Нательный крестик без распятия что означает

Нательный крест без распятия — символ христианства

Православный нательный крест без распятия имеет довольно древнюю историю, и, наверное, поэтому сегодня можно встретить очень много разновидностей этих предметов. Как все мы знаем из истории, на протяжении времен у разных народов христианского мира существовали самые разные нательные проваславные кресты — с распятием и без распятия, с разным количеством концов — трехконечные, выполненные в форме буквы « Т», четырехконечные, восьмиконечные, равносторонние или неравносторонние. Но самым распространенным вариантом в православном мире считается восьмиконечный нательный крест, на котором распятие может быть изображено, а может и нет. Хотя многие священники говорят, что строгих правил насчет ношения нательного креста определенной формы не существует.

Нательные кресты, на которых нет распятия Спасителя, считаются наиболее древними. В самом начале христианской эры изображалась только геометрическая форма креста, которая уже сама по себе являлась символом христианства. По прошествии некоторого времени на кресте начали изображать распятие Христа в сочетании с некоторыми другими символическими элементами. Распятие на нательных и других крестах начали изображать только во втором-третьем веке. А уже в седьмом веке греческий ученый монах Синаит ( который в то время являлся игуменом Синайской горы) написал свое полемическое сочинение, которое впоследствии стало знаменитым, и проиллюстрировал его изображением Распятия.

При этом в своем сочинении он первым использовал греческий круцификс, другими словами — восьмиконечный крест. И впоследствии, когда переписчики переписывали его труд, он их просил как можно тщательнее перерисовывать данный крест. И так как преподобный Анастасий Синаит был очень уважаемым человеком, то изображение такого креста становится на Востоке общераспространенным.

Можно сказать, что изображение распятия на нательных крестах начали выполнять относительно недавно. По свидетельствам многих историков и экспертов вплоть до семнадцатого века в ходу был нательный крест без распятия. И по мнению многих священников, нательные крестики, на которых имеется распятие, не соответствуют христианским канонам — так как на них имеется изображение Христа, то они автоматически превращаются в икону, а она, в свою очередь, предназначена для молитвы и непосредственного восприятия. А если носить золотую нательную иконку, скрывая ее от людских глаз, то велика вероятность того, что она будет использоваться не по назначению, то есть как магический оберег или амулет. Ведь крест является священным символом, а распятие — образом. И если священники носят на груди кресты с распятием, то они носят их на виду, поэтому окружающие, видя его, вдохновляются на совершение молитвы. Ну а что касается нательных крестиков, которые мы носим на груди, то считается, что на них не должно быть распятия, поскольку они являются символом.

Но следует заметить, что не стоит смущаться данным обстоятельством и каким-либо образом бороться с этим. Но вот воспринимать смысл этого образа желательно в духе древней Церкви. И в качестве примера, иллюстрирующего отношение к данным, казалось бы, незначительным правилам, можно привести следующий эпизод. Еще в четвертом веке было принято правило Василия Великого, вошедшее в Номоканон, в котором, в частности, говорилось — « Всякий, на ком надета какая-либо икона в качестве ладанки, должен подвергаться отлучению на три года от святого причастия». Как видно, уже в те времена святые отцы Церкви довольно строго следили за отношением к образу, иконе, стояли на страже Православия и всячески ограждали его от проявлений язычества.

Традиция носить нательный крест без распятия или с распятием уходит своими корнями не только в традицию почитания Господнего Креста, но и всем содержанием существования христианина. Ведь еще во время обряда крещения, когда священник возлагает на человека нательный православный нательный крест, он напоминает ему о его жизненном пути. То есть Христос сказал — « Кто хочет за мной идти, возьми свой крест и следуй за мной».

И получается так, что каждый, кто живет только для себя, в конечном счете оказывается духовно бесплотным, и наоборот, те, кто прошли сквозь крест, получают жизнь с Богом.

Источник

Православная Жизнь

Всё изменилось после того, как Христос, наш Спаситель, искупив грехи человеческие, взошёл на Крест и вместе с Собой на Крест поднял грехи всего человечества. С этого момента крест становится символом спасения каждого православного христианина. Нося на себе это знамя, каждый христианин несёт свой личный крест, который Господь ему вручил во время таинства Крещения. Наш нательный крест — знамя нашей победы над грехом. Как правильно обращаться с этим знаменем?

Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть фото Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть картинку Нательный крестик без распятия что означает. Картинка про Нательный крестик без распятия что означает. Фото Нательный крестик без распятия что означает

Миф № 1. Нательный крест нельзя снимать ни при каких обстоятельствах.

Крест действительно нельзя снимать. Он оберегает человека. Он всегда должен быть на нас. Нося на себе крест, мы исповедуем Христа. Но бывают моменты, когда, допустим, в больнице во время лечебных мероприятий, крест желательно снять. Это не говорит о том, что его надо вообще убрать. Его можно надеть на руку, положить в карман. Когда мне делали операцию, врачи сказали снять крест. Но я надел его на руку.

Крест должен быть всегда либо на человеке, либо рядом с ним. Когда человек с крестом — он с силой Божьей. Но, с другой стороны, не надо к кресту относиться как к какому-то талисману или оберегу. Крест — это не талисман. Это знамя нашего спасения.

Миф № 2. Крест может быть только из серебра или олова. Золотой крест оскорбляет Христа — этим человек показывает свою любовь к богатству — и лишает человека помощи небесных сил.

Неважно, из какого металла сделан крест — из серебра, золота, олова или дерева. Главное, чтобы человек относился к нему как к знамению своего спасения. Очень часто для человека крест — не символ спасения, а некое украшение, наряду с кольцами, браслетами, цепочками. Конечно, таким отношением человек оскорбляет Христа. Если он выставляет свой крест напоказ как символ своего богатства — это оскорбление Бога.

Крест не надо выставлять напоказ, носить поверх одежды. Крест должен быть у тебя на груди. А из какого металла он сделан — это сугубо личные предпочтения. Даже если он сделан из золота — я не вижу здесь нарушений.

Миф № 3. Ни в коем случае нельзя показывать свой крест другим, иначе человек будет доступен действию темных сил.

Если человек ведёт христианский образ жизни, кается в своих согрешениях, причащается, совершает добрые дела, бес к нему не подступит. Вера без дел мертва. Ты можешь сколько угодно верить, носить на себе хоть пять крестов, но если ты ничего не делаешь во имя своей веры, эта вера мёртвая.

Неважно, в каком месте ты носишь крест, важно — исповедуешь ли ты христианство своей жизнью, своими поступками, или для тебя христианство как некая ширма, красивый ритуал.

Действительно, не стоит носить крест напоказ. Но не потому что к тебе подступят лукавые силы, а потому что крест — это не украшение.

Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть фото Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть картинку Нательный крестик без распятия что означает. Картинка про Нательный крестик без распятия что означает. Фото Нательный крестик без распятия что означает

Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.

Часто можно увидеть, что люди надевают на себя и крест, и иконку, и ладанку. На одной руке браслет с иконками, на другой браслет с крестом, на поясе повязка с молитвой… Но это прямое язычество. Человеку кажется, чем больше он на себя чего-то наденет, тем больше у него будет защита. Так думали язычники — чем больше я жертв богам принесу, надену амулетов, тем лучше боги будут меня оберегать.

Православный христианин понимает, что нательного креста вполне достаточно. Не надо его чем-то «усиливать». Как говорит сейчас продвинутая молодёжь, не надо «апгрейдить». Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.

В первые века христианства крест на груди носили лишь внутри медальона. Это было связано с невозможностью открыто исповедовать свою веру. Нередко вместо креста на внутренней части медальона изображался Агнец. Например святитель Григорий Великий, папа римский, в VI веке послал королеве Ломбардской Феоделинде два плоских медальона с изображением на них распятия для ношения на груди.

Однако в актах VII Вселенского Собора, проходившего в XVIII веке, (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (умер в 304 году).

О нательном кресте, даваемом младенцам в таинстве Крещения, говорит в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Порицая неразумных женщин, возлагавших на крещёных младенцев амулеты, он писал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».

Кресты всегда было принято христианами носить под одеждой. Поверх неё их надевали только духовные лица или князья.

Миф № 5. Потерять нательный крест — к несчастью (другой вариант — к счастью, так как потерянный крест принимает на себя все грехи своего владельца).

Мы все живём в активном мире. Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Ничего страшного в этом нет. Крест — это не талисман или оберег. Нужно прийти в храм и купить в иконной лавке другой. Нельзя придавать этому какое-то значение — что я потерял крест, с ним ушли мои грехи, или пришли новые — нет, это заблуждение. Надень новый и с верой и молитвой носи его.

Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть фото Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть картинку Нательный крестик без распятия что означает. Картинка про Нательный крестик без распятия что означает. Фото Нательный крестик без распятия что означает

Миф № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста — это смена судьбы.

Когда я ещё не был священником, то, бывало, находил нательные кресты. Я просто относил их в храм. Там прекрасно знают, что с ними делать. Если ты нашёл крест — ни в коем случае нельзя пройти мимо, чтобы святыня не попиралась ногами. Нужно забрать его и принести в тот храм, в который ты ходишь, отдать священнику либо в иконную лавку.

А суеверия, что я нашёл крест и взял на себя чьи-то грехи или изменил судьбу — это из области магии. Христианство вообще отрицает понятие судьбы. Свою жизнь человек строит сам. Человек — абсолютно свободное творение Бога. Он волен выбирать, идти ему влево или вправо, творить зло или добро.

Говоря о судьбе, мы говорим о каком-то преопределении в своей жизни. Это ошибка. Предопределения нет. Есть дары, которые Господь даровал каждому человеку при его рождении. Один хорошо рисует, другой хорошо пишет, третий прекрасный математик. Этот дар зависит только от тебя — либо ты будешь его развивать, либо закопаешь в землю. Это и есть твоя судьба.

Мы недавно в Евангелии читали притчу о талантах — кто-то их приумножил, а кто-то зарыл в землю. Те люди, которые свои таланты приумножают, имеют счастливую жизнь, а те, кто закапывают — несчастную. Но зависит это не от Бога, а от самого человека.

Когда мы говорим «не сложилась жизнь» или «не сложилась судьба», то прежде всего нужно посмотреть на поступки этого человека, как он распорядился теми дарами, которые давал ему Господь. А нательный крест к этому абсолютно никакого отношения не имеет. Это знамя нашего спасения. К твоей судьбе имеешь отношение только ты сам — твои дела и поступки.

Если ты надел на себя сегодня один крест, а завтра другой, и у тебя что-то в жизни пошло не так, то крест здесь ни при чём. Ищи проблему в своей жизни. Анализируй свои действия и поступки и делай выводы.

Миф № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.

Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Духи умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище. Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.

С ранних веков появились разные формы православных крестов, каждая из которых имела своё духовное значение.

Крест восьмиконечный

Он наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина означает надписание «Иисус Христос Царь Иудейский», которое сделал Понтий Пилат, а нижняя — подножие.

Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть фото Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть картинку Нательный крестик без распятия что означает. Картинка про Нательный крестик без распятия что означает. Фото Нательный крестик без распятия что означает

Крест «мальтийский», или «георгиевский»

Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Георгиевский крест стал высшей наградой воинов. Нередко кресты такой формы встречаются и в качестве нательных.

Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть фото Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть картинку Нательный крестик без распятия что означает. Картинка про Нательный крестик без распятия что означает. Фото Нательный крестик без распятия что означает

Крест каплевидный

«Капли» на концах символизируют кровь Иисуса. Такой крест впервые был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого II веком. Он также символизирует борьбу за веру до конца.

Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть фото Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть картинку Нательный крестик без распятия что означает. Картинка про Нательный крестик без распятия что означает. Фото Нательный крестик без распятия что означает

Крест четырёхконечный

Православная Церковь, называя этот крест «латинским», не отвергает его, также признавая истинной формой креста, равночестной другим. Начиная с III века такое самое простое изображение креста появляется в римских катакомбах.

Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть фото Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть картинку Нательный крестик без распятия что означает. Картинка про Нательный крестик без распятия что означает. Фото Нательный крестик без распятия что означает

Крест святой Нины

По преданию, крест, сплетённый из веток виноградной лозы, вручила Пресвятая Богородица просветительнице Грузии, посылая её на проповедь. Реликвия хранится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Уменьшенные копии святыни очень популярны в Грузии.

Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть фото Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть картинку Нательный крестик без распятия что означает. Картинка про Нательный крестик без распятия что означает. Фото Нательный крестик без распятия что означает

Миф № 8. Дарить нательный крест могут только родители, крёстные или священник, так как это очень личная вещь.

Нет никаких препятствий никому для этого. Если вашему ребёнку подарили крест, придите в храм, освятите его, и пусть ребёнок носит. Верующий человек с радостью примет крест для своего ребёнка либо внука, внучки.

Миф № 9. Если нательный крест потемнел — он в данный момент ведёт активную борьбу против тёмных сил.

Если крест потемнел — это значит, что он окислился. Когда серебро или золото окисляется, оно темнеет. Так происходит время от времени. Придавать этому какой-либо смысл не стоит. Сам по себе крест не ведёт никакой борьбы. Борьбу ведёт человек, который носит этот крест: с самим собой, со своими страстями. Крест своей силой помогает человеку. А если он потемнел — значит, металл окислился. Грех или тёмные силы не отображаются в виде темноты на твоём кресте. Я советую всем изучать законы химии.

Миф № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест — грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них.

Не надо обращать внимания на такие вещи. Мы не язычники. Бывает, что в автомобиле упала иконка, и какое-то время спустя пробилось колесо или ещё что-нибудь случилось. Человек думает: вот, Господь меня предупреждал. А на самом деле не надо ездить на лысой резине.

Порвалась у тебя цепочка или сломалось ушко у крестика — ничего страшного. Пойди к ювелиру, пусть припаяет. Цепочка, которая постоянно висит на шее, перетирается. Это научно объяснимое явление. Придавать этому какое-то оккультное значение не стоит.

Если постоянно придавать всему мистическое значение, можно скатиться в оккультизм. Я таких людей вижу каждый день, и мне их жалко. Вместо того чтобы прийти в храм помолиться, исповедаться, они озираются вокруг: тут у меня цепочка упала, тут у меня ещё что-то случилось… Вместо молитвы к Богу, общения с Ним, они постоянно наблюдают за «приметами». А бес над такими людьми просто смеётся — он им посылает всё новые и новые моменты, на которые они будут обращать внимание.

Если ты боишься примет, приди в храм, исповедуйся, причастись, послушай проповедь священника или архиерея. И ничего не бойся.

Крест с распятием

Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Господа Иисуса Христа на кресте относится только к V веку. Это распятие на дверях церкви святой Сабины в Риме. Однако долгое время — до IX века включительно — Спаситель изображался в длинном одеянии как бы стоящим перед крестом, не только воскресшим, но и торжествующим. Только в Х веке появились изображения собственно распятия.

Крест «терновый венец»

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Венец Христа, изображённый на нём, символизирует победу и награду: «венец правды» (2 Тим. 4:8), «венец славы» (1 Пет. 5:4), «венец жизни» (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).

Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть фото Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть картинку Нательный крестик без распятия что означает. Картинка про Нательный крестик без распятия что означает. Фото Нательный крестик без распятия что означает

Крест старопечатный «плетеный»

Византийское плетение заимствовалось славянами и стало частью их церковного искусства. Наиболее часто изображения «плетёных» крестов встречаются в болгарских старопечатных книгах.

Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть фото Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть картинку Нательный крестик без распятия что означает. Картинка про Нательный крестик без распятия что означает. Фото Нательный крестик без распятия что означает

Крест схимнический, или «Голгофа»

С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе, где впоследствии был распят Христос. Возле изображения Голгофы прописаны буквы «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова. Буквы «К» и «Т» — подписи к копию воина и трости с губкой.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа, «НИКА» — Победитель, на титле или около неё: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий — или «I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский, в самом верху: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.

Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть фото Нательный крестик без распятия что означает. Смотреть картинку Нательный крестик без распятия что означает. Картинка про Нательный крестик без распятия что означает. Фото Нательный крестик без распятия что означает

Миф № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать.

Сломанный нательный крест следует отнести в храм. В каждой церкви собирается очень много подобных вещей, которые приносят люди. Эти вещи просто хранят. Старенькие иконы, у которых уже стёрлись лики, сломанные крестики. Они сохраняются в святом месте.

В нашем Покровском храме Зайцево наверху, на хорах, есть ризница, и в ней специально отведённое место, где сохраняются такие иконки, крестики, которые люди приносили в храм со словами «Батюшка, мы не знаем, что с ними делать». Зайцево — посёлок старинный, и у очень многих людей такие вещи дома были. Обязательно нужно принести такие святыни в храм, чтобы они не попирались или кто-нибудь их не выбросил.

Если крест из благородного металла, золота или серебра, владелец может отнести его в ювелирную мастерскую и попросить переплавить в другой крест. Но нельзя выплавлять из него какое-то другое изделие. Неправильным будет и продать его.

Ни в коем случае нельзя святыню выбрасывать куда-либо — в реку или озеро, а также закапывать. С крестом нельзя так обращаться. Даже если храм далеко, человек, который носит крест, всё равно ведь его посещает.

Крест — знамя нашего спасения. Мы ведь не закапываем свои знамёна. Знамя, которое приходит в негодность, сдаётся в музей, где оно с почестями хранится. Если твой крест сломался или он уже старенький — отнеси его в храм, где он будет храниться с почестями.

Миф № 12. Если обменяться крестами — люди станут ближе друг к другу духовно.

Это неправда. В народе существует, действительно, такой обычай: меняются крестами и после этого считают себя крёстными братьями. Когда кто-то хотел выразить признательность другому человеку или стать ближе с ним, то совершал такое символическое действие в знак своей дружбы.

В моём понимании это не более чем хороший, добрый обычай. Придавать этому мистическое значение, безусловно, не стоит. Мы все братья и сёстры во Христе, в духовном смысле, и братья и сёстры даже в физическом смысле. Мы все произошли от Адама и Евы, и каждый человек — брат другому.

Источник

Крест без распятия — символ или просто украшение?

Насколько уместно православным христианам носить крестики без распятия, купленные в ювелирных магазинах?

Какова история формирования нательного креста? Когда на нем начали появляться распятия, надписи?

Виды и способы ношения нательных крестов

Крест — главный символ христианства и объект христианского искусства, выражающий духовные смыслы чрез художественно-эстетические формы. Кресты, предназначенные для ношения на груди, как предметы личного благочестия и свидетельствующие о христианском служении человека известны с самых первых веков христианства. Но особенно широкое распространение и почитание они получили в русском православии, где отношение к нательному кресту самое благоговейное. Безусловно, формы и особенности крестов с течением времени изменялись не только на Руси, но и у разных народов, но эти изменения как раз и иллюстрируют смену богословских воззрений и эстетических вкусов в христианском искусстве.

Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка ( реже круга или овала) состоящего из двух створок и пустого внутри, с наружной стороны которого изображались монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. В дальнейшем он приобрёл крестообразную форму и в таком виде являлся в Византии принадлежностью торжественного облачения императорского сана в Константинополе, а позднее Великого князя — на Руси. Большинство византийских нагрудных крестов, сохранившихся в музейных коллекциях, — энколпионы.

В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеской гривной утвари и принадлежностью царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили как епископы, так и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники ( как правило, под одеждой). Известно, что согласно придворному уставу X века Константина Багрянородного, император с соблюдением определённого чинопоследования раздавал в праздник св. пророка Илии серебряные кресты высшим придворным чинам. Исследователь византийского и древнерусского искусства считает, что « и в Древней Руси ношение на цепях подобных крестов не могло не быть связано с известным почётном званием и служило, в известном смысле, его почётным знаком» ( Кондаков клады: Исследование древностей великокняжеского периода. Т. 1. СПб., 1896. С. 181).

Обычай носить крест поверх одежды ( на вороте) встречался и в народной среде, отмечая христианский характер служения человека. Пример такого ношения — изображение мастера Авраама на Западных ( Корсунских) вратах Новгородской Софии ( рис. 1). Исследователь истории русской церкви домонгольского периода пишет, что « носились у нас шейные кресты если не всеми, то князьями, и если не всегда, то иногда не под платьем, а поверх платья» ( Голубинский Русской Церкви. В 4 т. Репринт изд. 1901−1911 гг. М., 1997−2003. Т. 2. С. 478). Кресты-мощевики, а также дорогие нагрудные кресты, носимые поверх одежды, являлись семейными реликвиями, передавались по наследству и нередко приносились в дар Церкви. В период еков ношение наперсных крестов мирянами, в том числе женщинами, было вполне распространено в Московской Руси ( Капков история наперсного креста // Священники — кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия. М., 2012. С. 120−132).

В XVII веке ношение креста поверх одежды получило более широкое распространение и сохранялось до второй половины XIX века. Такой крест имел торжественный праздничный характер. Он дополнялся искусно выполненной цепью и составлял с ней единое целое. Так как цепь была довольно широкая, она не продевалась в ушко креста, как в тельниках, а крепилась на оглавии с помощью кольца или проволоки с двумя петлями. Но такой способ ношения креста подтверждают и современные исследования в области этнографии ( Фёдоров Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 4−5).

Согласно установившейся современной русской православной традиции носить нагрудный крест поверх одежды может только священнослужитель, а для православных мирян нормальным считается ношение креста под одеждой.

История появления нательных крестов

Изображение распятия Христа Спасителя, как и сам крест в памятниках христианского искусства появляются довольно поздно. Причина такого позднего их появления заключается в существовавшем в то время особом представление о кресте и крестной смерти на нём как наиболее позорным видом наказания и смертной казни. «Надобно было пройти многому времени, чтобы изображение распятого Христа, независимо от своего религиозного значения, сделалось открытым символом христианства и заняло видное место в церковном искусстве; нужно было, чтобы впечатление недавнего подавляющего события сгладилось настолько, чтобы образ последнего уже не возбуждал того тяжёлого чувства, каким он сопровождался в непосредственном сознании первохристиан» ( Голубцов по церковной археологии и литургике. СПб., 1995. С. 217). Поэтому только с V в. четырёхконечный крест в греческом или латинском вариантах его изображения становится общеупотребительным в христианстве ( Молодин кресты-тельники // Ставрографический сборник. Книга третья: Крест как личная святыня. М., 2005. С. 86).

Появлению наиболее ранних нательных или как исследователи их называют крестов-тельников, по-видимому, предшествуют нашивные кресты ( VI в.), семантический смысл которых продолжает идею нанесения креста на тело: древние христиане изображали малые кресты на теле и преимущественно на челе ( см.: Голубцов по церковной археологии и литургике. С. 240). Об использовании миссионерами простых нательных крестов и энколпионов свидетельствует уже их наличие в дохристианских захоронениях. «Нередко эти предметы составляли часть женских украшений вместе с зубами животных, монетами и др. Возможно, носившие эти „драгоценности“ женщины действительно верили в особую магическую силу предметов христианской символики» ( Кузнецова A. М. Миссии латинской церкви: Опыт христианского Запада и Центральная и Юго-Восточная Европа на рубеже второго тысячелетия // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. С. 54)

Наиболее ранние кресты-тельники известны в Европе и относят екам. Это четырёхконечные кресты из металла или камня, которые тяготеют к модели « греческого креста», и имеют равновеликие по величине лопасти, а лицевая их сторона и средокрестие украшены циркульным орнаментом и иногда с окружной точкой в центре средокрестия ( рис. 2, 3 и 4). еках появляются кресты-тельники, у которых « центральным персонажем креста становится фигура распятого Спасителя». Яркими представителями таких изделий являются бронзовые кресты из Севастополиса ( рис. 5) и из Смирны ( рис. 6), всю поверхность которых занимает фигура распятого Иисуса ( рис. 7). В дальнейшем появляются существенные дополнения через размещение в круглых пальметках креста, увенчивающих оконечности, ликов апостолов ( рис. 8). Похожими были и наиболее древние кресты-тельники у восточных славян, так называемые корсунские или корсунчики с простым геометрическим или растительным орнаментом ( рис. 9), появившееся с принятием христианства в X веке ( Молодин кресты-тельники. С. 86−91). Как правило, эти кресты повторяли образцы византийского, а иногда скандинавского происхождения. Они, в основном, служили знаком исповедания христианской веры, внося в знакомую славянам символику земли и жизни, солнца и света, новый христианский смысл ( Фёдоров Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 6).

Параллельно с этой возникает и другая традиция крестов-тельников с изображением распятого Спасителя. Они отличаются довольно крупными пропорциями, а также размещением фигуры распятого Иисуса на всей поверхности лицевой части креста. Обе иконографические традиции получили своё развитие и в дальнейшем. Так на кресте из г. Майнца ( VII или VIII в.), в его оглавии над головой Спасителя, помещена дощечка с надписью: IСХIN? ( далее нечитаемая) — Иисус Христос из Назарета, а над ней две рельефные окружности с символами Солнца и Луны ( рис.10). На другом похожем кресте из д. Сады ( Чехия) в оглавии креста, над головой Спасителя, изображена рука Божия ( рис.11), а на византийском золотом крестике VII в. ( рис. 12) изображены Христос и четыре евангелиста ( Молодин кресты-тельники. С. 94−100).

Иконография тельных крестов еков довольно лаконична. В основном это изображение Христа — благословляющего или распятого. Крест, как орудие казни, обычно не показывался, а обозначался над головой Спасителя в виде маленького крестика ( рис.13). На Христе — лентий ( набедренная повязка) или коллобий ( длинное византийское одеяние). «Лентий на чреслах Иисуса Христа в рассматриваемый период времени ( с VI по X век) встречается лишь изредка, в XI веке он становится преобладающим, а с XII века — единственным одеянием распятого Спасителя» ( Покровский в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб, 1892. С. 361). Дополнительные атрибуты распятия отсутствовали.

С V века на папирусных амулетах, затем на нательных крестах и энколпионах, и даже на иерейском облачении встречается надпись из двух крестообразно записанных слов fw¤j и zw» ( фос и зоэ), означающих свет и жизнь. Иногда на кресте или рядом с ним изображались греческие буквы A и W ( рис. 14), а балки креста украшались растительным орнаментом и часто принимали на концах троичную форму крина — древнего символа жизни, а теперь ещё и Живоначальной Троицы. Нередко цветение изображалось не на концах балок креста, а в его основании, которое, превращаясь в растительные побеги, раздваивалось. В этом случае крест приобретал форму, напоминающую раннехристианские изображения якоря или корабля, включая в себя их символику ( рис. 15). Процветшие кресты в такой символике широко известны в искусстве Византии и древней Руси во все времена ( Фёдоров Креста. История и символика православных нагрудных крестов. СПб., 2000. С. 6−7).

В Х-ХI в. в Скандинавии и в Северной Европе появляются нательные кресты со схематично переданной фигурой распятого Иисуса ( рис.16), а изображения некоторых из них становятся более схематичными ( рис. 17) и примитивными, по сравнению с им предшествующим ( рис.18). Но в то же время параллельно вместе с ними в Европе Х-ХI вв. по-прежнему бытуют образцы простейших форм крестов без каких-либо изображений, а также с усложнением и вычурности формы и орнаментации ( рис. 19, 20).

Примечательно, например, что на золотом крестике ХII века ( хранится в Национальном музее Копенгагена) в особо выделенном квадрате изображён Андреевский крест ( рис. 21). Абсолютные аналоги данного изделия, изготовленные из бронзы и серебра, были известны на Руси в ХII-ХIII веках и в Скандинавии.

А в ХII в. мода на кресты-тельники с Распятием в Скандинавии вообще проходит, и они могли, например, как и прежде украшаться циркульным орнаментом ( рис. 22), или же в углах их средокрестия делались округлые выемки ( рис. 23) или же углы средокрестия, как и его центр были выделены рельефными окружностями ( рис. 24) или же округлые лопасти креста, как и средокрестие оформлялись в виде медальонов ( рис. 25) ( Молодин кресты-тельники. С. 116−117).

В ХIII-ХIV веках продолжается развитие выше обозначенных тенденций в иконографии креста. Как пример можно указать на кресты конца ХIV века из клада у деревни Ай-Василь ( Крым): на лицевой стороне одного из них изображение Богоматери Одигитрии с младенцем на руках, а на обороте — Распятие ( рис. 26). А на другом кресте изображения размещены в обратном порядке ( Молодин кресты-тельники. С. 123−124).

Более подробная иконография была на крестах-энколпионах. На них имелись изображения благословляющего Христа, Распятия с предстоящими, солнца и луны в виде астрологических знаков ( рис. 27), пятичастного Деисиса, четырех евангелистов или их символов, Божией Матери, апостолов, Архангелов и особо почитаемых святых ( рис. 28); изображения помещались не только на лицевой, но и на оборотной стороне. еках энколпионы поступали на Русь из Византии и Малоазийских земель. Их отечественное производство до XIII века ( в домонгольский период) было сосредоточено в Киеве.

Древние русские энколпионы повторяли византийские образцы, близкие к пропорциям греческого креста со слегка удлинённой вертикальной балкой. Наибольшее распространение получили энколпионы с закруглёнными концами и полукруглыми выступами по сторонам каждого конца. Все пространство креста занимали иконы ( рис. 29). На древних энколпионах ( до XI века) они выполнялись в технике глубокой гравировки по отшлифованной поверхности креста. Поскольку в восприятии христианства на Руси важнейшую роль играли иконы, то и кресты с иконографическими изображениями получили в последующие века широкое распространение, а большинство крестов с XIV века имеют иконографические изображения как на лицевой, так и на оборотной стороне ( Фёдоров Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 6−7).

Встречаются нагрудные кресты, у которых на лицевой стороне отсутствует изображение Спасителя, например, энколпионы X века восточного происхождения ( сиропалестинский регион). Их лицевая и оборотная стороны без образа Христа равнозначны, и каждая имеет гравированное изображение в рост Божией Матери ( рис. 30), архангела Михаила, либо святых воинов Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Стратилата, либо других местнопочитаемых святых. С XVI века на обороте крестов встречается образ святого Ангела-хранителя, напоминающий широко распространённое изображение на древних крестах архангела Миаила ( Фёдоров Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 17).

По меньшей мере с ХV века кресты-тельники выполнялись, по-видимому, для богатых и как ювелирные украшения. Эта тенденция получает развитие в Европе, о чём свидетельствуют некоторые ювелирные украшения, изготовленные из золота и драгоценных камней, где крест являлся смысловой основой произведения. Так на одном из двух крестов, найденных в местечке Фишпул ( Англия) и датируемых ХV в. в круглом средокрестии вставлен полудрагоценный камень, а на втором всю площадь креста занимают вставки из камня тёмного цвета ( рис. 31). Так же в качестве примера можно привести и крестовидную подвеску ( рис. 32), некогда принадлежавшую герцогу Альбрехту V в ХVI веке ( Молодин кресты-тельники. С. 124).

К концу XV, а особенно к XVII веку появляются нагрудные кресты восьмиконечной формы ( рис. 33) или имеющие выступы на вертикальной балке, имитирующие элементы восьмиконечного креста ( рис. 34). В дальнейшем восьмиконечный крест, имея на Руси самое широкое распространение, становится символом Русской Православной Церкви, при этом не умаляя значения четырёхконечного креста и креста с двумя перекладинами, которые также признаются образами Креста Христова. Он оказал влияние и на основную четырёхконечную форму нагрудного креста. ( Фёдоров Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 11).

В XVII веке, в условиях общего духовного кризиса, как защита от влияния западного искусства и народных верований, складывается своеобразный символический язык русского православного нагрудного креста с отличающейся сложностью формы и декоративностью, и заменой иконографии символическими изображения и надписями ( рис. 35, 36). Но не смотря на преобладание таких крестов в период еков они не вытеснили кресты с иконографическими изображениями, но в дальнейшем повлияли и на их стиль ( Фёдоров Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 19). А утверждение некоторых старообрядцев что « изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно ( по крайней мере, после XVII века)» ( http://starove.ru/obychai/krestik/) безосновательны и не подтверждается исследователями. «И старообрядцы, и никониане использовали ( в XVIII — начале XIX вв.) в качестве тельников кресты, основные формы, иконографии и декор которых сложились в XVII в. ещё до раскола… Попытки интерпретировать какие-либо кресты как старообрядческие, т. е маркирующие принадлежность к старообрядческой ветви православной церкви некорректны, кроме, возможно, тех случаев, когда об этом свидетельствует вариант молитвы креста на обороте…» ( Самигулов раз о литых крестах-тельниках конца XVII-сер. XIX в. ( к вопросу о старообрядческих крестах) // Культура русских в археологических исследованиях. Омск, 2008. С. 216−217).

Обратная сторона таких символических крестов обычно выполняла функцию прославления искупительной Жертвы Спасителя и Креста Господня, посредством которого искупление свершилось. Для этого использовались символические орнаментальные мотивы ( рис. 37), как и на лицевой стороне креста, или тексты молитв и славословий Кресту ( рис. 38). Наиболее распространённой является надпись: «Кресту твоему покланяемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим». Не менее часто встречаются слова псалма 67: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…», но также были распространены и слова похвалы кресту: «Крест хранитель всея вселенныя…» или Иисусовой молитвы, или слова апостола Павла ( 1 Кор. 1, 18; Гал. 6, 14). Такие тексты молитв на крестах, помимо своего содержания, выполняли ещё и эстетическую функцию, создавая своеобразные орнаменты из букв ( рис. 39). На обороте древнейших византийских и русских тельных крестов встречаются и просительные молитвы с обращением ко Господу и Богородице и просьбой помощи. Таким примером служит надпись на древних крестах « Богородица помогай» и современная молитвенная надпись, появившаяся в конце XIX века: «Спаси и сохрани». ( Фёдоров Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 21).

Украшение или святыня

На протяжении всей истории христианства традиция почитания Креста и церковное искусство, связанное с ней развивались и обогащались, отражая развитие христианского богословия, иконографии и эстетики конкретной эпохи. Вопрос формы и практики ношения нагрудного креста в православии — это вопрос традиции, а не канона. За всю многовековую историю не известно о существовании какой-либо строгой регламентации или канонов относительно его формы, иконографии и надписей. Существующие же письменные установления и предписания, относительно правил ношения крестов, касаются только священнослужителей, а ношение нагрудного креста мирянами является выражением их личного благочестия и поэтому, по-видимому, и остаётся в сфере устной традиции ( Нагрудные кресты древнерусского времени из археологических коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника-каталог. Владимир, 2013. С. 3). «Крест всякой формы есть истинный крест» — эти слова преподобного Феодора Студита ( Преподобный Феодор Студит. Творения. М., 2011) очень точно выражают отношение Церкви к существующему многообразию форм креста. Церковь никогда не препятствовала выражению личного благочестия верующих, если его формы не противоречили основам веры, поэтому этот вопрос и решается индивидуально каждым человеком.

Естественно, что ношение креста в качестве светского ювелирного украшения недопустимо, так как в этом случае священное используется как профаное, а это уже кощунство и поругание святыни ( кощунство: 1) оскорбление религиозной святыни; 2) Глумление, надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-нибудь. Современная энциклопедия. 2000). Христиане же считают, что Крест, в том числе и нательный крест, — это не только напоминание о нашей вере и уповании, но и защита христианина в тяжёлых обстоятельствах его жизни и в искушениях: «сице и сие знамение Крестное благослови, и сопротив всем кознем диавольским Твоего заступления помощь в не влей» ( см. Чин « Благословение креста для ношения на теле»). Кроме того, с православной точки зрения, ношение христианином креста является для него исповеданием его веры и свидетельством того, что вся его жизнь протекает под знаменем Креста и является служением Христу. Обозначенные функции и выражают « пространственно геометрические подобия этого креста на какой-либо поверхности, или же его пластические копии из дерева, металла и других материалов, с изображением Распятого ( imago crucifixi) или же без него ( crux exemplata)» ( Ильин вопросы символики Креста Господня // Православная мысль. № 1. Париж, 1928. С. 127).

И здесь проблема не в самой форме или способе передачи, или же оформлении креста ( как выше было показано, они могли быть разными), а в самом намерении человека с которым он носит на себе этот священный христианский символ. Ведь, как и ювелирный крест с камнями и без распятия может быть для человека святыней и исповеданием его веры, так и «канонический» крест с изображением Распятия Христа может восприниматься только как стильное и модное украшение. А становится изображение священным образом Креста только по воле самого человека, так как является свойством акта его рецепции — человек своей интенцией принимает этот предмет в свой мир, в мир своих молитв как сакральный символ, когда усилием своей воли называет эту картину тем же именем что и первообраз: «…взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней» ( Определение святого великого и вселенского собора, второго в Никее / Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Казань, 1909. Т. 7. С. 284−285). Поэтому православный христианин и отличает: где крест как сакральный символ, а где геометрическая фигура, где образ Распятия Христова, а где ювелирное украшение. А для остальных ( там, где этой интенции к отождествлению и различения нет) — там, скорее всего, и необходима наша миссионерская работа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *