Насекомое кто или что на какой вопрос
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?
Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспитывать интерес к знанию.
Оборудование: картинки, тестовые задания, загадки, дидактические игры, учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык”, Москва, Дрофа, 3-й класс, 2006 г.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания (выборочно). Взаимопроверка тетрадей.
3. Орфографическая минутка.
– Поставьте имена существительные во множественном числе. Запишите, подчеркните орфограммы.
Снегирь, завод, холод, город, лошадь.
(Ответы: снегири, заводы, холода, города, лошади). Самопроверка.
III. Работа по теме урока.
1. Наблюдение над существительными, отвечающими на вопрос кто? или что?
– Разделите эти слова на две группы:
Клён, волк, рысь, мяч, черепаха, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал, Миша, бабочка, девочка, белка.
1 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
(Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка.)
2 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос что?
(Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)
– На какие группы разделили?
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
Сейчас допишите в каждую группу ещё по три слова.
Отгадайте загадки, напишите отгадки.
1 ряд – ответы, отвечающие на вопрос кто?
2 ряд – ответы, отвечающие на вопрос что?
1 ряд | 2 ряд |
щука | ёлка |
медведь | лёд |
пчела | дорога |
– Что обозначают имена существительные?
Имена существительные обозначают:
Учитель: | Ученики: |
1. Конкретные предметы | доска, тетрадь |
2. Живые существа | кошка, белка, мальчик |
3. Явления природы | дождь, снег |
4. Процесс, название действий | рост, стрельба |
5. Абстрактные понятия | верность, дружба, любовь |
“Не ошибись, пожалуйста”
3. Работа по учебнику: упражнение 394.
(Наблюдение над особенностями имён существительных, отвечающих на вопрос кто? и на вопрос что?)
Домашние животные: кто? корова, коза,…….
Учебные вещи: что? пенал, карандаш, альбом, ………
4. Индивидуальная работа. Тест.
1. Имя существительное – это часть речи, которая…
А) Называет признак предмета
Б) Называет предметы
В) Называет явления природы, события.
2. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос кто?
А) Растение
Б) Дыхание
В) Червяк.
3. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос что?
А) Насекомые
Б) Здоровье
В) Грызуны.
4. Какое слово “лишнее”?
А) Конь
Б) Лошади
В) Жеребенок
(На доске прикреплены “рыбки” – слова)
— 1 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?
2 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос что?
Докажите свой выбор и составь предложения с любыми из данных слов.
6. Картинный диктант.
Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся называют имя существительные, записывают его, вставят вопрос.
IV. Итог урока.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?. Приведите примеры.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?. Приведите примеры.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Урок 26. Русский язык 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
– Здравствуй, Василиса. Я вновь пришёл к тебе за помощью.
– О, Мик, здравствуй. Я очень рада тебя видеть. Чем я могу тебе помочь?
– В прошлый раз ты познакомила меня со словами, которые называются «имена существительные». Я теперь знаю, что имена существительные – это части речи, которые обозначают предметы, явления природы, события, чувства и живые существа – людей и животных. Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?.
– Ну и память у тебя, Мик! Всё понял и запомнил с первого раза! А что же тебе непонятно?
– Видишь ли, Василиса, я так и не понял, в каких случаях к именам существительным надо задавать вопрос кто?, а в каких случаях подставляем вопрос что?
– Не переживай, Мик, это мы сейчас очень быстро разберём. Я покажу тебе два листа бумаги. На каждом из них несколько рисунков. Подумай, что общего у всех рисунков на первом листе и чем они отличаются от рисунков на втором листе?
– Так… на первом листе нарисованы стол, тарелка, камень, сосулька, солнце, дождь, самолёт, кубики, дом. На втором листе – девочка, дерево, дедушка, цветок, гриб, собака, бабочка, рыбка, птица и даже моё изображение. Надо подумать. Я понял! На первой листе все предметы неживые, а на втором – живые.
– Отлично! Ты всё правильно понял. Действительно, на первом листе нарисованы неживые предметы – то, что сделано руками человека – стол, тарелка, самолёт, кубики, дом; и то, что создано природой – камень, сосулька, солнце, дождь. Все эти слова отвечают на вопрос что?. Что? – стол, что? – тарелка, что? – камень, что? – самолёт, что? – кубики, что? – дом. Слова, которые обозначают неживые предметы или явления относят к группе неодушевлённых имён существительных.
А вот на втором листе нарисовано то, что мы называем живыми – люди, животные, птицы, рыбы, насекомые и растения.
– Ага, я понял. Все эти слова отвечают на вопрос кто?
– Нет-нет, Мик, не спеши. Здесь несколько сложнее. Несмотря на то, что всё, изображённое на этом листе – живое, но и здесь нет единства. Слова, называющие людей и животных, птиц, рыб, насекомых считаются одушевлёнными. Именно они отвечают на вопрос кто? А вот слова, называющие растения – считаются неодушевлёнными и, как и неживые предметы, тоже отвечают на вопрос что?
– Как-то это несправедливо. Ведь растения, как и животные, питаются, растут, могут поворачиваться к солнцу и даже, как утверждают некоторые учёные, могут чувствовать боль и страх. Значит, они вполне одушевлённые.
– Да, всё это так. Но в русском языке так принято, что на вопрос кто? отвечают только те живые существа, кто умеет ходить или прыгать, плавать или летать.
– Ну что же, теперь, кажется, понятно. Василиса, а ты можешь проверить, всё ли я правильно понял?
– Ну конечно, Мик. Сейчас я тебе ещё буду показывать картинки, а ты называй то, что на них нарисовано и говори, одушевлённым или неодушевлённым является это имя существительное и на какой вопрос оно отвечает.
Дорога, по дороге едет машина, рядом стоит дерево, светит солнце. Дорога, машина, солнце – все это – неживые предметы, значит неодушевлённые и отвечают на вопрос что? Дерево хоть и живое, но не ходит, не ползает и не летает. Оно тоже неодушевлённое и тоже отвечает на вопрос что?
– А вот ещё одна картинка.
– О, опять чудесная картинка природы. Озеро, на озере лодка, уточки плавают, стрекоза летит. А вдали лес виднеется. Озеро, лодка, лес – это неодушевлённые предметы. Все эти слова отвечают на вопрос что?. А вот уточки и стрекоза – одушевлённые. Эти слова отвечают на вопрос кто?.
– Молодец, Мик. Ты очень способный и, главное, внимательный ученик.
– Да-да, я запомнил. Имена существительные, которые называют людей и животных – разных животных – и зверей, и птиц, и рыб, и насекомых – называются одушевлёнными. Они отвечают на вопрос кто?. А остальные имена существительные называются неодушевлёнными. Они отвечают на вопрос что?.
– Отлично, Мик. И теперь мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Кто? или что?».
Я называю имя существительное, а ты помещаешь слово в таблицу.
– Берёза – дерево, т.е. растение, неодушевлённое. Вопрос что?
– Ветер – не человек и не животное, а явление природы. Неодушевлённое. Вопрос что?
– медведь – животное, одушевлённое, отвечает на вопрос кто?
– Лопата – неодушевлённый предмет, вопрос что?
– Бабочка… вот это вопрос… ведь слово бабочка может обозначать и красивое насекомое, порхающее с цветка на цветок, и галстук, который надевают в торжественных случаях. А что делать?
– Да все очень просто, если имя существительное БАБОЧКА обозначает красивое насекомое, как, например, в предложении «Пёстрая бабочка села на цветок», то слово БАБОЧКА будет отвечать на вопрос кто?, а если оно обозначает галстук, то, конечно, оно будет отвечать на вопрос что?
– Понятно, действительно просто.
– Давай дальше. Лисичка.
– Ну, теперь меня не проведёшь. Лисичка–гриб будет отвечать на вопрос что?, а лисичка–зверь – на вопрос кто? Гриб неодушевлённый, а зверь – одушевлённый.
– Просто замечательно. Следующее слово – ласка.
– Знаю-знаю. Ласка – животное, одушевлённое, вопрос кто? Ласка, как проявление нежности и любви, когда тебя погладят по головке, обнимут – неодушевлённое имя существительное, которое отвечает на вопрос что?
– Ну и последнее слово – товарищ.
– Ну что же, имя существительное ТОВАРИЩ обозначает человека, значит, оно одушевлённое и отвечает на вопрос кто?
– Итак, Мик, давай ещё раз проверим, как ты усвоил всё то, о чём мы сегодня говорили.
– Я готов, слушай, Василиса.
* Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
* Одушевлённые имена существительные обозначают названия людей и животных. Они отвечают на вопрос КТО?
* Все остальные имена существительные – неодушевлённые. Они отвечают на вопрос что?
– Ну что, Мик, больше не будешь путаться, когда задаём вопрос кто?, а когда вопрос что?
– Нет, Василиса. Я думаю, что не только я, но и ребята, которые наблюдали за нами, всё поняли. Спасибо тебе огромное. А теперь я улетаю на свою планету. Но очень надеюсь, что когда-нибудь вернусь на вашу замечательную планету Земля. Кстати, слово Земля тоже неодушевлённое и отвечает на вопрос что? До свидания, Василиса.
–До свидания, Мик. Надеюсь на скорую встречу.
Ну вот, Мик улетел. Пора и нам с вами прощаться, ребята. До новых встреч.
На какой вопрос отвечают насекомые кто или что?
На какой вопрос отвечают насекомые кто или что?
Жизнь отвечает на вопрос кто или что?
Жизнь отвечает на вопрос кто или что?
Напиши подходящее по смыслу слово, которое отвечает на вопрос кто?
Напиши подходящее по смыслу слово, которое отвечает на вопрос кто?
На какой вопрос отвечают растения и насекомые?
На какой вопрос отвечают растения и насекомые.
Укажите верное утверждение?
Укажите верное утверждение.
А) Деепричастия отвечают на вопросы : что делать?
В) Деепричастия отвечают на вопросы : что делающий?
С) Деепричастия отвечают на вопросы : что делая?
D) Деепричастия отвечают на вопросы : что делая?
Е) Деепричастия отвечают на вопросы : какой?
Выпишите слова, которые отвечают на вопрос кто?
Выпишите слова, которые отвечают на вопрос кто?
Рассказ, яблоня, учитель, гусь, холод, насекомое, стриж, пчела, капитан.
Раздели слова на группы : люди, растерия, насекомые?
Раздели слова на группы : люди, растерия, насекомые.
Запиши слова группами.
Накакой вопрос отвечают слова каждой группы?
Доктор, стрекоза, дуб, овес, муравей, повар.
Во сколько раз слов, отвечающий на вопрос что?
Во сколько раз слов, отвечающий на вопрос что?
Больше, чем слов, отвечающих на вопрос какой?
Задай вопрос к подлежащему и сказуемому : 1)Лягушка — очень полезное, животное : Подлежащее отвечает на вопрос?
Задай вопрос к подлежащему и сказуемому : 1)Лягушка — очень полезное, животное : Подлежащее отвечает на вопрос?
Сказуемое : отвечает на вопрос?
2)Венера — это планета : Подлежащее отвечает на вопрос?
Сказуемое отвечает на вопрос?
Наниши три существительных, которые отвечают на вопрос кто?
Наниши три существительных, которые отвечают на вопрос кто?
И два существительных, которые отвечают на вопрос что?
На какой вопрос отвечает насекомые?
На какой вопрос отвечает насекомые?
Не, не должна «и» заменяет запятую.
Это краткое прилагательное. В основном в предложение является определением (почёркивается волнистой линией) ; пригож краткое прилагательное))).
Ну смари. «Похож» = «похожий, значит, краткое прилагательное. «Пригож» = «пригожий», значит тоже краткое прилагательное.
Очень мало конфет в миске. Очень много цветов на поляне. Очень медленно идёт черепашка. Очень быстро бежит спортсмен.
Я набрал очень мало грибов. Я очень много времени провел за домашней работой. Он шел очень медленно. Машина ехала очень быстро.
Хищная рыба. Млекопитающие.
Исаак Ильич Левитан черпал вдохновение для своих произведений из русской природы, окружающей его. Он смотрел на красоту российского пейзажа, и ему хотелось запечатлеть ее на холсте, чтобы еще множество людей смогло ее оценить. Одной из таких картин..
Викторины для школьников с ответами. Викторины на тему: Насекомые
Интересные и познавательные викторины для начальной школы и школьников среднего школьного возраста. Викторины по теме «Насекомые». Все вопросы викторины с ответами. Викторины про насекомых.
Викторина «Все о насекомых»
■ Каких полезных насекомых вы знаете? Ответ: Жук-геркулес, навозный жук, божья коровка, муравей, пчела и др.
■ Растут ли бабочки? Ответ: Нет.
■ У кого три пары ножек и две пары крылышек? Ответ: У кузнечика.
■ Как называют самца пчелы, не участвующего в сборе меда (в переносном смысле — бездельника)? Ответ: Трутень.
■ Какое насекомое «носит чин» морского офицера? Ответ: Бабочка-адмирал.
■ Какие насекомые самые опасные? Ответ: Комары — переносчики малярии.
■ Не птица, а с крыльями, над цветами летает, медок собирает. Ответ: Кто это? Пчела.
■ У кого ухо на задних лапках? Ответ: У кузнечика.
■ Какие насекомые останавливали поезда? Ответ: Саранча (когда она густой тучей ложилась на рельсы).
■ Кто работает в артели у корней лохматой ели, по буграм тащит бревно — больше плотника оно? Ответ: Муравей.
■ Сколько глаз у мухи? Ответ: Пять.
■ Модница крылатая, платье полосатое, ростом хоть и кроха, укусит — будет плохо. Кто это? Ответ: Оса.
■ Следует ли оберегать стрекоз? Ответ: Да, они уничтожают мошек, комаров.
■ Сколько ног у мухи? Ответ: Шесть.
■ Откуда исходит звук, производимый кузнечиком? Ответ: Кузнечик потирает друг о дружку задние или передние лапки.
■ Кто является самым опасным врагом тли? Ответ: Божья коровка и ее личинки.
■ Как муравьи через канавы и ручьи перебираются? Ответ: Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.
■ У кого нос как спица? Ответ: У комара.
■ Когда и где убийство кошки каралось смертной казнью? Ответ: В Древнем Египте.
■ Это животное — тяжеловес в мире насекомых. Оно может переносить груз в 850 раз тяжелее собственного веса. Если бы это насекомое было человеком, то могло бы поднимать 60 тонн. Кто это? Ответ: Жук-голиаф.
■ Какой жук носит название того месяца, в котором родился? Ответ: Майский жук.
■ Пауки — это насекомые? Ответ: Нет.
Блиц-викторина «Насекомые: друзья и враги»
■ Любимое лакомство аиста и цапли. Ответ: Лягушка.
■ Бабочка в детстве. Ответ: Куколка, гусеница или личинка.
■ Насекомое-вертолет. Ответ: Стрекоза.
■ Самого не видно, а песню слышно. Ответ: Комар.
■ Вредная домашняя бабочка. Ответ: Моль.
■ Святящееся насекомое. Ответ: Светлячок.
■ Вид бабочки. Ответ: Махаон.
■ «Антенна» у жука. Ответ: Усы.
■ Поющее насекомое. Ответ: Кузнечик.
■ Пятиглазое насекомое. Ответ: Муха.
■ Дикая родственница пчелы. Ответ: Оса.
■ Кусачее вонючее насекомое-паразит. Ответ: Клоп.
■ Насекомое, дающее мед. Ответ: Пчела.
■ Лакомство божьей коровки. Ответ: Тля.
■ Ест капусту. Ответ: Капустница.
■ Враг полей, садов и огородов. Ответ: Саранча.
■ Многоножка, любит жить в сыром месте. Ответ: Мокрица.
■ Пчелиный домик. Ответ: Улей.
■ Бабочка — любительница поесть крапиву. Ответ: Крапивница.