Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне (Ин. 5:39)
Главная → Жизнедеятельность человека → Деньги и Карьера [ труд и работа ]
«Твоё только то, что ты отдал другим» (Иоанн Златоуст)
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржавчина не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:19-21)
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
Раздел «МЫСЛИ» (видеỒ-Ốтрывки):
Раздел «ПРОПОВЕДЬ» (общественные выступления А.И. Осипова):
Продолжительность: 0 0 :36:27
№1. ДЕНЬГИ и БИЗНЕС. Труд, работа и карьера:
1) ► СМОТРЕТЬ Чем отличается карьеризм от естественного продвижения по служебной лестнице?
2) ► СМОТРЕТЬ Возможно ли человеку совместить христианский образ жизни с большими заработками в коррумпированной среде?
3) ► СМОТРЕТЬ Есть ли формула счастья для земной жизни?
4) ► СМОТРЕТЬ Что такое неправедное богатство. и как понять слова Свт. Иоанна Златоуста (
347-407гг.): Наше только то, что мы отдали другим?«Кто крал, в будущем не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф.4:28) (» подробнее)
5) ► СМОТРЕТЬ Почему «трудно богатому войти в Царство Небесное»?
6) ► СМОТРЕТЬ Можно ли стать православным христианином и успешным предпринимателем?
7) ► СМОТРЕТЬ Если не завидовать, никого не обижать и не брать чужого, но хочется иметь хорошую машину, квартиру и много денег – возможно ли такое?
8) ► СМОТРЕТЬ Можно ли в первую половину своей жизни насладиться побольше всеми земными благами, а уже потом подумать о Вечности?
9) ► СМОТРЕТЬ Что такое грех. и какие искушения подстерегают богатых людей?
10) ► СМОТРЕТЬ Кто является богатым в греховном смысле. и как раньше воспитывали детей в богатых семьях?
* (перейти к просмотру ответа на вопрос можно кликнув по ссылке рядом с ним)
Стремится иродово племя, к златым «бесценным» сундукам*
Вы посмотрите само слово, «бес их оценивает нам»
Не пытайтесь сделать Рай, для себя без Бога
Вы окажетесь всегда, у черта на пороге
Лжепророки, лжехристы ищут свое племя
Жадность, власть, гордыня, гнев вот пороки семя
Этот мусор сам Господь, спалит, придет время
А пока беснует род, иродово племя
Хоть и знатны господа, есть у нас в России
Но не все золото, что блеск творит, как пословица гласит
И в слове истина исходит, не все богатство, что блестит
А знатность, тоже в своем роде, уж ни о чем не говорит
Только добрыми делами, знатность свою Вы подтвердите
Или исполните слова: «Блаженнее давать, нежели брать!»
И напоследок уясните, что есть наше в этом мире, раньше точно Вы не знали: «НАШЕ ТО, ЧТО МЫ ОТДАЛИ! »
Интересные слова сказал кардинал Виссарион воспитывающий Софью Палеолог ( биография http://www.pravoslavie.ru/jurnal/791.htm )
«Знатность не имеет никакой цены, без добродетели!»
«Блаженнее давать, нежели брать!»
«Наше то, что мы отдали!»
Еще много можно привести примеров, когда отдающий человек вознаграждается за свою добродетель…
Но и сейчас находится множество людей, которые другим путем хотят приблизить к себе Рай уже на земле.
У каббалистов мистика знаков процветает вовсю и вот, что они недавно еще придумали.
Одна каббалистка рассказывает своей соседке по секрету:
Мария Петровна задумалась, сначала пришла мысль, а может Лилия Михайловна умом тронулась. Но потом вспомнила, что она ведь профессор и преподает психологию в МГУ.
Вряд ли она сумасшедшая. Значит, у них каббалисты все знают, но не для всех.
Вот, так создаются легенды тайных знаний и познаний типа каббалы, и люди как мыши ползут в пасть удаву в очередное мистическое общество типа масонства…
И главная цель приобрести власть и Рай уже на земле, или познать Абсолют!
А если сказать просто, попытка обмануть Бога!
Вот как писал по этому поводу Николай Ильин
Обратите внимание вот на эту часть текста, не будем, и мы мистически относится к этой фразе «каббала в случае Вл. Соловьева», а сейчас и телеведущий Владимир Соловьев наш современник тоже увлекся каббалой и вместе с ним множество желающий найти заменитель Бога, найти Абсолют, который раскроет им гениальным тайны этого мира и научит управлять как сатана всем миром. Сейчас В.Соловьев отказывается и говорит, что его кто-то подставил под каббалу…
Но как Господь, говорил,- « лукавых мы узнаем по делам их».
Он же дерзнул назвать несколько мистических книг « Евангелие от Соловьева» и «Мы русские. С нами Бог».
Книги явно не имеющие ничего с истинной верой общего, могут выдавать только новоявленные лжепророки современности, которым он вполне себя посчитал после познания мистической каббалы…
Как примитивно лукавый за разум цепляет и уводит от Истины. Даже таких кажется состоявшихся для нас личностей.
Будьте целомудренны друзья и не идите к красивым золотым сундукам*, потому что настоящее богатство рядом всегда с нами, и оно достанется простым и мудрым людям этого века…, какими были апостолы Христовы и как они прославились на все века проповедью слова Божьего среди людей.
А вот какое мудрое наставление написал отец своему сыну в 14 веке.
НАСТАВЛЕНИЕ ОТЦА К СЫНУ
Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди — и роду своему честь добудешь, и себе доброе имя. Что может лучше быть, если перед князем умереть доведется! Слуг же твоих, сопровождающих тебя в пути, чадо, почитай и люби. Сын мой, если хочешь достичь многого в глазах бога и людей, то будь ко всем почтителен и добр ко всякому человеку, и за глаза и в глаза. Если над кем-нибудь смеются, ты похвали его и полюби, и от бога получишь вознаграждение, и от людей похвалу, и от защищенного тобой — почитание. Конь познается на поле боя, другу же в беде добрый друг поможет. Верному другу цены нет, ничто на земле не может сравниться с дружбой его. Друг верный — защита надежная и царство укрепленное; друг верный — сокровище духовное; друг верный — дороже золота и каменья драгоценного; друг верный — ограда запертая, источник укрытый, в нужное время можно открыть и напиться; друг верный — прибежище и утешение. Все новое хорошо, но старое — всего лучше и крепче. Тот, кто о душе своей не заботится, а только о смертной плоти печется, подобен тому, кто рабыню кормит, а госпожу отвергает. Тот, кто ищет земных благ, забывая о небесных, подобен человеку, который хочет пахаря иметь на стене изображенного, а не в поле пашущего. Мудрый муж — мудрым и разумным друг, а друг убогим людям — бог; муж мудрый, если и беден, то премудростью владеет вместо богатства; богатство праведников — мир бога ко всем людям; великое богатство — хороший разум. Мудрый муж, имеющий страх божий, даже если он раб и нищий,— лучше царя. Тот же, у кого богатства много, но страха божия нет—тот без ума; но если старается постичь закон божий,— спасение получит; тот же, кто не имеет страха божия,— спасения будет лишен. Богатый муж, истине не наученный и не разумный, подобен ослу, взнузданному золотою уздою. Бедные и богобоязненные — лучше их. Жизнь скупых и сребролюбцев подобна поминальной трапезе: все вокруг плачут и нет веселящегося. Грешник хуже горбатого: горбатый за собой носит уродство, а этот — в себе. Ленивый хуже больного: больной хоть и лежит, да не ест, а ленивый — и лежит, и ест. Скупого дом — как облачная ночь, закрывающая звезды и свет от очей многих. Молчаливый муж подобен закрытой корчаге: не известно, имеет ли что внутри. Часто поминай бога: если же редко поминаешь — то думаешь и вспоминаешь о греховном. Потупляй взор свой долу от нечистых взглядов, и тогда тебя направит око духовное на мысли о вечном. Волк волка не губит, змея змею не ест, а человек, человека погубит. Старого учить — словно мертвого лечить; старость и нищета — две язвы незаживающие. Кораблю пристанище — гавань, жизни же человеческой — беспечалие, без печали весело жить. Человече, если ты не знаешь, как спастись и книг не умеешь читать, то не делай другому того, что самому не любо, и спасешься.
А эти знания самые мудрые на земле.
золотым сундукам*, к златым бесценным сундукам*- из «ПОВЕСТИ О ВАРЛААМЕ И ИОАСАФЕ» …И повелел царь сделать четыре ковчега из дерева, два позолотить и вложить в них смердящие кости мертвецов, забив золотыми гвоздями; два же других, обмазав смолою и дегтем, наполнить драгоценными камнями, дорогим жемчугом, умастив их всякими благовониями. Обвязав ковчеги волосяными веревками, призвал царь вельмож, осуждавших его за смиренное приветствие тех двух мужей, и поставил перед ними четыре ковчега, чтобы оценили они достоинства позолоченных и осмоленных ковчегов. Они же оценили два позолоченных как достойные самой высокой цены, ибо полагали, что в них вложены царские венцы и пояса. О ковчегах же, обмазанных смолой и дегтем, сказали, что они достойны малой и ничтожной цены. Тогда царь сказал им: «Знал я, что так скажете, ибо, поверхностное имея зрение, воспринимаете вы лишь внешний образ; но не так следует поступать, а внутренним зрением подобает видеть сокрытое внутри — ценное оно или не имеющее цены». И велел царь открыть позолоченные ковчеги. Как только раскрыли ковчеги, страшный смрад повеял оттуда и безобразное открылось взорам. И сказал царь: «Это подобие тех, кто облечен в сверкающие и дорогие одежды и горд своей славой и могуществом, внутри же полон мертвых и смердящих костей и злых дел». Затем повелел открыть ковчеги, покрытые смолою и дегтем. И когда их раскрыли, все поразились прекрасным видом лежащего в них, и благоухание исходило из них. И сказал царь вельможам: «Знаете ли, кому подобны эти ковчеги? Подобны они тем двоим смиренным и в жалкие одежды облеченным; вы же, видя их наружный образ, поносили меня за то, что я до земли поклонился перед лицом их. Я же, разумными очами познав благородство их и красоту душевную, почел за честь для себя прикоснуться к ним, считая их дороже царского венца и лучше царской одежды». Так устыдил царь своих вельмож и научил их не обманываться видимым, а внимать разумному».
«Твое только то, что ты отдал другим» (Иоанн Златоуст)
В толпе ты наблюдаешь толпу,
В горах ты наблюдаешь горы.
С открытыми глазами ты
Наблюдаешь существование мира.
С закрытыми глазами ты
Наблюдаешь самого себя.
Ты только одно – наблюдение.
А для чего мы наблюдаем за всем происходящим в этом мире? Нет, это далеко не простое любопытство, это всегда и во всем выбор личных приоритетов – на каких принципах строить свою жизнь. Наш ум через глаза, уши (через все пять внешних чувств) выбирает для себя те основы жизни, которые способны принести всевозможные виды личной удовлетворенности, те, которые способны хоть в малой степени удовлетворить похоть, гордыню и корыстолюбие – три базовых приоритета для полноценной жизни человеческого тела. Ему, нашему телу, кроме этого более ничего и не надо (ну и питание, естественно, в первую очередь). На этом все его запросы к жизни практически исчерпаны.
Эти привычные шаблоны копятся не только в течение этой жизни, они накапливались в течение многих жизней и стали мощными, как огромные облака, горы, океаны. И своей мощью пытаются управлять людскими жизнями и зачастую им это удается. Однако какая бы деятельность ни происходила на поверхности ума, она не способна затронуть исходную реальность души и разума – носителей истины. Реалии жизни ума – для себя, любимого, все ублажения, только для него. Все то, что касается истины духовной направленности, связано со служением, то есть отдачей.
Великий Лао Цзы так отзывался о служении (IV век до н.э.):
Небо и земля бессмертны.
Почему небо и земля вечны?
Потому что они существуют не только для себя.
Вот почему небо и земля вечны.
Так и мудрец ставит себя позади всех,
Поэтому оказывается впереди.
Он созерцает жизнь,
Поэтому она продолжается.
Служите интересам других
И все ваши нужды восполнятся.
Только бескорыстными действиями
Нам желательно понять одну скрытую от нас закономерность – в каждого человека специально внедрена система борьбы противоположностей наших чувств, идущих из ума и души. И главное – осознать, с какой целью это вложено в нас. Это своеобразная система тренинга всех качеств добропорядочности человека со своими же отрицательными свойствами.
В ином бы случае, в отсутствии этой борьбы противоположностей, во-первых, вся положительность согласно адаптационным процессам постоянно теряла свой потенциал, ну и главное – все мы в этом случае были бы некими биороботами.
И в этой связи нам представляется, что Замысел Творца относительно человечества состоит в том, чтобы каждый индивидуум вначале разобрался в этих взаимоисключающих механизмах осознания себя как духовной личности и, приняв соответствующее решение, включился в борьбу с самим собой. Но вся неординарность этого процесса в том, что человек может отказаться от идеи Бога – Он допускает и такую возможность, при этом не наказывая его. В этом случае (отказа от борьбы за чистоту и благость своей жизни) мы непременно будем наказаны самими собой – вначале на психическом уровне, а затем обязательно и на физическом, через болезни и несчастные случаи. И тогда понимаешь, что и на самом-то деле «ничто на Земле не проходит бесследно» как для каждого человека, так и для всей цивилизации.
И вот здесь нам необходимо возвратиться к Лао Цзы и процитировать всего две его строчки из 7-го джана:
Служите интересам других,
И все ваши нужды восполнятся.
Это не просто совет. Это один из основных Божьих законов, но принять его мы способны, только одолев своих внутренних конкурентов за право управлять нашими жизнями. Забота об интересах других и служение им приведет к сравнению ваших поступков с непрекращающимся ритмом Божественного начала. Эго, наоборот, желает противоположного, оно говорит нам, что надо думать о себе в первую очередь и получать то, что принадлежит нам, пока кто-либо не обошел нас. Самой большой проблемой в следовании эго является то, что вы практически всегда попадаете в ловушку своих желаний и стремлений, которым, во-первых, нет конца, да и достичь их невозможно.
Как только вы добиваетесь в мыслях и поступках заботы об интересах других, вы активизируете самую главную энергию жизни – любовь, которая есть синоним отдаче. Старайтесь как можно чаще в любых ситуациях интересы других ставить не ниже собственных. Остановите гонку и станьте помощником Бога, ведь служение – это Его первое и главное качество. Как говорил Шри Чинмой:
Борис Гребенщиков: «Наше – только то, что мы отдаем» (+ВИДЕО)
На второй день Пасхи Ватопедский монастырь на Святой Горе Афон посетила небольшая паломническая группа из Московской Духовной академии. В ее составе находился российский рок-музыкант Борис Гребенщиков. Впечатлениями от своего первого паломничества на Афон, мыслями о творчестве и современной жизни музыкант поделился с интернет-журналом Общества друзей монастыря Ватопед «Пятый элемент».
-Борис Борисович, музыка, как известно, это некий способ общения между людьми, cпособ передать мысли или нечто невыразимое простыми словами. Если говорить о музыке как о способе общения, то какой способ для Вас наиболее приемлем?
-Мудрые говорят, что весь космос — это овеществленная музыка. Я не думаю, что кто-либо из нас композиторов, музыкантов, певцов, кого угодно, может передать свои мысли, музыка значительно больше любых наших мыслей. Я могу только надеяться, что в какой-то момент Бог позволит мне совпасть с музыкой космоса и хоть на три минуты что-то передать в таком виде, чтобы мог услышать не только я, но и все остальные, то есть поделиться. Поэтому для меня важнее всего возможность передавать напрямую.
Скажем, играть стадионам очень хорошее дело, милое интересное и чувствуешь себя великаном или, по крайней мере, умным человеком. Но когда сидишь в комнате небольшой величины то, по моему опыту, передается значительно больше.
Часто получается, что обстоятельства заставляют нас играть в каких-то больших помещениях, но в глубине души я всегда предпочитаю место, где можно в три-четыре инструмента создать гармонию, которой еще не было, и она будет живая.
-Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что весь мир вокруг нас состоит из цветов и звуков, которые создал Творец. Некоторые люди наделены талантом от Творца распознавать эти цвета, звуки и синтезировать их. То есть, получается, эти люди своего не сочиняют, они берут и выражают готовое. Как Вы думаете, в чем тогда заслуга и призвание талантливых людей?
-Воистину глуп тот человек, который думает, что он может сделать что-то свое. Потому, что Создатель значительно больше нас. И все, что мы видим, это овеществленные мысли Создателя. И считать, что мы может создать то, что Он не создал, как минимум эгоистично. Но иногда Господь сподобит, что у человека так получается, что он так влюблен в красоту, что может потратить огромное количество времени, всю свою жизнь на то, чтобы попытаться передать. Что значит передать? Поделиться. Потому, что когда Клод Моне пишет картины, он же не придумывает ничего от себя. Он просто видит глубже, чем видим мы, обычные люди. И он в своих картинах именно это передает: посмотрите как на самом деле все это красиво! Вот, думаю, что это максимум того, к чему человек может стремиться – это быть пораженным красотой и быть пораженным желанием этим поделиться обязательно. Потому что только поделившись, мы это приобретаем. Наше – только то, что мы отдаем.
-То есть, когда Вы делитесь – Вы приобретаете сами, и это раскрывается в первую очередь для Вас самих?
-Причем, более того, это может раскрываться сотни или тысячи раз. То есть, каждый раз, когда я выхожу на сцену, когда мы часто играем концерты, я каждый раз не знаю, как песня пойдет. Какая-то моя любимая песня, я могу ее не понять, могу запороть ее с первой строчки, потом как-то пытаться выправить. А могу очень осторожно к ней подойти, и она сработает в вполсилы. И каждый раз это по-новому. То есть, художнику не повезло, художник делает это один раз, а я это делаю каждый день.
-То есть у Вас каждый раз Ваши песни рождаются?
-Это рождение мучительно для Вас?
-О-о! Очень! То есть всегда получается не то, что хочется, но поэтому всегда есть желание в следующий раз попытаться сделать лучше.
-На Ваш взгляд, какой двигатель для творчества наиболее чист и искренен – вдохновение или идея?
-Идея никогда в творчестве, на мой взгляд, не была важна. Потому, что творчество настолько синтетическая вещь, настолько в нем много всего. То есть можно написать научный трактат, вероятно, и даже для него потребуется вдохновение. Но чтобы написать картину или песню, или что-то, не знаю, пьесу, роман, что угодно, требуется сочетание такого количества факторов, что идея этого не поднимет. Идеи слишком мало. Опять-таки потому же самому, что сознание Создателя больше нашего в бесконечное количество раз. Если у нас есть идея, мы сделаем одномерную штуку. Чтобы сделать многомерную, нужно полностью выбросить все свои идеи. Я по себе это знаю очень хорошо. Я могу сидеть с песней и писать, и писать, и писать день, два, три, год – не будет ничего получаться. Но когда я отпущу это, выкину в окошко, может что-то прийти.
-Какую на Ваш взгляд музыкант должен иметь жизнь для того, чтобы его творчество всегда оставалось ярким? Влияет ли жизнь музыканта на его творчество? И если влияет, то как?
-Наверное, жизнь любого человека во многом определяется не столько его умом, сколько его темпераментом и его опять-таки любовью к красоте. Потому что в двадцать лет, увидев красивую штуку, ты можешь сказать: «Ничего…», а можешь: «Вау! Вот это…» Это может быть в двадцать лет, в сорок лет, в восемьдесят лет. Кто-то из великих японцев писал: «Когда мне было пятьдесят, я научился рисовать один листок. Когда мне было шестьдесят, я научился рисовать два листка и кусочек ветки. В семьдесят пять я научился рисовать три листка. Когда мне будет сто, я научусь рисовать ветку, и мне не будет равных». Вот это подход к жизни, к творчеству. Жак Брель был таким певцом, он был динамитом. Почему он такой был – темперамент. Он любил жизнь. Когда любишь жизнь, у тебя всегда будет, как сказать, что сказать и всегда это будет кипеть. А есть люди, которые идут от идеи и им становится скучно. По-моему.
-Иногда бывает, что музыка как-то отдалена от своего слушателя. А Вы какого контакта со слушателями ищете во время Ваших выступлений?
-В теперешнее время возможностей для контакта, по счастью, стало очень много. То есть, нам предоставлена такая роскошь, как мгновенное удовлетворение желаний. Ты написал песню, ты к вечеру ее записал с помощью компьютера, ты ночью ее выставляешь в интернет, на следующий день у тебя в журнале сто отзывов. Все, самолюбие полностью удовлетворено. «Я доволен» (смеется). Ну, не знаю, хорошо это или нет. Но… Я не так давно заметил одну простую вещь, что в течение жизни все время чего-то ищешь, так или иначе, смотришь, где хорошо, что мне нравится, чего я хочу – очень сложный вопрос. На него ответить почти невозможно. Требуется огромное усилие воли, чтобы хотя бы что-то зацепить. Но когда я играю концерты, смотрю, что в зале стоят люди, их много, и я вижу, что на лицах людей появляется счастье в какие-то моменты. Вот не восторг, не прыганье, не что-то еще, и не это, не сумасшедшее, когда энергию ловят, нет, а просто как будто у людей открылось сердце. На минуту, на две минуты, на секунду. И я стоял как-то раз и подумал, что, наверное, большего счастья человеку вообще не дано. Потому, что я могу видеть святых и ангелов и все остальное и быть на седьмом небе от счастья и выше. Но когда я вижу людей, которые стали счастливы оттого, что я что-то сделал, когда у меня что-то было, и я это отдал, этим поделился – это для меня значительно выше. Если ты можешь помочь другому, что может быть лучше?
-Сегодня человек, на наш взгляд, по преимуществу не знает, что такое человек. Это может произойти, когда человек живет только во внешнем мире и внутренне не стремится познать себя, ни даже предпринять попыток исследования. Внутренняя работа у многих отошла на задний план, а у многих вообще прекратилась. Вы замечали это? Что Вы могли бы сказать об этом состоянии современного общества?
Мне кажется, что мы как люди, задумывающиеся об этом, всегда находимся в проигрышном стоянии, потому что 99% человечества всегда выбирает еду, питье, простые удовлетворения желаний и ничего, связанного с человеческим им, в общем-то, и не надо. Но так было всегда. Насколько я помню, какой-то журналист времен второй династии Рамессидов, то есть где-то 1800 лет до нашей эры, писал: «куда все катится, молодежь не та, нравы распадаются». Так было всегда. Но каким-то чудесным образом всегда культура спасается. Есть люди, может один на поколение, который думает об этом и думает, что он один. Но потом проходит время, выясняется, что где-то в другой стране тоже кто-то думал об этом, что есть какая-то сеть людей все время в человечестве, которая не позволяет огню затухнуть, но даже если он затухнет, он вспыхнет опять потому, что мы говорим о Господнем мире. А Господь на произвол случая ничего никогда не оставляет. Человек может чувствовать себя покинутым, и чувствовать, что он борется с силами, которые ему абсолютно не по силам, но до тех пор, пока мы делаем хоть что-то… Ничего не можешь сделать, хорошо, просвети, научи грамоте одного ребенка, хотя бы что-то. И если что-то передашь, то вдруг выяснится, что здесь, здесь, здесь, все время что-то происходит. В итоге, ба-бах – и не пропало ничего. И так происходит всю историю человечества.
-Расскажите про Афон, Когда Вы в первый раз о нем узнали. Вы говорили, что это Ваша первая поездка, как она состоялась?
-Конечно, про Афон я знал с тех пор, как я себя помню. Где-то кто-то рассказывал, что-то я читал. И естественно всегда это было за гранью представимого, что где-то есть Афон. Потом наш флейтист Андрей Романов лет двадцать тому назад сюда съездил, тоже что-то рассказывал.
И поэтому, собираясь на Афон, я был готов шагнуть в безвоздушное пространство, наполненное какой-то неизвестной мне разноцветной благодатью. И по счастью, я попал в место абсолютно человеческое, нормальное. Потому что благодать проявляется не в том, чтобы ангелы везде пели прямо через микрофоны и чтобы разные цвета сияли, а благодать она во внутреннем мире и чем менее он бросается в глаза, тем он прочнее, на мой взгляд. Именно это меня и радует.
Меня совершенно потрясло богослужение в храме, потому что такого храма я не видел никогда и такого пения я не слышал никогда. И я сидел, когда попал в первый вечер, и я думал, что теперь понимаю, что в России меня немножко смущает. Я понимаю, откуда все идет, и я вижу, где недоделки. На мой скромный взгляд. То есть я вижу, что вот тут не хватило вот этого, тут не хватило вот этого¸ вот тут не доработали, тут было некогда. И понятно, когда есть модель, куда можно приехать, поучиться, вернуться к себе в храм или к себе в город и сказать: ага, я знаю, я знаю, что можно сделать. Поэтому, с моей точки зрения, Ватопед (единственное место, которое я видел на Афоне) уникален именно в том, что он может служить напоминанием о том, как все на самом деле может быть. Для любого храма в России.
-Может быть, по возвращении в Россию Вы попробуете свои силы на клиросе в каком-нибудь храме? Потому, что Вы же уже слышали и знаете как надо?
-(Смеется) Нет. Я боюсь, что впустую потрачу свое время и время других людей. Потому, что когда Бог дает какой-то талант нужно заниматься, с моей точки зрения, только им. Иначе будешь отвлекаться. Я по себе знаю, когда у меня есть свободное время, я бегу рисовать картины, так себе они получаются, но я для себя рисую. Но, если я начну заниматься чем-то другим, то у меня рассеется фокус и я не смогу сделать того, что я делаю.