Наш язык вобрал в себя и все то что создано
«Русский язык необычайно богат. Соответственно богат и тот мир, который создала…
«Русский язык необычайно богат. Соответственно богат и тот мир, который создала русская культура. Богатство русского языка обусловлено рядом обстоятельств. главное, что он создавался на громадной территории, чрезвычайно разнообразной по своим географическим условиям, природному многообразию, разнообразию соприкосновений с другими народами, [и] наличию второго языка — церковнославянского, который многие крупнейшие лингвисты (Шахматов, Срезневский, Унбегаун и другие) даже считали для формирования литературных стилей первым, основным (на который позже уже наслаивалось русское просторечие, множество диалектов).
Наш язык вобрал в себя и все то, что создано фольклором и наукой (научная терминология и научные понятия). К языку, в широком смысле, относятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, ходячие цитаты (допустим, из Священного Писания, из классических произведений русской литературы, из русских романсов и песен). В русский язык органично вошли и стали его неотъемлемой частью (именами нарицательными) имена многих литературных героев (Митрофанушки, Обломова, Хлестакова и других). К языку относится все увиденное «глазами языка» и языковым искусством созданное. (Нельзя не учесть, что в русское языковое сознание, в мир, увиденный русским языковым сознанием, вошли понятия и образы мировой литературы, мировой науки, мировой культуры — через живопись, музыку, переводы, через языки греческий и латинский.)
Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации. Сегодня много говорится о единстве различных «пространств» и «полей». В десятках газетных и журнальных статей, в теле- и радиопередачах обсуждаются вопросы, касающиеся единства экономического, политического, информационного и иных пространств. Меня же занимает прежде всего проблема пространства культурного. Под пространством я понимаю в данном случае не просто определенную географическую территорию, а прежде всего пространство среды, имеющее не только протяженность, но и глубину. У нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития. Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музыку, литературу, — иногда даже не включая в понятие культуры науку, технику, образование… Вот и получается зачастую так, что явления, которые мы относим к «культуре», рассматриваются в изоляции друг от друга: свои проблемы у театра, свои у писательских организаций, свои у филармоний и музеев и т. д. Между тем культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией.
В понятие культуры должны входить и всегда входили наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Если у людей, населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь, то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями».
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что в русское языковое сознание вошли понятия и образы мировой литературы, мировой науки, мировой культуры.
Статья о вкладе трудов Д.С. Лихачёва в развитие языкознания:
«Весь мир берёт своё начало в слове…»
28 ноября Дмитрию Сергеевичу Лихачёву исполнилось бы 100 лет. Но только сейчас мы, кажется, понимаем, как важно было слышать его тихое слово, в котором было и сдержанное благородство, и мудрость, и утешение. Он не был пастырем, но весь его облик и каждое слово звали к высокой духовности, к терпению, к узкому пути веры и любви.
Большую часть своих трудов Лихачёв посвятил языкознанию. Вот что писал он в одной из своих книг в статье «О языке устном и письменном, старом и новом»:
«Одно из главных проявлений культуры — язык. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берёт своё начало в Слове. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Слово и язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывает человеку окружающий мир.
Русский язык необычайно богат. Соответственно богат и тот мир, который создала русская культура.
Богатство русского языка обусловлено рядом обстоятельств. Первое и главное, что он создавался на громадной территории, чрезвычайно разнообразной по своим географическим условиям, природному многообразию, а также разнообразию соприкосновений с другими народами…
Наш язык вобрал в себя и всё то, что создано фольклором и наукой. К языку в широком смысле, относятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, «ходячие» цитаты. В русский язык органично вошли и стали его неотъемлемой частью (именами нарицательными) имена многих литературных героев (Митрофанушки, Хлестакова, Обломова). К языку относится всё увиденное «глазами языка» и языковым искусством созданное.
Лихачёв считает, что самая большая ценность народа — это язык — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Важнейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».
Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
Дмитрий Сергеевич пишет не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек: «О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке — «нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся» словами. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет всю свою циничную сущность».
Языковед говорит о том, что изучение иностранных языков обостряет чувство языка — и своего в первую очередь: «Это воспитательное средство. Особенно важно изучение грамматики и идиом иностранного языка. Русская литература сама воспиталась на изучении церковнославянского и латинского, а в давние времена — греческого. Главный недостаток современной литературы — ущербное чувство языка».
Любовь к своему национальному языку — необходимый двигатель словесного творчества. Но русский язык может превратиться и в безнациональный, если у него не будет дружеского соседства с другими языками. Тогда русский язык утратит свою гибкость. Но для того, чтобы избежать этого, нужно знать историю языка, историю слов и выражений, знать поговорки и пословицы.
Лихачёв также размышляет о том, что язык не может не быть национальным: «Конечно, должен быть один язык межнационального общения. В средние века таким был латинский; для восточных и южных славян — церковнославянский; арабский и персидский для народов Ближнего и Среднего востока.
Но дело не только в общении, нужен единый язык для научной терминологии, технической, специфической. Русский язык для этого хорошо приспособлен. Но изучение его не должно вести к ущербу в знаниях своего языка для различных нерусских наций и народностей».
Двуязычие никогда не мешало свому языку. Пушкин был двуязычным. В лицее у него было прозвище Пушкин-француз. Скорее всего, превосходное чувство языка, точность, правильность русского языка Пушкина неразрывно связано с его двуязычием. Он видел словесный мир «в цвете».
В труде Дмитрия Сергеевича очень интересны были факты о языке петербургской интеллигенции: «Было очень много иностранных слов, прежде всего потому, что были некоторые явления быта и просто блюда, заимствованные у немцев или англичан, но, прежде всего у немцев: «фрыштыкать» (завтракать), арме «ритер» (сладкая яичница с вымоченной в молоке булкой) и пр. Эти и другие слова воспринимались и произносились как русские. Однако было принято пересыпать русскую речь французскими выражениями. Было много понятий, которые плохо передавались по-русски и эти понятия привычнее было определять французскими словами, произнесенными именно как французские слова: «faire des conquetes« (одерживать любовные победы), «fausse prederie» (ложная стыдливость), «grand seigneur» (большой барин)».
После иностранных языков Дмитрий Сергеевич плавно переходит к грамматике русского языка: «Выразительность русскому языку придают обилие суффиксов, префиксов, предлогов, окончаний, и легкость, с которой с их помощью образуются новые слова. Например: догнать, выгнать, согнать, пригнать, угнать, нагнать, отогнать, изгнать, погнать, разогнать, подогнать и просто гнать.
Мы почти забыли о склонении числительных. Поразительно, что даже в Академии наук в отчётных докладах, где постоянно фигурируют цифры, эти цифры не склоняются: «более пятьдесят», а не «более пятидесяти»; «до триста», а не «до трёхсот». А когда дело доходит до сложных числительных и докладчик, в самом деле пытается склонять их — затыкай уши.
Отказ от склонения названий населённых пунктов особенно интенсивно пошёл во время Великой Отечественной войны. В сводках с фронта: «Наши войска освободили город Рига», а не «город Ригу». Признаться, такая тенденция ведёт к обеднению языка. Я предпочитаю вместо «живу в городе Ленинград», слышать — живу «в городе Ленинграде».
А женский род должностей или жён должностных лиц? Когда говорят «генеральша», ясно, что это о жене генерала. А «докторша»? — Что это такое: жена доктора или сама доктор? Можно ли сказать «докторша наук» или «кандидатша»? Я думаю, что правильно за последние годы почти исчезло «докторша». Иногда шутливо говорят «докторесса», но не шутливо говорят «поэтесса». А я думаю, что о женщине-поэте, если она настоящий поэт, следует говорить «поэт», а не «поэтесса». А. Ахматова это слово ненавидела, Цветаева тоже.
По-видимому, только старые женские профессии сохраняют и будут ещё долго сохранять женский род — «парикмахерша», «маникюрша», «кухарка», но в целом, постепенный отказ от женского рода в названиях профессий — процесс естественный и не режущий уха».
Когда Дмитрию Сергеевичу Лихачёву был 21 год, он написал маленькое эссе: «Феноменология вопроса». В ней он описал «жизнь вопроса», как слова. В подборке у него было около трёх десятков выражений; что делается с вопросом в течение его «жизни». Примерно так: «вопрос зарождается, поднимается, выдвигается, касается, разрабатывается, излагается, ставится на обсуждение, будируется, ставится ребром, становится наболевшим, исчерпывается, снимается». Он подбирал эти идиомы с неделю, а чем больше он их находил, тем смешнее и «сатиричнее» становилась вся «жизнь вопроса».
Также интересны мысли академика о поговорках и их изменениях: «Многие поговорки известны у нас в укороченном виде. Сперва все знали их в полном и потому понимали с начальных слов, а потом поговорка казалась понятной и без продолжения: поговорка — и всё тут. Так, например: «Лиха беда начало…» Почему беда? А вот что сказал Пётр, по преданию, когда первым в 1702 году стал вбивать свайку в особенно бурной реке, переводя свои фрегаты из Белого моря в Онежское озеро: »Лиха беда первому оленю в гарь кинуться, остальные все там же будут«. А вот другая поговорка: «Не выметай из избы сору»; полный её вид: «Не выметай из избы сору к чужому забору».
Мы все (и я в том числе) не умеем склонять числительные. Мы ставим неправильные ударения. Нарушаем грамматические правила при фонетической передаче самоназваний новых государств».
А язык всё беднеет…» — именно этими словами Дмитрий Сергеевич заканчивает свои труды по языкознанию.
Это, конечно, загадка для ума, но не для сердца. Сердце понимает и любит человека без оговорок. Лихачёва любили, глубоко уважали, чтили. Его, пожалуй, единственного среди наших знаменитых современников, вся страна звала с почтением, без фамильярности — «Дмитрий Сергеевич».
Литература:
1) Д.С. Лихачёв. Русская культура. «О языке устном и письменном, старом и новом». М — 1998.
Д.С.Лихачёв о красоте русской речи Тема:
Тема: Д.С.Лихачёв о красоте русской речи
Оборудование: презентация, форматные листы с записью высказываний Д.С.Лихачёва о русской речи, русском языке
зная о том, что язык создает народ, показать «богатство и точность родного языка» – разговорного и письменного;
на доске на съёмных форматных листах высказывания Д.С.Лихачёва; двойные открытки для каждого участника, на которых записана Азбука положительных качеств человека
v Язык… свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему
миру, к самому себе.
v Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – самое распространенное явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе… «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми и незащищенными против них.
v По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
v Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая.… Наша речь – важнейшая часть нашей … личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянию среды, если она «затягивает.
Прочитайте первый абзац. Какие слова ключевые?
Найдем токование слов «язык» и «вкус» в словаре С. И. Ожегова.
Язык – слово многозначное:
1)Орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
2) Язык – речь, способность говорить.
Вкус – слово многозначное:
1) Чувство понимания изящного и красивого. Тонкий вкус. Одеваться со вкусом.
2) Склонность, пристрастие к чему-нибудь. Иметь вкус к чему-нибудь.
О чём пишет Дмитрий Сергеевич Лихачёв?
Д.С.Лихачёв считает, что «самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Согласны ли вы, что язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствуют о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе? И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. ( Ответы детей )
Слово и язык помогают нам видеть, замечать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывает человеку окружающий мир. Наш язык вобрал в себя и всё то, что создано фольклором и наукой. К языку в широком смысле, относятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, «ходячие» цитаты. В русский язык органично вошли и стали его неотъемлемой частью (именами нарицательными) имена многих литературных героев (Митрофанушки, Хлестакова, Обломова). К языку относится всё увиденное «глазами языка» и языковым искусством созданное.
Как вы думаете, почему в среде подростков довольно часто встречается грубость в языке, грубость в манерах, неряшливый вид? Отчего это происходит? Почему некоторым людям нравится вести себя именно так? Что на самом деле стоит за грубостью речи человека? ( Ответы детей)
Порой мы судим о человеке по его манере себя держать, по его походке, его поведению иногда, впрочем, ошибочно. А язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Вспомним, строки В. Шефнера:
Словом можно спасти,
Словом можно полки
Как вы думаете, почему в среде подростков довольно часто встречается грубость в языке, грубость в манерах, неряшливый вид? Отчего это происходит? Почему некоторым людям нравится вести себя именно так? Что на самом деле стоит за грубостью речи человека? ( Ответы детей)
Порой мы судим о человеке по его манере себя держать, по его походке, его поведению иногда, впрочем, ошибочно. А язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Вспомним, строки В. Шефнера:
Словом можно спасти,
Словом можно полки
А теперь прошу вас, возьмите открытки и прочитайте Азбуку положительных черт человека в том порядке, в каком находятся буквы вашего имени. Что получилось? ( Ответы учащихся) Разве может Сергей плохо себя вести ил произносить грязные слова? Во всех буквах вашего имени заложены исключительно добрые качества.
Люди должны жить с достоинством. Достоинство – это уважение к самому себе, к семье, это опрятность, это наша одежда, одежда нашего города. Не выработается у людей достоинства в грязи – в этом случае человек не уважает сам себя.
Удивительно, но мы страна без обращения к другому. Д.С.Лихачёв вспоминает о том, как один эмигрант, приезжавший в Россию, точно заметил такую особенность в обращении: «Вы знаете, что у вас заменило обращение к другому человеку? Слово «ну». Всегда к нам обращается экскурсовод и говорит: «Ну, пойдем. », «Ну, сейчас будем обедать. ». Постоянное «ну», привычка обращаться с понуканием вошла в язык. Страна без уважения к другой личности. Это унизительно.
Согласны ли вы с мнением Д.С.Лихачёва, что такое поведение свидетельствует о слабости человека, а вовсе не о силе? (Рассуждение учащихся)
Душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. Одежда души каждого человека обдается скверной, когда человек слышит сквернословие. Какие отношения вообще возникают с детства, со школы, если девочки начинают матюгаться, произносить «трехэтажные выражения». Ещё Д.С.Лихачёв писал: «Избегайте слов-„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли».В словах-паразитах есть скрытая опасность деградации личности говорящего. Например, привыкнет кто-нибудь на всякое дело говорить слово-паразит «отстой», смотришь, и сам человек превратился в «отстой» и даже не заметил этого. Сейчас кому-то кажется, что вседозволенность – кратчайший путь из унизительного положения. Но это самообман.
Тот, кто чувствует себя свободным, не будет отвечать матом.
Дмитрий Сергеевич Лихачев любил повторять завет Н.В.Гоголя: «Со словом надо обращаться честно». «Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Докажите, что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
Классический литературный пример — словарь Эллочки Людоедки из известного романа Ильфа и Петрова. Ей достаточно было всего 30 слов! Или персонаж актера Алексея Булдакова, которому в некоторых фильмах вполне достаточно одного слова… Хорошо, если, посмеявшись над этими персонажами, мы сами будем прекрасно владеть русским языком. Но очень грустно, если, вдоволь насмеявшись глядя на них, вольно или невольно станем говорить подобно им!
Согласны ли вы, что язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствуют о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе? И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. ( Ответы детей )
Слово и язык помогают нам видеть, замечать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывает человеку окружающий мир. Наш язык вобрал в себя и всё то, что создано фольклором и наукой. К языку в широком смысле, относятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, «ходячие» цитаты. В русский язык органично вошли и стали его неотъемлемой частью (именами нарицательными) имена многих литературных героев (Митрофанушки, Хлестакова, Обломова). К языку относится всё увиденное «глазами языка» и языковым искусством созданное.
Как вы думаете, почему в среде подростков довольно часто встречается грубость в языке, грубость в манерах, неряшливый вид? Отчего это происходит? Почему некоторым людям нравится вести себя именно так? Что на самом деле стоит за грубостью речи человека? ( Ответы детей)
Порой мы судим о человеке по его манере себя держать, по его походке, его поведению иногда, впрочем, ошибочно. А язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Вспомним, строки В. Шефнера:
Словом можно спасти,
Словом можно полки
Как вы думаете, почему в среде подростков довольно часто встречается грубость в языке, грубость в манерах, неряшливый вид? Отчего это происходит? Почему некоторым людям нравится вести себя именно так? Что на самом деле стоит за грубостью речи человека? ( Ответы детей)
Порой мы судим о человеке по его манере себя держать, по его походке, его поведению иногда, впрочем, ошибочно. А язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Вспомним, строки В. Шефнера:
Словом можно спасти,
Словом можно полки
А теперь прошу вас, возьмите открытки и прочитайте Азбуку положительных черт человека в том порядке, в каком находятся буквы вашего имени. Что получилось? ( Ответы учащихся) Разве может Сергей плохо себя вести ил произносить грязные слова? Во всех буквах вашего имени заложены исключительно добрые качества.
Люди должны жить с достоинством. Достоинство – это уважение к самому себе, к семье, это опрятность, это наша одежда, одежда нашего города. Не выработается у людей достоинства в грязи – в этом случае человек не уважает сам себя.
Удивительно, но мы страна без обращения к другому. Д.С.Лихачёв вспоминает о том, как один эмигрант, приезжавший в Россию, точно заметил такую особенность в обращении: «Вы знаете, что у вас заменило обращение к другому человеку? Слово «ну». Всегда к нам обращается экскурсовод и говорит: «Ну, пойдем. », «Ну, сейчас будем обедать. ». Постоянное «ну», привычка обращаться с понуканием вошла в язык. Страна без уважения к другой личности. Это унизительно.
Согласны ли вы с мнением Д.С.Лихачёва, что такое поведение свидетельствует о слабости человека, а вовсе не о силе? (Рассуждение учащихся)
Душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. Одежда души каждого человека обдается скверной, когда человек слышит сквернословие. Какие отношения вообще возникают с детства, со школы, если девочки начинают матюгаться, произносить «трехэтажные выражения». Ещё Д.С.Лихачёв писал: «Избегайте слов-„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли».В словах-паразитах есть скрытая опасность деградации личности говорящего. Например, привыкнет кто-нибудь на всякое дело говорить слово-паразит «отстой», смотришь, и сам человек превратился в «отстой» и даже не заметил этого. Сейчас кому-то кажется, что вседозволенность – кратчайший путь из унизительного положения. Но это самообман.
Тот, кто чувствует себя свободным, не будет отвечать матом.
Дмитрий Сергеевич Лихачев любил повторять завет Н.В.Гоголя: «Со словом надо обращаться честно». «Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Докажите, что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
Классический литературный пример — словарь Эллочки Людоедки из известного романа Ильфа и Петрова. Ей достаточно было всего 30 слов! Или персонаж актера Алексея Булдакова, которому в некоторых фильмах вполне достаточно одного слова… Хорошо, если, посмеявшись над этими персонажами, мы сами будем прекрасно владеть русским языком. Но очень грустно, если, вдоволь насмеявшись глядя на них, вольно или невольно станем говорить подобно им!
О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него на сердце. Скрыть свои мысли человек может молчанием. Приукрасить свои поступки человек может лестным о себе словом. Но при всем искусстве поведения язык не может скрыть того, чем живет сердце человека. Недаром так широко распространилась поговорка: «Язык мой — враг мой!». А он должен быть другом человека.
Прочитайте первый абзац. Какие слова ключевые?
Найдем токование слов «язык» и «вкус» в словаре С. И. Ожегова.
Язык – слово многозначное:
1)Орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
2) Язык – речь, способность говорить.
Вкус – слово многозначное:
1) Чувство понимания изящного и красивого. Тонкий вкус. Одеваться со вкусом.
2) Склонность, пристрастие к чему-нибудь. Иметь вкус к чему-нибудь.
О чём пишет Дмитрий Сергеевич Лихачёв?
Д.С.Лихачёв считает, что «самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Согласны ли вы, что язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствуют о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе? И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. ( Ответы детей )
Слово и язык помогают нам видеть, замечать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывает человеку окружающий мир. Наш язык вобрал в себя и всё то, что создано фольклором и наукой. К языку в широком смысле, относятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, «ходячие» цитаты. В русский язык органично вошли и стали его неотъемлемой частью (именами нарицательными) имена многих литературных героев (Митрофанушки, Хлестакова, Обломова). К языку относится всё увиденное «глазами языка» и языковым искусством созданное.
Как вы думаете, почему в среде подростков довольно часто встречается грубость в языке, грубость в манерах, неряшливый вид? Отчего это происходит? Почему некоторым людям нравится вести себя именно так? Что на самом деле стоит за грубостью речи человека? ( Ответы детей)
Порой мы судим о человеке по его манере себя держать, по его походке, его поведению иногда, впрочем, ошибочно. А язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Вспомним, строки В. Шефнера:
Словом можно спасти,
Словом можно полки
Как вы думаете, почему в среде подростков довольно часто встречается грубость в языке, грубость в манерах, неряшливый вид? Отчего это происходит? Почему некоторым людям нравится вести себя именно так? Что на самом деле стоит за грубостью речи человека? ( Ответы детей)
Порой мы судим о человеке по его манере себя держать, по его походке, его поведению иногда, впрочем, ошибочно. А язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Вспомним, строки В. Шефнера:
Словом можно спасти,
Словом можно полки
А теперь прошу вас, возьмите открытки и прочитайте Азбуку положительных черт человека в том порядке, в каком находятся буквы вашего имени. Что получилось? ( Ответы учащихся) Разве может Сергей плохо себя вести ил произносить грязные слова? Во всех буквах вашего имени заложены исключительно добрые качества.
Люди должны жить с достоинством. Достоинство – это уважение к самому себе, к семье, это опрятность, это наша одежда, одежда нашего города. Не выработается у людей достоинства в грязи – в этом случае человек не уважает сам себя.
Удивительно, но мы страна без обращения к другому. Д.С.Лихачёв вспоминает о том, как один эмигрант, приезжавший в Россию, точно заметил такую особенность в обращении: «Вы знаете, что у вас заменило обращение к другому человеку? Слово «ну». Всегда к нам обращается экскурсовод и говорит: «Ну, пойдем. », «Ну, сейчас будем обедать. ». Постоянное «ну», привычка обращаться с понуканием вошла в язык. Страна без уважения к другой личности. Это унизительно.
Согласны ли вы с мнением Д.С.Лихачёва, что такое поведение свидетельствует о слабости человека, а вовсе не о силе? (Рассуждение учащихся)
Душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. Одежда души каждого человека обдается скверной, когда человек слышит сквернословие. Какие отношения вообще возникают с детства, со школы, если девочки начинают матюгаться, произносить «трехэтажные выражения». Ещё Д.С.Лихачёв писал: «Избегайте слов-„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли».В словах-паразитах есть скрытая опасность деградации личности говорящего. Например, привыкнет кто-нибудь на всякое дело говорить слово-паразит «отстой», смотришь, и сам человек превратился в «отстой» и даже не заметил этого. Сейчас кому-то кажется, что вседозволенность – кратчайший путь из унизительного положения. Но это самообман.
Тот, кто чувствует себя свободным, не будет отвечать матом.
Дмитрий Сергеевич Лихачев любил повторять завет Н.В.Гоголя: «Со словом надо обращаться честно». «Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Докажите, что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
Классический литературный пример — словарь Эллочки Людоедки из известного романа Ильфа и Петрова. Ей достаточно было всего 30 слов! Или персонаж актера Алексея Булдакова, которому в некоторых фильмах вполне достаточно одного слова… Хорошо, если, посмеявшись над этими персонажами, мы сами будем прекрасно владеть русским языком. Но очень грустно, если, вдоволь насмеявшись глядя на них, вольно или невольно станем говорить подобно им!
Согласны ли вы, что язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствуют о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе? И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. ( Ответы детей )
Слово и язык помогают нам видеть, замечать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывает человеку окружающий мир. Наш язык вобрал в себя и всё то, что создано фольклором и наукой. К языку в широком смысле, относятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, «ходячие» цитаты. В русский язык органично вошли и стали его неотъемлемой частью (именами нарицательными) имена многих литературных героев (Митрофанушки, Хлестакова, Обломова). К языку относится всё увиденное «глазами языка» и языковым искусством созданное.
Как вы думаете, почему в среде подростков довольно часто встречается грубость в языке, грубость в манерах, неряшливый вид? Отчего это происходит? Почему некоторым людям нравится вести себя именно так? Что на самом деле стоит за грубостью речи человека? ( Ответы детей)
Порой мы судим о человеке по его манере себя держать, по его походке, его поведению иногда, впрочем, ошибочно. А язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Вспомним, строки В. Шефнера:
Словом можно спасти,
Словом можно полки
Как вы думаете, почему в среде подростков довольно часто встречается грубость в языке, грубость в манерах, неряшливый вид? Отчего это происходит? Почему некоторым людям нравится вести себя именно так? Что на самом деле стоит за грубостью речи человека? ( Ответы детей)
Порой мы судим о человеке по его манере себя держать, по его походке, его поведению иногда, впрочем, ошибочно. А язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Вспомним, строки В. Шефнера:
Словом можно спасти,
Словом можно полки
А теперь прошу вас, возьмите открытки и прочитайте Азбуку положительных черт человека в том порядке, в каком находятся буквы вашего имени. Что получилось? ( Ответы учащихся) Разве может Сергей плохо себя вести ил произносить грязные слова? Во всех буквах вашего имени заложены исключительно добрые качества.
Люди должны жить с достоинством. Достоинство – это уважение к самому себе, к семье, это опрятность, это наша одежда, одежда нашего города. Не выработается у людей достоинства в грязи – в этом случае человек не уважает сам себя.
Удивительно, но мы страна без обращения к другому. Д.С.Лихачёв вспоминает о том, как один эмигрант, приезжавший в Россию, точно заметил такую особенность в обращении: «Вы знаете, что у вас заменило обращение к другому человеку? Слово «ну». Всегда к нам обращается экскурсовод и говорит: «Ну, пойдем. », «Ну, сейчас будем обедать. ». Постоянное «ну», привычка обращаться с понуканием вошла в язык. Страна без уважения к другой личности. Это унизительно.
Согласны ли вы с мнением Д.С.Лихачёва, что такое поведение свидетельствует о слабости человека, а вовсе не о силе? (Рассуждение учащихся)
Душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. Одежда души каждого человека обдается скверной, когда человек слышит сквернословие. Какие отношения вообще возникают с детства, со школы, если девочки начинают матюгаться, произносить «трехэтажные выражения». Ещё Д.С.Лихачёв писал: «Избегайте слов-„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли».В словах-паразитах есть скрытая опасность деградации личности говорящего. Например, привыкнет кто-нибудь на всякое дело говорить слово-паразит «отстой», смотришь, и сам человек превратился в «отстой» и даже не заметил этого. Сейчас кому-то кажется, что вседозволенность – кратчайший путь из унизительного положения. Но это самообман.
Тот, кто чувствует себя свободным, не будет отвечать матом.
Дмитрий Сергеевич Лихачев любил повторять завет Н.В.Гоголя: «Со словом надо обращаться честно». «Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Докажите, что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
Классический литературный пример — словарь Эллочки Людоедки из известного романа Ильфа и Петрова. Ей достаточно было всего 30 слов! Или персонаж актера Алексея Булдакова, которому в некоторых фильмах вполне достаточно одного слова… Хорошо, если, посмеявшись над этими персонажами, мы сами будем прекрасно владеть русским языком. Но очень грустно, если, вдоволь насмеявшись глядя на них, вольно или невольно станем говорить подобно им!
О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него на сердце. Скрыть свои мысли человек может молчанием. Приукрасить свои поступки человек может лестным о себе словом. Но при всем искусстве поведения язык не может скрыть того, чем живет сердце человека. Недаром так широко распространилась поговорка: «Язык мой — враг мой!». А он должен быть другом человека.
Тэги: язык и вкус
Комментариев пока нет Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
|