной Роксолане
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сведения о происхождения Роксоланы
Спустя столько лет загадочная личность Роксоланы все больше обрастает слухами и догадками, что затрудняет отличить истину от вымысла, но зато увеличивает интерес к себе. Хюррем всегда была неоднозначной персоной: одни восторженно трепетали лишь при одном упоминании ее имени, другие обвиняли девушку в разрушении общественных устоев исламского общества, да и самой Османской империи в целом. Возможно, именно по этой причине, портреты Роксоланы, созданные живописцами той эпохи, различны и противоречивы.
И в начале 20-х годов XVI столетия, во время нападения татар на украино-польские земли, девушку взяли в плен и увезли в Крым. Оттуда пленницу, которой было около пятнадцати лет, вместе с другими девушками доставили в Стамбул, во дворец султана. Кстати, первым девушку заметил имперский визирь, который и принес ее в дар господину.
Имя Роксолана появилось благодаря римскому послу в Османской империи Де Бусбеку. Этому есть логичное объяснение: земли, откуда привезли славянскую рабыню к султану, в древности называли Роксоланией. А вот именем Хюррем, что в переводе означает «веселая», султан сам наградил свою наложницу.
Из простой рабыни в любимую наложницу
Во многих источниках говорится, что Роксолана вовсе не блистала особой красотой. Но она приковывала к себе взгляды благодаря ее молодости, элегантности и грациозности. По легенде, султан буквально сразу выделил девушку среди других танцующих прислужниц гарема.
Миниатюрная девушка привлекла к себе внимание, когда толкнула одну из танцовщиц, громко рассмеялась, а после запела песню. Слуги замерли в ожидании решения султана – он мог подать ей платок как приглашение в опочивальню, или шнурок, которым душили неугодных рабынь. В тот день Роксолана удостоилась платка. С этого эпизода и началось ее влияние на султана.
Девушка приняла ислам и оказалась отличной ученицей: она быстро освоила языки, в том числе турецкий, арабский и персидский; овладела танцевальным ремеслом; могла цитировать труды популярных современников. Чтобы заинтересовать султана, Хюррем посвящала ему стихи и даже писала книги, чем вызвала опасения окружающих, считавших ее ведьмой.
Укрепления влияния на правителя
Роксолана сочетала в себе все, что любил Сулейман в женщинах: ум, образованность, чувственность. Также его поразила ее любовь к искусству, в котором она разбиралась, а также знания в политике. Она знала, как выпутаться из сплетен и интриг, которые постоянно плелись во дворце. Хюррем быстро поняла людей при дворе, так что всегда была с ними настороже.
Узнав, что у султана выжил лишь один из трех наследников, и продолжение рода было под большой угрозой из-за высокой смертности, Хюррем родила сына правителю. Рождение наследника дало ей необходимую поддержку и страховку во дворце.
Что интересно, всех наложниц, подаривших султану детей, отправляли в поселения, где они занимались воспитанием наследников. Роксолана же стала первой из женщин, остававшихся при дворе рядом с любимым султаном.
Официальный брак с наложницей
Новость о том, что султан женится на наложнице шокировала всех. Это было неслыханным прецедентом за всю историю существования Османской империи. Роксолана сумела занять роль жены султана благодаря тому, что она была не куплена, а преподнесена ему в дар. Сулейман назвал Хюррем своей первой женой, словно вычеркнув и забыв первую супругу. Вскоре и мать султана потеряла власть над сыном. Так две некогда влиятельные женщины возненавидели Хюррем.
Специально для своей новоиспеченной жены Сулейман ввел новый титул – «Хасеки», что означает «милая сердцу». С 1534 года супруга стала полноправной хозяйкой дворца, а также главным политсоветником султана. Она принимала важных послов, вела беседы с политиками других стран, занималась благотворительностью и так далее.
Говорят, что официальный портрет Роксоланы, который написал известный венецианский художник, был единственным среди изображений султанов. Не было другой женщины при дворе, имевшей такую силу и власть, как у Хюррем. Так наложница стала единственной официальной женой султана.
Кстати, гарем находился далековато от дворца, чтобы не отвлекать султана от важной государственной работы. Но девушка не хотела расставаться с любимым господином, она попросила перенести гарем прямо в султанский дворец. Сулейман не смог отказать своей Хюррем.
Готова на все ради своей безопасности и власти
Существует версия, что Роксолана причастна к убийству двух младших своих сыновей. Это было нужно, чтобы закрепить за любимым сыном Селимом звание наследника. Но прямых доказательств не было найдено. Чего не скажешь о сыновьях ее супруга от других наложниц. По ее приказу были убиты около сорока мальчиков. Таким же способом эта властная особа расправлялась со всеми неугодными ей людьми.
Такая жестокость была вызвана страхом, что султан может увлечься новой наложницей, поступив со своей Хюррем, как с прошлой женой или же вообще казнить. Но ее опасения были напрасны, ведь она так и осталась для Сулеймана самой любимой женщиной. Причем с годами его чувства к ней становились все сильнее. Некоторые считают, что после знакомства с Роксоланой султан не хотел больше знать других женщин.
Хюррем также внесла свой вклад в развитие Стамбула: построила несколько мечетей, школу, дом для умственно отсталых, устроила бесплатную кухню для нищих, наладила общение со многими странами Европы и прочее. В 1558 году, в возрасте 53-56 лет, Хюррем скончалась на руках Сулеймана.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Внутренний ячмень на верхнем или нижнем веке глаза
Ячмень (латинское медицинское название – «гордеолум») является одним из наиболее распространенных в офтальмологической практике заболеваний. На земном шаре оно встречается повсеместно; симптоматика его хорошо известна, поскольку такое явление хотя бы раз в жизни постигало практически каждого человека.
Зудит, болит и краснеет веко, затем на нем формируется более или менее объемный бугорок с желтоватой центральной головкой, усиливается распирающая боль, слезотечение, чувство инородного тела и общего недомогания; может повыситься температура. Облегчение наступает через несколько дней со спонтанным вскрытием нагноившейся капсулы.
Многие пациенты не считают необходимым обращаться за медицинской помощью, предпочитая справляться с проблемой «внутренними ресурсами» и «народными методами», основу которых составляют различные прогревания и промывания. В поле внимания офтальмологов, таким образом, преимущественно попадают запущенные, осложненные, рецидивирующие и диагностически неясные случаи гордеолума.
Причины внутреннего ячменя на веке
С клинической точки зрения, ячмень представляет собой острое локальное гнойное воспаление инфекционной этиологии. В абсолютном большинстве случаев (как минимум, 95%) возбудителем является золотистый стафилококк. Благоприятными условиями для его внедрения и стремительного размножения являются ослабленный иммунитет, санитарно-гигиеническая небрежность, переохлаждение, фоновая соматическая или эндокринная патология, гельминтоз, демодекоз, гиповитаминоз, хронические инфекционные очаги в смежных с веком органах и тканях. Местом начала и протекания инфекционно-воспалительного процесса обычно являются потовые железы Молля или сальные железы Цейса, расположенные в ресничной зоне и выходящие устьями у ресничных оснований, а также собственно фолликулы ресниц. Ячмени с примерно равной частотой встречаются как на верхних, так и на нижних веках; иногда они появляются на обоих глазах одновременно.
Дифференциальная диагностика
Никаких диагностических сложностей для специалиста ячмень, как правило, не представляет. Существуют достаточно четкие критерии различий ячменя от, например, воспаления или злокачественной опухоли слезной железы, блефарита, конъюнктивита.
Халязион, – «градина», «узелок», «холодный ячмень», – собственно, ячменем не является вообще, поскольку представляет собой инкапсулированное скопление секрета мейбомиевой железы, который, не находя выхода наружу вследствие ее закупорки, прорывается в окружающую хрящевую ткань. До этого момента симптоматически, а затем внешне халязион действительно очень похож на остановившийся на пике развития гордеолум, отличаясь от него значительно большей длительностью существования на веке (иногда до года и более), большей плотностью при пальпации, безболезненностью и, в типичном «холодном» варианте, отсутствием гноя.
Вместе с тем, халязион может быть как следствием перенесенного истинного инфекционно-воспалительного ячменя, так и его причиной – при вторичном бактериальном инфицировании капсулы.
Что касается «внутреннего ячменя», то он изначально обусловлен заносом и внедрением инфекционного возбудителя в мейбомиеву (а не в цейсову) сальную железу.
Отличие от внешнего ячменя
Инфекционное воспаление мейбомиевой железы, или мейбомит, протекает, в целом, по сходному с типичным ячменем сценарию, однако имеет и собственную специфику. Симптоматика, как правило, развивается медленнее, но субъективно она болезненней; нередко опухают ближайшие лимфатические узлы, интенсивней головная боль, температура тела может достигать и превышать 38°С. При этом снаружи не видно характерного «кратера» – устья свищевого хода, хотя имеется локальная кистозная опухоль века. При исследовании внутренней, задней поверхности века, на конъюнктивальной слизистой оболочке такая центральная головка (или просвечивающееся нагноение), как правило, обнаруживается во всей очевидности.
Соответственно, вскрытие гнойного мешка и эвакуация содержимого происходит в сторону склеры и роговицы, что значительно опаснее в плане возможного осеменения и дальнейшего распространения инфекции на смежные с глазом структуры – вплоть до поражения мозговых оболочек. Отчасти поэтому, отчасти из-за большей вероятности осложнений, внутренний ячмень чаще приходится вскрывать путем несложной и короткой хирургической манипуляции в амбулаторных условиях, с последующей надежной антисептической обработкой в целях профилактики рецидива.